Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Объясняем на пальцах: В малом и среднем бизнесе занято меньше трети россиян. Почему так мало? Малые предприятия Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Таблица 3.1 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

в % к январю-марту 2008 г.

Изменение относительно января-марта 2008 г., п.п.

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера

По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.

В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

Сокращение среднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах - на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО - на 11,5%, в Центральном ФО - на 7,7%.

Таблица 3.2 Изменение среднесписочной численности занятых на МП по регионам в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.

В январе-марте 2009 г. прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 34 регионах.

Максимальное увеличение показателя было отмечено в Хабаровском крае (в 2,3 раза) и Чукотском АО (в 2,0 раза). Сильное увеличение среднесписочной численности занятых на МП зафиксировано также во Владимирской области (на 40,7%), Ханты-Мансийском АО (на 36,8%) и Республике Карелия (на 33,2%).

Наибольшее сокращение показателя произошло в Волгоградской области (на 49,4%). Сильное сокращение показателя также отмечено в таких регионах, как Алтайский край (на 45,8%), Республика Северная Осетия-Алания (на 45,1%), Курская (на 37,7%), Ленинградская (на 32,6%) и Магаданская (на 32,6%) области.

" № 3/2016

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных отраслях законодательства предусмотрено много льгот. Но хозяйствующим субъектам необходимо строго придерживаться критериев, по которым они могут получить статус малого предприятия.

Этот статус нужно определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И следует учитывать, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в данную статью внесены заметные поправки. Они вступили в силу уже с 01.01.2016.

Хотя согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в прежней редакции.

Уточнено, какие именно хозяйствующие субъекты могут считаться субъектами малого или среднего предпринимательства. Так, до 31.12.2015 ими могли быть:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере () относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл. 23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также , но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год , сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

Обратите внимание

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая с 4 000 до 5 000 руб., вторая – с 5 000 до 10 000 руб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена с 40 000 до 100 000 руб., верхняя – с 50 000 до 200 000 руб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. (с 01.01.2016 – от 100 000 до 150 000 руб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. (с 01.01.2016 – от 150 000 до 250 000 руб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

Вероятно, будет использоваться форма, установленная Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ следует подавать не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным периодом (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)).

Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.

Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.

Критерии отнесения к малому бизнесу

Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:

  • хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
  • кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек ;
  • доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей . При этом сам доход:
    • берется без НДС;
    • определяется по действующему российскому налоговому законодательству;
    • суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
  • если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
  • если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
  • если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
  • к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на , а также компании с численностью до 15 человек .

Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:

  • суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;
  • хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • если они имеют статус участника проекта «Сколково».

Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.

Разница между малым и микропредприятием

Прежде всего, она заключена в численности работников:

  • малой считается компания с численностью до 99 человек (включительно) и не менее 15;
  • микро – с численностью персонала до 15 человек.

Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:

  • для малых – в пределах 800 млн. рублей;
  • для микро – до 120 миллионов рублей.

Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:

  • порядок сдачи и формы статистической отчетности;
  • порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности;
  • возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.

Плюсы и минусы

Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

  • в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
  • в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
  • в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.

У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.

Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:

  • делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
  • позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
  • помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
  • снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.

Однако есть и свои недостатки, в частности:

  • как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
  • очень часто им даже отказывают в займах;
  • они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
  • они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.

Бухгалтерский учет

Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:

  • для таких предприятий предусмотрен упрощенный вариант ведения бухучета, сокращающий объем документации и , а также позволяющий использовать упрощенную систему учетных регистров или вовсе обойтись без них;
  • установлена более простая форма отчетности и сокращен ее объем – достаточно сдать и . При необходимости к этим формам добавляется . Что касается самих форм, то компании могут вносить в них изменения в соответствии с действующими законами;
  • можно не устанавливать , но об этом необходимо издать приказ;
  • руководитель предприятия может принять ведение бухучета на себя, о чем тоже обязательно оформляется приказ.

Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.

Налогообложение и льготы

В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности .

Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.

Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.

Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:

  • если выручка за 3 календарных месяца не превысила в общей сумме 2 миллиона рублей, то предприятие получает освобождение от , даже находясь на общем режиме;
  • на срок 10 лет участник проекта «Сколково» получает освобождение от и добавленную стоимость и т. д.

Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:

  • . Она подходит для всех видов деятельности, предусматривает два варианта расчета сбора – с доходов или с разницы между доходами и расходами, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль.
  • Патентная система. Она доступна только предпринимателям и применяется к закрытому перечню видов деятельности, установленному в Налоговом Кодексе РФ. Удобна тем, что сразу определяет сумму сбора, которую нужно заплатить при получении патента, снимает обязанность по уплате НДС, имущественного налога.
  • . Она подходит только для отдельных видов деятельности, которые определены налоговым законодательством. Заменяет собой уплату налога на имущество, на прибыль и добавленную стоимость.
  • . Эту систему применяют только сельхозпроизводители.

О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:

Нужно ли подтверждать статус?

Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.

А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.

Среди множества прав и свобод, которыми наделяет гражданина РФ Конституция, следует выделить принцип свободы заниматься экономической или предпринимательской деятельностью. Что это такое?

Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая человеком на личное усмотрение с целью регулярного получения прибыли от оказания предпринимателем или наемными рабочими услуг и работ, продажи товаров, личных навыков и умений, а также от пользования имуществом. Зачастую успешная предпринимательская деятельность граждан выливается в образование собственного малого предприятия в виде ИП или юридического лица

Сущность понятия «малое предприятие»

Основным определяющим критерием малого предприятия (МП) в Российской Федерации считается количество наемного персонала, работающего в штате или по договорам ГПХ. Согласно законодательным актам, к субъектам МП относятся коммерческие организации (кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Доля участия этих компаний в уставном капитале религиозных и общественных организаций, субъектов РФ, благотворительных и подобных им фондов не может превышать 25 %. А суммарный процент иностранных компаний и крупных юридических лиц в составе этих фондов должен составлять менее 49 %.

Следующим по важности критерием является численность наемных рабочих. Она должна укладываться в следующие рамки:

  • для организаций в области промышленности, транспорта и строительства - 100 человек;
  • для сельхозпредприятий и компаний, занятых в научно-технической сфере, установлен лимит в 60 человек;
  • для оптовиков - 50 человек;
  • для предприятий из сферы розницы и бытового обслуживания - 30 человек;
  • для организаций, занятых в иных отраслях, этот ценз составляет 50 человек.

Под критерии малого предприятия также подпадают физические лица, которые занимаются предпринимательством без образования юрлица. К перечню субъектов хозяйствования, которые могут считаться МП, можно отнести: ИП, фермерские хозяйства, потребительские кооперативы, хозпартнерства, хозяйственные общества и производственные кооперативы.

Третьим важным критерием считается величина выручки. Она не должна превышать для микропредприятий 120 миллионов рублей, а для МП - 800 млн.

Критерии определения субъектов МП

К основным критериям малого предприятия чаще всего относят следующие составляющие:

  • полученный предприятием ежегодный оборот;
  • размер уставного капитала;
  • средняя численность наемного персонала;
  • величина активов.

Юридические лица обычно используют три критерия (численность работников, величину выручки и требования, предъявляемые к структуре собственного капитала), а ИП - только два (размеры дохода и среднесписочную численность персонала). В соответствии с ФЗ № 209 «О развитии МП и СП в РФ» от 24. 07. 2007 года существует государственный реестр, куда вносятся физические лица, ведущие свою деятельность, как ИП и юрлица (коммерческие предприятия и потребительские кооперативы, кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Эти организации могут относиться к МБ, т. е. среднесписочное количество работников за год должно составлять 100 человек.

Особенности налогообложения МП

Экономика малого предприятия стимулируется при помощи льготного кредитования, налоговых льгот при выполнении услуг и производстве товаров, а также предоставления оборудования в лизинг. Согласно Налоговому кодексу РФ МП могут использовать ОСНО (общий режим налогообложения), упрощенный режим - УСНО, а также «вмененку» (ЕНВД) и ЕСХН (налоговой режим для сельхозорганизаций).

Возможностью УСНО (одна из льгот для МП) могут пользоваться ИП и организации с предельным количеством наемного персонала до пятнадцати человек. Предприятие считается малым лишь в том случае, если в течение последних четырех кварталов его выручка не превышала размер, равный 1000-кратному МРОТ. С 1 июля 2017 года один МРОТ равняется 7 800 рублей.

Льготы для МП

Большое внимание развитию МП всегда уделяло правительство. Это связано с тем, что малые предприятия в периоды кризисов самыми первыми становятся банкротами. Благодаря сектору малого предпринимательства в стране существует относительно здоровая конкуренция за счет довольно высокого качества оказываемых услуг и производимых товаров, а также достаточной гибкости структуры организации малого предприятия.

Первая льгота, применяемая с 01 июня 2014 года, касается разрешения малым компаниям не лимитировать остаток по кассе и хранить в ней денежные средства без лимита остатка. Чтобы применить эту льготу, бухгалтеру достаточно составить соответствующий приказ.

Вторая льгота касается возможности субъектом МП применять упрощенные способы бухучета. То есть для малых организаций предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. И существует ряд ПБУ, которые на них не распространяются. Следует также помнить, что ИП бухучет практически не ведут, а микропредприятиям разрешается вести бухучет методом сплошной записи хозяйственных операций, то есть без необходимости совершать проводки. Таким образом, организуется учет хозяйственных операций, сдается отчетность. Именно так выглядят бухгалтерские особенности малых предприятий.

Меры правительства РФ, направленные на поддержку МП

Программы поддержки МП ежегодно финансируются из бюджета субъектов РФ, ФБ, из иных источников и средств местных бюджетов. Муниципальные и государственные программы финансирования МП ведутся по следующим направлениям:


Способы подтверждения предприятиями статуса МП

Дополнительным преимуществом МБ считаются льготные условия при участии в государственных закупках. При прочих равных условиях организациям сферы МП, представленным в базе объявлений запросов-предложений, отдается предпочтение при выборе по сравнению с конкурентами. Некоторые конкурсы изначально создаются таким образом, что только субъекты малого или среднего предприятия могут подать на него заявку. Поэтому при участии в госзакупках часто нужно подтверждать соответствие организации критериям малого предприятия. Сделать это можно, уяснив структуру собственного капитала, просчитав численность работников и взяв результаты предпринимательской деятельности из декларации для юридических лиц.

Фирма, чтобы потерять преимущества, которые даются МП, должна перестать соответствовать всем критериям в течение 3 лет подряд (ранее - 2 года). Благодаря последним изменениям необходимость подтверждать статус МП отпала, так как он автоматически присваивается в соответствии с данными налоговой декларации. А ФНС с августа 2016 года формирует реестр малых предприятий, где учитывает все организации, относящиеся к МП. Это упрощает процесс получения фирмами льгот.

Кредитование на льготных условиях для МП

Многие крупные банки разработали программы льготного кредитования МП. Благодаря изменениям критериев в 2016 году часть крупных компаний могут войти в сегмент мелкого и среднего бизнеса, следовательно, воспользоваться льготными продуктами кредитования. Это в свою очередь увеличит количество выданных кредитов, чем снизит процентную ставку по ним. Сбербанк, к примеру, предлагает начинающим предпринимателям кредит для МБ «С нуля»», а для бизнеса по схеме франшиз и уже существующего предприятия - пакет кредитных услуг «Бизнес-старт».

Надзорные каникулы для МП

Всем, кто планировал открыть собственное дело, специалисты рекомендуют заняться этим именно сейчас, потому как в соответствии с государственной программой стимулирования роста и развития МБ с 1 января 2016 по 31 декабря 2018-го всем МП предоставляются надзорные каникулы в течение двух лет.

В этот период не могут осуществляться проверки на малых предприятиях. К примеру, ни санитарный инспектор, ни пожарная охрана, ни представитель какой-либо иной инстанции не имеет право осуществлять проверку. Также сокращены лимиты выездных неналоговых проверок: для микропредприятий - не больше 15 часов в год, а для МП - не более 50.

Максимальный размер выручки для малых предприятий вырос вдвое. Теперь больше организаций могут претендовать на этот статус. Какие преимущества он дает? Есть ли от него какая-то выгода? В статье мы подробно ответили на все вопросы.

Как понять, относится компания к малым или нет

По ряду признаков организации делят на малые и средние. Для малых есть множество поблажек при ведении бухучета и не только. Какие же компании могут ими воспользоваться?

Критерии, по которым определяют статус предприятия

Организацию относят к малому бизнесу, если она подходит под определенные условия. Они перечислены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ):

1) ограничение по структуре капитала. Это значит, что в уставном капитале сельхозорганизации доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, различных общественных объединений и фондов в сумме не должна превышать 25 процентов. Участие юрлиц, которые не являются малыми или средними компаниями, также лимитировано – суммарно не более 49 процентов. Такое же ограничение действует в отношении доли иностранных предприятий.

2) требования к средней численности работников за предшествующий календарный год. Она не должна превышать 100 человек. Здесь учитывают весь персонал организации, включая работающих по гражданско-правовым договорам, совместительству, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений компании (п. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

3) условие о размере выручки. Для дохода от реализации товаров, работ или услуг за предшествующий календарный год (без учета НДС) также есть предел – не более 800 млн руб. Такое значение утвердило Правительство РФ в постановлении от 13 июля 2015 г. № 702 , вступившее в силу 25 июля 2015 года.

Замечу, что среди малых организаций выделяют микропредприятия. Средняя численность их работников не должна быть более 15 человек, а сумма выручки – 120 млн руб.

Обратите внимание: предприятие теряет статус малого, если численность работников и выручка больше предельных значений в течение трех календарных лет подряд. Так сказано в пункте 4 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Если превышена 49-процентная доля участия юрлиц, компания также лишится своего статуса. Причем с даты, когда изменение долей в уставном капитале зарегистрируют в ЕГРЮЛ.

Подробнее о том, как посчитать среднюю численность

Среднюю численность работников за предшествующий календарный год рассчитывают в соответствии с Указаниями … утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428 (далее – Указания). Для этого надо сложить (п. 77 Указаний):

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднее количество внешних совместителей;
  • среднее число работников, трудившихся по договорам гражданско-правового характера.

Обратите внимание на то, как посчитать среднесписочную численность персонала. Ее определяют ежемесячно. Сначала складывают списочный состав сотрудников за каждый календарный день месяца (с 1-го по 30-е или 31-е число либо по 28-е или 29-е число – в феврале), включая праздники и выходные. Затем полученную сумму делят на количество календарных дней в месяце (п. 78 Указаний). В качестве списочной численности за выходной или праздник берут ту, которая была в предшествующий рабочий день.

Добавлю, что среднее число сотрудников определяют в целом по организации и по всем видам деятельности. Поэтому сюда включают работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.

Чтобы было понятно, о чем речь, рассмотрим сказанное на конкретном примере.

Пример

В 2014 году ООО «Ромашка» имело следующие показатели по персоналу:

Численность работников хозяйства

Период Среднесписочная численность работников, чел. Средняя численность внешних совместителей, чел. Средняя численность работающих по гражданско-правовым договорам, чел. Средняя численность за месяц, чел.
Январь 29 1 1 31 (29 + 1 + 1)
Февраль 30 1 1 32 (30 + 1 + 1)
Март 32 1 0 33 (32 + 1 + 0)
Апрель 32 0 0 32 (32 + 0 + 0)
Май 33 2 2 37 (33 + 2 + 2)
Июнь 33 2 3 38 (33 + 2 + 3)
Июль 34 0 0 34 (34 + 0 + 0)
Август 37 2 4 43 (37 + 2 + 4)
Сентябрь 40 2 4 46 (40 + 2 + 4)
Октябрь 38 1 2 41 (38 + 1 + 2)
Ноябрь 41 0 0 41 (41 + 0 + 0)
Декабрь 43 3 1 47 (43 + 3 + 1)
Итого за год 422 15 18

Определим среднюю численность сотрудников за 2014 год:

422 чел. : 12 мес. + 15 чел. : 12 мес. + 18 чел. : 12 мес. = 38 чел.

Как видим, полученное значение меньше 100.

Значит, по критерию численности компания подходит под малое предприятие. И если остальные условия также соблюдены, то в 2015 году организацию относят к малому бизнесу.

Какие льготы есть у малого бизнеса

Что дает статус представителя малого бизнеса? Какие преимущества у таких организаций? Давайте все рассмотрим по порядку.

Организация вправе отказаться от некоторых ПБУ

У малых компаний есть льготы по ведению бухгалтерского учета. Специалисты Минфина России обобщили их и представили в информации № ПЗ-3/2015 .

Кроме того, основные особенности бухгалтерского учета на малом предприятии прописаны в Типовых рекомендациях … утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее – приказ № 64н).

Итак, хозяйствам, относящимся к малому бизнесу (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), разрешили не применять:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Если организация отказалась от данного ПБУ, то она не создает никаких резервов. То есть все фактические расходы учитывают по мере их возникновения;
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Правда, те предприятия, которые публикуют свою бухотчетность полностью или частично, все же обязаны использовать это ПБУ;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Тогда компания не отражает разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом. В бухотчетности показывают сумму налога, указанную в декларации по налогу на прибыль.

Отдельные операции можно учитывать упрощенно

В некоторых ПБУ, которые малые компании обязаны применять, все равно предусмотрены послабления. Отдельные операции можно учитывать упрощенно. Для этого в учетной политике предприятию следует прописать, какие способы оно выбрало.

Перечислю те нормы, которые действуют специально для представителей малого бизнеса:

  • пункт 15.1 ПБУ 1/2008. В нем речь вот о чем. Когда организация меняет свою учетную политику, это ведет к определенным последствиям. Они могут серьезно повлиять на финансовое положение компании, ее финрезультаты и движение денежных средств. В бухотчетности предприятие вправе отражать такие существенные последствия перспективно (кроме случаев, когда законодательство установило другой порядок);
  • пункт 19 ПБУ 19/02. Компания может учитывать все свои финвложения так, будто по ним нельзя определить текущую рыночную цену. Выбрав данный порядок, малое предприятие отражает свои (как рыночные, так и нерыночные) по первоначальной стоимости;
  • пункт 7 ПБУ 15/2008. Организация вправе списывать все расходы по займам в состав прочих затрат;
  • пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99. Малая компания может признавать выручку кассовым методом. В этом случае расходы отражают только после погашения задолженности;
  • пункт 9 ПБУ 22/2010. Предприятию можно исправлять существенную ошибку предшествующего года, выявленную после утверждения бухотчетности за этот год, без ретроспективного пересчета.

Подчеркну, что данные нормы – это право малых компаний, а вовсе не обязанность.

Компания может сократить план счетов

Малому предприятию разрешено сокращать количество синтетических счетов. Для этого в учетной политике необходимо предусмотреть, что организация использует упрощенную систему ведения бухучета. Ее суть состоит в том, что для отражения операции используют не несколько, а один счет.

Как счета обычного и упрощенного учетов соответствуют друг другу, посмотрите в таблице:

Счета обычного и упрощенного планов счетов

Обычная система бухучета Упрощенная система бухучета с сокращенным числом счетов
«Оборудование к установке»
«Материалы»
«Животные на выращивании и откорме»
«Материалы»
«Основное производство»
«Вспомогательные производства»
«Общепроизводственные расходы»
«Общехозяйственные расходы»
«Брак в производстве»
«Обслуживающие производства и хозяйства»
«Расходы на продажу»
«Основное производство»
«Товары»
«Готовая продукция»
«Товары»
«Расчеты с покупателями и заказчиками»
«Расчеты с подотчетными лицами»
«Расчеты с персоналом по прочим операциям»
«Расчеты с учредителями»
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
«Внутрихозяйственные расчеты»
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
«Расчетные счета»
«Валютные счета»
«Специальные счета в банках»
«Переводы в пути»
«Расчетные счета»
«Уставный капитал»
«Резервный капитал»
«Добавочный капитал»
«Уставный капитал»
«Продажи»
«Прибыли и убытки»
«Прочие доходы и расходы»
«Прибыли и убытки»

У предприятия есть выбор – применять регистры бухучета или нет

У малых компаний есть и другие послабления. К примеру, руководитель такого предприятия может сам вести бухгалтерский учет. Основание – пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кроме того, организация вправе выбрать, использовать ей регистры бухучета имущества или нет. Если компания решила их не применять, то все хозоперации регистрируют только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Это форма № К-1 , утвержденная приказом № 64н . Однако такой способ учета подходит лишь тем компаниям, у которых немного операций (как правило, не более тридцати в месяц) и которые ничего не производят.

Добавлю, что еще бывает простая система ведения бухучета – без применения двойной записи. Но ее вправе выбрать только микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Обратите внимание: упрощенные способы бухгалтерского учета не предназначены для компаний, которые по закону должны проводить аудит своей отчетности.

Компания вправе сдавать упрощенную бухотчетность

В состав годовой бухгалтерской отчетности малого предприятия могут входить только баланс и . Основание – пункт 85 Положения… утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н .

Но и это еще не все. Данные формы организация вправе заполнять по упрощенному варианту (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н , далее – приказ № 66н):

  • в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах отражают сведения по группам статей (а не отдельно по каждой статье);
  • в приложениях к этим формам приводят только самую важную информацию, без которой нельзя оценить финансовое положение компании и результаты ее деятельности.

Упрощенные бланки бухбаланса и отчета о финрезультатах можно найти в приложении № 5 к приказу № 66н . Актив такого баланса сократили до пяти строк, пассив – до шести. В отчете о финансовых результатах всего семь строк.

Приложения (если они необходимы) составляют в произвольном виде.

Добавлю: если малая компания хочет формировать годовую бухгалтерскую отчетность в общем порядке, то она вправе так поступить. Ведь у компании есть выбор – либо обычная отчетность, либо упрощенная.

Можно обойтись без лимита кассы

Организации, относящиеся к малому бизнесу, обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Но при этом им разрешили не устанавливать лимит кассы. То есть хранить все деньги в компании, не сдавая в банк (п. 2 указания № 3210-У , п. , письма ФНС России от 9 июля 2014 г. № ЕД-4-2/13338).

Чтобы воспользоваться данным преимуществом, издайте приказ по организации. В нем укажите, что деньги хранятся в кассе без лимита остатка.

Региональные власти устанавливают для малых компаний налоговые льготы

В налоговом законодательстве нет специальных льгот для организаций, имеющих статус малого предприятия. Однако такие спецрежимы, как упрощенка и вмененка, по некоторым своим критериям подходят только для этих компаний. Например, по численности работников – не более 100 человек.

Замечу, что льготы по региональным и местным налогам могут устанавливать соответствующие власти.

Так, например, в Законе г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 прописаны льготы для малых компаний, которые платят с кадастровой стоимости объектов.

Важно запомнить

Для малых организаций предусмотрены различные льготы в бухгалтерском учете. Компании могут их применять по своему желанию. Выбранные способы следует отразить в учетной политике.