Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Презентация на тему "жостовская роспись". Жостовская роспись. Скачать конспект и презентации к уроку технологии или изобразительного искусства Жостовская роспись для дошкольного возраста презентация



История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье- маше. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.


Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.



Замалёвка. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.





Прокладка цветом. Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.



















Слайд 2

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте, раскинула свои владения деревня Жостово. Подмосковная деревушка стала известна всему миру из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса, но никто в мире не может писать по металлу цветы лучше, чем местные народные умельцы.

Слайд 3

Деревня Жостово Мытищенского района Московской области. Промысел возник в первой половине XIX века на основе производства лаковых изделий из папье-маше. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы. ЖОСТОВО

Слайд 4

Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения ЖОСТОВСКОЙ росписи. ПЕРЕЙТИ

Слайд 5

чем же оно отличается от других народных промыслов России? Какие характерные черты имеет? Отправляемся в первое путешествие в гости в мастерскую к народным художникам! Искусство жостовской росписи ПЕРЕЙТИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДИО

Слайд 6

Искусство жостовской росписи Какие характерные черты ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ Вы можете выделить?

Слайд 7

Цветочный мотив ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ Основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепной декоративной красочностью самого цветового решения.

Слайд 8

В Жостове пишут на черном, красном, желтом, синем, зелёном фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины, что придает росписи особенную красоту.

Слайд 9

УЧИМСЯ РИСОВАТЬвыполнение элементов цветочного мотива жостовской росписи (с использованием заготовок)

Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. Многослойная роспись отличается тщательной выписанностью каждого элемента мотива и тонкой колористической гаммой. В жостовской росписи цветы как будто оживают.

Слайд 10

УЧИМСЯ РИСОВАТЬвыполнение элементов цветочного мотива жостовской росписи (с использованием заготовок ИЛИсвмостоятельно)

1.Замолевок 2. Выправка Тенежка Бликовка Чертежка 3. Нанесение орнамента ПЕРЕЙТИ Средства художественной выразительности Техника рисования мазком ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДИО

Слайд 11

Слайд 12

Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, цветочные гирлянды. Но нельзя не восхищаться своеобразными НАТЮРМОРТАМИ, ПЛОДОВО-ЯГОДНЫМ МОТИВОМ, И ЖИВОТНЫМ МИРОМ

Слайд 13

Искусство жостовской росписи Отправляемся во второе путешествие в гости в мастерскую к народным художникам! ПЕРЕЙТИ

Слайд 14

Какие мотивы преобладают в орнаменте просмотренных работ

Слайд 15

Натюрморты, плодово-ягодный мотив, животные (птицы) ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ

Слайд 16

Жостовские кованые подносы

Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов (плодов и ягод), гирлянды, своеобразные натюрморты.

Слайд 17

Достойное место в коллекции Жостова занимает сюжетная живопись. И опять Мыотправляемся в гости в мастерскую к народным художникам! ПЕРЕЙТИ

Елена Владимировна Фролова
Презентация «Жостовская роспись»

Конкурс "Воспитатель года 2018"

Мастер класс.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово , Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век) . Основной мотив жостовской росписи , как и тагильской, - это цветочный букет.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель » и «Спецкустарь» ; в 1925 г. - «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое - артель «Свой труд» по росписи подносов . Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.

1920-1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово . Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.

В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово , продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают , пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров.

Вставка рисунка

Выполнила учительИЗО ФёдороваОМ

Жостовская

роспись




Изготавливают из тонкой кровельной стали. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.


История жостовского промысла

  • восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

  • Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.
  • Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.
  • Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне.
  • Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.

Главная тема украшения

  • Главная тема украшения жостовских подносов - букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы










Задание.

Распиши свой поднос или выполни фрагмент росписи.

  • Продумай форму подноса и вырежи её.
  • Наметь композицию букета из крупных,средних и мелких форм.
  • Работай сразу кистью.





В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.


Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон. Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон.





1. Изготовление подносов При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев. Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком. 2. Подготовка под роспись Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки. 3. Художественная роспись Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй – выправкой. Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах.. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре. Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенёжка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. 4. Нанесение орнамента Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом. 5. Отделка На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.