Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Как создать образовательный проект составление календаря. Памятка по созданию учебных проектов. по созданию учебных проектов и презентаций

Знание типологии проектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах
Прежде всего определимся с типологическими признаками.
Метод или вид деятельности, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный и пр.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов: внутренний (локальный), региональный, международный и т. д.

Количество участников: персональный, парный, групповой.

Продолжительности проведения: краткосрочный, долгосрочный, эпизодический.

Особенности проектов в соответствии с первым признаком

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д.

Приключенческие, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

* цель проекта - результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.);
* предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Виды проектов по второму признаку

Литературно-творческие

Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б. Робинсон, скрытую координацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли.

Естественно-научные

Чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране).

Экологические проекты также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и пр.).

Языковые (лингвистические)

Чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов. В соответствии с указанными признаками можно предложить следующую типологию проектов по иностранным языкам:

* обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.
* лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей, языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т. п.), фольклора.
* филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследование историко-фольклорных проблем и др.

Культурологические проекты

Они связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре. Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т. д. Проекты этого типа целесообразно проводить с носителями языка, что вытекает из целей, описанных выше. Иностранный язык (ИЯ) выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования ИЯ как единственно возможного средства коммуникации.

С точки зрения содержания культурологические проекты бывают:

* историко-географические, посвященные истории страны, города, местности, географии страны, города, местности;
* этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры разных народов и т. д;
* политические, цель которых ознакомление с государственным устройством стран, с политическими партиями и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику, с законодательством страны и т. д;
* посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
* экономические, повященные проблемам финансовой и денежной системы, налогообложения и т. д.

Ролево-игровые также весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим, или литературно-творческим, или культурологическим. Ролево-игровые и игровые проекты, так же, как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения).

* воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
* имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной;
* драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся;
* имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.).

Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать исторические события, факты.

Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, аранжировать его.

По третьему признаку - характеру координации - проекты могут быть:

* с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор выступает в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя роботу участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные и пр.);
* со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок, в третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли неквалифицированного специалиста, направлял «экспедиции».

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов.

В работе над проектами обязателен исследовательский метод, и поэтому нам представляется важным кратко остановиться на его характеристике.

Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

На основе приведенной общедидактической типологии телекоммуникационных проектов появляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как уже говорилось, чисто «математические» или «биологические» проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.

В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков, наиболее адекватную целям обучения, которые и явились типологическими признаками: практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями; ситуативная, коммуникативная природа общения.

Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном языке и потому представляют, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка. В этой связи особый интерес представляют языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие) и ролево-игровые проекты, типология которых приведена выше.

Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы. Исследовательский метод основан на развитии у учащихся умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный проект (особенно исследовательского типа) структурируется на основе общенаучного методологического подхода: выявление проблемы или ряда проблем, определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы, уточнение выявленных проблем в ходе обсуждения методов ее решения, определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных выводов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он преврашается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Телекоммуникационные проекты

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во время внеклассной работы, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

* предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлениями, требующими сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
* предусматривается сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, происшедших или происходящих в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.;
* предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
* предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т. д. и т. п.);
* предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Параметры внешней оценки проекта:

* значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
* характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
* необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
* привлечение знаний из других областей;
* доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
* эстетика оформления результатов проведенного проекта;
* умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Педагогические технологии активно совершенствуются, огромную популярность приобретают развивающие методики обучения. Все чаще среди описания методик преподавания встречается термин “образовательный проект”. Это учителей и учащихся, которая направлена на то, чтобы решить определенную проблему, играющую важную роль для всех участников процесса.

Подобный проект может представлять собой игровую или творческую активность, а также ряд учебно-познавательных заданий. По мнению педагогов, именно с их помощью легче всего внедрить в процесс обучения методики развития, которые предусматривают получение новой информации на основе той, что была усвоена учащимися ранее.

Что такое проект и для чего он нужен?

Если спросить любого педагога, он ответит, что образовательный проект - это большое количество мероприятий, которые в совокупности решают целый пакет задач. В первую очередь, речь идет о получении школьниками совершенно новых знаний, умений и навыков. Проекты могут быть связаны не только с образованием, все будет зависеть от того, какую цель поставили перед собой создатели. Например, если цель - воспитать в детях доброту и сострадание, то в качестве мероприятий могут выступать походы в приюты, детские дома, дома престарелых и общение с жителями данных организаций.

В некоторых случаях под подобным проектом понимают ряд мероприятий, направленных на формирование модели, системы или даже целого объекта. Как правило, такая трактовка используется на занятиях, требующих от учеников большого количества практических навыков и умений - на уроках химии, физики, информатики, технологии и т. д. В некоторых случаях при формировании данного комплекса мероприятий к работе привлекаются и родители учащихся, которые, как правило, посвящены во все У каждого проекта должна быть собственная цель, в противном случае он не будет иметь смысла.

Как определить цель?

Цель образовательного проекта будет напрямую зависеть от того, чему педагог хочет научить своих подопечных. Желательно, чтобы комплекс мероприятий, разработанных учителем, пошел на пользу не только ученикам, но и ему самому. В современной педагогике наметилась тенденция внедрения квестов в образовательную деятельность, и все большее количество преподавателей пробуют себя в этой нише.

Если рассматривать квесты как возможность видоизменить привычный уклад занятий, то новый опыт и эмоции получают все участники проекта. Дети остаются довольны тем, что урок проходит интересно, а преподаватель, используя новую методику, пробует зафиксировать собственные мироощущения, а также ощущения и эмоции своих учеников. На основе полученных данных педагог проводит анализ и принимает решение, стоит ли в дальнейшем проводить подобный комплекс мероприятий или же нет.

Проектирование

Как только вы определились с тем, какую цель будет преследовать ваш школьный проект, самое время заняться его подготовкой. В первую очередь речь идет о формировании этапов, через которые должны пройти ученики, чтобы прийти к поставленной перед ними цели. Педагог, как правило, данные этапы не озвучивает, особенно если это касается развивающих методик обучения, где учащиеся самостоятельно приходят к нужному выводу на основании собственного научного опыта.

Когда этапы сформированы, нужно подготовить все необходимые условия для того, чтобы поставленные задачи были выполнены. Речь идет о подготовке ресурсов и инструментов, кроме того, педагог еще до начала реализации запланированного комплекса мероприятий должен определить для себя и для всех участников процесса критерии, которые будут определять результативность проделанной работы.

Структура: с чего начать?

Проект обязательно должен иметь логически выстроенную структуру, в которой должны быть учтены все преимущества и риски его выполнения. Начинать всегда следует с анализа текущих дел, нужно определить проблему, которую вы будете решать с помощью вашего комплекса мероприятий. Как правило, в ходе предварительного исследования ситуации выявляется несколько противоречий, требующих скорейшего разрешения.

Следующий этап - формирование идей, которые должны быть реализованы в рамках придуманного комплекса мероприятий. Далее необходимо определиться с тем, какой общий смысл у вашего проекта, и с его целями, для этого необходимо ответить на вопрос - почему он должен быть реализован? Важно, чтобы ответ на этот вопрос был очень ясным и понятным как для педагога, так и для всех его участников.

Структура: важные моменты

Следующий этап при составлении плана проекта - формирование списка задач, которые необходимо выполнить в его рамках, а также реестра нужных для этого ресурсов. Далее нужно определиться с тем, каких результатов вы ждете от выполнения комплекса запланированных мероприятий, а также с тем, как именно вы будете оценивать факт выполнения или провала. Как только планируемые результаты сформируются в единую картину, необходимо подумать о последствиях, которые могут быть как в случае успешного завершения проекта, так и его невыполнения.

Последствия эти могут быть как образовательными, так и социально-культурными. Например, если педагог посетил с классом стекольный завод, а его рабочие во время экскурсии не стеснялись в выражениях, есть вероятность того, что дети возьмут их в свой лексикон. Таким образом, с образовательной точки зрения проект выполнен, а вот социально-культурные последствия могут негативно сказаться на поведении учеников. Следующий этап - четкое планирование реализации вашего комплекса мероприятий вплоть до времени его начала и завершения.

Как подготовиться к презентации вашей разработки?

Образовательные проекты учителей создаются не только для проведения экспериментов вместе с учащимися, но и для обмена опытом. Подготовка к презентации во многом напоминает создание диплома или курсовой работы и состоит из введения, теоретической и практической частей, а также заключения. К письменному конспекту проекта необходимо приложить список литературы и необходимые приложения.

Во введении нужно обозначить найденные при первичном анализе противоречия, сформировать на их основе проблему, выдвинуть гипотезу и обозначить пути ее решения. Таким образом удается сформировать которых в дальнейшем вы будете придерживаться.

Презентуем разработку: теория и практика

Практическую часть можно оформить как описание деятельности, которую педагог будет осуществлять вместе со своими учащимися. Вы самостоятельно можете определить условия, в которых будете проводить работу, сюда же можно включить структурирование проекта и описание методик, которые будут использоваться в работе. Здесь нужно определить цели работы, планируемый результат и способы, которыми вы будете достигать их выполнения.

Что написать в заключении?

План проекта предполагает, что в заключении будут указаны материалы, которые касаются его внедрения. Здесь также следует указать результаты анализа, который был выполнен после завершения проекта, а также оценить его эффективность по ранее отобранным критериям. В качестве критериев можно использовать стремление к творчеству у учеников, развитие мотивации и потребностей, управляемость проектом и т. д.

При правильно выполненном проектировании педагог может в своей работе раскрыть свою социально-профессиональную и предметную компетентность. В итоге у педагога должно получиться развернутое описание всех мероприятий, которые были выполнены им в процессе реализации проекта.

Как оценивают презентацию такого проекта?

Образовательный проект - это отличная возможность для участия в различных педагогических конкурсах. Чтобы подготовиться как можно лучше, необходимо знать о критериях оценки данных работ. Самый главный из них - актуальность, который подразумевает под собой необходимость изучения поставленного вопроса для развития современного образования. Чтобы набрать максимальную оценку по этому разделу, нужно четко сформулировать проблему, аргументировать свои идеи, а также обосновать востребованность и социальную значимость своего проекта.

Другой критерий - инновационность. Чтобы ему соответствовать, необходимо указать новизну технологий, использованную вами. Желательно, чтобы все идеи, которые вы демонстрируете в проекте, были оригинальными и доступными для дальнейшего повсеместного распространения. Также в работе стоит указать риски и последствия, которые педагог видит при реализации собственного проекта.

Еще один критерий - реалистичность. Здесь необходимо описать то влияние, которое могут оказать итоги выполненного вами проекта на учебный процесс. Достаточно описать прогнозируемый результат, указать данные по обеспечению ресурсами и уточнить, используются ли в вашей работе развивающие методики обучения. Также необходимо будет предоставить информацию о том, смогут ли сами ученики найти решение проблемы, если вы периодически будете подбрасывать им наводящие вопросы.

Как выбрать тему?

Темы образовательных проектов следует выбирать, руководствуясь целым рядом принципов. Особенно важно это для тех учеников, которые принимают участие в подобном мероприятии впервые. Постарайтесь выбирать индивидуальные темы для своих подопечных, выделите для каждого ученика определенное время и обсудите с ним его интересы, стремления и желания. Важно, чтобы предложенная идея для проекта была значима для ребенка и современна, он должен иметь возможность гордиться собственной проделанной работой.

Если вы обладаете широкими возможностями, было бы неплохо дать своим ученикам поработать с экспертами в исследуемой области. При этом нужно помочь детям сформулировать свои запросы и потребности так, чтобы не отнимать лишнее время у старших коллег. Учитывайте также наличие или отсутствие ресурсов, которые могут помешать ученику сделать работу вовремя.

Говоря о темах, можно предложить детям совершать новые открытия с помощью современных технических средств. Например, дети могут отслеживать поведение различных биологических организмов под микроскопом и записывать процесс на видео. Еще один вариант - междисциплинарный подход, а именно, исследование на стыке двух и более дисциплин. Например, можно исследовать письма русских правителей, используя для этого старославянскую и древнерусскую азбуку.

С кем работать?

Работа в образовательном проекте может вестись самым различным способом. Преподаватель может работать только со своими учениками, может взаимодействовать также с их родителями, может привлекать в свои проекты сторонних педагогов-предметников, которым интересна данная тематика. Варианты работы многочисленны и разнообразны, главное - выбрать нужный.

Еще один важный фактор - если вы приняли решение о совместной работе с коллегами-педагогами внутри какого-либо образовательного проекта, нужно сразу же разделить роли между участниками. Каждый из них должен отвечать за свою часть мероприятий, причем форма контроля должна быть установлена достаточно жесткая. Если вы делаете совместный проект с родителями, ситуация усложняется, поскольку они занимаются вашими наработками только в свободное время, а его может серьезно не хватать. Проект с детьми делать проще всего, важно лишь своевременно донести до них важность мероприятия и установить точки контроля.

Проект как форма занятия

В некотором смысле образовательный проект - это , позволяющая получить новые знания необычным путем. Проектная деятельность автоматически подразумевает наличие нетрадиционных форм уроков, к которым относятся круглые столы, презентации, защиты самостоятельно сделанных научных работ, ролевые игры, мозговая атака и т. д. В данном случае все зависит от преподавателя и от его умения правильно выбрать наиболее удобную форму ведения урока, основываясь на возрасте детей и сложности материала.

В современной педагогике существуют несколько видов занятий, наиболее популярными из них являются комбинированные. На таких уроках проверяется домашнее задание вместе с изученным ранее материалом, разбирается новая тема, после чего осуществляется ее закрепление. Для образовательного проекта больше всего подходит тот вид занятий, на которых осуществляется только изучение нового материала. Сюда также можно добавить компоненты, направленные на использование новых навыков и знаний, которым обычно отводятся отдельные уроки.

Подводные камни (реализация проекта)

Если вы решили заняться реализацией образовательных проектов, следует помнить о большом количестве сложностей, которые могут у вас возникнуть на пути. В первую очередь это недостаток контроля, а в некоторых случаях - его переизбыток. Нельзя заставлять учеников принимать участие в проекте, иначе они не смогут понять его идею, и в итоге все его стороны останутся в проигрыше. Особое внимание также следует уделять своим коллегам, с которыми вы создавали проект, если они потеряют к нему интерес, то довольно большой объем работы свалится на вас в самый неподходящий момент.

Главный аспект, который необходимо учитывать при работе с детьми - их желания, интересы и потребности. Если учитель не знает, о чем мечтают его подопечные, значит, у него нет с ними достаточного контакта, который должен помочь при осуществлении не только проектной, но и стандартной педагогической деятельности. Для получения нужной информации можно использовать деловые игры, анкетирования, тестирования, а также моделирования ситуаций, с которыми дети могут столкнуться за пределами школьного кабинета.

Заключение

Современные образовательные проекты используются не только в школах, но и в колледжах, техникумах и университетах. Преподаватель должен быть готов к тому, что ему придется потратить достаточно большое количество времени на реализацию своего детища. Самое сложное, с чем может столкнуться педагог при работе над комплексом собственных мероприятий, - это неудача. Если это все же произошло, важно своевременно проанализировать ситуацию и выявить причины провала. И, разумеется, следует помнить, что отрицательный результат помогает развиваться и становиться профессиональнее.

Следует понимать, что образовательный проект - это не только способ реализации преподавательских амбиций, об этом некоторые педагоги напрочь забывают, особенно в тех случаях, когда он действительно удается на славу. Может случиться так, что комплекс мероприятий, которым успешно пользуется один педагог, никак не работает у другого, и это нормальное явление, поскольку аудитория проекта может кардинально отличаться и иметь свои особенности.

Знание типологии проектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах

Прежде всего определимся с типологическими признаками.

Метод или вид деятельности, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный и пр.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов: внутренний (локальный), региональный, международный и т. д.

Количество участников: персональный, парный, групповой.

Продолжительности проведения: краткосрочный, долгосрочный, эпизодический.

Особенности проектов в соответствии с первым признаком

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д.

Приключенческие, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта - результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.);
  • предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Виды проектов по второму признаку

Литературно-творческие

Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б. Робинсон, скрытую координацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли.

Естественно-научные

Чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране).

Экологические проекты также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и пр.).

Языковые (лингвистические)

Чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов. В соответствии с указанными признаками можно предложить следующую типологию проектов по иностранным языкам:

  • обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.
  • лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей, языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т. п.), фольклора.
  • филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследование историко-фольклорных проблем и др.

Культурологические проекты

Они связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре. Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т. д. Проекты этого типа целесообразно проводить с носителями языка, что вытекает из целей, описанных выше. Иностранный язык (ИЯ) выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования ИЯ как единственно возможного средства коммуникации.

С точки зрения содержания культурологические проекты бывают:

  • историко-географические, посвященные истории страны, города, местности, географии страны, города, местности;
  • этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры разных народов и т. д;
  • политические, цель которых ознакомление с государственным устройством стран, с политическими партиями и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику, с законодательством страны и т. д;
  • посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
  • экономические, повященные проблемам финансовой и денежной системы, налогообложения и т. д.

Ролево-игровые также весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим, или литературно-творческим, или культурологическим. Ролево-игровые и игровые проекты, так же, как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения).

  • воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
  • имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной;
  • драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся;
  • имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.).

Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать исторические события, факты.

Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, аранжировать его.

По третьему признаку - характеру координации - проекты могут быть:

  • с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор выступает в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя роботу участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные и пр.);
  • со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок, в третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли неквалифицированного специалиста, направлял «экспедиции».

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов.

В работе над проектами обязателен исследовательский метод, и поэтому нам представляется важным кратко остановиться на его характеристике.

Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

На основе приведенной общедидактической типологии телекоммуникационных проектов появляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как уже говорилось, чисто «математические» или «биологические» проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.

В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков, наиболее адекватную целям обучения, которые и явились типологическими признаками: практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями; ситуативная, коммуникативная природа общения.

Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном языке и потому представляют, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка. В этой связи особый интерес представляют языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие) и ролево-игровые проекты, типология которых приведена выше.

Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы. Исследовательский метод основан на развитии у учащихся умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный проект (особенно исследовательского типа) структурируется на основе общенаучного методологического подхода: выявление проблемы или ряда проблем, определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы, уточнение выявленных проблем в ходе обсуждения методов ее решения, определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных выводов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он преврашается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Телекоммуникационные проекты

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во время внеклассной работы, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлениями, требующими сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  • предусматривается сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, происшедших или происходящих в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.;
  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т. д. и т. п.);
  • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Организация и проведение телекоммуникационных проектов в школе

Для успешного перехода к реализации учебных телекоммуникационных проектов необходимо предусмотреть свободный доступ участников проектов к компьютеру в телекоммуникационном центре. Это даст возможность каждому из участников отправить свое послание по сети в любое удобное для него время. Практика показывает, что своевременность ответов партнерам - одна из составляющих успеха. В тех случаях, когда ответ затягивается во времени без соответствующего предупреждения, ребята теряют интерес к проекту. Вместе с тем, участники проекта должны иметь возможность спокойно обсудить и подготовить материалы, чтобы не портить впечатление партнеров сырыми, непродуманными ответами. Поэтому целесообразно составить четкий график доступа к компьютеру в телекоммуникационном центре для различных групп, если в школе несколько групп участвуют в телепроектах. Точно также по графику должна осуществляться работа в рамках телеконференций, а при необходимости и прямая связь с партнерами для обсуждения каких-то вопросов.

Следует иметь в виду, что телекоммуникационная связь в принципе может и должна использоваться не только в учебных целях, но и в административных и просто в информационных как достаточно оперативная, надежная и дешевая. Именно поэтому также необходим четкий график доступа к компьютеру для всех заинтересованных сторон.

Если в школе предполагается вести работу с телекоммуникациями по двум направлениям сразу - проектном и информационном, - необходимо составить специальный план развития телекоммуникаций. В этом плане следует учесть интересы всех желающих использовать телекоммуникационные каналы связи. Помимо отдельных учителей и их учащихся это может быть администрация, библиотека (медиатека) со своими интересами. Конечно, охватить сразу всю школу и всех учителей не представляется возможным, если учесть, что технических ресурсов на первых порах будет явно недостаточно (это, как правило, один компьютер и модем на всю школу).

Работа над любым телекоммуникационным проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит учесть и четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Этапы выполнения проекта

Организационный: включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта: включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут моим ученикам узнать то-то и научиться тому-то и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной мною задачи). Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).

Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время: предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, поскольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактов. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него методических концепций, если, разумеется, речь не идет о специально организуемом научном эксперименте, где необходимо учитывать вариативные и инвариантные компоненты.

Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов: общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

Собственно работа над проектом: тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2-5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

Подведение итогов: на этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма.

При использовании телекоммуникаций в зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали:

  • интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников;
  • межшкольные литературные журналы, газеты, пр.;
  • совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных, пр.

Наши зарубежные коллеги (д-р Рос Кип, Австралия, проф. Б. Робинсон, из Кембриджского университета, Великобритания) предлагают ряд идей для использования телекоммуникаций в школьном образовании:

  • совместное написание стихов, рассказов, пр.;
  • сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии;
  • статистическая работа;
  • изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий;
  • совместное решение разнообразных проблем;
  • совместная подготовка и издание газет, журналов;
  • разработка проектов путешествий, туристических походов с учетом расписания движений транспортных средств, правил обмена валюты, и т. п.;
  • школьные стенные газеты;
  • совместное создание книги, в которой партнеры пишут каждую следующую главу;
  • использование одного пакета программ в классах двух стран с одинаковой методикой и последующим сравнением результатов работы;
  • совместные проекты в рамках естественно-научного цикла и общественных наук для проведения сравнительных исследований по двум странам.

Если наметились небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенных какой-то идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров. Советуем вам написать представительское письмо и затем терпеливо ждать ответа.

Представительское письмо

Для налаживания контактов между пользователями сети, для их знакомства друг с другом, в сети принято обмениваться представительскими письмами, в которых авторы рассказывают о себе, о своих увлечениях и профессиональных интересах. Цель таких писем - не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и привлечь, заинтересовать потенциального партнера по переписке, вызвать у него желание ответить на ваше письмо. Поэтому чем ярче и интереснее будет ваше письмо, тем у вас больше шансов получить на него отклик.

По сложившейся в сети традиции при переписке учителей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:

  • что из себя представляет ваша школа: ее специализация и наиболее интересные черты;
  • где находится ваша школа (республика, город, район), чем знаменито это место;
  • какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке, почему;
  • ваши личные и профессиональные интересы, хобби.

Также вы можете разместить свое сообщение под грифом «Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится.

Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро предложит вам партнера и вы станете участником какого-либо сетевого проекта или программы. Далее вы обменяетесь первыми приветственными письмами со школой-партнером. Дайте возможность найти друзей по переписке и своим учащимся, предложив им оформить аналогичные приветственные письма.

Когда вы получите ответное письмо-приветствие, тщательно спланируйте работу, поставив четкие задачи для каждого этапа работы и определив конкретные даты обмена письмами. Скорректируйте свои планы с партнерской школой. Дальнейшее же зависит от вашей фантазии и инициативы.

Стоит обратить внимание на то, что при общении с зарубежными партнерами вся переписка будет вестись на английском или каком-либо другом иностранном языке. Кроме того, вы можете столкнуться с такими проблемами, как: различие учебных программ отечественных и зарубежных школ, трудности в нахождении общих тем для переписки, несовпадение по срокам каникул.

Если же вы заинтересованы в организации большого регионального или межрегионального проекта, то одними представительскими письмами вы не обойдетесь. Вам потребуется подготовить так называемый культурный пакет (термин, принятый в международной практике). Что это такое? Это ваши предложения партнеру в отношении выдвинутой вами идеи: в чем суть идеи, ее содержание, возможные результаты, предложения для сотрудничества. Если есть уже какие-то наработки, можно тоже включить их в ваш «культурный пакет» (это могут быть любые формы работ, выполненные учащимися: план-проспект, слайды, видео, пр.).

Культурный пакет

«Культурный пакет» - это сообщение, передаваемое по сети с целью найти партнера по переписке. Обычно включают не только текстовое приглашение к переписке с краткой информацией об отправителе, но и приложение, содержащее наиболее яркие материалы выполненных ранее проектов.

Такие «культурные пакеты» можно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте, либо по местным средствам массовой информации (в местной печати, радио, телевидении). Эти пакеты можно направлять либо конкретным адресатам, либо в органы народного образования с просьбой передать ваши предложения каким-либо школам, заинтересованным в подобной работе. В каких-то случаях «культурные пакеты» могут быть отправлены и по телекоммуникациям, если вы располагаете современным программным обеспечением, например, средой мультимедиа (программой «Мозаика», гипертекстом, пр.).

Если вы получите встречные предложения, можно приступать к следующему этапу работы: назначить встречу ребят для обсуждения уже конкретных вопросов. На этой встрече необходимо договориться о конкретной формулировке темы проекта с учетом интересов партнера, уточнить методы совместной работы, наметить этапы, точное время первой связи и возможное содержание первого диалога. Желательно здесь же выбрать лидера группы с каждой из участвующих сторон.

Когда наметились исследовательские группы, найдены партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно очевидно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реальные очертания, можно обратиться к следующему организационному вопросу - знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр.

Подготовка текстов для партнеров, их редакционная обработка проводятся непосредственно участниками проекта, желательно на отдельном компьютере, но, разумеется, совместимом с компьютером, с которого осуществляется связь.

Параллельно с работой по отбору идей, тематики проектов, следует начать целенаправленную работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.

Наиболее целесообразной формой подготовки учащихся будет спецсеминар, на котором вы достаточно подробно расскажете ребятам о специфике подлинно научного поиска, о том, как и где можно искать информацию по данной теме в вашем регионе, как ее следует анализировать.

Возможно, в вашем регионе есть какой-то научный методический центр, творческое объединение, которые могут заинтересоваться работой ваших учащихся, подсказать им интересные вещи, может быть, даже дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе.

Надо обязательно показать учащимся, какие существуют способы обработки результатов, в том числе современными средствами новых информационных технологий.

Следует иметь в виду, что телекоммуникационные проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить учащихся к современным технологиям, широко используемым в цивилизованном обществе как в сфере науки, производства, так и в быту, в творческой деятельности. Ребята должны научиться пользоваться многообразными возможностями компьютерной техники для подготовки текста, обработки данных, вычислений, построения графиков, хранения информации, обращения к базам данных.

На этих же семинарах следует также целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой работе можно привлекать специалистов по другим предметам, прежде всего словесников, которые профессионально владеют многими приемами развития речи, коммуникации как устной, так и письменной (причем, эта работа может вестись в рамках уроков, не обязательно на семинарах). Важно не забывать о правилах хорошего тона, о чем будет уместно систематически напоминать ребятам, моделируя различные дискуссии, беседы, диспуты и пр.

В ходе работы над проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод как «мозговая атака».

«Мозговая атака»

Метод «мозговой атаки» очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет быстро принять решение по какому-либо актуальному для всех вопросу или быстро решить проблему.

Осуществляется данный метод следующим образом. С помощью телекоммуникационной связи партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи.

Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и, после окончания связи, распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.

После окончания «мозговой атаки» участники группы под руководством своего лидера собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль. Вот когда пригодятся коммуникационные навыки всем участникам проекта, в первую очередь, лидеру.

Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики «доброжелательного наблюдателя». Так, если, на ваш взгляд, ребята принимают не те решения, вам не следует их «исправлять». Может еще оказаться, что правы в конечном счете они. Поэтому дайте им полную свободу ошибаться и самим находить и исправлять свои ошибки. Отобранные идеи с обоснованием группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.

Приступая к переписке по электронной почте с другими школами, не забудьте про десять золотых правил общения школ в телекоммуникационных проектах, которые помогут вам и вашим учащимся избежать многих проблем.

Десять золотых правил

Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения.

Когда вы отправляете подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем о том, когда вы собираетесь отправить свой ответ.

После приветственного письма пошлите школе-партнеру список участников проекта с вашей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы наладить личную переписку между учащимися.

Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2-3 человека.

Дайте учащимся возможность обменяться информацией о себе, своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. Однако следите за тем, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети. После обмена приветствиями желательно, чтобы учащиеся обменялись своими фотографиями.

Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными приветствиями и узнают побольше друг о друге, о своих планах и работе.

Ответственным координаторам проекта стоит обменяться своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.

Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, на котором будет размещена вся информация по телекоммуникационному проекту, с которой смогут в любое время познакомиться учителя и учащиеся школы.

Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы на эти вопросы будут односложные и неинтересные для вас.

Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите итоги этой работы.

Примеры описаний телекоммуникационных проектов

Проект «Солнце - источник жизни на Земле»

Цель проекта - создать школьную базу данных «Все о Солнце», включающую литературную, научную, техническую информацию о Солнце как источнике духовной, нравственной и физической энергии на планете. В литературную часть могут войти отдельные отрывки из произведений художественной литературы и собственные сочинения школьников, посвященные Солнцу.

В научную часть может войти фантастика и научная информация в форме рассказа, эссе, реферата, отдельной статьи.

В технической части дается описание действующих устройств, приборов, систем, работающих от солнечной энергии, или разрабатываются проекты возможных устройств для использования энергии светила. Возможны проекты устройств, защищающих от солнечного воздействия.

Здесь могут быть материалы с историческим содержанием, краткие описания, технические проекты, осмысление имеющихся устройств и фантастичекие проекты будущего.

Информационная часть должна содержать справочную информацию о Солнце как звезде, как центре солнечной системы (расстояния, размеры, современные исследования, учреждения, занимающиеся проблемами Солнца, солнечные затмения, их история, современные знания).

По результатам работы можно будет издать печатный вариант, провести заочную сетевую конференцию, организовать международную конференцию.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Проектный метод в деятельности ДОУ» .,

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Проблема. Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Является ли, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию - метод проектирования?

Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем. В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования. Из истории

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В настоящее время проекты классифицируются по признакам: а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов: исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

ролево-игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр - путешествий и т.д.; информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: рисунки детей - выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;

творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр..

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам: а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации. По продолжительности они бывают: краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели); средней продолжительности (2-3 месяца); долгосрочные (полгода-год).

Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Московский проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования» разработан в рамках реализации проекта модернизации региональных систем общего образования и направлен на повышение качества образования.

Реализация проекта началась в образовательных организациях города Москвы с 2011 года. В 2012-2013 годах осуществлена поставка учебного оборудования в школы и учреждения дополнительного образования. 37 школ города стали участниками проекта, и на сегодня в них поставлено оборудование для кабинетов-лабораторий физики, химии, биологии и географии для обеспечения обучения школьников как на базовом, так и на профильном уровнях, а также для выполнения групповых и индивидуальных учебных проектов.

Презентация на тему: "Курчатовский проект..."

Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» (Курчатовский проект) объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт».

Проект реализуется в соответствии с принципами:

  • Образование на основе фундаментальных понятий.
  • Конвергентное образование в лабораторных комплексах.
  • Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт».
  • Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования.
  • Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.

Для координации действий участников проекта создан проектный офис. Состав проектного офиса:

  • НИЦ «Курчатовский институт».
  • Департамент образования г. Москвы.
  • Городской методический центр ДОгМ.
  • Представители образовательных организаций Курчатовского проекта.

Руководитель проектного офиса - заместитель директора ГМЦ ДОгМ Кузнецова Елена Валерьевна.

В дорожную карту развития Курчатовского проекта входит:

  • Проведение семинаров по вопросам развития проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования».
  • Проведение «Дня открытых дверей» в НИЦ «Курчатовский институт».
  • Проведение экскурсий, мастер-классов и практических занятий на площадках НИЦ «Курчатовский институт».
  • Проведение обучающих семинаров и лекций для педагогов и обучающихся.
  • Проведение научно-практической конференции «Курчатовский проект - от знаний к практике» для учителей-предметников, обучающихся и других представителей образовательных организаций.
  • Проведение Конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся: «Курчатовский проект - от практики к знаниям».
  • Проведение независимой диагностики образовательных результатов обучающихся по математике и физике.
  • Развитие раздела Курчатовский проект на сайте mosmetod.ru.

На данный момент в образовательные организации Курчатовского проекта осуществлена поставка более 500 позиций лабораторного и электронного оборудования, а также специализированной мебели для оснащения конвергентных лабораторий. Данные лаборатории планируются к использованию как ресурсные центры для близлежащих школ. Лаборатории проекта могут быть реализованы как по отдельным предметам, так и в виде лабораторных комплексов: нанотехнологического, метеорологического, биолого-химического, комплекса экологического мониторинга и др.

В образовательных организациях Курчатовского проекта используется оборудование для обучения более 25000 школьников, функционируют 146 кружков, проводится 52 факультативных курса; учителя и учащиеся осуществили 16 полевых практик. Обучающиеся школ проекта выполнили почти 300 проектно-исследовательских работ, с которыми выступили на конференциях и конкурсах различного уровня. Более 200 учителей прошли курсы повышения квалификации по программам, разработанным в рамках Курчатовского проекта. Педагоги образовательных организаций приняли участие более чем в 90 конференциях различного уровня.

В настоящее время на сайте Городского методического центра, в сборниках статей, на сайтах образовательных организаций и других внешних ресурсах опубликовано более 50 методических разработок учителей, участвующих в реализации Курчатовского проекта.

Образовательные организации Курчатовского проекта имеют развитые внешние связи не только с НИЦ «Курчатовский институт», но и с другими научными организациями, учреждениями высшего профессионального образования, организациями, развивающими экологическую тематику, производственными предприятиями, а также предприятиями-поставщиками оборудования Курчатовского проекта.

Учащиеся образовательных организаций Курчатовского проекта чаще всего выбирают для углубленного изучения физику, химию, биологию или географию в рамках классов естественнонаучного или технологического профиля.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
  4. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
  5. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
  6. Концепция образовательной и научно-методической деятельности Курчатовского центра непрерывного междисциплинарного образования.
  7. Материалы семинара по вопросу организации учебно-практических занятий обучающихся в современной инженерной среде образовательной организации от 8.12.2017 года