Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Изучение самооценки казанцевой г н. Исследование самооценки и коммуникативной компетентности подростков. Изучение общей самооценки казанцевой гН

Приложение 1

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы

(методика Н. Лускановой)

Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Возможны два варианта:

1. Педагог читает вслух вопросы, предлагает варианты ответов, а дети записывают те ответы, которые они выбирают.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем учащимся, а педагог просит их отметить те ответы, которые им подходят.

1. Тебе нравится в школе?
- не очень;
- нравится;
- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома;
- бывает по-разному;
- иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома?
- не знаю;
- остался бы дома;
- пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?
- не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.
7. Ты часто рассказываешь родителям о школе?
- часто;
- редко;
- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель?
- точно не знаю;
- хотел бы;
- не хотел бы.

9. У тебя в школе много друзей?
- мало;
- много;
- нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся;
- не очень;
- не нравятся.

Ключ:

Интерпретация результатов

Первый уровень . 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень . 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень . 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень . 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень . Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Приложение 2

Методика «Направленность на отметку»

Инструкция Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки "+" (да) или "- " (нет). Текст опросника
Вопросы Да Нет
Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?
Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?
Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?
Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?
Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?
Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?
Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?
После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно не спросят?
Тревожит ли тебя ожидание опроса?
Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?
Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать что отметку за ответ не поставят?
После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?

Приложение 3

Тестовое задание

к методике «Направленность на приобретение знаний»

(Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой)

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да;

4. Что для тебя учеба:
а) познание нового;

б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да;

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да;

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да;
б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да;
б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) да;
б) нет.

11. Что, по-твоему, лучше - учиться или болеть:

а) учиться;
б) болеть.

12. Что для тебя важнее - отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.

Обработка результатов:
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ: О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Интерпретация полученных результатов:

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

Приложение 4

Методика Г.Н. Казанцевой для изучения мотивов учения

Список мотивов

o Это мой долг.

o Хочу быть грамотным.

o Хочу быть полезным гражданином.

o Не хочу подводить свой класс.

o Хочу быть умным и эрудированным.

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

№ п/п

Суждения

Очень часто
(4)

Часто
(3)

Иногда
(2)

Редко
(1)

Никогда
(0)

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня

Постоянно чувствую свою ответственность за работу

Я беспокоюсь о своем будущем

Многие меня ненавидят

Я обладаю меньшей инициативой, чем другие

Я беспокоюсь за свое психическое состояние

Я боюсь выглядеть глупцом

Внешний вид других куда лучше, чем мой

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми

Я часто допускаю ошибки

как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще

Я слишком скромен

Моя жизнь бесполезна

У многих неправильное мнение обо мне

Люди ждут от меня очень многого

Люди не особенно интересуются моими достижениями

Я слегка смущаюсь

Я чувствую, что многие не понимают меня

Я не чувствую себя в безопасности

Я часто волнуюсь и напрасно

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди

Я чувствую себя скованным

Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной

Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность

Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди

Как жаль, что я не так общителен

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте

Я думаю о том, чего ждет от меня общественность

Проведение исследования

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

  1. очень часто – 4 балла;
  2. часто – 3 балла;
  3. иногда – 2 балла;
  4. редко – 1 балл;
  5. никогда – 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка и интерпретация результатов

  1. 0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
  2. 26-45 баллов – средний уровень самооценки;
  3. 46-128 баллов – низкий уровень самооценки.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.

При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».


Инструкция:

«Вам будут зачитаны некоторые положения. Нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника:

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение,

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению мною поручений или дел мешают различные препятствия, которые не преодолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

16 Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

    В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка и анализ результатов:

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 предположительно свидетельствует о низкой общей самооценке; от -3 до +3 - о средней самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке.

4. Анкета на выявление волевых качеств личности

1. Делаете ли вы по утрам зарядку?

а) регулярно занимаюсь утром зарядкой;

б) время от времени занимаюсь;

в) не занимаюсь.

2. Отстаиваете ли вы свое правильное мнение перед товарищами и взрослыми, которые ошибаются?

а) всегда отстаиваю:

б) иногда пробую отстаивать, но не всегда это удастся:

в) не пытаюсь отстаивать.

3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?

а) в любой ситуации:

б) не всегда, в зависимости от ситуации:

в) не умею.

4. На собраниях вы смело высказываете свое мнение, критикуете недостатки своих товарищей?

а) всегда, если есть свое мнение;

б) иногда решаюсь высказать;

в) никогда.

5. Бывают ли, что неудачные попытки при решении задачи, разучивании упражнения и т.п. мобилизуют вас на достижение поставленной цели?

а) всегда мобилизуют;

б) иногда заставляю себя решить;

в) практически никогда.

6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

а) в основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде;

б) сформированы, но недостаточно устойчиво;

в) не сформированы.

7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?

а) способен;

б) делаю это нерегулярно:

8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

а) практически всегда;

б) только иногда:

в) практически никогда этого не делаю.

9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

а) способен:

б) способен лишь в редких случаях;

в) не способен.

10. Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?

а) достаточно отчетливо проявляется;

б) проявляется, но от случая к случаю;

в) не проявляется.

11. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит действенный характер?

а) регулярно предпринимаю попытки самовоспитания;

б) попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю;

в) никаких попыток не предпринимаю.

12. Имеется ли у вас какая-либо программа по самовоспитанию?

а) имеется;

б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки;

в) никакой программы нет.

13. Свойственна ли вам привычка доводить свои дела до конца?

б) не все дела довожу до конца;

в) очень редко довожу дело до конца.

14. Плакируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, каникулы) или действуете как придется?

а) чаще всего планирую;

б) планирую иногда:

в) практически никогда не планирую.

15. Умеете ли сдерживать свои чувства?

а) в основном умею;

б) иногда не сдерживаюсь;

в) как правило, не сдерживаюсь.

16.Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое са ми считаете важным?

а) Как правило, умею;

б) не всегда умею;

в) не умею.

17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?

б) пытаюсь, но только от случая к случаю:

в) не пытаюсь.

18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

б) делаю очень мало;

в) ничего не делаю.

Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам а, б, в:

а=….; б=….; в =….

Сумма полученных баллов а + б + в = ... характеризует выраженность волевых черт характера. При этом а = 2 балла, б = 1 балл, в = 0.

Если вы набрали: более 30 баллов - уровень развития волевых качеств очень высокий; 25-30 - высокий; 20-24 - средний; 10-19 - низкий; менее 10 - волевые качества не получили развития.

Инструкция. Против каждого утверждения поставьте один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответов «да») с положениями под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитывается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +1. Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке; от -3 до +3 об адекватной самооценке.

Человек с адекватной самооценкой реально оценивает себя. Видит положительные и отрицательные качества, способен реагировать на обстоятельства, меняться и адаптироваться к изменяющимся условиям. Он готов воспринимать новое, учиться на ошибках. При адекватнойсамооценке человек старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

На основезавышеннойсамооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Такие люди уверены в собственной непогрешимости, и тогда с ними сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении. Любое замечание воспринимается как несправедливая придирка. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, им трудно дается принятие решений, не любят принимать комплименты.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного отношения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявления высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

7. «Мое здоровье» (Г.В. Резапкина)

Инструкция. Прочитайте фразы и поставьте плюс в бланке рядом с его номером, если с ним согласны. Если не согласны – поставьте минус.

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

5. Я часто мерзну.

6. Когда приходится долго стоять, мне хочется на что-то облокотиться.

7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

8. Мне становится не по себе на высоте или в закрытом помещении.

9. У меня часто бывают головные боли.

10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.

11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно идти пешком.

12. При выступлении у меня начинается сердцебиение, потеют руки.

13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или потерю аппетита.

Обработка результатов

Подсчитайте число плюсов.

1-5 – у вас меньше поводов для беспокойства о своем здоровье, чем у других людей. Вы хорошо справляетесь с физическими и психическими нагрузками. Вас трудно вывести из душевного равновесия. Ваше физическое благополучие позволяет вам успешно справляться жизненными трудностями.

6-10 – даже если сейчас вы чувствуете себя неплохо, вам следует обратить внимание на сигналы организма, которые выражаются в неприятных ощущениях. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

11-15 – вероятно, учеба или работа дается вам ценой значительного напряжения. Вам надо больше внимания уделять своему здоровью. Если вы намерены выбрать учебу или работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Цель: исследование самооценки ученика подросткового возраста.

Процедура проведения:

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да»(+), «нет»(-), «не знаю»(?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Обработка: подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 - о высокой самооценке.

Стимульный материал

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Процедура проведения: тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка: При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

Ключ к вопросам

1--- 7--- 13--- 19--- 25 + 31--- 37--- 43 + 49--- 55---
2--- 8--- 14--- 20 + 26--- 32--- 38 + 44 + 50--- 56---
3--- 9--- 15--- 21--- 27--- 33--- 39 + 45--- 51--- 57---
4--- 10--- 16--- 22 + 28--- 34--- 40--- 46--- 52--- 58---
5--- 11 + 17--- 23--- 29--- 35 + 41 + 47--- 53---
6--- 12--- 18--- 24 + 30 + 36 + 42--- 48--- 54---

Результаты

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).