Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Торопыгин владимир васильевич

Карен Брукс

Щедрый дар судьбы

В четырнадцать лет Марго решила, что станет кинозвездой. И уж тогда-то Рей, который учился в последнем классе их школы, непременно обратит на нее внимание. Ведь и киноэкраны, и страницы газет и иллюстрированных журналов, - все это будет в ее распоряжении. Куда бы он ни посмотрел - везде она. Ну, как тут не заметишь?

Увы, мечты остались мечтами, кинозвездой Марго не стала, жила, как и раньше, с родителями в Гринтауне, штат Иллинойс. А вот Рей, покинув после школы родной город, преуспел. Окончил Гарвард со степенью бакалавра искусств, стал известным в Нью-Йорке журналистом, специализирующимся на проблемах женской моды. Крупнейшие Дома моделей и производители женской одежды прислушивались к его мнению относительно длины юбок, высоты каблуков или цвета колготок. О нем то и дело писала пресса, и многочисленные поклонницы готовы были просить или даже умолять хотя бы о малейшем знаке внимания с его стороны. Но нет… Он оставался холостяком, по-видимому, не торопясь связывать себя узами брака. Сердце его не было занято, хотя поговаривали о том, что якобы у него имеется какая-то пассия… Но это были всего лишь слухи.

Учась когда-то в одной школе с Марго, он водил дружбу с девицами своего возраста и просто представления не имел о том, что какая-то девочка из младших классов вздыхает по его длинным ресницам и жгуче-черным глазам.

Во взрослой жизни Марго больше не встречала своего кумира. Но огонь любви в ее душе, не перерастая в опасное бушующее пламя, горел, колеблясь, как свеча на ветру. Ей вполне достаточно было хоть иногда читать его статьи, публикующиеся в глянцевых журналах, которые она время от времени просматривала в полупустом зале городской библиотеки, или встречать короткие материалы о нем в программах местного телеканала.


Привет, Алекс! - сказала Марго, размахивая изящной сумочкой и кокетливо поправляя волосы.

Привет! - отозвался ее сосед, высокий, с атлетической фигурой мужчина, на висках которого слегка пробивалась седина. Он не спеша подошел к забору. - Как дела?

Отлично! Представляете, сегодня мы нашли у своего порога черного котенка. Такой забавный! Хотите, я вам его отдам? - И она повернула было обратно к дому, но Алекс Фолкон ее остановил.

Не надо пока, потом посмотрю. Ты лучше скажи, как твои дела на работе?

Ну… - замялась Марго, и слабый румянец окрасил ее щеки. - В общем, все хорошо. Только есть одно обстоятельство.

Какое же? - насторожился сосед, склонив в ожидании ответа голову.

Марго еще больше смутилась.

Да так, ничего особенного, - пробормотала она. - Я потом расскажу, ладно? Сейчас убегаю.

Алекс что-то недовольно пробурчал в усы, проводил ее долгим взглядом и все стоял, пока она не скрылась, свернув на другую улицу. Затем понуро вошел в дом.

А Марго уже вовсю спешила по Мейн-роуд к книжному магазину, где ей предстояло провести очередной рабочий день. И лицо ее, к удивлению прохожих, невольно обращавших на нее внимание, светилось радостью и надеждой. Дело в том, что вчера к ним в магазин ни с того ни с сего вдруг заглянул… Рей Дэвисон! Это было невероятно! Вот уж чего она представить себе не могла… Просто чудеса, да и только! И вот Марго решила, что столь знаменательное событие может повториться и сегодня.

Вчера он появился в дверях, как призрак ее мечты. Впрочем, какой там призрак! Живой, стремительный, но отнюдь не суетливый, элегантный, будто сошедший с обложки модного журнала, недоступный Рей Дэвисон…

Марго сидела за столиком у кассы, по залу между стендов и стеллажей с книгами ходили люди. Мало кто из них что-либо покупал. Они все больше рассматривали корешки изданий, снимая время от времени с полки то одну книгу, то другую, листали страницы, выбирали… Увидев Рея, Марго даже вскочила от неожиданности, но тут же села, понимая, что ведет себя нелепо. Он прошел в глубину зала, остановился у стенда с продукцией местного издательства и начал просматривать ее. Потом направился прямо к ней и спросил:

Да, конечно! - Марго неуклюже бросилась к стойкам с периодикой, отыскала нужный журнал, при этом у нее из рук посыпались газеты, которые Рей тут же принялся подбирать… - Вот, - сказала она, краснея от смущения, и подала ему последний номер «Леди».

Это он и есть? - спросил Рей, явно заинтересованный красиво оформленным изданием, и взял журнал. Его пальцы при этом коснулись ее руки, и Марго вздрогнула. - Не бойтесь, - победно улыбнулся он. - Я вас не съем. Хотите, дам автограф?

Нет, спасибо… То есть да! А этот журнал, кстати, у нас всегда нарасхват.

Хорошо, беру. Сколько стоит?

Она назвала цену. Рей расплатился и вышел. Интересно, он приехал навестить родственников или вообще вернулся? Но что ему делать здесь после столь громкого успеха в Нью-Йорке? Во всяком случае, пока мужчина ее мечты находится в городе, у нее есть шанс заставить его обратить на себя внимание.


В обеденный перерыв Марго заглянула в аптеку Греты Снайдерс, расположенную через квартал от книжного магазина. Помимо продажи лекарственных препаратов, средств гигиены, а также мороженого, кока-колы, жевательной резинки, чая и сандвичей, это заведение успешно конкурировало с местными репортерами в сборе городских новостей. Шестидесятилетняя миссис Снайдерс приятельствовала с доброй половиной домохозяек Гринтауна, которые частенько заглядывали к ней выпить чаю и посплетничать. Перепоручив покупателей заботам продавца и провизора, аптекарша удалялась с очередной знакомой в дальний конец торгового зала, где находились столики, и можно было спокойно обсудить животрепещущие проблемы и события дня.

Привет, дорогая! - встретила она Марго. - Что с тобой? Да на тебе лица нет! Что случилось? Не землетрясение ли часом в Иллинойсе?

Да нет, просто я продала одному парню журнал не за ту цену и теперь мне надо вернуть ему деньги. Он переплатил, - выдумала Марго на ходу и подивилась своей находчивости. Ведь она всегда старалась быть правильной и правдивой.

Уж не собираешься ли ты его искать? Кто он?

Он, кажется, тут проездом.

Тогда поминай, как звали! Да не переживай ты, честная душа! Лучше выпей чаю и послушай, что произошло сегодня днем.

Вид миссис Снайдерс говорил о том, что она владеет поистине новой, а главное, ценной информацией. Марго готова была дать руку на отсечение, что аптекарша расскажет ей то, о чем она уже и без нее знает.

Гринтаун теперь попадет на экраны телевизоров! - произнесла Грета с присущим ей апломбом и, как охотник дичь, стала ждать реакции Марго на свое сообщение.

Что-что? - удивленно переспросила Марго.

Аптекарша сделала глоток из чашки и победно выпрямилась.

Видишь ли, учитывая твои чувства, я боюсь тебе сообщать об этом, но придется. - Она притворно вздохнула. - В Гринтаун приехал… Рей Дэвисон!

Наступила долгая пауза. Любая актриса знает, где и насколько надо ее выдержать. А от Марго сейчас требовались именно актерские качества. Да, она прекрасно знала, что Рей приехал. Но в ее задачу входило выяснение подробностей. Например, надолго ли он задержится здесь и что собирается делать в их городе? Сообразуясь с этими данными, она могла бы более верно действовать дальше.

Итак, Марго замерла, покраснела и достаточно правдоподобно продемонстрировала, что новость буквально парализовала ее и лишила дара речи.

Миссис Снайдерс, восхищенная произведенным эффектом, сияла и усиленно жевала сандвич, раздув розовые яблоки щек.

Как тебе это? Не очень я тебя удивила?

Конечно, но… - запнулась Марго и только тут решилась приступить к чаепитию.

Ну, миленькая, нельзя же так страдать по парню, которого практически не знаешь. Он может оказаться совсем не таким, каким ты себе его представляешь. - Грета не упускала случая дать дельный совет. - Уж поверь мне, всех мужчин надо рассматривать с очень близкого расстояния.

Да я вовсе не страдаю! Сколько лет прошло уже, - рассмеялась Марго, хотя ей было вовсе не до смеха. - Просто не понимаю, что такой мужчина, как Рей, забыл у нас в Гринтауне! Он же, кажется, женился на той особе, ну как ее там?

Ну, мне пора, спасибо за новости, - поднялась Марго. - Для меня это очень важно.

Ладно-ладно… Всегда готова помочь. Если захочешь что-нибудь узнать, заглядывай. Все, о чем буду знать, расскажу. Пока!

И Марго поспешила в магазин.


День пролетел незаметно. Рей больше не появлялся. Марго была задумчива и, оставаясь в зале одна, несколько раз подходила к большому зеркалу, висевшему у входа, смотрела на себя и вздыхала.

Ее нельзя было назвать красавицей. Стриженые русые волосы делали ее похожей на воробышка. Малый рост она никогда не корректировала брюками и высокими каблуками, а ходила в длинной юбке и ботинках. Марго вообще вряд ли когда-нибудь всерьез задумывалась о своей внешности. У нее был хороший голос, она прекрасно пела и играла на гитаре, могла и сплясать что-либо в стиле кантри. Нрав у нее был достаточно спокойный. На радость старикам-родителям она была домашним человеком, много времени проводила дома, работала в саду…

И вот теперь ей вдруг захотелось измениться, стать совсем другой. Виной тому было случайное появление в книжном магазине знаменитого Рея Дэвисона.

Привет! - окликнул ее Алекс Фолкон с террасы своего дома. - Как торговля? Как твоя книга, закончила ее?

Марго улыбнулась:

Все хорошо, а с сегодняшнего дня будет еще лучше.

Вот как? - Алекс сложил газету, которую просматривал. В его глазах засветилось неподдельное любопытство.

Вы не поверите! - Марго прошла через калитку в заборе, разделяющим их участки.

Присаживайся и рассказывай, - пригласил сосед.

Марго удобно устроилась в кресле-качалке и заговорила. Алекс Фолкон залюбовался ею. Как часто она отплясывала в духе первых поселенцев на его вечеринках, а он и его племянники аккомпанировали на банджо и гитарах. Алексу самому порой хотелось вскочить и станцевать, обняв ее за тонкую талию. Марго была изящной, словно японская статуэтка.

Однако он никогда не позволял себе ничего лишнего, а всего лишь любовался ею и покровительствовал ее начинаниям. Ведь это в его магазине она работала. Кроме того, Алекс Фолкон пообещал издать ее мини-брошюру «Дом и сад» и даже выпустил уже в свет небольшой роман «Цыганка и изумруд».

Мистер Фолкон молча посмотрел на нее. Он раздумывал над тем, как отнеслась Марго к появлению этого парня. Ему давно было понятно, что Марго достойна лучшей жизни. А Рей, возможно, и есть ее реальный шанс. И мужчина, скрепя сердце, принял тяжелое для себя решение.

Он ласково взял Марго за руку. Столь доверительный и успокаивающий жест удивил ее и заставил взглянуть на Фолкона, словно в первый раз. Да, ошибки не могло быть, она увидела в глазах Алекса сочувствие и любовь. Причем последнее ошеломило и смутило ее.

Знаешь, то, что ты рассказала, для меня не новость. Дело в том, что сегодня ко мне в издательство уже приходил этот Рей с довольно смелым деловым предложением. Не удивляйся, я подписал с ним контракт. Теперь именно он - главный редактор женского журнала вместо Сомерсета Хоггинса, который решил примкнуть к компании «БиЭмБи», возглавляемой его сыном.

Глаза Марго засветились надеждой.

Так значит, он тут надолго? И будет работать в журнале? Это правда?

Ах, девочка, ты даже не хочешь скрывать радость, услышав об этом! - Алекс улыбнулся.

А ее надо скрывать?

И Марго весело рассмеялась. Какой все же забавный этот мистер Фолкон, всегда ее смешит!

Она погладила его по руке. И Алекс едва сдержался, чтобы в ответ не поцеловать ее хотя бы в щеку.

Да, он немедленно приступает к работе. Кстати, у меня есть одна великолепная идея. Если поможешь, то мы воплотим ее в жизнь. Но для этого мне нужно кое-что знать. - И он серьезно посмотрел ей в глаза.

Взгляд сорокалетнего мужчины был полон невысказанной любви и страсти. Но Марго этого не замечала.

Спрашивайте.

Тебе на самом деле нужен Рей Дэвисон? Ты хорошо это знаешь?

Я была уверена в этом еще в двенадцать лет! - горячо воскликнула Марго и еще крепче сжала руку Алекса.

Ладно, тогда я помогу тебе. Чего хочет женщина, того хочет Бог, как сказал один поэт. Будем работать над этим проектом. Только слушайся меня, согласна?

Да, - кивнула Марго, сама себе не отдавая отчета в том, что готова пойти за Алексом хоть на край света.

Вот теперь верю, и завтра мы с тобой начнем делать первые шаги по завоеванию Рея Дэвисона. А пока давай разойдемся по домам. И тебе и мне надо собраться с силами и мыслями. Завтра в семь утра жду тебя у калитки. День начнем с утренней пробежки.

Есть, мой генерал! - Марго вскочила, козырнула, как новобранец, и, поцеловав его на прощание в щеку, побежала домой.

Алекс печально вздохнул, почувствовав свежий запах ее волос. От них веяло сладкими яблоками и жасмином. С тяжелым сердцем он, постояв немного у перил террасы, повернулся и вошел в дом. Гулко отдавались его шаги по паркету, а на столе в гостиной лежала свежая газета со скандальной статьей о Рее, которую Марго, видимо, еще не читала.


Ночью Марго приснилось, что она шла по каким-то темным коридорам, ища нечто важное, таинственное, от чего зависела ее судьба и жизнь. И оказалась в огромном освещенном зале, где все пространство одной стены было занято некой картиной в серо-зеленых, малахитовых тонах. По мере того как Марго вглядывалась в нее, картина начинала оживать, и она с удивлением осознавала, что это именно то, что ей нужно найти.

Но вот картина исчезла вместе со стеной, и она переступила порог храма. Откуда-то сверху струился мягкий свет, создавая чувство блаженства. Марго видела и понимала, что ее допустили туда, куда ей до сих пор путь был закрыт. Вокруг находились и другие люди, но действо это было устроено специально для нее. Святая святых - храм, откровение свыше… Марго некоторое время внимала голосу священника, цитирующего строки из Святого Писания, и словно бы соединилась с тем, чего так долго искала и ждала. Потом все снова начало меняться и превратилось в серо-зеленую картину с плоскими фигурами на холсте. И Марго опять стояла перед ней…

Проснувшись, она не знала, как истолковать свой сон. В одно она верила - храм, который ей приснился, существует в ее душе. И если ей будет трудно, она вспомнит о нем, и это вольет в нее новые силы. Теперь Маргарет верила, что сможет многое изменить в своей жизни.

Для начала надо было заставить себя сделать хотя бы утреннюю пробежку. Сегодня ей в этом помогал Алекс.

Ну как? - спрашивал он, когда они бежали по гаревой дорожке школьного стадиона. - Не выдохлась еще?

Пока нет, - отвечала тяжело дышавшая Марго. Сдаваться она не собиралась.

После пробежки и упражнений они пошли по домам. По пути Алекс вдруг сообщил ей о новой своей затее:

С завтрашнего дня, Мэгги, мы вместе с тобой ходим по магазинам и работаем над твоим новым имиджем. - И похлопал ее по плечу.

Она вздернула голову и заявила:

Еще чего! Я нормально выгляжу!

Ты действительно так думаешь? - хмыкнул он и окинул ее оценивающим взглядом.

Да, именно так я и думаю! - обиженно ответила Марго. - Мне нечего менять!

А кто-то совсем недавно обещал меня слушаться… Впрочем, если не доверяешь мне, пойди к своему красавчику Рею и спроси, что он сам думает по этому поводу. Может, этот профессионал сделает снисхождение и удостоит тебя хоть одним взглядом. А вообще-то мой тебе совет: хорошенько рассмотри себя в зеркало. Пока! До встречи завтра в семь.

Марго с гордо поднятой головой проследовала в свой дом, ничего не ответив Алексу. Тоже мне, нашелся ценитель женской красоты. Вот назло ему не будет она смотреться ни в какое зеркало! Впрочем, Марго не смогла удержаться и, конечно, заглянула в него, оказавшись в прихожей. И что же? Из зеркала на нее смотрела некая молодая особа, коротко стриженая, бледная и сутуловатая. А уж об одежде и говорить нечего. К сожалению, Алекс оказался прав. Ей придется заняться своей внешностью. С этими мыслями она и отправилась на работу.

В обед к ней пришла ее подруга Констанция.

Слушай, Марго, - с порога заявила она, - до тебя докатилась новость о Рее?

Конечно, он вернулся, и теперь будет издавать у нас женский журнал.

Ну и как тебе это? - Констанция без лишних церемоний уселась на стол.

Я устроюсь к нему в редакцию, вот что!

Ты? А кто тебя примет?

Примут. Главное, было бы желание. А оно у меня есть. Знаешь, когда я увидела Рея, то поняла: он для меня - все! Послушай, сейчас нет времени болтать, но после пяти я свободна. Заходи, погуляем и поговорим.

И Констанция вышла из магазина.

Девушки дружили со школьной скамьи. Констанция, в отличие от Марго, всегда была окружена кучей поклонников. У нее была привлекательная внешность: волнистые каштановые волосы, серые глаза, хорошая фигура и к тому же простой и добродушный характер. Но пока что она тоже не могла выбрать жениха.


С чего это вдруг такое столпотворение? - удивилась Марго.

Приехал бродячий цирк. Жонглеры, фокусники, акробаты и даже гадалка. - Констанция усмехнулась и добавила, озорно улыбнувшись: - Хочешь, пойдем туда? Может быть, встретим твоего ненаглядного Рея?

Пойдем. К тому же там еще и аттракционы!

И они повернули в сторону пестрой, гудящей голосами и взрывающейся смехом толпы. Из-за деревьев, ветки которых были украшены лампочками, показались разноцветные шатры и палатки. Звучала музыка, крутились карусели, то вверх, то вниз по рельсам неслись вагончики американских горок. Желающие попасть в зеркальный лабиринт, в комнаты смеха и ужаса, а также на аттракцион «Ваше прошлое и будущее» стояли в длинной очереди.

Давай зайдем сюда, - прошептала с таинственным видом Марго, когда они поравнялись с темно-синей в золотых звездах палаткой аттракциона. - Хочу узнать свое будущее.

И тут, словно услышав ее слова, откинув полог палатки, вышла старуха-цыганка с массивными золотыми кольцами в ушах и колодой карт в руках, которые она быстро и, не глядя, тасовала. Ее лицо было изрезано морщинами, черные глаза смотрели пронзительно и, казалось, проникали в самую душу. Когда-то она явно была красавицей. А сейчас ярко накрашенные губы, подведенные брови и серый оттенок кожи придавали ее лицу устрашающий вид. Надо же, словно мертвец из могилы, подумала Марго.

Цыганка, посмотрев на девушек, поманила их. Подруги молча переглянулись. Марго подошла первой.

Вы гадаете? - спросила она.

Да, дорогая, - проскрипела старуха. - Не бойся, заходи без очереди. Я уже вижу твою судьбу, только надо будет еще уточнить детали по стеклянному шару. Проходи, а подруга пусть обождет. Ее судьба гораздо проще.

И цыганка, пропустив свою клиентку в дверь, вошла следом. Констанция принялась взволнованно ждать.

Оказавшись в полуосвещенной комнате, Марго увидела стол, на котором сиял, переливаясь разными цветами, хрустальный шар. Она с тревогой взглянула на старуху.

Садись, не бойся, - приободрила ее цыганка. - Посмотрим, что тут у нас? - И начала пристально вглядываться в шар. - Вижу, вижу, - протяжно запела она, и по спине Марго пробежали мурашки. От волнения она не могла вымолвить ни слова и мысленно ругала себя за то, что согласилась сюда войти. - Ты не та, за кого себя выдаешь, ты - другая. Красивый темноволосый мужчина родом из этих мест держит в плену твое сердце. Но есть очень близкий тебе человек и покровитель, который поможет тебе во всем. Запомни, твоим талисманом станет изумруд. Если хочешь счастья, то добывай его только своими усилиями. Не ищи выгоды, ищи любовь, которая может оказаться совсем не там, где ты думаешь. Все! - неожиданно воскликнула цыганка и откинулась на спинку стула. Шар в этот же момент потускнел, а в комнате вспыхнул свет.

Не Рея, надеюсь? - насторожилась Марго.

Да, и его семью. И такое слышала, такое! Не поверишь!

Знаешь, давай выпьем кофе и поболтаем, - перебила ее Марго.

Они взошли на веранду летнего кафе и, устроившись за дальним столиком в углу, заказали по чашке кофе.

Увлекшись разговором, подруги не заметили, что сидевший через столик от них Алекс Фолкон внимательно прислушивался к их беседе.

Утро для Рея в этот раз выдалось не из приятных. Едва прислуга отодвинула тяжелые шторы, впустив в помещение солнечный свет, как послышалось частое покашливание миссис Дэвисон, более похожее на нервный тик.

Дорогой мой, как ты собираешься отделываться от журналистов? Ведь то обстоятельство, что ты теперь поселился здесь, не является гарантией, что они оставят тебя в покое, - спросила еще не совсем проснувшегося Рея его мать, дама лет пятидесяти пяти в атласном халате и с седыми кудрями.

Рей, а можно мне работать с тобой? Ну, пожалуйста! Я ведь могу быть секретарем, а?

На это место уже есть претендент. Его мне порекомендовал сам глава издательского дома. Так что, пока учись.

Вот зануда, тоже мне! - с обидой пробурчала сестра и вышла.

Позавтракав в одиночестве, Рей отправился в редакцию журнала.

Там его уже ждала сидевшая в кресле за столом молодая особа в брючном костюме светло-бежевого тона, коротко стриженая и почти без макияжа. Увидев вошедшего главного редактора, она поднялась и представилась:

Доброе утро, мистер Дэвисон! Я - Маргарет Грейм. Алекс Фолкон рекомендовал меня на должность секретаря-помощника.

Рей поздоровался и пригласил ее сесть. Последовало недолгое собеседование, поскольку рекомендация Алекса сработала безотказно. Впрочем, Марго пришлось приложить немало усилий, чтобы не смущаться, отвечать на вопросы четко и бесстрастно, ничем не выдавая своих чувств. Надо сказать, что большую поддержку и серьезное напутствие она получила от самого Рея. Главный редактор был деловит, сдержан и воспринимал новую секретаршу всего лишь как безликое приложение к его офису, не более.

Ну что ж, оформляйтесь в отделе кадров и приступайте к своим обязанностям, - сказал он наконец.

Марго принялась за работу в тот же день, а через неделю уже вполне освоилась на новом месте. Печатала письма, вела документацию, отвечала на вопросы посетителей, приходивших в офис.

За день до прихода Марго в офис они с Алексом все же предприняли попытку изменить ее имидж. В одном из самых дорогих магазинов города заботливый сосед заставил Марго примерить ту одежду, которую бы ей самой хотелось видеть на себе. И она, недолго думая, выбрала длинную просторную юбку и широкую блузку с длинными рукавами и глухим воротом. Надев все это, Марго так огорчилась, что чуть было не разревелась на глазах у продавщицы.

Алекс мигом исправил дело. Он попросил консультанта принести несколько элегантных вещей, в том числе - зеленоватый брючный костюм и белый топ. Выбирая обувь, остановился на темно-зеленых туфлях на шпильке и на классических черных лодочках. Переодевшись тут же, в магазине, Марго осмотрела себя в зеркале и поняла, что ей не хватает только макияжа, ну и еще чего-то малого, чтобы уж совсем преобразиться и стать той девушкой, с которой, несомненно, захотел бы встретиться Рей.

Возьмите еще сумочку в тон вашим туфлям, - посоветовала продавщица. - А еще получилось бы неплохое сочетание всего ансамбля с длинными локонами.

Сумочка была куплена безоговорочно. А относительно длинных локонов Марго высказалась, когда они вышли из магазина:

Пусть советует своим подругам! Это невежливо с ее стороны!

Укажите односоставные предложения.

Чем в них выражен главный член?

Определите в этих предложениях действующее лицо по форме глагола, по значению окончания.

В Феврале

Выхожу из дому рано утром. Замечаю под крышами голубоватые сосульки. А приглядитесь к снегу! Он то золотисто-розоватый в лучах восходящего солнца, то густо-синий в тени. А теперь заглянем в лес. Он уже чуть-чуть оживает. Остановитесь, прислушайтесь...

184. Подчеркните главный член определённо-личных предложений. Чем он выражен? Выделите окончание глагола. На какое лицо указывает форма глагола? Укажите грамматические основы двусоставных и односоставных предложений. Спишите, расставляя разделительные запятые между однородными членами и выделительные запятые для обособления причастных оборотов и для выделения простых предложений в составе сложных.

В краю где я вырос есть много обычаев которыми народ дорожит и гордит(?)ся которые и в самом деле составляют прелесть его души и характера.

Однажды вместе с другом пр..ехал я в родные места. Сошли мы с поезда. Идём по платформе. К удивлению моего спутника, я начинаю здороваться со всеми кто попадается мне (на)встречу. Сердечно приветствую то старуху с..дящую в окружени.. баулов и чайников то носильщика расхаживающего по перрону в белом фартуке то маленькую девочку быстро семенящую куда-то мимо нас с тяж..лой к..рзиной. Мне очень нравит(?)ся этот старинный обычай. Идёшь по дороге и только успеваешь отвечать на приветствия несущиеся к тебе со всех сторон.

(По В. Тельпугову)

185. Данные ниже предложения взяты из драмы А. Пушкина «Борис Годунов». Определите вид односоставных предложений. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните главный член односоставных предложений. Чем он выражен? Выделите окончание глагола. На какое лицо указывает форма глагола? Монолог или реплика диалога воспроизведены в этом отрывке?

  1. Учись мой сын: наука сокращает
    Нам опыты быстр..т..кущей жизн.. .
  2. Царевич может знать
    Что веда..т князь Шуйский. Говори.
  3. Нет, Шуйский (не)клянись
    Но отвечай: то был царевич?
  4. Послушай князь: взять меры сей же час
    Что(б) от Литвы Россия огр..дилась...
  5. Подумай князь. Я милость об..щаю...

186. Выпишите сначала определённо-личные предложения, в которых главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения, затем те, в которых главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа повелительного наклонения. Почему, по вашему мнению, определённо-личные предложения так широко употребляются в пословицах и поговорках? Подберите 2-3 пословицы или поговорки, которые являются определённо-личными предложениями.

1. Из песни слова (не)выкин..шь. 2. Береги честь смолоду. 3. Песнею коня (не)накорм..шь. 4. Пальца в рот (не)клади. 5. На всех (не)угодишь. 6. Дело словом (не)замен..шь. 7. Одной рукой и узла (не)развяжешь. 8. Стой за правду горой. 9. Сам погибай, а товарища выручай.

187. Восстановите авторский текст, исключив из всех предложений, кроме первого, местоимение я. Какой вид предложений получился у вас после исключения местоимения? Как изменился текст: стало ли повествование более динамичным? На чём сосредоточилось внимание автора и читателя - на лице или на действии? Спишите восстановленный авторский текст, расставляя пропущенные запятые.

Как щедрое внимание судьбы я принимаю выйдя за с..ленье ш..повника вторичное цветенье и в ж..лтых травах первые грибы. Я стою под со(?)нцем, под луч..м косым, и долго с удивлением ребёнка я слежу п..лёты п..утинок тонких в сверкающем дрожании росы. Я иду засохш..м ельником бугром а впереди, над озером, над круч..й, тяж..лые ворочают(?)ся тучи.

(В. Торопыгин)

188. Составьте текст. Опишите свои воспоминания, переживания так, чтобы действие, состояние могло быть отнесено к любому, т. е. обобщённому, лицу. В таком описании уместны определённо-личные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 2-го лица настоящего (будущего) времени единственного числа. Выберите, например, одну из тем: «На стадионе, на матче любимой команды», «Накануне дня рождения», «Перед первым концертом» и т.д.

189. Диктант. Выделите окончания глаголов, которыми выражены сказуемые в определённо-личных предложениях.

Обратите внимание на то, что придаточные предложения, соединённые одиночным союзом и, не разделяются запятой, как и однородные члены!

Весенняя ночь стояла над горами, над лесом, над рекой. Я люблю такие ночи, когда так легко и вольно дышишь. Чувствуешь, как сам оживаешь вместе с природой и как в душе накопляется что-то такое хорошее, бодрое, счастливое.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Укажите односоставные предложения.

Чем в них выражен главный член?

Определите в этих предложениях действующее лицо по форме глагола, по значению окончания.

В Феврале

Выхожу из дому рано утром. Замечаю под крышами голубоватые сосульки. А приглядитесь к снегу! Он то золотисто-розоватый в лучах восходящего солнца, то густо-синий в тени. А теперь заглянем в лес. Он уже чуть-чуть оживает. Остановитесь, прислушайтесь...

184. Подчеркните главный член определённо-личных предложений. Чем он выражен? Выделите окончание глагола. На какое лицо указывает форма глагола? Укажите грамматические основы двусоставных и односоставных предложений. Спишите, расставляя разделительные запятые между однородными членами и выделительные запятые для обособления причастных оборотов и для выделения простых предложений в составе сложных.

В краю где я вырос есть много обычаев которыми народ дорожит и гордит(?)ся которые и в самом деле составляют прелесть его души и характера.

Однажды вместе с другом пр..ехал я в родные места. Сошли мы с поезда. Идём по платформе. К удивлению моего спутника, я начинаю здороваться со всеми кто попадается мне (на)встречу. Сердечно приветствую то старуху с..дящую в окружени.. баулов и чайников то носильщика расхаживающего по перрону в белом фартуке то маленькую девочку быстро семенящую куда-то мимо нас с тяж..лой к..рзиной. Мне очень нравит(?)ся этот старинный обычай. Идёшь по дороге и только успеваешь отвечать на приветствия несущиеся к тебе со всех сторон.

(По В. Тельпугову)

185. Данные ниже предложения взяты из драмы А. Пушкина «Борис Годунов». Определите вид односоставных предложений. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните главный член односоставных предложений. Чем он выражен? Выделите окончание глагола. На какое лицо указывает форма глагола? Монолог или реплика диалога воспроизведены в этом отрывке?

  1. Учись мой сын: наука сокращает
    Нам опыты быстр..т..кущей жизн.. .
  2. Царевич может знать
    Что веда..т князь Шуйский. Говори.
  3. Нет, Шуйский (не)клянись
    Но отвечай: то был царевич?
  4. Послушай князь: взять меры сей же час
    Что(б) от Литвы Россия огр..дилась...
  5. Подумай князь. Я милость об..щаю...

186. Выпишите сначала определённо-личные предложения, в которых главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения, затем те, в которых главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа повелительного наклонения. Почему, по вашему мнению, определённо-личные предложения так широко употребляются в пословицах и поговорках? Подберите 2-3 пословицы или поговорки, которые являются определённо-личными предложениями.

1. Из песни слова (не)выкин..шь. 2. Береги честь смолоду. 3. Песнею коня (не)накорм..шь. 4. Пальца в рот (не)клади. 5. На всех (не)угодишь. 6. Дело словом (не)замен..шь. 7. Одной рукой и узла (не)развяжешь. 8. Стой за правду горой. 9. Сам погибай, а товарища выручай.

187. Восстановите авторский текст, исключив из всех предложений, кроме первого, местоимение я. Какой вид предложений получился у вас после исключения местоимения? Как изменился текст: стало ли повествование более динамичным? На чём сосредоточилось внимание автора и читателя - на лице или на действии? Спишите восстановленный авторский текст, расставляя пропущенные запятые.

Как щедрое внимание судьбы я принимаю выйдя за с..ленье ш..повника вторичное цветенье и в ж..лтых травах первые грибы. Я стою под со(?)нцем, под луч..м косым, и долго с удивлением ребёнка я слежу п..лёты п..утинок тонких в сверкающем дрожании росы. Я иду засохш..м ельником бугром а впереди, над озером, над круч..й, тяж..лые ворочают(?)ся тучи.

(В. Торопыгин)

188. Составьте текст. Опишите свои воспоминания, переживания так, чтобы действие, состояние могло быть отнесено к любому, т. е. обобщённому, лицу. В таком описании уместны определённо-личные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 2-го лица настоящего (будущего) времени единственного числа. Выберите, например, одну из тем: «На стадионе, на матче любимой команды», «Накануне дня рождения», «Перед первым концертом» и т.д.

189. Диктант. Выделите окончания глаголов, которыми выражены сказуемые в определённо-личных предложениях.

Обратите внимание на то, что придаточные предложения, соединённые одиночным союзом и, не разделяются запятой, как и однородные члены!

Весенняя ночь стояла над горами, над лесом, над рекой. Я люблю такие ночи, когда так легко и вольно дышишь. Чувствуешь, как сам оживаешь вместе с природой и как в душе накопляется что-то такое хорошее, бодрое, счастливое.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Тема: «Определенно – личные предложения» План урока: 1. В чем отличие односоставных предложений от двусоставных? 2. Каковы признаки определенно – личного предложения? 3. Почему предложения со сказуемым – глаголом в прошедшем времени не относятся к определенно – личным? 4. Синонимичность определенно – личных предложений и двусоставных предложений с лексически выраженным местоимением в качестве подлежащего. 5. Использование определенно – личных предложений в речевых стилях.






ОПРЕДЕЛЕННО – ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Помню хлеб первого урожая. Уходим завтра в море. Вернешься домой? Возьмете самое необходимое? Не забудь книгу! Постарайтесь! 1 или 2 лицо Изъявительного наклонения (настоящего или будущего времени) Ед. или мн. числа 2 лицо Повелительного наклонения Ед. или мн. числа








Как щедрое внимание судьбы Я принимаю, выйдя за селенье, Шиповника вторичное цветенье И в желтых травах первые грибы. Стою под солнцем, под лучом косым. И долго, с удивлением ребенка, Слежу полеты паутинок тонких В сверкающем дрожании росы. В. Торопыгин


ВЫВОД: ОПРЕДЕЛЕННО – ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 1) это односоставные предложения со сказуемым глаголом в форме 1 и 2 лица изъявит накл наст и буд времени ед и мн числа; 2) у них нет прошедшего времени; 3) их можно заменить синонимичными двусоставными предложениями; 4) они делают повествование более легким, динамичным, помогают избежать повторов 5) преобладают в художественном стиле речи.




Редакция журнала "Аврора". !974 год. В центре - Владимир Торопыгин.



Годы жизни: 1928-1980.

Упомянут в Армейских письмах к отцу в книге "Сергей Довлатов: творчество, личность,
судьба" (Сост. А. Ю. Арьев. - СПб.: "Звезда", 1999).

Источник: http://www.russianlife.nl/dom_tvorchestva_memuari_1a.htm
Вспомнили живого еще тогда Владимира Васильевича Торопыгина, человека милого, добрейшего, бескорыстного. На Валдае в глухой деревушке, вечером при керосиновой лампе, услышала его рассказы по радиоприемнику, запомнила фамилию; через годы по чьей-то благожелательной рекомендации подошла к нему на площадке между двумя верхними этажами Дома писателей, попросилась на семинар Севера-Запада. Он взял. Вели семинар Торопыгин, Рубашкин, Рецептер. Для меня это было боевое крещение, благодарна им всем. А рассказы Владимира Торопыгина так и звенят для меня среди валдайских жарких стогов, васильковых полей; сосноровской потайной луны, рассветного тумана, волшебных лягушек. В деревушке той по древним правилам березы шли вдоль единственной главной дороги, а в избах плесневели трухлявые библии... У Торопыгина бывала я дома, и перед самой болезнью. Он отдавал мне все время, хотя уже, вероятно, понимал, что умирает.

На конференции долго "разбирали" пишущую тогда стихи Ольгу Семченко (впоследствии - Флоренскую, из "Митьков"). Главное нарекание вызвало отсутствие реалий (места и времени): тогда считалось даже опасным писать абстрактно, без привязки. Горячился юный и прыткий Коля Гуданец, умно парировал; мы подружились (через несколько лет Коля вернулся из поездки в Израиль к честнейшей и серьезнейшей Наташе Рудиной и грустно сказал: - Глупо менять одну эмиграцию - рижскую, в которой живу всю жизнь, на другую. Я люблю лежать на диване с книжкой, за границей так не получится". - Коля вернулся...) После семинара нас печатали, мне повезло тоже - на "Литературную Россию", на странный гонорар в 9 рублей 5 копеек (за точку?) Примерно в то же время выгнали Владимира Васильевича из журнала. Ленинград шумел, впрочем, как всегда, равнодушно. А вскоре встретила Рубашкина, и он первый сказал: это конец. Конец тянулся полгода. Больше Торопыгина я не видела... Потом пришла в Дом писателей; везде - хвоя, не успели убрать. Неделю разносили иголки по всем этажам импортные писательские подошвы. (Я писала стихи - "хвою клюет голубь"... Клевал на кладбище).

Источник: http://gorchev.lib.ru/ik/stihi/Razdel_1g.html
Александр Шарымов (тоже, кстати, наш выпускник)
Гитара Галича

В основе этого стихотворения, написанного к 65-летию Алексея Петровича Самойлова, лежит реальный факт, имевший место в редакции питерского журнала "Аврора", где мы работали, в середине 70-х годов прошлого века.

"Аврора" Окуджаву вознамерилась
Печатать. И любимый нами бард
Приехал в Питер - и тогда уверенно
Мы к главному явились: "Где Булат?
Пускай придет, споет". И Торопыгин нам
Сказал: "Гитары нету - вот вопрос".
- "Я принесу", - Петрович неожиданно,
С ухмылкою ответил - и принес:

Булат аккорд на пробу взял опасливо -
И на губах улыбка расцвела:
"Я вижу, что она в руках у мастера,
Гитара эта дивная, была:"
И глядя вбок, как будто бы рассеянно,
Петрович Окуджаве отвечал:
"Ее Беньяш, Раисе Моисеевне,
Перед отъездом Галич озвучал:"
Молчал Булат. Негромко так наигрывал,
Сжимая в тонких пальцах чуткий гриф,
Петровичу кивая с Торопыгиным,
Как будто с кем-то всласть поговорив.
Потом запел - и было что-то в песне той
От мысли, проступающей едва,
Когда в мотив, летящий нотной лесенкой,
Диктует кто-то нужные слова.
Звучали песни - и простые, вроде бы,
Но горло чем-то мнущие тебе.
И Соловьевы - Леночка с Володею -
Писали их на пленку для гэбэ:

Прошло лет сто с того былого случая -
И поредел тех слушателей ряд.
Ушла Беньяш. И Галич улетучился.
И Торопыгин в нетях. И Булат.
Но живы мы! - и то, что было давеча,
Еще не скрылось в мраке до конца:
Еще звучит, звучит гитара Галича -
И души нам терзает, и сердца:

_______________
1 Александр Аркадьевич Галич (1918-77) - драматург, поэт-исполнитель авторских песен. С 1974 года жил во Франции.
2 Владимир Васильевич Торопыгин (1928-80) - поэт и прозаик, главный редактор журналов "Костер" и "Аврора".
3 Раиса Моисеевна Беньяш (1914-86) - театральный критик и писатель.
4 "Соловьевы" - Елена Константиновна Клепикова, тогда - сотрудница "Авроры", и Владимир Исаакович Соловьев (1942), литературный критик.