Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Что такое аудит потерь резервов времени. Аудит рабочего времени. Как понять, на что сотрудники расходуют время? Пример практического применения ММН

18 Апреля, 2014 В данной статье речь пойдет об аудите рабочего времени. В первую очередь хотелось бы определиться, что же такое рабочее время?


Рабочее время - это предусмотренное законом время, период, в течение которого работник должен находиться на работе и выполнять прямые служебные обязанности. Реально рабочим считается время, отмеченное в табеле. Продолжительность рабочего времени устанавливается в часах, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.


Гульнара Кабасова, HR-Специалист, Intercomp Казахстан

Поэтому каждый работодатель справедливо и логично считает и предполагает, что, покупая 8 часов рабочего времени сотрудника, оно целиком будет использовано для выполнения служебных обязанностей, так как рабочее время сотрудников - главный ресурс компании.


Для руководителей современных компаний не секрет: определенную часть офисных часов сотрудники тратят впустую. По данным ряда исследований, на это уходит как минимум 10% рабочего времени.


Как же определить, как сотрудники используют рабочее время?


В этом поможет «Анализ использования рабочего времени», который даст оценку рациональному использованию трудовых ресурсов.


Есть множество методов, но в данной статье речь пойдет об ММН (метод моментных наблюдений).


ММН — это эффективный и довольно простой в применении способ выявления резервов рабочего времени сотрудников/оборудования. Его главные преимущества состоят в том, что он не требует от наблюдателя ни специальной подготовки, ни больших затрат времени и средств на свою реализацию. Поэтому, любой руководитель (компании, структурного подразделения, магазина, склада и т.п.) может без особого труда использовать его в своей управленческой практике.


Метод моментных наблюдений (ММН) - это способ, позволяющий изучать затраты рабочего времени, а также определять фактическую загрузку работников и степень использования оборудования на предприятии.


Суть метода заключается в проведении в случайно выбранные моменты времени непродолжительных и нерегулярных наблюдений и установлении на основании полученной информации удельного веса и абсолютных значений затрат и потерь рабочего времени. Базируется данный метод на законе больших чисел, согласно которому средние результаты при большом количестве независимых наблюдений относительно устойчивы и мало зависят от результатов отдельных наблюдений.


Как и любой другой метод ММН имеет свои достоинства и свои недостатки.


Достоинства ММН:


  • Охват одним наблюдателем практически неограниченного числа объектов.
  • Низкая трудоемкость проведения наблюдений.
  • Возможность осуществлять наблюдения с перерывами различными по своей продолжительности (на следующий день, по истечении одного или нескольких дней и т.д.) без ущерба качеству исследования.
  • Допустимость неинформирования работников о проведении исследования (проведение скрытых наблюдений).
  • Отсутствие психологического прессинга на работников со стороны наблюдателей.
  • Производство наблюдений лицами, не имеющими специальной подготовки, в том числе самими руководителями.
  • Низкая трудоемкость обработки материалов наблюдений.


Недостатки ММН:


  • Получение по итогам наблюдений исключительно усредненных результатов.
  • Вероятность неполного отражения структуры затрат рабочего времени.
  • Получение лишь частичной информации о причинах простоев и потерь рабочего времени.


Возможности метода:


Метод наиболее эффективен при решении следующих задач:


Определение и оптимизация загрузки исполнителей работ/оборудования;

Выявление и ликвидация простоев исполнителей работ/оборудования;

Разработка мероприятий по совершенствованию организации труда;

Получение исходных данных для расчета нормативов подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и норм обслуживания.


Необходимое условие для успешного применения ММН:


Решающее значение при проведении моментных наблюдений имеет объем производимых наблюдений. Он должен быть достаточным, чтобы обеспечить достоверность и репрезентативность получаемых результатов. Устанавливается этот объем с учетом правил статистики по следующей формуле:



Где

M - необходимый объем наблюдений;

K - ориентировочный коэффициент полезного использования рабочего времени;

(1-K) - удельный вес перерывов/простоев;

p - допустимая величина ошибки результатов наблюдения, %;

t - коэффициент доверительной вероятности (коэффициент доверия).


Величина коэффициента K определяется на основании ранее проведенных исследований. Если исследования не проводились и соответственно достоверных данных о величине этого коэффициента нет, то он берется ориентировочно или принимается равным 0,5, поскольку именно этой величине соответствует максимум дисперсии доли, от которой зависит ошибка выборки:



Величина p обычно находится в пределах от 3 до 10%. Коэффициент доверительной вероятности t для стабильного производственного процесса (при частой повторяемости элементов затрат рабочего времени) принимается равным 1,4 (соответствующая ему доверительная вероятность - 0,84) . Для нестабильного производственного процесса (единичное и мелкосерийное производство) t=1,7 (соответствующая ему доверительная вероятность - 0,92) . Вообще в практике исследований рабочего времени вероятность возникновения того или иного события принято ограничивать в пределах от 0,84 до 0,95. Это означает, что в 84-95 случаях из 100 ошибка не выйдет за пределы допустимой.


Алгоритм организации исследования Алгоритм организации исследования состоит из пяти следующих шагов.


Шаг первый: постановка целей . Как правило, целями исследования, проводимого методом моментных наблюдений, являются: определение структуры затрат рабочего времени как группой сотрудников, так и отдельно каждым из них, а также выявление относительного объема потерь рабочего времени (простоя, несанкционированных перерывов и пр.). В последнем случае наблюдатель может фиксировать только моменты непроизводительных затрат (потерь) рабочего времени.


Шаг второй: определение длительности исследования, количества наблюдений и выборки работников . Одно из самых главных преимуществ метода моментных наблюдений состоит в том, что он позволяет охватить достаточно большую группу работников - до 30-40 человек и более. В остальном подход к определению длительности исследования аналогичен тому, который применяется при использовании метода фотографии (самофотографии) рабочего времени. Для получения достоверных данных количество наблюдений должно быть достаточно большим. Разумеется, чем больше количество наблюдений, тем выше затраты предприятия на проведение исследования, поэтому длительность наблюдений должна быть экономически целесообразной. В учебниках по нормированию труда приведены формулы расчета количества наблюдений, необходимого для получения результатов с заданной точностью.


На практике желательно, чтобы наблюдение охватывало полный цикл работ. Если это невозможно (цикл работ очень продолжительный или подразумевает выполнение разнородных работ в разные периоды), все выполняемые работы могут быть экспертно разбиты на отдельные группы (например, в бухгалтерии - периоды текущей деятельности и периоды подготовки отчетности). Тогда наблюдения будут проводиться либо отдельно для каждой группы работ, либо с перерывами (например, ежемесячно в течение недели на протяжении двух-трех месяцев). Для получения достоверных данных о временных затратах персонала на подготовительно-заключительный период работы, обслуживание рабочего места, а также о потерях времени в связи с опозданием на работу и ранним уходом с нее наблюдение должно проводиться в течение всей рабочей смены (рабочего дня).


Шаг третий: подготовка бланков моментных наблюдений. Формат бланка моментных наблюдений может быть таким, какой показан в приложении. Наблюдатель указывает в соответствующей графе время начала движения по маршруту и, перемещаясь в размеренном темпе, обходит все рабочие места, отмечая в графе код работы, выполняемой каждым сотрудником в момент наблюдения. Предварительно изучив деятельность работников с помощью должностных инструкций, технологических карт, используемых в работе регламентов, а также интервью с сотрудниками и в ходе наблюдения за их деятельностью, целесообразно заранее выделить наиболее часто выполняемые виды работ и присвоить им коды. Правила перемещения наблюдателя просты: можно обходить все рабочие места подряд либо наметить несколько маршрутов (например, туда и обратно) и чередовать их в случайном порядке.


Шаг четвертый: инструктаж наблюдателей. Не всегда наблюдение проводит сам HR-менеджер. Как правило, у него нет возможности полностью посвятить этому несколько рабочих дней. Целесообразно привлекать к такой работе стажеров, студентов вузов или ассистента HR-менеджера. Необходимо заблаговременно ознакомить наблюдателя с деятельностью исследуемой группы работников, он должен иметь представление о тех или иных видах работ, которые будут отмечаться соответствующими кодами. Для начала HR-менеджеру следует пройти по маршруту вместе с наблюдателем, познакомить его с начальником отдела или мастером цеха, в котором будет проводиться наблюдение, для того чтобы в последующем при необходимости можно было обратиться к ним за разъяснениями.


Наблюдение следует начинать точно в момент начала рабочего дня (рабочей смены) и завершать в момент его официального окончания (либо фактического, если специалисты задерживаются после окончания рабочего дня). Результат каждого наблюдения заносится в таблицу с присвоением соответствующего кода. Если наблюдаемую деятельность невозможно отнести к тому или иному виду, которому присвоен код, наблюдатель присваивает ей следующий по порядку код и записывает его на бланке (для этого целесообразно оставить в таблице несколько пустых строк).


Ежедневно по окончании наблюдения наблюдатель сдает заполненные бланки моментальных наблюдений HR-менеджеру. По крайней мере, в течение первого дня исследования нужно несколько раз проверить, правильность ведения наблюдения, и при необходимости откорректировать действия наблюдателя.


Шаг пятый: обработка результатов. Обработка полученных в ходе исследования данных начинается с подсчета количества моментов наблюдений по каждой категории затрат рабочего времени. По завершении исследования сведения о состоянии рабочих мест в каждый момент наблюдения, полученные за все дни по каждому работнику, заносятся в таблицу, составленную в Excel. Получается матрица, в которой по горизонтали указаны работники, а по вертикали коды наблюдаемых видов деятельности. Общее количество наблюдений получают с помощью функции СЧЕТ. Количество наблюдений за каждым видом деятельности (кодом) суммируют функцией СЧЕТЕСЛИ. Результаты могут быть представлены как по каждому сотруднику в отдельности (если целью исследования является, например, сравнение наиболее и наименее успешных работников), так и по подразделениям или группам работников.


Чтобы получить данные о структуре затрат рабочего времени, количество наблюдений по каждому виду деятельности делят на общее число наблюдений.

"Временем управлять невозможно!
Поэтому важно управлять... собой и... другими".

Тренинг предназначен для всех, кому не хватает 24-х часов в сутках, кто заинтересован в повышении эффективности собственной профессиональной и личной жизни.

Цели тренинга:

Стратегические :

  • Повышение эффективности деятельности;
  • Приобретение навыков эффективного планирования и управления временем;
  • Добиваться успеха, не тратя много времени.

Частные :

Приобретение навыков грамотной постановки целей и планирования их достижения с учетом необходимых ресурсов;

  • Приобретение навыков расстановки приоритетов и распределения времени в соответствии с ними;
    • Освоение неиспользуемых резервов времени и уничтожения "пожирателей" времени;
  • Анализ индивидуальных проблем и способов уменьшения потери времени;
    • Освоение новых техник тайм - менеджмента и адаптация их для себя.

Методы проведения тренинга:

  • Интенсивное обучение, основанное на опыте.
  • Индивидуальный подход к каждому участнику.
  • Ролевые и ситуационные игры, дискуссии, индивидуальные упражнения, тестирование, лекционные вставки.

ПРОГРАММА:

1. Что такое – «тайм-менеджмент»?

  • Время как невосполнимый ресурс.
  • Основные закономерности "расширения" времени.
  • Аудит временных потерь.
  • «Поглотители времени» - внутренние и внешние
    • коллеги
    • ненужные действия
    • непредвиденные ситуации
  • Техники борьбы с поглотителями.
  • Хронометраж - истинное количество времени для достижения задачи
    • способы
    • результаты
    • важность
Создание банка индивидуальных «пожирателей времени».

2. Постановка целей.

  • Определение и формирование цели.
  • Процесс постановки целей.
  • Построение дерева целей.
  • Конфликт целей.
  • Пути и стратегии достижения цели

Формирование оценки индивидуальных целей по формату SMART .

3. Планирование времени.

  • Система планирования времени.
  • Виды планов и их создание.
  • График работоспособности.
  • Организация повседневной деятельности.
  • Задачи с фиксированным и неопределённым сроком исполнения
  • Методы планирования
    • "Альпы".
    • Метод швабры.
    • "Неделька".
    • Карта мыслей.
    • Кайрос и хронос.

Создание графика ежедневной индивидуальной работоспособности.

4. Принципы и правила тайм - менеджмента.

  • Оптимальное использование имеющихся ресурсов.
  • Контроль планирования.
  • Пирамида приоритетов
  • Матрица управления временем.
  • Разделение полномочий.
  • Принципы эффективного отдыха.
  • Рационализация посредством группировки задач.
  • Принцип Парето.

5. Инструменты экономии времени.

  • Эффективное проведение совещаний.
  • Организация и проведение переговоров.
  • Ведение корреспонденции
  • Эффективное делегирование
  • Контроль результатов и оценка деятельности.
  • Методы постановки и решения задач
  • Техники управления временем.
    • Личные награды и наказания.
    • Поедание лягушек.
    • Разрезание слона.
    • Метод швейцарского сыра.

6. Самоменеджмент – функции и возможности.

  • Влияние индивидуальных установок на использование времени.
  • Самодисциплина при выполнении задач.
  • Улучшение самоконтроля.
  • Уменьшение стрессов и нервного напряжения.
  • Преодоление забывчивости.
    • Сокращение помех и нежелательных перерывов.

Создание индивидуального плана по внедрению тайм-менеджмента в личную и профессиональную деятельность.

ТАТЬЯНА СОТНИКОВА

  • Бизнес-тренер, консультант (ITC Group/ АйТиСи Груп),
  • Старший преподаватель СПб ГУ (соискатель, тема диссертации «Командообразование»),
  • Директор по персоналу (дистрибуция), Директор по развитию (туризм), Индивидуальный Предприниматель.
  • Финалист конкурса Сбербанка «Бизнес-тренер России- 2010»,
  • Финалист конкурса эссе Московской школы бизнеса «Развитие бизнес – образования России»,
  • Автор книги «Отдел продаж под ключ» (2009, издательство « ТД Питер»),
  • автор публикаций в журналах «Управление продажами», «Личные продажи», «Справочник по управлению персонала», «Бизнес. Образование. Право.»

Формат работы: с 10:00 до 18:00 с обедами и кофе-паузами

Место проведения: конференц-зал «АиФ», г.Минск, ул.Б.Хмельницкого д.7, ком.402

Стоимость участия: 3 500 000 бел. рублей без НДС согласно Налоговому кодексу РБ от 29.12.2009 71-3, гл. 34, ст. 286
При оплате по 9 августа 2012: 3 150 000 бел. рублей

дМС ЮЕЗП МАДЙ ОБЮЙОБАФ ЙЪХЮБФШ Й ПУЧБЙЧБФШ ФБКН-НЕОЕДЦНЕОФ? дМС ФПЗП ЮФПВЩ ВПМШЫЕ ХУРЕЧБФШ, ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ВПМЕЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ЙНЕАЭЕЕУС Ч ЙИ ТБУРПТСЦЕОЙЙ ЧТЕНС. ч ПВЭЕН ВМБЗПФЧПТОПН ЧМЙСОЙЙ ФБКН-НЕОЕДЦНЕОФБ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ ДЧЕ ЗМБЧОЩЕ УПУФБЧМСАЭЙЕ.

чП-РЕТЧЩИ, ЧЩ ХЮЙФЕУШ МХЮЫЕ ПТЗБОЙЪПЧЩЧБФШ УЧПЙ ДЕМБ, ВПМЕЕ ТБЪХНОП ТБУРТЕДЕМСФШ ЙИ ЧП ЧТЕНЕОЙ. чП-ЧФПТЩИ, ПВОБТХЦЙЧБЕФЕ ТЕЪЕТЧЩ ЧТЕНЕОЙ, ЛПФПТЩЕ ДП УЙИ РПТ ЙУРПМШЪПЧБМЙУШ ОЕ УБНЩН ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН ПВТБЪПН (ЙМЙ ЧПЧУЕ ФТБФЙМЙУШ ВЕУРПМЕЪОП), Й ФЕ РПНЕИЙ, ЛПФПТЩЕ НЕЫБАФ ЧБН ХУФТБЙЧБФШ УЧПА ЦЙЪОШ ФБЛ, ЛБЛ ЧБН ВЩ ИПФЕМПУШ.

рПЗПЧПТЙН П ФПН, ЛБЛ ОБХЮЙФШУС ОБИПДЙФШ Й ЙУРПМШЪПЧБФШ УЛТЩФЩЕ ТЕЪЕТЧЩ ЧТЕНЕОЙ, Б ФБЛЦЕ ЛБЛ ВПТПФШУС У «РПЦЙТБФЕМСНЙ ЧТЕНЕОЙ» — ФЕНЙ РПНЕИБНЙ, ЛПФПТЩЕ РТЕРСФУФЧХАФ ТБГЙПОБМШОПНХ ЧЩРПМОЕОЙА ЧБЫЙИ ЪБДБЮ. юФПВЩ ЪБРХУФЙФШ ЬФПФ РТПГЕУУ, РПРТПВХКФЕ ЧПУРПМШЪПЧБФШУС УМЕДХАЭЙНЙ НЕФПДБНЙ.

чТЕНС Ч РХФЙ

оБ РПЕЪДЛЙ ПВЩЮОП ХИПДЙФ ПЮЕОШ НОПЗП ЧТЕНЕОЙ, Й, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЧУЕ ЬФЙ ЮБУЩ УРЙУЩЧБАФУС ЙНЕООП Ч ЗТБЖХ «ТБУИПДЩ». рПРТПВХЕН ЙЪНЕОЙФШ УЙФХБГЙА.

дМС ДПУФЙЦЕОЙС РПУФБЧМЕООПК ГЕМЙ — УПЛТБФЙФШ «ДПТПЦОЩЕ ТБУИПДЩ» — ОХЦОП ЧЩДЕМЙФШ Й ТЕЫЙФШ ОЕУЛПМШЛП ЪБДБЮ. тЕЮШ ЙДЕФ П ФПН, ЮФПВЩ УДЕМБФШ ОЕПВИПДЙНЩЕ РПЕЪДЛЙ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ТЕЪХМШФБФЙЧОЩНЙ. еУМЙ ЧЩ ЕЪДЙМЙ РП ЧБЦОПНХ ДЕМХ Й ДЕМП ЬФП ЧЩРПМОЙМЙ — ЙНЕЕФУС ИПФШ ЛБЛПК-ФП ТЕЪХМШФБФ, ИПФС ЧТЕНЕОЙ, РПФТБЮЕООПЗП ОБ ДПТПЗХ, ЛПОЕЮОП, ЦБМШ. б ЧПФ ЕУМЙ, РТЕПДПМЕЧ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ ТБУУФПСОЙЕ, ЧЩ ПЛБЪБМЙУШ РЕТЕД ЪБРЕТФПК ДЧЕТША (РТЙЕИБМЙ ОЕ Ч РТЙЕНОЩЕ ЮБУЩ, ЙМЙ ОХЦОПЗП ЧБН ЮЕМПЧЕЛБ ОЕ ПЛБЪБМПУШ ОБ НЕУФЕ) ЙМЙ ДПВЙМБУШ ТЕЪХМШФБФБ, ОП МЙЫШ РПУМЕ ЙЪНБФЩЧБАЭЕЗП ПЦЙДБОЙС Ч ПЮЕТЕДЙ — ЧБЫЙ ЧТЕНЕООЩЕ РПФЕТЙ Й УПЦБМЕОЙС РП ЬФПНХ РПЧПДХ НОПЗПЛТБФОП ХЧЕМЙЮЙЧБАФУС.

рПЬФПНХ ОБРПНОЙН РЕТЧПЕ РТБЧЙМП: ЪБТБОЕЕ РМБОЙТХКФЕ УЧПЙ РПЕЪДЛЙ, ХФПЮОСКФЕ ТЕЦЙН ТБВПФЩ ЙОФЕТЕУХАЭЙИ ЧБУ ХЮТЕЦДЕОЙК Й МАДЕК, ДПЗПЧБТЙЧБКФЕУШ П ЧУФТЕЮЕ Ч ПРТЕДЕМЕООЩК ЮБУ Й Ф. Р.

ьФП РТБЧЙМП УПВМАДБЕФ, РПЦБМХК, ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОБУ — ПОП ЧРПМОЕ ПЮЕЧЙДОП. уМЕДХАЭБС ЪБДБЮБ, ОЕУНПФТС ОБ ЕЕ ПЮЕЧЙДОПУФШ, ЮБУФП ПЛБЪЩЧБЕФУС ВПМЕЕ ФТХДОПК. уПУФБЧЙЧ ТБУРЙУБОЙЕ ОБ РТЕДУФПСЭХА ОЕДЕМА, РПУНПФТЙФЕ ОБ ОЕЗП ЛТЙФЙЮЕУЛЙ Й ЪБДХНБКФЕУШ: ДЕКУФЧЙФЕМШОП МЙ ЧБН ФБЛ ХЦ ОЕПВИПДЙНП УПЧЕТЫБФШ ЧУЕ ФЕ ДЕМПЧЩЕ РПЕЪДЛЙ, ЛПФПТЩЕ ЧЩ ЪБРМБОЙТПЧБМЙ? чПЪНПЦОП, ЧЩ ДЕКУФЧПЧБМЙ РП РТЙЧЩЮЛЕ. б ФЕРЕТШ РПРТПВХКФЕ ЧЪЗМСОХФШ ОБ ЬФХ РТЙЧЩЮЛХ УЧЕЦЙН ЧЪЗМСДПН Й ЪБДБКФЕ УЕВЕ ОЕУЛПМШЛП ЧПРТПУПЧ РП РПЧПДХ ЛБЦДПК ЙЪ РПЕЪДПЛ. оЕМШЪС МЙ ТЕЫЙФШ ОЕЛПФПТЩЕ ЧПРТПУЩ ВЕЪ МЙЮОПК ЧУФТЕЮЙ — РП ФЕМЕЖПОХ ЙМЙ ЬМЕЛФТПООПК РПЮФЕ? оЕМШЪС МЙ РПТХЮЙФШ ОЕЛПФПТЩЕ РПЕЪДЛЙ ЛПНХ-ФП ДТХЗПНХ? нПЦЕФ ВЩФШ, ЕУФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ПВТБФЙФШУС Ч УМХЦВХ ДПУФБЧЛЙ? б ОЕЛПФПТЩЕ ДЕМПЧЩЕ ЧУФТЕЮЙ РЕТЕОЕУФЙ У ФЕТТЙФПТЙЙ РБТФОЕТБ ЙМЙ ЛМЙЕОФБ ОБ ЧБЫХ ФЕТТЙФПТЙА?

рПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ЧЩ ПФЧЕФЙФЕ ОБ ЬФЙ ЧПРТПУЩ Й Ч ТЕЪХМШФБФЕ ОБЧЕТОСЛБ ЙЪВБЧЙФЕУШ ПФ ОЕЛПФПТПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ МЙЫОЙИ РПЕЪДПЛ, РПУФБТБКФЕУШ ВПМЕЕ ТБГЙПОБМШОП ТБУРТЕДЕМЙФШ РП ЧТЕНЕОЙ ПУФБЧЫЙЕУС.

чППТХЦЙЧЫЙУШ ЛБТФПК ЗПТПДБ, ФЭБФЕМШОП УРМБОЙТХКФЕ ФЕ РПЕЪДЛЙ, ЛПФПТЩЕ Ч МАВПН УМХЮБЕ РТЙДЕФУС УПЧЕТЫЙФШ. рПНОЙФЕ: РТЙЧЩЮЛБ НПЦЕФ РТЙЧЕУФЙ Л УЕТШЕЪОЩН РПФЕТСН ДТБЗПГЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. чПЪНПЦОП, ЪБРМБОЙТПЧБООЩЕ ОБ ТБЪОЩЕ ДОЙ ЧЙЪЙФЩ НПЦОП УПЧНЕУФЙФШ, РТПМПЦЙЧ ХДПВОЩК НБТЫТХФ ПФ ПДОПК ФПЮЛЙ ОБЪОБЮЕОЙС ДП ДТХЗПК. оБРТЙНЕТ, ЕУМЙ ЧЩ ПВОБТХЦЙМЙ, ЮФП Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЧБЫЙН ТБУРЙУБОЙЕН ЧБН РТЕДУФПЙФ ФТЙ ДОС РПДТСД ЕЪДЙФШ Ч ПДЙО Й ФПФ ЦЕ ТБКПО ЗПТПДБ РП ТБЪОЩН ДЕМБН, РПДХНБКФЕ: ОЕМШЪС МЙ ЧЩДЕМЙФШ ОБ ЧУЕ ФТЙ ДЕМБ РПВПМШЫЕ ЧТЕНЕОЙ Ч ПДЙО ЙЪ ДОЕК?

уЛПТТЕЛФЙТПЧБЧ ФБЛЙН ПВТБЪПН УЧПЕ ТБУРЙУБОЙЕ, ЧЩ ЧЩРПМОЙМЙ ЧФПТПЕ РТБЧЙМП: РП ЧПЪНПЦОПУФЙ УПЛТБЭБКФЕ ЛПМЙЮЕУФЧП РПЕЪДПЛ, ПУФБЧМСС МЙЫШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ОЕПВИПДЙНЩЕ.

уМЕДХАЭБС ЪБДБЮБ ФПЦЕ ПЮЕОШ РТПУФБ. дМС ФПЗП ЮФПВЩ ЧТЕНС ВЩМП РПФТБЮЕОП ОЕ ЧРХУФХА, Л РПЕЪДЛЕ ОХЦОП РПДЗПФПЧЙФШУС. рПНЙНП ХФПЮОЕОЙС ТБУРЙУБОЙС Й РТЙЕНОЩИ ЮБУПЧ, ЧБН ОХЦОП РПДЗПФПЧЙФШ ОЕПВИПДЙНЩЕ ДПЛХНЕОФЩ, РТПДХНБФШ РМБО ВЕУЕДЩ Й Ф. Д. еУМЙ ЧЩ ЕДЕФЕ Ч ЛБЛПЕ-ФП НЕУФП ЧРЕТЧЩЕ, ЪБТБОЕЕ РПУНПФТЙФЕ ЛБТФХ Й/ЙМЙ ХФПЮОЙФЕ Х ЪОБАЭЙИ МАДЕК, ЛБЛ ВЩУФТЕЕ ЧУЕЗП ДПВЙТБФШУС Ч ОХЦОПЕ ЧБН НЕУФП. рПДХНБКФЕ Й П ФПН, ЛБЛПК ЧЙД ФТБОУРПТФБ ПЛБЦЕФУС Ч ДБООПН УМХЮБЕ ОБЙВПМЕЕ РПДИПДСЭЙН. еУМЙ ЧЩ РТЙЧЩЛМЙ ЧУЕЗДБ Й ЧУАДХ ЕЪДЙФШ ФПМШЛП ОБ УЧПЕК НБЫЙОЕ, ХВЕДЙФЕУШ, ЮФП Й ОБ ЬФПФ ТБЪ ФБЛПК УРПУПВ РЕТЕДЧЙЦЕОЙС ПРФЙНБМЕО.

йФБЛ, ФТЕФШЕ РТБЧЙМП ФБЛПЧП: РПДЗПФПЧШФЕУШ Л РПЕЪДЛЕ; ЧЩВЕТЙФЕ ПРФЙНБМШОЩК НБТЫТХФ Й ЧЙД ФТБОУРПТФБ.

еУМЙ ЧБН МХЮЫЕ ЧУЕЗП ТБВПФБЕФУС ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ ДОС, ФП, ТБЪХНЕЕФУС, РП ДЕМБН МХЮЫЕ РПЕЪДЙФШ ХФТПН. еУМЙ ХФТП ЛБЛ ТБЪ ЪБОСФП ХЧМЕЮЕООПК ТБВПФПК, ФП Л УЕТЕДЙОЕ ДОС ЧЩ НПЦЕФЕ РПЮХЧУФЧПЧБФШ ОЕЛПФПТЩК ХРБДПЛ УЙМ — Й ЪДЕУШ УНЕОБ ДЕСФЕМШОПУФЙ, РПЕЪДЛБ ЙМЙ ДБЦЕ РЕЫБС РТПЗХМЛБ НПЗХФ ПЛБЪБФШУС ЧЕУШНБ ЛУФБФЙ, ЮФПВЩ РТПЧЕФТЙФШУС Й ПФДПИОХФШ.

уМПЧПН, РП ЧПЪНПЦОПУФЙ УПВМАДБКФЕ ЮЕФЧЕТФПЕ РТБЧЙМП: РМБОЙТХКФЕ РПЕЪДЛЙ ОБ ОБЙВПМЕЕ ЧЩЗПДОПЕ ДМС ЧБУ ЧТЕНС.

оП, ЛБЛ ВЩ ТБЪХНОП ЧЩ ОЙ УПУФБЧМСМЙ УЧПЕ ТБУРЙУБОЙЕ, ПУФБЕФУС ЕЭЕ Й УБНП ЧТЕНС, РТПЧЕДЕООПЕ Ч РХФЙ. «дПТПЦОПЕ» ЧТЕНС НПЦОП Й ОХЦОП ОБРПМОСФШ ГЕООЩН УПДЕТЦБОЙЕН. уБНПЕ РТПУФПЕ, ЮФП НПЦОП РТЕДМПЦЙФШ, — ЬФП ЮФЕОЙЕ (ЕУМЙ ЧБУ ЧПЪСФ). еУМЙ ЧЩ ЪБ ТХМЕН, ФП ЮЙФБФШ ЧЩ ОЕ УНПЦЕФЕ, ЪБФП Х ЧБУ ЕУФШ ЧПЪНПЦОПУФШ УМХЫБФШ. тБЪХНЕЕФУС, ЙНЕООП ЧП ЧТЕНС РХФЙ ЧЩ НПЦЕФЕ РТПДХНЩЧБФШ УЧПЙ ГЕМЙ Й ЪБДБЮЙ, ЪБОЙНБФШУС РМБОЙТПЧБОЙЕН Й УПУФБЧМЕОЙЕН ТБУРЙУБОЙС.

йФБЛ, РСФПЕ РТБЧЙМП ТБГЙПОБМШОПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС «ДПТПЦОПЗП» ЧТЕНЕОЙ: ОБРПМОЙФЕ ЬФП ЧТЕНС РПМЕЪОЩН УПДЕТЦБОЙЕН.

рТПНЕЦХФЛЙ Й РЕТЕТЩЧЩ

чПЪНПЦОП, ЧЩ ПВТБФЙМЙ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП ДБЦЕ РТЙ ВПМЕЕ ЙМЙ НЕОЕЕ ФЭБФЕМШОПН ИТПОПНЕФТБЦЕ Й ЧРПМОЕ ХРПТСДПЮЕООПН ТБУРЙУБОЙЙ ЛБЛПЕ-ФП ЛПМЙЮЕУФЧП ЧТЕНЕОЙ ПУФБЕФУС Х ЧБУ ОЕХЮФЕООЩН. оБ РТПФСЦЕОЙЙ ЧУЕЗП ДОС ФП Й ДЕМП ПВОБТХЦЙЧБАФУС ОЕВПМШЫЙЕ РТПНЕЦХФЛЙ ЧТЕНЕОЙ. уБНЩК ЙЪЧЕУФОЩК РТЙНЕТ — ЧТЕНС НЕЦДХ ХФТЕООЙН РПДЯЕНПН Й ЧЩИПДПН ЙЪ ДПНБ. юЕН ЧЩ ЪБОЙНБЕФЕУШ ОБ РТПФСЦЕОЙЙ ЬФПЗП ЮБУБ? оЕЛПФПТЩЕ МАДЙ ХНЕАФ УПВЙТБФШУС ВЩУФТП Й ЮЕФЛП, ПДОБЛП ФБЛЙИ МАДЕК НЕОШЫЙОУФЧП. зПТБЪДП ЮБЭЕ МАДЙ РП ХФТБН ДЧЙЗБАФУС НЕДМЕООП, ОЕ УТБЪХ УППВТБЦБС, ЮФП ЙНЕООП УПВЙТБМЙУШ УЕКЮБУ УДЕМБФШ. юФП ОЕНБМПЧБЦОП, ВМБЗЙЕ ОБНЕТЕОЙС «ЧЪСФШ УЕВС Ч ТХЛЙ Й УПВЙТБФШУС ХФТПН РПВЩУФТЕЕ» ТЕДЛП ЧПРМПЭБАФУС Ч ТЕБМШОЩЕ РЕТЕНЕОЩ.

ч ФБЛЙН УМХЮБЕ УНЙТЙФЕУШ У ЬФЙН. чНЕУФП ФПЗП ЮФПВЩ ХРТЕЛБФШ УЕВС ЪБ ХФТЕООАА ЧСМПУФШ Й ФТБФЙФШ УЙМЩ ОБ ВЕУРМПДОЩЕ РПРЩФЛЙ ЙУРТБЧЙФШУС, УНЙТЙФЕУШ У ФЕН, ЮФП РЕТЧЩК ЮБУ ОПЧПЗП ДОС Х ЧБУ — ОЕТБВПЮЙК, Й РПДХНБКФЕ, ЮФП ИПТПЫЕЗП ЧЩ НПЦЕФЕ ЙЪЧМЕЮШ ЙЪ ЬФПЗП ПФТЕЪЛБ ЧТЕНЕОЙ. чЩ У ХДЙЧМЕОЙЕН ПВОБТХЦЙФЕ, ЮФП, ОЕУНПФТС ОБ УПОМЙЧПУФШ Й ЧСМПУФШ, ХУРЕФШ НПЦОП НОПЗПЕ. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП, НПЦОП ПУЧПЙФШ ОЕУЛПМШЛП ХРТБЦОЕОЙК ЙЪ ФЕИ, ЮФП ЧЩРПМОСАФ РТСНП Ч РПУФЕМЙ, ЕЭЕ ОЕ ДП ЛПОГБ РТПУОХЧЫЙУШ. нПЦОП ЧП ЧТЕНС УВПТПЧ РПУМХЫБФШ НХЪЩЛХ ЙМЙ БХДЙПЛОЙЗХ, ПДОЙН ЗМБЪПН РПУНПФТЕФШ ХФТЕООЙЕ ОПЧПУФЙ РП ФЕМЕЧЙЪПТХ. зМБЧОПЕ — ОЕ ЙДФЙ ОБ РПЧПДХ Х УМПЦЙЧЫЙИУС РТЙЧЩЮЕЛ, ФТЕЪЧП Й ЛТЙФЙЮЕУЛЙ ТБУУНПФТЕФШ ЛБЦДХА ЙЪ ОЙИ, ЪБДБЧБСУШ ЧПРТПУПН: «лБЛ ЕЭЕ С НПЗХ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЬФП ЧТЕНС?»

йОПЗДБ ЧЩ ВХДЕФЕ РПРБДБФШ Ч УЙФХБГЙЙ, ЛПЗДБ РТЙИПДЙФУС ЮЕЗП-ФП ЦДБФШ. ьФП ЧТЕНС ФБЛЦЕ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ У ОЕНБМПК ЧЩЗПДПК ДМС УЕВС. зМБЧОБС ФТХДОПУФШ ЪДЕУШ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ УХНЕФШ ТБУУМБВЙФШУС Й РЕТЕЛМАЮЙФШУС ОБ РПМЕЪОХА ДЕСФЕМШОПУФШ.

рТБЧЙМП «80/20»

еЭЕ Ч ДЕЧСФОБДГБФПН УФПМЕФЙЙ ЙФБМШСОУЛЙК ЬЛПОПНЙУФ чЙМШЖТЕДП рБТЕФП УЖПТНХМЙТПЧБМ РТЙОГЙР, ЛПФПТЩК УЕЗПДОС СЧМСЕФУС ПДОЙН ЙЪ ЛТБЕХЗПМШОЩИ ЛБНОЕК ФБКН-НЕОЕДЦНЕОФБ. рБТЕФП ХФЧЕТЦДБМ, ЮФП ПФДЕМШОЩЕ НБМЩЕ ЮБУФЙ ОЕЛПЕЗП НОПЦЕУФЧБ ПВМБДБАФ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕК ЪОБЮЙНПУФША, ЮЕН НПЦОП ВЩМП ВЩ РТЕДРПМПЦЙФШ, ХЮЙФЩЧБС ЙИ ПФОПУЙФЕМШОП НБМЩК ЧЕУ Ч ЬФПН НОПЦЕУФЧЕ: 20% ЛМЙЕОФПЧ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ 80% РТЙВЩМЙ, ПУФБЧЫЙЕУС 80% ЛМЙЕОФПЧ РТЙОПУСФ 20% РТЙВЩМЙ; 80% ЗТСЪЙ УЛБРМЙЧБЕФУС ОБ 20% ПВЭЕК РПЧЕТИОПУФЙ РПМБ, Й Ф.Д. ч ТБНЛБИ ФБКН-НЕОЕДЦНЕОФБ РТБЧЙМП «80/20» ПЪОБЮБЕФ УМЕДХАЭЕЕ: 20% ЧТЕНЕОЙ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ 80% ХУРЕИБ. пУФБМШОЩЕ 80% ЧТЕНЕОЙ РТЙОПУСФ ЧУЕЗП МЙЫШ 20% ХУРЕИБ.

йЪ ПВЭЕЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ЧБЫЕЗП ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ МЙЫШ 20% СЧМСАФУС ДЕКУФЧЙФЕМШОП ТЕЪХМШФБФЙЧОЩНЙ. рТЕДРПМПЦЙН, ЮФП «ЮЙУФПЕ» ТБВПЮЕЕ ЧТЕНС ЪБ ПДЙО ДЕОШ УПУФБЧМСЕФ Х ЧБУ 5 ЮБУПЧ. уПЗМБУОП РТЙОГЙРХ рБТЕФП, ЪБ ПДЙО ЮБУ ЧЩ ОБ 80% ЧЩРПМОСЕФЕ РПУФБЧМЕООХА ЪБДБЮХ. пУФБМШОЩЕ ЮЕФЩТЕ ЮБУБ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ ЧБН МЙЫШ 20% РПМЕЪОПЗП ТЕЪХМШФБФБ.

йЪ ЬФПЗП УМЕДХЕФ ГЕООЩК РТБЛФЙЮЕУЛЙК ЧЩЧПД: ПРТЕДЕМСКФЕ ЙНЕООП ФЕ ДЕМБ (ХУМПЧОЩЕ 20% ПФ ЧУЕИ ЪБРМБОЙТПЧБООЩИ ДЕМ), ЛПФПТЩЕ Ч НБЛУЙНБМШОПК УФЕРЕОЙ ПВЕУРЕЮБФ ЧБН ХУРЕИ. хЮЙФЕУШ ЧЩДЕМСФШ ЛМАЮЕЧЩЕ ДЕМБ — ФЕ, ЮФП У ОБЙВПМШЫЕК ЧЕТПСФОПУФША РТЙВМЙЦБАФ ЧБУ Л ХУРЕИХ. чУЕ РТПЮЕЕ ПВЕУРЕЮЙФ ЧБН МЙЫШ ОЕВПМШЫПК РТПГЕОФ ТЕЪХМШФБФЙЧОПУФЙ. рПЬФПНХ, РТЙУФХРБС Л ТЕЫЕОЙА ФПК ЙМЙ ЙОПК ЪБДБЮЙ, Л ПУХЭЕУФЧМЕОЙА ЛБЛПК-МЙВП ДЕСФЕМШОПУФЙ, ОБЮЙОБКФЕ У ЗМБЧОПЗП, Б ОЕ У НЕМПЮЕК.

нЕМЛЙИ Й ОЕ УМЙЫЛПН ЪОБЮЙФЕМШОЩИ ДЕМ НПЦЕФ ПЛБЪБФШУС ПЮЕОШ НОПЗП, ОП ЧБЦОП РПНОЙФШ: ПОЙ ПВЕУРЕЮБФ ЧБН МЙЫШ ОЕВПМШЫПК ХУРЕИ. рТПУФП «НОПЗП ТБВПФБФШ» — ЕЭЕ ОЕ ЪОБЮЙФ ДПВЙФШУС РПУФБЧМЕООПК ГЕМЙ. лМАЮЕЧПК ЧПРТПУ — ОЕ «УЛПМШЛП», Б «ЛБЛ» Й «ОБД ЮЕН» ЙНЕООП ТБВПФБФШ. оЕ РПЪЧПМСКФЕ УЕВЕ РПЗТСЪОХФШ Ч ФТСУЙОЕ ЧФПТПУФЕРЕООЩИ ДЕМ, УФБТБКФЕУШ ЧЩВЙТБФШ ОБЙВПМЕЕ РМПДПФЧПТОЩЕ ЪБОСФЙС.

лБЛ ФПМШЛП ЧЩ ОБХЮЙФЕУШ ПФДЕМСФШ ЧБЦОПЕ Й ЪОБЮЙФЕМШОПЕ ПФ ЧФПТПУФЕРЕООПЗП Й РПРТПУФХ ВЕУРПМЕЪОПЗП, ЧЩ ПВОБТХЦЙФЕ, ЮФП Х ЧБУ РПСЧЙМПУШ ВПМШЫЕ ЧТЕНЕОЙ ДМС РМПДПФЧПТОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. 80% ЧТЕНЕОЙ, ЧОПУСЭЕЗП НЙОЙНБМШОЩК ЧЛМБД Ч ХУРЕИ, — ЬФП ГЕМБС УПЛТПЧЙЭОЙГБ ЧТЕНЕОЙ, ЛПФПТПЕ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ОБНОПЗП ЬЖЖЕЛФЙЧОЕЕ.

фЭБФЕМШОЩК БОБМЙЪ РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП, Ч РПМОПН УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТБЧЙМПН рБТЕФП, 80% ОБЫЙИ ЪБОСФЙК РПЮФЙ ВЕУРПМЕЪОЩ — ПОЙ РТЙОПУСФ ОБН НЙОЙНБМШОЩК ТЕЪХМШФБФ. й МЙЫШ ПУФБЧЫЙЕУС 20% ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩ, ЙНЕООП ЬФПК ДПМЕ УЧПЕК ЪБОСФПУФЙ НЩ ПВСЪБОЩ УЧПЙН ХУРЕИПН. рПУФБТБКФЕУШ РПЮБЭЕ ЧУРПНЙОБФШ ПВ ЬФПН Й, РП НЕТЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ, ЙЪВБЧМСФШУС ПФ НБМПЪОБЮЙНЩИ ДЕМ.

чТЕНС ДМС ТБВПФЩ У ДПЛХНЕОФБНЙ

пВТБВПФЛБ ДПЛХНЕОФПЧ — ТХФЙООБС ЕЦЕДОЕЧОБС ДЕСФЕМШОПУФШ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ПОБ ОЕ ПФОПУЙФУС Л ЮЙУМХ РТЙПТЙФЕФОЩИ ЪБДБЮ (Ф. Е. ОЕ СЧМСЕФУС ОЕПВИПДЙНЩН ЫБЗПН Л ПУХЭЕУФЧМЕОЙА ЛПОЛТЕФОПК ГЕМЙ). пФНЕОЙФШ ЬФП ЪБОСФЙЕ ОЕЧПЪНПЦОП, ОП НПЦОП ОБЧЕУФЙ РПТСДПЛ Ч ДЕМБИ Й УХЭЕУФЧЕООП УПЛТБФЙФШ РПФЕТЙ ЧТЕНЕОЙ РТЙ ТБВПФЕ У ДПЛХНЕОФБНЙ.

уОБЮБМБ ЧБН РТЙДЕФУС ЧЩДЕМЙФШ ОЕЛПФПТПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЧТЕНЕОЙ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ПДЙО ТБЪ ХУФТПЙФШ ЗЕОЕТБМШОХА ХВПТЛХ: ТБЪПВТБФШ ВХНБЦОЩЕ (Й ЬМЕЛФТПООЩЕ) ЪБМЕЦЙ, ТБУУПТФЙТПЧБФШ ВХНБЗЙ РП УФЕРЕОЙ ЧБЦОПУФЙ, РП УТПЮОПУФЙ Й Ф. Д., ЮФПВЩ ЙЪВБЧЙФШУС ПФ ЧУЕЗП ФПЗП, ЮФП НЕУСГБНЙ ИТБОЙФУС «ОБ ЧУСЛЙК УМХЮБК», ОП ОЕ РТЕДУФБЧМСЕФ ОЙЛБЛПК ТЕБМШОПК ГЕООПУФЙ.

юЕФЛП ПРТЕДЕМЙФЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ ЛБЦДПЗП СЭЙЛБ Ч УЧПЕН РЙУШНЕООПН УФПМЕ: ОБРТЙНЕТ, Ч ЧЕТИОЙК ЧЩ ВХДЕФЕ УЛМБДЩЧБФШ ФПМШЛП ФЕ ВХНБЗЙ, ЛПФПТЩЕ РПФТЕВХАФУС ЧБН УЕЗПДОС ЙМЙ ЪБЧФТБ (Ф. Е. ЙНЕАЭЙЕ ВПМШЫХА ЧБЦОПУФШ Й/ЙМЙ ФТЕВХАЭЙЕ УТПЮОПК ПВТБВПФЛЙ), Ч ОЙЦОЙК — ДПЛХНЕОФЩ ЧФПТПУФЕРЕООПЗП ЪОБЮЕОЙС.

фЕРЕТШ РТЙ ЕЦЕДОЕЧОПН ТБЪВПТЕ ОПЧПК ЛПТТЕУРПОДЕОГЙЙ ЧЩ ПВСЪБФЕМШОП ВХДЕФЕ УТБЪХ ЦЕ УПТФЙТПЧБФШ РПМХЮЕООЩЕ ДПЛХНЕОФЩ. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ Ч ЛПОГЕ ОЕДЕМЙ РТПЧЕТСФШ УПДЕТЦЙНПЕ УБНПЗП ОЙЦОЕЗП СЭЙЛБ (ФПЗП, Ч ЛПФПТЩК ЧЩ ХВЙТБЕФЕ ЧУЕ ОЕ УМЙЫЛПН ЧБЦОЩЕ ВХНБЗЙ) Й РЕТЕНЕЭБФШ ЧУЕ МЙЫОЕЕ Ч ЛПТЪЙОХ.

дМС ФПЗП ЮФПВЩ ТБВПФБ У ДПЛХНЕОФБНЙ ОЕ РТЕЧТБФЙМБУШ Ч ВЕЪОБДЕЦОЩЕ РПРЩФЛЙ ЧЩВТБФШУС ЙЪ-РПД ЪБЧБМПЧ, ОХЦОП ПДЙО ТБЪ РТПДХНБФШ РПТСДПЛ ЬФПК ТБВПФЩ, ПТЗБОЙЪПЧБФШ ОЕЛХА УЙУФЕНХ — Й РТЙДЕТЦЙЧБФШУС ЕЕ Ч ДБМШОЕКЫЕН. тБУРТЕДЕМЙФЕ ДПЛХНЕОФЩ РП ОЕУЛПМШЛЙН ЛБФЕЗПТЙСН, ПРТЕДЕМЙФЕ СЭЙЛ ЙМЙ РПМЛХ ДМС ЛБЦДПК ЙЪ ОЙИ; ТЕЫЙФЕ, У ЛБЛПК РЕТЙПДЙЮОПУФША ЧЩ ВХДЕФЕ РТПЧЕТСФШ ВХНБЗЙ, ЙЪВБЧМССУШ ПФ «ЪБМЕЦБЧЫЙИУС» Й ОЕОХЦОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ. рПМХЮБС ЕЦЕДОЕЧОХА РПЮФХ, УТБЪХ ЦЕ УПТФЙТХКФЕ ЬФЙ ОПЧЩЕ ВХНБЗЙ РП УФЕРЕОЙ ЧБЦОПУФЙ. фП, ЮФП ПЮЕЧЙДОП ОЕ ФТЕВХЕФ ЧБЫЕК ОЕНЕДМЕООПК ТЕБЛГЙЙ, НПЦОП ПФЛМБДЩЧБФШ Ч УППФЧЕФУФЧХАЭХА РБРЛХ Й ЮЙФБФШ Ч НЙОХФЩ ПФДЩИБ, ЧП ЧТЕНС РЕТЕЛХТПЧ ЙМЙ ПВЕДЕООПЗП РЕТЕТЩЧБ. еЭЕ ПДОП ПЮЕОШ ЧБЦОПЕ Й РПМЕЪОПЕ РТБЧЙМП: ЛБЦДХА ВХНБЗХ ВЕТЙФЕ Ч ТХЛЙ ФПМШЛП ПДЙО ТБЪ. ьФП ОЕ ЧУЕЗДБ ЧПЪНПЦОП, ОП ЙНЕООП Л ЬФПНХ ОБДП УФТЕНЙФШУС. еУМЙ ЧЩ РПМХЮЙМЙ ДПЛХНЕОФ, ФТЕВХАЭЙК ПФ ЧБУ ЛБЛЙИ-ФП ДЕКУФЧЙК, ОЕ ПФЛМБДЩЧБКФЕ ЕЗП Ч УФПТПОЛХ ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ОЕ РПСЧЙФУС ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩРПМОЙФШ ЬФЙ ДЕКУФЧЙС. еУМЙ ЧЩ ПФМПЦЙФЕ ДПЛХНЕОФ Ч УФПТПОХ У ОБНЕТЕОЙЕН ЧЕТОХФШУС Л ОЕНХ РПЪЦЕ, ЬФП, ЛБЛ НЙОЙНХН, ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЧБН РТЙДЕФУС ФТБФЙФШ ЧТЕНС ОБ РПЧФПТОПЕ ЕЗП РТПЮФЕОЙЕ.

тБЪВЙТБС ЧОПЧШ РПУФХРЙЧЫЙЕ ДПЛХНЕОФЩ, ОЕ ПФУФХРБКФЕ ПФ ЬФПЗП ЪПМПФПЗП РТБЧЙМБ: РТПЮЙФБЧ ВХНБЗХ, РТЙНЙФЕ ТЕЫЕОЙЕ — ЧБЦОБ МЙ ПОБ. еУМЙ ДБ — ФБЛЦЕ ОЕНЕДМЕООП ДЕКУФЧХКФЕ. тБЪХНЕЕФУС, ОЕ ЧУЕЗДБ ЧПЪНПЦОП РТЙУФХРЙФШ Л ДЕМХ ВЕЪПФМБЗБФЕМШОП. ч ЬФПН УМХЮБЕ РПУФБТБКФЕУШ УДЕМБФШ УТБЪХ ЦЕ ИПФШ ЮФП-ОЙВХДШ, ИПФС ВЩ ПДЙО НБМЕОШЛЙК ЫБЗ — ОБРТЙНЕТ, РТПУФП РТПДХНБФШ, ЛБЛ ЙНЕООП ЧЩ ВХДЕФЕ ЧЩРПМОСФШ РТЕДУФПСЭЕЕ ДЕМП. пРЩФ РПЛБЪЩЧБЕФ: ЕУМЙ ЧЩ ОЕ РТЙМПЦЙФЕ ЛБЛЙИ-ФП, РХУФШ УПЧУЕН ОЕЪОБЮЙФЕМШОЩИ, ХУЙМЙК Л ФПНХ, ЮФПВЩ ДЕМП ВЩМП ЙУРПМОЕОП, ПОП ФБЛ Й ОЕ УДЧЙОЕФУС У НЕУФБ — РП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ОЕ РТЕЧТБФЙФУС Ч «ЗПТСЭЕЕ».

чТЕНС ДМС «ВЕЪДЕМШС»

оБЮБЧ ХЮЙФЩЧБФШ УЧПЙ ЧТЕНЕООЩЕ ТБУИПДЩ Й ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЧПА ДЕСФЕМШОПУФШ, ЧЩ РТЙПВТЕФБЕФЕ ЧПЪНПЦОПУФШ ХУРЕЧБФШ ВПМШЫЕ, ЮЕН РТЕЦДЕ. пДОБЛП УМЙЫЛПН ФЭБФЕМШОПЕ, ЦЕУФЛПЕ РМБОЙТПЧБОЙЕ, ОЕ ПУФБЧМСАЭЕЕ УЧПВПДОЩИ ПФТЕЪЛПЧ ЧТЕНЕОЙ НПЦЕФ ЧОПЧШ РТЕЧТБФЙФШ ЧБУ Ч ХУФБЧЫЕЗП, ЪБДЕТЗБООПЗП Й ОЙЮЕЗП ОЕ ХУРЕЧБАЭЕЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

пФДЩИ ФБЛ ЦЕ ОЕПВИПДЙН ДМС ДПУФЙЦЕОЙС ХУРЕИБ, ЛБЛ Й ТБВПФБ. уФТЕНМЕОЙЕ ЙУРПМШЪПЧБФШ У ФПМЛПН ЛБЦДХА УЕЛХОДХ НПЦЕФ РТЙЧЕУФЙ Л ОЕТЧОПНХ ЙУФПЭЕОЙА. ч РПРЩФЛБИ ХУРЕФШ ЛБЛ НПЦОП ВПМШЫЕ МАДЙ ЮЙФБАФ ЧП ЧТЕНС ЕДЩ, ВЕТХФ У УПВПК ОПХФВХЛ, ПФРТБЧМССУШ ОБ РМСЦ, ЧЕДХФ РЕТЕЗПЧПТЩ РП НПВЙМШОПНХ ФЕМЕЖПОХ ЧП ЧТЕНС УЕНЕКОПЗП ХЦЙОБ... ч ЛПОЕЮОПН ЙФПЗЕ, ЬФП ОЕ РПЧЩЫБЕФ ПВЭЕК ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ, ОЕ РТЙОПУЙФ ЛБЛЙИ-ФП ПУПВЕООП ГЕООЩИ ТЕЪХМШФБФПЧ, ОП МЙЫБЕФ ЦЙЪОШ УФПМШ ОЕПВИПДЙНПЗП ТБЧОПЧЕУЙС.

рПЪЧПМШФЕ УЕВЕ ЧТЕНС ПФ ЧТЕНЕОЙ ОЙЮЕЗП ОЕ ДЕМБФШ: РТПУФП ХЦЙОБФШ, РТПУФП ЪБЗПТБФШ, МАВПЧБФШУС ЪБЛБФПН ЙМЙ ОБВМАДБФШ ЪБ РПМЕФПН РФЙГ. х ЛБЦДПЗП ДЕМПЧПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ДПМЦОЩ УМХЮБФШУС ЧТЕНС ПФ ЧТЕНЕОЙ НЙОХФЩ Й ЮБУЩ РПМОПЗП ТБУУМБВМЕОЙС, ПУЧПВПЦДЕОЙС ПФ ЕЦЕДОЕЧОПК РПМЕЪОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

хНЕАЭЙЕ ЙОПЗДБ ПФЛМАЮБФШУС ПФ ДЕМ Й РТЕДБЧБФШУС «ВЕЪДЕМША» Ч ЛПОЕЮОПН ЙФПЗЕ ХУРЕЧБАФ УДЕМБФШ ОБНОПЗП ВПМШЫЕ, ЮЕН ФЕ, ЛФП ОЕ ДБЕФ УЕВЕ РТБЧБ ОБ ПФДЩИ. «чТЕНС ДМС ВЕЪДЕМШС» — ЬФП ОБ УБНПН ДЕМЕ ЧТЕНС ЧПУУФБОПЧМЕОЙС УЙМ, Б ФБЛЦЕ ВЕУУПЪОБФЕМШОПК ФЧПТЮЕУЛПК ТБВПФЩ. рПЛБ ЧЩ ТБУУМБВМСЕФЕУШ Й ПФДЩИБЕФЕ, ЧБЫ НПЪЗ РТПДПМЦБЕФ ТБВПФБФШ. вМБЗПДБТС РТЕДПУФБЧМЕООПК УЧПВПДЕ, ПО НПЦЕФ УЕКЮБУ ЪБОСФШУС «ПВТБВПФЛПК» ФЕИ ЪБДБЮ, ЛПФПТЩЕ ЧЩ ЕЭЕ ОЕ УФБЧЙМЙ РЕТЕД УПВПК ПУПЪОБООП, Б МЙЫШ ОБНЕФЙМЙ НЙНПИПДПН. уЧПВПДОП ЧУРМЩЧБАЭЙЕ БУУПГЙБГЙЙ, ОЕ ПЗТБОЙЮЕООЩЕ ТБНЛБНЙ ЛПОЛТЕФОПК ЪБДБЮЙ, ФТЕВХАЭЕК ОЕНЕДМЕООПЗП ТЕЫЕОЙС, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ДБТСФ ОБН ОЕПЦЙДБООЩЕ, УЧЕЦЙЕ Й ПТЙЗЙОБМШОЩЕ ТЕЫЕОЙС, ОПЧЩЕ ЙДЕЙ — ЧУЕ ФП, ЮФП ОЕРТЕНЕООП ФТЕВХЕФУС ДМС ДПУФЙЦЕОЙС ХУРЕИБ.

Существует большая разница между тем, как Вы проводите свое время и тем, как Вы думаете, что проводите его.

Особенно актуально это для рабочего времени. Ведь одно дело, если Вы провели свободный вечер в свое удовольствие. И совсем другое — потерять рабочий час. Тогда страдает вся команда и проект.

Как же определить эту разницу? Лучше понять, куда уходит Ваше время, поможет .

10 причин задуматься об аудите рабочего времени

Каковы масштабы потерь рабочего времени? Посмотрим результаты исследования международного кадрового портала hh.ua. Аналитики изучали главные факторы, на которые отвлекаются офисные сотрудники.

В десятку главных поглотителей рабочего времени попали:

1. Первое место заняла а банальная личная переписка. 51,76% офисных сотрудников изучают личную почту в рабочее время.
2. Просмотр новостей — 43,95%
3. Переписка в ICQ, QIP, Skype и других месенджерах — 34,11%
4. Социальные сети оказались лишь на 4-м месте — 31,24%
5. Сайты по интересам — 17,98%
6. Сайты по поиску работы — 15,55%
7. Онлайн-покупки — 12,13%
8. Чтение и написание блогов — 7,52%
9. Компьютерные игры — 5,45%
10. Туристические сайты — 4,9%

При этом реже одного раза в день отдаются на растерзание пожирателям рабочего времени только 11,84% тружеников.

Такое положение вещей имеет негативные последствия: снижает эффективность работы всего предприятия и приносит прямые убытки. Ведь сотрудники получают зарплату за работу, а тратят рабочее время на что угодно, кроме работы. Плюс к этому увеличивается плата за Интернет, есть риск заражения компьютеров вирусами.

Аудит использования рабочего времени

Компании обычно используют такие формы аудита:

  • хронометраж рабочего дня;
  • фотография рабочего дня;
  • табель учёта рабочего времени;
  • видеонаблюдение;
  • биометрические системы;
  • сервисы автоматического учёта рабочего времени. Позволяют получить подробную информацию по каждому сотруднику.

Автоматический или ручной аудит?

Одна из форм аудита — ведение записей своего времени, что отражает реальную историю работы. Сюда входит перечень посещенных сайтов и запущенных программ, и время проведенное на них. Таким образом можно определить политику использования Интернета и программ для каждого сотрудника или отдела.

Вести такие записи вручную — трудозатратно. От сотрудника требуется постоянно записывать время начала-окончания работы над задачей. Легко забыть, да и нарушает привычный ритм работы.

К примеру, сервис Yaware.TimeTracker помогает определить, насколько грамотно сотрудники распоряжаются своим рабочим временем.

Чтобы начать работу с сервисом Yaware.TimeTracker, необходимо зарегистрироваться, скачать небольшую программу-клиент и установить на компьютеры сотрудников.

После этого Вы узнаете всю правду об эффективности Ваших работников:

  • приходят ли они вовремя на работу;
  • как часто устраивают перерывы и сколько времени уходит на отдых;

  • какие программы чаще всего используют в течение дня;
  • какова продуктивность разных сотрудников и отделов за неделю, месяц и т.д.

Вся аналитика отображается в форме простых для понимания графиков и отчётов. Даже одного взгляда достаточно для быстрого анализа ситуации.

Помните: аудит рабочего времени сотрудников поднимает их продуктивность минимум на 10%. А значит и увеличивает общие доходы!

Резервная система организации и ее финансовые результаты находятся во взаимосвязи, так как формирование и использование резервов влияет на величину прибылей и убытков хозяйственного субъекта.

Поэтому процесс аудита указанных объектов проверки является обязательным условием установления достоверности учета резервов и финансовых результатов аудируемой организации. Эффективность аудита резервов и финансовых результатов может достигаться путем выполнения всех аудиторских процедур, соблюдая последовательность осуществления методики аудита путем дифференцированной проверки формирования и учета резервов и финансовых результатов.

Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на: предстоящую оплату отпусков работников; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; выплату вознаграждений по итогам работы за год; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели. Создание этих резервов должно быть предусмотрено в учетной политике организации.

При аудите резервов предстоящих расходов и платежей должны быть установлены: обоснованность их создания и отражения в бухгалтерском учете; правильность использования резервов. Нередки факты, когда в организациях, например, создают резервы на ремонт основных средств за счет издержек производства и одновременно затраты на ремонт основных средств списывают на себестоимость продукции (работ, услуг). Встречаются и такие случаи, когда остаток неиспользованных резервов по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» в отчетном периоде переносят без основания для использования на другие цели в следующем отчетном году. Поэтому следует помнить, что в бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил нормативных актов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Суммы ежемесячных отчислений в резервы отражаются по дебету счетов по учету затрат и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Рассмотрим порядок создания и использования резервов и платежей:

1. Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам создается в целях равномерного включения расходов, в соответствии с действующим законодательством, на оплату очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам организации. При расчете размера ежемесячных отчислений в резерв исходят из годовой предполагаемой суммы расходов на оплату отпусков работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и обязательных отчислений по установленным законодательством нормам органам государственного страхования, Пенсионного фонда и медицинского страхования на оплату труда.

Пример: годовая сумма расходов на оплату труда работников организации составляет 100000 тыс. руб., обязательные отчисления на эту сумму –

100000 × 26: 100 = 26000 тыс. руб. Итого: годовая сумма резерва – 126000 тыс. руб. Сумма ежемесячных отчислений на себестоимость продукции и включаемых в затраты по элементу «Затраты на оплату труда» - 100000: 12 = 8333,3 тыс. руб., а по элементу «Отчисления на социальные нужды» -

26000: 12 = 2167 тыс. руб.

В бухгалтерском учете образование резерва отражается записью:

Дт сч. 26 «Общехозяйственные расходы»;

Дт сч. 25 «Общепроизводственные расходы»;

Дт сч. 23 «Вспомогательные производства»;

Дт сч. 20 «Основное производство»;

Дт сч. 44 «Расходы на продажу» и др.;

Кт сч. 96 «Резервы предстоящих расходов».

Использование резерва отражается записью:

Дт сч. 96 «Резервы предстоящих расходов»;

Кт сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Кт сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (с органами социального страхования, Пенсионного фонда и медицинского страхования).

Остаток резерва на конец отчетного года (если это не связано с количеством дней неиспользованного отпуска в отчетном году) сторнируется с производственных затрат или присоединяется к прочим доходам. В случае превышения фактических расходов по начислениям отпускных над суммой отчислений в резерв разница относится на себестоимость продукции (работ, услуг) методом дописывания.

2. Резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет создается отчислениями за счет себестоимости продукции (работ, услуг) в том году, за который будет выплачиваться вознаграждение за выслугу лет. Расчет размера ежемесячных отчислений и порядок их отражения в бухгалтерском учете аналогичны порядку, приведенному по резерву на предстоящую оплату отпусков работникам. Резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет может оставаться в балансе по состоянию на 1 января следующего за отчетным периодом года, если по внутреннему положению организации вознаграждение выплачивается по истечении отчетного года.

3. Резерв расходов на ремонт основных средств создается за счет ежемесячных отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг), определенных как одна двенадцатая годовой предполагаемой суммы расходов на ремонт. Сумма излишне образованного в отчетном году резерва по отношению к фактическим расходам должна быть сторнирована или присоединена к прочим доходам в конце отчетного года, а в случае превышения фактических расходов над суммой отчислений в резерв разница относится на себестоимость продукции (работ, услуг).

4. Резерв предстоящих затрат по ремонту предметов проката могут создавать организации, занимающиеся выдачей предметов на прокат. Порядок образования и использования данного резерва аналогичен порядку, предусмотренному для резерва расходов на ремонт основных средств.

5. Резерв производственных затрат по подготовительным работам в сезонных производствах и отраслях образуется за счет разницы между фактическими затратами и нормативными расходами организации на обслуживание производства и управление. Остатка на конец года по этому резерву не должно быть. При составлении годового отчета расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации, включенные в себестоимость продукции в сметно-нормативном порядке, должны быть приведены в соответствие с фактическим размером этих расходов.

Согласно п. 69 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением суммы резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Если срок погашения дебиторской задолженности не установлен, то он определяется в течение необходимого для этого времени.

Но этого еще недостаточно. С целью создания резервов сомнительных долгов в данной организации должна быть проведена инвентаризация дебиторской задолженности. В ходе инвентаризации расчетов с дебиторами производится взаимная сверка данных с конкретными покупателями (заказчиками). Сверка расчетов осуществляется с помощью писем или выезда работников бухгалтерии к дебитору. В последнем случае по результатам взаимной сверки составляется акт. По результатам проверок всех расчетов определяется величина каждого сомнительного долга и представляется на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии, которая устанавливает финансовое состояние (платежеспособность) дебитора и оценивает вероятность погашения долга полностью или частично. Решение комиссии оформляется протоколом с заключением о величине созданного резерва сомнительных долгов.

Кроме вышесказанного, нормативная база по данному аспекту учетной политики предусматривает следующие условия, выполнение которых обязательно при создании резервов по сомнительным долгам:

1) резервы создаются по расчетам с организациями и гражданами-предпринимателями за продукцию, товары, работы и услуги;

2) при определении и использовании сумм резервов необходимо учитывать ограничения, установленные в статье 266 НК РФ;

3) создание резервов должно быть определено учетной политикой организации.

Вот такие жесткие условия диктует нормативная база для создания указанных резервов.

Образование резервов отражается по дебету счета 91 « Прочие доходы и расходы»» и кредиту 63 «Резервы по сомнительным долгам». Погашение сомнительных долгов (убытков) за счет созданного резерва отражается по дебету счета 63 и кредиту счетов 62, 76 и других. Неиспользованные средства, зарезервированные в прошлом отчетном году за счет прочих доходов, могут быть перенесены на следующий отчетный год или присоединены к прочим доходам отчетного года: дебет счета 63 и кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Остатки резервов и фондов, образованных организацией в соответствии с учредительными документами или принятой учетной политикой за счет финансовых результатов, остающейся в ее распоряжении, отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву проверяется по данным смет, расчетов, актов, бухгалтерских справок, ведомости, журнала-ордера № 12, Главной книги, бухгалтерской отчетности.


Похожая информация.