Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Проблемы оао минский тракторный завод. Работать на перспективу – сохранить предприятие и трудовой коллектив. Белорусская ставка на татарстанские субсидии

15.05.2015 - 20:20

Новости Беларуси. Президент требует от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок от необоснованного импорта. Об этом Александр Лукашенко заявил 15 мая во время посещения Минского тракторного завода. Главе государства доложили о финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития предприятия, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Более 20 лет за работой. Свой завод иначе как родным Александр Жаврид не называет. Буквально на глазах мастера цеха по сборке тракторов собираться начали маломощные машины, а теперь уже и те модели, которые разработчики называют «эксклюзивными». Говорит, собирать такую продукцию помогают и модернизированные линии. И, конечно, грамотные специалисты. Именно в этом секрет конкурентоспособной продукции.

Анастасия Иванникова, СТВ:
Каждый десятый трактор в мире – из Беларуси. Сегодня МТЗ без преувеличения – лицо страны. За почти 70 лет существования продукция завода продукция предприятия была поставлена в 125 стран мира.

МТЗ производит тракторы мощностью от 20 лошадиных сил. В нынешнем году в массовое производство выпустили современного «Беларуса». Заменит он два трактора на 200 лошадиных сил. Такая «премьера» отправлена будет в Юго-Восточную Азию. И не только она.

Андрей Стасилевич, главный конструктор ОАО «Минский тракторный завод»:
Мы работаем над новой линейкой тракторов для Африки, Юго-Восточной Азии. На тракторах мощностью до 200 лошадиных сил практически всё отечественное. А вот 300-350 и выше – двигатель пока импортный.

Сейчас на предприятии есть проблемы. Несколько упали поставки на основные рынки. «Слабые места» есть и у других гигантов машиностроения. Тем не менее, государство делает всё, чтобы производства сохранились, созданы были приемлемые условия работы. Это под постоянным контролем.

Ещё в конце апреля Александр Лукашенко анонсировал свой визит на крупные промышленные предприятия.

В должности гендиректора Фёдор Домотенко с августа прошлого года. Предприятие старается развивать, увеличивать экономические показатели. Ведь среди главных задач - объёмы, рентабельность и эффективность.

Особое внимание - заработным платам. Этот вопрос всегда актуален. Александр Лукашенко отмечает: надо сохранить тот уровень, который остался с прошлого года. При этом государство со своей стороны гарантирует - контроль над ценообразованием сохранится.


Главная сейчас задача по стране, для всех, до выборов – мы ни в коем случае не должны заниматься популизмом. Я уже это говорил. И нагонять зарплату, чтобы потом подавиться, после выборов, чтобы люди нас долбали. Нам надо сохранить тот уровень, который нам достался с прошлого года. Сохранить уровень. По ценообразованию мы тут проконтролируем, цены все зависят практически от нас. Мы видим, где падают цены, где чуть-чуть поднимаются. Если растут цены на импорт, господь с ними. Главное, чтобы на товары белорусского производства цены не росли. Мы это контролируем, мы видим, помогаем предприятиям. Где-то да, действительно, цены должны быть подвинуты. Они двигаются. Но главное – удержать заработную плату на уровне прошлого года. Будешь в хорошем плюсе – доплати, но людям надо объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году эти планы реализовать.

По результатам прошлого года продукция предприятия была поставлена почти в 60 стран мира. Более 40% техники экспортировано в Россию, около четверти - в страны дальнего зарубежья, чуть меньше - в СНГ, 9% поставлено было на внутренний рынок. По прогнозам руководства завода, к 2020 году карта экспорта несколько изменится в процентном соотношении. Тем не менее, президент отмечает: к продаже продукции за пределы страны походить нужно по-экономически выверено.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Мне же правительство Кобякова подкидывает вопрос: Александр Григорьевич, разрешите за пределы страны реализовать ниже себестоимости. Слушайте, реализуйте, если вы такие смелые. А потом, если директора видят, что надо ниже стоимости продать, то давайте продадим внутри страны. Потому что, продав за пределы страны, трудно потом проконтролировать. И, самое главное, - у нас сегодня проблема с качеством. Есть проблемы. И проколы есть. И по МТЗ, но тут меньше, по МАЗу, по другим предприятиям. Если даже мы этот трактор отдали внутри, и там что-то случиться, так мы его обслужим мгновенно.

В большинстве случаев промышленные предприятия ориентированы на Россию. Найти новые рынки – дело непростое и небыстрое.

Федор Домотенко, генеральный директор ОАО «Минский тракторный завод»:
Недавно мы провели переговоры с представителями Зимбабве, Замбии, ЮАР, получили официальное приглашение. В Пакистане мы создаем сборочное производство. Подписаны контракты. Работа там идет успешно.

Мало кто помнит, что к выпуску известных во всём мире тракторов, завод шел поэтапно. В итоге теперь белорусская техника может работать в самых разных условиях. Конечно, конкуренция есть. Взять, к примеру, знаменитые немецкие аналоги. Обогнать конкурентов помочь может и постепенная модернизация, и новые подходы. Для начала – в дизайне.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Внешне посмотришь – красиво, а внутри эти детали надо как-то смотреть. Обшивка нежнее чтобы уже, ближе к иностранцам. Но это уже на порядок выше.

Минский тракторный завод стал в 1994 году одним из первых предприятий, где побывал Александр Лукашенко после избрания президентом. Тогда, в середине 90-х, высказывались настойчивые предложения о закрытии промышленных гигантов Беларуси. Ставку предлагали делать на небольшие мобильные производства. Наша страна пошла другим путем, и, как показала практика, решение было правильным. И сегодня отечественная техника может полностью заменить импортные аналоги.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Мне говорят: «Качество, качество». Да, за это будем спрашивать, но надо понимать, что у нас этого не было. Мы за последние годы это все создали и создавали под жестоким давлением: «Давай, давай». Естественно, надо годы для того, чтобы довести технику. Так же? Поэтому если и есть где-то минусы… Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммуналки – зачем? Завод рядом. Вышел из строя какой-то узел – так он мгновенно подъедет и отремонтирует его. Я постоянно предупреждаю правительство: мы не члены ВТО, мы никому ничего не обязаны, не должны. Давайте защитим свой внутренний рынок, не отдадим никому. От утюга до трактора и автомобиля.
В ближайшее время (надо наметить, я уже вчера говорил) мы проведем специальное совещание у президента, где правительство доложит. Посмотрим за девять месяцев, допустим, как выполнено, что ввезли по импорту, почему ввезли и что правительство предприняло в этом году, чтобы защитить собственного товаропроизводителя, как это делается во всем мире.

Кстати, в настоящее время у МТЗ появилась возможность сотрудничать с китайскими партнерами. На днях завершился визит в Беларусь председателя КНР Си Цзиньпина. Интерес Поднебесной к продукции Синеокой есть.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Это наш друг. И он прямо там, что очень редко бывает во время визита, собирал своих людей, давал им конкретные указания. Цель была одна: белорусам надо подставить плечо, им надо помочь, потому что они нас никогда не подводили. Губернаторы напрямую договорились с губерниями. 50% ВВП стран – а это же громадное ВВП! – дают эти восемь провинций. Мы для них капля в море. Нам одной провинции бы хватило. Он восемь привез. Надо сейчас это развивать.

МТЗ. ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Каждый десятый колёсный трактор в мире сделан в Белоруссии

На вопросы журнала «Союзное государство» отвечает генеральный директор ПО «МТЗ» - генеральный директор РУП «МТЗ» Александр Пуховой

- Александр Алексеевич, сразу после 20 марта 2002 года, когда Указом Президента Республики Беларусь вы были назначены генеральным директором ПО «МТЗ», вы заявили, что Минский тракторный завод должен остаться центром мирового тракторостроения. Более чем смелое заявление, ведь к тому времени на складах завода накопилось свыше 3,2 тысячи нереализованных тракторов - больше трехмесячного объема производства, а бартерные сделки составляли свыше 90 % от объемов реализации. Однако прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась в корне: объемы производства, равно как и продаж, стремительно выросли, а в последние годы в мире каждый десятый выпускаемый колесный трактор - белорусский. Минский тракторный завод в условиях все более жесткой конкуренции не просто не уступает своего сегмента мирового рынка, но и достаточно уверенно расширяет объемы и направления экспорта.
Каким образом возглавленному вами коллективу удалось совершить такое чудо?

- Никакого чуда не было - была напряженная работа. Прежде всего, мы сразу определили основные приоритеты и выработали программу на 2002–2010 годы по выходу завода из кризисной ситуации. Ориентируясь на мировые тенденции в тракторостроении, мы поставили целью наращивать долю производства дорогостоящих, но эффективных и быстроокупаемых в сельском хозяйстве энергонасыщенных тракторов, не собираясь при этом снимать с производства старые, но проверенные модели, если на них будет спрос. Перед маркетингом была поставлена задача научиться продавать свою продукцию, выстраивая четкую схему продвижения товара на внешних рынках и ликвидируя лишние звенья посреднических услуг. В итоге уже в ближайшее время наметилась устойчивая тенденция к снижению запасов готовой продукции на складах, заметно снизился процент бартерных сделок.

Подписывая указ о мерах поддержки МТЗ, призванный дать предприятию «второе дыхание», Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что «сельскохозяйственное машиностроение - это один из государственных приоритетов, который способствует обеспечению продовольственной, а значит, и государственной безопасности». Поддерживая своё крупнейшее предприятие, руководство республики ориентировалось не только на финансовую помощь, выражавшуюся в реструктуризации задолженностей завода. Во главу угла сразу, изначально была поставлена необходимость сделать самое крупное производство Беларуси эффективным, передовым с точки зрения организации труда и применения новейших технологий.

В результате уже в 2004 году мы на два года опережали прогнозы своей же антикризисной программы, а в декабре следующего года Глава белорусского государства поздравил коллектив работников ПО «Минский тракторный завод» с настоящей трудовой победой - выпуском в 2005 году сорокатысячного трактора «Беларус» и отметил, что продукция производственного объединения по праву пользуется заслуженным спросом на мировом рынке, и это результат высокого профессионализма, ответственного, творческого, инициативного труда всего коллектива.

Последние два года объем товарной продукции МТЗ превышает миллиард долларов США. С конвейера завода ежесуточно сходит около 250 тракторов, одновременно находится на сборке более 60 моделей и модификаций машин.

Производственное объединение «Минский тракторный завод» сегодня - это промышленный гигант, который включает в себя одиннадцать предприятий республики. На головном заводе работает более 24 тысяч человек, по сравнению с 18 тысячами в 2002 году, при этом выработка на одного работающего по сравнению с тем периодом практически удвоилась. МТЗ является одним из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютным лидером в производстве тракторов среди стран СНГ, единственным предприятием на постсоветском пространстве, сохранившим свой производственный потенциал. Удельный вес тракторов «Беларус» в общем выпуске колесных тракторов заводами СНГ в 2007 году составил 87 %.

Согласно нашим планам, кардинальная модернизация производства на 2005–2011 годы предусматривает объем инвестиций на уровне 680 млн. долларов, из них только 70 млн. - заемных. При этом мы отказались от точечной реконструкции: серьезный эффект может дать лишь полное обновление технологии. В прошлом году мы заключили контракт на 65 млн. евро на поставку комплекта оборудования для выпуска валов и шестерен - оснащенное им производство будет по всем показателям не хуже, чем, скажем, на «Джон Дир».

Минский тракторный завод всерьез намерен конкурировать и даже бороться за лидерство с ведущими мировыми производителями тракторной техники?
- Огромный производственный и экспортный потенциал позволяет предприятию на равных конкурировать со всеми известными грандами мирового тракторостроения - АГКО, «Джон Дир», «Клаас», «Нью Холланд». Скептики могут воспринимать это с улыбкой, тем не менее, мы успешно догоняем «Джон Дир» не только по объемам продаж, но и по техническому уровню машин. Уже сегодня есть модели трактора «Беларус», цены на которые практически равны аналогам «Джон Дир», хотя, если брать в среднем по линейке энергонасыщенных тракторов, наши цены пока на 10–15 % ниже.

Если говорить о конструктивной составляющей, то одним из наиболее перспективных направлений в мировом тракторостроении стал переход на бесступенчатые трансмиссии. Здесь пока лидирует «Джон Дир», но уже в ближайшее время мы намерены представить модель трактора, которая может стать неприятным сюрпризом для наших конкурентов. Не буду пока говорить о деталях, скажу одно: в своей разработке мы полностью ушли как от механики, так и от гидравлики.

Особое значение в новых разработках принадлежит научному обеспечению. Вместе с Национальной академией наук Беларуси МТЗ реализует Государственную программу «Белавтотракторостроение». На предприятии работают четыре кафедры университетов, где готовят молодых специалистов.

Что ж, перспективы заманчивые. А какую продукцию мирового уровня МТЗ может предложить покупателю уже сегодня?
- В производственной программе ПО «МТЗ» - мотоблоки, малогабаритные тракторы мощностью до 60 л. с. для обеспечения механизации работ в малых и индивидуальных хозяйствах, универсально-пропашные тракторы и тракторы специального назначения мощностью 60–130 л. с., тракторы общего назначения высокой мощности от 150 до 300 л. с., лесные, коммунальные машины, погрузчики.

Широкая универсальность тракторов «Беларус» позволяет эффективно использовать их круглый год в различных климатических зонах. Основной удельный вес в объеме производства занимают тракторы, предназначенные для выполнения всего комплекса работ в сельскохозяйственном производстве: пахота, культивация, предпосевная обработка, посев, внесение удобрений, междурядная обработка, кошение трав, уборочные работы и так далее.

Пользуются устойчивым спросом модели тракторов мощностью 80 л. с. «Беларус-80.1 / 82.1», сотни тысяч их разошлось по всему миру. Они модернизированы с установкой переднего ведущего моста повышенной несущей способности, гидрообъемного рулевого управления, обновлен их дизайн с применением стеклопластиковых капота, крыльев и крыши кабины.
Для стран Африки и Юго-Восточной Азии предлагается конструкция упрощенного и удешевленного трактора мощностью 50–90 л. с. На европейском рынке значительно повысились требования к дизайну и эргономике тракторов. Покупатели запрашивают улучшенную отделку интерьера кабины, кондиционер, дистанционные приводы, наличие реверсивного поста управления. Все это обусловило разработку и внедрение в производство в кратчайшие сроки тракторов нового поколения «Беларус-923 / 922 / 1222». Наращивается и производство трактора-труженика «Беларус-1221» мощностью 130 л. с. Эта модель заслужила популярность благодаря своей мощности и простоте. По экономичности при выполнении сельхозработ она не имеет аналогов в своем классе.

Наши главные приоритеты на сегодня в разработке и производстве колесных тракторов - производ­ство продукции повышенного технического уровня с обновленным интерьером и внешней облицовкой, с мощностью двигателя 65–105 л. с. Еще одна важная задача - установка на тракторы двигателей, соответствующих экологическим требованиям TIER-2 и TIER-3А.
Уже сертифицированы тракторы «Беларус» с двигателями, соответствующими требованиям TIER-3A
мощностью свыше 130 л. с., - «Беларус-1221.4 / 1222.4 / 1523.4 / 2022.4», и тракторы мощностью 30 л. с. - «Беларус-320.3», а в июне нынешнего года планируется сертифицировать тракторы в мощностном диапазоне 80–105 л. с., соответствующие требованиям TIER-3A.

Насколько уверенно удерживает МТЗ свой самый емкий рынок - российский? Нет ли в перспективе опасности, что на рынке России «Беларуса» могут потеснить импортные, в том числе подержанные, тракторы?
- Сегодня поставки нашей продукции осуществляются по трем основным направлениям: в Российскую Федерацию, в другие страны СНГ и в страны дальнего зарубежья. Для Минского тракторного завода Российская Федерация была и остается главным стратегическим партнером. Удельный вес России в экспорте тракторов МТЗ за 2007 год составил порядка 38 % при увеличении объема поставок по сравнению с прошлым годом более чем на 30 %.

Для стабилизации рынка, увеличения объемов реализации и продвижения продукции предприятия в Москве открыто и работает Представительство Минского тракторного завода в Российской Федерации. В России в каждом федеральном округе созданы Торговые дома - совместные предприятия с контрольными долями уставного капитала, принадлежащими МТЗ, и сегодня поставка его продукции на российский рынок производится исключительно через них. Каждый Торговый дом, реализующий тракторы, обеспечивает их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Дилерская сеть Торговых домов в Российской Федерации насчитывает около ста организаций практически во всех регионах.

На территории России функционируют два сборочных производства - ОАО «ПО ЕлАЗ» (г. Елабуга) и ОАО «Сарэкс» (г. Саранск).
Чтобы выработать единый механизм обеспечения запасными частями российских потребителей, Минский тракторный завод создал в Подмосковье ЗАО «ЦАСК МТЗ-Запчасть-Сервис» по поставкам запасных частей в Российскую Федерацию.

Что касается перспектив, то, согласно нашим аналитическим исследованиям, рынок России характеризуется положительной динамикой таких показателей, как «производство», «емкость», и в то же время - отрицательной динамикой по показателю «парк». Если в 1990 году парк тракторов в России составлял более миллиона штук, то сегодня - полмиллиона, притом что срок службы двух третей парка составляет более 20 лет при норме 10 лет. Обеспеченность посевных работ исправными тракторами составляет 5–6 машин на 1000 га пашни - это 65 % от нормы. Представьте, какими темпами нам необходимо наращивать производство, чтобы удовлетворить потребности только российского рынка. А в Украине и в других странах СНГ ситуация еще хуже. И мы никому не собираемся уступать эти рынки. Кстати, все западные производители реализовали за прошлый год в России порядка 1,5 тысячи тракторов (включая подержанные), мы - более 16 тысяч.

Минские тракторы производятся при участии российских смежников. Расскажите, пожалуйста, как и насколько эффективно сотрудничаете с российскими коллегами?
- Доля российской продукции в составе серийных тракторов «Беларус» составляет около 10 %. С российскими заводами РУП «МТЗ» связывают давние партнерские отношения. Начавшийся в последние годы общий подъем российской промышленности позволяет нам плодотворно сотрудничать как экономически, так и технически.

Основными российскими поставщиками РУП «МТЗ» являются оренбургское ОАО «Радиатор» (годовой объем 258,1 млн. российских рублей), елецкое ОАО «Елецгидроагрегат» (101,9 млн.), волгоградский ВЗТДиН (88,8 млн.).

Тесно сотрудничаем по кооперации, получая высокотехнологичные сборочные узлы для наших тракторов, с Елабужским автомобильным заводом и СААЗ АМО ЗИЛ в Смоленске. В 2007 году объем поставок комплектующих с этими предприятиями составил более 290 млн. российских рублей, а в 2008 году мы планируем довести его до 1,2 млрд. российских рублей.

Видимо, нелегко руководить более чем двадцатитысячным коллективом. Притом что на любом производстве человеческий фактор был и остается главным. Каковы основные критерии вашей кадровой политики? И насколько престижно и денежно работать на Минском тракторном заводе?
- Учитывая современную реальность нашего предприятия - постоянное наращивание объемов производства, освоение и выпуск нового модельного ряда машин, совершенствование технологических процессов производства, высокие темпы компьютеризации - вопрос подготовки, сохранения высококвалифицированных работников и привлечение молодых кадров является не просто основой кадровой политики на РУП «МТЗ», это одна из главнейших составляющих всей нашей работы.
Только на головном предприятии сегодня работает порядка 24,6 тысячи человек, из них более 19 тысяч - рабочие, около 5,5 тысячи - служащие (из них, в свою очередь, 2 тысячи руководителей всех уровней). На РУП «МТЗ» высшее образование имеют 15,7 % от общего числа работающих, среднее специальное - 19,8 %, среднее и профессионально-техническое - 58,6 %. На заводе работают 10 кандидатов и 2 доктора наук.

На предприятии постоянно проводится обновление кадров, замена работников пенсионного возраста молодыми кадрами с более высоким уровнем квалификации. За счет приема молодых рабочих и специалистов число молодежи в возрасте 16–30 лет только в истекшем 2007 году увеличилось на 6,2 %, а средний возраст тракторозаводцев составил 38,7 года (в 2000 году - 44,5 года).

Каков, образно говоря, наш «социальный пакет» по закреплению высококвалифицированных кадров? Это, прежде всего, подбор рабочих, специалистов, руководителей и других служащих с учетом их профессиональных качеств методом профессионального тестирования, рациональное использование кадров и достойная мотивация их труда, моральное и материальное стимулирование кадров и четкая система их карьерного роста и, конечно, постоянное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Успешная и стабильная работа позволила МТЗ выйти на ведущее место по оплате труда среди промышленных предприятий Беларуси. Сегодня на минском рынке труда считается престижным получить работу на МТЗ, так что у нас есть реальная возможность отбора лучших рабочих и специалистов.

- Для многих крупных предприятий, завоевавших нелегким трудом высокий авторитет своей продукции, достаточно болезненна проблема контрафакта, когда мелкие, не обладающие необходимой производственной базой фирмы «штампуют» заведомо некачественные запчасти и без зазрения совести ставят на них известную марку. А в итоге предприятие не только терпит убытки - у потребителей совершенно незаслуженно падает авторитет его товарной марки.
Насколько актуальна такая проблема для МТЗ, насколько быстро можно обнаружить подмену оригинальных запчастей контрафактными, и как руководство завода намерено бороться с этой напастью?

- Действительно, проблема такая есть. Между тем распознать контрафакт, причем практически сразу, нашим специалистам, как и торговым представителям, не составит большого труда. На РУП «МТЗ» разработана и действует инструкция «Маркировка деталей и сборочных единиц тракторов «Беларус» - по маркировке деталей и узлов комбинацией цифр, выполненных спецшрифтом и на спецоборудовании собственного изготовления. Информация по маркировке заносится в заводскую базу, а номера всех крупных узлов и наиболее ценных покупных комплектующих вносятся в паспорт сборки трактора, что позволяет прямо на месте безошибочно установить факт подмены. К примеру, в МЦ-5 изготавливаются валы для ПВМ (передний ведущий мост), которые пользуются повышенным спросом. Когда возникли проблемы с качеством данной продукции, выяснилось, что изделия были изготовлены не на РУП «МТЗ», - это показала спецмаркировка. Аналогично обстоит дело и с другими деталями и узлами.

Конечно, оставлять без реагирования любой подобный факт руководство завода не собирается. И все-таки наиболее результативное противодействие этому видится, с одной стороны, в своевременном насыщении рынка оригинальными запчастями, а с другой - в профилактической работе, проводимой нашей службой маркетинга и нашими торговыми представителями. Покупателю можно доходчиво объяснить, что, приобретая контрафактную деталь и, допустим, где-то выигрывая по цене и по времени, он теряет намного больше, ведь некачественная запчасть ускоряет износ всего трактора. То есть здесь для потребителя гоняться за дешевизной - в итоге будет себе дороже.

Александр Алексеевич, насколько амбициозны, в хорошем смысле, ближайшие планы Минского тракторного завода? Иначе говоря, каким образом намерены производить лучше и продавать больше?
- Несмотря на усиление конкуренции, ПО «Минский тракторный завод» в качестве своих приоритетных задач на 2008 год определил дальнейшее увеличение доли тракторов «Беларус» в продажах на мировом рынке и совершенствование товаропроводящей сети. При этом главным направлением нашего экспорта остается Россия.
Мы намерены выпустить в 2008 году порядка 66 тысяч тракторов и машин, в том числе на экспорт - более 59 тысяч штук, или 89,5 % от общего количества. Изменится в 2008 году по сравнению с 2007 годом и структура поставляемых тракторов и машин - в сторону увеличения доли энергона­сыщенных тракторов (серии 1200, 1500, 2000, 3000, их планируется произвести более 9 тысяч), тракторов, соответствующих экологическим стандартам Евро-3А, а также новых моделей и тракторов, производимых с использованием новых технологий.

Необходимо больше использовать возможности сборочного производства тракторов «Беларус» за рубежом, увеличивать поставки тракторокомплектов в страны СНГ и дальнего зарубежья. В странах, где существует собственная товаропроводящая сеть ПО «МТЗ», особенно актуально, наряду с увеличением продаж, совершенствование гарантийного и послегарантийного обслуживания реализованной техники - аттестация технических центров, занимающихся реализацией и сервисным обслуживанием тракторов «Беларус», и создание на их базе фирменной сервисной сети.

Но главным залогом новых достижений, безусловно, должно стать качество наших тракторов, их соответствие самым высоким мировым требованиям. МТЗ не может отставать ни на день в развитии новейших производственных технологий.

РУП «МТЗ» входит в десятку крупнейших производителей тракторной техники в мире. Предприятие специализируется на выпуске колесных тракторов. РУП «МТЗ» выпускает тракторы мощностью от 50 до 355 л.с. Среди заводов-производителей колесных тракторов в странах СНГ РУП «МТЗ» занимает 1 место, его доля составляет 90 %.

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ РУП «МТЗ»

Основную роль в мировом сельхозмашиностроение играют международные транснациональные корпорации: John Deere, CNH, AGCO, CLAAS. Именно с этими производителями МТЗ конкурирует на мировом рынке.

Наряду с производством тракторной техники компании предлагают сельскохозяйственные машины для возделывания сельскохозяйственных культур и уборки урожая: почвообрабатывающие машины, уборочные комбайны, пресс-подборщики, кормоуборочные комбайны, телескопические погрузчики и т.д. Кроме этого John Deere и CNH производят строительные машины. John Deere также предлагает машины для лесного хозяйства. John Deere и CNH до 25% выручки получают от продажи техники, не относящихся к сельскому хозяйству.

Кроме этого, в Китае насчитывается более 20 производителей тракторов средней и большей мощности. Крупнейшие из них Zhong guo yituojituan (производит более 6 тыс. тракторов мощностью от 70 до 185 л.с., свыше 150 тыс. тракторов мощностью 17-65 л.с., около 25 тыс. гусеничных тракторов в год), Futian zhonh gong gongsi (производит около 50 тыс.тракторов мощностью 25-125 л.с., свыше 150 тыс.тракторов мощностью до 25 л.с., также производит гусеничные тракторы мощностью 15-180 л.с.).

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКОВ СБЫТА РУП «МТЗ» В 2012 ГОДУ

РУП «МТЗ» является экспортоориентированным предприятием. География поставок тракторов «Беларус» очень широка. С момента создания завода она насчитывает более 125 стран. За 2012 г. предприятие экспортировало продукцию в 62 страны. Темп роста экспорта продукции составил 102,0%.

РУП «МТЗ» проводит многовекторную маркетинговую стратегию.

Региональная структура экспорта продукции в 2012 г. выглядит следующим образом:

В страны дальнего зарубежья - 24,6%;

В страны СНГ (без РФ) - 23,6%;

В Российскую Федерацию - 51,8%.

За последние 3 года прослеживается отрицательная динамика развития рынков. Мировой рынок сельхозтехники находился в стадии рецессии и стагнации. Исключением является быстроразвивающиеся рынки стран ЮВА и Латинской Америки. Данные рынки на период 2013-2015 гг. являются наиболее перспективными для наращивания продаж техники марки «Беларус». В 2012 г. в страны ЮАВ и Ближнего Востока было экспортировано 5 101 шт. тракторов. В странах Северной и Латинской Америки в прошлом году было реализовано 2 287 шт. техники.

РУП «МТЗ» усиливает работу по освоению рынка африканских стран. Наряду с увеличением поставок тракторов также закрепляет свои позиции на данном рынке путем организации сборочных производств. В настоящее время функционируют сборочные производства в Алжире, два в Египте, в Эфиопии. В 2013 г. планируется создание сборочных производств на рынках ЮАР и Нигерии. Таким образом, МТЗ стремится приблизить свою технику конечному потребителю, охватывая почти всю территорию Африки. В 2012 году РУП «МТЗ» экспортировало 1 793 шт. тракторов в страны Африки.

Рынки вышеперечисленных стран характеризуются низкими требованиями к комплектации тракторов, а также присутствием на рынке большого количества тракторов китайского и индийского производства.

На рынках стран Европы предъявляются высокие требованиями к дизайну и эргономике тракторов. Покупатели запрашивают улучшенную отделку интерьера кабины трактора и ее звукоизоляцию, кондиционер, дистанционные приводы, наличие реверсивного поста управления, а также тракторы с двигателями, соответствующими экологичным требованиям TIER-3B. В 2012 г. в страны Европы было отгружено 4 112 шт. тракторной техники.

Использование передовых технологий особенно актуально для рынков Российской Федерации и прочих стран СНГ, где есть все возможности для роста именно этого сегмента рынка. Поэтому реализация энергонасыщенной техники является одной из главнейших задач на ближайшую перспективу в этих регионах. Российская Федерация была и остается емким и перспективным рынком для продукции РУП «МТЗ».

В 2012 г. экспорт тракторов в Россию составил 26 100 шт. За последние 2-3 года Минский тракторный завод начал активно продвигать на рынок Российской Федерации тракторы мощностью св. 200 л.с. С этой целью в 2012 году было создано 2 сборочных производства по производству тракторов «Беларус-3522»:

ЗАО ШМЗ «Кранспецбурмаш» (Амурская обл., г. Шимановск);

ЗАО ПМТО СХТ «АгроТехСнаб» (г. Саратов).

Рассматривается вопрос об организации сборочного производства энергонасыщенных тракторов «Беларус»-3522 в иных регионах РФ (Ростовская область). В страны СНГ в 2012 г. было экспортировано 11 604 шт. тракторной техники.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ РЫНКОВ

Рынок Российской Федерации и прочие страны СНГ. Основными рынками сбыта для продукции МТЗ традиционно остаются Россия, Казахстан, Украина и др. страны СНГ. Более 75% экспорта продукции РУП «МТЗ» приходится на поставку продукции по контрактам в российских рублях. Так как при расчете показателя «темп роста экспорта» применяется статистическая стоимость в долл. США, то на объемы экспорта наравне с номенклатурой, количеством и ценой продукции существенное влияние оказывает и соотношение курсов российского рубля к доллару США. Изменение соотношения курсов российского рубля и евро к доллару США привело к снижению объема экспорта за 10 месяцев 2012 г.

Российская Федерация. 22 августа 2012 г. Россия вступила в ВТО. В связи с этим сельхозпроизводители ожидают снижения размера ставок ввозных таможенных пошлин на трактора и, как следствие, снижения цен на сельскохозяйственную технику и расширение предложения товаров, поставляемых из стран-членов ВТО. C начала 2012г. объем кредитования российских сельхозпроизводителей по сравнению с тем же периодом 2011 г. упал на 20-25%, рост кредитных ставок по займам, выданным на проведение весенне-полевых работ, составил 2 п.п., что также негативно отразилось на способности сельскохозяйственных производителей к закупке новой техники. Следует отметить, что в 2012 г. отмечена гибель сельхозкультур от засухи в 20 субъектах России. Режим ЧС был введен в 20 регионах.

Прочие страны СНГ. На некоторых рынках стран СНГ также наблюдаются негативные тенденции, которые привели к снижению темпов роста экспорта продукции РУП «МТЗ». Не решен вопрос государственного финансирования закупки тракторов в Азербайджане; отсутствуют программы государственной поддержки по закупке сельскохозяйственной техники, в том числе и энергонасыщенных тракторов, на Украине; рынок Украины не оправился от негативных последствий на рынке сельхозтехники, связанных с ценовым кризисом на зерно в конце 2011 г.

Страны Европы. Рецессия в странах ЕС привела к снижению объемов поставок техники РУП «МТЗ». Необходимо отметить, что у западных производителей также наблюдается снижение объемов продаж техники в ЕС. Кроме того:

закончился срок действия пятилетней программы субсидирования сельхозпроизводителей (начало действия сроков очередных программ и выделение средств ожидается в 2013-2014 гг.);

неблагоприятные погодные условия в течение года - сильные морозы зимой и засуха в летний период серьезно повлияли на урожай (озимые пришлось пересеивать). В результате засухи в Болгарии, Сербии и Венгрии потери урожая составили 60-80 %;

изменение экономической ситуации в Сербии в связи со сменой правительства (отменены льготы и кредитование, как для физических, так и для юридических лиц);

перенасыщение рынка б/у техники;

падение курса евро к доллару США в странах Еврозоны;

долговой кризис в Европе и экономически неблагоприятная ситуация в отдельных странах;

значительные финансовые потери, связанные с ростом тарифов на корма и энергоносители в странах Европы;

деловая активность потребителей снизилась из-за кризисных ожиданий в экономике, покупатели занимают выжидательную позицию с целью минимизации финансовых потерь.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РУП «МТЗ»

Региональная структура экспорта тракторов и тракторокомплектов «Беларус» в 2012-2015 гг. представлена в таблице 5.4.1

Таблица 5.4.1

Оценка 2012 г. (БП)

Прогноз 2013 г.

Прогноз 2014 г.

Прогноз 2015 г.

ЮВА и Ближний Восток

Итого дальнее зарубежье

Страны СНГ

Экспорт тракторов

СПРАВОЧНО

Всего экспорт продукции

(темп 102,0%)

(темп 116,5%)

(темп 109,3%)

(темп 111,5%)

В 2013-2015 гг. экспорт продукции РУП «МТЗ» будет иметь тенденцию к росту по всем регионам реализации продукции МТЗ как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

В 2013 г. РУП «МТЗ» планирует экспортировать продукцию на сумму 1 168 376 тыс. долл. США. Темп роста составит 116,5%. К 2015 г. экспортные поставки возрастут до 1 424 090 тыс. долл. США.

В 2013-2015 гг. структура экспортных поставок тракторов РУП «МТЗ» в стоимостном выражении изменится в сторону увеличения доли стран дальнего зарубежья (с 24,6% в 2012 г. до 32,5% в 2015 г.) с одновременным снижением удельного веса России (с 51,8% в 2012 г. до 46,8% в 2015 г.) и стран СНГ (с 23,6% в 2012 г. до 20,7% в 2015 г.). Рынок стран ЮВА и Латинской Америки станет наиболее перспективным для наращивания продаж техники «Беларус» на период 2013-2015 гг.

Экспорт тракторной техники в 2013 г. прогнозируется на уровне 1 107 190 тыс. долл. США. К 2015 г. он увеличится до 1 352 090 тыс. долл. США. В натуральном выражении экспорт тракторов РУП «МТЗ» в 2013 г. составит 55 650 шт., что на 9,1% превысит уровень 2012 г. К 2015 г. он увеличится до 70 000 шт.

Основные цели (см. далее), задачи и направления продвижения продукции РУП «МТЗ» на внешние рынки на 2013-2015 гг. определены в соответствии с Национальной программой развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь № 656 от 23 мая 2011 г.).

Основная задача стратегии продвижения продукции РУП «МТЗ» на внешние рынки на 2013-2015 гг. - закрепление позиций на традиционных рынках и расширение географии присутствия техники РУП «МТЗ» на перспективных зарубежных рынках, в том числе путем создания сборочных производств, развития товаропроводящей сети (ТПС), сервисного обслуживания техники и обеспечение поставок запасных частей.

Основные цели стратегии маркетинга РУП «МТЗ» на 2013-2015 гг.:

обеспечение роста объёмов экспорта продукции ПО «МТЗ» на стратегические товарные и географические рынки;

рост эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий, входящих в состав РУП «МТЗ».

В процессе реализации внешнеэкономической стратегии ожидается:

обеспечение прогнозных параметров внешнеэкономической деятельности: объем экспорта товаров в 2015 г. составит 1 424,1 млн. долл. США или 111,5% к уровню 2014 г.;

повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий РУП «МТЗ» за счет освоения новых экспортных товаров, повышения качества и технического уровня экспортируемой продукции, рационализации импорта, сокращение удельных затрат на производство, проведение взвешенной ценовой политики;

совершенствование информационного сопровождения экспорта;

диверсификация географической структуры экспорта, освоение новых рынков в странах дальнего зарубежья;

развитие и повышение эффективности товаропроводящих сетей и экспортной инфраструктуры предприятий, входящих в состав РУП «МТЗ».

Направления стратегии внешнеэкономической деятельности предприятий, входящих в состав РУП «МТЗ» в 2013-2015 гг.:

1. Совершенствование экспортной инфраструктуры (развитие и рационализация товаропроводящей сети) и диверсификация географической структуры экспорта.

Сохраняя позиции на традиционных рынках, прежде всего России, СНГ и стран ЕС, РУП «МТЗ» намерено осуществлять поиск новых рынков сбыта в странах дальнего зарубежья, особенно в регионах, характеризующихся устойчивым экономическим положением и перспективами увеличения спроса на сельскохозяйственную технику.

Стратегическим направлением будет являться развитие товаропроводящей сети РУП «МТЗ», которое включает в себя:

создание собственных субъектов товаропроводящей сети в наиболее перспективных (с точки зрения реализации техники РУП «МТЗ») странах;

поиск местных дилеров для налаживания сотрудничества по реализации техники РУП «МТЗ» на новых рынках;

анализ работы и оптимизация состава существующей дилерской сети РУП «МТЗ» на освоенных рынках с целью создания равных условий работы дилеров РУП «МТЗ» на рынках и повышения эффективности их деятельности по реализации техники предприятия.

Перспективными регионами для экспорта продукции предприятий РУП «МТЗ» являются Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка, Африка. Из-за своей географической удалённости стратегическим направлением в данных регионах является работа в отдельных странах через местных дилеров и создание субъектов собственной ТПС в наиболее перспективных странах.

Схема товаропроводящей сети РУП «МТЗ» на 2013 год представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 4.

2. Организация сборочных производств РУП «МТЗ» за рубежом.

Реализация техники РУП «МТЗ» путем поставок тракторокомплектов на сборочные производства предприятия за рубежом является в настоящее время одной из основных форм продвижения продукции с маркой «Беларус» на внешние рынки. И в 2013-2015 гг. РУП «МТЗ» намерено продолжать развитие сети сборочных производств с одновременным наращиванием поставок тракторокомплектов на уже созданные сборочные производства. В 2013-2015 гг. планируется продолжить работы по организации сборочных производств в Российской Федерации, Казахстане, Таджикистане, Бразилии, ЮАР, Нигерии, Камбоджи, Ираке и т.д.

Действующие и планируемые к созданию предприятия по сборке тракторов «Беларус» за рубежом на 2013 год представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 6.

3. Освоение производства новых видов продукции.

Важнейшими задачами научно-технической политики РУП «МТЗ» в области тракторостроения в 2013 г. является создание надежных и экономичных машин, оснащенных двигателями не ниже уровня Tier 3а с прогрессивными энергосберегающими, в том числе и бесступенчатыми силовыми передачами, способных агрегатироваться с широким комплексом с/х орудий, обеспечивающих безопасность, комфортность условий труда, а также конкурентоспособность на внешнем рынке. С 2013 г. запланирован выпуск новой продукции для продвижения продукции завода на рынки дальнего зарубежья в странах Европейского союза тракторов «Беларус»-922.5/952.5/1021.5/1025.5/1220.5/1221.5/1523.5/2022.5/3522.5.

В рамках задач инновационного развития до 2015 г. планируется участие РУП «МТЗ» в выполнении следующих заданий ГНТП «Машиностроение»:

1) проведение модернизации семейства высокоэнергонасыщенных тракторов класса 2,0-3,0 мощностью 130, 150, 210 л.с. путём разработки конструкторской документации по установке экологически чистых двигателей (IIIб ступень), полуавтоматических трансмиссий и электронных систем управления.

По завершении в 2013 г. НИОКР планируется освоение производства тракторов Беларус-1221.5, Беларус-1523.5, Беларус-2022.5 с установкой современных силовых агрегатов отвечающих современным требованиям по экологии, современного дизайна и комфортности верхнего строения и кабины, улучшенных показателей и характеристик полуавтоматических трансмиссий с повышенным ресурсом и надежности, микропроцессорных систем управления узлами и агрегатами трактора, современных систем контроля и диагностики состояния узлов и систем, способов защиты виброаккустических воздействий на оператора.

2) разработка, изготовление и испытание опытного образца перспективного колёсного трактора общего назначения мощностью 300-360 л.с. с электромеханической трансмиссией, в перспективе до 500 л.с.

3) разработка и освоение производства высокоэнергонасыщенных тракторов мощностью 300-355 л.с. тягового класса 5-6 с двигателями не ниже уровня Тier 3В с прогрессивными энергосберегающими силовыми передачами, обеспечивающих безопасность, комфортность условий труда и конкурентоспособность на мировом рынке. По завершении в 2015 г. НИОКР планируется освоение производства данных высокоэнергонасыщенных тракторов мощностью 300-355 л.с.

4) разработка и освоение производства мобильной трелевочной канатной машины для заготовки древесины из труднодоступных мест при сплошных рубках и рубках ухода.

5) разработка, изготовление и испытания опытного образца перспективного гусеничного трактора общего назначения тягового класса 5,0 с электромеханической трансмиссией.

6) разработка и освоение производства рубильной машины с приводом от автономного двигателя мощностью 280-300 л.с., производительностью не менее 100 насыпных м3 щепы в час.

В рамках задач инновационного развития до 2015 г. с целью расширения новой линейки тракторов в диапазоне от 52 до 80 л.с. запланирован с 2013 г. проект задания ГНТП «Машиностроение» «Провести модернизацию семейства малогабаритных тракторов класса 0,9 мощностью 50-60 л.с. путём установки экологически чистых двигателей (Tier IIIB), бесступенчатых полнопоточных гидростатических трансмиссий и комфортабельных кабин с целью повышения технико-экономических и эксплуатационных качеств, улучшения условий труда оператора».

Во исполнение 2-го раздела Программы действий Министерства промышленности по импортозамещению РУП «МТЗ» в 2011-2013 гг. осваивает производство тракторов общего назначения Беларус-2422, Беларус-2022.5 тягового класса 4, трактора общего назначения Беларус-3522 тягового класса 6.

В рамках отраслевой научно-технической программы «Импортозамещающая продукция» до 2014 г. разрабатывается самоходная машина «Беларус-300С» с комплектом оборудования для обрезки деревьев.

4. Выставочная деятельность.

Одним из важных элементов экспортного маркетинга и стимулирования сбыта продукции РУП «МТЗ» является расширение участия предприятий, входящих в состав объединения, в международных и зарубежных выставках, которое обеспечивает создание и поддержание имиджа этих предприятий, позволяет сформировать спрос на их продукцию и обеспечить поиск потенциальных партнеров. Использование накопленного профессионального и организационного опыта участия в международных научно-технических выставках и других мероприятиях, новые формы представления экспонируемой продукции являются необходимыми инструментами продвижения продукции РУП «МТЗ» на внешние рынки.

В 2013 году РУП «Минский тракторный завод» будет проводиться активная рекламно-информационная деятельность по следующим направлениям:

участие в республиканских и международных выставочных мероприятиях;

обновление и изготовление различных видов печатной рекламно-информационной продукции;

усовершенствование и развитие интернет-портала РУП «МТЗ»;

приобретение продукции с фирменной символикой РУП «МТЗ»

5. Мониторинг мировых рынков сбыта и тесное взаимодействие с загранучреждениями Республики Беларусь за рубежом.

Маркетинговые исследования рынков являются неотъемлемой частью осуществляемых предприятиями стратегий продаж и реализуются силами соответствующих служб. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период. Для организации углубленных исследований, а также с целью регулярного мониторинга рынков сбыта, необходимо постоянно получать оперативную информацию о ситуации на рынке, действиях конкурентов, новых тенденциях, появляющихся на рынках и т.п.

В этой связи РУП «МТЗ» работает в тесном контакте с белорусскими загранучреждениями с целью получения оперативной информации о конъюнктуре интересующих рынков, поиска новых надежных платежеспособных партнеров по внешнеторговым операциям, информационного обеспечения поддержки экспорта, помощи при организации национальных выставок Республики Беларусь, а также, в случае необходимости, помощи в организации встреч в государственных органах страны пребывания.

6. Повышение ценовой конкурентоспособности продукции.

Ценовая политика РУП «МТЗ» основывается на стратегии доступности для потребителей поставляемой продукции при одновременном покрытии затрат на производство и реализацию продукции и обеспечении необходимого уровня рентабельности. При этом обязательным является соизмерение цен на поставляемую продукцию с уровнем цен на аналогичную продукцию на мировом рынке.

В современных условиях ценовая конкуренция требует минимизации затрат на изготовление, обращение и эксплуатацию изделий.

Для экономии материальных затрат РУП «МТЗ» планирует продолжение реализации в 2013-2015 гг. следующих мероприятий:

совершенствование применяемой техники и технологии производства;

внедрение новой прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов;

улучшение использования и применения новых видов сырья и материалов;

улучшение организации труда;

улучшение материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов;

сокращение транспортных расходов,

реализация программы «Энергосбережение».

Выполняя Директиву Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства» экономическими и коммерческими службами предприятия ведется целенаправленная и эффективная работа по прогнозированию издержек на производство и обращение, снижению затратоемкости и материалоемкости.

Наращивание производства энергонасыщенной тракторной техники, расширение рынков ее сбыта невозможно без организации высококачественного сервиса проданной продукции. Учитывая это, РУП «МТЗ» ведет целенаправленную работу по развитию уже существующей сети технического обслуживания и созданию новых сервисных центров как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.

ПО «МТЗ» проводит постоянную работу по повышению качества выпускаемой продукции и достижению успехов в повышении престижа и привлекательности тракторов с маркой «Беларус». Основными документами, определяющими направления работ по повышению качества продукции, являются «Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности, технического уровня, надёжности, качества и сервиса продукции МТЗ», планы НИОКР по созданию новых моделей тракторов, программа «Автотракторокомбайностроение», целевые программы по повышению качества и надёжности техники ПО «МТЗ» и другие директивные документы.

По результатам оценки технического уровня разработанных тракторов основные их показатели соответствуют или превосходят показатели зарубежных аналогов. Оценка технического уровня тракторов «Беларус» (по данным карт технического уровня) представлена в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Понимая важность задачи по обеспечению сельского хозяйства качественными конкурентоспособными тракторами, РУП «МТЗ» стремиться к улучшению их качества за счёт совершенствования конструкции тракторов, применения более качественных комплектующих, внедрения новых технологий и оборудования, позволяющих выпускать качественные изделия.

Основными потребителями продукции объединения являются сельскохозяйственные предприятия России, Украины, Беларуси и других стран СНГ. Тракторы марки «Беларус» сегодня, как и 65 лет назад, работают на полях Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Центральной и Латинской Америки.

На предприятии создана мощная товаропроводящая сеть, обеспечивающая реализацию продукции МТЗ, ее гарантийное и послегарантийное обслуживание, осуществление рекламной деятельности, маркетинговых исследований, обучение специалистов и выполнение других функций представителя завода на рынке. Двухуровневая товаропроводящая сеть состоит из организаций, находящихся под полным или паритетным управлением РУП «МТЗ» и официальных представителей (дилеров и технических центров). 18 собственных субъектов товаропроводящей сети МТЗ на сегодняшний день представляют интересы объединения за рубежом. Кроме того, РУП «МТЗ» активно использует такой вариант развития товаропроводящей сети (ТПС), как создание сборочных производств.

Инновационный план предприятия предусматривает реализацию экспортоориентированной сбытовой стратегии. Основными задачами инновационной политики в области сбыта продукции являются уход от посредников, создание собственной сбытовой сети, установление и поддержание баланса между внутренними и внешними продажами.

В настоящее время более 80 % произведенной продукции уходит на экспорт и поставляется в более чем 60 стран.

В последние годы ПО «МТЗ» выступает как самостоятельный экспортер. Сбыт продукции предприятия производится через хорошо отлаженную сбытовую сеть, которая состоит из:

акционерных обществ, находящихся под полным или паритетным управлением ПО «МТЗ»;

зарубежных фирм-агентов, которые занимаются реализацией и обслуживанием продукции ПО «МТЗ» в соответствии с агентскими соглашениями;

агентов и постоянных партнеров по работе с запасными частями;

сервисных центров по гарантийному обслуживанию тракторов.

7. Совершенствование механизма товародвижения, сбыта и сервиса.

С целью повышения квалификации специалистов, представляющих интересы предприятия за рубежом планируется продолжение работы по подготовке управленческого персонала и отбору кандидатов в резерв работников для работы за рубежом из числа специалистов предприятия.

С работниками, зачисленными в резерв для работы за рубежом, в соответствии с СТП РУП «МТЗ» «Работа с резервом руководящих кадров на предприятии» и СТП РУП «МТЗ» «Товаропроводящая сеть Минского тракторного завода» проводится обучение с целью совершенствования знаний по экономике, номенклатуре выпускаемой продукции, управленческих умений и навыков.

Одним из основных аспектов продвижения продукции на внешние рынки является совершенствование системы технического обслуживания и ремонта продукции МТЗ в зарубежных странах.

В настоящее время гарантийный и послегарантийный сервис реализованной техники «Беларус» за рубежом осуществляют субъекты товаропроводящей сети предприятия.

Основными направлениями совершенствования системы сервиса в 2013-2015 гг. являются:

совершенствование взаимодействия между предприятием и поставщиками комплектующих изделий (в том числе и зарубежными) для более оперативной поставки запасных частей для восстановления гарантийной техники;

повышение оперативности выезда представителей предприятия-изготовителя совместно с представителями предприятий - поставщиков для восстановления гарантийной техники;

организация подготовки технических специалистов, в том числе владеющих иностранными языками, для обеспечения качественного сервиса тракторов «Беларус», реализованных за рубежом;

планомерное и опережающее поставки техники обучение специалистов субъектов ТПС МТЗ за рубежом правилам эксплуатации, квалифицированному техническому обслуживанию и ремонту техники МТЗ как на базе Учебного центра РУП «МТЗ», так и выездом на места.

Среди главных задач 2013 года - разработка новых, и усовершенствование существующих моделей и модификаций, и их постановка на производство, и другие мероприятия, которые позволят предприятию устойчиво работать и развиваться, а также достойно представлять трактор «Беларус» на мировых рынках.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История создания РУП "Минский тракторный завод". Задачи планово-экономического и маркетингового отделов. Специфика закупочной и распределительной логистики. Пути повышения конкурентоспособности завода и стимулирования сбыта, оптимизация ценовой политики.

    отчет по практике , добавлен 03.11.2013

    Ассортимент продукции и структура основных фондов предприятия. Расчет показателей материально-технического обеспечения и затрат. Оценка финансовых результатов деятельности. Функции отдела маркетинга. Изучение товарной, ценовой и коммуникационной политики.

    отчет по практике , добавлен 16.11.2013

    Оценка внешней макросреды, условий конкуренции и проведение SWOT-анализ деятельности предприятия с целью разработки маркетинговой (конкурентной) и инструментальной (товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной) стратегий развития организации.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2010

    Характеристика хозяйственной деятельности. Исследование товарной политики организации. Показатели рентабельности товарной номенклатуры. Исследование ценовой, коммуникационной и сбытовой политики. Анализ клиентурного рынка и потребительских предпочтений.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Теоретические основы формирования товарной политики, примеры реализации стратегии ее проведения в зарубежных компаниях. Анализ эффективности товарной политики в ОАО "Минский завод игристых вин", ее проблемы, внешние и внутренние условия формирования.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2011

    Анализ технико-экономических показателей деятельности ОАО "Гомельдрев". Анализ товарной политики предприятия. SWOT–анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности организации. Совершенствование линий производства и формирования ассортимента товаров.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2016

    Характеристика организационной структуры и управления ОАО "Минский лакокрасочный завод", изучение его видов деятельности, основных покупателей и конкурентов. Маркетинговые коммуникации предприятия. Методы совершенствования маркетинговой деятельности.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2010

    Состояние рынка мебели и конкуренции на нем. Анализ хозяйственной деятельности, товарной, ценовой и сбытовой политики предприятия, его сильных и слабых сторон. Разработка стратегии маркетинга и совершенствования системы маркетинговых исследований.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2014

На совещании у президента Беларуси Александра Лукашенко в среду рассмотрен вопрос возврата дебиторской задолженности ОАО "Минский тракторный завод", сообщает пресс-служба главы государства.

"На совещании речь шла о решении проблем возврата задолженностей на примере МТЗ. Год назад дебиторская задолженность за поставленную Минским тракторным заводом продукцию составляла почти полмиллиарда долларов. Что делается для возврата долгов и почему эта работа идет так медленно, подробно рассматривалось на встрече, которая прошла с участием руководителей силовых министерств и ведомств. Поводом для совещания стало поступившее на имя президента обращение руководителя ОАО "МТЗ", - отметили в пресс-службе.

"Хочу ввести в практику своей работы, почему вас и пригласили, рассмотрение поступивших на имя президента существенных обращений - жалоб и так далее, которые касаются крупных государственных вопросов и трудовых коллективов", - заявил в ходе совещания А.Лукашенко .

По словам главы государства, такое обращение он получил от генерального директора МТЗ Федора Домотенко . "Он в недавнем прошлом помощник президента, я направил его туда для того, чтобы был наведен революционный порядок. МТЗ - это флагман нашей индустрии, наш бренд, имидж государства, и там должен быть порядок. Я пригласил сюда силовиков для того, чтобы разобраться, в чем противодействие в работе МТЗ со стороны прокуратуры, МВД, КГБ, КГК?", - сказал президент.

А.Лукашенко заметил, что в обществе иногда бытует мнение, что контролеры и правоохранительные органы чуть ли не мешают работе реального сектора экономики.

"Упаси господь, чтобы контрольные и правоохранительные органы где-то кому-то мешали работать вопреки интересам государства. Вы же знаете, сколько в последнее время посадили не только представителей правоохранительных органов, сколько судей пошло за решетку за подобные вещи. Я не думаю, что кто-то у нас это не понимает. И я не хочу, чтобы в нашем государстве, не дай Бог, было как у наших соседей. Вы знаете, к чему это приводит. Поэтому давайте на примере МТЗ, поскольку мой вчерашний помощник обратился с этим заявлением к президенту, разберемся, кто и как мешает, кто противодействует", - сказал глава государства.

По информации пресс-службы, после детального разбора оказалось: силовые структуры и контролеры правы. То есть на МТЗ действительно немало проблемных вопросов, и результаты проверок показали их обоснованность. Вместе с тем большинство этих проблем существует не один месяц и даже не один год, и они корнями уходят в те времена, когда предприятием руководили совсем другие люди.

"На совещании стало очевидно, что нынешнее руководство завода эти проблемы видит и понимает. Исходя из этого глава государства озвучил главное требование и к правоохранительным органам, и к руководству завода - работать скоординированно и системно на благо как самого завода и его коллектива, так и на благо всей страны", - подчеркнули в пресс-службе.

Кроме того, по итогам мероприятия принято решение о введении в практику работы президента рассмотрения на совещаниях значимых жалоб и писем, которые поступают на его имя.