Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Малого предпринимательства не превышает 25. Правила исправления бухгалтерских ошибок для малого бизнеса. "Срочники" по своей воле

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ вступил в силу 30 июня. Он внес поправки в Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, несколько изменив критерии отнесения хозяйствующего субъекта (юрлица или индивидуального предпринимателя) к субъектам малого и среднего предпринимательства. К их числу относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (кроме ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются определенные условия.

Средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников субъекта не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка субъекта от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

По новым правилам, установленным Законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ, действующим с 30 июня, категория субъекта малого и среднего предпринимательства будет меняться, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет (ранее – в течение двух лет).

Для организаций - доля участия в уставном капитале

С 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов;
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

Правительство РФ установило также новые предельные значения выручки от реализации для отнесения экономических субъектов к категориям малого и среднего предпринимательства. Постановлением от 13 июля 2015 г. № 702 установлено, что порог выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для микропредприятий составляет 120 млн. рублей, для малых предприятий - 800 млн. рублей, для средних предприятий- 2 млрд. рублей.

Напомним, что постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101, которое утратило силу, в целях определения категории хозяйствующего субъекта были установлены предельные значения выручки для компаний и индивидуальных предпринимателей в два раза меньше. Для микропредприятий - 60 млн. рублей, малых предприятий - 400 млн. рублей, средних предприятий - 1 млрд. рублей.

В составе заявки, поданной на участие в электронном аукционе (по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), проводимом в 2017 году, где было установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированные некоммерческие организации, участник продекларировал свое соответствие СМП. Он указал, что ООО подтверждает, что относится к СМП в соответствии со следующим:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%;
- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год (за 2015 год) не превышает 100 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год (за 2015 год) не превышает 400 млн. рублей.
Предшествующим календарным годом является 2016 год, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" указывать надо доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, а не выручку от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год.
Подлежит ли данная заявка отклонению?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
Однако в связи с наличием противоположной правоприменительной практики однозначно оценить правовые последствия принятия аукционной комиссией такого решения не представляется возможным.

Обоснование позиции:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности, декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного Закона N 44-ФЗ.
По смыслу положений N 44-ФЗ декларирование принадлежности участника закупки к СМП, СОНО осуществляется в произвольной форме и осуществляется путем включения в заявку участника заявления (декларации), прямо указывающего на то, что этот участник относится к СМП, СОНО (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2911). Требовать от участника закупки каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП, СОНО, заказчик не вправе ( , Закона N 44-ФЗ, ФАС России от 03.10.2014 N К-1443/14, постановления Тринадцатого ААС от 05.03.2015 N 13АП-26440/14, АС Уральского округа от 26.05.2015 N Ф09-2058/15, Девятого ААС от 12.09.2014 N 09АП-34410/14).
Таким образом, принадлежность к СОНО и к СМП подтверждается только декларированием, то есть простым заявлением, указанием на этот факт в заявке (смотрите также письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 04.04.2014 NN 7158-ЕЕ/Д28И, АЦ/13590/14).
В случае непредставления участником такой декларации или декларирования принадлежности к СМП участником электронного аукциона с нарушением требований, содержащихся в документации о закупке, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе ( Закона N 44-ФЗ, смотрите также Минэкономразвития РФ от 17.02.2016 N Д28и-375).
Как показывает правоприменительная практика, надлежащим исполнением требования, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, признается в том числе проставление значка "V" либо слова "да" в соответствующей графе второй части заявки участника (смотрите, например, Арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2015 N Ф09-2058/15 по делу N А76-17735/2014, Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 01АП-5740/15).
Вместе с тем ничто не запрещает участнику, помимо подтверждения своей принадлежности к СМП, указывать в декларации конкретные показатели, предусмотренные Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и подтверждающие такую принадлежность. Как показывает правоприменительная практика территориальных органов ФАС, то обстоятельство, что в подобных случаях конкретные показатели, указанные участником в декларации с целью подтверждения его отнесения к категории СМП, фактически этого не подтверждают (в частности, в декларации указана среднесписочная численность и (или) размер дохода не за предыдущий, а за позапрошлый год), является достаточным основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (смотрите, например, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 09.01.2017 N 03/ПА, решение УФАС по Магаданской области от 16.08.2016 N 04-30/97-2016, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 07.07.2016 N 06-559/16т, решение УФАС по Мурманской области от 09.06.2014 N 06-10/14-192).
Вместе с тем нельзя не указать на наличие в правоприменительной практике территориальных органов ФАС России примеров иного подхода, в соответствии с которым в целях признания заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе во внимание должен приниматься исключительно сам факт декларирования участником принадлежности к СМП, но не включенная в декларацию дополнительная информация об упомянутых выше конкретных показателях (решение УФАС по Республике Башкортостан от 18.04.2016 N ГЗ-234/16). Учитывая наличие такого подхода, мы не можем однозначно оценить перспективу обжалования вынесенного аукционной комиссией решения о признании указанной в вопросе заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести и составлять . Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1 , ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2019

Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Описание ситуации:

Существует вероятность, что в нашей организации к концу года (в ноябре) оборот по реализации превысит установленный предел для малых предприятий. Если это произойдет, то:

Вопросы:

1.Утрачивает ли предприятие статус малого с нового года?

2.В полном ли объеме сдается отчетность за год?

3.Применяется ли в данном случае ПБУ 18/02 (если да, то с какой даты)?

Ответы на вопросы:

Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства определены в ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Предельный размер выручки для субъектов малого предпринимательства определен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. №556 и составляет:

  • для малых предприятий - 400 млн. руб. в год (без НДС);
  • для микропредприятий - 60 млн. руб. в год (без НДС).

Фактические значения определяются по итогам календарного года. И только если они будут превышать установленные предельные значения в течение 2 календарных лет подряд, по истечении этих 2 лет предприятие переходит в другую категорию.

Отметим, также, что может возникнуть ситуация, когда определенные по этим показателям категории субъектов предпринимательства будут различаться. В таких случаях следует судить о принадлежности бизнеса к малому или среднему, исходя из наибольшего по значению показателя.

Это означает, что если по средней численности коммерческая организация относится к сфере малого предпринимательства, а по выручке - к средним хозяйствующим субъектам, то, по нашему мнению, этот субъект следует считать субъектом среднего предпринимательства.

Если хозяйствующий субъект не соответствует субъектам малого предпринимательства по средней численности (но этот показатель в пределах ограничения для субъектов среднего предпринимательства), а по выручке (или балансовой стоимости) находится в пределах ограничений, установленных для малого предпринимательства, то он будет считаться средним.

1.Таким образом, учитывая приведенные выше нормы законодательства РФ (критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства), представляется, что если в организации, являющейся малым предприятием, показатели или условия, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ, превысят допустимые значения на протяжении двух лет подряд, то организация перестает быть малым предприятием и переходит в категорию среднего. При этом, как отмечено выше, достаточно, несоблюдения хотя бы одного критерия.

2. Учитывая, что статус предприятия определяется по итогам двух лет, то предприятие, являвшееся малым, обязано будет подавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме лишь по итогам года, следующего за двумя предыдущими годами, в которых организацией были не соблюдены критерии малого предприятия. В указанном в запросе случае, если организацией не соблюден какой-либо критерий по итогам первого года, то она не теряет статус малого предприятия, и не обязано предоставлять отчетность в полном объеме.

3. В соответствии с п.2 ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н данное Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями. В отношении всех остальных организаций его применение обязательно. Соответственно, организация являвшаяся малым предприятием, обязана применять указанное ПБУ с начала года, следующего за двумя предыдущими годами, в которых организацией были не соблюдены критерии малого предприятия (по итогам которых она теряет статус малого предприятия).

На заметку!

Неприменение ПБУ 18/02 может рассматриваться как уклонение от ведения бухгалтерского учета в установленном порядке.

Согласно ст.18 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, под которым, в частности, понимается искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Это означает, что уклонение от применения ПБУ 18/02 может привести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в случае неприменения ПБУ 18/02 должностные лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к административной ответственности по ст.15.11 КоАП РФ.

Однако, по нашему мнению, возникновение указанных выше рисков является маловероятным.

Организация относится к субъектам малого предпринимательства, если суммарная доля участия юридических лиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, в ее уставном капитале не превышает 25%. Если же учредители-юрлица - сами малые предприятия, то учрежденная ими организация признается малым предприятием, даже при доле участия более 25%.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочники: Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства Основание
Коммерческие организации и потребительские кооперативы*

Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов)

Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов *

Коммерческие организации , потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

На 2013−2017 годы установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:

  • 60 млн руб. – для микропредприятий;
  • 400 млн руб. – для малых предприятий;
  • 1000 млн руб. – для средних предприятий

3 Данное ограничение не распространяется на организации:*

1) внедряющие (применяющие на практике) результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) этих организаций:

  • бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;

2) учредители (участники) которых включены в утвержденный Правительством РФ перечень компаний, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных .

2.Статья: Рассказ о том, кто является субъектом малого предпринимательства и что это дает

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Их три:*

Размер выручки компании - поступления от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не могут превышать 400 млн. руб.;

Численность работников составляет не более 100 человек;

Состав учредителей - доля участия юридических лиц в уставном капитале ограничена.*

Если среди ваших учредителей только физические лица, неважно, российские или иностранные, вы однозначно малое предприятие.

А вот в ситуации, когда среди учредивших вашу фирму есть юрлица либо государственные образования - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, нужно смотреть долю их участия*. Чтобы считаться малой компанией, нужно, чтобы суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов в вашем уставном капитале не превышала 25%.

В отношении учредителей - обычных юрлиц действует другое ограничение (не применяется оно только для фирм, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью). Доля участия обычных юрлиц не должна превышать 25%, только если сами они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Если же учредители-юрлица - сами малые предприятия, то учрежденная ими фирма тоже будет «малышом» даже при доле участия, например, 40%. Но, стоит напомнить, что по общему правилу у «упрощенцев» не может быть такой ситуации, когда юрлица имеют долю в уставном капитале более чем 25%. Исключением являются те «упрощенцы», что перечислены в пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Например, те фирмы на УСН, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Но такие «упрощенцы» уже не будут малыми*.