Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Корабль дюгонь. Отечественное оружие и военная техника. Разновидности десантных катеров

Десантные корабли на воздушных подушках имеют множество плюсов. Они быстрее своих цельнометаллических коллег и универсальны в применении: погодные условия, необорудованность берега посадки или высадки для них не играет никакой роли. Особое преимущество таких катеров заключается в том, что в постройке таких чудо-кораблей нашей стране нет равных.

Десантный катер проекта 12061 "Мурена"

Мечта морских пограничников и десантных частей ВМФ "Мурена" появилась на свет в середине 80-х годов. По сути, это глубоко переработанный проект катера на воздушной подушке "Кальмар", который в свое время считался лучшим подобным судном.

Водоизмещение "Мурены" было увеличено до 50 тонн, длина - до 31,3 метра, что позволило беспрепятственно перевозить на ней один танк, два БТР или БМП или 130 человек десанта. Вместе с тем судно не потеряло скорости, маневренности и способности преодолевать полутораметровые рвы и стены. Эти чудеса ловкости стали возможны благодаря двум нагнетательным агрегатам воздушной подушки, по 2,2 метра каждый. Для связи с остальными кораблями на катере была установлена самая передовая аппаратура: спутниковая навигация, радиопеленгаторы, приборы ночного видения и многое другое.

"Мурена" с легкостью дает отпор любому врагу, ведь она снабжена двумя автоматическими установками АК-306 по 30 миллиметров каждая, двумя установками БП-30 с гранатометами АГС-17 "Пламя" и минимум 8 ЗРК "Игла".

На данный момент на вооружении ВМФ России находятся 11 штук кораблей класса 12061, а в ближайшие полтора года планируется постройка еще пяти катеров.

Десантные катера проекта 21820 "Дюгонь"

Десантные катера типа "Дюгонь" - настоящая гордость Военно-морского флота России. Подобного проекта вы не найдете больше нигде.

Этому катеру нет равных в высадке десанта и техники на абсолютно неприспособленных для этого побережьях и пляжах. И все это благодаря системе воздушной каверны, которая сама по себе уникальна. Нагнетая воздух под днище корабля, она снижает гидродинамическое сопротивление, что повышает скорость и маневренность судна, уменьшая при этом его осадку.

Длина корпуса проекта 21820 равняется 45 метрам, что позволяет поместить внутрь катера три танка Т-90, пять БТР или 90 военнослужащих. Скорость передвижения для подобных десантных кораблей довольно высока, около 35 узлов или 65 километров в час. Благодаря двум сильнейшим дизельным двигателям по 9000 лошадиных сил и вентилируемым водометным движителям "Дюгонь" комфортно себя чувствует при высоте штормовых волн до 3,5 метров. Также на вооружении катера находятся два крупнокалиберных пулемета и 8 ЗРК "Игла".

На данный момент готово три корабля из проекта - головной корабль "Атаман Платов", первый серийный катер "Иван Карцов", а буквально на днях был подписан акт о приемке следующего катера "Денис Давыдов". В 2015 году ожидается появление в строю еще двух катеров проекта 21820.

Десантный корабль проекта 12322 "Зубр"

"Зубр" - это самый большой в мире корабль на воздушной подушке. Неудивительно, ведь его длина равняется 57,3, ширина - 25,6 метрам, а водоизмещение составляет 555 тонн. Ближайшие конкуренты - американские катера LCAC - на его фоне просто карлики.

Но размер - это не самое главное достоинство "Зубра". Подсчитано, что он способен высадить десант на 70 процентах берегов во всем мире. Для него не имеет особого значения, каким будет берег, это может быть и галька, и песок, и скалы, и даже 15 километров мелководья. Да что там говорить, "Зубр" и на земле будет чувствовать себя как рыба в воде. Он может двигаться по проселочной местности, болотам и лугам, обходить минные поля, перепрыгивать небольшие рвы и высаживать десант туда, где его меньше всего ждет противник, а все это из-за уникальной конструкции воздушной подушки. Чудеса вездеходности и крайне высокая максимальная скорость в 60 узлов достигается с помощью трех воздушных винтов, привод которых осуществляет силовая установка мощностью 50 000 лошадиных сил. Корпус создан из специального антикоррозийного сплава, ведь чего только не предстоит ему на себе ощутить - от соленых морских вод до сучьев и грязи неизведанных берегов и троп.

Вместимость проекта 12322 достойна уважения: до трех основных танков или 9 транспортеров и более сотни десантников с ними. Если надобности в тяжелой технике совсем нет, то внутри "Зубра" может разместиться до 500 военнослужащих - а это уже маленькая, но крайне мобильная армия.

Вооружен катер двумя установками А-22 "Огонь", двумя тридцатимиллиметровыми АК-630, а ракетное вооружение представлено традиционными ЗРК "Игла".

В середине 2000-х годов ВМФ Греции закупили для собственных нужд 4 таких корабля. На балансе ВМФ России находятся два "Зубра", но планируется постройка еще минимум четырех штук и модернизация ранее построенных.


Десантный катер на воздушной каверне. Проект разработан "Центральным Конструкторским Бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева" (г.Нижний Новгород). В 1998 г. ЦКБ по СПК был разработан проект большого скоростного десантного катера "Шельф". К 2000 г. планировалось завершить разработку катера и создать головной образец. Головной катер проекта Д-105 заложен на ССЗ "Волга" в Нижнем Новгороде 21 февраля 2006 г., спущен на воду в июле 2009 г. и в 2010 г. принят в состав Каспийской флотилии ВМФ России.

23 июня 2011 г. между Министерством обороны России и Ярославским ССЗ подписан контракт на производство серии катеров пр.21820. Первый серийный катер "Денис Давыдов" (зав.№701) заложен 18 января 2012 г.


http://bmpd.livejournal.com).


http://www.imenno.ru).



Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, ССЗ "Волга", г.Нижний Новгород, 06.08.2009 г. (http://forums.airbase.ru).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 24.06.2009 г. (http://npp-anfas.ru).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820 на Волге, 28.09.2009 г. (http://public.fotki.com).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, вид сзади, г.Санкт-Петербург, 11.10.2009 г. (автор фото - reflex_yu, http://forums.airbase.ru).


Конструкция
корпуса катера выполнена из коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава АМг.

По состоянию на осень 2012 г. по головному кораблю "Атаман Платов" (зав.№С-811) сообщается, что в следствие экслуатации на корпусе корабля образовались трещины (в кормовой части), а швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости. Есть ничем пока не подтвержденное предположение, что данные дефекты являются следствием непродуманной конструкции корабля.


Часть кормы ниже ватерлинии десантного катера заводской №4001 пр.21820 производства ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток. Ноябрь-декабрь 2012 г.. (фото из архива пользователя Mehanoid, http://forums.airbase.ru).


Грузовая палуба десантного катера "Иван Карцов" пр.21820. ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток, 31.05.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).


Двигатели
- 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.


Пропульсивная система десантного катера пр.21820. Спуск на воду десантного катера "Денис Давыдов" пр.21820, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото - Ярославский ССЗ, http://yarshipyard.com).


Пропульсивная система десантного катера "Иван Карцов" пр.21820. ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток, 14.08.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).


ТТХ катера :
Экипаж - 6 чел

Длина - 45 м
Ширина - 8.6 м
Осадка - 2.2 м
Водоизмещение полное - 280 т
Грузоподъемность максимальная - 140 т

Скорость полного хода - 35 уз
Дальность плавания - 300 миль
Мореходность - 5 баллов

Вооружение : 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами КПВТ калибра 14.5 мм.


Высадка десанта с катера Д-105 "Атаман Платов" пр.21820 на учениях "Центр-2011", 2011 г. Хорошо видно установки МТПУ-1 с пулеметами (фото - Денис Мокрушин, http://twower.livejournal.com/).


Оборудование : в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой "Агат-М3" разработки и производства ООО "НПП "АНФАС" (г.Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой "изменение 4" (2010 г.).


Оборудование рубки десантного катера "Иван Карцов" пр.21820. ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток, публикация 22.06.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).

: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту "Шельф" - 3 БМП или 3 БТР.


Поезная нагрузка в десантном катере Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).
Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Модификации :
- пр.21820 - базовая модификация десантного катера на воздушной каверне.


- пр.21820Э - проект экспортной модификации.

- пр.21821 - проект модернизации десантного катера.

- "Лань" - проект морского скоростного грузового судна ЦКБ по СПК и ССЗ "Волга", 1990-е годы.
Двигатели - 2 х дизеля мощностью по 4000 л.с.
Экипаж - 6 чел
Длина - 44.5 м
Ширина - 8.2 м
Осадка - 2.1 м
Водоизмещение полное - 280 т
Масса полезной нагрузки - 120 т
Дальность плавания:
- не менее 100 миль (при скорости 30 уз)
- 300 миль (экономическим ходом)
- до 600 миль (при уменьшении массы полезной нагрузки до 25 т и увеличении запаса топлива)
Мореходность - 6 баллов


Статус : Россия


Десантный катер Д-105 пр.21820 перед спуском на воду на ССЗ "Волга", г.Нижний Новгород, 2009 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 18 января - в Ярославле заложен первый серийный катер проекта - "Денис Давыдов".


- 2012 г. 21 июня - на Ярославском ССЗ заложен второй серийный катер проекта - "Лейтенант Римский -Корсаков".


Закладная доска десантного катера "Лейтенант Римский-Корсаков" зав.№702 пр.21820, 21.06.2012 г. (http://yarshipyard.com).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, фото опубликовано 22.10.2012 г. (из архива york, http://forums.airbase.ru).


- 2013 г. 18 января - на Ярославском ССЗ ожидается закладка десантного катера "Мичман Лермонтов" пр.21820 заводской №703 ().

2013 г. 23 января - в СМИ сообщается о планах руководства ВМФ России получить три серийных катера пр.21820 производства Ярославского ССЗ в течение 2013-2014 г.г. ().

2013 г. 26 июля - Ярославский ССЗ спустил на воду десантный катер пр.21820 "Денис Давыдов" заводской №701 ().


Спуск на воду десантного катера "Денис Давыдов" пр.21820, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото - Ярославский ССЗ via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный катер "Денис Давыдов" пр.21820 после спуска на воду, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото - Маргарита Белозерова, http://www.imenno.ru).


Десантные катера пр.21820 в составе Флота :

Реестр десантных катеров пр.21820 :

№ пп Название
проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 Д-105 "Атаман Платов" пр.21820 С-811 ССЗ "Волга", г.Нижний Новгород 21.02.2006 план 2007 г. (2006 г.)

июль 2009 г.

план 2008 г. (2006 г.) головной катер проекта, Каспийская флотилия, порт приписки - Махачкала
02 "Денис Давыдов"
пр.21820 701 Ярославский ССЗ, г.Ярославль 18.01.2012
план - июнь-июль 2013 г. (январь 2013 г.)

26.07.2013 г.

план - осень 2013 г. (январь 2013 г.)
первый серийный катер проекта
- 2012 г. октябрь - сообщается о планах базирования корабля на БФ
03 "Лейтенант Римский-Корсаков" пр.21820 702
Ярославский ССЗ, г.Ярославль
план 2012 г. (январь 2012 г.)

21.06.2012 г.

план - сентябрь-октябрь 2013 г. (январь 2013 г.) планируется постройка по состоянию на 2010 г.
- 2012 г. октябрь - сообщается о планах базирования корабля на БФ
04 "Мичман Лермонтов" (рассматривался так же вариант названия "Модест Мусоргский")
пр.21820 703
Ярославский ССЗ, г.Ярославль план 2012 г. (январь 2012 г.)

18.01.2013 г. (планы объявлены 15.01.2013 г.)

план - 2014 г. (январь 2013 г.) план - 2014 г. (январь 2013 г.) планируется постройка по состоянию на 2010 г.
05 "Иван Карцов" пр.21820 4001 2010 г. () план (не официально) - весна 2013 г. (декабрь 2012 г.)

28.09.2013 г. - вывод в ПД, 30.09.2013 г. - спуск на воду

план 2012 г. (2010 г.)

12.06.2015 г. поднят Флаг ВМФ

Строительство корабля ведется для ТОФ.

в 2009 г. сообщалось о начале строительства, но об официальной закладке не сообщалось, строительство запланировано в 2008 г. По более поздним сообщениям строительство катера начато в 2010 г. ().

06-11 пр.21820 704-709 Ярославский ССЗ, г.Ярославль ()
12-14 пр.21820 4002-4004 ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток прогноз - начиная с 2013 г. (август 2013 г.) включая зав.№4001 - для оснащения ДВКД типа ТОФ ()
Курсивом выделены предположительные данные.

Источники :
Десантный катер типа "Дюгонь" на воздушной каверне заложат в Ярославле. Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2011 г.
Разработка систем управления движением. Сайт

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер – Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии. Сегодня в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее. Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «лейтенант Римский-Корсаков» и «мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.


Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания. Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева было произведено более 8 000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.

В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому. Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».


Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра., осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров. Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ2 1 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».


Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров «Центр-2011», которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.


Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

Источники информации:
-http://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2011/1121/19587666/detail.shtml
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-630.html
-http://ru.wikipedia.org


"Денис Давыдов". Фото: Минобороны РФ


"Денис Давыдов" - десантный катер проекта 21820 (шифр - "Дюгонь"). Предназначен для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье людских контингентов, колёсной и гусеничной техники. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны на днище катера, которая изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, обеспечивая значительное снижения сопротивления и возможность самостоятельно сниматься с мели.

Место базирования

Балтийский флот. Город Балтийск.

Постройка

Заложен 18 января 2012 года на Ярославском судостроительном заводе. Спущен на воду 26 июля 2013 года.

Вехи

В октябре 2014 года катер завершил заводские ходовые испытания на полигонах Балтийского флота. В конце 2014 года вошел в состав ВМФ РФ.

Тактико-технические характеристики

Скорость максимальная: 35 узлов при высоте волны 0,75 м
Дальность плавания: 500 миль
Экипаж: 6 человек
Десантовместимость: 2 основных боевых танка или 4 БМП/БТР или 140 тонн груза

Размеры

Водоизмещение: 280 тонн
Длина наибольшая: 45 м
Ширина наибольшая: 8,5 м
Осадка: 1,9 м

Энергетическая установка

2 дизеля М507А-2Д мощностью 2 × 9000 л.с. Движитель: 2 четырёхлопастных ВФШ в кольцевых насадках.

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер Д-105 «Атаман Платов» . В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии.

На сегодняшний день в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее.

Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года , что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях » им. Р.Е.Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания.

Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам, созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р.Е.Алексеева было произведено более 8000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.

В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому.

Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».

Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра, осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров.

Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ-21 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».

Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек . На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров , которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.

«Атаман Платов» высаживает десант на стратегических учениях «Центр-2011»

Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями-доками проекта , которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам . Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

/По материалам oborona.ru и militaryrussia.ru /