Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Психолого-педагогические аспекты повышения успешности старшеклассников. Психолого-педагогические аспекты повышения успешности старшеклассников Факторы успеха и неуспеха

Факторы успеха – это фундамент вашей лучшей жизни.

Как невозможно стать олимпийским чемпионом без длительных тренировок, так и невозможно достичь успеха без создания основы, то есть развития факторов успеха, которые и помогут вам начать свой путь к успеху.

Перед вами ключевые факторы успеха

развитие которых способно оказать основное значение для достижения вами успеха.

1. Честность по отношению ко всем людям. Построение долгосрочных отношений возможно только лишь при полной честности. Тайное всегда становится явным. Поэтому если вы настроены на успех, с самого начала дорожите своей репутацией и не делайте того, что могло бы ее подмочить.Пожалуй, если брать все факторы успеха, то это один из важнейших.

2. Дисциплинированность – продвижение к успеху невозможно без четких и последовательных действий. Не обладая дисциплинированностью, вы будете бросаться из стороны в сторону, что не позволит вас достичь успеха.

3. Умение ладить и договариваться с людьми - это второй по важности фактор успеха. Вся ваша жизнь связана с людьми, вы каждый день общаетесь с ними. И от эффективности этого общения и будет зависеть ваше дальнейшее развитие.

4. Наличие спутника или спутницы жизни, способных понять и помочь – Каким бы сильным и уверенным не был человек, но рано или поздно ему понадобится поддержка. И самая лучшая поддержка – это помощь близкого человека, который разделяет твои интересы и придает уверенности в тяжелые моменты. Остальные факторы успеха без этого будут работать с меньшей эффективностью.

5. Способность работать усерднее, чем другие люди - Вы должны работать на результат и делать все для его достижения. Только реальные плоды вашего труда будут продвигать вас к успеху. А для этого необходимо работать больше и эффективнее.

6. Любовь к своей карьере или бизнесу – это третий по важности фактор успеха. Чем больше вы любите то, чем занимаетесь, тем вы эффективнее в этом деле. Если вам нравится ваше дело, у вас больше сил и энергии, ваши результаты на порядок выше.

7. Ярко выраженные качества лидера – Лидер в первую очередь сам определяет направление своей жизни. Он не ведомый, он ведущий. Лидер сам принимает решения в своей жизни и действует в соответствии с ними.

8.Самоорганизованность - умение организовать себя и свои мысли позволит вам быть намного эффективнее в своих действиях и достигать лучших результатов.

9. Способность продавать себя и свои идеи – тоже немаловажный фактор успеха . У каждого человека периодически возникают неплохие идеи по поводу изменения своей жизни, но успеха добивается лишь тот, кто способен эти идеи из мечты превратить в реальность, кто может заинтересовать других людей и начать действовать.

10. Готовность пойти на финансовый риск при имеющейся возможности получить прибыль - большинство людей боятся не проиграть, поэтому если существует минимальный риск они отказываются от действий. Но успех невозможно просчитать заранее. Поэтому успешные люди не боятся проиграть, они хотят выиграть. Иногда именно этот фактор успеха позволяет достичь настоящего прорыва в жизни.

11. Умение правильно вкладывать капитал – через руки любого человека в течение всей жизни проходят солидные суммы. Но кто-то смог их преумножить, а кто-то просто тратил. Если вы хотите быть успешным начните с изучения своих расходов и путей инвестирования.

12. Способность видеть возможности, которых не замечают другие – возможностей заработать деньги вокруг полно. Если вы хотите этого, вы найдете их и сможете воплотить в реальность. Если же ваш разум боится не проиграть, то большинство из них проходят мимо вас. Без возможностей все остальные факторы успеха просто негде будет применять.

13. Способность быть самому себе хозяином - большинство людей текут по течению жизни, подчиняясь обстоятельствам. Но успешный человек берет бразды правления своей жизни в свои руки – он сам руководит своими действиями и выбирает направление приложения собственных усилий.

14. Наличие хороших наставников - мы приходим в этом мир абсолютно чистыми. Все, что мы приобрели, знаем и умеем, мы получили от наших родителей, учителей. Поэтому если вы хотите стать успешнее найдите человека, который достиг того, о чем вы мечтаете и проанализируйте его опыт, знания, как он действует, думает, принимает решения. Этот пункт позволит развить все остальные факторы успеха.

15. Чрезвычайная энергичность – невозможно стать успешным без определенных усилий и затрат энергии. Вы должны зажечь в себе огонь, который будет поддерживать вас на пути к успеху. Достигнутые результаты будут разжигать этот огонь все сильней и сильней.

16. Хорошая физическая форма - быть в тонусе и хорошо себя чувствовать – залог вашей работоспособности. Если вы быстро устаете, на вас наваливается вялость и апатия, то результаты ваши будут низки, а соответственно и об успехе речи и быть не может. Без здоровья все остальные факторы успеха также теряют свою эффективность.

17. Умение игнорировать критику тех, кто стремится умалить ваши достоинства - успешных людей критикуют везде и всегда. Таким образом неудачники пытаются имитировать свою деятельность и получить удовлетворение. Поэтому лучшим ответом на любую критику будет игнорирование. Начиная с ними спорить, вы опускаетесь до их уровня. Отвечая молчанием, вы остаетесь выше их.

Все эти факторы успеха важны и являются теми сами кирпичиками фундамента, который поможет начать путь к успеху.

Но главными из них являются честность, умение ладить и договариваться с людьми, любовь к своей карьере или бизнесу.

Именно эти три являются ключевыми факторами успеха , способными оказать самое сильное воздействие на вашу жизнь и достижение вами успеха.

Поэтому внедряйте эти факторы успеха в вашу жизнь и действуйте. И очень скоро ваша жизнь измениться в лучшую сторону!

Под успехом понимается достижение, удача, высокий результат.

В контексте нашего исследования целесообразно обратить внимание на определение понятия успех, предложенное А.С. Белкиным , который рассматривает данное понятие с различных позиций.

С социально-психологической точки зрения успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Причем об успехе можно говорить в тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности.

С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.

В педагогическом процессе, на наш взгляд, наибольшее внимание уделяется не столько понятию успеха, сколько понятию «ситуация успеха», то такому целенаправленному, организованному сочетанию условий, при котором создается возможность удовлетворить потребность в достижении значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Между тем, понятие успех при всей его положительной окраске не совсем удовлетворяет нас, так как имеет, с нашей точки зрения, некоторую одномоментную, то есть статичную сущность, и хотя, по мнению А.С. Белкина , если успех возникает из дня в день, то возникает привычка к радости, что связано с потерей остроты восприятия и, следовательно, стимулов ее достижения, мы считаем необходимым использовать в нашем исследовании понятие успешность. Данное понятие, с нашей точки зрения, характеризуется, с одной стороны процессуальностью (которая связана с такими оптимальными принципами, отмеченными нами выше, как ритмичность, преемственность и прогрессирующая вариативность), а с другой стороны, включает в себя единство противоположностей - радости от достижения успеха и огорчения от неполного его достижения.

П.П. Блонский в работе «Педология» также рассматривает проблему школьной успешности и факторов, ее определяющих. Основным фактором, который выделяет ученый, является здоровье учащихся .

Ученый выделяет следующие факторы успешности обучения:

Работоспособность;

Умственное развитие;

Организованность;

Интерес к учению.

Работоспособность, по мнению П.П. Блонского, в сильнейшей степени зависит от здоровья. Совершенно очевидно, что более или менее тяжелая болезнь создает перерыв в учении. Менее очевидна связь между неуспеваемостью и тем, что называют плохим здоровьем. Однако и здесь имеется большая связь. Производившиеся неоднократно антропометрические измерения неуспевающих учеников твердо установили, что в среднем неуспевающие ниже, легче, худее и с более узкой грудной клеткой, чем те их ровесники, которые успевают в учении. Разумеется, бывают исключения. Но основная масса неуспевающих, особенно так называемых последних учеников, именно такова .

Плохая работоспособность может быть не только вследствие плохого здоровья и быстрой утомляемости. Плохая работоспособность может быть и по психологическим причинам, по неумению работать. Экспериментальные исследования П.П. Блонского обнаружили большую связь между умением работать и успеваемостью в учении. Эксперимент состоял в том, что ребенку предлагали решать трудные лабиринты, наблюдая в это время его поведение. Полученный таким образом сравнительный материал по лучшим и худшим ученикам был сопоставлен с характеристиками работы этих учеников их учителями .

Если умственное развитие влияет на успешность учения, то, разумеется, школа, в свою очередь, влияет на умственное развитие. Таким образом, школа сильно ускоряет темп умственного развития детей.

Полной противоположностью отсталым детям являются очень развитые. В медицинском отношении для них характерна редкость аденоидов, хронического насморка, дефектов слуха, плохого питания и рахита в прошлом.

У развитых детей резко бросаются в глаза легкость и быстрота, с какой они усваивают новый материал, а также сила и устойчивость внимания. Эти дети отличаются также способностью обобщать и быстро понимать: они быстро схватывают суть, улавливают и связывают сходства, предвосхищают результаты. Таким образом, для них характерны хорошее внимание, высшие ассоциации и понятливость.

Для развитого ребенка характерна многосторонность его интересов. Он интересуется обыкновенно не одним чем-либо, а многим, и это приводит иногда к разбросанности интересов. Однако в то же время им присуща способность в данный момент сильно увлекаться чем-либо. Они очень любознательны, но не пассивны в своей любознательности. Они забрасывают учителя вопросами. Их работы отличаются оригинальностью и творческим характером. Обыкновенно у них хорошо развита речь, особенно письменная.

Своеобразие развитых детей выступает не только в их интеллекте, интересах и речи, но также и в характере. Обыкновенно они очень инициативны и в то же время сдержанны и отличаются самообладанием и сознанием ответственности. Они обладают умением обращаться с людьми и часто пользуются авторитетом у товарищей. Именно из них обыкновенно выходят вожаки.

Кроме работоспособности, умственного развития и организованности учение требует еще интереса к учению, желания учиться. Не у всех детей, однако, это желание имеется. Сравнительное изучение интересов лучших и неуспевающих учеников обнаруживает большое различие этих интересов. Так, например, одно из таких обследований учеников III класса показало, что в то время, как четвертая часть лучших учеников из школьных занятий больше всего любит писать, среди неуспевающих таких почти нет. Зато четвертая часть последних учеников играет на музыкальных инструментах, а из лучших -- лишь немногие. У лучших учеников на первом плане интеллектуальные и технические занятия, у худших -- спортивные и художественные (кино, музыка, рисование). Лучшие ученики имеют многосторонние интересы, т.е. они могут, любя науку и технику, в то же время любить спорт и искусство. У худших учеников более ограниченные и более примитивные интересы .

Ученики со слабым интересом к учению считаются ленивыми. Принято думать, что ленивый ученик совершенно не хочет учиться. Это не совсем так: у огромного большинства ленивых учеников имеется сознание необходимости учиться и работать (это сознание постоянно внушается им воспитателями), но оно перевешивается другими интересами -- внеучебного характера.

Принято думать, что ленивые дети -- слабые, истощенные, и лень их является как бы защитой организма от переутомления. Действительно, среди ленивых имеются таковые (чаще девочки), но они -- лишь очень небольшая часть всего числа ленивых учеников. В большинстве случаев, как показало обследование П.П. Блонского , ленивые ученики, наоборот, в массе своей как раз здоровые, сильные, очень живые и подвижные дети. Избыток энергии вызывает у них тягу к развлечениям, связанным с обилием движений (очень подвижные игры, спорт, плавание и т.п.) Они не любят не только сидячие занятия, но и сидячие игры. Среди них огромный процент -- мальчики. Эти ленивые ученики часто одновременно бывают и дезорганизаторами. Почти все они, понятно, плохо учатся.

Третья категория ленивых учеников -- ученики, ставшие ленивыми потому, что попали в резко несоответствующий их подготовке класс. В таком случае они перестают учиться, так как «все равно ничего не выйдет» (если класс слишком высок для данного ученика) или «я и так все знаю» (если, наоборот, группа слишком низка для ученика).

Понятие школьной успешности неотделимо от контрарного понятия - школьной неуспешности. Многие исследователи отмечали условность, относительность понятия «неуспешность». А.А. Бударный и У.Д. Розенталь правы в том, что содержание понятия «неуспешность» во многом зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований соотносящихся с баллом «три», то неуспешность выражается баллами «два» и «один» и может определяться как несоответствие минимальным требованиям ].

В психолого-педагогической литературе неэффективность воспитательной и развивающей сторон деятельности школы освещена весьма скудно. Для «неуспешности» пока не изобретено никакой системы измерения, даже такой несовершенной и десятилетиями критикуемой, как школьные оценки. Таким образом, современная наука констатирует, что понятие школьной успешности/неуспешности еще более относительны и неопределенны, чем понятие неуспеваемости.

Под школьной неуспешностью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспешность выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспешность -- сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении .

Неуспешность трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспешность школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности.

Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспешность. Так, М.А. Данилов связывает неуспешность с движущими силами процесса обучения -- его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспешность. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями .

Однако исследования, выполненные в русле этого подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.

Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

Неуспешность и отставание взаимосвязаны. В неуспешности как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспешность.

Для ответа на вопрос, почему возможно отставание, мы должны прежде всего разобрать факторы успешности.

В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны - физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор -успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и многое другое. И этот фактор, так или иначе, учитывается при определении содержания обучения.

Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.

Из рассмотренных выше положений может быть построена система показателей успеваемости. Выполнение этих требований несет наибольшую информацию об успеваемости:

первое - делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний;

второе - применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы;

третье - стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;

четвертое - активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;

пятое - стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.

Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников.

В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:

1) не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков);

2) не стремится получать новые знания теоретического характера;

3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;

4) не стремится к оценке своих достижений;

5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;

6) не усвоил понятий в системе.

Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.

Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания.

Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению .

Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер.

Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников.

Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин.

Первым и наиболее важным фактором становление отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка ко всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что “ничего не задано”, а в школе - что “забыл книги дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе .

К этому времени (то есть ко второму классу) присоединяется следующий фактор - конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные средства. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную работу, заставить заниматься.

Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.

Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей (“они плохо учат”), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат - “бездари…лентяи” и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на “улицу”. Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.

Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.

Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.

В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л.С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую - дети со слабыми способностями к учению, третью - с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод используют А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают .

Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П.П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:

1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;

2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

3) не подмечает своих неудач и трудностей;

4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

6) индифферентно относится к результатам работы.

Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим -- это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.

Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников .

Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.

Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

3. Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.

Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

Понятие успешности, или «ситуации успеха» старшеклассников закономерно связано с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение и воспитание старшеклассников в школе.

В психолого-педагогической литературе эффективность очень мало говорится об успешности школьной деятельности и средствах ее повышения. Так, основополагающей в данной смысле является работа П.П. Блонского «Педология» , где характеризуются факторы успешности школьников. Немаловажным является также труд А.С. Белкина , который определяет ситуацию успеха как «единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться».

Светлана Румянцева

Успех — это главный участок дороги, которая ведет к красивой, сытой и комфортной жизни. Успешные люди светятся на экранах телевизоров, улыбаются с рекламных плакатов. Они довольны собой, окружены роскошью, ни в чем не нуждаются. Благополучие – синоним счастья. Изобретательные хитрецы в сетях интернета предлагают раскрыть секреты успеха, подарить универсальную формулу создания капитала. Паблики в соцсетях пестрят советами и откровениями счастливчиков, попавших в число состоятельных людей. Мир сошел с ума.

На фоне общего безумия и погони за успехом жизнь обычного человека кажется жалкой и неполноценной. Попытки исправить положение подрывают . «Эффективные формулы успеха» не срабатывают, а улыбающиеся лица с фотографий, вызывавшие восторг раньше, раздражают навязчивостью и лживостью.

Где же искать благополучие? Существуют ли реальные факторы успеха? Можно ли отыскать универсальную карту продвижения или Эверест успешности по силам покорить только «избранным»? Отправляемся на поиски правды.

Что такое успех?

Деньги, слава, высокое положение или еще не делают человека успешным. Это внешние атрибуты, не причина, а следствие, фантик без конфеты. Что стоит обертка без содержания? Успешность не возникает на пустом месте и зависит от поставленных целей.

Человек получает установки из окружающего мира и подсознания. Они связаны с природной программой. Несмотря на свою низменность, удовлетворение биологических потребностей открывает границы к высшим целям. Это фундамент успешного человека, необходимый минимум, который позволит сдвинуться с места. Если обратиться к биологии, то успешен тот человек, который сыт, живет в тепле, комфорте и безопасности, оставив сильное потомство.

Психологический успех – это способность человека ставить цели и достигать их. Целеустремленные люди направлены на результат. Они знают, чего хотят от жизни и трезво оценивают свои способности.

Если у человека есть квартира, машина, жена и дети, но он мучается от неудовлетворенности — программа дала сбой. Неправильно ведет к неудовлетворительным результатам. Успех не является синонимом богатства. Можно сколотить автомобильный бизнес, похоронив в себе тягу к рисованию, а потом страдать от нереализованности и чувствовать себя не на своем месте.

Желания людей разительно отличаются друг от друга. Каждый обладает индивидуальным набором способностей и склонностей.

Роль успеха в жизни человека

Успех раскрывает новые грани в жизни человека. Возможность двигаться вперед, имея поддержку и опору прошлых достижений, укрепляет веру в себя. Успешность не является статичным состоянием. Она не ограничена рамками. Из маленьких результатов складываются большие достижения.

Успешный человек не мучается от чувства неудовлетворенности и внутренних комплексов. Он раскрывается сам и помогает раскрыться другим. Целеустремленность не оставляет времени на самобичевание.

Успешные люди счастливы и довольны жизнью. Они знают, ради чего живут.

Факторы успешности

Ключевые факторы успеха личности – это набор внутренних качеств и внешних обстоятельств, которые влияют на самореализацию человека. Они индивидуальны. Формула успеха складывается из положительных и отрицательных слагаемых. Нельзя перечислить все варианты уравнения. Одинаковую сумму дают разные комбинации качеств.

Факторы успешности бывают внутренние и внешние:

Внутренние

Личные качества не всегда зависят от человека. Часть дается от природы, другая закладывается родителями, третья рождается под воздействием внешних факторов и внутренних переживаний. Психологический портрет влияет на успешность человека. Из чего он состоит?

Темперамент и характер

Темперамент человек приобретает при рождении. Он влияет на мироощущение, психологические реакции, механизмы защиты, уровень коммуникации. из внутренних предрасположенностей под воздействием внешней среды. Если человек рассеян, чувствителен и нерешителен, ему будет сложно достигнуть поставленной цели. Мягкость характера не означает, что он не реализуется в жизни. Работа над собой помогает достигнуть неожиданных результатов.

Психологическая выносливость

Чтобы добиваться целей, нужно уметь справляться с психологическим давлением. Если первые же сложности заставляют человека вернуться в зону комфорта, он не сможет двигаться дальше. Психологическая выносливость влияет на умение приспосабливаться, делает людей более коммуникабельными и мобильными.

Лидерские качества

Что отличает лидера от других людей? Решительность и харизма. Если ваша цель – заработать состояние или подняться по карьерной лестнице, то вам придется строить деловые отношения с окружающими. Если люди доверяют вам и готовы идти следом, шансы на успех удваиваются.

Волевые качества

Воля – это власть над собой, сила, позволяющая управлять своими действиями. Волевой человек ставит перед собой цели и организует деятельность так, чтобы выполнить задачи в срок. Если вы откладываете важные дела в долгий ящик, не можете выполнить данное себе обещание годами, не в силах подняться с дивана ради светлого будущего, значит, вам нужно работать над собой.

Подсознание стремится к постоянству. Оно ограждает вас от неприятных действий, способных разрушить чувство комфорта. Но бессознательная сила не учитывает пользы неприятных действий. Лежать на диване, бесспорно, приятнее, чем просмотреть видеоурок английского языка, который потребует вдумчивости, времени и затраты сил. Знание иностранного языка дает явные преимущества, в отличие от бездумно проведенных часов перед телевизором.

Умственные способности не измеряются количеством знаний. Они проверяются способностью применять информацию на практике. Ум – это понимание. Чем больше человек осознает, тем точнее он ставит цели и лучше ориентируется в жизни. Умный человек легче адаптируется к переменам и имеет больше шансов на успех.

Внешние данные

Основную часть информации люди получают с помощью зрения. Внешний вид человека говорит о его внутренней сути больше, чем слова. Речь идет не об оценке «плохой» или «хороший», а о более глубоких проявлениях характера. Взглянув на человека, прислушайтесь к себе. Вы делаете выводы в первые секунды общения, скользя глазами по фигуре нового знакомого. Так судят и о вас.

Внешний вид говорит об уровне уверенности человека, надежности, отношении к жизни, темпераменте, привычках. В подсознании портрет создается молниеносно и определяет общее решение «нравиться» или «не нравится».

Обладатели приятной внешности, располагающей к доверию, проще налаживают диалог и строят связи с окружающими. Они экономят время и силы, встречают меньше трудностей и двигаются к цели быстрее.

Самодисциплина

Побудить себя к действию – это одно, а вот организовать работу – совсем другое. Дисциплина раскрывается в точности и рациональности действий. Она учит рассчитывать время и тратить его с пользой. Организованный человек планирует действия и успевает больше, чем сторонник спонтанных поступков.

Уверенность

Сомнение и робость – враги успешного человека. Успеха добиваются решительные и смелые. Даже если вы мечтаете о тихой жизни в деревне, вам понадобится уверенность, чтобы отстоять свое желание и осуществить его.

50% успеха зависит от окружения и внешнего влияния. На ранних этапах жизни контролировать его невозможно. Но в зрелом возрасте полезно осознать, как внешние факторы влияют на положение в обществе и успешность.

Семья и воспитание

Воспитание закладывает индивидуальный набор ценностей и личных качеств. В семье формируется характер и взгляд на мир. Задумайтесь, какое количество установок из детства вы перенесли во взрослую жизнь! Родители хотят как лучше, но не всегда их действия приводят к положительному результату. И наоборот, умелое воспитание помогает раскрыться, узнать свои сильные и слабые стороны, определить способности и склонности.

Уровень образования

Не приравнивайте образование к бумажке. Навыки, знания и умения, приобретенные человеком во время учебы, сказываются на его жизни. Найти хорошую работу, не имея специального образования практически невозможно. Учеба закаляет и учит думать. Умение мыслить отличает человека от машины. Во времена технического прогресса нужны сообразительные кадры, а не роботы-работники. Чем лучше ваше образование, тем эффективнее вы умеете думать и имеете больше возможностей для реализации себя.

Место рождения и проживания

Местность накладывает отпечаток на человека. Сравните свои возможности и шансы на успех бедного мальчика из Эфиопии. Экономические блага в мире распределены неравномерно. В России проще стать хирургом, чем в Нигерии. В Европе женщине легче получить водительские права, чем в Саудовской Аравии. Даже в пределах одной страны условия жизни могут сильно отличаться. Коренному москвичу проще поступить в МГУ, чем жителю другого города, села или деревни, потому что ему не надо никуда ехать.

Психологическая подготовка: новые установки

Для достижения успеха, научитесь ставить четкие цели. Человек без цели не станет успешным. Он не знает куда двигаться и к чему стремиться. Прислушайтесь к своему сердцу. Пока вы не определитесь с истинными желаниями, вы не сможете выбрать направление и поставить задачи.

Развивайте волевые качества и дисциплинированность. Пересилить себя бывает непросто. Для достижения цели нужно прилагать усилия. Перестаньте откладывать дела на потом. Если впереди много работы, и вы избегаете ее, заведите таймер на 25 минут прямо сейчас. Вы ведь можете провести четверть часа сосредоточившись на деле? Отдохните, а затем вновь вернитесь к делам на 25 минут. Постепенно увеличивая время работы, вы научитесь сосредотачиваться, а движение к цели станет увереннее и быстрее.

Если вы хотите работать в Испании, займитесь изучением языка. Мечтали о карьере дизайнера? Запишитесь на подходящие курсы или подберите учебный материал из интернета.

Поймите, что вы – не центр вселенной. Общество – это единый организм, а вы его крохотная частичка. Чтобы добиться своих целей, научитесь наблюдательности. Внимательно присматривайтесь к изменениям вокруг. Прислушивайтесь к окружающим людям, налаживайте общение. Если человек нашел свое место в обществе, где он нужен, важен и ценен, успешность ему гарантирована.

14 марта 2014, 15:16

Экология жизни.Психология: Благодаря упорству и настойчивости, Вы станете лучше понимать свои истинные цели. А когда Вы четко представляете, что Вы хотите, то у Вас появляется больше энтузиазма и энергии для движения вперед.

Ясность означает, что вы точно знаете, что именно вы хотите…

1 фактор успеха: Ясность

Ясность означает, что вы точно знаете, что именно вы хотите. Ясность – 80% удачи и самый главный фактор везения. Все успешные люди совершенно ясно представляют себе, ЧТО они хотят и что им нужно СДЕЛАТЬ, чтобы ПОЛУЧИТЬ желаемое.

Неуспешный, невезучий человек, как правило, имеет довольно размытое представление, о том, что он хочет от жизни.

Одно из самых простых упражнений, которое Вы можете сделать, чтобы Вам начало везти – это просто взять лист бумаги и написать список из 10 целей , которые хотите достичь в течение 12 месяцев . Согласитесь, это действительно ОЧЕНЬ простое упражнение!

Однако, только 10% населения делают это. Поразительно, но именно эти 10% сегодня получают все блага, о которых другие только мечтают.

2 фактор успеха: Деятельность

Деятельность проявляется в количестве дел, которые Вы воплощаете в жизнь. Когда Вы делаете много дел, увеличивается вероятность того, что некоторые из вещей Вы сделаете правильно, в нужное время, в нужном направлении.

Например. Если вы бросаете мяч в корзину бесконечное количество раз, то увеличивается вероятность того, что Вы попадете в корзину.

Так же в бизнесе и жизни. Все успешные люди ориентированы на действия, которые ведут к конкретным результатам.

Чтобы Вам повезло, делайте больше действий, которые ведут к результатам . Чем больше Вы делаете, тем больше энергии у Вас появляется. Чем больше действий, тем больше опыта. Чем больше опыта, тем больше позитивных результатов у Вас будет. А это значит, Вы наверняка станете успешным человеком.

3 фактор успеха: Энергетика

Энергия является ключевым фактором удачи. Когда видишь, сколько всего успевают делать успешные люди, кажется, что у них энергии гораздо больше, чем у остальных. Практически все успешные “везунчики” встают рано утром . Они работают большее количество часов в течение дня, они даже работают в вечернее время. При этом, у них хватает энергии и для обучения. Они инвестируют время в развитие себя, в развитие своего бизнеса или карьеры.

В результате исследований доктора Томаса Стенли, а он и его команда опросили 2500 миллионеров, 84% миллионеров, сказали, что стали финансово независимыми благодаря дисциплине и напряженному труду . Так же миллионеры отметили, что на протяжении своей жизни они были готовы работать больше и дольше, чем окружающие их люди.

Согласитесь, не удивительно, что они, как марафонцы постепенно вырвались вперед, а затем “убежали” дальше других.

А знаменитый писатель Стивен Леокок однажды сказал: “Я верю в удачу! Чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь”

Хотите, чтобы и Вам повезло, найдите в себе энергию благодаря которой, Вы будете делать больше дел в течение дня, чем другие. И удача повернется к Вам лицом.

4 фактор успеха: Личность

Личность человека так же называют главным фактором удачи. Все удачливые люди имеют общую черту. Они, как правило, позитивны и оптимистичны. Они умеют находить общий язык с другими людьми. У них большое количество друзей и знакомых в разных областях жизни.

Понятно, что чем больше людей Вы знаете, тем большая вероятность получить стоящий совет, когда это необходимо. Тогда удачей, можно назвать возможность найти нужную информацию, в нужное время от знающего человека. Именно это, позволяет часто добиться быстрых результатов в бизнесе и жизни.

Чтобы люди захотели нам помочь, надо действовать в соответствии с золотым правилом, которое говорит: “Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе”

Чем более позитивным и оптимистичным Вы становитесь, тем больше интересных людей, а значит и удачи, Вы будете привлекать в свою жизнь.

5 фактор успеха: Честность

Честность и порядочность являются самыми востребованными и уважаемыми качествами в жизни и бизнесе. Согласитесь, что мы все хотим дружить и заниматься бизнесом с людьми, которым доверяем .

Когда мы решаем быть честными сами с собой и с другими людьми, мы становимся целостными и самодостаточными натурами. Когда о Вас будут говорить, как о человеке честном и достойном, удача сама постучится в Вашу дверь.

6 фактор успеха: Упорство

Упорство – качество, которое отличает успешного человека от всех остальных. Когда Вы упорны, Вы будете готовы делать все, чтобы достичь своих целей. Вы не свернете с пути и не остановитесь, когда другие выдохнуться и отступят. Вы будете способны работать больше и искать разные пути для решения задач. Вы будете учиться, чтобы приобрести необходимые навыки для достижения цели. Вы будете читать много книг, слушать семинары, посещать тренинги, пока не получите то, что задумали.


Благодаря упорству и настойчивости, Вы станете лучше понимать свои истинные цели. А когда Вы четко представляете, что Вы хотите, то у Вас появляется больше энергии для движения вперед. опубликовано


Каждый человек хочет добиться успеха в жизни, быть благополучным и счастливым. И, конечно же, избежать неудач и ошибок на жизненном пути. Бесспорно, что ответственность за жизненную самореализацию лежит непосредственно на человеке: именно его поступки и приоритеты в жизни создают благоприятные условия для успеха. Хотя существует и обратная теория: человек – раб судьбы, что должно случиться – обязательно произойдёт. Потому успешных и удачливых людей не так уж много.

Какие же факторы мешают полноценной реализации человеком своего потенциала? Их как минимум три:

  • неадекватно сформированная внутренняя позиция человека;
  • отсутствие веры в себя, свои возможности и силы;
  • целеустремлённость и сила воли на низком уровне или отсутствуют.

Неадекватно сформированная внутренняя позиция человека. Проявляется как противостояние самому себе. Часто это не осознается человеком. Бессознательная психика или подсознание могут сыграть против нас самих. Если человек сформировал бессознательную установку на негативное окружение (все вокруг злые и недоброжелательные), то именно такие люди и будут сопровождать его жизненный путь. И, наоборот, идея о благожелательности окружающих привлечет к человеку искренних, бесхитростных и позитивных личностей.


Какова же должна быть внутренняя позиция человека? Возьмем простой пример. Чтобы заработать капитал, нужно много трудиться. Эта аксиома заставляет человека работать: изо дня в день, месяц за месяцем, иногда год за годом. Но результат отсутствует. Недоступными остаются: дорогой автомобиль, походы в шикарный ресторан, путешествия в экзотические страны и прочее. Почему так происходит, ведь человек прилагает достаточно усилий? Может быть, он просто неудачник?


Вся проблема во внутренней убеждённости. Если человек считает, что материальные блага пагубно влияют на личность, что у богатых людей и проблемы глобальнее, что высокий капитал можно добыть только обманным путем, то он подсознательно создает и привлекает негативные сценарии собственного успеха.


Или оценка ситуации. Если она негативна в восприятии человека: непосильные налоги, высочайшая и нечестная конкуренция, не то время и условия для старта, то неудача создастся сама собой.


При постановке цели самореализации необходимо детально анализировать свои установки и убеждения, оценивать общую ситуацию. Нужно во всём искать позитивные стороны и работать на положительный результат, стараться обходить тонкие моменты негативов.


Отсутствие веры в себя, свои возможности и силы. Человек не может начать двигаться к успеху, если веры в свои силы и возможности нет. Считается, что если ты достиг успеха, то именно это придаёт уверенности. Но, скорее, обратное: уверенность человека создаёт условия для успешной реализации себя в жизни. Это та опора, которая не даёт опускать руки и всегда помогает преодолевать трудности.


Целеустремлённость и сила воли на низком уровне или отсутствуют. Такое положение вещей говорит о ситуации «деятельности ради деятельности» и без достижения цели. Человек может перечитать уйму полезной литературы по достижению успеха, пройти подготовку на множестве тренингов успешности, изучить проверенные практики – и на этом просто остановиться. Для достижения успеха более конструктивно постоянно держать свою цель в поле зрения и прилагать максимум волевых усилий для её реализации.