Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

С какого месяца повышение зарплаты бюджетникам. Доходам обещан рост: когда зарплаты в России начнут увеличиваться? Повышение зарплат работникам бюджетных учреждений

Величина заработной платы российских бюджетников урегулирована на федеральном уровне. Оплата за полностью отработанный период не может быть ниже определенного государством значения. За основу в этом случае берется так называемый МРОТ - минимальная сумма платы за труд. Это тот индикатор выплат за выполнение профессиональных обязанностей, на который должны ориентироваться работодатели.

Повышение МРОТ и зарплата бюджетников: есть ли зависимость

От величины МРОТ напрямую зависит и трудовой доход бюджетников. Он не может быть ниже, чем установленный минимальный размер.

Внимание! Легально работодатель сможет платить меньше определенного минимума тогда, когда работник отрабатывает положенный период не полностью, либо трудится по совместительству, не на полную ставку.

При повышении минимальной суммы по Российской Федерации корректируются в большую сторону и оплата труда тех бюджетников, что в результате такого увеличения стала ниже определенного государством порога. У той категории, чьи трудовые доходы сравнялись либо превысили законодательно урегулированное значение, все остается на прежнем уровне.

Зависит ли зарплата бюджетников от величины МРОТ


Чтобы понять, как зависит доход от работы сотрудников бюджетной сферы от величины МРОТ, рассмотрим следующие примеры.

Пример № 1. Гражданка А. работает на предприятии и ее трудовой доход на 1 мая 2018 года составлял 10 000 рублей. Так как после увеличения порога оплаты с 1 мая 2018 года до 11 163 руб. размер стал ниже определенного государством значения, ее зарплату подняли на 2 000 руб. Пример № 2. Гражданин Б. трудится в учреждении и его зарплата до 1 мая 2018 года составляла 15 000 руб. После повышения МРОТ его доход не стал ниже определенного значения, поэтому руководство не посчитало нужным увеличить заработную плату Б. Важно! Регионы имеют право самостоятельно устанавливать на основании регионального или иного соглашения. Однако она не может быть ниже федеральной планки. Если это происходит, например, как в Белгородской и Владимирской области, то применяется общероссийский минимум.

Изменения в зарплатах бюджетников с 1 мая 2018 года

Величина минимального порога оплаты труда с 1 мая 2018 года была определена в 11 163 рубля, что составило сумму прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для группы трудоспособного населения.

Правомерно ли, если оклад меньше МРОТ в 2019 году

Главная цель установления определенной величины дохода для сотрудника - обеспечение прав работников на получение минимально гарантированной оплаты своих профессиональных усилий со стороны работодателей. Такой своеобразный контроль со стороны государства помогает избежать произвола на рынке труда.

По общему правилу заработная плата должна быть равна или выше МРОТ. Она может состоять из:

  • оклада;
  • премии;
  • доплат за особые условия труда (вредная, опасная, в ночное время, сверхурочная), стаж работы и прочее.

Поэтому вполне возможно, что оклад бюджетного работника может быть ниже определенного значения оплаты. Однако в результате получения дополнительных выплат общая сумма трудового дохода становится равна или выше определенного значения, что позволяет работодателю избежать нарушения закона в сфере оплаты труда.

Пересчет заработной платы при повышении МРОТ


Если работник в результате повышения государством величины трудового дохода стал получать плату за труд ниже определенного значения, обязанность работодателя - произвести ее повышение. Оно достигается путем пересчета зарплаты сотрудника. Работодатель может увеличить оклад либо ввести повышенные доплаты. Например, установить ежемесячную премию, выплачиваемую вне зависимости от результата работы. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах.

Пример 1

Работник К. до увеличения МРОТ в мае 2018 года получал заработную плату в сумме 10 500 рублей. Она состояла из оклада в 6 000 рублей и ежемесячной премии в размере 75% от него, то есть 4 500 руб.

Руководством было принято решение увеличить сумму ежемесячной премии К. до 100% оклада, то есть до 6 000 руб. Таким образом, заработная плата сотрудника стала составлять 12 000 руб., что выше установленного минимума. При этом величина оклада осталась неизменной.

Пример 2

Сотрудник М. до 1 мая 2018 года получал зарплату в размере 9 500 руб. Она состояла из оклада в сумме 5 000 руб., ежемесячной премии в 3 000 руб. и доплаты за выслугу лет в 1 500 руб.

После увеличения государством суммы платы за труд работодатель решил повысить размер заработной платы М. путем увеличения его должностного оклада до 7 000 руб.

Таким образом, доход сотрудника составил 11 500 руб. в месяц, что выше установленной минимальной величины.

Рост зарплат с 1 января 2019 года в связи с повышением МРОТ

Так как федеральным законодательством установлено повышение минимального порога оплаты ежегодно до величины прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2 квартал предшествующего года, то с 1 января 2019 года увеличение зарплаты стоит ожидать тем бюджетным работникам, чей доход от трудовой деятельности при полной рабочей неделе в результате станет ниже минимального порога.

Работодатели будут поставлены перед выбором, какую обязательную часть платы за труд увеличить, чтобы подтянуть ее размер до необходимого минимума. Те из них, кто затянет с решением данного вопроса либо откажется производить подобные мероприятия, могут быть привлечены не только к административной, но и уголовной ответственности.

Внимание! В настоящее время сумма прожиточного минимума за 2 квартал 2018 года официально не установлена.

Связь зарплаты бюджетников и МРОТ


Государство гарантирует сотрудникам бюджетной сферы такую оплату труда, которая не может быть ниже установленного им порога. Если работодатель по каким-либо причинам нарушит установленное правило, то за это он понесет ответственность.

Более низкий размер МРОТ порой может быть установлен в субъекте РФ на основании соглашения. Такая ситуация наблюдается в ряде областей, например, Курганской. Поэтому в таких регионах применяется за минимальный порог сумма, определенная на федеральном уровне.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Как зависит оклад бюджетников от МРОТ


Как было отмечено выше, не всегда увеличение размера платы за труд ведет к обязательному повышению оклада бюджетника. Это происходит только в том случае, когда общая сумма заработной платы не дотягивает до установленного минимума и работодатель примет решение увеличить именно оклад сотрудника.

Однако в организации могут пойти иным путем и повысить, например, размер ежемесячной премии или иных обязательных выплат.

Важно! К постоянным доплатам к окладу не относятся компенсации за отпуск, командировочные расходы, премия по итогам года и подобные выплаты.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Большинство работников бюджетных учреждений до сих пор получают зарплаты ниже, чем средние по регионам. Хоть большинство из них идет в профессию по призванию, они тоже рассчитывают на достойную оплату своего труда.

В 2019 году ожидается увеличение оплаты труда как работникам бюджетной сферы, так и государственным служащим, а также военным.

МРОТ вырастет, а бюджетники станут зарабатывать больше

Российским правительством предложено с 1 января 2019 года повысить величину МРОТ. Так, в следующем году «минималка» будет составлять 11 280 рублей, что являет собой 100% ПМ для трудоспособной категории населения по итогам II квартала 2018 года.

Увы, повышение МРОТ будет несущественным - всего 117 рублей (+1.048%). Но это в центральном и южном районах. Для Чукотского АО повышение составит 351 рублей. Чтобы зарплата бюджетников выросла, потребуется выделить из бюджета не менее 5 миллиард рублей.

В рамках заседания 3-сторонней комиссии Татьяной Голиковой было замечено: с начала следующего года пособие по безработице составит максимум 8 000 рублей, минимум - 1 900 рублей. Сейчас безработные получают помощь в размере минимум 850 рублей или максимум 4 900 рублей.

Выделенные 5 миллиарда рублей поделят:

  • 1.4 миллиарда рублей предусмотрены для повышения зарплат работникам федеральных госучреждений;
  • 3.6 миллиарда рублей предусмотрена для повышения зарплат работников госучреждений российских регионов и муниципалитетов.

Последние новости на 14 октября: правительством внесен проект бюджета на 2019 - 2021 гг. Так, в следующем году объем доходов и расходов составит 19 969 триллион рублей и 18 037 триллион рублей соответственно. Размер профицита будет 1 932 триллиона рублей (1.8% ВВП).

Зарплаты бюджетников планируют довести от средних региональных трудовых доходов до:

  • 100% - школьных учителей, людей, которые работают в сфере культуры, социальных работников, среднего медицинского персонала;
  • 200% - врачей, научных сотрудников, преподавателей в университетах.

У врачей и учителей заработные платы увеличатся на:

  • 6% - в следующем году;
  • 5.4% - еще через год;
  • 6.6% - в 2021 году.

Кого коснется повышение зарплат

Работники бюджетной сферы социально слабо защищены , ведь уровень их благосостояния полностью зависит от государства. Поэтому вопрос повышения зарплат бюджетникам – достаточно актуальный.

Регулярное повышение заработной платы разным категориям работников – гарантия того, что их доходы будут расти вслед за ростом цен на основные товары. Однако не всегда и не для всех категорий бюджетников повышение зарплаты производится в соответствии с уровнем инфляции – отклонения могут быть как в сторону более быстрого роста, так и наоборот.

К бюджетникам относят несколько отдельных категорий работников:

  • непосредственно сотрудники бюджетных учреждений – учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.;
  • представители власти – государственные служащие федерального, регионального и муниципального уровней;
  • военнослужащие и сотрудники военизированных и силовых структур (сотрудники полиции, противопожарной службы, национальной гвардии и т.д.).

Уровень оплаты труда для разных категорий работников устанавливается по отдельности и регламентируется разными нормативно-правовыми актами. От этого отличается и непосредственно сам уровень оплаты труда:

Как видно, чиновники и силовики в России получают значительно больше, чем сотрудники непосредственно бюджетных учреждений (многие из которых получают зарплату даже ниже, чем средняя по стране). При этом более высокий уровень оплаты труда научных работников связан с немногочисленностью таких работников (большинство ученых в России работают в сфере образования).

Повышение заработной платы в 2019 году ожидается у представителей всех категорий бюджетников , однако величина этого повышения будет отличаться.

Повышение зарплат работникам бюджетных учреждений

Среди всех категорий работников, которые получают зарплату из бюджета, наименее социально защищены именно работники бюджетных учреждений (что видно из графика). При этом для разных категорий работников бюджетной сферы уровни заработной платы тоже различаются:

Стоит отметить, что повышение зарплат работникам бюджетных учреждений запланировано «Майскими указами» Президента РФ от 2012 года. Согласно ним, для некоторых категорий бюджетников должны существенно улучшиться социальные стандарты. Однако по состоянию на 2017 год большинство индикаторов не выполняются:

Год Кому должны повысить Ориентир для повышения План Факт (2017) Процент выполнения
2012 Учителя в школах Средняя зарплата по региону 39167 34027 86,9
2013 Воспитатели в детских садах Средняя зарплата в сфере общего образования 34027 29027 85,3
2018 Мастера и преподаватели профессионального образования; работники культуры Средняя зарплата по региону 39167 32212-32466 82,2-82,9
2018 Преподаватели ВУЗов; научные сотрудники; врачи 200% средней зарплаты по региону 78334 56445-63831 72,1-81,5
2018 Социальные работники; младший и средний медицинский персонал Средняя зарплата по региону 39167 21413-30246 54,7-77,2

Как видно, наиболее близко к целевым показателям приближается уровень оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений (но достигнут он должен был еще в 2012 году). Важно, что это данные в целом по России, в некоторых регионах местные власти добились почти полного соответствия фактических показателей целевым значениям.

Стоит также отметить, что зачастую выполнение «Майских указов» проводится путем не фактического повышения зарплаты, а через манипулирование цифрами:

  • сокращение и перевод младшего медицинского персонала в другие категории (например, перевод санитарок в разряд уборщиц) – в этом случае такие работники не попадают под повышение зарплаты. За 5 лет младший медицинский персонал сократился с 1,44 до 1,32 миллиона человек;
  • сокращение персонала в сфере образования (за 5 лет – с 2,32 до 2,17 миллионов человек). Сокращают высокооплачиваемых сотрудников (с научными степенями и званиями), перераспределяя их зарплаты на другие должности. Одновременно сокращают низкооплачиваемые рабочие места;
  • перераспределение обязанностей из-за сокращения персонала. Например, в здравоохранении обязанности сокращенного младшего персонала перенесли на средний медперсонал. Некоторые обязанности передают на аутсорс.

С 1 мая 2018 МРОТ повысился до 11163 рубля и сравнялся с прожиточным минимумом. Теперь заработная плата работников не может быть менее этой суммы. А что на деле?

Повышение в «бюджете»

По данным статистики, около 1,6 млн. работников бюджетной сферы получали зарплату ниже прожиточного минимума.

Распоряжением Правительства от 16.03.2018 №440-р выделены ассигнования в размере 20 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ с 1 мая.

Кроме того, Распоряжением от 27.04.2018 №780-р из резервного фонда Правительства выделяются ассигнования в размере 16,3 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на выплату районных коэффициентов к зарплате и процентных надбавок, установленных на федеральном уровне и на повышение оплаты труда бюджетников в связи с увеличением МРОТ.

«Еще никогда в Российской Федерации не было такого роста заработных плат отдельных категорий в бюджетном секторе», - заявил глава Минтруда Максим Топилин.

Повышение в «коммерции»

Коммерческие фирмы должны самостоятельно изыскать средства для доведения зарплаты своих сотрудников до федерального МРОТ. Отметим, что работодателям из некоторых регионов не придется суетиться из-за нового федерального МРОТ. Им нужно ориентироваться на региональную «минималку», которая выше федеральной.

Например, в Москве МЗП составляет 18742 руб., в Московской области - 13750, в Санкт-Петербурге - 17000, в Ленобласти - 11400 руб. Кроме того, региональная МЗП выше общероссийского МРОТ в таких регионах как Тульская область, Магаданская область, Камчатский край.

Напомним, в северных регионах «минималка» должна быть увеличена на показатель районного коэффициента.

Тем работодателям, которые до 1 мая платили сотрудникам меньше МРОТ, необходимо пересмотреть выплаты и внести изменения в трудовые договоры.

Как показывают предварительные итоги , который проводится на нашем сайте, 30% работодателей провели повышение. К слову, большинство (45%) и так платили своим работникам больше, чем 11163 руб.

Неповышение в «коммерции»

Между тем 25% опрошенных нами работодателей пошли другим путем. Они повысили зарплату, не повышая ее.

Как известно, согласно ст. 133 ТК платить не ниже МРОТ следует тем сотрудникам, которые полностью отработали норму рабочего времени. Если сотрудник работает неполное рабочее время, то и зарплата ему выплачивается пропорционально.

Например, до 1 мая 2018 сотруднику Иванову начислялась зарплата в размере МРОТ в сумме 9489 руб.

С 1 мая при 8-часовом рабочем дне на стандартной пятидневке его зарплата не может быть ниже 11163 руб. Однако работодатель одновременно с повышением оклада до нового МРОТ переводит сотрудника на неполный день, формально соблюдая нормы ТК.

9489/11163*8=6,8 часов или 0,85 ставки.

Таким образом, если сократить рабочий день сотрудника на 1 час, сделав его 7-часовым, то платить Иванову можно не 11163, а 9767,63 (11163/8*7).

Отметим, что причины для такого изменения рабочего времени по инициативе работодателя, ограничены нормами ст. 74 ТК.

Однако инициативу может проявить и сам работник. Если сотрудники вдруг решили с мая 2018 перейти на неполный рабочий день, письменно заявив об этом, работодатель вправе удовлетворить их просьбу.

Что грозит работодателям

За выплату зарплаты ниже МРОТ тем, кто отработал месячную норму, полагается штраф.

Штрафы на этот случай прописаны в ч.6 ст. 5.27 КоАП и составляют:

  • на юрлиц - от 30 до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. рублей;
  • на ИП - от 1 до 5 тыс. рублей.
Отметим, в последнее время контролирующие органы уделяют немало внимания работе по легализации зарплат. Под руководством Минтруда в каждом субъекте РФ созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов

Кроме того, например, трудинспекторам данные по работодателям, которые начисляют взносы с зарплаты, начисленной ниже МРОТ.

ПФР граждан сообщать информацию о работодателях, которые предлагают получать часть зарплаты «в конверте».

Налоговики по ряду признаков фирмы с серыми зарплатами. Например, их внимание заострится, если они заметят, что у сотрудника на новом месте работы заработная плата ниже, чем на предыдущем (по данным справок 2-НДФЛ), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях.

Ещё в начале 2018 года правительством было принято решение о повышении заработных плат всем государственным служащим, в частности, бюджетникам, до прожиточного уровня, предусматривающего полную потребительскую корзину. Эта программа должна была выполняться постепенно в три этапа. Как обстоят дела с решением этого вопроса на самом деле, попробуем проанализировать ситуацию в этой статье.

Кто такие бюджетники и повысят ли им зарплату с 1 декабря 2018 года?

Постоянно растущая инфляция, подчиняющаяся влиянию кризиса, вынуждает правительство беспрестанно регулировать уровень заработных плат населения. В особенности это касается зарплаты бюджетников, чьи оклады привязаны к государственной казне или к региональным бюджетам. Поэтому больше всего вопрос о повышении зарплат волнует именно эту категорию служащих. К ним относятся:

  • Учителя, работающие в госучреждениях;
  • Воспитатели и няни детских садов;
  • Преподаватели вузов;
  • Работники науки;
  • Трудящиеся различных культурных учреждений: музеев или библиотек;
  • Медицинские работники.

Следует отметить, что эти же специальности в частных заведениях к бюджетникам не приравниваются.

С начала 2018 года уже были произведены индексации зарплат бюджетников и других малозащищенных слоев населения в связи с повышающейся инфляцией. А сравнять минимальную зарплату с уровнем прожиточного минимума планировалось в первой декаде 2019 года. Но поскольку экономическая ситуация в России неожиданно стабилизировалась, то глава страны пересмотрел сроки выполнения этого Указа, поэтому уже с мая месяца 2018 года было вынесено решение об изменении зарплат бюджетников с учётом индексации и приравнивания к минимальному прожиточному уровню населения.

Повышение окладов бюджетников, в частности, учителям и медицинским работникам, планируется в пределах 4%.

Будет ли повышение зарплат бюджетникам с 1 декабря 2018 и кому её повысят

Информация о повышении зарплат бюджетникам с 1 декабря 2018 года в различных источниках выглядит весьма неоднозначно. Но уже понятно, что этот наболевший вопрос всё-таки будет решаться. За текущий год уже были проведены индексации зарплат некоторым слоям населения. Но поскольку зарплата учителей и медицинских работников намного «отстаёт» от уровня других развитых стран, то правительство планирует решить этот вопрос путём индексаций соответственно росту инфляции.

Понятно одно, что повышение зарплат на 4% не слишком изменит ситуацию, но хотя бы частично перекроет ущерб. А учитывая то, что все надбавки и премии бюджетников рассчитываются от непосредственного заработка, то общий доход их вырастет в пределах от 6% до 10%. Повышение заработной платы бюджетникам с 1 декабря 2018 года обусловливается ещё и тем фактом, что в России постепенно увеличивается пенсионный возраст трудящихся. Поэтому, чтобы хоть как-то «сгладить» этот момент, такая мера просто необходима.

На секрет, что зарплаты российских медработников и учителей на фоне других европейских стран выглядят, мягко выражаясь, «скромно». Конечно, экономическая нестабильность бюджета не позволяет сделать большой рывок в направлении их повышения. Но предусматривается поэтапное решение этой проблемы.

Так, к примеру, губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв уже распорядился о повышении зарплат некоторым группам бюджетников с 1 сентября 2018 года. В этот список войдут:

  • Физкультурные работники – на 10%;
  • Медицинские работники – на 15%;
  • Учителя, классные руководители – на 15%;
  • Некоторые работники из сферы социальной политики – 10%;
  • Мастера обучения производству – 5%.

Не обошел он стороной и работников клубов и ДК в сельской местности, рекомендовав поднять их заработок на 15%.

Хороший пример для подражания. Будем надеяться, что остальные чиновники не заставят себя долго ждать в этом начинании.