Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Фестиваль книжной иллюстрации и визуальной литературы морс. Международный фестиваль книжной иллюстрации морс. – Как давно и где именно он проходит

Международный фестиваль книжной иллюстрации Морс уже не за горами, подача заявок на участие в этом году закончится в конце августа, так что у вас еще есть время! Совсем недавно организатор этого фестиваля Анна Чефранова рассказала нам подробно, что это за проект и зачем он был создан. Кто не читал, вам . Но мнение организатора – это одно. Давайте теперь послушаем мнение участника.

1 – Что такое фестиваль книжной иллюстрации Морс? Где он проходит и когда? Сколько в нем участников (приблизительно), и кто может принять участие?

Морс – это международный фестиваль книжной иллюстрации, в рамках которого проходит выставка, мастер-классы, лекции, портфолио ревью от детских издательств и агентств. Он проходит каждый год осенью (в конце октября – начале ноября) в Москве на территории центра дизайна Artplay. В выставке принимают участие более 100 иллюстраторов из разных стран.

2 – Как давно вы в нем участвуете?

С первого фестиваля, прошедшего в 2015 году.

3 – Что нужно для участия (сколько работ, в каком формате и т.д.)?

Для того чтобы принять участие в фестивале необходимо заполнить заявку, рассказать немного о себе и прикрепить превью работ, которые вы хотите выставить. Иллюстрации должны быть книжными. Прием заявок открывается в конце весны. В этом году заявку можно подать до 10 августа. В период с 10 по 20 августа организаторы ответят на все заявки.

4 – Сколько стоит участие?

Организационный взнос – 3000р., в него входит аренда стенда, полоса в каталоге, один напечатанный экземпляр каталога и именной билет на все три дня фестиваля. Плюс оплачивается печать иллюстраций, рамы и паспарту. Тут все зависит от количества и размера работ. Оформленные работы можно будет забрать себе после фестиваля.

5 – Как долго длится фестиваль?

Сам фестиваль длится три дня, но помимо этого события в течение года Морс проводит выставки, встречи с российскими и зарубежными иллюстраторами, мастер-классы и конкурсы. Например, в этом году работы многих участников попали на Букмаркет и украшали Новый Арбат, побывали на “Днях Морса” в “Ремарке”. Морс также принимал участие в фестивале детской книги “Литератула” и дизайн-субботнике Seasons. В этом году было действительно очень много интересных мероприятий – в Азбуку Морса приезжали такие замечательные иллюстраторы как Марта Журавская, Алиса Юфа, Оля Езова-Денисова и многие другие, совместно с издательством Самокат прошли встречи с Маттиасом де Леу и Петром Сохой. Так что подписывайтесь и следите за новостями в соцсетях 😉

6 – Что и как там происходит? Какие мероприятия?

Самое главное событие фестиваля – это выставка иллюстраторов. В прошлом году было подано более 300 заявок, и мне кажется, с каждым годом эта цифра растет. Очень радостно было не только открыть для себя новые имена российских иллюстраторов, но и посмотреть на выставке работы зарубежных коллег. Второе важное мероприятие особенно для начинающих иллюстраторов – это портфолио ревью, возможность получить профессиональный совет от арт-директора издательства или агентства, а возможно и новый заказ. Так же в рамках фестиваля проходит много лекций и мастер-классов, программа очень плотная и интересная. И что очень важно, она рассчитана не только на иллюстраторов, но и на гостей фестиваля с детьми.

7 – Зачем вы в нем участвуете? Что он вам дает?

Для меня Морс – это праздник иллюстрации. На три дня можно выпасть из обычной жизни и окунуться в творческую атмосферу, получить вдохновение на год вперед, встретиться с коллегами, открыть для себя новые имена, научиться чему-то новому 🙂

8 – Стоит ли начинающим и уже профессиональным иллюстраторам принимать в нем участие? Почему?

Да, конечно. С каждым годом все больше российских издательств приходят на фестиваль, это отличный способ показать свои работы. Одно из интересных нововведений этого года – по итогам фестиваля будут выбраны три победителя, чьи работы в следующем году будут выставляться на сателлитных выставках фестиваля. Плюс организаторы выпускают каталог с работами всех участников, который в течение года распространяется по российским и зарубежным издательствам и агентствам. В этом году он также распространялся на книжной ярмарке в Болонье.

9 – Если я решила участвовать, какие шаги нужно предпринять, что делать и в каком порядке?

Для начала нужно выбрать работы для выставки. Это должна быть серия работ к одному произведению. Посмотреть размеры стенда и рам, продумать развеску. Если что-то будет непонятно – организаторы обязательно подскажут. После этого нужно подать заявку и ждать результаты в конце августа. Еще в рамках фестиваля проходит маркет иллюстраторов, где можно продавать свои открытки, зины, брошки и все что вы делаете сами. Заявка на участие в маркете подается отдельно.

10 – Если я иду на Морс просто как посетитель, как стоит спланировать свое время? Куда идти в первую очередь, на что смотреть? В чем участвовать? Хватит ли мне одного дня?

В первую очередь стоит ознакомиться с расписанием лекций и мастер-классов. Если интересующие вас мероприятия проходят в один день, то одного дня будет достаточно. И уже исходя из расписания планировать, когда послушать лекцию, а когда погулять по выставке и книжному маркету.

11 – Какие ваши личные впечатления о фестивале?

Я очень рада, что у нас в Москве есть такой фестиваль, который на одной площадке объединяет начинающих иллюстраторов и профессионалов, издательства и агентства, родителей и детей. Присоединяйтесь, и встретимся на Морсе! 😉

А вы были на этом фестивале? Если да, то обязательно делитесь впечатлениями в комментариях! Если нет, то хотели бы побывать? Поучаствовать? А может быть свой организовать в вашем городе? А может в вашем городе уже организовано нечто подобное? Тогда рассказывайте, что у вас!

Фестиваль книжной иллюстрации «Морс» проходит уже четвертый год подряд и собирает вокруг себя иллюстраторов, издателей, преподавателей художественных вузов, авторов и коллег из смежных областей (анимация, например). С каждым годом фестиваль становится масштабнее, насыщеннее и интереснее. В этом году на выставке были показаны работы 118 иллюстраторов, лекции читали 80 спикеров и присутствовали представители 12 издательств. Иллюстраторы проводили мастер-классы и продавали мерч на маркете, участником которого мог стать каждый (по предварительной записи).

В этому году я стала одним из 118 иллюстраторов, чьи работы были показаны на выставке и напечатаны в каталоге, который организаторы раздают издательствам, журналам и продают на фестивале. В прошлом году я тоже попытала удачу, но провалилась. Причин на то было несколько. Я подавала 5 работ из двух разных серий. Уже тогда поняла, что это плохое решение. Выбранные рисунки были созданы в разном стиле и не смотрелись на одном стенде. Проще говоря, к тому моменту у меня были проблемы с определением собственного стиля (голоса) и я решила показать все, что умею. Не делайте так.

На выставку принимают от 3 до 6 работ. Сразу думайте серией. Думайте разворотами, книгой и текстом. Пусть работ будет меньше, но качество выше. Не присылайте несколько дополнительных работ «для количества». Иллюстрации могут быть как к уже изданной книге, так и к вашей авторской (еще не напечатанной). Возможно, на фестивале вы найдете издателя под авторский проект.

У меня был год, чтобы придумать проект, создать иллюстрации. Конечно, не всем нужно столько времени, но мой путь тернист. Я слабо представляла себя в роли книжного иллюстратора и не знала, в каком направлении двигаться. Хорошая новость – за год можно отлично подрасти.

Работы принимают в течение нескольких месяцев (лето-осень). Подпишитесь на Инстаграм и паблик в Вконтакте фестиваля «Морс» и следите за следующим конкурсом. Все иллюстрации печатаются организаторами выставки. Вы можете жить на другом конце света и все равно стать участником выставки.

Если вы не прошли конкурс, не расстраивайтесь. Это отличный опыт. Поучаствуйте в параллельных конкурсах (конкурс плакатов, иллюстрации к сказкам и другие). Мой плакат, например, в этом году не прошел.

Но даже если ваши работы не выбрали, плакат тоже, все равно приезжайте. Ваши работы могут заинтересовать издателей на смотрах. Все три дня российские (и не только) издательства устраивали смотры и говорили, подходит им ваш стиль или нет.

Как подготовиться к смотру

Время просмотров указано в расписании. Запись происходит день в день и начинается с открытия фестиваля. Записывать подругу или друга нельзя. Нужно присутствовать лично. И, как правило, через 10 минут после открытия запись закрыта. Некоторые художники приезжали за час-полтора, чтобы попасть в вожделенный список. Хорошая новость состояла в том, что издатели готовы посидеть лишний час и посмотреть работы тех, кто записаться не успел. Я поговорила с представителями 5 или 6 издательств, не попав ни в один официальный список. Немного настойчивости и вуаля. Обязательно изучите издательства. Какими бы прекрасными ни были работы, если они не соответствуют стилю издательства, вы будете отвергнуты (вежливо и кротко).

Знаю, как отказы ранят художников. Но попробуйте проанализировать ситуацию. Если издательство печатает исключительно цифровую иллюстрацию в развивающих книжках, а вы приходите с книгой, выполненной тушью с глубоким экзистенциальным подтекстом, то неминуем отказ.

В Инстаграме я писала о недоразумении с чешским издательством «Meander», но повторю эту историю и здесь. Она смешная и показательная. На смотр я записаться не успела, а с ассортиментом издательства не ознакомилась, но решила попытать удачу. Я подошла к кабинету, и меня сразу взяли в оборот. Волонтер толкнула в кабинет со словами: «Заходи быстрее». И я зашла. Обнаглев окончательно, я третья показала свои работы и получила неоднозначный комментарий: «Ваши иллюстрации понравятся детям, но они не останутся на века. Посмотрите, на эти милые мордашки, розовые щечки и носики, все это было. Это чересчур мило! Нам нужно то, чего еще не видели». Меня не задел этот отзыв. Скорее позабавил, я поняла, что постучалась в не ту дверь. После этого я ознакомилась со стендом издательства и поняла, что они любят концептуальное творчество. Я даже не уверена, что их целевая аудитория - дети.

Как думаете, что мне говорили российские издательства? «Какая милая мордашка!», «Какие чудесные персонажи!» Ну вы поняли, стучаться надо туда, где вас ждут.

Больше шансов понравиться издательству, если у вас есть книжные проекты. Я заметила, что многие иллюстраторы приходили с собственными книгами. Некоторые из них печатались самостоятельно, другие – в издательствах. Я с pdf-портфолио чувствовала себя несколько странно. Те, кто не хотел тратиться на переплет, печатали отдельные листы.

Но вскоре я поняла, что Pdf-портфолио - не самый плохой вариант, и уже не стеснялась отсутствия напечатанной книги. Я отобрала 15 лучших работ в разных стилях. Да-да. В основном это был коллаж, но я поместила и акварельные иллюстрации к книге для малышей, и диджитал иллюстрации для примера, что могу работать и так.

Некоторые художники приносили оригиналы и это тоже смотрелось здорово! Например, вы показываете напечатанную книгу и оригинал. Иногда они производят разные впечатления.

Напечатайте визитки, открытки или мини-портфолио. Я напечатала 40 открыток, чтобы раздавать вместо визиток. На задней стороне я указала свои социальные сети и почту. По имени можно найти сайт. После фестиваля на руках осталось две открыточки. В интервью с американскими арт-директорами я узнала, что открытки все еще работают. Издательства (во всяком случае в Америке) получают открытки от художников регулярно. Некоторые из издателей и арт-директоров вешают открытки на доску над рабочим столом, и иногда рисунки попадаются на глаза в нужный момент.

Я видела, как некоторые иллюстраторы печатали мини-портфолио на тонкой мелованной бумаге. Кто-то печатал закладки или традиционные визитки.

Что не менее важно, подготовьте речь. Если вы успели записаться в основной список, то у вас 5 минут, чтобы очаровать издателя. Если не успели, и того меньше. Чем быстрее вы скажете самое главное, тем лучше.

На лекции издательства МИФ его представители сказали, что если перед ними два крутых художника, но у одного больше опыта работы с издательствами, то предпочтение отдадут ему. Меньше риски. Так что, если вы печатались до этого, говорите об этом в первую очередь. Если нет, то найдите сильные стороны и озвучьте их издателю; умеете готовить работы к печати, владеете основами верстки, сочиняете стихи, пишите нон-фикшн книги, работаете в разных стилях и жанрах, у вас большая аудитория в социальных сетях - все это может сыграть решающую роль. Подумайте об этом заранее.

Пока вы стоите в очереди на смотр, в лекториях читают безумно интересные лекции. Вы льете горячие слезы, но не можете отлучиться.

Поэтому если вы чувствуете, что еще не созрели для работы с издательством, насладитесь лекциями. Я все-таки не удержалась и послушала нескольких спикеров. Очаровала и влюбила в себя нидерландская художница Флоор Ридер, которая проиллюстрировала «Алису в стране чудес». Я просто не могла уйти с лекции, поэтому, когда она закончилась, стрелой помчалась на второй этаж, чтобы застать представителя издательства «Качели». Успела вручить открытки, рассказать, с какими работала издательствами и умчаться обратно на автограф-сессию с Флоор, которой тоже вручила открытки.

А еще! А еще знакомьтесь с коллегами! Прошлый год я провела, переминаясь с ноги на ногу по углам и закоулкам. Я стеснялась, смущалась, видела знакомые лица и не подходила. Меня тогда еще никто не знал и я дико этого стеснялась. Глупая была. На этот раз все было иначе. Я знакомилась, подходила и дарила открытки, присоединялась к большим компаниям и вливалась в разговор. Знакомилась в очередях на вход, на смотр, на лекции, в толпе на маркете или у кафетерия. Не стесняйтесь и подходите к тем, кого знаете, подписаны в социальных сетях. Я развиртуализировалась со многими художниками, и бесконечно этому рада. Интернет не лишает живого общения, он его дарит, приносит новые знакомства, друзей, полезные контакты. Просто нужно немного смелости и, возможно, у вас появится новый друг, а то и два.

Удачи в следующем году! Обязательно увидимся!

P.S. Извините, что не могу показать ни одной фотографии. Я была так увлечена всем происходящим, что забыла о фотоаппарате! Заходите в паблик "Морса"!

P.P.S. 20 октября, суббота. Состоится «Изнанка. Морс»
Закрытие фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы «Морс» 2018.
Иногда очень любопытно как рождается иллюстрация.
Путь ее создания: от задумки и скетча до готовой картинки. Иллюстраторы-участники фестиваля «Морс» 2018, прислали эскизы и черновики к своим работам. Получилась очень интересная экспозиция - изнанка иллюстраций, которую можно будет увидеть на площадке Vernissage , 20 октября с 12:00 до 20:00.

Вся подробная информация по

Московский фестиваль книжной иллюстрации «Морс» пройдет 23-25 октября в ARTPLAY. Основная цель фестиваля - показать иллюстрации к детским книгам как самостоятельное художественное произведение, важное для гармоничного развития ребёнка, а также привлечь внимание к художественному облику детской книги.

На сегодняшний день в России работают более 2000 иллюстраторов. Мы хотим познакомить родителей и детей с работами этих удивительных художников, а также представить их издателям. Мы наглядно покажем, что
в России есть интересные современные иллюстраторы, которые должны быть востребованы в детской книге.

В качестве площадок фестиваля будут представлены:

Выставка иллюстраций.

Более 150 иллюстраторов среди которых: Зина и Филипп Суровы, Татьяна Никитина, Наталья Корсунская и другие как именитые, так и начинающие иллюстраторы.

Лекторий, где выступят профессионалы в области детской психологии, авторского права, книгоиздательства, типографики и иллюстрации. Преподаватель «Полиграфа» Татьяна Никитина расскажет о том, с чего начинается книга. Автор «Архитектуры книги» Елена Герчук расскажет о том, что такое иллюстрация и зачем она нужна. Преподаватели Британской Высшей школы дизайна, Ирина Троицкая и Евгения Баринова, поведают о сложных темах в детских книгах. Иллюстраторы Зина и Филипп Суровы поделятся своим опытом в работе над книгой. Гости из Петербурга школа «TypeType» научат использовать силу шрифта в иллюстрациях, а также расскажут как важна для книги верстка. Специалист по детской литературе Ольга Мяоэтс расскажет родителям, «Как читать книжки-картинки». Всего 15 лекций в рамках Основной и Спец. программы в течение трех дней фестиваля.

Библиотека - зона для чтения и место проведения мастер-классов. Здесь будут представлены книги издательств – участников фестиваля, которые сможет полистать любой желающий, а также авторские издания иллюстраторов. В рамках Спец.Программы пройдут мастер-классы по скетчингу от автора курса в БВШД Руслана Горчара; по акварельной живописи от гостьи из Санкт-Петербурга Татьяны Самошкиной. Создатель содружества “Волшебная пила” Наталья Корсунская проведет мастер-класс по коллажной иллюстрации. Номинанты конкурса “Образ книги 2015” Ирина Вершинина и Мария Ковадло научат технике линогравюры и тому, как создавать объемные бумажные конструкции.

Дворик или детская зона. Здесь пройдут мастер-классы для детей, а также презентации детских книжных новинок. А издательство “Мелик-Пашаев” расскажет родителям, что читать детям от 2 до 5.

Маркет, где будет осуществляться продажа книг, сувениров, авторских открыток, постеров и всяких приятных мелочей. Также тут можно будет выпить кофе и немного перекусить.

Издательства, принимающие участие в фестивале «Морс» в этом году: «КомпасГид», РОСМЭН, «Самокат», «Clever», «Манн, Иванов и Фербер», «Мелик-Пашаев», «Эдиториаль-Тандем», «Zangavar», «Life Books», «Настя и Никита», «Dream Management», «Друг за Друга», «Сэмми и Эмми».

Также в рамках Дополнительной программы на фестивале будут показаны работы проекта Urban Sketchers от авторов из Испании, Аргентины, Индонезии, России и других стран. С проектом Читай! Меняйся! можно будет подарить новую жизнь любимой книге, а вместе с книжным магазином “Ходасевич” пополнить фонд Музея Игрушек.

Вход на выставку, а также на лекции и мастер-классы в рамках Спец.Программы платный. Подробности на сайте морсфест.рф.

По всем вопросам обращайтесь на

Информация

Фестиваль детской книжной иллюстрации «Морс» был организован в 2015 году. Его основная цель — привлечь внимание к художественному облику детской книги, познакомить общественность с работами современных иллюстраторов.

Фестиваль проходит в Москве в Artplay и собирает под одной крышей ведущие детские издательства, иллюстраторов и художников, писателей и экспертов в области книжной иллюстрации. В прошлом году в фестивале приняло участие более 150 иллюстраторов из России, Италии, Испании, Англии, Америки, Румынии и других стран.

Помимо самой выставки с работами книжных иллюстраторов на мероприятии открыта образовательная площадка с лекциями по детской психологии, авторскому праву, книгоиздательству, типографике и иллюстрации; работает библиотека, где проводятся мастер-классы и мастерские; продаются книги, авторские открытки, сувениры и постеры с иллюстрациями участников. В рамках фестиваля проходят разнообразные конкурсы — например, конкурс плаката .

По итогам фестиваля выпускается каталог, где представлены работы всех участников.

Следить за новостями о фестивале можно

История

Программа III Московского фестиваля книжной иллюстрации «Морс»

15:10-15:35
Презентация конкурса молодых иллюстраторов имени Кати Силиной
Музей истории российской литературы им. В.И. Даля

15:40-16:30
Лекция «Важные банальности»
Поговорим о важных вещах, которые иллюстраторы часто упускают из виду, про важность попадания в текст, требования заказчика, про сроки и лень
Юлия Блюхер - художник, иллюстратор, преподаватель

16:00-17:10
Мастер-класс «Литография для детей»
Студия «Сказка выходного дня» при Музее истории российской литературы им. В.И. Даля
Ведут музейные педагоги, научные сотрудники Анастасия Дановская и Анастасия Тихонова

16:40-17:30
Лекция «Что такое Silent books / Молчащие книги»
Ольга Мяоэтс - заведующая отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы имени М.И.Рудомино, переводчик, специалист по детской литературе и детской книжной иллюстрации

17:20-18:20
Мастер-класс «Отраженные в небесах», проект «Astrobook»
На мастер-классе мы сделаем закладку в стиле граттаж, поговорим о звёздах и созвездиях, поиграем в игру «Запоминаем зодиак»

17:40-18:40
Встреча с художником Игорем Олейниковым
«Иллюстратор. Иллюстрация и Анимация»

18:50-19:50
Лекция «Идеи в иллюстрации»
Илья Митрошин (Mitt Roshin) - иллюстратор

20:00-21:00
Избранные мультфильмы из программы фестиваля «Бессонница - 2017»

10:45-12:30
Лекция «О графических материалах и техниках»
Дмитрий Горелышев – художник-график, преподаватель, иллюстратор, дизайнер

11:15-12:15

Ведущий Алексей Капнинский - художник-иллюстратор, мультипликатор

12:30-13:30
Воркшоп издательского сервиса «Ridero» «Возможности селфпаблишинга для дизайнеров и иллюстраторов книг»
Ведущая арт-директор «Ridero» Дарья Прокуда

12:40-14:10
Лекция «О волшебстве случайности в книжной иллюстрации»
Stefanie Harjes (Штефани Харьес) – немецкий художник-иллюстратор, преподаватель Гамбургской Высшей школы искусств

13:45-14:30
«Книжки с картинками - выбирают дети, покупают родители»
О книжной иллюстрации, которая нравится детям и не нравится родителям
Рассказывает Ирина Рочева – владелец детского книжного магазина «Корней Иванович» и программный директор книжного фестиваля «ЛитераТула»

14:00 - 15:45
«Рисование с натуры»
Костюмированная постановка

14:25-15:40
Лекция «Я не лопух: лекция в виде комиксов для иллюстраторов и авторов»
Общение с заказчиком, ведение проекта, авторское право
Зина и Филипп Суровы делятся своим опытом

14:45-15:50
Мастер-класс «Оформление детских книг по истории – как подбирать иллюстрации, репродукции, фото»
Ведущая иллюстратор Инна Багаева, издательство «Пешком в историю»

15:50-16:40
Лекция «Зачем электронной книге живой художник?»
Елена Герчук – художник-график, преподаватель, иллюстратор, дизайнер

16:50-17:40
Лекция «Как не испортить иллюстрацию буквами»
Алина Ипатова – каллиграф и шрифтовой дизайнер, преподаватель студии U0026

17:10-18:10
Интерактивная лекция «Как выбрать книгу, которая понравится ребенку?»
От организации профессиональных наставников по чтению Книжныйгид.org

17:50-18:40
Лекция «Теневая анимация»
Frédérique Bertrand и Michaël Leblond (Фредерик Бертран и Микаэль Леблон) - авторы легендарной книги «Пижамарама»

18:30-20:00
Мастер-класс «Диатипия»
Дарья Климась - преподаватель мастерской ручной печати Кружка скорого рисунка.
Максимальное количество человек 12, запись на Фестивале, на стойке информации

18:45-19:55
Лекция «Выразительные средства и пространственные решения в современном театре»
Полина Бахтина - театральный художник, сценограф, иллюстратор

18:50-19:50
Мастер-класс по теневой анимации
Frédérique Bertrand и Michaël Leblond (Фредерик Бертран и Микаэль Леблон), авторы и иллюстраторы легендарной книги «Пижамарама» расскажут и покажут секреты теневой анимации
Максимальное количество человек 12, запись на стойке информации Фестиваля

20:00-21:00
Спектакль «Вафельное сердце», по книге бестселлеру норвежской писательницы Марии Парр в переводе Ольги Дробот
«Творческое Объединение 9»

11:15 - 12:15
Читаем и рисуем вместе с Артуром Гиваргизовым

11:55-13:15
Лекция «Чешская иллюстрация. Легендарное издательство «Baobab» и Tabook Фестиваль»
Tereza Říčanová (Тереза Ржичанова) – чешский художник-иллюстратор, писатель

12:30-14:00
Мастер-класс «Наброски»
Ведущая Анастасия Смирнова – художник-иллюстратор, преподаватель студии «Азбука Морса». Максимальное количество человек 12, запись на стойке информации Фестиваля

13:25-14:25
Лекция «Польская школа плаката»
Серов Сергей Иванович – кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой Школы дизайна РАНХиГС, вице-президент Академии графического дизайна, президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела»

14:10-15:10
Мастер-класс от издательства «КомпасГид»
Ведущая Ирина Петелина - художник-иллюстратор

14:35-15:25
Лекция «Графический репортаж»
Виктория Ломаско – российская художница, автор графических книг «Запретное искусство» и «Other Russias»

15:20-16:20
Мастер-класс «Маяки», по книге «Как работает маяк» издательства «Самокат»
Ведет художник-иллюстратор Роман Беляев

15:45-16:45
Блок лекций: Михаил Соркин «Работа над серией иллюстраций, «История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин», Петр Перевезенцев «Журнал. Ассоциативная иллюстрация»
Михаил Соркин – художник, иллюстратор, преподаватель
Петр Перевезенцев – художник, иллюстратор, преподаватель

16:00-17:00
Мастер-класс «Игры под синий чай»
Презентация книги «Гагосин, Лаппа и синий-синий чай» Светланы Минковой, издательство «Крылья»

16:55-17:45
Лекция «Иллюстрация исторических книг при помощи инфографики: метод пиктограмм – особенности и приёмы»
Michaël Leblond (Микаэль Леблон) – французский иллюстратор, график, дизайнер

18:00-18:50
Лекция «Шведские книжки-картинки: что нового?»
Валентина Степченкова – филолог, переводчик, преподаватель Шведской школы в Москве и «Scandinavia club»

18:50-19:50
Встреча-диалог: «Образование иллюстратора в России»
Творческое объединение художников «Кисеты»

19:00-20:00
Лекция «Форма и ритм»
Виктор Меламед – иллюстратор, преподаватель, куратор курса «Иллюстрация» в БВШД

20:00-21:00
Закрытие Фестиваля
Награждение победителей Фестиваля «Морс» 2017
Музыка и рисование!

Программа II Московского фестиваля книжной иллюстрации «Морс»

11:10-12:00 Открытие фестиваля. Музыка и наброски — будем слушать живую музыку и рисовать музыкантов. Музыканты — потрясающие ребята из группы TGM (виолончель, скрипка, гитара), рисовать могут все желающие, ведущие — команда из sketch&skotch

Лекторий

12:10-13:10 «Художник между детской классикой и новыми авторами. Чего ждут издатель, торговец и читатель» Борис Кузнецов — директор издательства РОСМЭН.

13:20-14:05 Лекция «Книгоиздание будущего» Алексей Кулаков — со-основатель сервиса и генеральный директор «Ridero».

14:15-15:00 Лекция «Коммерческая иллюстрация глазами заказчика». Иллюстраторское агентство Pic-O-Matic.

15:15-16:45 Лекция «Книга художника. Параллели и пересеченья». Погарский Михаил Валентинович — художник, поэт, писатель.

17:00-17:45 Лекция «О детской поэзии В.В.Маяковского» и Презентация Конкурса молодых иллюстраторов им. Кати Силиной (Гослитмузей). Ведущие: замдиректора Гослитмузея по развитию Ксения Белькевич и начальник экспозиционного отдела Музея Маяковского Марина Краснова.

18:00-19:00 Лекция «Блог для фрилансера». Майя Эверидай — иллюстратор и ютубер, автор проекта «эвридейайдро»

19:10-21:00 Лекция «Шрифты в иллюстрации». TypeType. Юлиана Моргун — Графический дизайнер, специализирующийся на леттеринге и преподаватель каллиграфии.

Дворик

13:00-14:20 Интерактивное занятие для детей «Буквари иллюстрации в букварях». Рассказ об истории и развитии букварей, демонстрация старинных книг (копии), мастер-класс. Ведущая: Юлия Горбова, научный сотрудник Гослитмузея. (6+)

14:30-16:00 Мастер-класс для детей «Секреты волшебства. Волшебные pop-up открытки». Дети и взрослые услышат сказку из авторской книги Светы Сивириной «Секреты волшебства». После чего будем вместе создавать pop-up открытку.
Ведущая — Света Сивирина, художник и автор. (6+)

17:15-19:00 Мастер-класс «Новая жизнь книги» от ДК|ДС. Будем дарить новую жизнь старым книгам вместе с командой из Дома Культуры «Делай Сам/а»

Мастерская

12:15-14:15 Мастер-класс «Вязь». На мастер-классе мы поговорим о разновидности исторической русской каллиграфии — вязи, ее видах и правилах построения. Рассмотрим примеры и попробуем построить и завязать слова. Ведущая — Челышева Анна.

14:30-16:30 Мастер-класс «Книжка-картинка. Время и пространство в макете». На занятии мы поговорим о пространстве и времени в книге и создадим эскизный макет. Ведущая — Светлана Минкова, книжный график и автор детских книг.

16:50-18:50 Мастер-класс «Брашпен». На занятии мы поговорим об инструменте брашпен, посмотрим примеры и прописи, попишем буквы и слова. Ведущая — Влада Ружицкая, дизайнер, каллиграф, иллюстратор.

Лекторий

11:00-12:00 Лекция «Как стать иллюстратором: от мечты к действию». Софья Коловская — иллюстратор, автор проекта «Оne day one sketch».

12:10-13:00 Лекция «Как продавать свои работы». Екатерина Дробинина — журналист, эксперт арт-рынка.

13:10-14:10 Лекция «Книжный иллюстратор. Особенности профессии». Влада Мяконькина, арт-директор издательства Самокат.

14:20-15:40 Лекция «Книга как синтез иллюстрации и дизайна». Татьяна Костерина — главный художник издательства «ПРОЗАиК», член правления секции графики МСХ, заслуженный художник России.

16:00-17:00 Лекция «Зачем книге художник». Елена Герчук — журналист, пишущий о современном книжном дизайне, критик, книжный художник, станковый график.

18:15-19:00 Лекция «Зелёная Шапочка. Честный рассказ про разработку интерактивной книги в первый раз»
Андрей Гордеев - иллюстратор

19:10-21:00 Лекция «Анимация и иллюстрация». Лекция о том как создается анимационное кино, о некоторых хитростях, а также о том, что связывает анимационный фильм и книжную иллюстрацию. Михаил Алдашин — режиссёр-аниматор, художник, продюсер.

Дворик

11:00-12:30 Мастер-класс для детей «Книжка своими руками», будем создавать историю своими руками. Ведущая: Светлана Лядова — иллюстратор, преподаватель БВШД. (6+)

12:45-14:15 Мастер-класс для детей «Путешествие в Бразилию. Строим скоролёты». От создателей детского журнала «Муча Буча». (6+)

14:30-15:00 «Сказки с маминых дред» — сказки для детей и их родителей, пальчиковый театр. Ольга Васильева — автор сказок. (3+)

Мастерская

12:20-14:20 Мастер-класс «Разогреваем воображение».Будем делать упражнения, которые помогут начинающим иллюстраторам преодолеть кризис идей и зажатость в рисовании. Ведущая — София Коловская, иллюстратор, автор проекта «Оne day one sketch».

14:45-17:00 Мастер-класс «Линогравюра». Будем делать открытки в технике лингравюра, создадим и будем использовать интересные фактуры, попробуем цветную печать. В результате получим небольшой тираж. Ведущая — Маша Ковадло, иллюстратор, художник, дизайнер.

17:15-19:15 Мастер-класс «Текстуры в акварели». Мы поговорим об особенностях акварельных красок и тонкостях работы с ними, узнаем как передать текстуру дерева, камня, блеск воды, воздушность облаков и многое другое. Освоим различные эффекты и создадим итоговую творческую работу на основе изученных текстур. Ведущая — Полина Новкова, художник-иллюстратор.

Лекторий

11:00-12:00 Лекция «Работа над книгой. Основные этапы».
Юлия Блюхер — художник-иллюстратор.

13:10-14:10 Лекция «Современная русская иллюстрация. Как стать иллюстратором». Наталья Климчук — сооснователь иллюстраторского агентства «Bang! Bang!» и онлайн-школы иллюстрации «Bang! Bang! Education».

14:25-15:40 Лекция «Владимир Лебедев — книжный иллюстратор». Ведущая: Ольга Мяэотс, заведущая отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино, переводчик, специалист по детской литературе.

15:50-17:00 Лекция «В переводе на «детский»: золотой фонд книжной графики Государственного литературного музея».«В переводе на «детский»: золотой фонд книжной графики Государственного литературного музея»

17:15-18:15 Лекция «Книжки-картинки в Швеции»
Валентина Степченкова — филолог, переводчик, преподаватель Шведской школы в Москве и Scandinavia Club.

18:30-20:00 Лекция «Сенрю».Сенрю — жанр японской поэзии и главное упражнение на курсе «Иллюстрация» БВШД. Лектор: Виктор Меламед, иллюстратор, преподаватель и куратор курса «Иллюстрация» в БВШД.

20:10-21:00 Закрытие фестиваля. Артемий Ник с музыкальным проектом Art of us и команда sketch&skotch.

Дворик

11:15-12:45 Мастер-класс для детей «Варим морс».
Создаем ягодно-фруктовые открытки при помощи штампиков! Ведущая: Маша Ковадло — иллюстратор, художник, дизайнер. (6+)

13:00-14:00 «Час скетчбуков». Художники показывают свои скетчбуки и рассказывают про них, а гости рассматривают и слушают.

14:20-15:50 Мастер-класс «Портрет: рисуем живо и легко!». Юля Соболева — автор проекта Скетчевстречи

16:00-17:00 Мастер-класс «Мелки объявили забастовку» по одноименной книге Дрю Дейуолт издательства Поляндрия. Будем читать книгу, придумывать историю, рисовать и помогать мелкам. 6+

Мастерская

12:30-14:00 Мастер-класс «Рисуем текст. Как построить работу над книгой». Ведущая — Юлия Блюхер, художник-иллюстратор.

14:10-16:00 Мастер-класс «Персонажи». На занятии мы поговорим о персонажах, форме, пропорциях и эмоциях. Выполним несколько заданий, научимся находить персонажей в повседневной жизни и создадим своего персонажа. Ведущая — Маргарита Кухтина, иллюстратор.

17:30-19:30 Мастер-класс «Как рисовать скетчи». На занятии мы будем делать скетчи и наблюдать за собой. Будем говорить о сюжетах, ракурсах, натуре, экспериментах, наблюдении и многом другом. Команда скетчеров SKETCH&SCOTCH: Аня Бриллинг, Ваня Дедок, Настя Петрова.

Программа I Московского фестиваля книжной иллюстрации «Морс»

Лекторий:
Объединение Tipatzeha «Искренность и смелость в иллюстрации»
Издательство «Друг за Друга» «Интерактивные книги в России»
Издательство РОСМЭН, директор Борис Кузнецов «Взаимодействие издательства и иллюстратора»
Елена Герчук «Что такое иллюстрация и зачем она нужна?»

Библиотека:
Руслан Гончар. Мастер-класс по скетчингу «RUSLHU#URBANSKETCH. Навыки быстрого рисования в городской среде»
Иллюстратор Татьяна Самошкина. Мастер-класс «Аквариум акварелей»

Дворик:
Ольга Васильева, автор книги «Сказки с маминых дред». Чтение сказок и спектакль для самых маленьких
Нина Стадник и Поля Плавинская. Мастер-класс по созданию арт-бука в технике коллажа

Лекторий:
Баханец Роман Игоревич, Антон Городецкий «Правовые основы отношений издательства и иллюстратора»
Зина и Филипп Суровы «Как сделать и издать книжку целиком? Иллюстрация как основа авторского проекта, а не сырьевой продукт»
Издательский дом «Самокат» «Разговор о работе арт-директора и иллюстратора»
Валерий Гольников, Наталья Климчук «Коммерческая иллюстрация»
«Книжная верстка»

Библиотека:
Мария Ковадло. Мастер-класс «Архитектура бумаги, объемные структуры»
Дарья Мартынова. Мастер-класс «Скульптурная иллюстрация»

Дворик:
Издательство КомпасГид, Светлана Прудовская. Детский мастер-класс
Издательский дом «Самокат». Презентация детских книг
Издательство «Мелик-Пашаев», Юлия Тризна. «От 2 до 5. Что читать детям?!»

Лекторий:
Антон Городецкий «Иллюстрация как объект авторского права»
Издательство «Эдиториаль-Тандем», директор Анна Филатова «Детские книги в других странах — Латинская Америка»
Ольга Мяоэтс. Лекция для родителей «Как читать книжки-картинки»
Татьяна Никитина «С чего начинается книга»
Школа шрифта и типографики TypeType «Типографика в иллюстрации»
Ирина Троицкая и Евгения Баринова (БВШД) «Сложные темы в детских книгах»

Библиотека:
Ирина Вершинина. Мастер-класс по линогравюре
Наталья Корсунская. Мастер-класс по технике коллажа

Дворик:
Издательство КомпасГид. Презентация книги «Кит плывет на Север»
Издательство «Сэмми и Эмми» Анастасия Мелентьева. Презентация книги и творческая мастерская.

Участники

Издательства:
«КомпасГид», РОСМЭН, «Самокат», «Clever», «Манн, Иванов и Фербер», «Мелик-Пашаев», «Эдиториаль-Тандем», «НИГМА», «Речь», «Zangavar», «Life Books», «Настя и Никита», «Студия 4+4», «Друг за Друга», «Сэмми и Эмми».

Художники:
Более 150 иллюстраторов среди которых: Зина и Филипп Суровы, Татьяна Никитина, Наталья Корсунская, Ирина Петелина и другие именитые и начинающие иллюстраторы.

Дополнительная программа

Проект Urban Sketchers
Urban Sketchers – это современное течение в графике, посвященное зарисовкам жизни вокруг нас. Система быстрого рисования позволяет буквально «на коленке» зафиксировать свои яркие впечатления от повседневной жизни в виде стильной графики. В результате регулярных упражнений, у каждого автора формируется свой неповторимый стиль рисования, который позволяет запечатлеть на бумаге любой сюжет, событие или идею. В рамках проекта будут представлены работы авторов из Испании, Аргентины, Индонезии, Шотландии, Англии, США и других стран.

Читай! Меняйся!
Подари книге новую жизни вместе с проектом «Город Доверия»
Читай! Меняйся! действует по принципу публичной библиотеки. В точке обмена любой читатель может оставить свою прочитанную книгу, и взять другую — о которой давно мечтал или ту, которая заинтересовала его только что.

Сбор для фонда Музея Игрушек вместе с книжным магазином «Ходасевич».

Персоналии

Зина и Филипп Суровы
Художники закончили Московский университет печати. Живут в Москве, работают как иллюстраторы и дизайнеры, также занимаются оформлением пространства, живописью и раскрашенной скульптурой. Часто сами сочиняют тексты для своих книг. Состоят в Московском союзе художников и объединении иллюстраторов «Волшебная пила». Преподавали в Московском университете печати и Британской школе дизайна. Зина преподает в Институте бизнеса и дизайна. Художники активно участвуют в выставочных проектах и книжных фестивалях, проводят мастер-классы для детей и взрослых.

Татьяна Никитина
Старший преподаватель кафедры иллюстрации Московского государственного университета печати. Член Московского Союза Художников. Диплом всероссийского конкурса «Образ книги» 2010 г. Участник всесоюзных, московских и зарубежных выставок. Работала в издательствах: «Детская литература», «Дрофа Плюс», «Махаон».

Елена Герчук
Книжный художник, станковый график, журналист, пишущий о современном книжном дизайне. Автор книги «Архитектура книги». Лауреат нескольких премий «Искусство книги», а также «Книга года-2011».

Ирина Троицкая
Иллюстратор, преподаватель БВШД. Участвовала в создании мультимедийных продуктов для HP, Microsoft, Sun Microsystems, Мегафон, Яндекс.

Евгения Баринова
Закончила Британскую высшую школу дизайна и продолжила обучение в Университете Хардфордшира, где успешно получила степень Бакалавра по иллюстрации и графическому дизайну. После окончания обучения Евгения жила и работала в Лондоне. Помимо преподавания в БВШД, Евгения удаленно работает арт-директором для Лондонского журнала Anorak, регулярно публикует иллюстрации в журналах (The New York Times, Computer arts, Афиша, Большой город), является членом коллектива «Цех» и участвует в разнообразных проектах и событиях.

Руслан Гончар
Иллюстратор книги, преподаватель, автор курса лекций в БВШД «Скетчинг как визуальная коммуникация».

Школа шрифта и типографики TypeType
Гости из Петербурга. Создатель школы - Иван Гладких. В Школе проходят интенсивы с лучшими практикующими специалистами в области шрифтового дизайна, ориентированные на дизайнеров, которым необходимы более глубокие знания в области типографики, понимания устройства и анатомии букв.

Ольга Мяоэтс
Заведующая отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы имени М.И.Рудомино, переводчик, специалист по детской литературе и детской книжной иллюстрации. Преподаватель кафедры иллюстрации и эстампа Московского университета печати им.Ивана Федорова.

Наталья Климчук
Руководитель иллюстраторского агентства Bang!Bang!

Валерий Гольников
Идеолог и создатель портала illustrators.ru

Борис Кузнецов
Директор издательства «РОСМЭН»

Объединение Tipatzeha
Творческое объединение, в котором собрались четыре иллюстратора: Света Муллари, Кристина Колесникова, Лена Четверик и Нина Стадник.

Наталья Корсунская
Художник-график. Участвует в российских и зарубежных выставках, организовала Содружество художников «Волшебная пила». Является членом Московского союза художников. Имеет дипломы всероссийских конкурсов «Образ книги», «Искусство книги. Традиции и поиск», «Книга года». Сотрудничает с издательствами «Самокат», «Эгмонт Россия», «Мир детства», «Махаон» и другими.

Мария Ковадло
Дизайнер-иллюстратор детских книг, занимается цветной скульптурой, бумагопластикой, арт-объектами свободных фактур и различной техники. Образование высшее: Московский полиграфический университет печати Награждена двумя дипломами всероссийского конкурса «Образ книги» 2014, 2015.

Иринка Вершинина
Художник-иллюстратор, закончила Полиграф (МГУ Печати), занимается иллюстрацией, эстампом и авторской книгой. Номинант всероссийского конкурса «Образ книги» 2015.

Дарья Мартынова
Иллюстратор, художник-график. Занимается иллюстрацией, эстампом, моделированием. Закончила МГУ Печати, награждена дипломом всероссийского конкурса «Образ Книги» (2015) Член МСХ с 2015г. Сотрудничает с издательством КомпасГид, Издательским Домом «Нигма».

Татьяна Самошкина
Иллюстратор из Санкт-Петербурга.

Антон Городецкий
Преподаватель МГУ, юрист практики интеллектуальной собственности юридической фирмы «КЛИФФ».

Друг за друга
Молодая студия интерактивных приложений для детей и не только “Друг За Друга” (drygzadryga.com). В марте у команды вышло первое приложение для AppStore — “ДубДом”. Уже летом вышло второе приложение “Сказки Внутри” — совместный проект с издательством “Самокат” книжка и приложение. А осенью ребята анонсируют выпуск третьего приложения по мотивам стихотворений Д. Хармса — ‘Charms of Kharms’.

Васильева Ольга
Филолог-переводчик по образованию, молодая мама и автор книги детских сказок «Сказки с маминых дред». Ольга закончила РГГУ. Училась у таких мастеров слова как Игорь Вишневецкий и Григорий Кружков. Основа творчества Ольги — «нести добро». «Сказки с маминых дред» — это книга для детей и их родителей, книга о том, как важно сохранить частичку детства в бурном водовороте жизни.

Международный фестиваль книжной иллюстрации “Морс” ежегодно проводится в Москве. Это очень вдохновляющее мероприятие в области детской книги и иллюстрации. “Морс” является площадкой, которая объединяет современных книжных иллюстраторов, издателей, писателей и читателей. Это место, где можно себя показать, на других посмотреть, и еще узнать много нового и интересного.

1 – Расскажите немного о себе. Кто вы? Чем занимаетесь? Где учились?

Меня зовут Анна, я на данный момент учусь быть иллюстратором, ищу себя в этом направлении. Училась я много где. Первую свою вышку я получила в Московском Государственном Горном университете, специальность программист-системотехник. Совсем не творческая профессия, так сложились обстоятельства, но я, надо сказать, совсем об этом не жалею. Техническая специальность помогает схватывать и анализировать информацию быстрее. С класса восьмого я хотела стать режиссером кино, но не сложилось, и я этому наверное даже рада, и я точно знаю, что когда-нибудь, когда мне будет что сказать, я обязательно буду снимать. Еще я отучилась в БВШД на курсе Димы Карпова, это тоже мне помогло, можно сказать, расширило горизонт и придало уверенности. Я всегда хотела рисовать, хоть в силу разных обстоятельств это не могло стать моей первой профессией, но после окончания школы я постоянно занималась частным образом с преподавателями. Меня учили преподаватели из ВГИКа, из МГУП, из Репинского училища и Строгановки – от всех я что-то взяла и теперь пытаюсь найти свой путь.

2 – Как появилась идея фестиваля? Почему вы решили этим заниматься?

В какой-то момент учась рисованию и работая дизайнером я поняла, что редко получается у меня пройти мимо книжного магазина, особенно за рубежом. Я с большой любовью рассматривала все детские книги, потихоньку начинала собирать коллекцию, и в какой-то момент я поняла, что иллюстрирование детских книг это в принципе такое же рассказывание истории как кино или анимация и это дико интересно. Я нашла в Москве курсы книжной иллюстрации, отучилась и по окончании мне и нескольким сокурсницам захотелось сделать небольшую “выпускную” выставку и мы взялись за организацию самостоятельно. Было сложно, ново и непонятно, но выставка случилась. И ещё появилось понимание того, что для молодого иллюстратора, если он не член художественного союза, выставиться и показать свои работы возможности нет. Потом возникло желание сделать ещё выставку, побольше… А потом собственно и возник фестиваль. Надо сказать, что перед первым фестивалем мы дико боялись, что мы чего-то не знаем – идея же очевидная, не выдумываем ли мы велосипед. Книги это так важно и так интересно, книжная иллюстрация это вообще первое, что ребенок видит и осознает в книге, еще не умея читать, и неужели нет ничего про книжную иллюстрацию такого открытого формата в Москве и России в целом. Оказалось, что и правда нет, не было точнее, теперь есть.

3 – Как давно и где именно он проходит?

Фестиваль в этом году будет проходить уже в третий раз, с 2015 года проводим его в ARTPLAY - центре дизайна в Москве.

4 – Кто может принять участие в фестивале и на каких условиях?

Принять участие может любой иллюстратор вне зависимости от возраста и количества изданных книг. Нужно подать заявку, ее рассмотрят. В случае утверждения заявки нужно оплатить взнос, все остальное мы делаем сами - распечатываем, оформляем паспарту и рамы, развешиваем, верстаем каталог и прочее. Иллюстратору остается только прийти на сам фестиваль и получить каталог.

5 – Что дает ваш фестиваль? Для кого он?

Наш фестиваль для иллюстраторов, для издателей, и для людей, которые любят и ценят книги с иллюстрациями, по большей части это родители с детьми.

Три дня нашего фестиваля – это место встречи иллюстраторов, как-то стихийно получилось формирование иллюстраторской тусовки и надеюсь это будет только разростаться.

К фестивалю мы издаем каталог с работами иллюстраторов-участников: в бумажном виде и пдф, этот каталог потом расходится по российским и зарубежным издательствам. В этом году мы ездили в Болонью и насколько хватило рук раздали его лично в иностранные издательства, а также отправляли английскую пдф версию по почте. Я знаю, что каталог работает, издатели находят иллюстраторов – меня лично это крайне радует. Стыковка издателей и иллюстраторов это одна из задач фестиваля. Также задача фестиваля – показать интересных современных иллюстраторов читателям, чтобы у конечного потребителя книг было понимание насколько разной бывает книжная иллюстрация, какая она вообще бывает эта современная книжная иллюстрация. Тем самым, надеюсь, подготавливаем почву для издателей, которые в основной своей массе, пока еще боятся печатать современные смелые иллюстрации, потому что люди не купят и не поймут. Это отчасти относится и к вопросу: “Почему наши прилавки до сих пор пестрят кислотными цветами и дешевой компьютерной графикой”? Мы давно задумывались, почему происходит так, ведь есть у нас толковые иллюстраторы. Готовясь к первому фестивалю в 2015 году мы делали анализ по 25 российским издательствам, в результате выявили, что книги российских иллюстраторов составляю 35 % от общего числа издаваемых книг, причем надо учесть что российские иллюстраторы это еще и большей частью переиздания советских книг. В этом году мы исследование повторим, надеемся, что что-то да изменилось.
Почему так случилось. У нас очень сильная советская иллюстраторская школа, это мэтры, которых любят и знают все. В СССР с иллюстрацией действительно было хорошо, она развивалась в ногу со временем, несмотря на определённую изолированность страны от мира. Но после того как в России произошла перестройка, на рынок полилось всякое из разных стран, яркое, глазастое. Это произвело фурор, как и всё заграничное, люди все это начали покупать как лучшее, в общем вау-эффект чистой воды. При этом качество зарубежной продукции было, мягко говоря, разным. Нашим книжникам для того, чтобы продаваться и как-то выжить, пришлось мимикрировать под это глазастое и кислотное. Время шло весь мир тихонечко развивался, приходил к современному искусству и к иллюстрациям, менялся вкус, менялся рынок, менялись люди. А у нас развития не было, мы без какого-то развития просто переваривали вал глазастого зарубежного нечто, и книжный рынок в нём застрял. И получается, что художники, которые являются резонаторами мира, изменились и творят согласно современности, не печатаются. Потому что издатель не выпустит книгу, к которой потребитель не готов, которую не купят.
В общем, мы делаем фестиваль в том числе, чтобы заинтересовать людей новой иллюстрацией. Мир изменился, СССР в прошлом, новые технологии, новые отношения, новые люди и новое мышление. Книга тоже должна жить и развиваться дальше.

6 – Расскажите, с какими трудностями вам пришлось столкнуться на пути его создания. Какие трудности существуют сейчас?

Проблемы вечные: кадры и деньги. Фестиваль находится на самоокупаемости, без спонсорской поддержки и поэтому команда большую часть времени работает на энтузиазме. Это очень сложно, фестиваль занимает очень много времени. Многие загораются, но не все выдерживают, к сожалению. Поэтому команда у нас маленькая, но крепкая.
Еще трудность в том что мы фестиваль молодой, и это естественно вызывает недоверие и даже неприятие местами. Я надеюсь со временем мы это преодолеем, мы просто хотим чтобы книг с разными и качественными картинками было больше, мы нацелены на это.

7 – Какие у вас планы на будущее? Собираетесь ли развиваться/расширяться, и как?

Конечно нужно развиваться. Повышать уровень выставочных работ, чтобы участие в фестивале было своеобразным знаком качества. Расширять сотрудничество с издательствами, самим начать двигаться в направлении издательской деятельности. И потихоньку выходить на международный уровень. Чтобы в Болонье тоже знали про Морс:).

8 – Что вы думаете о современной детской иллюстрации?

Современная детская иллюстрация очень разная. Каждый может найти что-то для себя, для ребенка. Иллюстрация отражает мир - становится смелее, мобильнее, быстрее, более дерзкой. Иллюстрация выходит за рамки просто картинок для текста, она становится самостоятельной и некоторые книги уже покупают за картинки, а не за текст (например кижки-картинки).

И понятие “детская книжная иллюстрация” уже размывается, есть книги, которые я сама рассматриваю как художественный альбом. И, да, дети тоже любят такие книги.

От себя добавлю, что я считаю Анну настоящим героем и первопроходцем. Я надеюсь, что фестиваль будет расти и набирать обороты с каждым годом. Я знаю, как мало подобных мероприятий пока существует, и как они важны для начинающих художников и для читателей.

Если вы вдруг решите поучаствовать, или прийти посмотреть на работы современных иллюстраторов, то вот