Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Сочинение "все профессии важны, все профессии нужны". Будущая профессия. Проблема выбора профессии Что значит выбор профессии

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли "кем быть" и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то - учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

Основные классификации профессий

Можно выделить типы, группы и отделы профессий.

Типы профессий определяются по предмету труда :

  • знаковые системы;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ;
  • человек.

Распределение профессий по группам осуществляется, исходя из условий труда:

  • бытовой микроклимат;
  • моральная ответственность;
  • необычность;
  • открытый воздух;
  • экстремальность.

В зависимости от средств труда выделяются следующие отделы профессий:

  • автоматические;
  • механические;
  • ручные;
  • теоретические;
  • функциональные.

Проблема выбора профессии

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Факторы

Факторы выбора профессии принято выделять внешние и внутренние. Рассмотрим подробнее и те и те.

Внешние факторы подразумевают место профессии на рынке труда, заработную плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов одной и той же отрасли.

Внутренние факторы подразумевают способности самого человека, который стоит перед выбором, кем стать.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей. Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой. Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Следует заниматься тем, где можно действительно применить все необходимые знания. Работа должна доставлять удовольствие и быть интересной для самого работника не только с ее материальной стороны, но и содержания.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» - сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка. Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы. Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» - сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители - люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя. Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении. Если позволяет финансовое положение - прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам. Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка - отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем. Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют - это будет очень разумное вложение.

Наиболее востребованные профессии

Будущая профессия должна соответствовать требованиям современного общества, поэтому при выборе необходимо изучить спрос на тех или иных специалистов. Востребованные профессии будущего, а точнее некоторые из них, представлены ниже.

Так как с каждым годом производство все более развивается, обществу необходимы будут инженеры, особенно химической, нефтедобывающей промышленности.

Так как без компьютеров практически невозможно представить современного человека, то специалисты ИТ будут всегда пользоваться спросом.

В последнее время должное внимание уделяется экологии окружающей среды, поэтому работники в этой сфере будут нужны всегда.

Профессионалы в области красоты, здоровья и развлечений - люди, без которых нельзя представить мир.

Строительство постоянно развивается. Оно нуждается как в рабочей силе (иными словами в строителях), так и в архитекторах.

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения. В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно. Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены. К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет. Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

В этой статье мы рассмотрим, что такое профессиональное самоопределение личности, какие факторы необходимо учитывать при выборе профессии и как реализовать себя.

Профессиональное самоопределение – личный выбор человека в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда. Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей. Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.

Многие молодые люди не могут определиться, чем бы им хотелось заниматься в жизни, какую профессию выбрать. В принципе, о какой осознанности выбора можно говорить в 16-17 лет. Поэтому на помощь должны прийти родители и психологи, которые с помощью опросника или тестов могут определить тип личности. И таким образом, хотя бы направить в нужном направлении. Необходимо предоставить человеку необходимую информацию о разных профессиях, условиях труда, где их можно приобрести, их актуальность и престижность.

Выбор профессии - это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.

Сущность профессионально самоопределения

Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Эти методы направлены на школьников, подростающее поколение. Профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию.

Профессиональное самоопределение личности – это понятие более конкретное, его можно оформить официально (диплом); личностное самоопределение – это более сложный процесс, который зависит от самого человека, желания саморазвиваться.

Что касается профессионального выбора

Это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными цепями. © Е.И.Головаха

На протяжении всей жизни человек вынужден совершать множество профессиональных выборов, периодически менять работу и сферу деятельности.

Культура профессионального самоопределения личности

В 20-е годы акцент делался лишь на трудоустройстве, в 40-е годы началась эпоха определения профессиональной пригодности с помощью тестов. С начала 70-х годов стали воспитывать в молодежи способность самим делать свой выбор. Но тестомания продолжается до сегодняшнего дня. Это связано с низкой психологической культурой многих стран и устоявшимся мнением работодателей, что тестирование является объективным научным методом.

Несомненно, что более правильным будет подход к каждой личности индивидуально. Это даст возможность более глубоко проанализировать его способности, наклонности, стремления к самопознанию.

Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;
  2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения - сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Проблема профессионального самоопределения личности

Проблема с выбором профессии заключается в том, что мир постоянно меняется. Человек находится в дезориентации, какие профессии актуальны на сегодняшний день и с кого же брать пример и на что ориентироваться. Профессии рассматриваются как средство построения карьеры и успеха. В этом случае необходимо рассматривать не только успех, но и моральную цену такого успеха.

С падением моральным устоев многие забывают о важности таких понятий, как совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни при профессиональном самоопределении.

Также в постоянно меняющемся развитии общества, необходимо пытаться самому прогнозировать эти изменения, чтобы понимать, что может быть актуально через 5-10 лет.

Для подростка очень важно определить «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы. © Э.Эриксон

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение невозможно без саморазвития личности. Самореализация и самоактуализация неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация человека проявляется «через увлеченность значимой работой».

Самоопределение помогает не только самореализации, но и расширяет возможности и способности человека. При самоопределении очень важно научиться человеку выходить за рамки самого себя и находить смысл в каждом совершаемом деле и в жизни в целом. Если к каждому делу в своей жизни подходить творчески, то человек способен сам создавать смысл жизни, а не искать его. Ведь смысл жизни для каждого индивидуума свой, собственный.

Факторы профессионального самоопределения личности

Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способностей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родителей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке труда.

А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда.

К внешним факторам относятся:

  • Рекомендации, советы со стороны;
  • Примеры из окружения, а также престиж;
  • Стереотипы разных социальных ролей.

Внутренние мотивационные факторы:

  • Личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельности, трудоемкость, возможность развития и т.д.);
  • Условия труда (близость месторасположения или необходимость в коммандировках, самостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график);
  • Анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.

Типы профессионального самоопределения личности

Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности. Наиболее подходящая к современному миру типология Н. А. Смирнова. Он выделил такие типы профессионального самоопределения:

  1. Позиция «раба», при которой главный вопрос - «Как выжить?»;
  2. Позиция «потребителя» («А что я с этого буду иметь?»);
  3. Позиция «наемного работника» («Чем быть?»);
  4. Позиция «служителя идеи» («Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»);
  5. Позиция «самобытного человека» («Как стать самим собой?»).

Очень интересна типология Э.Фромма. Он описывает особый «рыночный тип» личности. Для такой личности главное правильно и умело себя продать.

При выделении разных типов важно понимать, что главная идея самоопределения – это свобода выбора. Поэтому, если человек добровольно выбирает позицию «раба», то никто не вправе вмешиваться в это. Мы можем лишь показать, что существуют другие варианты.

Этапы профессионального самоопределения личности

В каком возрасте становится актуальным вопрос профессионального самоопределения? В первую очередь эта тема актуальна для выпускников школ, но и взрослый человек может задаться таким вопросом. Например, в случае если он безработный или хочет поменять сферу деятельности на более престижную или высокооплачиваемую.

Различные авторы выделяют разные границы возраста, связанного с выбором профессии. В среднем это возраст от 12 до 20 лет. В богатых и экономически развитых странах можно позволить себе не торопиться с выбором, а в отсталых странах призывают детей как можно раньше включаться в реальные (не учебные) трудовые процессы.

Символически выделяют такие этапы: дошкольный (формирование первых трудовых навыков), начальная школа (осознание роли труда в жизни человека) и подростковый (осознание своих способностей и интересов). На этапе окончания школы формируется профессиональное самосознание.

Есть много факторов, которые помогают определиться в профессии. Но бесспорно самый важный и главный – это суметь услышать свой внутренний голос и пойти по зову сердца. Нет ничего прекраснее, если человек сможет найти свое предназначение, свое место. Нужно заниматься делом, от которого у вас будут гореть глаза, расти крылья за спиной. Работа должна быть вам приятна и интересна.

Поэтому, для профессионального самоопределения необходимо заниматься саморазвитием, познавать себя, свои истинные потребности и жизненные ценности. Только развиваясь, вы сможете найти себя.

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно . Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, ) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста , испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со и выберите себе занятие по вкусу. А курс поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Что значит выбор профессии для человека

Что значит выбор профессии для человека? Любой выбор труден, а выбор будущей профессии является едва ли не самым сложным выбором в жизни. Согласно определению, данному нам энциклопедическим словарем, профессия – это официально указанное занятие, род трудовой деятельности человека, который обычно служит основным источником дохода. Но ведь не только доход является критерием выбора профессии. Принимая во внимание исключительно оплату труда , мы зачастую забываем о не менее важных вещах – склонностях к тому или иному роду занятий, возможностях развития (получении образования в выбранной сфере, повышении квалификации) и, самое главное, о желании заниматься этим делом в течение всей жизни. Именно этим мы должны руководствоваться в выборе своей будущей профессии. Но, к сожалению, сегодня можно наблюдать достаточно примеров того, как выбор профессии происходит совершенно необдуманно, а иной раз решение принимается даже не самостоятельно, а по навязчивым советам родителей и друзей.

Между тем, осознанный выбор – это гарантия того, что будущая профессия станет не просто работой, но и любимым делом. Безусловно, если сделанный выбор оказался ошибочным, то это еще не значит, что на всей оставшейся жизни можно поставить крест. Любое решение не абсолютно, как правило, мы всегда в силах что-то изменить. Но осваивать какую-либо профессию с нуля гораздо проще в подростковом возрасте, когда способность к восприятию нового выше и, соответственно, процесс образования результативнее. Другими словами, пока мы хотим учиться, нужно это делать, осваивать то, к чему, что называется, «лежит душа».

Мы подходим к выбору будущей профессии со всей серьезностью. Список того, что нам действительно интересно и чем нам действительно хочется заниматься, весьма велик, так что мы выбираем, ориентируясь на перспективы роста и развития профессии, а также в соответствии со способностями в той или иной области.

На наш взгляд, развитие отрасли информационных технологий предполагает огромные перспективы в будущем.

Для наглядности определения главного отличия современных информационных технологий от традиционных, приведем пример. Изобретение печатного станка позволило людям отказаться от колоссального труда переписывания книг – упростило сохранение информации, а также способствовало ее распространению (ведь создание множества экземпляров печатной продукции требует гораздо меньших человеческих усилий, чем копирование вручную). Но оно не затронуло тех аспектов, которые имеют место быть в современных информационных технологиях – способы переработки и использования информации, ведь эти факторы с изобретением печатного станка по-прежнему зависели от людей.

Информационные технологии являются непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Информационные технологии в том виде, в каком мы понимаем их сейчас, начали свое развитие с середины 60-х годов XX века, тогда же появились и первые информационные системы – системы, предназначенные для ведения информационной модели, для обеспечения средств, манипулирующих информационными процессами. Естественно, одновременно с этим появлялись и люди, которые занимались их использованием и внедрением в активную жизнь предприятий, компаний или иных учреждений, они стали именоваться специалистами по информационным технологиям. Бурный рост отрасли информационных технологий начался в конце 90-х годов XX века, когда информационные технологии распространялись практически в каждой отрасли человеческой деятельности, но затем притормозил. Так называемый «спад» продолжался до начала нашего, XXI века, а сейчас сфера информационных технологий снова переживает подъем.

Востребованность специалистов по информационным технологиям на сегодняшний момент не подвергается сомнениям. Тотальная компьютеризация всех сфер жизни современного общества привела к тому, что обойтись без специально подготовленных кадров сегодня практически невозможно. Информационные технологии используются повсеместно, от милицейских служб (с помощью современных систем намного удобней использовать для идентификации подозреваемых, чем старые фотороботы: специальные графические пакеты позволяют за несколько секунд «редактировать» черты лица изображения на экране), медицинских специалистов (использование современного медицинского оборудования , бесспорно, в десятки раз увеличило эффективность и точность различных медицинских операций и диагностик), до специалистов-технологов по разработке узоров для тканей (создание новых узоров для ткани на компьютере экономят недели работы вручную, а в некоторых системах данные, созданные во время проектирования, обеспечивают и управление ткацкими станками при изготовлении) и учебных учреждений (образование с использованием информационных технологий более удобно и наглядно, а так же информационные системы упрощают контроль над уровнем успеваемости учащихся). И это не говоря об автоматизации архивов, библиотечных каталогов, описаний музейных экспонатов и прочих систем, охарактеризовать которые можно понятием «базы данных ».

Если брать конкретные примеры, то в обязанности специалиста по информационным технологиям (или, как иногда звучит название этой должности, менеджера отдела информационных технологий) входит планирование и управление бюджетом, выделенным компанией на использование информационных технологий, закупка необходимого технического оборудования для работы сотрудников компании, инсталляция компьютерных программ на рабочие компьютеры сотрудников, а также, в зависимости от специфики работы, организация поставки оборудования и софта, проведение обучающих тренингов в компании по работе с новыми программами и оборудованием. Но это только одно направление работы в сфере информационных технологий. Безусловно, таких направлений много, а так как область информационных технологий, как никакая другая, стремительно развивается, то подчас классифицировать их все не удастся никому.

Кроме того, специфика сферы информационных технологий – это дополнительное препятствие на пути к профессионализму в данной области. Информационные технологии развиваются настолько быстро, что пополнять свои знания даже специалисты с учеными степенями вынуждены практически постоянно. Фактически, успех специалиста по информационным технологиям напрямую зависит от его способности усваивать, синтезировать и применять на практике знания из разнообразных сфер деятельности человека. В условиях технологической революции быть специалистом, занятым в сфере информационных технологий, - значит постоянно переучиваться, постоянно повышать свою квалификацию, а также, по мнению многих, имеет смысл становиться специалистом максимально широкого профиля.

Перед работниками в сфере информационных технологий также стоит задача внедрения новых высоких технологий в деятельность современных предприятий. Сегодня для любого предприятия собственная информационная система столь значима, что сбои в ее работе могут привести к необратимым последствиям для работы самого предприятия. Внедрение новой информационной системы необходимо рассматривать исключительно как изменение в организации работы предприятия в целом, поскольку нельзя не учитывать тот факт, что бизнес и информационные технологии в современном офисе тесно взаимосвязаны.

В настоящее время распространены так называемые «Проекты внедрения». Как правило, под этим термином подразумевается ограниченный во времени организационный стратегический план для создания и распространения в определенной сфере деятельности уникального продукта или услуги, который может выполняться как одним человеком, так и коллективом . Но при реализации таких проектов компании сталкиваются с трудностями, в подавляющем большинстве случаев связанными с отсутствием у исполнителей современных знаний в области оптимального ведения проекта, а также из-за неумения создать или организовать действенную функциональную команду.

Разработан результативный метод внедрения информационных технологий. Он основан на том понятии, что каждая отрасль экономики имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при применении теоретических положений внедрения информационных технологий. Принимая во внимание это понятие, мы получаем, что этим делом на любом предприятии должны заниматься (одновременно и взаимодействуя друг с другом) два звена: одно – традиционное экономическое, а второе – менеджмент информационных технологий.

На данный момент информационные технологии практически повсеместно заняли главенствующее положение во всех сферах деятельности компаний, поэтому возрастают потребности в персонале, специализирующемся в этой области. Но информационные технологии и коммерческая деятельность все больше зависят друг от друга, и именно поэтому специалисты по информационным технологиям вынуждены более тесно, чем когда-либо сотрудничать со специалистами, непосредственно занятыми в коммерческой деятельности предприятия.

Если судить по тому, насколько востребованы профессии в сфере информационных технологий сейчас, то прогнозы на будущее по развитию этой сферы представляются весьма оптимистичными.

У профессии специалиста в отрасли информационных технологий есть два варианта дальнейшего пути развития.

Итак, первый путь состоит в расширении специализации для того, чтобы большинство технологий было результативно применено (и изучались все новые и новые, чтобы специальность была востребована еще больше). Но бесконечное расширение невозможно, ведь возможности человека не безграничны, и из этого следует второй путь. Он состоит в обратном, в сужении специализации, чтобы не иметь поверхностные данные обо всех средствах и технологиях, а становиться истинным профессионалом в чем-то одном (или в малой части информационных технологий). Нам кажется более перспективным первый путь, потому как специфика информационных технологий в их динамичном развитии, а второй путь был бы более полезен для сфер деятельности, где тенденции к кардинальным нововведениям и изменениям не настолько сильны (из тех соображений, что технология, ориентирование в которой доведено до уровня высочайшего профессионализма, имеет большую вероятность устареть – и специализация окажется невостребованной).

А теперь мы расскажем о прогнозах развития информационных технологий. В расчет берутся только те технологии, которые так или иначе уже опробованы и используются, и которым еще предстоит повсеместное внедрение в жизнь современного общества.

Одна из таких технологий - это электронные чернила и цифровая бумага. Самым главным достоинством этой, безусловно заслуживающей внимания технологии является необычайная энергоемкость. Дисплеи на базе электронных чернил способны сохранять изображение на экране даже при отсутствии электропитания (напряжение подается лишь для переключения состояния пикселя) – это обеспечивает очень низкий уровень энергопотребления. Кроме того, такое изображение легко читается при любом освещении, что обеспечивается за счет отражающих свойств дисплея. В качестве подложки для создания дисплеев на основе электронных чернил могут служить такие материалы как пластик, металлическая фольга, ткань и даже бумага. Сегодня уже существуют прототипы на подобной гибкой подложке. В дальнейшем использование этой технологии может заметно повысить уровень экономичности производства , но пока ценовая категория электронных чернил и цифровой бумаги достаточно высока для массового распространения.

Следующая интересная технология, о которой хотелось бы рассказать – это использование биометрической информации в документах. Другими словами, использование одной или нескольких уникальных физических характеристик человека (например, отпечатков пальцев, вид радужной оболочки глаза и т. д.). Явление терроризма вынуждает нас усиливать меры безопасности, вероятность подмены документов заставляет вводить документы, идентифицирующие человека по биопараметрам. Эта технология предлагает значительные усовершенствования в сфере безопасности, в дальнейшем возможно ее постоянное активное использование (например, в паспортах).

Еще одна технология, которая может получить свое развитие в будущем – корпоративный блоггинг. Этот термин означает индивидуальное или групповое использование сотрудниками корпораций онлайновых персональных журналов для решения задач компании. Данная технология уже была протестирована некоторыми фирмами, но в разряд массовых пока не перешла. Корпоративный блоггинг может использоваться для распространения корпоративных маркетинговых посланий, создания корпоративных коллективных знаний и поддержки пользователей.

Следующая технология уже довольно востребована в определенных кругах и представляет немалый интерес для компаний – микроплатежи по Интернету. Эта технология осуществляет платежи для покупки Интернет-контента, товаров или услуг с помощью Интернета ценой не менее пяти долларов США. Попыток создания технологий микроплатежей по Интернету было предпринято достаточно, однако они оказывались довольно неудачными. Сейчас в России такой системой микроплатежей является сервис WebMoney, развивающийся достаточно активно, а также, насколько я знаю, система Yandex. Деньги, тоже набирающая обороты. Технология микроплатежей предоставляет новые пути реализации бизнеса, которые приведут к значительному росту дохода.

Нельзя не упомянуть такую технологию как видеоконференции. Эта технология достаточно часто упоминается в периодических изданиях, и считается, что она найдет широкое применение для проведения запланированных видеопереговоров. Технология видеоконференций осуществляется с помощью сервисов, поддерживающих групповую видеоконференц-связь на базе web-камер. Аналогом видеоконференций может служить набирающая популярность сейчас IP-телефония. Используя передачу голоса по IP-сетям, она может обеспечить групповую конференц-связь, что менее удобно, чем видео, но более доступно на сегодняшнем уровне.

И последняя технология, о которой мы хотим рассказать – это распознавание рукописных текстов. Сейчас все больший спрос получают карманные и планшетные компьютеры, и в связи с этим становится все более востребованной технология распознавания рукописных текстов. Суть этой технологии в том, что она обеспечивает преобразование рукописного текста в печатный или в отдаваемые компьютеру команды.

В заключение хочется сказать несколько слов о том, что значит для нас эта профессия. Влияние информационных технологий на жизнь современных людей вполне закономерно, и мы уже не удивляемся, когда они проникают в те сферы человеческой деятельности, которые, казалось бы, первоначально никак не связаны с компьютерами – например, музыка, изобразительное искусство или спорт. И мы принимаем в свою жизнь все новые и новые технологии , без которых впоследствии не можем себе представить жизнь. Подчас, трудно предугадать, какой будет та или иная профессия через год, а долгосрочные прогнозы не решается делать почти никто. Но мы твердо уверены – специалисты по информационным технологиям, люди, вносящие все новые и новые продукты технического прогресса, будут необходимы нам еще долгое время.

Кроме того, это очень любопытно – иметь дело с новыми технологиями, следить за их развитием и обеспечивать проникновение их в массовую эксплуатацию. А тесная связь области информационных технологий со многими другими отраслями, порой совершенно далекими от сферы компьютеров, но от того не менее занимательными, на мой взгляд, делает профессию специалиста по информационным технологиям еще более привлекательной и уникальной в своем роде (в числе прочего – и из-за контактов с интереснейшими людьми).

Для комфортной работы эти факторы и являются определяющими, что называется, когда дело по душе - и работать дальше хочется, строить карьеру, совершенствоваться в своей профессии. Сегодня многие люди выбирают ту или иную профессию, руководствуясь подчас исключительно материальными интересами, прогнозируя в будущем извлечь максимальные выгоды из работы по специальности. Но подчинять свою жизнь только денежному интересу неразумно, гораздо более важную роль должны играть нравственные аспекты – людей, которые занимаются тем, к чему действительно есть желание, ценят и уважают другие, а главное, они уважают сами себя. И, конечно, профессия, ставшая любимой, обеспечивает психологический комфорт и душевную гармонию.