Правовое регулирование финансового контроля. Понятие и виды финансового контроля Государственный финансовый контроль предусматривает правовое регулирование
Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования
Вестник ТюмГУ. Право (№3). 2014
Название:
Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе
Геймур Ольга Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Института государства и права Тюменского государственного университета; [email protected]
Аннотация:
В статье рассматриваются правовые основы осуществления контрольно-надзорной деятельности за исполнением государственного бюджета и за состоянием государственных финансов, способствующей успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов. Концентрация значительных ресурсов в руках государства, их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без должной правовой регламентации контроля в финансовой сфере России. Кроме этого необходима налаженная система государственных органов на всех уровнях публичной власти с четко определенной компетенцией, необходимым арсеналом организационных, финансовых и правовых средств, координирующих свои усилия в достижении ясно сформулированных задач в рамках единой финансово-экономической политики государства, призванной адекватно реагировать на реалии социально-экономической жизни, обуславливаемые факторами внутреннего и внешнего характера. Очевидно, что формирование целостного и высоко результативного механизма правового регулирования государственного финансового контроля в Российской Федерации остается одной из актуальных современных проблем эффективного управления общественными финансами.
Список литературы:
1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 09.03.2007 «О бюджетной политике в 2008-2010 годах»; Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010-2012 годах»; Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2010 «О бюджетной Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 3 политике в 2011-2013 годах»; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012. URL: Президент.РФ.
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года / / Правительство Российской Федерации: сайт. URL: http://www.government.ru (дата обращения: 27.12.2013).
3. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 903.
4. Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.
5. Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. Ст. 4191.
6. Зубакин С.И. Бюджетный контроль: учеб. пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. 400 с.
7. Рябова Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления данного понятия
в российском законодательстве / / Юридический мир. 2013. № 2. С. 13-16.
8. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. М.: Наука, 2008. 608 с.
9. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Филинъ,
10. Бурцев В.В. Как государство должно обеспечивать свою финансовую безопасность / / Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2009. № 6. С. 29-32.
11. Счетная палата Российской Федерации: сайт. URL: http://www.ach.gov.ru/ (дата обращения: 27.12.2013).
12. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году / / Счетная палата Российской Федерации: сайт. URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 27.12.2013).
13. Сайт РИА «Новости». URL: http://www.rian.ru (дата обращения 30.12.2013).
14. Доклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности на
2013-2016 гг. Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в 2012 году / /Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: сайт. URL: http://www.rosfinnadzor.ru/work/pokazateli deyatelnosti/3985416/ (дата обращения: 07.12.2013).
15. Геймур О.Г. Государственный финансовый контроль в бюджетной сфере России: организационно-правовое регулирование: дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.14. Тюмень, 2011. 240 с.
16. Лимская декларация руководящих принципов контроля / / Правительство РФ: сайт. URL: http://www.ach.gov.ru/limskay/ (дата обращения: 26.12.2013).
Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.
В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный контроль осуществляют Парламент, Правительство, Министерство РФ по налогам и сборам, налоговая полиция, Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ, Центральный банк России, правоохранительные органы и др.
Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и в организациях.
Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.
Аудит -- негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
По времени осуществления финансовых проверок контроль делится на предварительный, текущий и последующий (см. схему 13).
- 1) бюджетный - проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, правоохранительные органы;
- 2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;
- 3) банковский -- контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;
- 4) валютный контроль - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные органы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы;
- 5) контроль за страховой деятельностью - проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами;
- 6) таможенный контроль -- осуществляется Государственным таможенным комитетом (см. схему 14).
Задачи и функции Министерства финансов РФ закреплены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. Структура центрального аппарата Министерства финансов РФ установлена Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1998 г. «О совершенствовании организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации» (см. схему 16).;
В целях выявления и предупреждения преступлений в сфере налогового законодательства, обеспечения безопасности деятельности налоговых инспекций, а также выявления и пресечения коррупции в налоговых органах в 1993 г. были созданы Федеральные органы налоговой полиции, полномочия и структура которых определены Законом РФ «О Федеральных органах налоговой полиций» от 24 июня 1993 г., с изменениями и дополнениями от 17 декабря 1995 г. (см. схему 17).
Финансовый контроль осуществляется с помощью различных способов, то есть методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ материалов и другие (см. схему 18). Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц (см. схему 19).
Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., аудиторские проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные Законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и инициативные - по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения аудита он делится на банковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может проводиться силами самих хозяйствующих субъектов и в этом случае она называется внутрифирменным аудитом, если же проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она относится к внешнему аудиту (см. схему 20).
Схема 13. Виды финансового контроля
Схема 14. Виды финансового контроля
Схема 15. Роль финансового контроля в охране собственности
Схема 16. Структура Министерства финансов РФ
Схема 17. Система Федеральной службы налоговой полиции РФ
Схема 18. Методы финансового контроля
Схема 19. Классификация (виды) ревизий
Схема 20. Виды аудита
- Сущность
и задачи государственного финансового
контроля.
Правовые основы государственного финансового контроля.
Принципы организации государственного финансового контроля.
Принципы осуществления государственного финансового контроля.
Формы и виды финансового контроля
Органы государственного финансового контроля.
Методы финансового контроля
Негосударственный финансовый контроль.
- Сущность
и задачи государственного
финансового контроля
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования, распределения, использования денежных фондов государства, организаций, граждан.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании фондов денежных средств во всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль прослеживает весь процесс движения финансовых ресурсов - от стадии их формирования до получения финансовых результатов. Финансовый контроль - это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.
Задачи финансового контроля:
- контроль
за состоянием финансовых ресурсов и их
использование;
контроль по выполнению обязательств перед бюджетом;
обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;
содействие рациональному использованию денежных ресурсов предприятия;
устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
Основы организации финансового контроля закреплены в бюджетном Кодексе, нормативных актах органов специальной компетенции.
- это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства, рациональности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов.
Государственный финансовый контроль в соответствии с финансовым правом можно определить как систему институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства. Этот контроль способствует обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающую обнаружить нарушения финансовой дисциплины.
- Правовые
основы государственного
финансового контроля
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности.
Контроль со стороны государства ведется также за доходами физических и юридических лиц в целях налогообложения, за соблюдением установленных законом форм бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами, соблюдением правил внешнеэкономической и банковской деятельности.
Государственный финансовый контроль в субъектах Российской Федерации включает в себя контроль за финансовыми средствами и материальными ресурсами субъектов Российской Федерации, в том числе в виде финансовой помощи.
Принципиальные основы деятельности органов государственного финансового контроля базируются на важнейших положениях Конституции РФ. Главные задачи, поставленные Конституцией РФ, а именно обеспечение и защита прав и свобод человека, демократия и гражданское общество, реализация принципов правового государства, являются основой деятельности всех органов государственного финансового контроля.
Бюджетным кодексом РФ установлены цели, задачи, принципы и основные механизмы реализации финансового контроля в бюджетной сфере.
Согласно Указу Президента РФ от 25.07.1996г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» определены приоритеты государственного финансового контроля:
- контроль
за полным и своевременным поступлением
всех видов государственных доходов, страховых
взносов в Пенсионный фонд РФ и иные внебюджетные
фонды, а также кредитных и заемных средств,
направляемых на финансирование государственного
бюджета.
контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
- Принципы
организации государственного
финансового контроля
- разграничение
деятельности органов государственного
финансового контроля в соответствии
с установленным законодательством РФ
разграничением функций и полномочий
органов законодательной и исполнительной
власти;
разграничение функций и полномочий между федеральными органами государственного финансового контроля и органами государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации;
координация деятельности органов государственного финансового контроля с целью исключения дублирования и обеспечения единой системы государственного финансового контроля на всех уровнях государственной власти;
функциональная, организационная, персональная и финансовая независимость контрольных органов и их должностных лиц от объектов контроля.
Независимость (административная автономность) контрольных органов является основным условием эффективного финансового контроля. Независимыми должны быть сам контрольный орган, а также его члены, ревизорские и инспекторские кадры. Например, Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что, она обладает организационной и функциональной независимостью.
Выделяют независимость следующего характера (на примере Счетной палаты):
Функциональная независимость контрольно-счетных органов от законодательной и исполнительной властей прежде всего проявляется в самостоятельном выборе тем для проверок и в осуществлении ревизионных программ. Сроки, объемы и способы проведения контрольных мероприятий Счетная палата также устанавливает самостоятельно. Таким образом, функциональная независимость Счетной палаты обеспечивается установленным законом порядком выбора объектов контроля, подготовки и проведения мероприятий, надзора за ходом исправления выявленных нарушений.
Организационная независимость Счетной палаты проявляется в первую очередь в том, что структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты
Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами, функции структурных подразделении аппарата, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий определяются Регламентом Счетной Палаты. Организационная самостоятельность Счетной палаты обеспечивается также тем, что Палата наделена статусом юридического лица, т.е. с точки зрения организационно-правовой формы она отделена от других органов государственной власти.
Персональная независимость руководящих должностных лиц контрольного органа и его инспекторско-ревизорского персонала также должна быть гарантирована. Здесь важную роль играет механизм назначения и снятия с должности высших должностных лиц контрольных органов, в особенности их руководителей. Это достигается установлением фиксированного срока пребывания в должности с исключительным перечнем оснований для освобождения от должности, а также определенного уровня личной неприкосновенности высших должностных лиц палаты.
Финансовая независимость является одним из основных условий, необходимых для самостоятельной работы, так как финансовые ограничения влекут за собой ограничение деятельности контрольного органа. Например, средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в государственном бюджете отдельной строкой.
- Принципы
осуществления государственного
финансового контроля
- законность;
объективность;
гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
системность и плановость в деятельности органов государственного финансового контроля с целью наиболее полного охвата контрольными мероприятиями всех направлений финансовой деятельности государства.
Органы государственного финансового контроля и их должностные лица обязаны компетентно и добросовестно исполнять свой служебный долг, защищать права и интересы граждан, общества, государства. В соответствии с действующим законодательством они несут ответственность:
- за ущерб,
причиненный органам государственной
власти РФ и субъектов РФ, органам местного
самоуправления, хозяйствующим субъектам,
гражданам в результате незаконных решений,
действий (бездействия);
за достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий;
за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Объективность является определяющим условием эффективной контрольной работы. Объективность заключений органов государственного финансового контроля обеспечивается несколькими способами. Один из них – установление высоких квалификационных требований к лицам, занимающим ответственные должности.
Кроме того, сотрудники контрольных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
Большое значение для достижения объективности контроля имеет адекватное информационное обеспечение, т.к. на основе неполной или искаженной информации невозможно сделать правильные выводы. Законом всем объектам контроля предписано предоставлять контрольным органам всю информацию и документацию, необходимую для обеспечения деятельности этих органов.
Принцип гласности означает:
- обязательное
опубликование в открытой печати утвержденных
бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту
представления информации о ходе исполнения
бюджетов;
обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.
- бюджет, а
в его рамках налоговые и неналоговые
доходы, основные расходные статьи и бюджетные
строки;
Внебюджетные фонды;
вопросы оценки финансовой эффективности управления и распоряжения государственным имуществом;
использование заемных средств;
взаимоотношения правительственных организаций с банковской средой, финансовые потоки в рамках межбюджетных отношений
-
5.Формы и виды финансового
контроля.
Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. В рамках предприятия – при составлении смет, учредительных документов, документов по расходу ТМЦ; на общегосударственном уровне - при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, бюджетных кредитов, законов, нормативных актов по финансовым вопросам и пр.
Текущий финансовый контроль состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины (налоговых платежей, финансовых норм, нормативов). Осуществляется финансовыми службами с целью предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Последующий финансовый контроль – это контроль за финансовыми результатами деятельности предприятий. Осуществляется при завершении отчетного периода. Цель - выявление эффективности финансовой деятельности предприятия; проверки правильности и эффективности расходования средств.
Эти формы контроля получили законодательное обоснование в бюджетном кодексе РФ (раздел 1Х Государственный и муниципальный финансовый контроль, глава 26 "Основы государственного и муниципального финансового контроля")
Различают следующие виды контроля:
В
теории и практике различают внешний
и внутренний контроль. Внешним
называют контроль, который осуществляют
специальные, вышестоящие по отношению
к проверяемому объекту или независимые
от него органы финансового контроля.
Под
внутренним
контролем понимают контроль
в пределах одной организации или отрасли,
ведомства силами их структурных подразделений
и штатных сотрудников.
-
6.Органы государственного
финансового контроля
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8.04.2004г. № 198 «Вопросы федеральной службы финансового надзора» государственный финансовый контроль осуществляют органы законодательной, исполнительной власти (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство), Счетная палата, Центральный Банк РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, распорядители бюджетных средств.
Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ . Его функции: контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, рассмотрение жалоб и предложений граждан и юридических лиц. Оно подчиняется непосредственно Президенту РФ.
Законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в следующих формах:
- предварительный
контроль - в ходе обсуждения и утверждения
проекта законов о бюджете и других законов
по бюджетно-финансовым вопросам:
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, парламентских слушаний и пр.;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
- К функциям
Государственной
Думы
относятся:
- дача согласия
Президенту на назначение председателя
правительства
решение вопроса о доверии Правительству;
назначение на должность или освобождение Председателя Центрального банка, Счетной палаты;
рассмотрение проектов бюджетного, налогового, валютного, кредитного, таможенного, денежного законодательства.
Сфера полномочий Счетной палаты закреплена в Федеральном законе:
- контроль
за своевременным использованием доходных
и расходных статей бюджета и внебюджетных
фондов;
определение эффективности и рациональности использования государственных средств;
проведение финансовых экспертиз проектов законов, предусматривающих бюджетные расходы;
контроль за законностью использования бюджетных средств;
контроль состояния внутреннего и внешнего государственного долга.
Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.
Правительство контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств.
Министерство финансов РФ разрабатывает финансовую политику страны и контролирует ее исполнение в процессе разработки проекта Федерального бюджета, проводит контроль поступления доходов бюджета, их расходование, валютный контроль. Кроме того, Минфин осуществляет контроль исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Все структурные подразделения Минфина контролируют различные группы финансовых отношений.
Оперативный финансовый контроль в рамках министерства финансов осуществляет Федеральное казначейство РФ . Единая система федерального казначейства включает Главное управление и подчиненных ему территориальных органов по республикам в составе Федерации, краям, областям, городам, районам и районов в городах. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы власти РФ об исполнении бюджета, иных финансовых операциях.
Основная задача федерального казначейства - контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств - поступление, целевое и экономное расходование государственных средств.
Поэтому казначейство имеет право получать соответствующие справки от банков, других финансово- кредитных учреждений о состоянии счетов предприятий, производить проверки различных денежных документов, счетов, смет и представлять правительству информацию о состоянии бюджетной системы.
Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору осуществляет контроль:
- финансовой
деятельности предприятий муниципальной
собственности;
расходования бюджетных средств на государственных предприятиях и коммерческих структурах;
исполнения смет местными администрациями.
Налоговые службы обладают следующими правами:
- могут закрывать
операции по счетам предприятий в банках;
изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов;
устанавливать штрафные санкции.
Основные контрольные функции ЦБ состоят в следующем:
- разработка
и проведение государственной денежно-кредитной
политики во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации
организация валютного регулирования и валютного контроля
участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организация составления платежного баланса Российской Федерации;
надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
установление правил банковских операций
управление золотовалютными резервами Банка России;
эмиссия наличных денег и организация наличного и безналичного денежного обращения.
7. Методы финансового контроля
- К методам
финансового контроля относят:
- проверки
учредительных, регистрационных, плановых,
отчетных, бухгалтерских и других документов
по форме и содержанию для установления
законности и правильности произведенных
операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов;
встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
фактического контроля за наличием, движением и сохранностью материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой учета продукции;
проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов;
проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
- тематическая
проверка,
и т.д.................
Финансовый контроль как институт финансового права подразумевает правовое регулирование финансового контроля как функции государственного управления. В этой связи оценка эффективности финансового контроля обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов и средств финансового контроля.
Организация единой системы финансового контроля, способствующей формированию полной и объективной картины о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающей выявление, предупреждение и пресечение нарушений в управлении финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, является главной организационно-правовой задачей финансовой деятельности государства.
Создание системы финансового контроля требует формирования его правовой базы. Правовая база контроля определяет принципы и порядок его осуществления. В документальном выражении правовая база финансового контроля это: конституционное определение и закрепление основных целей и полномочий контроля; законодательное установление задач, функций и полномочий контрольных органов и их работников; регламентирование и регулирование содержания, деталей и особенностей процесса контроля путем издания подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе и собственных актов контрольных органов.
Современная правовая база государственного финансового контроля в Российской Федерации уже довольно основательная, но в силу исторически сложившихся обстоятельств разнородна, внутренне противоречива.
Цель моей работы исследовать правовое обеспечение финансового контроля и выявить проблемы. Это обуславливает постановку следующих задач:
· Дать понятие финансового контроля;
· Определить формы, виды и методы финансового контроля;
· Дать характеристику органам, осуществляющим финансовый контроль;
· Определить систему правового регулирования финансового контроля и выявить ее проблемы.
Таким образом, поставленные задачи определили структуру моей работы.
Финансовый контроль как институт финансового права подразумевает правовое регулирование государственного финансового контроля как функции государственного управления и организацию формирования, распределения и использования бюджетных средств. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, то есть как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.
Финансовый контроль – это форма реализации контрольной функции финансов и с позиции финансового права призван, в первую очередь, охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.
Контроль – это правовая конструкция, призванная обеспечить строгое и неукоснительное исполнение законов, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Сущность и назначение контроля:
· наблюдение за деятельностью подконтрольного субъекта;
· получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом субъекте;
· в выявлении причин и условий, которые могут способствовать правонарушениям;
· принятие мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины.
Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. В таком качестве контроль имеет несколько аспектов:
· Финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.
· Финансовый контроль – это одна из стадий конкретных управленческих действий государства.
· Финансовый контроль – форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования. Получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.
· Финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.
Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет на себе все черты последнего. В тоже время государственный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов.
Объектами финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.
Предметом финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.
Субъектами финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.
Подконтрольными субъектами выступают Российская Федерация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции.
Цель финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее очевидно это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета. Финансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении органами исполнительной власти, органами местного самоуправления всей информации, необходимой для осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ).
Однако целью финансового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового контроля не должно препятствовать или делать невозможным аккумулирование, распределение или использование денежных фондов государства и муниципальных образований.
На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Таким образом он должен организовываться и проводиться на основе определенных принципов:
Законности;
Независимости;
Объективности;
Ответственности;
Разграничения функций и полномочий;
Системности;
Гласности.
Законность финансового контроля предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа. Принцип объективности предусматривает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта контроля обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Системность означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.
Эффективность финансового контроля со стороны государства во многом зависит от качества организации учета в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.
Таким образом, основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства.
Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.) - В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.
В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 1.2.1) Кондраков, Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету / Н.П. Кондраков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 255. .
Таблица 1.2.1
Основные виды финансового контроля
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности
Российский аудит находится в стадии становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских организаций, международного сотрудничества.
Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:
1. Первый уровень - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ.
2. Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов Андреев, В.Д. Практикум по аудиту: учеб. пособ. / В.Д. Андреев, Т.И. Киселев, И.В. Атаманюк. - М.: Финансы и статистика, 2011. - С. 108. .
3. Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
4. Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.
5. Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.
Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет предоставлено право устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным.
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" осуществление функций федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:
Издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
Организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
Организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
Организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
Определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
Аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации, являются:
1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2008).
2. Гражданский кодекс РФ (часть I от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2007 г.; часть II от 26.01.96 г. № 14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2007 г.).
3. Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с измен. от 30.04.2008 г.; часть II от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ, с изм. от 30.04.2008 г.)
5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 г.)"О бухгалтерском учете"
6. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80).
7. Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита".
8. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
9. Методика аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами", одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1.
10. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99 г. протокол № 66 (в ред. от 31.05.2001 г.).
В указанных документах отражены основные положения по организации аудиторской деятельности в Российской Федерации, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений и др.