Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Современные проблемы науки и образования. Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг в сфере высшего образования Анализ рынка образовательных услуг школ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели, задачи, основные понятия маркетингового исследования. Формулирование целей маркетингового исследования. Выбор методов проведения, определение типа требуемой информации, источников ее получения, специфика методов сбора данных. Примеры решения задач.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2010

    Анализ вторичной информации рынка образовательных услуг. Факторы, влияющие на выбор ВУЗа. Рейтинг их популярности. Разработка концепции маркетингового исследования мотивации выпускников школ г. Зеленограда в отношении получения высшего образования.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2011

    Понятие рынка образовательных услуг как совокупности существующих потенциальных потребителей и производителей услуг в сфере образования. Маркетинговое исследование рынка образовательных услуг на примере г. Чита. Опрос респондентов в виде анкетирования.

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Политико-правовая среда в сфере образовательных услуг. Анализ социально-культурной, экономической, технологической среды. Рост числа коммерческих учебных заведений. Возможности и угрозы для рынка образовательных услуг. Характеристика основных конкурентов.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Симптоматика проблемы, постановка целей маркетингового исследования. Подбор методов получения информации. Потребность в консалтинговых услугах. Программа маркетингового исследования. Доля консалтинговых компаний России по регионам. Расчет критерия Манна.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2013

    Симптоматика проблемы и постановка целей маркетингового исследования рынка услуг по использованию энергосберегающих технологий в жилом частном секторе. Логический анализ основных понятий, формулировка задач исследования. Его общехозяйственная конъюнктура.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

    Характеристика процесса маркетингового исследования. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. Формулирование целей, разработка плана и выбор методов. Тип требуемой информации и источники ее получения. Формы для сбора данных.

    реферат , добавлен 12.12.2009

    Сущность и содержание коммерческой деятельности, ее особенности в сфере услуг. Структура российского рынка образовательных услуг. Исследование продаж образовательных услуг ГБОУ ВПО "ВГУЭС". Анализ запросов потребителей платных образовательных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

Романова Ирина Матвеевна д. э. н., профессор, зав. кафедрой маркетинга, коммерции и логистики, Дальневосточный федеральный университет
Носкова Елена Викторовна к. э. н., доцент, зам. зав. кафедрой маркетинга, коммерции и логистики, Дальневосточный федеральный университет

Этапы разработки методического подхода к исследованию конъюктуры международных рынков

1-й этап. Особенности образовательной услуги

Образовательная услуга представляет собой взаимодействие между производителем и потребителем в процессе оказания и приобретения этого специфического блага и является результатом научно-педагогического труда, который создается с целью удовлетворения потребностей потребителя.

Специфика образовательных услуг проявляется в сочетании традиционных характеристик услуг (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость) и присущим только им специфическим чертам :

  1. производство и потребление образовательных услуг - это достаточно длительный процесс (полный цикл формирования специалиста может занимать 20 лет и более, т. е. потребление образовательных услуг может осуществляться в течение всей жизни);
  2. оценка на протяжении всего периода обучения (сессии, аттестация);
  3. принятие решения о покупке (приобретении) образовательной услуги может осуществляться не столько потенциальным потребителем, сколько его родителями или лицами старшего возраста;
  4. активное интеллектуальное участие потребителя в процессе предоставления образовательной услуги;
  5. потребление образовательной услуги ведет к совершенствованию качества рабочей силы;
  6. с точки зрения потребителя отдаленность материальной выгоды в момент приобретения образовательной услуги;
  7. более высокая стоимость по сравнению с другими услугами, что является следствием более высокой квалификации исполнителей образовательной услуги;
  8. удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов личности и общества, т. е. социальная потребность в образовании;
  9. невозможность перепродажи;
  10. зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;
  11. конкурсный характер(этот признак в основном проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);
  12. относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг.

Таким образом, товаром на рынке образовательных услуг являются знания, умения и навыки, предлагаемые субъектами этого рынка (вузами, частными преподавателями, училищами, колледжами).

2-й этап. Исследование особенностей рынка

Состав заинтересованных сторон рынка образовательных услуг разнообразен. Таковыми являются производители, продавцы, прямые и косвенные потребители образовательных услуг, посредники, провайдеры, модераторы, координаторы. На этом рынке действуют потребители образовательных услуг, плательщики за образовательные услуги, работодатели, т. е. косвенные пользователи результатов образовательной деятельности, учреждения и работники сферы образовательных услуг, компании - создатели элементов образовательных услуг (например, IT-компании, издательства, другие производители контента и технологий), государство.

Особенности зарубежного рынка образовательных услуг :

  1. Образование за рубежом ориентировано прежде всего на самоопределение студента, выявление и развитие у него заложенных от природы задатков, поэтому высшее образование за рубежом считается более либеральным.
  2. Практическая направленность. Зарубежные университеты стремятся готовить именно таких специалистов, какие требуются сегодня и будут требоваться завтра на рынке. Современное образование позволяет получить опыт работы еще в процессе обучения за рубежом, а к моменту получения диплома большинство студентов уже трудоустроены. Процент трудоустройства выпускников - тот параметр,которым в первую очередь гордятся зарубежные университеты.
  3. Качество образования за рубежом базируется на трех китах: великолепной оснащенности школ и вузов, прогрессивных инновационных образовательных технологиях и отказе от пассивной формы обучения в пользу активной самостоятельной работы.
  4. Длительный характер услуг. В целом период обучения за рубежом на 2 года больше, чем в России. Обязательное базовое образование (от 6 до 7 лет), средняя и старшая школа (появляется вариативность, ученик выбирает интересующую его специализацию - от 5 до 6 лет). Университеты и приравненные к ним по статусу учебные заведения предлагают 3 ступени: бакалавр (от 3 до 4 лет), магистр (от 1 до 2 лет) и доктор наук (от 3 до 4 лет).
  5. Гибкость всей системы зарубежного образования. В рамках одной страны (провинции, штата, региона) в аккредитованных учебных заведениях признаются кредиты, полученные в аналогичных институтах. «Кредиты» выступают единицей учета академической нагрузки. Их использование призвано обеспечить «прозрачность» и единство академических требований: так, для получения степени необходимо набрать требуемое учебным заведением их количество. Широкое использование кредитной системы обеспечивает исключительную гибкость самого учебного процесса, и мобильность студентов при переходе с одной образовательной программы на другую или из одного вуза в другой.
  6. Многообразие типов высших учебных заведений. В частности, во всех странах, помимо университетов, существуют также «университетские колледжи» - вузы с небольшим количеством студентов (от 2 тыс. до 3 тыс. против 20 тыс. в обычном «полноразмерном» вузе), специализированные высшие учебные заведения:технологические университеты, высшие школы экономики и менеджмента, академии и колледжи изящных искусств, консерватории. При этом структура зарубежных университетов включает от 3 до 20 факультетов.
  7. Интенсивное развитие неуниверситетского сектора высшего образования. В последние годы популярность трехгодичных и четырехгодичных высших профессиональных школ растет, и они начинают конкурировать с университетами. Менее продолжительный срок обучения и четкая профессиональная направленность подготовки увеличивают спрос на выпускников этих заведений со стороны промышленных и коммерческих фирм.
  8. Самостоятельное формирование учебного плана студентом. В зарубежных университетах предоставляется широкий, по сравнению с требованиями государственных стандартов РФ, выбор дисциплин, который может быть представлен двумя вариантами: первый - свободный выбор, дающий студенту возможность выбирать любую дисциплину из естественно-научного, гуманитарного и социально-экономического циклов или специальную дисциплину для углубления профессиональных знаний; второй - ограниченный выбор, дающий возможность выбирать из определенного перечня дисциплин или областей знания.

Организация учебного процесса в зарубежных странах осуществляется с использованием индивидуальной траектории обучения, предусматривающей самостоятельный выбор студентов перечень дисциплин, необходимых для изучения, что обеспечивается наличием банков дисциплин по различным направлениям и специализациям, которые постоянно обновляются, что позволяет корректировать процесс обучения в соответствии с развитием новых научных направлений и требованиями рынка труда.

3-й этап. Разработка программы исследования конъюнктуры рынка

Учитывая вышеуказанные особенности товарного рынка, разработаем программу исследования конъюнктуры (табл. 1).

Таблица 1. Краткая характеристика этапов программы исследования конъюнктуры рынка

4-й этап. Формирование основных направлений исследования

Процесс исследования предполагает поиск информации по определенным направлениям:

  1. Оценка состояния и тенденций развития рынка:
    • Численность учащихся и учителей в сфере начального и среднего образования в АТР;
    • основные компании, работающие на рынке;
    • распределение иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в странах АТР по регионам их происхождения.
  2. Анализ товарного предложения на рынке:
    • количество образовательных учреждений в странах АТР;
    • доля лучших вузов в странах АТР, входящих в мировой Тор-рейтинг;
    • характеристика программ образования;
    • стоимость образовательных услуг по программам бакалавриата, магистратуры;
    • доли основных стран-реципиентов рынка.
  3. Анализ потребительского спроса на рынке:
    • количество иностранных студентов в странах АТР;
    • наиболее востребованные специальности на зарубежном рынке.
  4. Анализ цен на рынке: минимальные и максимальные цены на образовательные услуги в разрезе стран АТР.

После сбора и обработки информации следует приступать к следующему этапу программы - анализу и интерпретации данных. По каждому выявленному количественному показателю нужно построить динамический ряд, разработать диаграммы и графики.

Разработанный подход к исследованию позволит оценить состояние, существующие тенденции развития рынка, проанализировать товарное предложение, покупательский спрос и соотношение товарного предложения и покупательского спроса, а также сделать прогноз конъюнктуры рынка на основе оценки факторов, влияющих на ее формирование.

5-й этап. Разработка форм для табулирования данных

Для удобства обработки и представления полученных данных, собранная вторичная информация будет систематизироваться и обрабатываться с использованием форм, представленных в таблице 2.

Таблица 2. Темпы роста численности учащихся и учителей в сфере начального, среднего и высшего образования в мире и в АТР в период с 2005 г. по 2010 г.

Для характеристики предложения на рынке образовательных услуг стран АТР рассмотрим общее количество образовательных учреждений в странах АТР, количество образовательных учреждений в сфере высшего образования, которые входят в Top-50 лучших вузов мира, а также рассмотрим характеристику основных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг стран АТР. Инструментарий для характеристики предложения на рынке образовательных услуг стран АТР представлен в таблицах 3, 4.

Таблица 3. Характеристика предложения образовательных услуг в странах АТР, которые входят в Top/20 лучших стран по качеству школьного образования, 2010 г

Таблица 4. Характеристика предложения образовательных услуг в странах АТР, которые входят в Top/50 лучших вузов мира, 2011 г.

Для характеристики спроса на рынке образовательных услуг стран АТР рассмотрим соотношение иностранных студентов и студентов, обучающихся за рубежом по странам АТР, распределение выпускников вузов по областям обучения, а также наиболее оплачиваемые университетские специальности (табл. 5).

Таблица 5. Характеристика спроса на рынке образовательных услуг стран АТР, 2012 г.

Предложенный методический подход к исследованию конъюнктуры рынка образовательных услуг стран АТР позволит оптимизировать исследовательский процесс как в части сбора требуемой информации, так и в части ее обработки.

Апробация методического подхода (на примере рынка образовательных услуг стран АТР)

Анализ конъюнктуры рынка образовательных услуг стран АТР

Рынок образовательных услуг в странах Азиатско-Тихоокеанского региона активно развивается. Глобализация и экономическая интеграция изменяют облик современной системы образования. Студенты имеют богатый выбор различных степеней образования, а также мест и способов его получения. Развивающиеся быстрыми темпами образовательные рынки в КНР, Сингапуре и Малайзии уже потеснили традиционные рынки - в США, Великобритании и Австралии. Сегодня сфера образования существенно пересекается с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой экономического развития стран.

На рынке образовательных услуг стран Азиатско-Тихоокеанского региона на сегодняшний день можно выделить следующие тенденции:

  1. Абсолютный рост числа студентов. С 2005 по 2010 год число студентов и преподавателей в вузах увеличилось на 17 и 15% соответственно. При этом самые высокие показатели набора студентов в вузы отмечены в Камбодже, Гонконге, Гватемале (прирост составил более 50%).
  2. Глобальная интернационализация и открытость образования. Экспорт образовательных услуг на протяжении последних десятилетий становится одним из наиболее перспективных направлений развития внешнеэкономических связей в странах АТР. Обучение иностранных граждан - существенный фактор стимулирования экономического роста. Можно отметить восемь ведущих стран-реципиентов, принимающих более 70% совокупного массива иностранных студентов: США (20%), Великобритания (12%), Китай (7%), Германия (7%), Австралия (7%), Канада (5%), Япония (4%) . Малайзия, Сингапур и Индия также стали экспортерами образовательных услуг и в настоящее время ведут активный маркетинг в Китае, Вьетнаме, Камбодже и Индонезии. Индия осваивает собственные региональные рынки в Арабских странах и странах бассейна Индийского океана. При этом соотношение сил среди мировых лидеров по привлечению иностранных студентов меняется (доли США, Великобритании и Германии несколько уменьшаются, доли же Австралии, Канады, Новой Зеландии, а также России растут) .
  3. Рост массовости высшего образования. В XXI веке высшее образование выступает как ключевой и основополагающий компонент устойчивого развития человеческого сообщества. По оценкам Всемирной торговой организации емкость мирового рынка высшего образования на 2010 год составляет от 50 млрд до 60 млрд долл. США, одна четвертая от доли которой приходится на США; следом идут Франция, Австралия, Канада .
  4. Стремительные темпы развития стран Восточной Азии в области образования. Согласно недавнему отчету Grattan institute - австралийского аналитического центра в Восточной Азии в настоящее время находятся лучшие в мире школы начального и среднего образования, учащиеся которых способны превзойти западных школьников. Средний 15-летний школьник в Шанхае знает математику на уровне, на два или три года опережающем таковой у его сверстников в США, Австралии, Великобритании и Европе - так утверждается в докладе, который основан на данных программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA) Организации экономического сотрудничества и развития. В Южной Корее расходы на учащихся в начальных школах составляют меньше половины аналогичных расходов в США, однако южнокорейские школьники опережают своих американских сверстников в чтении, математике и естественных науках .
  5. Рост информационной трансформации. Интернет и цифровые технологии вынуждают пересматривать формы доставки и оценки знаний в учебном процессе высшей школы. Создание глобальных информационных сетей фактически уничтожило границы между государствами в сфере потоков учебной информации, поставило образование перед фактом, когда источником получения новых знаний и обучающей информации стали не только образовательные учреждения, но и глобальные информационные ресурсы .
  6. Диверсификация и интернационализация высшего образования. Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Интернационализация направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концепций и компонентов - тех оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению и стимулируя к достижению высоких стандартов .
  7. Непрерывное обучение среди населения стран АТР. Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Так, уровень грамотности в странах региона среди молодежи в 2005-2010 гг. повысился в 2,3 раза. При этом самый высокий уровень грамотности (100%) среди взрослого населения на 2010 год наблюдается в России и КНДР, среди молодого поколения - в России, Брунее, Макао, КНДР, Индонезии, Самоа и Сингапуре . В информационном обществе сфера образования тесно связана с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.
  8. Расширение влияния англосаксонской системы высшего образования по схеме многоуровневого образования. Лидерство США в области высоких технологий, фундаментальных научных исследований и образования приводит к тому, что многоуровневая система подстраивает национальные системы под систему «бакалавр - магистр - доктор». Трансформация национальных систем определяется необходимостью предоставить возможность местным и иностранным студентам получать документы о высшем образовании, конвертируемые в международном масштабе и принимать участие в расширяющемся процессе мобильности в период обучения.
  9. Возрастающая роль английского языка. Поскольку в странах АТР к 2010 году число иностранных студентов возросло более чем на 20%, роль английского языка как языка международного общения увеличилась как среди преподавателей, так и среди студентов .

В целом предложение на рынке образовательных услуг в странах АТР представлено более чем 252 тысячами учреждений, в том числе более 200 тыс. школ, 32 тыс. колледжей и 19 тыс. высших учебных заведений.

Наибольшее число образовательных учреждений сосредоточено в США, Австралии, Индонезии, Малайзии, Японии, России, КНР и на Филиппинах. Во многом это объясняется тем, что данные страны являются экспортерами образовательных услуг .

В АТР можно отметить шесть ведущих стран-реципиентов, принимающих более 45% совокупного массива иностранных студентов: США, КНР, Австралия, Канада, Япония и Россия (рис. 1).

Рис. 1. Доли стран, принимающих иностранных студентов (послешкольное образование) в 2010 г.

Таблица 6. Предложение образовательных услуг в странах АТР, входящих в Top/20 лучших стран по качеству школьного образования

Что касается качества обучения в высших учебных заведениях в странах АТР, то оно оценивается по международным общепринятым рейтингам, 2 из которых - азиатские, 3 - европейские (Webometrics 2011, ARWU 2011, QS 2011, TIMES 2011, PRSPWU 2011). Поскольку у них абсолютно разные критерии оценивания, сводный рейтинг позволяет выделить страны мира, где образование как система лучше отлажено. В Top-50 стран мира, в которых находятся лучшие вузы, вошли 17 стран из Азиатско-Тихоокеанского региона (табл. 7).

Таблица 7. Предложение образовательных услуг в странах АТР, входящих в Top/50 лучших вузов мира в 2011 г.

Доступность образования в стране определяется его стоимостью. В среднем стоимость обучения в лучших вузах в странах АТР, которые вошли в Top-50, на 2011 год составляет 6-44 тыс. долл. США для иностранных граждан (рис. 2).

Рис. 2. Стоимость обучения по программам бакалавриата за академический год в лучших вузах стран АТР для иностранных граждан в 2011 г.

Данные свидетельствуют, что самая высокая стоимость обучения по программам бакалавриата за академический год в лучших вузах для иностранных граждан - в США, Австралии, Канаде.

Стоимость обучения по программам магистратуры в России и Китае является самой низкой для иностранных граждан - от 1 до 10 тыс. долл. США (рис. 3).

Рис. 3. Стоимость обучения по программам магистратуры за академический год в лучших вузах стран АТР для иностранных граждан в 2011 г.

По количеству студентов, обучающихся за границей, лидирующие позиции занимают Китай (более 510 тыс. студентов), Южная Корея (более 125 тыс. студентов), Малайзия, Франция, США (более 50 тыс.), Россия, Канада, Вьетнам и Япония (более 40 тыс.).

В целом по миру доля иностранных студентов в 2010 г. составила 58,6 % в Северной Америке и Западной Европе, 20,2% в Восточной Азии и Тихом океане, 9,2% в Центральной и Восточной Европе, 5,6% в Арабских государствах, 2,4% в Латинской Америке и Карибском бассейне, 2,3% в странах Африки к югу от Сахары, 1,4% в Центральной Азии и 0,5% в Юго-Западной Азии.

Среди стран, в которых студенты в основном предпочитают обучаться, можно назвать Австралию, Японию, Россию, Францию, США и Канаду, в целом более 90 тыс. чел. (рис. 4).

Рис. 4. Доли основных стран АТР по числу иностранных студентов в 2010 г., %

Самыми популярными областями обучения в России являются общественные науки, предпринимательство, право (46% от всех областей), в Японии - здравоохранение, социальное обеспечение (27% от всех областей) и инженерное дело, производство, строительство (18% от всех областей).

В США и Австралии самыми популярными являются общественные науки, предпринимательство, право (В США - 38%, в Австралии - 15% от всех областей), здравоохранение, соци альное обеспечение (В США - 44%, в Австралии - 15% от всех областей).

Следует отметить, что рынок образовательных услуг тесно взаимосвязан с рынком труда. Поэтому повышение гарантии трудоустройства после получения образования является важным конкурентным преимуществом не только для вузов на рынке образовательных услуг, но и для государств на мировой арене.

Стоит подчеркнуть, что особенность образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания, т.е. спрос и предложение на рынке образовательных услуг совпадают во времени. Таким образом, конъюнктуру рынка образовательных услуг стран АТР можно охарактеризовать по величине контингента учащихся в регионе (табл. 8).

Таблица 8. Темпы роста численности учащихся в странах АТР в 2005–2010 гг

Исходя из данных, представленных в таблице 8, следует отметить, что в целом количество учащихся с 2005 по 2010 год в регионе увеличилось на 2%. Следовательно, можно сказать, что конъюнктура рынка образовательных услуг стран АТР на сегодняшний день является благоприятной, поскольку наблюдается достаточно устойчивый спрос на эти услуги.

В АТР, как и в других регионах мира, проходят процессы усиления интернационализации образования и формирование единого образовательного пространства. Потенциал региона огромен и с точки зрения численности населения, и с точки зрения темпов и пропорций социально-экономического развития .

Отчасти недостаточное количество национальных вузов привело к широкому использованию транснациональных форм обучения - импорту образовательных программ из других стран.

Актуальным также остается получение образования за рубежом. В страновом сравнении по количеству студентов, обучающихся за границей, лидирующие позиции можно отметить в странах: Китай (более 510 тыс. студентов), Южная Корея (более 125 тыс. студентов), Малайзия, Франция, США (более 50 тыс. студентов), Россия, Канада, Вьетнам и Япония (более 40 тыс. студентов).

Среди стран, в которых студенты предпочитают обучаться, можно выделить Австралию, Японию, Россию, Францию, США и Канаду. Число иностранных студентов в перечисленных странах составляет более 90 тыс. человек. Наиболее крупные университеты находятся в Австралии, Канаде, Китае и США (конкурс составляет более 40 тыс. студентов), университет с самой большой вместимостью обучающихся расположен в США - California State University, вмещающий более 140 тыс.студентов.

В целом следует отметить, что рынок образовательных услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно развивается. Усилия по увеличению объема человеческого капитала, как правило, сосредоточены на молодой категории населения. Уровень грамотности молодежи на сегодняшний день составляет более 90%. Интерес к самообразованию среди молодого поколения неуклонно растет.

Итоги

Исследование конъюнктуры международного товарного рынка - сложный, трудоемкий процесс, в ходе которого исследователь сталкивается с рядом проблем: во-первых, «языковая» проблема, во-вторых, сложность в обработке информации, которую порой невозможно привести к единому знаменателю, в-третьих, кросскультурные различия, в-четвертых, устаревшая международная статистика и проч. Разработка методического подхода на этапе планирования исследования помогает «сгладить» вышеуказанные проблемы, вносит ясность в постановку целей и задач, помогает выстроить исследовательскую логику.

В рамках данной статьи авторы делятся опытом организации конъюнктурных исследований на примере рынка международных образовательных услуг. Мы надеемся, что представленная информация будет полезна как специалистам в области образования, так и специалистам в области рыночных исследований, участникам рынка, специалистам, занимающимся исследованием конъюнктуры рынка, а также студентам и магистрантам экономических специальностей.

Хузиятов Т. Международное сотрудничество в интернационализации образования и науки в АТР

1

методика исследования рынка образовательных услуг

типы потребительского поведения

сегменты рынка

стратегический план развития вуза

1. Балаева О.Н., Титова Н.Л. Совершенствование процессов разработки и принятия управленческих решений в высших учебных заведениях: схема исследования // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 4. - С. 28-36.

2. Ищук Т.Л. Особенности стратегического планирования в высшей школе.// Экономика. - 2009. -№3. - С.157-162.

3. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. Н.Л. Титовой. - М.: МАКС ПРЕСС - 2008. - 668 с.

4. Сулейманов Н.Т. Инновационная модель стратегического управления вузом. Вестник Башкирского университета.- 2008. - Т.13 . - №3. - С.131-137.

5. Alexanra L. Lerner. A Strategic Planning Primer for Higher Education February, 06th 2010 // www.educause.edu.

6. Herbert A. Simon. Economics and Management Research //www.psy.cmu.edu/psy/.../hsimon/hsimon.html.

7. Hemmond John. Practical guidance on more effective decisions of Boston: Harvard Business School Press, 1999 // www.referenceforbusiness.com.

8. Joseph Beckham. Responsibilities duties decision-making and legal basis for local school board powers //education.stateuniversity.com.

9. Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области [Электронный ресурс]: Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области URL: http://www.belregion.ru

Современные условия функционирования вузов характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, сокращением бюджетного финансирования, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг. Важным инструментом успешной деятельности вуза, по мнению большинства российских ученых, может стать применение стратегического планирования . Большинство специалистов отмечают фрагментарный характер существующих стратегических планов вуза, недостаточную адаптацию стратегий к изменяющимся условиям рынка, сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг . Для совершенствования системы планирования деятельности вуза, по нашему мнению, необходимо более активно использовать маркетинговые инструменты принятия управленческих решений.

Важнейшим маркетинговым инструментом принятия управленческих решений в вузе являются маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. Для интегрирования информации на аналитическом этапе разработки стратегического плана развития вуза необходимо дополнить существующие немногочисленные методики исследований рынка образовательных услуг анализом поведения и факторов, влияющих на решения двух субъектов рынка - потребителей и покупателей образовательных услуг (рис. 1).

Рис. 1. Методика исследования рынка образовательных услуг

Предлагаемая нами методика исследования рынка образовательных услуг включает несколько этапов.

1) На первом этапе исследования разрабатывается концепция маркетингового исследования, которая представляет собой документ, в котором отражена основная идея исследования. В концепции должна быть обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, обозначены сроки проведения. Важнейшее значение имеет выбор и обоснование методов, информационное обеспечение исследования. На основании концепции исследования разрабатывается программа маркетингового исследования.

2) На втором этапе, согласно концепции исследования, необходимо проанализировать рынок образовательных услуг: оценить размер рынка, его емкость, «фирменную» структуру, уровень и жесткость конкуренции, определить основные тенденции развития рынка. Задача комплексного исследования рынка образовательных услуг - получение всесторонней информации о рынке, его характеристиках и тенденциях развития. Важным этапом исследования может стать экспертный опрос, который позволит не только с субъективной, но и с объективной стороны проанализировать факторы, оказывающие влияние на ситуацию на рынке образовательных услуг, на перспективы его развития, на потребительское и покупательское поведение на данном рынке. В качестве экспертов могут выступить руководители вузов, работники сферы образования, молодежной политики региона и т.д.

3) На третьем этапе исследования необходимо проанализировать поведение потребителей образовательных услуг: жизненные цели, интересы, оценки, желания, мотивы поведения, предпочтения и стремления, связанные с их внутренней системой ценностей. Изучая своих потребителей, их желания, предпочтения, вуз может предложить им именно то, в чем они нуждаются и сделать это лучше, чем конкуренты. Основная задача в изучении потребителя - выявить факторы, влияющие на их поведение и проанализировать модели покупательского поведения (процесса и мотивов принятия решения о выборе образовательной услуги).

Чтобы успешно конкурировать на рынке образовательных услуг, руководству вуза необходимо своевременно предвидеть изменения в предпочтениях потребителей, чтобы вовремя внести изменения, если не в образовательную программу, то в оснащение учебного процесса, в организацию досуга потребителей, и т.д. Особенно важна данная информация для разработки коммуникационной и ценовой политики вуза, для формирования бренда. Формируя рекламное обращение, разрабатывая рекламные мероприятия, необходимо четко знать, что ценно и важно для потребителей.

На большинстве рынков, где речь идет о менее ценных приобретениях, или где потребитель и покупатель может выступать в одном лице, этой информации может быть достаточно для принятия обоснованных управленческих решений. На рынке образовательных услуг необходимо анализировать и поведение еще одной целевой аудитории - покупателей образовательных услуг. Изучение покупателей - один из наиболее важных видов исследований, ведь именно они, влияя на выбор потребителя и приобретая образовательную услугу, приносят основную прибыль вузу. Поэтому именно покупатель находится в центре внимания любой успешной компании, независимо от её размера и специфики деятельности. Для разработки обоснованного плана развития вуза необходимо провести сегментацию покупателей образовательных услуг и выделить наиболее привлекательные сегменты для позиционирования. Необходимо оценить степень влияния различных факторов на этапах процесса принятия решения о покупке. Проанализировать ценовые и другие ожидания покупателей.

4) На основании анализа данных необходимо составить развернутый портрет потребителя образовательных услуг, выделить типы и факторы потребительского поведения на рынке образовательных услуг. Результатом анализа покупательского поведения должна стать сегментация покупателей и оценка факторов покупательского поведения на рынке.

5) Заключительным этапом исследования является разработка рекомендаций для составления стратегического плана развития вуза. Также на данном этапе необходимо проанализировать проведенное исследование, возникшие трудности и ошибки, и разработать рекомендации для последующих маркетинговых исследований.

Проведенный анализ состояния рынка образовательных услуг Белгородской области за последние десять лет позволил выделить основные тенденции развития данного рынка:

  1. Рынок образовательных услуг Белгородской области представлен совокупностью образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Деятельность всех учреждений в определенной степени взаимосвязана: потребители начального профессионального образования в дальнейшем могут стать потребителями среднего и высшего профессионального образования.
  2. Потенциальный спрос на образовательные услуги в Белгородской области составляет 346155 человек, но данный показатель неуклонно сокращается. Это связано со спадом рождаемости, особенно в период с 1993 по 2002 год, максимально низкие показатели относятся к 1999 году. Уровень миграции не может значительно исправить ситуацию, так как достаточно высоки темпы эмиграции. Очевидной диспропорцией данного рынка, на фоне стабильного сокращения спроса, является увеличение предложения. Согласно статистическим данным, предложение на рынке образовательных услуг Белгородской области в 2009 году составило 94517 человека. С 2000 по 2009 год предложение на рынке увеличилось на 34 %. Величиной, эквивалентной предложению на рынке, является емкость рынка образовательных услуг Белгородской области. В стоимостном выражении, согласно статистическим данным, емкость рынка образовательных услуг Белгородской области составляет 1731242363,41 руб.
  3. Сокращение емкости рынка приводит к ужесточению конкурентной среды, которая особенно проявляется на секторе высшего профессионального образования. Это также связано с ростом числа негосударственных вузов. Анализ конкурентной среды Белгородской области позволил оценивать по двум основным показателям: материально-техническая база вуза (наличие собственной оснащенной для образовательного процесса площади) и численность студентов. По показателю материально-технической базы вузов Белгородской области рынок образовательных услуг характеризуется как умеренно концентрированный. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) в 2009 году составил 1824,35, что подтверждает значение коэффициента рыночной концентрации CR3 и показывает, что на рыночную концентрацию существенное влияние оказал прирост образовательных площадей. Расчет рыночной концентрации в зависимости от численности студентов вузов Белгородской области составили: CR - 25,89 %, HHI - 351,64. Рынок образовательных услуг Белгородской области по численности студентов является средне концентрированным.
  4. Анализ портфелей образовательных услуг субъектов рынка Белгородской области показал, что наиболее востребованными специальностями в начальном профессиональном образовании стали рабочие специальности в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах (32,8 %), в сельском хозяйстве (11,8 %), в строительстве (18,0 %), на транспорте и в связи (7,9 %). В структуре подготовки специалистов среднего звена наибольший удельный вес составляют экономические специальности (экономика и бухгалтерский учет, финансы, банковское дело, менеджмент, товароведение, страховое дело, а также медицинские специальности и педагоги-ческие). В высшем профессиональном образовании наиболее всего востребованы экономические, инженерно-технические, специальности здравоохранения, автоматики и управления.
  5. Существует заметное гендерное различие в выборе специальностей, которое особенно заметно при выборе профессии в среднем и высшем учебном заведении. Так, среди обучающихся по специальностям образования, здравоохранения, культуры и искусства, экономики и управления женщины составляли 74-80 %. Мужчины преобладают (79-92 %) среди студентов, получающих высшее и среднее инженерно-техническое образование по специальностям: транспортные средства, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, металлургия, машиностроение и материалообработка, автоматика и управление, информационная безопасность.
  6. На рынке труда выпускники с начальным и высшим профессиональным образованием пользуются большим спросом, чем со средним профессиональным. Практически все выпускники, получившие начальное профессиональное образование, трудоустраиваются (до 65 %), приблизительно 20 % продолжают дальнейшее образование, около 15 % призываются на военную службу. Выпускники средних профессиональных образовательных учреждений до 50 % трудоустраиваются по специальности и около 40 % продолжают обучение в высших учебных заведениях, приблизительно 10 % призываются в ряды Вооруженных Сил. Выпускники высших учебных заведений до 90 % получают направления на работу, но многие (до 30 %, включая получивших направление) предпочитают устраиваться самостоятельно.
  7. Можно выделить наиболее востребованные специальности на рынке труда . В начальном профессиональном образовании - рабочие специальности для работы в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, в сельском хозяйстве, в строительстве и на транспорте и в связи. В среднем профессиональном образовании - автоматика и управление, культура и искусство, образование и педагогика, экономика и управление, строительство и архитектура, транспортные средства. В высшем профессиональном образовании наиболее востребованными специальностями на рынке труда являются металлургия, машиностроение материалообработка, транспортные средства, информатика и вычислительная техника, приборостроение и оптотехника, автоматика и управление, строительство и архитектура, образование и педагогика, культура и искусство, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника (табл.1).
  8. Постоянно растет платный сектор образования. Особенно заметно эта тенденция проявляется в высшем образовании. Расширение масштабов подготовки специалистов на платной основе в государственных вузах, дополнительно к плану приема, обеспеченному бюджетным финансированием, связано со стремлением восполнить недостающие бюджетные средства. Кроме того, стремясь адаптироваться к рыночным условиям, в погоне за конъюнктурным спросом на отдельные дефицитные специальности, вузы проводят подготовку по непрофильным специальностям (экономистов, юристов, менеджеров и др.). Так, в 2000/01 учебном году в вузах платно обучались 54,2 % студентов, а в 2009/10 учебном году - 64,9 % .

Апробация методики на примере Белгородской области позволила выделить качественно отличные и непересекающиеся между собой типы потребительского поведения и сегменты покупателей на рынке образовательных услуг. В результате обработки результатов анкетирования и экспертных оценок при помощи специализированных программ SPSS и Marketing Analytic были выделены следующие типы потребительского поведения.

Эмоциональное поведение. Основой принятия решений являются эмоции и переживания. Потребности формируются ситуационно, на их формирование оказывает влияние большое количество случайных факторов, начиная с личных переживаний, заканчивая случайным стечением обстоятельств. Такое поведение хуже всего прогнозируется, но легче всего поддается воздействию со стороны вуза. Рациональное поведение. Основа принятия решения - рациональный расчет, сопоставление возможных выгод и неудач. Потребности формируются осознанно, учитывается большое количество факторов, начиная с места расположения вуза, заканчивая возможностью последующего трудоустройства. Такое поведение легко прогнозируется, но незначительно может быть скорректировано с помощью рыночных инструментов воздействия на потребителей.

Таблица 1.Трудоустройство выпускников специалистов государственных и муниципальных высших учебных заведений по группам специальностей и направлениям

Трудоустроено специалистов - всего

в том числе:

по группам специальностей

физико-математические науки

естественные науки

гуманитарные науки

социальные науки

образование и педагогика

здравоохранение

культура и искусство

экономика и управление

информационная безопасность

сфера обслуживания

сельское и рыбное хозяйство

геодезия и землеустройство

геология, разведка и разработка полезных ископаемых

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

металлургия, машиностроение и материалообработка

транспортные средства

приборостроение и оптотехника

электронная техника, радиотехника и связь

автоматика и управление

информатика и вычислительная техника

химическая и биотехнологии

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

строительство и архитектура

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

Стереотипное поведение. Основа приятия решения - привычки потребителя, стереотипы поведения. Потребности в выборе образовательной услуги формируются постепенно, по мере необходимости. Основными факторами потребительского выбора является престиж учебного заведения, атмосфера в процессе обучения и цена.

При помощи кластерного анализа были выделены следующие сегменты покупателей образовательных услуг, одинаково реагирующие на методы маркетингового воздействия. «Аффективный» сегмент рынка (46 % выборки). Средний возраст покупателей - 36 лет. Большинство покупателей - женщины (57 %). В основе принятия решения о выборе образовательной услуги - желания и эмоции. Факторы поведения: социокультурные (ценности и нормы, традиции, в том числе профессиональные, принятые в семье), маркетинговые (широкий выбор специальностей и престижный бренд вуза), ситуационные (месторасположение вуза, наличие определенной специальности). Важнейшим фактором выбора является высокий престиж учебного заведения. Цена существенного значения не имеет. «Традиционный» сегмент рынка (32 % выборки). Средний возраст покупателей образовательных услуг - 47 лет. Основа принятия решения о выборе специальности и учебного заведения - ценности и традиции, зачастую передающиеся из поколения в поколение. Факторы поведения: социокультурные (ценности и нормы, традиции, в том числе профессиональные, принятые в семье), экономические (цена за обучение) и маркетинговые (бренд вуза). Важнейшими факторами выбора являются широта и качество предоставляемых вузом образовательных услуг. Покупатели настроены на дальнейший карьерный рост потребителей. Цена имеет большее значение, чем в первом сегменте. «Целенаправленный» сегмент рынка (22 % выборки). Средний возраст в данном сегменте - 54 года. Основа принятия решения о выборе специальности и учебного заведения - обоснованный расчет, сопоставление собственных возможностей и запросов рынка. Факторы поведения: экономические (цена за обучение), демографические (пол, возраст, состав семьи) и маркетинговые (бренд вуза, престиж специальностей). Важнейшим фактором выбора является качество предоставляемых образовательных услуг и социальная политика вуза. Покупатели настроены на выгодное трудоустройство и дальнейший карьерный рост потребителей.

Таким образом, проведенный анализ потребительского и покупательского поведения показал, что:

  1. Успех моделирования поведения потребителей и покупателей образовательных услуг во многом определяется пониманием того, каким образом осуществляется процесс выбора образовательной услуги в условиях жесткой конкурентной среды на данном рынке. Факторы и покупательского, и потребительского поведения должны являться основой для разработки стратегического плана развития вуза и принятия управленческих решений.
  2. Мотивы потребительского и покупательского поведения, а также факторы, влияющие на выбор образовательной услуги и вуза, различаются между собой. Потребители образовательных услуг (абитуриенты и студенты) являются референтной группой, оказывающей непосредственное влияние на поведение покупателей. На потребителей образовательных услуг в большей степени влияют психологические (способности, склонности, мотивы поведения, стиль жизни) и ситуационные (выбор и мнение друзей, мода на определенные профессии, расположение вуза) факторы принятия решения о покупке. На покупателей - экономические (уровень дохода, материальные возможности) и социокультурные (социальный класс, нормы, ценности, традиции, в том числе профессиональные) факторы. Влияние демографических (возраст, пол, состав семьи) и маркетинговых (бренд вуза, престижность выбираемой специальности, дополнительный сервис в процессе обучения: наличие бюджетных мест, мест в общежитии и другое) факторов и на потребителей и на покупателей практически одинаковое.
  3. На основании проведенных исследований было выделено три типа потребительского поведения на рынке образовательных услуг Белгородской области: эмоциональное, рациональное, стереотипное; а также три значимых сегмента покупателей на рынке: аффективный, традиционный и целенаправленный. Данные группы потребителей и покупателей одинаково реагируют на методы маркетингового воздействия: цену, качество услуги, рекламу, поэтому для каждого из них необходима разработка комплекса соответствующих политик вуза.
  4. Для достижения стратегических целей вуза, с учетом факторов покупательского и потребительского поведения, особое внимание необходимо уделять коммуникационной и ценовой политике. Важнейшее значение имеет формирование и укрепление бренда вуза.

Рецензенты:

  • Аничин В.Л., д.э.н., профессор кафедры организации и управления ФГБОУ ВПО «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина, Белгород.
  • Роздольская И.В., д.э.н., профессор кафедры маркетинга и менеджмента АНО ВПО «Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Белгород.

Работа получена 01.12.2011.

Td width=

Библиографическая ссылка

Прядко С.Н. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ ПЛАНОВЫХ РЕШЕНИЙ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5093 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В настоящее время рынок специального профессионального образования активно развивается. Это касается и образования в области стилистики и парикмахерского искусства. В связи с этим существует необходимость использования методологии маркетинга:

– анализ рынка профессионального образования;

– маркетинговые исследования образования;

– анализ маркетинговой среды образовательных учреждений;

– поведение потребителей образовательных услуг;

– маркетинговые коммуникации в сфере образования;

– управление маркетингом в образовательном учреждении.

Для начала определим понятие парикмахер или парикмахер-специалист.

Парикмахер , парикмахер-стилист - специалист в области создания стиля человека с помощью причёски. Среди парикмахеров существуют следующие специализации: специалист по мужским стрижкам (мужской мастер), по окрашиванию волос (парикмахер-колорист), по женским прическам (женский мастер), по мужским и женским стрижкам (парикмахер-универсал).

В 2010 учреждения начального профессионального образования выпустили 14391 специалиста по профессии «парикмахер», а учреждения среднего профессионального образования - 2390 специалистов по специальности «парикмахерское искусство». Т.е в общем количество новых специалистов составляет 16781, по данным Росстата.

Основная проблема заключается в том, что не возможно выяснить какие именно, государственные или частные, заведения закончили молодые специалисты. Вторая основная проблема, это неопределенное количество школ и др. заведений, выпускающие парикмахеров. Ни в каких официальных данных данные вопросы не рассматриваются. Росстат не ведет подсчет данных по количеству таких заведений, что уже усложняет исследование данного рынка.

Существует приказ от 13 апреля 2010 г. № 329 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100116 парикмахерское искусство». В связи с этим, логично предположить, что все образовательные учреждения по данному профилю проходят лицензирование и существует регистр этих учреждений. Министерство образования такими данными не располагает.

В публицистической статье, где автор Елена Негрескул столкнулась с такой же проблемой (выяснить примерное количество школ выпускающих специалистов по парикмахерскому искусству), удалось выяснить, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщил, что Министерство образования Российской Федерации доверило выдачу лицензий на образовательную деятельность территориальным округам, в которых эти самые образовательные учреждения расположены. А заинтересованных в сводных данных, как оказалось, нет. Потому нет и самих данных. Нет даже данных по Москве и московской области.

Для сравнения, в США и Европе статистика данного рынка ведется.

В США начальное парикмахерское образование можно получить в 1422 школах и академиях, в 2011 учебном году из них вышло 59208 парикмахера. В Испания 1067 школ и академий ежегодно выпускают около 30 тыс. парикмахеров.

По данным Росстата, на начало 2010 года в России функционировали около 70 тыс. парикмахерских и салонов красоты. Т.е в том же году -2010 в эти салоны должен были трудоустроиться примерно 16781 выпускников парикмахерских - по одному на каждый четвёртый салон.

Самый традиционный путь для тех, кто решил стать парикмахером – окончить государственное учебное заведение. Государственному профобразованию уже 75 лет, и живёт оно по жестким законам. В официальных документах, действующих на сегодня - Постановлениях и Приказах Минобразования России прописано, что для получения профессии «парикмахер-универсал» 3-го разряда надо проучиться минимум 8 месяцев. Удовольствие от учебы можно растянуть на 4 года, и тогда выйти из лицея или колледжа уже специалистом 5-го разряда, «технологом», «технологом с углубленной подготовкой» или «модельером-художником».

В советское время столице работали два парикмахерских училища и один техникум. С перестройкой и последующим появлением салонов красоты вдруг обнаружилась острая нехватка кадров, и первыми на дефицит специалистов среагировали государственные учреждения, причём не парикмахерского профиля – они перестали готовить каменщиков, а по велению рынка стали выпускать парикмахеров, открыв у себя специальные отделения. Не все справились с задачей блестяще. Сегодня парикмахерский государственный диплом в Москве выдают 19 учебных заведений, включая два строительных колледжа и Колледж при московском институте экономики, менеджмента и права. Однако флагманами по-прежнему остаются Московский художественно-педагогический колледж технологии и дизайна и Колледж сервиса и туризма 29 (бывший Колледж парикмахерского искусства №315).

В 2006 году в Закон «Об Образовании» были внесены изменения. Традиционно выпускники училищ и лицеев получали рабочие профессии «парикмахер 3-го или 4-го разрядов». А колледжи и техникумы выпускали специалистов классом выше – «технологов», «парикмахеров 5-го разряда» и «парикмахеров-художников-модельеров». Реформа фактически стерла границы - все учебные заведения довузовского уровня могутдавать среднее специальное образование.

В России государство готовит специалистов трёх уровней на базе начального образования, среднего образования (специальность «парикмахерское искусство») и повышенного уровня (специальность «модельер-художник»).

Подготовка парикмахеров опирается на ГОСТы - государственные стандарты профессии, которые определяют, что должен знать и уметь парикмахер определённого разряда; и ФГОС – федеральный стандарт обучения, который определяет, какие предметы должны быть изучены и сколько часов отводится на каждый. ФГОС разрабатывает Федеральный Институт Развития Образования (ФИРО), привлекая опытных специалистов из учебных заведений профессионального образования.

Кроме этого, учебные заведения получают нормативно-методическое сопровождение – разъяснения по формированию примерных программ, примерный календарный план и список рекомендованных учебников. ФГОС – это единый стандарт для всех государственных учебных заведений на территории РФ, однако 20% времени обучения в нём отдано под реализацию региональной программы. Это значит, что программа не много варьируется в соответствии с требованиями регионального рынка.

Государство корректирует свои требования к государственным стандартам. Самой важной корректировкой здесь является Приказ от 12 мая 2010 Министерства образования и науки Российской Федерации N 489 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер.

В нем сохраняется система разрядности, но появляется блочно-модульная система, и появляется новая оценочная категория – «компетенции»

Понятие «компетенции» раскрывает Людмила Николаевна Малюгина, руководитель отдела методического сопровождения непрерывной профессиональной подготовки кадров социально-экономического и гуманитарного профилей УМЦ ПО Департамента образования города Москвы: «Всё обучение разбивается на блоки. Такая модульная система задумана, чтобы приблизить наше профессиональное образование к западным образцам. Когда одна часть обучения пройдена, студента оценивают и выясняют, достаточно ли у него знаний, умений и устойчивых навыков, насколько он компетентен и может профессионально выполнять определённый вид работ. Если всё в порядке, то в принципе он может даже начать работать. Затем он проходит следующий блок и получает сертификацию о том, что пройден следующий уровень. Когда все уровни пройдены, то сдаётся государственный экзамен, либо проходит государственная аттестация и человек получает разряд».

Компетенция означает соответствие, методики оценки этих компетенций пока нет, т.к рассматриваются очень субъективные качества.

По новым ФГОС минимальный срок обучения профессии государство поднимает с 8 до 10 месяцев, а минимальное количество часов обучения по профессии парикмахер - с 1080 до 1424.

Новые стандарты предусматривают изменение самого главного момента, который вызывает критику проф-образования. В новой редакции ФГОСов практическая подготовка должна занимать не менее 70% учебного времени.

На данный момент практика начинается в учебных мастерских. Функционал практики: за работой студента смотрит преподаватель, который объясняет, поправляет, корректирует. Так же, под присмотром наставника проходит учёба и в других странах. Не везде обучение ограничивается рамками школы. Например, в Германии человек сначала находит салон, который возьмёт его учеником, и только после этого поступает в парикмахерскую школу. Та же смешанная система обучения и работы в парикмахерской в Канаде. Т.е студент проходит 2 дня учёбы в школе и 3 дней практики в салоне.

Конечно, знаний одного мастера всегда меньше, чем целого коллектива преподавателей школы, у которой есть методика. В Великобритании практика личного обучения имеет положительную тенденцию. Там можно, минуя парикмахерскую школу, устроиться в салон ассистентом. Но большинство все же предпочитают парикмахерские школы, которых в Великобритании примерно 13 тысяч.

На российском же рынке есть государственное профессиональное образование, которое гарантирует государственное качество, но практика в салонах под руководством мастера производственного обучения отсутствует. В то время, как в других странах учебный и рабочий процессы с самого начала объединены, и практика параллельной работы в салоне позволяет ученику парикмахерской школы уверенно овладеть ремеслом. В результате по окончании школы ученик становится полноценным мастером.

Тенденции рынка парикмахерского образования.

По новым программам больше времени стали уделять теории, и меньше - практике, нет распределения по салонам для отработки навыков.

Таким образом после учёбы в салон мастера приходят не подготовленные, с точки зрения работодателя. Хотя многие учебные заведения позиционируют себя, как дающие все необходимое для начала работы учебные центры, обещает сделать полноценным специалистом к выпуску.

В жизни получается разрыв между обещанием и реальностью.

«Но при этом, когда выпускников пытаются «спустить на землю» и отправить поучиться ещё чему-то, они приходят в ужас. Три года учились, инструмент купили, и опять! Немногие сознают, что без этого никак, и в итоге - гарантированный конфликт с руководителем салона» - Анна Шубина владелец салона красоты «Фукко».

Для профобразования – государственная гарантия по-прежнему остается привлекательной для студентов.

Государственное образование – это эталон в подготовке специалистов, на который равняются все частные школы, готовящие парикмахеров. Поэтому от гособразования предъявляют больше требований.

Например: «Наш учебный центр занимается повышением квалификации, мы учим современным техникам стрижки и окраски, - говорит Василий Захаров, основатель петербургской «Студии-мастерской дизайна волос Василия Захарова». - Случается, что люди несут с собой многие системные ошибки, причём это может тянуться со средней школы. Например, человек не понимает основы геометрии, и как следствие, не может сделать срез по касательной. И этим никто не занимается в дальнейшем. У нас почему-то замалчивают, что основы формообразования, основы моделирования преподаются без привязки к геометрии».

Проблема организации практики, в том, что учебному заведению нужно привлекать достаточное количество моделей. В ином случае обучение будет проходить на муляжах - подходит лишь для начальных этапах. Часто учебные заведения перекладывают эту сторону проблемы практики на самих студентов. Другими словами, учащиеся сами должны обеспечивать себе практические занятия.

Директор Колледжа сервиса и туризма №29 Тамара Михайлова Рыжова считает: «В советское время мы были прикреплены к городским парикмахерским, где учащиеся проходили практику. Но, когда парикмахерские стали частными, у студентов такая возможность исчезла. Только благодаря тому, что мы – старейший колледж (существуем с 1968 года), который наработал большие связи, нам передали 5 нерентабельных парикмахерских под учебные мастерские. Там льготный прейскурант, стрижка стоит 90 рублей, и мы сдаём в год около 1,5 млн. рублей выручки».

Что касается негосударственных учебных заведений, как и говорилось ранее об общем количестве школ для парикмахеров данных нет.

В Москве на данный момент таких школ огромное количество. Это обусловлено тем при тотальной нехватке кадров для салонного бизнеса, владельцы салонов поняли, что обучение может быть более выгодным делом, чем сам салонный бизнес. Поэтому коммерческие школы парикмахеров открываются регулярно. Среди них можно встретить школы с хорошей репутацией, но есть и фиктивные учебные заведения.

Для негосударственных учебных заведений требования к лицензированию менее строги: есть разные образовательные цензы, к которым можно «прислониться»: начальное или дополнительное образование.

Цель начального профессионального образования – подготовка работников квалифицированного труда, и люди, получившие его, должны владеть профессией в соответствии с ГОСТами.

Цели дополнительного профессионального образования могут быть более абстрактными: например, на сайте Департамента образования города Москвы об этом сказано: «овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи». Реализовывать эти цели могут самые разные учреждения, среди которых - образовательные учреждения профобразования или курсы повышения квалификации. И получается, что конкретная цель зависит от того, что сами учебные центры планируют дать. А ещё от того, что сами ученики планируют взять.

Коммерческие школы решают вопрос выбора методики преподавания.

«В теории, любая школа может купить в НИИ Труда методики для обучения, ими можно воспользоваться при открытии школы - такой подход предлагает Елена Алексеевна Соколова. Мы, конечно, захотели выяснить, как часто пользуются этой возможностью те, кто открывает парикмахерскую школу. И заодно узнать, как часто эти методики преподавания обновляются. Но в реестре предлагаемых НИИ Труда методик «обучение парикмахерскому делу» не значится. Зато в НИИ Труда нам рассказали, что сегодня им нечего предложить в этом направлении, старые программы, разработанные в 60-х годах, безнадежно устарели, их давно изъяли из реестра. Конечно, такую методику НИИ может разработать на договорной основе, но к ним с такой просьбой не обращаются. Негосударственные учреждения разрабатывают методики сами, и контроль над качеством обучения, по сути, перекладывается на стихийный рынок».

С точки зрения коммерческих структур такая ситуация очень выгодна. Т.е по сути учебные центры сами определяют сколько будет идти образовательный процесс, где, и сколько это будет стоить. Вид образовательной лицензии так же различен. И в некоторых случаях внутренний стандарт школ очень высокий. Например, московская школа «Метода» работает по франшизе и обучает мастеров по методике PivotPoint.

Директор УЦ «Метода» Ирина Александровна Романова рассказывает: «Мы обязаны выдерживать жёсткий стандарт PivotPoint, что мы и делаем 14 лет. И американская сторона - франчайзер, постоянно контролирует, они могут приехать к нам с проверкой и в процессе обучения, и на экзамены. Жаль, что в России вообще нет таких чётких стандартов в профессии, в этом минус нашей отечественной школы подготовки парикмахеров. В российских школах можно получить набор самостоятельных рецептов, если проводить аналогию с кулинарией. Да, зная рецепт, можно приготовить винегрет, но если не знаешь правила вкусовых сочетаний, поваром фьюжн-ресторана не станешь. В школах PivotPoint учат цельной системе, а студенты государственных колледжей получают набор рецептов».

Западная франшиза – только один из способов открытия парикмахерской школы.

Другой - пример Ирины Зайцевой, совладелицы школы стилистов «Авансцена»: «Начальное образование у нас можно получить за год, мы «слили всю воду», даём только необходимое, но требования у нас жёсткие. Каждый студент знает: если он не сдал какие-то работы, не прошёл все тесты и аттестации, он никогда не получит диплом нашей школы. Мы не собираемся рисковать нашей репутацией. И вообще, можем отчислить студента, если он не выполняет наши требования. Поскольку помимо школы у нас есть салон, который даёт нам финансовую свободу, мы готовы отказаться от каких-то денег, чем тратить на кого-то впустую силы».

В коммерческом образовании каждый предмет, каждый час увеличивает итоговую стоимость обучения. В большинстве случаев, сумма, которую готовы заплатить студенты, и есть основа ценообразования.

Вот, например, образовательный центр «Премьер» обещает подготовить парикмахера за 2 месяца. Презентация курсов на сайте начинается с заявления, что на рынке особенно не хватает мастеров для салонов VIP-класса, а заканчивается обещанием трудоустройства в парикмахерские. По телефону разъясняли, что на практике 2-х месяцев обучения мало, но 3-х обычно хватает. В любом случае, утверждают в центре, учиться придётся не больше полугода. Хотя, добавляют, при желании можно и до бесконечности. Но и за 3 месяца обещают научить стричь, делать укладку и химическую завивку, а также дать глубокие знания по колористике. Центр «имеет образовательную лицензию, учит по государственной программе и выдает диплом, с которым можно устроиться на работу». Цена: 6 тысяч рублей за минимальный комплект и по 7 тысяч за каждый месяц обучения.

На сайте учебного центра EuroStyle-1 находим такое предложение: «Парикмахер широкого профиля, срок обучения 2 месяца. По окончании обучения выдается диплом государственного образца (на русском и английском языке). Выпускники центра работают в России и Европе». В телефонном разговоре информируют, что они учат с «нуля», но за 2 месяца можно достичь уровня «только для себя» или для парикмахерской эконом-класса. Для более серьёзного обучения потребуется от 5 до 9 месяцев, и тогда можно получить несколько уроков по моделированию. Сколько стоит обучение в EuroStyle-1, выяснить не удалось из-за сложной система озвученных скидок. О лицензии на сайте ни слова, как и о том, на каком основании выдаётся диплом государственного образца.

Во Франции, Италии и Германии учатся минимум два года. В Испании в академии Llongueras обучение длится 26 месяцев или 2280 часов. Достаточно долго проходит курс базовой подготовки и в британских VidalSassoon и Toni&Guy: в обеих школах теория и непосредственное обучение стрижке, укладке, окрашиванию и завивке продлится 30 недель.

На российском рынке распространенно убеждение о том, что профессию парикмахера можно освоить за пару месяцев. Курсы дополнительного образования выпускают парикмахеров, которые надеются найти своё место на рынке. Владельцы салонов и парикмахерских иногда берут молодых специалистов, но чаще все же салоны подбирают себе специалистов с опытом.

Как многие, салон красоты «БароN» не берёт студентов. Управляющая Светлана Колеватова рассказывает: «После колледжа все стригут по шаблону: вроде всё обговорили с клиентом, а в результате всё равно «шапочка» выходит. Такая стрижка сегодня уже никому не нужна. Может быть, лицеям и колледжам хотя бы раз в неделю приглашать к себе специалистов из АльдоКоппола или Дессанжа, чтобы научили волосы интересно укладывать. А пока… я не вижу для выпускников другого пути, кроме как стоять на потоке и вкладывать деньги в своё дальнейшее образование».

Салоны, особенно люкс класса, придирчивы в выборе даже опытных мастеров, молодой специалист не имеет возможности туда трудоустроиться. Хотя, салоны бизнес-класса не всегда столь категоричны. Например, VolifertStudioлоялен к молодым, там могут взять новобранца на стажировку, и в салоне «ЗигЗаг» готовы взять выпускников - учениками. У салона NaturelStudio есть даже уникальный пример, когда выпускник уже через месяц самостоятельно обслуживал клиентов. Случается, что директора салонов подают в колледжи заявки на выпускников или приходят на выпускные экзамены, чтобы отобрать лучших. Это бывает с колледжами, о которых идёт хорошая слава. Но, даже решившись взять новоиспечённого мастера, салоновладельцы отдают себе отчёт в том, что изрядно рискуют: получатся ли из них хорошие парикмахеры, покажет только время.

Татьяна Калита, владелица ОблакаStudio: «Для салонов нашей сети начального образования недостаточно, нам нужны мастера с опытом и после повышения квалификации. Начинающим мастерам без проблем можно устроиться в салон эконом-класса и очень хорошо, что они дают работу новым специалистам. Я вообще за практику. Чем больше практики и опыта, тем качественней сотрудник, и за 3 года беспрерывной работы можно получить очень хорошие практические навыки».

При просмотре интернет ресурсов, было выяснено, что из крупных 116 московских салонов, 52 салона не возьмут на работу парикмахера с начальным образованием, 44 - может быть возьмут учеником после тестирования и только 20 салонов будут рады новому мастеру.

Рынок образовательных услуг в России имеет особенности, которые резко отличают его от мировых. Это связано не столько с уникальностью услуг, которые он предлагает, сколько с тем, что для его формирования был выделен сравнительно небольшой временной промежуток. Только сейчас, по мнению аналитиков, он начинает принимать более-менее цивилизованный вид.

Деятельность действующих структур в системе образования во многом подчинена государству и зависит от его управленческих органов. Так, большинство учебных заведений финансируется из бюджета, государство же предоставляет гарантии инвесторам, желающим вкладывать свои средства в рынок образовательных услуг.

Государство же определяет порядок распространение льготного налогообложения, стимулирование подготовки специалистов определенных специальностей, методов их обучения, разрабатывает обязательные программы для всех учебных заведений. Также соответствующие органы вправе отказать в предоставлении лицензий, проводят аттестацию и мониторинг вузов и т.п.

Взаимодействие всех участников (учащихся и студентов, организаций, которые проводят обучение или финансируют процесс и т.п.) начало формирование в девяностых годах, с введением новых экономических реалий. Именно тогда впервые появились негосударственные заведения, предлагающие производить учебный процесс на платной основе. Сегодня это достаточно сложная система, которая, согласно исследованиям рынка образовательных услуг, делится на несколько составляющих.

Во-первых, 3то «белая» часть, куда входят контрактные отделения вузов государственного подчинения, частные вузы и школы, множество программ специализированных курсов (по бухучету, изучению языков, вождению автомобиля, программированию и т.п.). Во-вторых, это «серый» сектор, куда входят учреждения всех форм собственности и частные предприниматели, допускающие искажение документооборота о своей деятельности. Самая распространенная форма расчетов здесь - «добровольные пожертвования». И, наконец, «черный» сектор. Здесь нет оформленных лицензий либо деятельность проводится за предписанными рамками. Здесь действуют системы взяток на всех этапах - от поступления до сдачи экзаменов и зачетов.

Рынок труда и рынок образовательных услуг крайне неоднороден, региональные заведения отстают как по качеству обучения, так и по уровню оплаты за него. Согласно статистике, московские вузы обходятся студентом в среднем на 40% дороже, чем общероссийские. Однако престижность заведения часто выходит на первое место, чем не преминули воспользоваться москвичи.

Сегодня очень популярным стало открытие филиалов в регионах. Престижный вуз арендует помещение, нанимает местных преподавателей, снабжает их программой и методическими пособиями - и налаживает процесс обучения. Зачастую такие программы достаточно однообразны и ограничены, набор производится только на самые популярные в стране специальности (бухгалтера, юристы, менеджеры, экономисты).

Несмотря на значительное «перепроизводство», на рынке образовательных услуг продолжают лидировать экономические вузы. Около 40% абитуриентов стремятся получить экономическое образование, что объясняется их интересом к бизнесу и предпринимательству. Близкие специальности (аудиторы, аналитики) также достаточно востребованы.

На второй ступени находятся технические специальности, прежде всего, в IT сфере. Их востребованность и большие возможности для развития и роста доказательств не требуют. Также спросом пользуются PR специалисты, маркетологи, менеджеры по продажам и бренд-менеджеры. А стремительно растущим торговым сетям требуются квалифицированные мерчендайзеры и торговые представители.

Также вузы оперативно откликнулись на развитие сферы обслуживания. Этот сектор экономики испытывает дефицит в узких специалистах: администраторах ресторанов и гостиниц, медработниках для частных клиник. На этом фоне заметно снизилась потребность в юристах, которые еще несколько лет назад лидировали в исследованиях рынка образовательных услуг.

Сегодня специалистами отмечаются большие перспективы у инженеров и технологов наукоемких отраслей, переводчиков. Главная проблема - невозможность быстрого удовлетворения изменяющихся потребностей в специалистах, так как на их подготовку требуются годы.