Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Сколько зарабатывает генеральный директор строительной компании. Может ли директор работать без зарплаты. Можно ли не начислять зарплату директору

В феврале госкомпании традиционно публикуют отчетность за итоговый квартал минувшего года, в которой содержится информация о заработках руководства. По итогам 2016 года общая сумма выплат правлению «Газпрома» сократилась на 9,4% - впервые с 2012 года. «Роснефть» снизила зарплату членам правления на 16%, хотя за счет премий общая сумма выплат практически не изменилась.


Что известно официально


На примере пяти госкомпаний из разных отраслей можно проследить, как менялись размеры выплат .

Совокупный годовой доход складывается из заработной платы, премии, комиссионных, вознаграждения за участие в работе органа управления и иных видов вознаграждения . В «Газпроме» большую часть дохода составляет зарплата (1,2 млрд руб. в 2016 году), в Сбербанке, «Роснефти» и РЖД - премии (2,9 млрд руб., 2 млрд руб. и 1,6 млрд руб. соответственно). «Аэрофлот» подробности не раскрывает. При этом средний годовой доход члена правления превышает средний годовой заработок рядового сотрудника в 50 – 300 раз .


Точные суммы заработков руководителей обычно не раскрываются. В мае 2015 года «Роснефть» опубликовала «Стандарт о выплатах и компенсациях топ-менеджерам», впервые раскрыв механизм начисления зарплат и бонусов своему руководству . Из документа следует, что оклад президента «Роснефти» Игоря Сечина составляет 15–20 млн руб. в месяц, то есть до 240 млн руб. в год. Остальные топ-менеджеры получают от 10–50% от зарплаты президента. Кроме того, президент имеет право на годовую премию в размере 150% от зарплаты и иные выплаты.

Какие есть неофициальные данные


C 2012 года свой рейтинг 25 самых дорогих топ-менеджеров ежегодно публикует Forbes. Высшие строчки в нем традиционно занимают руководители госкомпаний («Газпром», «Роснефть», ВТБ).


Сколько зарабатывают другие высокопоставленные руководители


Зарплаты топ-менеджеров вполне сопоставимы с доходами некоторых федеральных чиновников . Годовой доход самого богатого члена правительства - министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова - в 2015 году составил 455,6 млн руб. Вице-премьер и полпред президента ДФО Юрий Трутнев заработал 153,8 млн руб., министр промышленности и торговли Денис Мантуров - 144,7 млн руб.

По данным исследования компании Equilar, средний годовой заработок топ-менеджеров 100 крупнейших компаний США по итогам 2015 года достигал $14,5 млн. (883 млн руб. в пересчете по среднегодовому курсу доллара в 2015 году).


Самые громкие скандалы вокруг заработков топ-менеджеров


В 2014 году глава «Роснефти» Игорь Сечин подал иск к журналу Forbes, который оценил его доход по итогам 2012 года в $50 млн . Савеловский суд Москвы встал на сторон у господина Сечина, обязав журнал опровергнуть эту информацию как не соответствующую действительности.

В августе 2014 года глава ОАО РЖД Владимир Якунин в своем блоге заявил о том, что не обязан публиковать информацию о своих доходах , отметив, что как руководитель госкомпании подает «данные о своих доходах в налоговую инспекцию и в правительство». Он добавил , что публикация «несет определенную угрозу» членам его семьи. В январе 2015 года глава РЖД заявил, что согласен подчиниться соответствующему распоряжению правительства. Позже он сообщал , что его зарплата составляет 4 млн руб. в месяц. Официально раскрыл годовой доход уже его преемник Олег Белозеров.

В ноябре 2016 года Генпрокуратура заявила, что премия главы «Почты России» Дмитрия Страшнов по итогам 2014 года (95,4 млн руб.) начислена незаконно и должна была составить не более 3,2 млн руб. В СК РФ были направлены материалы о возбуждении дела о злоупотреблении полномочиями. В защиту господина Страшнова выступили в Минкомсвязи, заявив, что вознаграждение было обоснованным. По данным пресс-службы «Почты России», с начала 2016 года по настоящее время оклад Дмитрия Страшнова составляет 307 тыс. руб. в месяц без надбавки за допуск к сведениям, составляющим гос. тайну (50% от ежемесячного оклада), а также оплаты за командировочные дни и отпускных. Годовые премиальные вознаграждения по итогам 2015 и 2016 годов не выплачивались.

В 2016 году ежегодная публикация рейтинга зарплат топ-менеджеров Forbes вышла без указания суммы вознаграждения президента ВТБ Андрея Костина . Это объяснялось тем, что «группа ВТБ до момента публикации материала не предоставила данные о ключевых руководящих сотрудниках, на которых распределяется общее вознаграждение». Как писала газета «Ведомости», журналисты заподозрили владельца выпускающей российскую версию журнала группы ACMG Александра Федотова во вмешательстве в редакционную политику . В январе главред журнала Николай Усков назвал отказ публиковать размер зарплаты главы ВТБ «своим личным решением».

Чем эксперты объясняют снижение доходов


Игорь Поляков, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) : «Это может быть связано с желанием сохранить определенную конкурентоспособность, потому что фонд оплаты труда топ-менеджеров висит существенным грузом на расходах компании. Второе и это связано с международной, а не внутренней деятельностью - после принятия решения о сокращении квот на добычу компании могут прогнозировать снижение или стабилизацию некоторых доходов. Третье – анализ показывает высокий уровень расслоения по уровню зарплат в компаниях с госучастием. В прошлом году в госдуме даже поднимался вопрос об ограничении зарплат и выходных пособий, так называемых "золотых парашютов"».

Владислав Жуковский, экономист, член президиума Столыпинского клуба: «Первое и самое главное, что нужно знать о зарплате топ-менеджеров госкомпаний: сказки, что им вынуждены платить рекордные заработные платы и премии, которые исчисляются миллиардами рублей ежегодно, якобы для того, чтобы они не ушли в частный сектор, зарубежные компании. Эта точка зрения - в некотором виде манипуляция общественным мнением. Чиновники, ставшие госменеджерами, никому не нужны за рубежом - не было ни одного прецедента. Во-вторых, нужно понимать, что у нас заработная плата, оклады и бонусы топ-менеджеров не привязаны к эффективности производительности труда в компании. Например, чистая прибыль «Газпрома» упала в разы, выручка сокращается, но при этом члены правления по-прежнему получают рекордные суммы. А формальное незначительное понижение в заработной плате связано с тем, что стало совсем тяжело с деньгами в экономике и общественное мнение давит, поэтому решили сделать некую хорошую мину в плохой игре, выпустить пар и разрядить обстановку».

Михаил Жуков, генеральный директор HeadHunter : «Топ-менеджерам точно ничего не грозит, потому что с учетом выплат по премиям, отпускных и командировочных их доходы точно не упали. Как будет в следующем году, сказать сложно, но по крайней мере в этом году снижение зарплат не повлияет на их совокупный доход. Вполне возможно, что такие действия руководства компаний - чисто демонстративное решение, реакция на сообщения прессы об уровнях доходов топ-менеджеров, которые явно раздражали население России, получающее сильно меньше».

Ольга Дорохина, Евгений Козичев, Михаил Малаев, Ольга Шкуренко

Одна из самых ответственных должностей в любой организации - позиция директора. Директор руководит компанией и контролирует все ключевые процессы на производстве. Этот человек следит за финансовыми потоками, работает с кадрами, а также определяет стратегию развития компании. Но директор не всегда является главным лицом в компании, часто такого человека нанимают и определяют круг обязанностей. Набор полномочий определяет его доход и может дать ответ на вопрос какая зарплата у директора на предприятии.

Средняя зарплата директора

В регионах России показатели заработной платы директоров сильно разнятся. Многое зависит от обязанностей директора.

К примеру:

  • коммерческий директор зарплата в среднем - 75 тысяч рублей;
  • финансовый директор зарплата в среднем - 85 тысяч рублей.

По данным открытых вакансий, директору в начале 2016 года готовы были платить не более 25 тысяч рублей, а в феврале средний уровень вырос до 50 тысяч рублей. Этот показатель продержался до осени 2016 года, затем упал до 35 тысяч рублей. На начало 2017 года средняя зарплата директора ооо в России - 45 тысяч рублей. При этом, зарплата заместителя директора по средним показателям уступает незначительно - 35-40 тысяч рублей.

Зарплата директора школы

Еще в 2012 году официально начал работать указ о плановом повышении заработных плат бюджетникам, в число которых входят директора общеобразовательных школ. Плановое повышение доходов директоров школ будет продолжаться как минимум до 2018 года. Во многом, до 2016 года планового повышения зарплат директоров школы правительству удавалось добиться за счет сокращения некоторых сотрудников - уволено было около 30 процентов штата специалистов.

В 2015 году средний показатель зарплаты директоров школ увеличился на 5,5 процента в рамках ежегодной индексации. Однако, рост зарплат идет в медленном темпе из-за сокращения дотаций и сокращения стимулирующей части дохода работников бюджетных сфер.

Положительная динамика наблюдается в ситуации с зарплатами директоров московских общеобразовательных школ. Средняя зарплата школьного директора из Москвы составляет 200-220 тысяч рублей. Таким образом, средняя зарплата директоров московских школ фактически выросла в 1, 5 раза в сравнении с аналогичными показателями 2013 года. В среднем, по России, зарплаты директоров достигают 60-75 тысяч рублей в месяц. Директор сельской школы может рассчитывать на зарплату около 40 тысяч рублей.

Может быть начислена зарплата директору школы по следующим показателям:

  • базовый оклад;
  • выплаты стимулирующие.

Виды стимулирующих компенсаций:

  • за рабочие часы сверх смены;
  • за работу в выходные и праздничные дни.

Также доход директора школы зависит от количества учащихся. Чем больше детей обучается в учреждении, тем выше стимулирующая выплата для директора.

Зарплата директора предприятия, завода

В 2017 оду средняя зарплата директоров заводов и предприятий составила 57-60 тысяч рублей. Эта цифра соответствует показателям 2016 года. Весной 2016 руководители заводов могли заработать около 50 тысяч рублей в среднем, в конце 2016 года - 55 тысяч рублей. Исходя из данных открытых вакансий, самая высокооплачиваемая должность сейчас открыта во Владимировской области - 200 тысяч рублей в месяц. В числе лидеров также находятся Архангельская, Пензенская, Иркутская, Московская области - около 100 тысяч рублей в месяц. Из всех открытых вакансий для этой должности в половине из них работодателями указана зарплата в границах от 14 до 51 тысячи рублей. В 25 процентах вакансий указана зарплата от 80 до 120 тысяч рублей. Еще в 25 процентах вакансий указана зарплата свыше 125 тысяч рублей в месяц.

Зарплата генерального директора

По данным открытых вакансий, зарплата ген директора в начале 2016 года составляла не более 40 тысяч рублей, а в феврале средний уровень вырос до 50 тысяч рублей. Этот показатель продержался до осени 2016 года, затем вновь снизился до 40 тысяч рублей. На начало 2017 года средняя оплата труда генерального директора в России - 60 тысяч рублей. Наибольшее количество вакансий генерального директора открыто в Московской области (40 процентов), на втором месте Ленинградская область (14 процентов). Самые высокооплачиваемые вакансии генерального директора открыты в Северной Осетии (свыше 300 тысяч рублей), Чеченской Республике (300 тысяч рублей), Республике Дагестан (295 тысяч рублей).

Зарплата директора магазина

Основная задача директора магазина - управлять торговой точной и ее сотрудниками. Чем больше магазин, тем шире круг ответственности его директора. Если в маленькой торговой точке директор часто сам может работать за прилавком, заказывать и принимать товар, то крупном магазине в основном занимается управлением и стратегическим развитием.

Заработная плата человека на этой должности складывается из фиксированной части и процента от оборота товара. Стимулирующая выплата имеет большое значение, так как от нее зависит мотивация специалиста и результаты продаж в торговой точке.

В среднем, заработная плата директора магазина по России - 45 тысяч рублей. Минимальный средний уровень дохода на этой должности - около 30 тысяч рублей (директор пятерочки зарплата - 30-35 тысяч рублей). Максимальный доход - свыше 100 тысяч.

Директор без зарплаты

Зачастую, директором становится нанятый со стороны специалист, представляющий интересы собственников бизнеса. Такой человек, по закону Российской Федерации, такой же сотрудник, как и все остальные, он обязан получать заработную плату объемом не менее прожиточного минимума. Но есть и другая ситуация, когда директором предприятия становится его учредитель и собственник. Заключение трудового договора учредителя с самим собой и вопрос, можно ли не начислять зарплату директору - частые предметы юридических дискуссий.

Если такая ситуация возникает на предприятии, принимается решение о том, что директору не начисляется зарплата. Но, по трудовому законодательству, наемный менеджер, независимо от своего статуса, все равно является работником организации и обязан получать денежное вознаграждение. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли не начислять зарплату директору - однозначно отрицательный. Минимальная зарплата директора не должна быть ниже официально установленного МРОТ, максимальный доход директора не ограничен.

Руководитель организации (директор, генеральный директор) с точки зрения трудового законодательства - такой же работник, исполняющий свои обязанности на основании трудового договора, но имеющий более широкий функционал и круг ответственности. И на него распространяются все права и обязанности, предусмотренные ТК РФ в отношении наемных работников. О вопросах, связанных с зарплатой генерального директора, поговорим в нашем материале.

Размер зарплаты директора

Зарплата генерального директора, как и остальных сотрудников, состоит из :

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

При этом за полный отработанный месяц заработная плата директора не может быть меньше МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Величина «минималки» с 01.07.2016 МРОТ установлена в размере 7 500 рублей в месяц (ст. 1 Федерального от 02.06.2016 № 164-ФЗ).

Поскольку генеральный директор в ООО - единоличный исполнительный орган, он без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки, издает приказы о назначении на должности работников, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания и т.д. (п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Соответственно, и размер своего оклада генеральный директор определяет самостоятельно. Но на практике установление оплаты труда всех сотрудников, включая и директора, часто согласуется с собственниками, особенно если учредитель в организации единственный. Существуют отдельные случаи, когда согласовать свою большую зарплату директор ООО с участниками обязан. Это необходимо, если величина зарплаты подпадает под определение крупной сделки. Критерий крупной сделки в ООО - 25 и более процентов от актива баланса общества за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки, в данном случае - дню установления оклада директору (ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Можно ли не начислять зарплату директору

Зарплату директору, естественно, можно не начислять, если он не работает (к примеру, находится в отпуске без сохранения заработной платы). В остальных случаях - нарушение трудового законодательства, грозящее работодателю штрафом и выплатой денежной компенсации работнику. Поэтому за полный месяц МРОТ, как минимум, работнику необходимо начислить.

Если же месяц отработан не полностью, величина зарплаты за месяц может оказаться и ниже минималки. Это же касается и случая, когда директор работает на условиях неполного рабочего дня, т. е. норма труда выполнена, но зарплата оказывается ниже МРОТ. К примеру, трудовым договором предусмотрено, что директор работает ежедневно по 2 часа и заработная плата ему исчисляется исходя из МРОТ за полный месяц при 40-часовой рабочей неделе пропорционально фактически отработанному месяцу.

Следовательно, если сентябрь директором отработан полностью в соответствии с его графиком, количество рабочих часов составит 44 часа (22 рабочих дня * 2 часа/день). Поэтому его заработная плата за сентябрь будет рассчитана в размере 1 875 руб. (7 500 рублей / 176 часов * 44 часа).

Таким образом, начисление заработной платы за месяц в размере менее МРОТ в данном случае обусловлено особенностями заключенного трудового договора в части оплаты труда и не является нарушением трудового законодательства.

С 1 января 2017 г. начинают действовать изменения в ТК РФ в части выплаты заработной платы. В соответствии с этими изменениями отдельные организации должны устанавливать зарплату руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, учитывая соотношение их зарплат с зарплатами других работников. Такое положение закреплено в ч.2 ст.145 ТК РФ. Кроме того, руководители, их заместители, главные бухгалтеры теперь должны будут размещать информацию о своей среднемесячной заработной плате в Интернете. За несоблюдение требования закона о соотношении зарплат с руководителем должен быть расторгнут трудовой договор, что закреплено в п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ.

На кого распространяются требования закона о соотношении зарплат

Определять максимальный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников должны:

  1. Организации государственного сектора (федеральные, муниципальные учреждения и учреждения субъектов РФ).
  2. Унитарные предприятия

Для остальных ограничения для определения размеров зарплат закон не устанавливает.

Кроме того, это правило не действует, если учреждение включено в специальный перечень по решению Правительства, властей субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Кто обязан установить соотношение зарплат

Соотношение среднемесячных зарплат должен определить учредитель организации. При определении соотношения учредитель должен ориентироваться на уровень, который установит Правительство РФ, региональные власти или органы местного самоуправления.

Расчет среднемесячной зарплаты

Для определения соотношения зарплат, следует среднемесячную зарплату руководителя разделить на среднемесячную зарплату работников учреждения.

Для этого нужно поделить фактически начисленную за календарный год зарплату на 12. При расчете зарплат учитываются все источники финансирования.

Если руководитель отработал неполный календарный год, расчет среднего заработка производите исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Если руководитель совмещает должности, то нужно учитывать и оплату по основной работе, и доплату за совмещение.

Если заместитель руководителя или главный бухгалтер работают по совместительству, то при расчете учитывается только заработная плата по должности зама или главбуха.

Затем рассчитывается среднемесячный заработок работников.

В расчет включается:

  1. зарплата, начисленная за отработанное время, в т. ч. стимулирующие выплаты по итогам работы;
  2. выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в частности районные надбавки;
  3. суммы, рассчитанные из среднего заработка, в частности отпускные.

Следующим шагом нужно заработную плату, фактически начисленную штатным сотрудникам, разделите на их среднюю численность за календарный год и на 12.

Руководитель, его замы, главный бухгалтер в списочный состав работников не включаются и их заработок при определении зарплаты фактически начисленной работникам не учитывается.

Предельный уровень соотношения зарплат

В настоящее время предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения и средней зарплаты работников этого учреждения установлен в кратности от 1 до 8. Пока этот предел менять не планируется.
На региональном и местном уровнях предельное соотношение заработной платы руководителей и работников учреждений определяют нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовала всем организациям определять максимальное соотношение зарплат руководства и работников в кратности от 1 до 8 Однако, региональные и местные власти применяют данные рекомендации не всегда.
Для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется «среднемесячная заработная плата». ВЫ настоящее время Минтруд разработал проект постановления Правительства РФ в котором планируется внести изменения в постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Минтруд России предлагает утвердить порядок расчета соотношения среднемесячных заработных плат. Такой расчет нужно производить:

  • по итогам календарного года;
  • отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера.
  • С 4 июля 2016 г. руководители, их замы и главбухи компаний, устанавливающих предельное соотношение среднемесячных зарплат, обязаны размещать в Интернете сведения о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате. Эти сведения публикуют на официальном сайте учредителя, или – по его решению – на сайте организации.

Порядок размещения данных о среднемесячной зарплате будет установлен Правительством РФ, региональными властями и органами местного самоуправления.

Ответственность руководителя

В ст. 278 ТК РФ появились новые основания для расторжения трудового договора с руководителем:

  1. за нарушение предельного уровня соотношения среднемесячных зарплат при установлении оплаты труда заместителю руководителя организации и главному бухгалтеру;
  2. иные основания, предусмотренные трудовым договором.

По смыслу указанных норм указанные работники подлежат увольнению за несоблюдение правила о соотношении зарплат.

" № 9/2016

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала учреждений должны увязываться с зарплатами остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям тоже предстоит исполнять новые требования.

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ , вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Зарплата руководителя федерального учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении предельного «порога».

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень . С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Превышение предельных «порогов», установленных в отношении заместителя руководителя и главного бухгалтера, чревато последствиями для первого лица учреждения.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).

2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.

3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  • субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  • правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».