Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Российский авиаконструктор Алексей Туполев. Биография. Алексей андреевич туполев Основные даты жизни и деятельности А.А.Туполева

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 г. в Москве в семье авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972) и Юлии Туполевой (1894-1962). В 1942 г., окончив в эвакуации среднюю школу в Омске, начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством своего отца.

После возвращения в 1943 г. в Москву, поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт - национальный исследовательский университет/ и окончил его в 1949 г. Вернулся в конструкторское бюро Андрея Туполева в Москве на должность ведущего конструктора.

В 1953 г. защитил диссертацию кандидата технических наук. В 1963 г. - доктора технических наук.

В 1956 г. начал заниматься созданием боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей, в 1957 г. возглавил отдел "К" по беспилотной технике авиационного завода номер 156 (с 1966 г. - Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Опыт", с 1989 г. - Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне - ОАО "Туполев" в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).

В период с 1963 по 1973 гг. - главный конструктор предприятия, заместитель генерального конструктора. С 1973 г., после смерти отца, - генеральный конструктор ММЗ "Опыт".

Принимал участие в создании многих военных самолетов марки "Ту" и их модификаций - Ту-2 (первый полет в 1941), Ту-4 (1947), Ту-70 (1946), Ту-16 (1952); сверхзвукового тяжелого беспилотного самолета-снаряда Ту-121, оперативных сверхзвуковых беспилотных разведчиков Ту-143 "Рейс" (1970) и Ту-141 "Стриж" (1973); сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (1981). Участвовал в разработке пассажирских самолетов Ту-104 (1955), Ту-114 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154Б (1975), Ту-154М (1982). Руководил созданием сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 (1968), экспериментального самолета Ту-155 (1988, использовал криогенное топливо), пассажирского лайнера Ту-204 (1989). Генеральный конструктор одноступенчатого многоразового воздушно- космического самолета (ВКС) Ту-2000 (1986-1995, проект был заморожен из-за отсутствия госфинансирования).

В 1978-1985 гг. - заведующий кафедры "Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов" Московского авиационного технологического института (ныне МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского в составе МАИ).

15 марта 1979 г. избран членом-корреспондентом Академии наук (АН) СССР (Отделение механики и процессов управления, специальность "самолетостроение"). С 15 марта 1984 г. - академик АН СССР по специальности "машиностроение, в том числе транспортное машиностроение". С 1991 г. - академик Российской академии наук.

Депутат Совета Национальностей 9-го (1974-1979), 10-го (1979-1984) и 11-го (1984-1989) созывов Верховного Совета СССР, народный депутат СССР.

В 1995 г. участвовал в выборах в Государственную думу РФ второго созыва в составе блока "Тихонов - Туполев - Тихонов" (блок набрал 0,15% голосов, мест в парламенте не получил).

Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета". Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1967).

Был женат на Майе Александровне Туполевой. Сын Андрей (1961 г. рождения), кандидат технических наук, директор центра маркетинга ОАО "Туполев". Дочь Татьяна (1963 г. рождения), кандидат медицинских наук.

Алексей Андреевич Туполев (20 мая 1925 года, Москва - 12 мая 2001 года, Москва) - советский авиаконструктор, академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда (1972), доктор технических наук (1963), профессор (1964).

Продолжил развитие первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолёта Ту-144. Участвовал в проектировании МТКК «Буран».

Этапы биографии

Детство

Родился 20 мая 1925 года в городе Москве. Алексей Андреевич - сын пионера советского самолётостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (1888-1972).

Во время Великой Отечественной войны он с родителями, ещё не окончив средней школы, был эвакуирован в город Омск.

В 1942 году окончил среднюю школу.

Дальнейшая жизнь

  • С 1942 года по 1949 год А. А. Туполев работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
  • В 1949 году закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работает в должности ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год - главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ.
  • В 1973 году - становится генеральным конструктором.
  • 15 марта 1979 года избран членом-корреспондентом АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Самолётостроение».
  • 26 декабря 1984 года избран академиком АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение».
  • Член Главной редколлегии информационных изданий ВИНИТИ.
  • Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Парламентарий

Избирался от БАССР в Верховный Совет СССР. Депутат Верховного Совета СССР - Совета Национальностей от РСФСР по Башкирской АССР, (1975-1979, Орджоникидзевский избирательный округ № 504; 1980-1985, Ишимбайский избирательный округ № 509).

Научная карьера

  • 1949 - окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе;
  • 1953 - защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук (научный руководитель - С. И. Зоншайн);
  • 1963 - учёная степень доктора технических наук за научные труды по новым летательным аппаратам;
  • 1978-1985 - возглавлял кафедру «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института;
  • 1979 - член-корреспондент АН СССР по Отделению механики и процессов управления (самолетостроение);
  • 1984 - академик АН СССР по тому же Отделению (машиностроение, в том числе транспортное машиностроение).

Известные проекты

  • Ту-134
  • Ту-144
  • Ту-154
  • Ту-160
  • Ту-204
  • МТКК «Буран»
  • Ту-16 Проработка компоновки самолета с двумя ТРД.
  • Ту-123
  • Ту-142ЛЛ
  • Ту-139

Награды

  • Герой Социалистического Труда.
  • Лауреат Ленинской премии.
  • Лауреат Государственной премии СССР.
  • Награждён тремя орденами Ленина.
  • Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».

Туполев Алексей Андреевич родился в Москве 20 мая 1925 года, в семье Андрея Николаевича и Юлии Николаевны. Во время войны, еще обучаясь в школе, он с семьей был эвакуирован в Омск, где завершил среднее образование в 1942 году. Тогда же стал работать у отца в КБ конструктором. Его первой работой была хвостовая законцовка для фюзеляжа Ту-2, изготовленная из дерева. Эту законцовку для экономии металла сразу же начали выпускать серийно.
В 1943 году Алексей стал студентом Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе. Окончив учебу, он стал работать в бригаде проектов, руководителем которой был Б. Кондорский. При его участии был сконструирован вариант самолета «88» (Ту-16), он же предложил размещать двигатели в другом порядке, за вторым лонжероном крыла.
С 1956 года КБ начало проектировать боевую беспилотную технику, способную летать на сверхзвуковых скоростях. Возглавить работу решили поручить Алексею Андреевичу Туполеву. Он привлек к этой работе ряд институтов, КБ других промышленных отраслей, являясь талантливым руководителем и организатором.
Этим коллективом были созданы малые беспилотные разведчики Ту-143, имеющие малый мидаль, широкий диапазон центровок, простоту в эксплуатации, выполняющие широкий круг задач.
Под руководством Алексея Андреевича в 1960-е годы была начата работа над проектированием первого сверхзвукового самолета Ту-144, предназначенного для гражданских перевозок. С той поры Туполев заслуженно руководил всеми работами по данному проекту. В короткое время была решена масса вопросов, задач, которые ставили перед учеными особенности длительных сверхзвуковых полетов.
В 1973 году Алексей Туполев был назначен на должность генерального конструктора после смерти отца. В то же время завершалась работа над созданием и освоением самолет Ту-154Б.
Деятельность Алексея Туполева многогранна. Он также боролся за право разрабатывать ударный стратегический самолет, что в итоге было поручено его КБ.
В 1970-ые годы А,А. Туполев подключил к работе над созданием Ту-160 целую группу КБ, институтов, смежных организаций. Это была поистине грандиозная работа, завершившаяся созданием для страны боевого авиационного комплекса.
Алексей Андреевич Туполев занимался преподавательской и научной работой. Он был профессором Московского авиационно-технологического института, заведовал кафедрой. Вместе с другими преподавателями Туполев воспитал десятки авиационных специалистов высокого уровня, развивающих авиацию России в наши дни.
Туполев – академик Академии наук СССР, стоял у истоков рождения и развития Института автоматики при Академии наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, орденоносец.
Скончался Алексей Андреевич Туполев 12 мая 2001 года.

Уважайте чужой труд. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.

ТУПОЛЕВ Алексей Андреевич (1925–2001). Авиаконструктор. Действительный член АН СССР. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Герой Социалистического Труда.
Родился в Москве в семье авиаконструктора А.Н. Туполева и Ю.Н. Туполевой. Трудовую деятельность начал в 1942 г. в ОКБ А.Н. Туполева. В 1949 г. окончил МАИ. После окончания МАИ работал последовательно инженером-расчетчиком, ведущим конструктором, начальником отдела, зам. Главного конструктора, Главным конструктором, зам. Генерального конструктора, а с 1973 года Генеральным конструктором. До 1992 года был ответственным руководителем предприятия АНТК им. А.Н. Туполева.
В начале своей трудовой деятельности занимался небольшими работами по конструкции Ту-2. Большой вклад А.А. Туполев внес в выбор аэродинамической компоновки Ту-16; именно предложенная им схема оригинальной компоновки мотогондол у фюзеляжа легла в основу будущего самолета, выбор во многом определивший успех Ту-16. А.А. Туполев был одним из ведущих специалистов по аэродинамике Ту-95 и его модификаций. С 1957 года А.А. Туполев возглавил вновь созданное подразделение ОКБ, задачей которого стало создание беспилотной авиационной техники. Он руководил проектированием опытного беспилотного самолета-снаряда Ту-121, дальнего серийного беспилотного разведчика Ту-123 "Ястреб" и его развития Ту-139 "Ястреб-2", возглавлял исследования по темам ВКС первого поколения.
С начала 60-х годов А.А. Туполев возглавил весь цикл работ по созданию первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. После назначения Генеральным конструктором и ответственным руководителем АНТК он осуществлял общее руководство по созданию боевых самолетов ОКБ и комплексов на их основе (Ту-22М, Ту-95МС, Ту-142, Ту-142М и Ту-160), а также беспилотных разведчиков Ту-141, Ту-143 и Ту-243. В 70 - 80-е годы А.А. Туполев непосредственно руководит работами по перспективным направлениям гиперзвуковой авиационной техники, включавшей работы по дальним ударным гиперзвуковым самолетам и многоразовым космическим самолетам. Кроме того, в сферу творческой деятельности А.А. Туполева продолжали входить проекты по тематике развития СПС, а также работы по перспективным самолетам на альтернативных видах топлива (СПГ, водород).
Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.

Основные даты жизни и деятельности А.А.Туполева

1925 , 20 мая - родился в Москве в семье авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972) и Юлии Туполевой (1894-1962).
1942 - окончил в эвакуации среднюю школу в Омске, начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством своего отца.
1943 - после возвращения в Москву, поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт - национальный исследовательский университет).
1949 - окончил учебу в институте. Вернулся в конструкторское бюро Андрея Туполева в Москве на должность ведущего конструктора.
1953 - защитил диссертацию кандидата технических наук.
1956 - начал заниматься созданием боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей
1957 - возглавил отдел "К" по беспилотной технике авиационного завода номер 156 (с 1966 г. - Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Опыт", с 1989 г. - Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне - ОАО "Туполев" в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).
1963 - защитил диссертацию доктора технических наук.
1963 - 1973 - главный конструктор предприятия, заместитель генерального конструктора.
1973 - после смерти отца становится генеральным конструктором ММЗ "Опыт". Принимал участие в создании многих военных самолетов марки "Ту" и их модификаций - Ту-2 (первый полет в 1941), Ту-4 (1947), Ту-70 (1946), Ту-16 (1952); сверхзвукового тяжелого беспилотного самолета-снаряда Ту-121, оперативных сверхзвуковых беспилотных разведчиков Ту-143 "Рейс" (1970) и Ту-141 "Стриж" (1973); сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (1981). Участвовал в разработке пассажирских самолетов Ту-104 (1955), Ту-114 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154Б (1975), Ту-154М (1982). Руководил созданием сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 (1968), экспериментального самолета Ту-155 (1988, использовал криогенное топливо), пассажирского лайнера Ту-204 (1989). Генеральный конструктор одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (ВКС) Ту-2000 (1986-1995, проект был заморожен из-за отсутствия госфинансирования).
1978-1985 – заведующий кафедры "Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов" Московского авиационного технологического института (ныне МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского в составе МАИ).
1979 , 15 марта - избран членом-корреспондентом Академии наук (АН) СССР (Отделение механики и процессов управления, специальность "самолетостроение").
1984 , с 15 марта - академик АН СССР по специальности "машиностроение, в том числе транспортное машиностроение".
1991 - академик Российской академии наук. Депутат Совета Национальностей 9-го (1974-1979), 10-го (1979-1984) и 11-го (1984-1989) созывов Верховного Совета СССР, народный депутат СССР. В 1995 г. участвовал в выборах в Государственную думу РФ второго созыва в составе блока "Тихонов - Туполев - Тихонов" (блок набрал 0,15% голосов, мест в парламенте не получил).
2001 , 12 мая - скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета". Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1967).
Был женат на Майе Александровне Туполевой. Сын Андрей (1961 г. рождения), кандидат технических наук, директор центра маркетинга ОАО "Туполев". Дочь Татьяна (1963 г. рождения), кандидат медицинских наук.