Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Вырвать потенциал. Избыточный потенциал — что это и как от него избавиться. Чрезмерная напряженность. Пример

01.07.2016 3 149 2 Время на чтение: 15 мин.

Не так давно я опубликовал статью , в которой сделал вывод, что человеку одинаково важно мечтать и ставить себе цели: и то, и другое обязательно пойдет ему на пользу в тесной взаимосвязи друг с другом. Но иногда случается так, что мечта или желание человека превращаются просто в навязчивую идею, которая воспринимается с чрезмерной эмоциональностью, которой человек просто живет днем и ночью и ничего не замечает вокруг кроме этого. В этом случае человек создает себе избыточный потенциал, который, наоборот, мешает воплощению этой мечты или желания в жизнь.

Понятие «избыточный потенциал» получило известность, благодаря книге Владимира Зеланда «Пространство вариантов» и ее главы «Равновесие». Общая идея этой главы такова: любые процессы и явления, происходящие в природе, находятся в состоянии равновесия, а мир можно представить в виде множества маятников, которые мерно раскачиваются туда-сюда, толкая друг-друга. Всей этой огромной системой управляет закон равновесия: чем сильнее раскачать любой маятник — тем сильнее он будет задевать остальные, и тем сильнее будет общий откат их всех назад. Сильно отклонить маятник так, чтобы он не вернулся обратно с равновесной силой, просто невозможно.

Каждый человек, его действия и даже мысли — это тоже один из маятников в общей системе. И если он чрезмерно оттягивает свой маятник в одну сторону — он неизбежно задевает другие, которые по закону равновесия сильнее бьют по нему, и сильнее возвращают его маятник назад. Чрезмерно оттягивать свой маятник, как считает Зеланд — это и означает создавать избыточный потенциал. Таким образом, можно вывести определение.

Избыточный потенциал — это придание своему желанию сверхзначимости, чрезмерной важности, завышенной оценки, чрезмерной эмоциональной окраски, что препятствует его осуществлению.

Когда человек создает себе избыточный потенциал — им овладевают эмоции, которые мешают ему трезво мыслить и идти по пути к своей цели. Он может впадать в панику или в отчаяние, когда у него что-то не получается, тем самым, еще дальше отодвигая осуществление своей мечты или делая это вообще невозможным.

Чтобы было проще понять, что такое избыточный потенциал, давайте рассмотрим это на примере.

Допустим, два человека имеют одну и ту же мечту и цель — построить дом. И вот, что они об этом думают.

Первый человек : Моя цель — построить собственный дом. Для ее реализации я буду создавать накопления, откладывая ежемесячно 500 долларов на банковские вклады. Так через 3 года я смогу приобрести земельный участок. Далее я продолжу создавать накопления и еще через 3 года начну строительство. Если мне не будет хватать денег — возьму на недостающую сумму кредит. Полную реализацию своей цели, включая погашение кредита, планирую осуществить в течение 10 лет.

Второй человек : Безумно хочу жить в собственном доме! Я мечтаю о нем всегда и везде, он даже снится мне ночами! Я молюсь за то, чтобы моя мечта осуществилась! Все, кто будут мешать достижению моей цели — мои кровные враги! Для меня это просто вопрос жизни и смерти! Я даже боюсь представить, что будет, если я не смогу достичь своей цели… Тогда моя жизнь будет прожита зря…

В данном примере первый человек спокойно и , а второй — создает избыточный потенциал. Соответственно, у первого гораздо больше шансов воплотить свою мечту в жизнь, чем у второго.

Чем большую избыточную важность человек придает своей проблеме или желанию — тем больший избыточный потенциал он создает, и тем сложнее ему будет добиться поставленной цели.

Избыточные потенциалы могут мешать человеку практически в любой сфере его жизнедеятельности:

  • Деньги (чем большую значимость человек придает деньгам — тем сложнее ему их заработать и не потратить);
  • Успех (чем сильнее человек хочет что-то — тем сложнее ему это дается, увы, но факт);
  • Личные отношения (чем больше человек ожидает от своего партнера — тем сложнее ему построить отношения, тем сильнее бывают разочарования и личные драмы);
  • Недовольство собой (чем сильнее человек недоволен собой и старается бороться со своими недостатками — тем сильнее они мешают ему в жизни);
  • Недовольство окружающим миром , окружающими людьми (чем сильнее человек недоволен окружающей действительностью — тем сильнее это мешает его собственной жизни, чем хуже он относится к окружающим людям, тем, по закону равновесия, они хуже относятся к нему);
  • Перфекционизм (чем идеальнее человек стремится выполнить ту или иную работу, тем сложнее она ему дается);
  • Чувство вины (чем больше человек чувствует свою вину, тем сильнее, по закону равновесия, к нему придет наказание за это);
  • И т.д.

Единственное человеческое качество, которое, по мнению Зеланда, не создает избыточного потенциала — это чувство юмора. То есть, насколько бы оно не было сильно развито, насколько сильно бы человек не воспринимал все, в том числе и себя, с юмором — это никак ему не навредит.

Как бороться с избыточными потенциалами? Прежде всего, нужно уметь замечать их в себе. Внимательно проанализируйте свои мысли, действия, поступки, свою реакцию на те или иные события и подумайте, где вы создаете избыточные потенциалы.

После этого следует определить причину такого явления, как правило, это некое человеческое качество, чувство, черта характера. Далее я кратко рассмотрю самые распространенные причины создания избыточных потенциалов, и как с ними бороться.

  1. Страх. Очень часто человек создает избыточный потенциал, потому что чего-то боится. Лучший способ решения этой проблемы — найти возможность подстраховать себя и, тем самым, снизить или вообще исключить вероятность возникновения события, которое пугает. Например, страх потерять деньги при вложении куда-либо отлично «лечится» вложений.
  2. Тревога, беспокойство. Это еще не страх, но что-то близкое, что тоже является избыточным потенциалом и мешает достижению цели. Лучший способ избавиться от тревоги и беспокойства — начать действовать, поскольку эти спутники обычно создают свое негативное влияние именно при бездействии, в ожидании чего-либо, а как только человек начинает действовать — быстро исчезают.
  3. Чрезмерное желание. Тоже очень опасный избыточный потенциал, от которого можно избавиться, разнообразив свою жизнь какими-то другими, «отвлекающими» действиями из других сфер. Например, занятия спортом, уделение времени своему хобби и т.д.
  4. Чрезмерная значимость. Еще один враг успеха, справиться с которым достаточно сложно. Здесь нужно стараться избегать действий, направленных на повышение этой значимости. Например, если человек ждет какого-то важного сообщения — не нужно проверять свою почту каждую минуту: так вы не будете создавать избыточный потенциал и искусственно «накручивать» важность и значимость события.
  5. Чувство вины. Довольно часто встречающийся избыточный потенциал, который тоже очень мешает достижению успеха. Ведь не секрет, что успех часто требует жертв (увы, но факт), и вот, чувство вины может мешать человеку приносить что-либо или даже кого-либо в жертву. Как бороться с этим? Прежде всего, постарайтесь убедить себя в том, что вы никому ничего не должны (кроме банков и кредиторов) и ничем не обязаны. Ваша жизнь — только ваша, и вы поступаете в ней так, как считаете нужным. Если у вас есть привычка постоянно извиняться за что-то — постарайтесь от нее избавиться, превратить извинения в объяснения мотивов своих действий, и прибегать к этому только в крайних и действительно важных случаях.
  6. Обида. Очень распространенный и абсолютно ненужный избыточный потенциал, часто встречающийся у представительниц прекрасного пола. Не давайте этому негативному чувству съедать себя изнутри и старайтесь всячески подавлять его, как только оно попытается возникнуть. А чтобы это было делать легче, поймите, что не только вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Причиной обид, как правило, являются неоправданные ожидания — просто устраните эту причину, и обид не будет тоже.
  7. Возмущение, раздражение. Когда человек стремится к какой-то цели, и на пути сталкивается с определенным негативом (например, бюрократизм, произвол чиновников, и т.д.) — логично, что он начинает возмущаться и раздражаться. Но тем самым, он только создает избыточный потенциал, раскачивая маятник, который по закону равновесия еще сильнее откатывается назад, мешая ему достичь цели. Лучший способ борьбы с возмущением — научиться объективно воспринимать реальность: да, окружающий мир неидеален, и содержит в себе массу негатива, но так было, есть и, вероятно, будет, никуда от этого не деться. Поэтому вам нужно жить в этом мире, таком, какой он есть, стараясь избегать столкновения с негативом, ну а если это неизбежно — проходить такие этапы без излишних эмоций — они того не стоят.

Это лишь некоторые примеры борьбы с избыточными потенциалами.

Общий принцип один: чрезмерная важность, чрезмерные эмоции, чрезмерные оценки вредят достижению цели, поэтому их нужно стараться максимально сглаживать.

Психология. Закон Йеркса-Додсона.

Нам с детства вдалбливают "было бы желание - будет и результат ", "если очень захотеть - можно в космос улететь ". Нас с самого детства приучают думать, что все зависит только от силы нашего желания, подразумевая при этом, что чем сильнее желание, тем гарантированнее будет результат .

Однако еще 1908 году американский психолог Роберт Йеркс в опытах с мышами и шимпанзе выявил интересную особенность. Он установил, что сила мотивации только на первых порах УВЕЛИЧИВАЕТ эффективность деятельности. Но чем мотивация становится сильнее, тем все больше и больше животные совершают ошибок, и эффективность деятельности ПАДАЕТ .

Исследования на людях показали аналогичные результаты.



Например, испытуемых просили решать головоломки, а в качестве стимула предлагали денежное вознаграждение. Причем сумма вознаграждения в эксперименте изменялась - от незначительных сумм до весьма приличных .

И вот что выяснилось.

За небольшое - символическое - вознаграждение люди работали "спустя рукава".

Но по мере увеличения суммы, рос энтузиазм, люди начинали стараться, что приводило к улучшению результатов.

Однако в какой-то момент, когда сумма вознаграждения становилась очень весомой, энтузиазм переро стал в ажиотаж, и эффективность деятельности резко снижалась .

В другом простом эксперименте 12-13 летних школьников попросили стукать ладонью по столу в быстром, но произвольном темпе. А затем дали задание стукать по столу как можно быстрее.

Парадоксально, но оказалось, что до 70% школьников на команду "стучать как можно быстрее", показывали результат хуже, чем при выполнении движения в свободном темпе. Со всей силы пытаясь стучать быстрее, они начинали стучать медленнее.

Подобным образом во множестве экспериментов было четко показано, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

Итак, при сверхсильной мотивации мысль оказывается парализованной, человек лишается способности принимать разумные решения. В некоторых случаях сверхсильной мотивации даже наблюдается настоящая паническая реакция.

Вопрос касается не только похудения.

Сейчас, когда идут Олимпийские Игры в Лондоне, отчетливо видно, что чем сильнее спортсмен хочет достичь результата, тем меньше у него это получается. Современный спорт высоких достижений - это чистая психология, и пока что мы в этой борьбе психологий сильно проигрываем.

Например, не устаю поражаться, кто у нас принял решение пообещать спортсменам за золотую медаль 1 млн. долларов ? Ведь это обещание как раз и способно загубить выступление спортсмена. И губит.

Достаточно вспомнить выступление Российской сборной на Зимней Олимпиаде в Ванкувере в 2010 году.

Первое место в общекомандном зачете заняла Канада . Сколько власти Канады обещали своим спортсменам за золото? Достаточно скромно - за "золото" 20 тысяч канадских долларов (около 13,3 тыс. евро), за "серебро" - 15 тысяч, "бронза" - 10 тысяч долларов.

Второе место заняла Германия . Немцы обещали своим спортсменам такие премиальные: "золото" - 15 тысяч евро, серебро - 10 тысяч евро, бронзовый - 7,5 тысяч.

Третье место - США . Премиальные (в пересчете на евро) : "золото" - 18 тыс. евро, "серебро" - 10 тыс. евро, "бронза" - 7,5 тыс. евро.

Норвегия заняла 4-ое место после США. Размер премиальных: 80 тысяч крон (10 тысяч евро) за "золото", 50 тысяч крон за "серебро" и 30 тысяч крон за "бронзу".

И т.д.

На фоне этих скромных цифр , наши премиальные выглядят просто фантастически - 1 млн.долларов США (такая сумма за "золото" складывалась из премий, обещанных российским правительством, федерациями, губернаторами и частными фирмами).

Совсем не удивительно, что согласно закону Йеркса-Додсона эффективность наших спортсменов резко снизилась , а с борная страны заняла низкое место (11-е место) и завоевала наименьшее число золотых медалей за всю историю участия в зимних Олимпиадах. (Конечно, это не единственная причина поражения, но сумма таких вроде бы "мелочей" и привела к печальному результату).

А что самое поразительное, на проходящих сейчас летних играх в Лондоне ситуация повторяется. Опять обещание больших призовых психологически играет против наших спортсменов , не помогая, а мешая им выступать. Наши спортсмены должны выдерживать двойной психологический прессинг - и предстартовое волнение от выступления на Олимпиаде и преодоление сверхсильной мотивации. И с таким стрессом справляются далеко не все.

Пора уж бизнесменам, пришедшим порулить российским спортом, понять, что не все решается деньгами, и что бывают случаи, когда деньги только мешают.

Итак, первая часть закона Йеркса-Додсона говорит о том, что существует оптимум мотивации. Если мотивация ниже или выше этого оптимума, то эффективность деятельности резко снижается.

Но у этого закона есть и вторая часть : в ходе многочисленных экспериментов было выявлено, что чем сложнее деятельность, тем меньшая мотивация является оптимальной (рис.1 ).

Рис.1 Зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации (http://faleev.com/files/lawyd.JPG ).

Если задача легкая и привычная, то повышение вознаграждения (т.е. повышение мотивации) достаточно долго ведет и к увеличению эффективности.

Однако, если задача трудная , а тем более новая, то даже небольшое повышение мотивации начинает МЕШАТЬ эффективности деятельности.

А это значит, что на трудных задачах мотивация должна быть МИНИМАЛЬНОЙ .

Как тут ни вспомнить один очень показательный пример из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина". В романе Л.Толстой упоминает о службе князя Степана Аркадьича Облонского, который был начальником одного из присутственных мест в Москве.

Степан Аркадьич пользовался уважением сотрудников и прекрасно исполнял свою должность. Один из секретов успеха состоял, по словам Л. Толстого, "в совершенном равнодушии к тому делу, которым он занимался, вследствие чего он никогда не увлекался и не делал ошибок ". Это совершенно ГЕНИАЛЬНОЕ наблюдение писателя.

Конечно, Степан Аркадьич не был абсолютно равнодушен. Если само дело его не волновало, то он всё же был заинтересован в жалованье (как это подчёркивает писатель), т.е. мотивация у него была, но она была не очень высокой.

Таким образом, согласно закона Йеркса-Додсона секрет успеха в сложной деятельности - спокойное отношение к результату деятельност и.

Проще говоря, секрет успеха можно сформулировать так: "Делай что должен, и будь, что будет ".

Одна известная олимпийская чемпионка по плаванию говорила, что если ее ориентировать на конкретные секунды, на результат, то она не покажет лучшее время. Лучшее время она показывала тогда, когда была ориентирована не на секунды, а на правильное прохождение дистанции. Т.е. тогда, когда она, не думая о том, что будет, делала то, что должна.

Итак, подведем итог:

1. В простых задачах имеет смысл повышать мотивацию человека, ведь в простых задачах оптимум наступает достаточно поздно. Поэтому для п ростых задач справедливо : чем выше мотивация, тем лучше будет результат.

2. А в сложных задачах все наоборот: нужно ПОНИЖАТЬ мотивацию, т.к. повышенная мотивация будет портить результат.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему, когда очень сильно чего-то хочется, это-то и не получается? Почему, хотя нас учат - "мечтайте, и оно сбудется", жизнь будто нарочно преподносит ситуацию ровным счётом наоборот? Возникает вопрос: а надо или не надо мечтать, если слишком сильное желание не исполняется?

Возьмём простой пример: вот две девушки, обе они мечтают, скажем, выйти замуж (самая банальная такая женская мечта о Прекрасном принце на белом коне:) И вот одна хочет этого очень сильно - и как ни странно, вдруг её молодой человек её оставляет, потом начинаются другие отношения с другим парнем - и они заканчиваются ничем. А её подружка не придаёт замужеству вид сверхценности (мол, выйду замуж - хорошо,не выйду - ну и на фиг!) и именно у подружки находится прекрасный парень и она обретает счастье - с первой же попытки.
Или ещё пример: женщина очень-очень хочет ребёнка, а ребёнка всё нет. Ей все объясняют. что ребёнок - благословение Божье и девушка идёт в церковь, служит Богу верой и правдой - а ребёнка опять Бог не даёт. В таких случаях все советуют усыновить ребёнка. И только после усыновления, когда мать успокаивается и смиряется с ситуацией, вдруг происходит зачатие и долгожданный ребёнок появляется - вдобавок к усыновлённому:)

Как вы думаете, в чём тут дело? Я тоже думала и гадала, пока не поняла один простой принцип: вы слишком сильно чего-то хотите и мешаете Мирозданию выполнить ваше желание. Остановитесь: вы слишком крепко держите мечту за хвост, а мечта должна взлететь к небесам. Если вы не будете способны её отпустить, она никогда и не взлетит.


Есть прекрасная книга Вадима Зеланда "Трансерфинг реальности". Несмотря на заковыристое название, истина, которую она несёт, в общем-то, проста. То, что мы создаём своим навязчивым желанием, называется избыточный потенциал .
Избыточный потенциал
создается только тогда, когда вы придаете избыточное значение, важность качеству, объекту или событию — внутри или вне себя. Например, желание — это избыточный потенциал, поскольку оно стремится притянуть вожделенный предмет туда, где его нет.

Все в природе стремится к равновесию. Перепад атмосферного давления выравнивается ветром. Разница в температурах компенсируется теплообменом. Везде, где бы ни появился избыточный потенциал любой энергии, возникают равновесные силы, направленные на устранение дисбаланса. Мы настолько привыкли к подобному положению вещей, что даже не задаемся вопросом: а почему, собственно, должно быть именно так? Почему работает закон равновесия? На этот вопрос нет ответа.

Мы привыкли, что в жизни бывают белые и черные полосы, успех сменяется поражением. Это все проявления закона равновесия. Ведь как удача, так и неудача являются нарушением баланса. Полное равновесие — это когда вообще ничего не происходит, а вот абсолютного не бывает. Во всяком случае, этого еще никому не удавалось наблюдать. В мире постоянно наблюдаются колебания: день — ночь, прилив — отлив, рождение — смерть и так далее. Даже в вакууме идет непрестанное рождение и аннигиляция элементарных частиц.

Весь мир можно представить в виде маятников, которые раскачиваются, угасают и взаимодействуют друг с другом. Каждый маятник принимает толчки от своих соседей и передает им свои. Одним из основных законов, управляющих всей этой сложной системой, является закон равновесия.

Равновесие можно нарушить не только действиями, но и мыслями. И не только потому, что за ними следуют действия. Как вам известно, мысли излучают энергию. В мире материальной реализации все имеет под собой энергетическую основу. И все, что происходит на невидимом уровне, отражается в мире видимых материальных объектов. Может показаться, что энергия наших мыслей слишком мала, чтобы оказывать влияние на окружающий нас мир. Но при таком раскладе все было бы намного проще.

Избыточные потенциалы , будучи невидимыми и неощутимыми, тем не менее играют значительную и притом коварную роль в жизни людей. Действия равновесных сил по устранению этих потенциалов порождают львиную долю проблем. Коварство заключается в том, что человек зачастую получает результат, прямо противоположный намерению.

Все неравновесные чувства и реакции — негодование, недовольство, раздражение, беспокойство, волнение, подавленность, смятение, отчаяние, страх, жалость, привязанность, восхищение, умиление, идеализация, преклонение, восторг, разочарование, гордость, чванство, презрение, отвращение, обида и так далее — есть не что иное, как проявления важности в той или иной форме. Важность создает избыточный потенциал, вызывающий ветер равновесных сил. Они, в свою очередь, порождают массу проблем, и жизнь превращается в одну сплошную борьбу за существование.

Таким образом, чтобы войти в равновесие с окружающим миром и получить свободу от маятников, необходимо снизить важность. Надо постоянно контролировать, насколько важно вы воспринимаете себя и окружающий мир. Внутренний Смотритель не должен спать. Снизив важность, вы сразу войдете в равновесное состояние, а маятники не смогут установить над вами контроль — ведь пустоту не за что зацепить.

Снижение важности не только значительно уменьшит количество проблем в вашей жизни. Отказавшись от внешней и внутренней важности, вы получаете такое сокровище, как свободу выбора. Из-за важности вся жизнь проходит в борьбе с равновесными силами. Не остается энергии не только на сам выбор, но и на то, чтобы подумать, а чего же, собственно, я хочу от жизни.

Избыточные потенциалы это следствие повышенной важности.
. Там, где есть избыточные потенциалы, в действие вступают равновесные силы.
. Чтобы избавиться от важности нужно поменять свое отношение.


Вывод: меняйте свое отношение, избавляйтесь от важности!

А вот здесь - книжка, которая учит, как отпустить ситуацию - http://realiapro.ru/book-14sposobov

1 Мотивация и эффективность деятельности

2 Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона

3 Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Итак, прежде чем перейти к рассмотрению первого вопроса: мотивация и эффективность деятельности, давайте с Вами, вспомним понятие мотивации и разберемся с понятием эффективности деятельности.

Это следует сделать потому, что всякий разговор о чём – либо не может быть плодотворным, если заранее не разобраться в его предмете.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. При этом все определения мотивации можно отнести к двум направлениям:
1. Рассмотрение мотивации со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.

Мотивация – это вся совокупность различных побуждений, мотивов, потребностей, интересов, целей, влечений и т. д., что в наиболее широком смысле подразумевает мотивацию поведения вообще.
2. Рассмотрение мотивации как динамического образования, как процесса, как механизма.

Мотивация – это внутренняя детерминация деятельности и поведения человека, а также психический процесс, преобразования внешних воздействий во внутреннее побуждение.
Давайте вспомним и понятия внешней и внутренней мотивации! Они нам понадобятся для лучшего понимания сути рассматриваемого вопроса.
Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведе­ния в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулиру­ют, находятся вне Я ( self ) личности или вне поведения.
Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детер­минации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри само­го поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощ­рений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ра­ди нее самой, а не для достижения каких-либо вне шн их наград. Такая дея­тельность является самоцелью, а не средством для достижения некой дру­гой цели.
В западной психологической литературе используются термины «экстринсивная мотивация» и «интринсивная мотивация».
Экстринсивная мотивация - это мотивация, обусловленная внешними условиями и обстоятельствами, а интринсивная мотивация - это мотивация внутренняя, связанная с личностными диспозициями .
Теперь перейдем к рассмотрению понятия эффективности…
Эффективный – дающий эффект, действенный.
Понятие «эффективность» рассматривается в рам­ках различных наук. Первоначально оно было наи­более разработано в праксеологии (учении о практи­ческой деятельности, правилах и методах эффектив­ной деятельности). Основные идеи этой науки о рациональной деятельности еще в 1913 году сфор­мулировал известный польский ученый Т. Котарбиньский. Он выделил два значения понятия эффек­тивности и постулировал, что «этот термин понима­ют как в широком, так и в узком значении. В широ­ком значении он охватывает всю совокупность поло­жительных признаков ее правильности, а правильная деятельность и эффективная деятельность - это одно и то же. Эффективность в узком смысле, иначе искусность, сноровка - это способность умело выполнять какую-либо практическую или близкую ей деятельность».

Понятие эффективности также выражает отношение результата деятельности к затратам общественного труда. С этой точки зрения наиболее эффективна деятельность, которая при неизменных затратах ведет к получению максимального результата, либо когда один и тот же результат получается при мини­муме затрат».

А.Л. Журавлёв , учитывая соотношение результата с затратами на его достижение, использует понятие «эффективность » деятельности .

Эффективность, прежде всего, отражает правильность направления, выбранного для достижения конечного результата (т. к. резуль­тат, даже хороший, может быть достиг­нут не совсем рациональным путем, с помощью затраты дополнительных усилий или ресурсов). Поэтому эффективность, отражает верность выбранного направления к достижению поставленной цели и конечный результат деятель­ности, в большей мере учитывающий способы его достижения (затраты).


Договорившись о предмете, перейдем к рассмотрению первого вопроса…
1 Мотивация и эффективность деятельности
Как мы с вами уже не раз говорили, одной из характеристик мотива является его сила.

Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность этой активности, в частности - на эффективность деятельности.


С силой мотива связана его устойчивость. Если она проявляется ситуативно, «здесь и сейчас», то говорят об упорстве , если устойчивость характеризует мотивационную установку, то говорят о настойчивости.
Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в связи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения.
При этом под мотивацией - понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и животных, вплоть до введения фармакологических препаратов.

Было выявлено, и прежде всего опытами Йеркса и Додсона (1908) по различению двух яркостей, что чрезмерная стимуляция приводит к замедлению скорости научения.

В эксперименте давалась задача, предполагавшая три уровня различения ; предусматривались и три уровня стимуляции (мотивации ): сильный, средний и слабый удары электрическим током как наказание за ошибку.

В итоге были получены три кривых, которые показывают, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым (см. рисунок ниже).


Полученные при этом результаты представлены на рис. 1.

По оси абсцисс от­ложены уровни силы электрического тока, по оси ординат - число проб, необходи­мых для достижения хорошего различения; три кривые соответствуют трем уров­ням трудности задачи.

Однако результаты свидетельствуют и о том, что оптимум мотивации зависит и от трудности выполняемой задачи .

В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации.

Вместе с тем, при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но вероятность их появления возникает при трудных задачах.


Таким образом, результаты эксперимента показывают, что в каждом случае имеется оптимум силы тока (мотивации ), при котором научение происходит быстрее всего.

Важно также еще раз подчеркнуть, что оптимум стимуляции зависит и от трудности задачи : чем она труднее, тем оптимум ближе к пороговой величине стимула.

Следовательно, при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой - сильная.
2 Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона
Законов фактически два.
Закон 1. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается.
Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
Закон 2. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
Дела средней сложности лучше делать при среднем уровне мотивации.


Рис. 2. Схема, иллюстрирующая закон Йеркса-Додсона
Таким образом, законом Йеркса - Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Следовательно, существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации ).


Например: уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более баллов) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. То есть - очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.
Во многих последующих исследованиях феномен получил экспериментальное подтверждение. В частности, было доказано, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика – качество исполнения ухудшается.
   Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула - денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.
За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.
Похоже, авторы популярных самоучителей жизненного успеха плохо знакомы с психологией. Выдвигаемый ими лозунг «Сосредоточить всего себя на желанной цели» - не совсем точен. Цель, безусловно, нужно перед собой иметь, к ней нужно стремиться. Но при этом нельзя забывать, что одержимость целью может оказать и скверную услугу.
X. Хекхаузен показал, что сильномотивированные и мотивированные на успех склонны планировать свое будущее на больше промежутки времени.

Критика
Между тем, говоря об этом законе, необходимо сделать некоторые замечания.
1.

Выявленные закономерности приобрели широкую известность, как за рубежом, так и среди отечественных психологов. Однако справедливости ради, необходимо отметить, что они в значительной мере согласуются с законом оптимума-пессимума , который сформулировал русский физиолог Н. Е. Введенский (1905) и распространил его и на поведение человека.


Так, он писал, что одним из условий плодотворности умственного труда является соблюдение закона оптимума , под которым он понимал «мерность» и ритм работы.
Слишком быстро идущий человек скорее утомляется, писал Н. Е. Введенский, но и идущий слишком медленно - тоже (например, когда взрослый приспосабливается к детскому шагу). Порывистость в работе, внезапное ее усиление оказываются неблагоприятными для производительности. Но это, же правило справедливо и для высших видов нервно-психической и умственной деятельности.
Н. Е. Введенский понимал, и это особо следует подчеркнуть, что оптимум индивидуален для каждого человека.
2.
Далее, закон Йеркса-Додсона (впрочем, как и закон оптимума-пессимума), если учитывать экспериментальные данные, на основании которых он сформулирован, касается силы детерминации (стимуляции), силы внешних раздражителей, но не мотивации как внутреннего (психического) процесса и не силы мотива как внутреннего побудителя.
И все же очевидно, что этот закон и закон оптимума-пессимума имеют отношение и к самостимуляции, и к силе возникающих желаний, а следовательно, и к мотивации и мотиву.
Как отмечает Ж. Нюттен (1975), идея оптимума мотивации столь же стара, как и человеческая мысль. Поэтому психологи разных стран признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности.

В справедливости этих рассуждений сомневаться не приходится, однако проблема состоит в том, что экспериментального подтверждения их очень мало. Все эксперименты сводятся к тому, чтобы создать условия, при которых человек захотел бы сделать нечто быстрее, лучше, но какова была у него при этом сила мотива (потребности, стремления, желания) сказать нельзя, так как она не измеряема напрямую , о ней можно судить только косвенно. Мы лишь предполагаем, что при усилении стимуляции (как правило, внешней, но лучше было бы - внутренней, исходящей от самого субъекта) увеличивается и сила мотива. В этом отношении и эксперименты Йеркса-Додсона не являются доказательством того, что речь в них идет о мотивах. Скорее всего, эффективность научения менялась в связи с различным уровнем тревоги, страха перед наказанием.

И все же, прежде всего практика подтверждает, что оптимум мотивации и силы мотива существует .
Например, имеются наблюдения, что школьники, которые отвечали на экзаменах хуже обычного, - это лица со сверхсильной мотивацией, отличающиеся завышенной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний. На экзаменах у них ярко проявляются признаки эмоциональной напряженности.

3 Мотивирующий потенциал внешних факторов стимуляции
Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Внешние и внутренние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива.
На силу мотива могут влиять различные факторы, которые мы рассмотрим более подробно.
1. Похвала, моральное поощрение и порицание, наказания.
Вопрос о влиянии поощрения и наказания изучается психологами в ос­новном в связи с проблемой обучения, где они рассматриваются как положительное и отрицательное подкрепления.


  • одобрение вызывает повторение желательной реакции, а неодобрения – торможение нежелательной реакции, в связи с чем, первое действует сильнее, нежели второе (Э. Торндайк, 1935) Однако дальнейшие исследования этого вопроса выявили противоречивость получаемых результатов.
Например, было установлено, что повторное наказание при осуществлении какого-либо действия не мешает непреодолимому желанию прибегать к нему снова и снова. Лишь в том случае, если то или иное действие или предмет не удовлетворяет больше никакой позитивной потребности, индивид начинает терять к нему всякий интерес (В. Вудвордс, Г. Шлосберг, 1954);

  • похвала и порицание становятся действенными, если учитывать психологические особенности человека (Г. Томсон, С. Канникатт, 1944);

  • похвала и порицание оказывают стимулирующее воздействие только в том случае, если повторяются подряд не больше четырех раз . Длительно используемое порицание (впрочем, как и похвала) приводит к негативным последствиям как для эффективности труда, так и для развития личности (В. В. Маркелов 1972);

  • порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нервной системой. Похвала действует на них положительно , а на лиц с сильной нервной системой почти не оказывает стимулирующего действия ;

  • публичная похвала очень хорошо оценивается людьми , в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение . Что же касается выговора наедине , то больше половины людей реагируют на него позитивно;

  • отрицательная оценка оказывает положительное (стимулирующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактично , с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей (А. Г. Ковалева, 1974).

Характерно, что самые худшие резуль­таты работы, по данным А. Г. Ковалева, обнаружились не у тех, кого порицали, а у тех, кого никак не оценивали. «Незамечаемые», т. е. никак не оцениваемые, люди начинали работать все хуже и хуже вследствие снижения силы мотива к выполняе­мой работе, так как считали, что она никому не нужна.


Естественно, оценка должна быть, как правило, адекватна действительным до­стижениям человека. Однако в ряде случаев для стимулирования активности ста­рательного, но не очень способного или неуверенного в себе человека следует по­хвалить его и за небольшие и даже мнимые успехи.
Здесь можно привести слова И.-В. Гёте, который писал, что, обращаясь с ближними так, как они того заслужи­вают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют в действительности, мы тем самым заставляем их становиться лучше.
Существенным моментом является регулярность и своевременность оценки ре­зультатов деятельности.
С этой точки зрения учет успеваемости в вузах только на основании сдачи экзаменов в зимнюю и летнюю сессии нельзя признать удачным, исходя из стимуляции учебной активности студентов. Отсутствие, как в школе, по­стоянных опросов с отметками расслабляет студентов, не делает необходимыми ре­гулярные самостоятельные занятия по учебникам и конспектам лекций.

2. Материальное поощрение (вознаграждение).
В промышленной психологии роль денежного вознаграждения признавалась и признается ведущей в стимуляции работника.

В связи с чем возникла концепция «экономического человека». Согласно этой концепции, величина заработка должна возрастать в соответствии с ростом производительности труда.


При этом было обращено внимание на следующие моменты:

  • если материальное вознаграждение остается на одном и том же уровне, оно снижает со временем свой мотивационный потенциал. Чтобы этот стимул сохранял свою эффективность, необходим рост величины вознаграждения;

  • использование материального вознаграждения более эффективно в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно, и менее эффективно там, где результаты работы трудно выразить в точных показателях;

  • имеет значение, как часто человек получает вознаграждение – через короткие или длинные промежутки времени; во втором случае мотивационный потенциал вознаграждения снижается ;

  • стимулирующее воздействие вознаграждения различно в зависимости от отношения к деньгам людей.

Вместе с тем, существуют вполне убедительные доказательства того, что имеются более существенные побудители трудовой деятельности человека, чем заработная плата или, по крайней мере, что зарплата является не единственным средством усиления мотивов трудовой деятельности человека (например, моральное поощрение).


Вообще отношение к деньгам у людей разное, отсюда и стимулирующее воздей­ствие вознаграждения различно. П. Вернимонт и С. Фитцпатрик (P. Wernimont, S. Fitzpatrick, 1972) показали, что, наряду с положительным отношением к ним (деньги как мерило удачливости и благополучия, как социально приемлемый атри­бут бытия, как консервативная коммерческая ценность), у ряда лиц наблюдается и отрицательное отношение (деньги как моральное зло, как объект презрения).
3. Соревнование как стимулирующий фактор.
В работах по социальной психологии указывается на «эффект соперничества» : явное или воображаемое (заочный контакт) нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность (В. М. Бехтерев, Н. Трипплет, Ф. Оллпорт).
Экспериментальными исследованиями были выявлены следующие закономерности:

  • очное соревнование с соперником заметно улучшает результаты, но еще большее улучшение наблюдается в том случае, если одновременно соревнуются две команды (А. Ц. Пуни, 1959);

  • рабочая активность людей была больше даже при простой осведомленности , что в соседних помещениях люди выполняют ту же работу;

  • осведомленность о том, что люди выступают на соревнованиях. может увеличивать скорость работы, а ее точность, качество могут и снижаться.

  • дети, как правило, стимулируются при нахождении друг с другом в большей степени, чем взрослые. Особенно острое соперничество возникает между сиблингами, что приводит нередко не к улучшению, а к ухудшению результатов;.

  • играет роль и значимость присутствующих людей;

  • имеют значение и типологические особенности людей. Лица с сильной нервной системой больше стимулируются соревновательной обстановкой, чем лица со слабой нервной системой;

  • стимулирующая роль соперничества зависит и от знания результатов других (В. Д. Шадриков, 1982);

  • существенную роль играет уровень притязаний и самооценки: самолюбивые люди в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся».

4. Влияние присутствия других людей (coaction effects ).
Еще В. М Бехтерев отмечал, что имеется три типа людей: 1) социально возбудимые, 2) социально тормозимые и 3) социально индифферентные . В дальнейшем это было подтверждено многими исследованиями.

В частности, было установлено, что:


  • многие люди работают хуже , когда чувствуют на себе чужой взгляд;

  • большое значение имеет степень сложности и прочность навыков, которые необходимо освоить в присутствии других: простые и прочные навыки в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации навыки могут выполняться хуже;

  • имеет значение и степень интеллигентности : чем она выше, тем в большей степени возбуждается человек в присутствии других, тем больше он не хочет «ударить лицом в грязь»;

  • высокотревожные люди скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие других (зрителей, болельщиков), чем низкотревожные, а лица с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно.
Этим подтверждается существование «эффекта аудитории» , который оказывает на мотивы людей как стимулирующее (усиление энергии человека в присутствии других людей называется фасилитацией ) , так и тормозящее влияние (ингибиция, например страх выступления перед аудиторией).
5. Влияние успеха и неудачи.
Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека.

Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т. е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности.

Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива.

В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней .

В другом случае – при неудаче у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного, во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств, В результате мотив усиливается , но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный характер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже не целесообразны.
Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъективна. Она определяется имеющимся у человека уровнем притязаний, сравнением своего достижения с достижениями других и т. п. Поэтому то, что для одного человека является успехом, другим будет расценено как неудача.
Переживание успеха–неуспеха возникает только в тех случаях, когда человек связывает их со своим усердием, способностями , т. е приписывает себе достигнутый результат – «внутреннее приписывание» (Ф. Хоппе, 1930)
«Приписывания» нет при легких и трудных заданиях или при выполнении незнакомого задания, в отношении которого еще не сформировалась субъективная шкала трудности, когда успехи и неуспехи единичны, не приводят к изменению уровня притязаний и расцениваются как случайные, зависящие от ситуации или других людей («внешнее приписывание»).
Отсюда, возникла и идея "локуса контроля": внешнего, если человек считает свое поведение результатом действия факторов и сил, лежащих за пределами его власти и контроля (судьба, счастливый случай, действия других людей и т. д.), и внутреннего, когда человек полагает, что его поведение определяется им самим.
6. Социально-психологический климат в коллективе, группе значительно влияет на отношение человека к выполняемой им работе, на силу его мотива.


  • Освобождение от неукоснительного соблюдения формальных требований администрации,

  • возможность определять режим своей деятельности,

  • обсуждение всем коллективом общих вопросов,

  • дружеская атмосфера – все это способствуют удовлетворению потребности человека в уважении со стороны других, потребности считаться значимым членом группы, принадлежать этой группе, ставшей для него референтной.

Удовлетворенность социально-психологическим климатом в группе, коллективе значительно влияет и на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к этой работе.
7. Влияние общественного внимания (моральных стимулов).
Согласно теории «человеческих отношений» (Э. Мэйо), даже минимальные проявления внимания и заботы к нуждам работников (например, улучшение освещения в рабочем помещении, моральное поощрение на собрании и т. п.) повышает производительность труда . Но особенно повышается мотивация , когда человек знает, что его труд нужен обществу.

Однако чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и негативные последствия (может появиться, например, «звездная болезнь» со всеми ее отрицательными сторонами), которые меняют направленность личности, ослабляют устремленность к творческим достижениям.


Кроме того, повышенная ответственность людей с высокой тревожностью может привести к тому, что, излишне волнуясь, желая оправдать общественное внимание, человек может снизить эффективность своей деятельности.
8. Привлекательность объекта потребности.
Сила потребности и энергетика мотива определяются привлекательностью объекта, вызывающего потребность .

Привлекательность может значительно усиливаться в связи с таинственностью объекта или с запретом его использования .

В первом случае стимулируется потребность в восприятии и исследовании (Р. Батлер, 1953).

Во втором случае, запрет что-то открыть, посмотреть, попробовать приводит к стимуляции познавательной мотивации и часто к обратному результату вследствие возникающего у человека любопытства, появлению значимости запрещаемого вследствие приписывания "запретному" плоду положительной валентности.

Привлекательность другого человека обозначают термином аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) На основе ее возникает привязанность как личностная потребность в общении с этим человеком, как особая социальная установка на этого человека, как специфическое эмоциональное отношение к нему (симпатия и даже любовь или, наоборот, антипатия и ненависть).

Известно, что люди притягиваются друг к другу либо по сходству, либо по контрасту. Однако природа этого явления остается до сих пор невыясненной
9. Привлекательность содержания деятельности.

Деятельность может привлекать, интересовать человека с разных сторон.

Это может быть неизвестность , загадочность конечного результата (например, для ученого, путешественника, геолога, читателя детективов) или трудность решаемой задачи, которая «бросает вызов» самолюбию человека ("смогу или не смогу").

Очень часто, решая какую-либо задачу или проблему, человек испытывает удовольствие от напряжения и продуктивности деятельности, и, как следствие, у него повышаются сила и устойчивость мотива ее выполнения.


10. Наличие перспективы, конкретной цели.
В ряде исследований показано, что:

  • сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности;

  • неопределенность будущего снижает мотивацию и целеустремленность;

  • близость цели , равно как и наличие представления о конечных результатах деятельности , сильнее побуждают к достижению этой цели;

  • длительное ожидание, откладывание на неопределенный срок удовлетворения потребности часто приводит к «охлаждению» человека, к потере желания, интереса. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность ;

11. Прогноз и активность человека.

При выборе цели человек строит прогноз о вероятности ее достижения в данных условиях, при этом учитывается, естественно, прошлый опыт - положительный или отрицательный .


В зависимости от знака этого опыта эффективность деятельности может быть различной.
12. Функциональные состояния.
Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал.

Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении , утомлении исчезает желание выполнять работу , к которой вначале имелся положительный мотив.

Особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии , которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека и сопровождающееся чувством беспомощности, неуверенности в своих возможностях, чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности.

В то же время могут возникать некоторые навязчивые состояния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию), при которых мотивационный потенциал резко увеличивается

Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает «профессиональное выгорание».

Синдром «выгорания» (burnout ) представляет собой набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

Термином «выгорание» описываются характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи (X. Фреденбергером, 1974).
Выделяют три главных компонента «выгорания» (В. Pelman, E. Hartman, 1982):

1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе целиком.

2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и, даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3. Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности. Появляется безразличие к работе.

Быстрота возникновения «выгорания» зависит от личностных особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неустойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склонны к развитию «выгорания».

Имеют значение и производственные факторы.

«Выгорание» развивается раньше, если работник:

а) оценивает свою работу как незначимую;

б) не удовлетворен профессиональным ростом;

в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют;

г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);

д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании,

е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).

Состояние «выгорания» развивается подспудно, в течение длительного времени. Поэтому целесообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижения мотива к выполняемой профессиональной деятельности.

Вадим Зеланд

Избыточные потенциалы

Все в природе стремится к равновесию. Перепад атмосферного давления выравнивается ветром. Разница в температурах компенсируется теплообменом. Везде, где бы ни появился избыточный потенциал любой энергии, возникают равновесные силы, направленные на устранение дисбаланса. Все законы в природе являются вторичными, производными от закона равновесия. Мы привыкли, что в жизни бывают белые и черные полосы, успех сменяется поражением. Это все проявления закона равновесия. Ведь как удача, так и неудача являются нарушением баланса.

Полное равновесие - это когда вообще ничего не происходит, а вот абсолютного не бывает. Во всяком случае, этого еще никому не удавалось наблюдать. В мире постоянно наблюдаются колебания: день - ночь, прилив - отлив, рождение - смерть, и так далее. Даже в вакууме идет непрестанное рождение и аннигиляция элементарных частиц.

Весь мир можно представить в виде маятников, которые раскачиваются, угасают и взаимодействуют друг с другом. Каждый маятник принимает толчки от своих соседей и передает им свои. Одним из основных законодателей, управляющих всей этой сложной системой, является закон равновесия. В конечном счете все стремится к равновесию. Вы сами являетесь своего рода маятником.

Если вам вздумается нарушить равновесие и резко качнуться в какую-нибудь сторону, вы заденете соседние маятники и тем самым создадите вокруг себя возмущение,которое потом обернется против вас. Равновесие можно нарушить не только действиями, но и мыслями. И не только потому, что за ними следуют действия. Как вам известно мысли излучают энергию. В мире материальной реализации все имеет под собой энергетическую основу. И все, что происходит на невидимом уровне, отражается в мире видимых материальных объектов. Может показаться, что энергия наших мыслей слишком мала, чтобы оказывать влияние на окружающий нас мир.

На энергетическом уровне все материальные объекты имеют одинаковое значение. Это мы наделяем их определенными качествами: хорошее - плохое, веселое - грустное, привлекательное - отталкивающее, доброе - злое, простое - сложное и так далее.

Все в этом мире подвергается нашей оценке. Сама по себе оценка не создает неоднородность в энергетическом поле. Сидя у себя в кресле, вы оцениваете: здесь сидеть безопасно, а вот стоять на краю пропасти опасно. Однако в данный момент вас это не беспокоит. Вы просто даете оценку, поэтому равновесие никак не нарушается.

Избыточный потенциал появляется только в том случае, если оценке придается излишне большое значение. Получается, что мысленная энергия стремится искусственно воспроизвести определенное качество там, где его на самом деле нет. Однако сама по себе ошибка в оценке никакой роли не играет. Только важность конкретно для вас наделяет оценку вашей энергией.

Избыточные потенциалы, будучи невидимыми и неощутимыми, тем не менее, играют значительную и притом коварную роль в жизни людей. Действия равновесных сил по устранению этих потенциалов порождают львиную долю проблем. Коварство заключается в том, что человек зачастую получает результат прямо противоположный намерению.

При этом совершенно не понятно, что же происходит. Отсюда возникает ощущение, будто действует какая-то необъяснимая злая сила, своего рода « закон подлости». Почему мы получаем то, чего активно не хотим? Как от нас ускользает, напротив, желаемое. Если на одну чашу весов поставить работу (уйти в работу), а на другую - все остальное, равновесие нарушится и последствия не заставят себя долго ждать.

Результат будет прямо противоположным ожидаемому. Во всем нужно знать меру. Если вы чувствуете, что сильно устаете, что работа стала для вас каторгой, значит, нужно сбавить темп или вообще сменить работу. Усилия сверх меры обязательно приведут к отрицательному результату.

На вас может навалиться депрессия. А как же, ведь вы принуждаете себя делать то, что вам в тягость. Разум твердит: « Давай, надо зарабатывать деньги!». А душа (подсознание) удивляется: « Разве для того я пришла в этот мир, чтобы страдать и мучиться? Для чего мне все это?. В конце концов, вы получите хроническую усталость ощущение, что бьешься как рыба об лед, а толку никакого.

Другие люди при этом добиваются большего, затрачивая при этом гораздо меньше усилий. Вам необходимо срочно снизить свою « планку важности», пересмотреть свое отношение к работе, чтобы устранить избыточный потенциал. Обязательно должно быть свободное время, когда вы можете заниматься тем. Что вам нравится помимо работы. Кто не умеет отдыхать, отключаться, то не умеет работать.

Приходя на работу, сдайте себя в аренду (во временное пользование). Отдайте свои руки и голову, но не сердце. Маятнику работы нужна вся ваша энергия, но вы же пришли в мир не только для того, чтобы на него работать? Ваша эффективность в работе заметно возрастет, когда вы устраните избыточные потенциалы и освободитесь от маятников.

Сдавая себя в аренду, действуйте безупречно. Не допускайте мелких оплошностей, за которые вас смогут обвинить в элементарной халатности. Безупречность касается ваших обязанностей. Сдавать себя в аренду вовсе не означает действовать расхлябанно, безответственно. Это означает действовать отрешенно, не создавая избыточных потенциалов, но при этом четко выполнять то, что от вас требуется. В противном случае могут возникать неприятности.

« Уход в работу» оправдан только в одном случае - если работа является вашей целью. В этом случае работа служит тоннелем, ведущим вас к успеху. Такая работа, наоборот, накачивает энергией, дает радость, вдохновение и удовлетворение. Если вы из тех редких счастливчиков, которые могут с уверенностью сказать так про свою работу, значит, вам не о чем беспокоиться.
Все изложенное в полной мере относится также к учебе