Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX веков. Художники-иллюстраторы детской книги (презентация) Иллюстрации к былинам презентация

Былины Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время.

Слайд 2

Термин «фольклор», который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У. Дж. Томс, в переводе означает «народная мудрость»

Слайд 3

Жанры фольклора Фольклор – устное народное творчество Пословицы Поговорки Песни Скороговорки Считалки Сказки Былины Загадки Потешки Частушки

Слайд 4

Эпические жанры в фольклоре былины сказания предания песни повествовательного характера

Слайд 5

Былина Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже - старинками. Былина - это своеобразный, чисто русский жанр народного эпоса, в котором рассказывается о богатырях, народных героях и реальных исторических событиях, сложенный в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI веков.

Слайд 6

Былины - произведения искусства, а поэтому для них характерен вымысел. Для былин важна не правда отдельного факта, сколько правда жизни. Поэтому в былинах нет точности в воспроизведении исторических событий, дат, имён, географических названий.

Слайд 7

Исполнение былин Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев. Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев

Слайд 8

Слайд 9

Сказители былин М.Д. Кривополенова Т.Г. Рябинин Собиратель былин П.Н. Рыбников Сёстры Крюковы

Слайд 10

Заонежская поэтесса Ирина Андреевна Федосова 1827 -1899гг. Возле озера сгнила оградка тесова. На горе – деревянных крестов разнобой. Спой, Ирина Андреевна, свет Федосова! Про крестьян олонецкой губернии спой. Р.Рождественский

Слайд 11

Родился в Заонежье, в деревне Гарницы Сенногубского погоста, рано лишился родителей. Воспитал его крестьянский мир. От старого односельчанина Ивана Агапитова он перенял и всю жизнь берёг в памяти былины. Много былин узнал от Ильи Елустафьева. В 1860 году известный собиратель П.Н.Рыбников записал от сказителя первые былины. Всего им были записаны 23 текста. В 1871 году другой учёныйА.Ф.Гильфердинг – Записал 19 сюжетов (21 текст). Рябинин был приглашён для выступления в Петербург, награждён серебряной медалью.

Слайд 12

Композиция былины  Зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается  Заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины

Слайд 13

Новгородский Садко, Микула Селянинович ВладимироСуздальский Илья Муромец Киевский 10-11 века Алёша Попович и Добрыня Никитич Периоды развития былин

Слайд 14

Классификация былин по содержанию Былины героического содержания (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.) Социально-бытовые былины (былины о Садко, о Василии Буслаеве и др.) Былины волшебно-сказочного содержания (их немного «Подсолнечное царство», «Нерассказанный сон») Былины, близкие к историческим песням Былины пародийного характера

Слайд 15

Художественные особенности былин В тексте былины находим приметы реальной русской старины. В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря. Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть. «Сказывание» (напевная интонация) Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.)

Слайд 16

Художественные особенности былин Повторы Постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) Синонимы Сравнения Уменьшительные и увеличительные суффиксы Приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям). Использование речетативов Отсутствие рифмы

Слайд 17

Былины рассказывают о непобедимых русских богатыряхи в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжёлую годину испытаний дух народа. В былинах также рассказывается и о поражениях русских богатырей в схватке с врагами.

Слайд 18

Богатыри «Старшие» «Младшие» воплощение стихий, богатыри ближе к титанических сил, которые получили людям Илья Муромец очертания человеческого образа, но всё ещё Добрыня Никитич остались силою мировою Алёша Попович Святогор Волх Всеславьевич Михайло Потык

Слайд 19

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Слайд 20

К.А. Васильев «Вольга и Микула» «Меч Вольги»

Слайд 21

Из истории былины Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV – XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Слайд 22

Объясните значение устаревших слов: Гужики Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой Булатный Из булата – старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью Сафьян Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет Соловый О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 23

Князь Вольга Святославович Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Слайд 24

Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя – Микула Селянинович? Что оно обозначает? Микула - по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории.

Слайд 25

Зачитайте описание внешности Микулы В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин. «У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата. «Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати» высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок

Слайд 26

Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.) Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».) Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»? Конечно же, нет. Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)

Слайд 27

Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? Похваляется ли оратай своей силой и значимостью? Как он демонстрирует князю и дружине, что его труд важнее «труда» сборщиков подати? Зачитайте данный отрывок. За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту.)

Слайд 28

Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю? человек недюжинной силы идеал нравственности истинный патриот родины, живущий её интересами

Слайд 29

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Слайд 30

Какова основная мысль былины? (Главная ценность на Земле - человек-труженик, в переносном значении - пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

Слайд 31

Слайд 32

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Слайд 33

Палехская иллюстрация Лубочная картинка

Слайд 34

Владимиро-Суздальский период Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 35

Слайд 36

Жил в Кижской волости крестьянин..

Слайд 37

Слайд 38

БЫЛИНЫ об Илье Муромце Первые подвиги Ильи Муромца. Илья Муромец и Калин царь. Святогор и Илья Муромец. Три поездки Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей Разбойник. Бой Ильи Муромца с сыном.

Слайд 39

Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Отъезд Ильи Муромца в Киев Победа в первом бою Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике Встреча с Соловьём-Разбойником Победа Ильи Муромца Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром Рассказ Ильи Муромца Сомнения князя Владимира Два приказа Соловью-Разбойнику Расправа с Соловьём-Разбойником

Слайд 40

Цитатный план 1. «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец» 2. «…побил он эту силу всю великую» 3. «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу» 4. «Засвистал-то Соловей да по-соловьему» 5. «Ему выбил право око со косицею» 6. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать» 7. «А я ехал-то дорожкой прямоезжею» 8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься» 9. «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего» 10. «И он срубил ему да буйну голову»

Слайд 41

С кем сразился Илья Муромец? Образ Соловья-разбойника ассоциировался у народа с главным врагом древних славян – татаромонгольской ордой.

Слайд 42

К какому фольклорному произведению близка по композиции былина? Сказка Былина Сходство: 1. И сказки, и былина существовали в устной форме. 2. Оба жанра существуют с древних времен. Различия: 1. Сказка - прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2. Главная черта сказки - вымысел. 3. Сказки создаются в прозаической форме. 4. Сказки «рассказывали». 1. Описание подвигов богатырей (былины называют героическим эпосом). 2. Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах. 3. Былины обладают песенностихотворной формой. 4. Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.

Слайд 1

Русские былинные богатыри

Слайд 2

Древняя Русь - исторический период, охватывающий отрезок времени с 9-го по 13-й века. Этот период называют Киевской Русью, потому что главным городом в то время был Киев. Древняя Русь занимала территорию современной Украины, часть Краснодарского края, часть Поволжья и часть земель на севере между Балтийским морем и двумя озерами- Ладожским и Онежским. Физическая карта Древней Руси...

Слайд 3

Древней Руси
Политическая карта Древней Руси

Слайд 4

Вот такой была столица Древней Руси... Макет центральной части Киева

Слайд 5

Целый мир древней русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, - боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита Руси от лютых врагов.

Слайд 6

В былинных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период в истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они - и князь, и герои в конце концов решали одно общее дело - дело народа. Ученые доказали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов.

Слайд 7

Происхождение былин
Былины получили своё название от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно происходили: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Былины не складывались сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали.
Возникли былины во времена Киевской Руси. В то время часто на Киевскую Русь нападали кочевники. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью и удалью. Это богатыри. Они любили родную землю, стояли на страже ее границ, в любую минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасали его от унижения и разорения.

Слайд 8

Картина В. Васнецова «Баян»

Слайд 9

Циклы былин
Все былины делят на два цикла: Киевские и Новгородские. В киевских действия происходят в Киеве или около него, в центре стоит князь Владимир, богатыри защищают Русскую земли от кочевников, главные герои- Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В новгородских былинах главный герой-новгородский богатырь Садко, он занимается торговлей, делает Русь богатой.

Слайд 10

Отличие былинных героев от героев сказок
Герои сказок отличаются от былинных богатырей. Герои сказок всегда пользуются волшебством. Все свои поступки они совершают ради себя или своей семьи, а богатыри изначально обладают огромной силой и являются защитниками всего русского народа.

Слайд 11

Значение и происхождение слова «богатырь»
Это слово имеет несколько значений: Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. Рослый, крепкого сложения, сильный человек. Незаурядный, выдающийся человек (переносн.) По мнению лингвистов, слово «богаты́рь»образовано от слова «богач»-богатый человек.

Слайд 12

Как выглядели древние русские воины Каждый воин в Древней Руси обязательно должен был иметь специальную одежду, приспособления для защиты и боевое оружие.

Слайд 13

Элементы одежды и боевое оружие древнерусских воинов
Шлем- головной убор из металла, защищающий голову. Кольчуга- защитная рубашка из стальных колец. -Щит- округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел. Меч-старинное колющее и рубящее оружие в виде обоюдоострого прямого клинка с рукояткой. Копьё- колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие (длинная деревянная палка с металлическим наконечником). Булава-деревянная или металлическая дубина с выступами. Сабля- холодное оружие, имеющее вид кривой полосы из стали, с рукоятью и ножнами. -Лук- оружие метательного типа, предназначенное для стрельбы стрелами. -Стрелы-снаряд для лука, состоящий из деревянного тонкого древка и металлического или костяного наконечника. Колчан- футляр для стрел. Палица-старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Слайд 14

Кольчуга
Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов. Любопытно, что когда современные умельцы стали изготовлять кольчуги, оказалось, что делаются они довольно-таки быстро.

Слайд 15

Древнерусский пеший воин в шлеме с защитой для лица и шеи, в кольчуге, с копьём и щитом. На рисунке справа-колчан со стрелами.

Слайд 16

Слева-древнерусский воин в шлеме с защитной сеткой для шеи. Справа-древний печенег (разновидность тюркских народов) в шлеме и с защитным воротом для шеи.

Слайд 17

Слева –скульптурное изображение древнего воина, справа-рисунок, изображающий русского конного воина-лучника (главное оружие для него-лук) 13-го века

Слайд 18

Три рода древнерусского войска-конник с копьём, лучник и пеший воин (у него не было коня)

Слайд 19

Так художники представляют былинных богатырей. В середине-иллюстрация И. Билибина «Витязь на распутье». Справа-репродукция с картины М. Врубеля «Богатырь»

Слайд 20

Картина В. Васнецова «Богатырский скок», 1914

Слайд 21

Есть и такие современные изображения богатырей...

Слайд 22

В интернете можно встретить и такое изображение...

Слайд 23

Идя в бой, древнерусские воины несли с собой знамёна, штандарты, лицо защищали специальной металлической маской, сначала она защищала только верхнюю часть, но с конца ХII века появились шлемы с масками-личинами, которые полностью закрывали лицо воина. Личинами их назвали потому, что они обычно имели форму лица человека или мифического существа.

Слайд 24

Битва русских воинов с врагами

Слайд 25

Русские былинные богатыри сражались с врагами, это были чудища или злые и коварные люди. Самое известное из чудищ-многоголовый змей, чаще-с тремя головами-Змей Горыныч

Слайд 26

Древнерусские воины сражались с захватчиками южных земель, защищали границы Руси на западе...Об особо отличившихся храбрецах слагались героические песни-былины, прославлявшие подвиги русских богатырей.

Слайд 27

Картина В. Васнецова «Единоборство Пересвета с Челубеем» (Поединок Пересвета с Чебубеем на Куликовом поле в 1380 году).

Слайд 28

Самые известные богатыри: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» («Три богатыря»)

Слайд 29

Из истории создания картины
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский художник. Он происходил из семьи, где несколько поколений были священниками. Учился в Академии художеств в Петербурге. В своем творчестве опирался на традиции древнерусского искусства. Создавал жанровые и лирические картины. Был автором эпических работ на темы русской истории, русских былин и сказок. Работал также и в области архитектуры. Среди лучших работ художника- «Богатыри», «После побоища», «Аленушка», «Царь Иван Васильевич Грозный», росписи Владимирского собора в Киеве, церковь в Абрамцеве. Прежде чем приступить к созданию знаменитой картины «Богатыри», он внимательно изучал былины, долго собирал материал, позволявший ему правдиво изобразить богатырей. Глядя на картину, мы видим живую историю Руси. Около 20 лет трудился Васнецов над созданием полотна.

Слайд 30

Богатыри на картине В. Васнецова
Средний богатырь – Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья напряженно всматривается вдаль: не появится ли где враг? На руке висит палица сорока пудов. В другой руке у него щит и копье. Он уже не молод, но еще очень силен. Конь у него богатырский, черной окраски. Стоит конь спокойно и ждет приказа. По правую руку Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он из более богатого рода, и щит его побогаче, и кольчуга подороже, а взгляд у него пристальный, решительный. Под ним белый конь, ноздри раздувает, видно, чует врага и готов понести своего седока. Алеша Попович -самый младший богатырь. Смотрит он хитро, лукаво. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые (звонкие). Он воин и гусляр. Хитрый, отважный, смелый. Песни петь умеет и воевать умеет.

Слайд 31

Киевский цикл былин-былины об Илье Муромце
Главный герой этих былин-крестьянин Илья из Мурома. Отсюда и его прозвище-Муромский. Обретя чудесную силу от странников-волхвов, он отправляется на службу к князю Владимиру в Киев, совершая удивительные подвиги во славу Руси. В этих былинах можно увидеть картины жизни Древней Руси (Киевской Руси), она была очень тяжела и полна опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 32

Художник - Михаил Шемаров из Палеха

Слайд 33

Картина В. Васнецова «Крещение Руси». В центре-князь Владимир

Слайд 34

Илья Муромец Кадр из мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Слайд 35

Кадр из художественного фильма «Илья Муромец»

Слайд 36

Изображение Ильи Муромца

Слайд 37

«Илья Муромец», линогравюра художника Евгения Шитикова

Слайд 38

Добрыня Никитич Кадр из мультфильма «Добрыня Никитич»

Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX вековМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Сасовская средняя школа ШКОЛА №6
Русские былины
в произведениях художников
на рубеже XIX-XX веков
Проект по литературе
По всей Руси простой народ богатырей
любит, славит и чествует, ржаным хлебом с
ним делится, в красный угол сажает и поёт
песни про славные подвиги - о том, как
берегут, защищают богатыри родную Русь!
Работу выполнили:
учащиеся класса
.
Научный руководитель: учитель русского
языка и литературы
.

План

1) Введение
2) Исследование литературы по данной теме
3) Русские былины в произведениях
художников на рубеже XIX – XX веков
4) Заключение
5) Список использованной литературы

Введение

Цель проекта:
сформировать у участников образовательного
процесса целостное представление о русских былинах через
произведения художников XIX-XX веков.
Задачи:
1) Изучить литературы по данному вопросу;
2) Сравнить произведения художников XIX-XX веков с былинами.
Объект исследования:
произведения литературы (русские
былины) и живописи (картины Васнецова, Рериха, Билибина,
произведения Коненкова).
Предмет исследования:
связь былин и картин русских
живописцев.
Актуальность.
В последнее время возрос интерес современного общества к историческому
прошлому своего народа, отсюда интерес ко всему фольклору и былинам в
частности. Наиболее восприимчивы ко всем явлениям нашей жизни люди
творческих профессий. К таковым относится художники рубежа XIX-XX веков.
Картины этих живописцев наиболее ярко и точно отражают образы, созданные
народом.

Исследование литературы по данной теме

Русские былины
- это неотъемлемая часть культуры, бесценное
свидетельство исторической памяти народа. Они - воплощение представлений
об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и
кривде.

Что такое былина?
Былина
- это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для
русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо
героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Само слово «былина»
прямо указывает на
понятие «быль». Но это
не доказывает
реальности
используемых в жанре
сюжетов и их героев.
Речь идет о том, что в
эту реальность верили
до определенного
времени и сами
сказители, и их
слушатели.

Первоначально
под былиной
подразумевался
рассказ о
действительных
происшествиях,
лишь потом
обросший
фантастическим
и
подробностями.

Люди часто путают былины со
сказками. Действительно, сложно
четко разделить эти два жанра. Их
основное отличие заключается в
отношении сказителя (певца,
рассказчика) к своему творчеству.
Сказка – изначально чудесный
вымысел.
Былина - повесть о старине,
когда могли случаться вещи, в
настоящем совершенно невероятные.

Обращение художников к былинной теме

Мастера Серебряного века – Виктор Васнецов,
Михаил Врубель, Николай Рерих, Иван Билибин,
Илья Репин – создали образы, ограничено
воплотившие истинно народные идеалы Добра,
Красоты, Мужества и Любви, которые передавались
из поколения в поколение в произведениях устного
народного творчества. Их картины точны в деталях,
поэтичны и одновременно удивительно реальны.
Они отображают чудеса и волшебных героев
такими живыми, какими их и воспринимали в
старину, какими их представляет каждый ребенок.

Русские былины в произведениях художников

Чем же привлекали былины художников?
Произведения русского народа очень
интересны, и они, бесспорно, могли привлечь
внимание живописцев. Ведь это ни на что не
похожая русская природа, величественные
образы богатырей, их облачение... Какому
художнику не захочется изобразить это так, как
он себе это представляет? Другое дело, что
нужно
быть
поистине
гениальным
живописцем, чтобы изобразить то, что имели в
виду сказители данных произведений. И
поэтому, мало быть просто хорошим
живописцем, надо быть в какой-то степени и
историком, чтобы не поверхностно, а глубинно
понять сущность русского народа и правильно
отобразить всё написанное им на холсте.

Виктор Михайлович Васнецов

Одним из величайших мастеров сказочного жанра в мировой живописи
является Виктор Михайлович Васнецов. Он начинал свое творчество как
художник-бытописатель. Внимание Васнецова к жизни народа, его
каждодневным нуждам помогли прочувствовать и народные мечты,
реализованные в сказках и былинах.

В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную
степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает
вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог
камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним
витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои
нелегкие раздумья о будущем

Главное произведение живописца – «Богатыри», создававшиеся на
протяжении 10-летия, - образец безграничной любви к Родине,
самоотверженного служения Отчизне, всегда актуальный для новых
поколений урок патриотизма.

«Баян» (1910) – одно значительных произведений художника. Баян имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не
связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и
создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит
тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность
широких российских просторов воспринимается как собирательный
образ родной природы и звучит символически.

Выше леса стоячего «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину,
символизирующую силу русского воина-богатыря (1914).

Не человек, похожий на
зверя, а зверь навис над
миром, многоглавое
чудовище - символ зла.
Идет «Бой Добрыни
Никитича с семиглавым
Змеем Горынычем»
(1918) , который
символизирует борьбу
светлых и темных сил.
Тревожны огненные краски
заката.

Сергей Тимофеевич Конёнков

Знаменитый русский (советский) художник и скульптор. Его называли
«богатырем русской скульптуры». В творчестве мастера оживают образы
былин и крестьянских поверий. Они вырублены из исконного русского
материала – дерева. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре,
раскрыл его богатые декоративные возможности
Лесовик (1910)
Еруслан Лазаревич (1913)

Стрибог
Сирин

Николай Константинович Рерих
Богатырская тема нашла отражение и в творчестве Николая
Константиновича Рериха. Его «Богатырский фриз» (из 7 частей
композиции на выставке представлены три: «Баян», «Микула
Селянинович», «Витязь») соединяет историю и поэзию. Эти полотна
были бережно сохранены в блокадном Ленинграде; подобные
произведения помогали народу выстоять в тяжкие годины войны и
являются ценнейшим духовным наследием нашей страны.

Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО».
На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и
торговлей заняться, и гуслями царя морского позабавить. Имя этого
богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть
праведный, справедливый.

Баян
Витязь
Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных
оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он
образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и
воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры
создают особое образное ощущение объемности.
Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей
монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по
рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели созданию монументально-декоративного образа.

Иван Яковлевич Билибин

В миниатюрной живописи он сумел передать эпически-мощные
образы русских богатырей – Ильи Муромца, Вольги
Всеславьевича, Микулы Селяниновича, Святогора.

В 1913 г. художник оформил оперную постановку М.Глинки «Руслан и
Людмила». Талант Билибина проявился и в его театральных постановках по
мотивам русских былин.

Практическая часть
В ходе нашего исследования мы проводили опрос среди
учащихся МБОУ СОШ № 6 8-9 классов. Мы хотели узнать,
что знают ученики о русских былинах. Опрос состоял из 4
вопросов:
1)Что такое былина?
2) Каких художников, изобразивших героев былин в своих
картинах, вы знаете?
3) Название картин, на которых изображены герои русских
былин.
4) Чем былина отличается от сказки?

Результаты опроса
1) Ученики, которые знают ответ на первый вопрос («Что
такое былина?»):
Точно: 8 человек;
Приблизительно: 28 человек;
Не знают: 38 человек.
10,8%
51,4%
37,8%

2) Знают ответ на второй вопрос («Каких художников, изобразивших
героев былин в своих картинах, они знают»):
Знают одного: 13 человек;
Двух: 2 человека;
Не знают вообще: 59 человек.
17%
3%);
80%

3) Знают ответ на третий вопрос («Название картин, на
которых изображены герои русских былин»):
1 картина: 27 человек(%)
2 картины: 5 человек(%)
3 картины: 1 человек(%)
не знают: 41 человек (%)
36,4%
55,4%
1,4%)
6,7%

4) Знают ответ на четвертый вопрос («Отличие между
былиной и сказкой»):
Точно: 5 человек
Приблизительно 32 человека
не знают: 37 человек
6,7%
50%)
43,2%

Заключение

Замечательный живописцы, прекрасные иллюстраторы и
скульпторы оставили большое художественное наследие, в котором
поведали о том, что видели их проницательные глаза, что впитывали
их чуткие и деликатные души. Каждый может поставить перед собой
вопрос: Хорошо ли, что читая произведения русского народного
творчества перед нами, непроизвольно всплывают их картины, или
было бы лучше самим создать в своей голове эти образы?
Мы думаем, что иллюстрации к былинам нам ни в коем случае не
мешают, а только помогают воссоздать в своём воображении всё
написанное. Это полезно не столько для взрослых, сколько для
детей, которым легче воспринимать то или иное произведение,
посмотрев на картину или скульптуру, изображающую его героев.

Список использованной литературы

1. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой. М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2
2. Ухов П.Д. Былины. М., 1957
3. Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины. М., 1958, тт. 1–2
4. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М. – Л., 1966
5. Ухов П.Д. Атрибуция русских былин. М., 1970
6. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977
7. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982
8. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993
9. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 199910.
10. Словарь литературоведческих терминов
11. Универсальная научно – популярная энциклопедия Кругосвет
12. Сайт «Сеть творческих учителей»