Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов. Дезинфекция транспорта для перевозки пищевых продуктов Санитарные требования к транспорту и перевозке пищевых продуктов

размер шрифта

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ТОРГОВЛИ- САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ- СанПиН 2-3-5-021-94 (утв-... Актуально в 2018 году

3.11. Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов

3.11.1. Для транспортировки пищевых продуктов должен выделяться специальный транспорт. Запрещается транспортировка пищевых продуктов транспортом, на котором ранее перевозились ядохимикаты, бензин, керосин и др. сильнопахнущие и ядовитые вещества.

Для транспортировки определенного вида пищевых продуктов (молочные, колбасные, кремовые кондитерские изделия, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты и др.) должен быть выделен специализированный транспорт с маркировкой в соответствии с перевозимыми продуктами.

3.11.2. Транспорт, используемый для перевозки пищевых продуктов, должен иметь санитарный паспорт, быть чистым, в исправном состоянии, кузов машины должен иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке.

3.11.3. Запрещается производить погрузку пищевых продуктов в транспорт, не отвечающий санитарным требованиям и при отсутствии санитарного паспорта на него, а также транспортировка сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами.

3.11.4. Шофер-экспедитор (экспедитор) обязан иметь при себе личную медицинскую книжку и спецодежду темного цвета, строго соблюдать правила личной гигиены и правила транспортировки пищевых продуктов.

3.11.5. Мойка и обработка транспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов, должны осуществляться в автохозяйствах.

3.11.6. Условия транспортировки (температура, влажность) должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на каждый вид пищевых продуктов, а также правилам перевозок скоропортящихся грузов разным видом транспорта.

Для транспортировки особо скоропортящихся пищевых продуктов должен быть выделен охлаждаемый или изотермический транспорт.

3.11.7. В транспорте, предназначенном для перевозки пищевых продуктов, должны быть выделены специальные места для хранения санитарной одежды, брезента. Запрещается размещаться экспедиторам на пищевых продуктах. Погрузка и разгрузка пищевых продуктов должна производиться грузчиками в санитарной одежде (белого цвета).

3.11.8. Хлеб и хлебобулочные изделия должны перевозиться в лотках, в специальных закрытых автомашинах или фургонах, оборудованных полками. Запрещается перевозить хлеб навалом.

3.11.9. Кремовые кондитерские изделия должны транспортироваться в охлаждаемом транспорте в условиях, исключающих повышение температуры выше 6 °С. Изделия должны быть уложены в металлические контейнеры с крышками, лотки с крышками, торты должны поставляться в стандартных картонных коробках.

3.11.10. Транспортировка мяса должна производиться в авторефрижераторах: остывшее и охлажденное - при температуре не более 6 °С, мороженое - при температуре не выше 0 °С.

Допускается использовать в отдельных случаях открытый авто- и гужевой транспорт, в котором мясо укладывается на чистую подстилку и покрывается брезентом, парусиной или бязью.

3.11.11. Живую рыбу перевозят из водоемов в автомобилях-цистернах с термоизоляцией, имеющих специальную емкость (100 кг) для льда, а также оборудование для насыщения воздухом воды, в которой перевозится рыба. Температура воды в цистерне должна быть зимой 1 - 2 °С, весной и осенью 4 - 6 °С, летом 10 - 14 °С.

3.11.12. При кольцевом завозе особо скоропортящихся пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила их последовательной укладки, исключающие загрязнения продуктов.

3.11.13. Автохозяйства, предприятия или организации, выполняющие санитарную обработку кузовов подвижного состава, приказом или распоряжением назначают ответственное лицо за мойку, обработку пищевого транспорта.

Санитарная обработка пищевого транспорта должна производиться в специально оборудованных моечных блоках или на специальных площадках, подключенных к водопроводу и канализации, иметь горячее водоснабжение, моющие и дезинфицирующие средства, уборочный инвентарь для мытья кузовов.

3.11.14. Пост мойки и обработки пищевого транспорта должен быть оснащен:

оборудованием и инвентарем для уборки, мойки и дезинфекции транспорта (моечные машины, гибкие шланги, оснащенные пистолетами с горячей и холодной водой, щетки, аппараты для дезинфекции, аппаратура для сушки и проветривания автомобилей после мойки и дезинфекции);

спецодеждой для мойщиков (резиновые сапоги, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, хлопчатобумажный костюм с капюшоном, защитные очки, респиратор);

шкафчиками для хранения уборочного и моечного инвентаря (щеток, мочалок, ведер и др.), моющих и дезинфицирующих средств, спецодежды;

помещением для сушки одежды и уборочного инвентаря.

3.11.15. Режим санитарной обработки пищевого транспорта:

а) уборка кузова и кабины выполняется с помощью щеток, веников или пылесосов;

б) наружная мойка кузова автомобиля - щелочной водой (температура 35 - 40° С), с дальнейшим ополаскиванием водой из шланга;

в) мойка внутренней поверхности автомобиля производится щетками, моющим раствором (температура раствора 55 - 60 °С) или механическим способом из шлангов под давлением 1,5 атм при температуре 65 - 70 °С в течение 2 - 3 мин;

г) после мойки моющими растворами внутренняя поверхность кузова автомобиля обязательно тщательно ополаскивается до полного удаления остатков моющего раствора, затем просушивается и проветривается, не должна иметь посторонних запахов;

д) дезинфекция внутренней поверхности кузова должна производиться дезинфицирующим раствором с содержанием активного хлора 250 мг/л, экспозиция выдержки дезинфицирующего раствора 10 мин. По окончании дезинфекции внутренняя поверхность кузова промывается водой из шланга, просушивается и проветривается до полного удаления запаха хлора. Шланги для мытья автомобилей должны храниться в подвешенном состоянии.

Дезинфекция транспорта производится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 10 дней.

Примечание: расход дезинфицирующих средств составляет 2,5 г вещества на 1 кв.м или 0,5 л рабочего раствора на 1 кв.м обрабатываемой поверхности. Расход моющих средств составляет 1 л на 1 кв.м поверхности.

3.11.16. Территориальные центры госсанэпиднадзора должны выдавать санитарный паспорт на каждую машину, перевозящую пищевые продукты, сроком не более чем на 6 месяцев, для особо скоропортящихся пищевых продуктов - сроком на 3 месяца.

Работники санэпидслужбы имеют право запрещать перевозку пищевых продуктов автотранспортом, не отвечающим санитарным требованиям.

Для транспортировки пищевых продуктов используются специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства. Не допускается транспортировка продовольственных пищевых продуктов совместно с непродовольственными товарами.

Для транспортировки определенного вида пищевых продуктов (молочные, колбасные, кремовые кондитерские изделия, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты) должен быть выделен специализированный транспорт с маркировкой в соответствии с перевозимыми продуктами.

Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке, быть чистыми, в исправном состоянии. Внутренняя поверхность кузова машины должна иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке и дезинфекции.

Шофер-экспедитор (экспедитор), шофер-грузчик должны иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца, работать в спецодежде, строго соблюдать правила личной гигиены, обеспечивать сохранность, качество, безопасность и правила транспортировки (разгрузки) пищевых продуктов.

Условия транспортировки (температура, влажность) должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации на каждый вид пищевых продуктов, а также правилам перевозок скоропортящихся грузов разным видом транспорта.

Транспортировка скоропортящихся пищевых продуктов осуществляется специализированным охлаждаемым или изотермическим транспортом.

Погрузка и разгрузка пищевых продуктов производится персоналом в чистой санитарной одежде.

При транспортировке пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила их последовательной укладки, исключающие контакт сырой и готовой продукции, загрязнения продуктов при погрузке и выгрузке.

Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья, ежедневно подвергаются мойке с применением моющих средств и ежемесячно дезинфицируются средствами, разрешенными органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Хлеб и хлебобулочные изделия должны перевозиться в лотках, в специальных закрытых автомашинах или фургонах, оборудованных полками. Не допускается перевозить хлеб навалом.

Кремовые кондитерские изделия должны быть уложены в контейнеры или лотки с крышками, торты должны поставляться в стандартной таре изготовителя. Транспортировка кремовых кондитерских изделий на открытых листах или лотках не допускается.

Живую рыбу перевозят в автомобилях-цистернах с термоизоляцией, имеющих устройство для охлаждения воды, а также оборудование для насыщения воды воздухом. Температура воды в цистерне должна быть не выше 10 0 С.

Основную часть скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке, составляют продукты питания, которые включают в себя: мясо, мясные и колбасные изделия, рыбу и морепродукты, консервы, молочную продукцию, хлебо-булочные изделия (выпечку), кондитерские изделия, фрукты, овощи и др.

Спецификой перевозки скоропортящихся грузов рефрижераторами и «термосами» (изотермическими фургонами) является строгое соблюдение сроков доставки и температурного режима. Так, свежие фрукты и овощи (кроме бананов и ананасов) при нахождении в пути не более 6 часов могут перевозиться в весенний, летний и осенний периоды при температуре не ниже 0°С.

Соблюдение температурного режима в рефрижераторе, в купе со скоростью доставки особенно важно при перевозке таких грузов на дальние расстояния (1000 км и более), так как для основной массы скоропортящихся грузов санитарными нормами и правилами установлены сроки хранения, исчисляемые с момента их изготовления.

Температурный режим транспортировки грузов устанавливается индивидуально, в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся товаров.

Особое внимание при перевозке скоропортящихся грузов рефрижераторами следует уделить таре и упаковке. Типы тары и упаковочных материалов должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий. На упаковке должна быть нанесена соответствующая маркировка, указывающая на характер и свойства перевозимого скоропортящегося груза, а также способы манипулирования им. Для этого применяются определенные знаки (согласно ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»).

Кроме того, перевозимые в одном автомобиле скоропортящиеся грузы должны быть совместимы друг с другом, то есть один груз не должен оказывать неблагоприятного воздействия на другой в силу своего специфического запаха, состояния. Так, не допускаются к совместной перевозке с другими продуктами следующие грузы: рыба, замороженная и охлажденная; рыба соленая, копченая; икра; сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты; мясо охлажденное; мясокопчености и копченые колбасы; сыры всех видов; овощи с резким запахом (лук, чеснок); дрожжи хлебопекарные, маргарин.

Фляги должны быть плотно закрыты крышками с резиновой или бумажной прокладкой и опломбированы пломбой отправителя, если груз доставляется нескольким получателям и невозможно опломбирование всего автомобиля. Фрукты и овощи должны предъявляться к перевозке и приниматься автотранспортным предприятием или организацией только в затаренном виде. В исключительных случаях вследствие особых обстоятельств скоропортящиеся грузы, состояние и упаковка которых не отвечают требованиям стандартов или технических условий, могут быть приняты к перевозке на условиях, согласованных между автотранспортным предприятием и грузоотправителем.

Мясные продукты, а также сырые животные продукты принимаются к перевозке только при наличии ветеринарных свидетельств, выдаваемых органами Россельхознадзора. Живые растения, цветы, клубни, плоды, семена и т.п., отправляемые из местностей, объявленных под карантином, принимаются к перевозке только по предъявлении отправителем на каждую партию разрешений и карантинных сертификатов, выдаваемых Россельхознадзором и его территориальными органами.

Автотранспортное предприятие или организация имеют право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и их соответствие установленным стандартам или техническим условиям, при этом груз в герметической упаковке не проверяется. Вскрытие груза и его последующая упаковка после проверки производятся грузоотправителем.

Грузоотправитель обязан вместе в оформленной им товарно-транспортной накладной представить автотранспортному предприятию документы, подтверждающие соответствие стандартам, а также необходимую сопроводительную документацию с указанием в ней фактической температуры груза перед погрузкой, а также качественного состояния грузов и упаковки. При перевозке овощей и фруктов также указывается наименование помологических сортов.

Грузоотправитель обязан указывать в каком-либо из сопроводительных документов предельную продолжительность транспортировки (транспортабельность) скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке.

Владимир Швейцер

Меняющаяся Европа, при всей схожести проблем, стоящих перед ней, не является однородным, лишённым какой-либо страновой специфики организмом. Здесь, как и прежде, есть государства-лидеры, есть страны “второй линии”, оказывающие определённое воздействие на ход европейских и мировых событий. Существуют и такие, которые по разным причинам пока ещё не могут сказать своего веского слова в разделе решениия экономических, политических и социальных проблем современности.

В этой ситуации, естественной для периода перехода от старой двухскоростной Европы к Европе, стремящейся создать единое рыночное пространство и демократические властные структуры, всё меньшее значение имеет территориальная величина государств, численность населения каждого из них. Гораздо бБолее значимым фактором является степень интегрированности соответствующей страны в общеевропейское экономическое, политическое и социальное пространство, способность найти “национальную нишу” в усложнившейся системе международных отношений.

Понятия “Ббольшие” и “малые” европейские страны разнятся государства европейского континента относятся исключительно к категориям их дифференциации по размерами занимаемой ими территории и количествому людей, на ней проживающих. Правда, здесь сразу же возникает вопрос: есть ли ясные общепринятые критериичёткие цифровые показатели, по которым можно определить, какое государство “большое”, а какое – “малое”?...

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О требованиях к транспортным средствам, предназначенным
для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели закона

Целями настоящего закона являются обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей транспортных средств, предназначенных для автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов.

Статья 2. Область применения закона

1. Настоящий закон регулирует отношения в области выполнения обязательных требований к безопасности транспортных средств, предназначенных для автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, а также в области оценки соответствия.

2. Действие настоящего закона распространяется на следующие изотермические транспортные средства:











3. Действие настоящего закона не распространяется на транспортные средства, предназначенные для международных автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, выполняемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 3. Правила идентификации изотермических транспортных средств

1. Идентификация изотермических транспортных средств для целей применения настоящего регламента должна производиться путем сравнения документальных и фактических идентификационных данных.

2. К идентификационным данным изотермических транспортных средств относятся наименование, марка, модель, идентификационный номер, категория, вид, класс и опознавательное буквенное обозначение.

3. Документальные идентификационные данные изотермических транспортных средств должны определяться на основании паспорта транспортного средства, декларации о соответствии, свидетельства о соответствии и протокола испытаний.

4. Фактические идентификационные данные изотермических транспортных средств должны определяться путем испытаний и/или визуального осмотра.

Статья 4. Основные понятия

Для целей настоящего закона применяются понятия, установленные в (редакция на 7 мая 2007 г.), а также следующие понятия:

Изотермические транспортные средства - транспортные средства с термическим оборудованием или без такового, кузов которых состоит из термоизолирующих стенок, в том числе пола, крыши и дверей, позволяющих ограничивать теплообмен между внутренней и наружной поверхностями кузова. Под термином "кузов" автоцистерны, прицепа-цистерны и полуприцепа-цистерны подразумевается сама изотермическая цистерна.

Скоропортящиеся пищевые продукты - пищевые продукты, требующие соблюдения специальных температурных и иных режимов, без обеспечения которых они теряют свои качества и безопасность из-за необратимых изменений, приводящих к вреду для жизни и здоровья человека. К скоропортящимся пищевым продуктам относятся также особо скоропортящиеся пищевые продукты, которые не подлежат хранению без холода и предназначены для краткосрочной реализации.

Общий коэффициент теплообмена - характеристика изотермических свойств транспортного средства, определяемая как отношение теплового потока через стенки кузова к разности между внутренней и наружной температурой кузова и к площади его поверхности.

Эффективность термического оборудования для охлаждения или обогрева - способность поддерживать заданную температуру внутри кузова изотермического транспортного средства при заданной наружной температуре.

Типовой образец - отобранное для проведения испытаний транспортное средство, не имеющее существенных отличий от серийно выпускаемых изотермических транспортных средств по конструктивному устройству, изотермическим свойствам и эффективности термического оборудования для охлаждения или обогрева.

Статья 5. Классификация изотермических транспортных средств

1. Классификация, необходимая для принятия требований безопасности и идентификации изотермических транспортных средств, указанных в пункте 2 статьи 2, осуществляется по следующим классификационным признакам: конструктивному устройству, изотермическим свойствам и эффективности термического оборудования для охлаждения или обогрева.

2. По конструктивному устройству изотермические транспортные средства подразделяются на следующие виды:

I - изотермическое транспортное средство, не имеющее термического оборудования;

R - ледник - изотермическое транспортное средство, позволяющее понижать температуру внутри порожнего кузова и поддерживать ее в пределах, не превышающих заданный уровень, с помощью термического оборудования, не имеющего механической компрессорной или адсорбционной установки, а содержащего естественный лед с добавлением или без добавления соли; эвтектические плиты; сухой лед с приспособлением, позволяющим регулировать его сублимацию, или без такового; сжиженный газ с устройством для регулирования испарения или без такового и т.п.);

F - рефрижератор - изотермическое транспортное средство, имеющее термическое оборудование (механический компрессорный агрегат, абсорбционная установка и т.п.), которое позволяет устанавливать и постоянно поддерживать заданную температуру внутри порожнего кузова;

С - отапливаемое транспортное средство - изотермическое транспортное средство, имеющее термическое оборудование для обогрева, позволяющее при отрицательной наружной температуре повышать и поддерживать внутри порожнего кузова заданную положительную температуру в течение заданного времени без дополнительного поступления тепла.

3. По изотермическим свойствам, соответствующим требованиям, установленным в статье 7, изотермические транспортные средства подразделяются на следующие категории:

N - транспортное средство с нормальной изоляцией;

R - транспортное средство с усиленной изоляцией.

4. По эффективности термического оборудования для охлаждения или обогрева, соответствующей требованиям, установленным в статье 8, изотермические транспортные средства подразделяются на следующие классы: A, B, C, D, E и F.

Статья 6. Законодательство Российской Федерации в области действия данного технического регламента

В области действия данного технического регламента применяются следующие законодательные акты, необходимые для выполнения его требований:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании” (редакция на 7 мая 2007 г.);

Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3436; 2002, N 44, ст. 4297; 2003, N 2, ст. 169; N 40, ст. 3820; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719);

Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (далее - СПС), принятое 1 сентября 1970 г. и вступившее в силу 21 ноября 1976 г.

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ИЗОТЕРМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Статья 7. Требования к изотермическим свойствам

1. Общий коэффициент теплообмена, определяемый в соответствии с приложением 1, не должен превышать следующих значений:

0,7 Вт/м()(.)()К у транспортных средств с нормальной изоляцией;

0,4 Вт/м()(.)()К у транспортных средств с усиленной изоляцией.

2. Толщина термоизолирующих боковых стенок кузова изотермических транспортных средств с усиленной изоляцией, имеющих ширину более 2.5 м, должна быть не менее 45 мм.

Статья 8. Требования к эффективности термического оборудования для охлаждения или обогрева

1. Ледники класса A с нормальной или усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не более +7 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

2. Ледники класса В с усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не более -10 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

3. Ледники класса С с усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не более -20 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

4. Ледники класса D с нормальной или усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не более 0 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

5. Рефрижераторы класса А с нормальной или усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова в пределах от +12 до 0 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

6. Рефрижераторы класса В с усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова в пределах от +12 до -10 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

7. Рефрижераторы класса С с усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова в пределах от +12 до -20 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

8. Рефрижераторы класса D с нормальной или усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не более 0 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

9. Рефрижераторы класса Е с усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не более -10 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

10. Рефрижераторы класса F с усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не более -20 градусов Цельсия при средней наружной температуре +30 градусов Цельсия.

11. Отапливаемые транспортные средства класса А с нормальной и усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не менее +12 градусов Цельсия при средней наружной температуре -10 градусов Цельсия в течение не менее 12 часов.

12. Отапливаемые транспортные средства класса В с усиленной изоляцией должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не менее +12 градусов Цельсия при средней наружной температуре -20 градусов Цельсия в течение не менее 12 часов.

Статья 9. Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей изотермических транспортных средств

1. В инструкции или руководстве по эксплуатации, прилагаемых к продукции, изготовитель обязан обеспечить приобретателя информацией, содержащей правила обеспечения безопасности изотермических транспортных средств при эксплуатации, в том числе при ремонте и техническом обслуживании.

2. Изотермические транспортные средства, соответствующие настоящему регламенту, маркируются знаком обращения на рынке и опознавательными буквенными обозначениями, включающими в себя категорию, вид и класс изотермического транспортного средства.

3. Опознавательные буквенные обозначениями должны соответствовать требованиям, установленным в приложении 2.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ИЗОТЕРМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Статья 10. Формы оценки соответствия изотермических транспортных средств

Для определения соблюдения требований настоящего регламента применяются следующие формы оценки соответствия:

декларирование соответствия;

периодические испытания изотермических транспортных средств;

государственный контроль (надзор).

Статья 11. Декларирование соответствия

1. Декларирование соответствия продукции на стадии выпуска в обращение на территории Российской Федерации осуществляется по схеме принятия заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных при испытаниях, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.

2. При декларировании соответствия заявителями являются изготовители или продавцы, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лица, выполняющие функции иностранного изготовителя.

3. Испытания для целей декларирования соответствия проводятся на каждом единично выпущенном образце или на одном типовом образце из каждой партии в 100 единиц серийно выпускаемых изотермических транспортных средств одного типа.

4. Если общее количество серийно выпускаемых изотермических транспортных средств одного типа в течение любых 3 лет составляет менее 100 единиц, испытания для целей декларирования соответствия проводятся на одном типовом образце из указанного количества.

5. Испытания для целей декларирования соответствия осуществляют аккредитованные испытательные лаборатории на условиях договора с заявителями.

6. Порядок и методы испытаний, а также формы протоколов испытаний изотермических транспортных средств для целей декларирования соответствия должны соответствовать требованиям СПС.

7. Для принятия декларации о соответствии признаются протоколы испытаний изотермических транспортных средств, выданные за пределами Российской Федерации и соответствующие требованиям СПС.

8. Декларация о соответствии, оформленная в установленном порядке, должна содержать следующие дополнительные сведения:

вид, категорию и класс изотермического транспортного средства, в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 5 настоящего регламента;

опознавательное буквенное обозначение в соответствии с пунктом 3 статьи 9 настоящего регламента.

9. Срок действия декларации о соответствии составляет 3 года.

10. Заявитель, принявший декларацию о соответствии, обязан обеспечить соответствие каждой единицы выпускаемой продукции типовому образцу, на который выдан протокол испытаний, а также маркировать ее знаком обращения на рынке и опознавательными буквенными обозначениями в соответствии с требованиями приложения 2.

Статья 12. Периодические испытания изотермических транспортных средств, находящихся в эксплуатации

1. Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке изотермические транспортные средства подлежат оценке соответствия в форме периодических испытаний.

3. Обязанности по представлению транспортных средств на проведение периодических испытаний в установленные сроки возлагаются на зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя собственников транспортных средств, либо лиц от имени собственников владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся транспортными средствами в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке (далее - собственников (представителей собственников).

5. Периодические испытания изотермических транспортных средств осуществляются аккредитованными испытательными лабораториями на условиях договора с собственниками (представителями собственников) изотермических транспортных средств.

6. Периодические испытания изотермических транспортных средств проводятся один раз в три года.

7. Порядок и методы испытаний изотермических транспортных средств, а также протоколов периодических испытаний должны соответствовать требованиям СПС.

8. Соответствие изотермических транспортных средств требованиям настоящего технического регламента подтверждается свидетельством о соответствии, выдаваемым испытательными лабораториями.

Свидетельство о соответствии включает в себя:

наименование и место нахождения собственника (представителя собственника) изотермического транспортного средства;

наименование и место нахождения изготовителя изотермического транспортного средства;

наименование и место нахождения испытательной лаборатории, выдавшей свидетельство о соответствии;

информацию об изотермическом транспортном средстве, позволяющую идентифицировать его;

заявление испытательной лаборатории о соответствии изотермического транспортного средства требованиям настоящего регламента;

информацию о проведенных периодических испытаниях;

срок действия сертификата соответствия.

Форма свидетельства о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

9. На вновь изготовленные изотермические транспортные средства, впервые зарегистрированные на территории Российской Федерации, аккредитованные испытательные лаборатории выдают свидетельства о соответствии при наличии декларации о соответствии без проведения дополнительных периодических испытаний.

10. Срок действия свидетельства о соответствии составляет 3 года.

11. Собственник (представитель собственника) обязан маркировать изотермическое транспортное средство, на которое выдано свидетельство о соответствии, опознавательными буквенными обозначениями в соответствии с требованиями приложения 2.

12. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта ведет единый реестр выданных свидетельств о соответствии.

13. Порядок ведения единого реестра свидетельств о соответствии устанавливается Правительством Российской Федерации.

14. Порядок передачи сведений о выданных свидетельствах о соответствии в единый реестр выданных свидетельств о соответствии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 13. Особенности государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего регламента

 

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего регламента осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и подведомственными ему государственными учреждениями (далее - органами государственного контроля).

ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Переходные положения

Обязательное подтверждение соответствия путем принятия декларации о соответствии и периодические испытания осуществляются в отношении изотермических транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации после даты вступления в силу настоящего регламента

Статья 15. Вступление в силу настоящего регламента

Настоящий регламент вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.

Приложение 1. Общий коэффициент теплообмена

Приложение 1

Общий коэффициент теплообмена определяется с помощью следующей формулы:

В соответствующем случае либо тепловая мощность, либо холодопроизводительность, необходимые для поддержания при постоянном режиме абсолютной разности между средней внутренней температурой и средней наружной температурой , когда средняя наружная температура является постоянной, для кузова, средняя площадь поверхности которого равна ;

- средняя площадь поверхности кузова равна средней геометрической площади внутренней поверхности и площади наружной поверхности кузова:

Единицы измерений физических величин, приведенных в формулах:

тепловая мощность, холодопроизводительность - ватт (Вт);

площадь поверхности - метр квадратный (м);

температура - градус Кельвина (К);

общий коэффициент теплопередачи - Вт/м()(.)()К.

Приложение 2. Опознавательные буквенные обозначения изотермических транспортных средств

Приложение 2

1. Изотермические транспортные средства, соответствующие требованиям настоящего регламента, маркируются следующими опознавательными буквенными обозначениями:

IN - изотермическое транспортное средство с нормальной изоляцией

IR - изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией

RNA - ледник с нормальной изоляцией класса А

RRA - ледник с усиленной изоляцией класса А

RRB - ледник с усиленной изоляцией класса В

RRC - ледник с усиленной изоляцией класса С

RND - ледник с нормальной изоляцией класса D

RRD - ледник с усиленной изоляцией класса D

FNA - рефрижератор с нормальной изоляцией класса А

FRA - рефрижератор с усиленной изоляцией класса А

FRB - рефрижератор с усиленной изоляцией класса В

FRC - рефрижератор с усиленной изоляцией класса С

FND - рефрижератор с нормальной изоляцией класса D

FRD - рефрижератор с усиленной изоляцией класса D

FRE - рефрижератор с усиленной изоляцией класса Е

FRF - рефрижератор с усиленной изоляцией класса F

CNA - отапливаемое транспортное средство с нормальной изоляцией класса А

CRA - отапливаемое транспортное средство с усиленной изоляцией класса А

CRB - отапливаемое транспортное средство с усиленной изоляцией класса В.

2. Опознавательные буквенные обозначения изотермических транспортных средств наносятся заглавными латинскими буквами синего цвета на белом фоне на обеих внешних сторонах кузова в верхних углах вблизи передней части. Высота букв должна быть не менее 100 мм.

Для изотермических транспортных средств, максимальная масса которых не превышает 3,5 т., высота букв может составлять 50 мм.

3. Под опознавательными буквенными обозначениями изотермических транспортных средств наносится дата истечения срока действия свидетельства о соответствии (месяц, год) арабскими цифрами синего цвета на белом фоне. Высота цифр должна быть равна половине высоты опознавательных буквенных обозначений изотермических транспортных средств.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона специального технического регламента "О требованиях к транспортным средствам, предназначенным для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов"

Проект специального технического регламента "О требованиях к транспортным средствам, предназначенным для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов" разработан в форме федерального закона в соответствии с требованиями федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ (редакция на 7 мая 2007 г.).

Основанием для разработки указанного проекта регламента является Программа разработки технических регламентов, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 781-р .

Необходимость разработки специального технического регламента "О требованиях к транспортным средствам, предназначенным для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов" обусловлена следующими причинами.

В технологической цепи от производства до потребления скоропортящихся пищевых продуктов процессы перевозки, в отличие от процессов их переработки и хранения в оборудованных стационарных помещениях, представляют особую опасность, зависящую от характеристик транспортных средств, которые должны обеспечивать необходимые температурные режимы в зоне продуктов в пределах от - 20 до +15 градусов Цельсия при воздействии весьма изменчивых условий внешней среды.

Применение транспортных средств, не обеспечивающих соблюдение необходимых температурных режимов при перевозках скоропортящихся пищевых продуктов, обусловливает значительные риски причинения вреда здоровью и жизни людей из-за возможного заболевания, отравления или смерти от потребления некачественной и опасной продукции.

По данным Минпромэнерго России , в ходе осуществления государственного контроля и надзора в области соблюдения обязательных требований к продукции в 2003 г. было выявлено, что основные нарушения относятся к продукции пищевой промышленности (33,9%). При этом были выявлены 67 случаев отравлений и массовых неинфекционных заболеваний, 9273 случая вспышки кишечных инфекций. По результатам контроля выдано 60062 предписания о запрете реализации продукции, а нарушители оштрафованы на 399,1 млн. руб.

Существенная доля указанных случаев потери качества пищевых продуктов относятся к процессам перевозок, которые из-за отсутствия соответствующих обязательных требований для внутреннего транспорта осуществляются зачастую без соблюдения требуемых температурных режимов.

В настоящее время в нашей стране осуществляется правовое регулирование в отношении изотермических транспортных средств, предназначенных для международных автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов , и для этого применяются следующие нормативные документы:

1. Международный договор Российской Федерации - "Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок" (СПС), принятое 1 сентября 1970 г. и вступившее в силе 21 ноября 1976 г.

2. Внутригосударственные правовые акты, необходимые для применения СПС: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 788-р , постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 и приказ Минтранса России от 27 апреля 2002 г. N 56 .

Этими документами Минтранс России назначен компетентным органом по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области автомобильного транспорта, в том числе СПС, который выдает документ о соответствии транспортных средств установленным требованиям (свидетельство СПС), признает компетентность (проводит аккредитацию) испытательных станций, экспертных организаций и экспертов.

Федеральными законами от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752) установлено, что транспортировка пищевых продуктов должна осуществляться специализированным охлаждаемым или изотермическим транспортом, однако обязательные требования к такому транспорту, предназначенному для внутренних перевозок, не установлены и правовое регулирование до настоящего времени не проводится из-за отсутствия соответствующего законодательного акта.

В экономически развитых странах контроль и освидетельствование транспортных средств, предназначенных для международных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, осуществляется в соответствии с международным соглашением СПС, участником которого в настоящее время являются 40 стран, в том числе Россия, США, Канада, страны Европейского сообщества и ряд стран СНГ.

Контроль и освидетельствование транспортных средств, предназначенных для внутренних перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, в указанных странах, кроме России и СНГ, осуществляется на основе национальных законодательных актов, учитывающих специфику внутренних распределительных перевозок, предусматривающих промежуточные разгрузки и раздачу продуктов клиентам с соответствующей потерей холода или тепла из изотермического кузова, что существенно затрудняет поддержание заданных температурных режимов .

При разработке специального технического регламента, касающегося транспортных средств, предназначенных для внутренних автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, были учтены опыт правового регулирования экономически развитых страна в рамках СПС и национальных законодательных актов, а также требования Федерального закона "О техническом регулировании" и специфические условия изготовления и эксплуатации транспортных средств в нашей стране.

Регламент состоит из 4 глав, 15 статьей и 2-х приложений.

В 1-ой главе устанавливаются: цель и область применения технического регламента; правила идентификации с использованием идентификационных реквизитов транспортных средств и существенных признаков их основных характеристик; классификация, необходимая для принятия требований безопасности и идентификации изотермических транспортных средств; основные понятия. Кроме того, приводится законодательство Российской Федерации в области действия технического регламента, необходимое для выполнения его требований.

Целью регламента является обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации и эксплуатации изотермических транспортных средств.

Указанная цель достигается путем установления и соблюдения обязательных требований к транспортным средствам, предназначенным для внутренних перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, направленных на снижение рисков причинения вреда жизни и здоровью людей, связанных с биологическими и химическими видами опасностей.

Объектами технического регулирования указанного регламента являются следующие изотермические транспортные средства, предназначенные для внутренних автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов :

специализированные автомобили-фургоны (код ОКП 45 2110, код ТН ВЭД 8704);

автоцистерны (код ОКП 45 2140, код ТН ВЭД 8704);

прицепы со специализированными кузовами (код ОКП 45 2580, код ТН ВЭД 8716);

полуприцепы со специализированными кузовами (код ОКП 45 2630, код ТН ВЭД 8716);

прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны (код ОКП 45 2550, код ТН ВЭД 8716).

Регламент регулирует отношения, возникающие при выполнении обязательных требований к транспортным средствам, предназначенным для внутренних автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, а также при оценке соответствия указанным требованиям.

В регламенте даны определения следующих понятий, необходимых для его целей и не содержащихся в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании” (редакция на 7 мая 2007 г.): изотермические транспортные средства; скоропортящиеся пищевые продукты; общий коэффициент теплообмена; эффективность термического оборудования для охлаждения или обогрева; типовой образец.

Определение скоропортящихся пищевых продуктов дано с учетом федеральных законов от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752), а также принятых во исполнение указанных законов Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N98).

Уточненные определения остальных понятий даны с учетом СПС. При этом, вместо не рекомендуемого Международной системой единиц СИ определения "общий коэффициент теплопередачи", используемого в СПС, применено определение "общий коэффициент теплообмена", установленного системой СИ.

В 2-ой главе устанавливаются требования к изотермическим свойствам и эффективности термического оборудования для обогрева или охлаждения изотермических транспортных средств, а также требования по предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей указанных транспортных средств.

Для снижения уровня риска причинения вреда здоровью и жизни людей при экономически приемлемых финансовых и материальных затратах при установлении требований безопасности учтены основополагающие принципы технического регулирования: соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики и материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития страны.

Учет указанных принципов технического регулирования достигается следующим.

Для России, где только налаживается современное производство изотермических транспортных средств, ужесточение требований к ним нецелесообразно, поэтому в регламенте необходимо установлены единые нормы безопасности, классификация, маркировка и методы испытаний для всех транспортных средств, используемых для перевозок скоропортящихся пищевых продуктов как при внутренних, так при международных перевозках.

Этим будет обеспечена возможность производства и использования одних и тех же транспортных средств, предназначенных как для внутренних, так и для международных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, и будут исключены неоправданные повторные испытания транспортных средств, используемых для этих двух видов перевозок, а также соответствующие затраты изготовителей и собственников на их проведение.

Это соответствует и практике ряда стран (например, Франции, Португалии, Испании и др.), которые применяют требования СПС также и для контроля транспортных средств, предназначенных для внутренних перевозок.

Гармонизация требований регламента с международными нормами и правилами в соответствии с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании" и Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО, а также с учетом международной практики позволит минимизировать затраты, связанные с введением в действие указанного регламента, поскольку будет использована функционирующая в настоящее время производственная испытательная база экспертных организаций и привлечены специалисты (аттестованные эксперты), осуществляющие аналогичную деятельность в рамках СПС на всей территории Российской Федерации .

В 3-ей главе устанавливаются следующие формы оценки соответствия изотермических транспортных средств: декларирование соответствия на стадии выпуска в обращение, периодические испытания при эксплуатации транспортных средств и государственный контроль (надзор).

Установлено, что декларирование соответствия изотермических транспортных средств при выпуске в обращение на территории Российской Федерации, должно осуществляться по схеме принятия заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных при испытаниях, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.

Выбор указанной формы оценки соответствия обоснован тем, что она является достаточной для достижения цели регламента и, кроме того, соответствует мировой практике преимущественного применения именно формы декларирования соответствия как менее затратной для заявителей по сравнению с обязательной сертификацией.

Для обеспечения безопасности изотермических транспортных средств при эксплуатации в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона “О техническом регулировании”, установлена следующая форма оценки соответствия: периодические испытания изотермических транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в аккредитованных испытательных лабораториях с выдачей свидетельства о соответствии.

Выбор указанной формы оценки соответствия полностью соответствует современной международной практике.

В настоящее время все экономически развитые страны, в том числе все 40 стран-участников СПС, в том числе страны Европейского сообщества, США и Канада, помимо подтверждения соответствия при выпуске в обращение после первой регистрации вновь изготовленных транспортных средств, в обязательном порядке проводят периодический испытания их при эксплуатации.

В отношении транспортных средств, предназначенных для международных автомобильных перевозок, эта практика применяется также в Российской Федерации в рамках СПС и внутригосударственных правовых актов, принятых для реализации СПС.

Необходимость проведения периодического испытаний обусловлена тем, что характеристики изотермических транспортных средств при эксплуатации подвержены изменениям, влияющим на их безопасность.

Так, изоляционный материал стенок кузова в эксплуатации ежегодно теряет свои теплоизоляционные свойства в среднем на 5% в год, падает его устойчивость против загнивания и аккумулирования вредных веществ и запаха. Снижаются воздухо- и водонепроницаемость обшивки стенок кузова и герметичность уплотнений дверей.

Учитывая более суровые климатические условия нашей страны, меньшую надежность транспортных средств, производимых отечественными производителями, неудовлетворительный технический сервис при эксплуатации, а также более высокий потенциал опасности для здоровья людей при внутренних распределительных перевозках, предусматривающих промежуточные разгрузки перевозимых продуктов с соответствующей потерей холода или тепла из изотермического кузова, по опыту Франции сокращена периодичность испытаний транспортных средств по сравнению с периодичностью, установленной СПС, в среднем в два раза. Этим осуществлено ужесточение контроля транспортных средств, предназначенных для внутренних автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, по сравнению с контролем в рамках СПС.

Это соответствует аналогичной практике установления меньшей периодичности государственного технического осмотра транспортных средств в нашей стране по сравнению с периодичностью осмотра в странах Европейского Сообщества. Например, по директиве 96/96 ЕС 10 периодичность технических осмотров для транспортных средств категорий М и N установлена 4 года после начала эксплуатации и далее один раз в два года, что больше аналогичной периодичности в нашей стране .

В регламенте предусмотрено возложение функций по государственному контролю (надзору) на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и подведомственные ему государственные учреждения.

Это обусловлено тем, что в соответствии с международным договором Российской Федерации - СПС и внутригосударственными правовыми актами, принятыми во исполнение СПС, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в настоящее выполняет указанные функции в части контроля и освидетельствования изотермических транспортных средств, предназначенных для международных автомобильных перевозок.

Международная практика также убедительно свидетельствует о том, что упомянутые функции по контролю изотермических транспортных средств, в подавляющем большинстве случаев, возлагаются на транспортные министерства.

Так, в официальном документе TRANS/WP.11/2003/2 Рабочей группы по перевозкам скоропортящихся пищевых продуктов WP-11 КВТ ЕЭК ООН приведены данные по 20 странам - участницам СПС, в которых проводятся испытания с целью выдачи свидетельств о соответствии. В этих же странах проводят испытания и другие страны - участницы СПС, у которых отсутствует собственная испытательная база.

В 15 из 20 указанных выше стран (в том числе в Германии, Великобритании, Италии и Португалии) функции по контролю изотермических транспортных средств возложены на транспортные министерства.

В 4-ой главе приводятся заключительные и переходные положения.

В данном разделе для облегчения перехода на новые требования настоящего регламента устанавливается, что обязательное подтверждение соответствия путем принятия декларации о соответствии и периодические испытания осуществляются в отношении изотермических транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации после даты вступления в силу настоящего регламента.

Список использованных источников

1. Материалы Минпромэнерго России к заседанию Правительства Российской Федерации по вопросу “О ходе реализации Федерального закона “О техническом регулировании”.

2. Венгеров И. А., Рошаль Л. Я., Дынга И. Г. Сборник нормативных актов по контролю транспортных средств, предназначенных для международных автомобильных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов. Москва, 2002 г.

3. Венгеров И. А., Рошаль Л. Я., Дынга И. Г. "Чтобы продукты не портились", журнал "Автоперевозчик", 2002 г., N 8.

4. Ибраев К.А., Дынга И. Г., Кондратьев А. В. Контроль и освидетельствование изотермических транспортных средств. - “Автотранспортное предприятие”, 2006 г., N 9.

5. DIN 8959 “Wдrmegedдmmte Befцrderungsmittel fьr Lebensmittel. Anforderungen und Prьfung.

6. Exchange of informations between ATP member states. TRANS/WP.11/2004/6.

7. Nouvelle approche des controles vitirinaires des engins des transport sous tempirature dirigie "Qualititotale du maillon transport de la chaine du froid", TRANS/WP.11/2002/4f.

8. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. N 301 , (в ред. Изменений N 1 - 11 ОКП, N 12/98 ОКП, N 13/98 ОКП, N 14/98 ОКП, N 15/98 ОКП, N 16/99 ОКП, N 17/99 ОКП, N 18/99 ОКП, N 19/99 ОКП, N 20/99 ОКП, N 21/99 ОКП, N 22/99 ОКП, N 23/99 ОКП, N 24/2000 ОКП, N 25/2000, N 26/2000, N 27/2000, N 28/2000, N 29/2000 ОКП, N 30/2000 ОКП, N 31/2000 ОКП, N 32/2000 ОКП, N 33/2000 ОКП, N 34/2000 ОКП, N 35/2001 ОКП, N 36/2001 ОКП, N 37/2001 ОКП, N 38/2001 ОКП, N 39/2001 ОКП, N 40/2001 ОКП, N 41/2001 ОКП, N 42/2001 ОКП, N 43/2001 ОКП, N 44/2002 ОКП, N 45/2002 ОКП, N 46/2002 ОКП, N 47/2002 ОКП, N 48/2002 ОКП, N 49/2002 ОКП, N 50/2002 ОКП, N 51/2002 ОКП, N 52/2002 ОКП, N 53/2003 ОКП, N 54/2003 ОКП, N 55/2003 ОКП, N 56/2003 ОКП (в ред. N 59/2003 ОКП), N 57/2003 ОКП, N 58/2003 ОКП, N 60/2003 ОКП, N 61/2003 ОКП) .

9. Петрова А. П., Великанов А. Д. Реализация СПС в Российской Федерации. - “Автотранспортное предприятие”, 2005 г., N 11.

10. Директива 96/96ЕС от 20.12.1996 г. "О принятии единообразных предписаний для стран-членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов".

11.

Гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов регламентированы Федеральным законом от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов". Согласно данному Федеральному закону, хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах. Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средств".

В соответствии с ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», перевозка (транспортирование) пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями такой продукции, а в случае их отсутствия - в соответствии с условиями хранения пищевой продукции, установленными изготовителем такой продукции" .

Также, требования к процессам перевозки пищевой продукции установлены в следующих нормативных документах:

ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»,

ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»,

ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»,

ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»,

ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»,

ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»,

СП 2.3.6.1066- 01 «Санитарно-эпидемиологические требования к органи зациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых подуктов»,

СП 2.3.6.1079- 01 «Санитарно-эпидемиологические требования к органи зациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых подуктов и продовольственного сырья» и других нормативных документах.

В целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний транспортирование сырья и пищевых продуктов осуществляется специальным, чистым транспортом. При использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки (транспортирования) одновременно различной пищевой продукции, либо пищевой продукции и иных грузов, необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств.

Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту пищевой продукции от загрязнения, проникновения животных, в том числе грызунов и насекомых, проведение очистки, мойки, дезинфекции. Грузовые отделения транспортных средств, контейнеры и емкости, используемые для перевозки (транспортирования) пищевой продукции, должны обеспечивать возможность поддержания условий перевозки (транспортирования) и (или) хранения пищевой продукции. Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов.

Для транспортировки определенного вида пищевых продуктов (молочные, колбасные, кремовые кондитерские изделия, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты) должен быть выделен специализированный транспорт с маркировкой в соответствии с перевозимыми продуктами. Условия транспортировки (температура, влажность) должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации на каждый вид пищевых продуктов, а также правилам перевозок скоропортящихся грузов разными видами транспорта.

Скоропортящиеся и особо скоропортящиеся продукты перевозят охлаждаемым или изотермическим транспортом, обеспечивающим сохранение температурных режимов транспортировки.

Хлеб и хлебобулочные изделия должны перевозиться в лотках, в специальных закрытых автомашинах или фургонах, оборудованных полками. Не допускается перевозить хлеб навалом.

Кремовые кондитерские изделия должны быть уложены в контейнеры или лотки с крышками, торты должны поставляться в стандартной таре изготовителя. Кулинарные изделия перевозятся в промаркированной чистой таре.Транспортировка кремовых кондитерских изделий на открытых листах или лотках не допускается.

В соответствии ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», перевозка сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок осуществляется в опломбированных емкостях с плотно закрывающимися крышками, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией. Транспортные средства должны обеспечивать поддержание температуры 4 0 С. Перевозка на таможенной территории Таможенного союза сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок сопровождается ветеринарным сопроводительным документом, выдаваемым уполномоченным органом государства-члена, содержащим сведения о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждающие их безопасность.
Живую рыбу перевозят в автомобилях-цистернах с термоизоляцией, имеющих устройство для охлаждения воды, а также оборудование для насыщения воды воздухом. Температура воды в цистерне должна быть не выше 10°С (СП 2.3.6.1066-01). В ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» регламентировано: в процессе перевозки пищевой рыбной продукции не допускается размораживание пищевой рыбной продукции.

Перевозка пищевой масложировой продукции должна обеспечивать ее сохранность и безопасность в течение срока годности. Перевозка осуществляется пригодными для этой цели транспортными средствами. Условия перевозки определяет грузоотправитель. Они должны соответствовать условиям, установленным изготовителем для перевозки пищевой масложировой продукции. Не допускается перевозка пищевой масложировой продукции вместе с иной продукцией, если это может привести к загрязнению пищевой масложировой продукции. Конструкция грузовых отделений транспортных средств должна обеспечивать защиту пищевой масложировой продукции от загрязнения (ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»).

В соответствии ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»: Перевозка зерна осуществляется транспортными средствами, обеспечивающими безопасность и сохранность зерна при его перевозке. Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту зерна от загрязнения, препятствовать просыпанию зерна, проникновению животных, в том числе грызунов и насекомых, а также обеспечивать проведение очистки и (или) мойки, и (или) дезинфекции, и (или) дезинсекции, и (или) дератизации. Зерно перевозится бестарным методом, в транспортной таре или потребительской упаковке. Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию:

1) о виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);

2) о количестве зерна, в единицах массы;

3) наименование и место нахождения заявителя;

4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов в случае, если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.

Перевозка продуктов убоя и мясной продукции регламентирована ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» и включает следующее:

  • В процессе перевозки туши, полутуши и четвертины транспортируются в вертикальном подвешенном состоянии, исключающем их соприкосновение. Туши, полутуши и четвертины в замороженном состоянии допускается перевозить в штабелированном виде, исключающем загрязнение поверхности туш.
  • Использование транспортных средств и контейнеров для перевозки продуктов убоя и мясной продукции после перевозки в них продуктивных животных не допускается.
  • Перевозка продуктивных животных на производственный объект осуществляется специализированным или специально оборудованным транспортом.
    Транспортные средства и контейнеры, предназначенные для перевозки продуктов убоя и мясной продукции, оборудуются средствами, позволяющими соблюдать и регистрировать установленный температурный режим.
  • Перевозка продуктов убоя и мясной продукции навалом без использования транспортной и (или) потребительской упаковки, за исключением кости, предназначенной для производства желатина, не допускается.
  • После окончания процесса перевозки транспортные средства и контейнеры подвергаются санитарной обработке (дезинфекции)
  • В процессе хранения, перевозки и реализации не допускается размораживание замороженных продуктов убоя и мясной продукции.
    Перевозимые пищевые продукты должны сопровождаться документами, подтверждающими их происхождение, безопасность, условия хранения и срок годности.

Согласно ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктлов и овощей» перевозка соковой продукции из фруктов и (или) овощей наливом должна осуществляться в танкерах, цистернах, во флекси-танках, предназначенных для перевозки пищевых продуктов. Транспортные средства и (или) контейнеры или емкости, используемые для перевозки соковой продукции из фруктов и (или) овощей, должны быть оборудованы надлежащим образом для поддержания необходимой температуры такой продукции. Грузоотправители самостоятельно выбирают вид транспортного средства и используемого для оснащения транспортного средства оборудования, режим работы этого оборудования при перевозке соковой продукции из фруктов и (или) овощей в зависимости от метеорологических условий в целях обеспечения соответствия такой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом Таможенного союза, а также обеспечения соответствия условий перевозки такой продукции требованиям, установленным ее изготовителем".

При транспортировке пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила их последовательной укладки, исключающие контакт сырой и готовой продукции, загрязнения продуктов при погрузке и выгрузке. Грузовые отделения транспортных средств и контейнеры должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции. Вода, используемая для мойки внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза.

Погрузка и разгрузка пищевых продуктов производится персоналом в чистой санитарной одежде. Лица, сопровождающие продовольственное сырье и пищевые продукты в пути следования и выполняющие их погрузку и выгрузку, пользуются санитарной одеждой (халат, рукавицы и др.), имеют личную медицинскую книжку установленного образца с отметками о прохождении медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований и прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Версия для MS Word