История журнала "современник". Журналы «Современника» и «Отечественные записки» в общественной и литературной жизни середины XIX в Кем был основан журнал современник
«Отечественные записки» Краевского - русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818-1884 годах (с перерывами). Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Свиньиным и с января 1839 передан А. А. Краевскому.
Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».
К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений - В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, историки М. П. Погодин.Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, позднее в «Отечественных записках» приняли участи Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский.
Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами. По причинам материально-бытового (Краевский низко оплачивал работу Белинского, одновременно требуя обильно писать на самые разнообразные темы) и идейного характера Белинский с апреля 1846 прекратил работать в журнале и с января 1847 стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западничской ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860-1866 совместно с Краевским был С. С. Дудышкин. В 1866-1867 в журнале участвовал историк и публицист Н. Я. Аристов. В 1868 Краевский передал журнал Н. А. Некрасову.
По договору с Краевским он оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем с 1868 стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором - Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние.
В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала.
Публиковал русскую и зарубежную литературу.
«Совреме́нник» - российский журнал, выходивший в 1836-1866 годах. Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год. В журнале печатались произведения Николая Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова. В первом выпуске была помещена статья «О рифме» Е. Ф. Розена. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и другие материалы. Читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В журнале были напечатаны его «Пир Петра I», «Из А. Шенье», «Скупой рыцарь», «Путешествие в Арзерум», «Родословная моего героя», «Сапожник», «Рославлев», «Джон Теннер», «Капитанская дочка». После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с П. А. Вяземским, затем П. А. Плетнёв (1837-1846). В журнале дебютировала С. А. Закревская (1837, т. 8). В 1838-1847 в журнале печатались статьи, повести, романы, переводы Ф. Ф. Корфа. С 1843 журнал стал выходить ежемесячно. Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.
Литературный и общественно-политический ежемесячный журнал; выходил с 1 января 1847. В 1847-1848 официальным редактором был А. В. Никитенко. Программу журнала определяли статьи его идейного руководителя В. Г. Белинского. Некрасов привлёк к участию в журнале И. С. Тургенева, И. А. Гончарова («Обыкновенная история»), А. И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н. П. Огарёва, А. В. Дружинина («Полинька Сакс»). Журнал печатал произведения Л. Н. Толстого, статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, К. Д. Кавелина. Журнал публиковал переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западноевропейских писателей.
Руководителем журнала с 1853 стал, наряду с Некрасовым, Н. Г. Чернышевский и с 1856 - Н. А. Добролюбов. С 1858 журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович.
В июне 1862 журнал был приостановлен на 8 месяцев. В редакцию возобновленного Некрасовым в начале 1863 журнала вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. В журнале печатались произведения Салтыкова-Щедрина, В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского. В июне 1866 журнал закрыт.
93. Возникновение и развитие печати Удмуртии в начале XX века. (листки, календари, газеты)
Мат-лы о нашем крае, большая часть которого относилась к Вятской губернии, систематически появлялись в периодич. изданиях, печатав. в Вятке, в т.ч. «Вятских губернских ведомостях» - ВГВ (1838–1917), «Вятской газете» (1894–1907), «Вятском крае» (1895–98), «Вятской жизни» (1905–06). К рубежу 19-20 вв. с развитием пром-сти и торговли купеческий Сарапул, а также Елабуга и рабочий Ижевск уже превосходили по количеству населения и по своему влиянию многие уездные и губернские центры, и поэтому не могли обойтись без своего информационного органа. В янв. 1895 Гл. управление по делам печати Мин-ва внутр. дел Рос. империи разрешило издание газ. в Сарапуле. 4 мая 1897 вышел первый номер «Сарапульского листка объявлений». В 1906 в Сарапуле же начала выходить ежедн. обществ.-полит., лит., коммерч. газ. «Прикамский край». В Елабуге издавался «Камский листок объявлений» (1897–1904). В 1904 вышел первый гомер «Ижевских телеграмм», а еще через 10 лет – газ. «Объявления Ижевска».
На волне первой российской революции возникли газ. «Ижевский рабочий», «Рабочий листок», «Известия прикамского рабочего». В 1905–07 выпускали свои издания местные комитеты РСДРП: в Воткинске - «Бюллетень», в Ижевске - «Рабочий листок», в Глазове - «Первый луч». Ижевские кадеты во главе с ружейным фабрикантом В.И.Петровым издавали газ. «Народная свобода». После Окт. рев-ции начала оформляться сов. пресса. 7(20) сент. 1917 на деньги, собр. рабочими Ижевска, выпущены «Известия Ижевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Издание прервалось в авг. 1918 во время контррев. мятежа. В 1918 в Глазове издаются «Известия Глазовского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Вместе с тем в дни мятежа 1918 в Ижевске, по данным ЕФ. Шумилова, выходило пять газет, ведущих антисоветскую пропаганду. Среди них – «Ижевский защитник», «Народовластие». Выходили также антисоветские - «Воткинская жизнь», сарапульская газ. «Труженик». В это же время по другую сторону фронта большевики издавали газ. «Новый путь». При штабе Азинской дивизии выходила газ. «Борьба».
Началом удмуртской национальной периодической печати считаются ежегодные календари И.Михеева. (4 издания на 1905-1910). В 1915. в г.Вятке вышла первая на удм. яз газ. «Войнаись ивор» («Вести с войны»), к-рую издавала гр. миссионеров во гл. с П. Глезденёвым. В годы Гражд. войны выходили удм. газ. «Горд гырлы» («Красный колокол»), «Сюрло» («Серп»). С 15 авг. 1917 в Вятке Вятское губ. земство издавало газ. «Удморт», которая с янв. 1918 она стала органом удм. секции нацменьшинств Глазовского уезд. исполкома. Издание прекращено в 1919. В 1918 в Елабуге издавалась газ.«Виль синь» («Новый взгляд»). Значит. событием в становлении удм. периодич. печати явилось издание газ. «Гудыри» («Гром»), первый номер к-рой вышел 31 окт. 1918 как орган удм. секции отд. нацменьшинств Елабужского уезд. исполкома. С янв. 1920 она стала органом Удм. комиссариата в г. Сарапуле, с 26 июля 1921 до 1930 издавалась сначала в Глазвое, потом в г. Ижевске как орган Вотского ОК РКП(б) и облисполкома. Для северных удмуртов с 1927 года в Глазове выходила газ. «Выль гурт» («Новая деревня») – как орган Удмуртского обкома ВКП(б). В 1930 она была переименована в «Ленин сюрес» («Ленинский путь»). Среди ее авторов были – И.Калинин, А.Наговицын (Очко Санко), К.Герд, Кедра Митрей и др. известные деятели.
После подавления ижевско-воткинского мятежа вышел 4 дек. 1918 первый номер газ. «Ижевская правда». Для освещения жизни деревни «Ижевская правда» выпускала еженед. приложение «Голос крестьянина», первый номер к-рого вышел 3 нояб. 1924 (позднее «Новая деревня», с нояб.1930 - «Колхозная правда»). В соответствии с пост. ЦК ВКП(б) «О сельской районной и низовой печати» (18 янв. 1931) и созданием район. газет издание приложения было прекращено, а сама «Ижевская правда» в 1937 будет переименована в «Удмуртскую правду».
Зарождается печать для детей и юношества. 11 сент. 1921 вышел первый номер газ. «Юный металлист», орган обл. и Ижевского уезд. к-тов РКСМ тир. 1500 экз. В кон. сент. 1921 стала издаваться комс. газ. «Егит дурись» («Молодой кузнец») на удм. яз. Обе газ. выходили 1 раз в 2 недели. Из-за отсутствия ср-в газ. «Егит дурись» вскоре была закрыта. В след. году по неск. номеров вышли газ. «На смену», «Ленинская смена».
В 1920-е гг. по инициативе К.Герда предпринимаются попытки издания детских журналов на удм. яз. «Муш» («Пчела», 1920, 3 номера), «Пичи дэменчи» («Юный коллективист», 1930-31, 10 номеров), «Кузили» («Муравей», 1927- № 1, 1928 - № 1,2). С 1931 издаётся газ. «Егит большевик» («Молодой большевик»). Для юных читателей в 1930 стала выходить на удм. яз. газ. «Дась лу!» («Будь готов!»).
Возникала и специализированная пресса. По данным театроведа В.В.Ложкина, в 1928 выходил «Актер и зритель», еженедельный журнал Театра им. М. Горького, который базировался в Летнем театре (терр. совр. гор. сада им. М. Горького). На рубеже 1920-30-х издаются ж. для партактива «За учебу» и «Активист». Двухнедельный журнал Удмуртского ОК ВКП(б) «Активист» выходил в 1928–30 в Ижевске. Адресованный партактиву города и деревни, он освещал вопросы парт. стр-ва (тир. в 1930 - 3 тыс. экз.).
К началу 1930-х складывается партийно-советская печать с системой республиканских, районных газет, которые являются органами парткомов и Советов депутатов трудящихся. В 1932 выходили 24 газ., в т.ч. 14 на удм. яз., в 1935 - 42 газ.: 6 респ., 28 район., 8 фабр.-зав., в т.ч. 23 на удм. яз. Общий разовый тир. 90 тыс. экз., на удм. 50 тыс. экз.
Размещено на http :// www . allbest . ru /
Введение
Журналистика как профессия подчиняется законам творчества. На поверхности журналистской деятельности с наибольшей очевидностью и яркостью выступают обычно сам поиск информации, романтика такого поиска. Еще в 1925 году поэтесса Вера Инбер писала «Журналист есть нечто среднее между писателем и авантюристом в самом лучшем смысле этого слова… В то время, как писатель сидит у себя за столом и пишет, а авантюрист рыщет по свету, журналист рыщет и пишет…». Однако трудоемкость творчества журналиста известна: она связана не с простым сбором актуальной информации, а особой ее обработкой. Необходимо глубокое постижение внутреннего смысла событий и фактов. Между простым описанием событий, фактов и их оценкой, точной интерпретацией лежит работа творческой мысли пишущего.
Рутинная (от опыта) или уникальная, идущая от интуиции творческая деятельность в журналистике подразделяется на редакторскую (обеспечение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правка материалов и т.д.) и авторскую (тексты, макетирование газетных страниц, создание сюжетов и т.д.). Авторская деятельность помогает читателю, радиослушателю, зрителю сформировать мнение или позицию по обсуждаемой проблеме (публицистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая миросозерцание (художественный тип), получить научные знания, связанные с мировоззрением (научный тип творчества).
Характер творческого процесса (выбор темы произведения - разработка темы- литературное оформление) определяется методологической культурой журналиста, связанной с умением познавать социальные явления, реализовать знания о журналистике, получать эмпирическую информацию и интерпретировать ее.
Судьба журнала «С овременник » 1836-1866 года
журналистика профессия творческий современник
«Современник»- литературный и общественно-политический журнал, выходивший в Петербурге в 1836--1866; до 1843 -- 4 раза в год, затем -- ежемесячно. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и другие материалы. Основатель "Современника" -- А. С. Пушкин, привлекший к участию в журнале Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского и других. После смерти Пушкина журнал пришёл в упадок, и издававший его с 1838 П. А. Плетнёв в 1847 передал "Современник" Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.
Некрасов привлек в "Современник" И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева; печатались переводы произведений Ч. Диккенса, Ж. Санд и других западноевропейских писателей. В 1847--1848 официальным редактором был А. В. Никитенко, идейным руководителем В. Г. Белинский, статьи которого определяли программу журнала: критика современной действительности, пропаганда революционно-демократических идей, борьба за реалистическое искусство. Тираж "Современника" в 1848 составлял 3100 экземпляров Эмиграция Герцена (1847), особенно смерть Белинского (1848), политическая реакция и цензурные преследования, усилившиеся после 1848, осложнили работу редакции. Но и в этот период (1848--1855) "Современник" отстаивал принципы реалистического направления в литературе, печатал произведения Л. Н, Толстого, Тургенева, Некрасова, научные статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева. Наиболее яркими в истории "Современника" были 1854--1862 года; журнал возглавили Н. Г. Чернышевский (с 1853) и Н. А. Добролюбов (с 1856); в журнале были помещены все их основные произведения. С конца 1858 "Современник" вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал трибуной и идейным центром революционной демократии. В эти годы "Современник" -- преимущественно журнал политический. В 1861 в нём опубликованы материалы, посвященные обсуждению условий отмены крепостного права с точки зрения интересов крепостного крестьянства; журнал пропагандировал революционный путь уничтожения крепостнической системы. К 1859--1861 относится полемика "Современника" с "Колоколом" первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огаревым за границей (в 1857--65 -- в Лондоне, в 1865--67 -- в Женеве) на русском и французском языках. Тираж "К." доходил до 2500 экземпляров. Программа "К. " на первом этапе содержала демократические требования: освобождение крестьян с землёй, отмена цензуры, телесных наказаний. В её основе лежала разработанная Герценом теория русского крестьянского социализма. Вместе с тем в 1858--61 в "К." проявлялись либеральные иллюзии. Кроме статей Герцена и Огарева, "К." помещал разнообразные материалы о положении народа, общественной борьбе в России, сведения о злоупотреблениях и секретных планах властей. В период революционной ситуации 1859--61 количество информации из России значительно возросло и достигало нескольких сотен корреспонденций в месяц. , отразившая различное понимание задач русской демократии в период подъёма крестьянской революции. Революционная направленность его привела к политическому размежеванию в редакции: либерально настроенные Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович покинули её. В 1861 тираж журнала достиг 7126 экземпляров. В 1859 в "Современнике" Добролюбов основал сатирический отдел "Свисток" сатирический отдел журнала "Современник". В 1859--1863 всего вышло 9 номеров. Создателем и основным автором "С." был Н. А. Добролюбов (см. его Собр. соч., т. 7, 1963). В "С." сотрудничали Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, печатались пародии Козьмы Пруткова (См. Козьма Прутков). В соответствии с литературно-политической программой "Современника" "С." обличал мракобесов и крепостников, высмеивал "прогрессистов"-либералов, бичевал "чистое искусство". Среди сатирических жанров "С." преобладали стихотворная пародия и литературный фельетон. . Смерть Добролюбова (1861), приостановка издания "Современника" в июне 1862 на 8 мес , арест Чернышевского (1862) нанесли невосполнимый урон журналу, идейная линия которого стала менее чёткой и последовательной, что сказалось в полемике с "Русским словом". В начале 1863 Некрасову удалось возобновить издание. В новую редакцию, кроме Некрасова, вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. Противоречия внутри редакции привели к снижению идейного содержания "Современника", но в условиях наступившей реакции он оставался лучшим из демократических журналов. В 1863--1866 в нём опубликованы написанный Чернышевским в Петропавловской крепости роман "Что делать?", реалистические произведения Салтыкова-Щедрина, В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского и др. В июне 1866 журнал закрыт. Продолжателем дела "Современника" стали "Отечественные записки" Русский литературный и общественно-политический ежемесячный журнал, издававшийся в 1868--84 в Петербурге Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. 3. Елисеевым (после смерти Некрасова в 1877 в редакцию вошёл Н. К. Михайловский). Авторами были (кроме самих редакторов) А. Н. Островский, Г. И. Успенский, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, С. Я. Надсон и др. Отдел критики вёл (недолго) Д. И. Писарев, затем -- А. М. Скабичевский, Михайловский. В программе "Отечественные записки" нашли отражение искания русской революционной мысли 70 -- начала 80-х гг. 19 в.: меньшая часть сотрудников (Салтыков-Щедрин, Некрасов и др.), видя рост капитализма в России, скептически относилась к надеждам на крестьянскую общину как основу социалистического строя; большинство же считало капитализм неорганичным для России явлением, которому могут противостоять революционная интеллигенция и "устои" общины (большая часть "общинников" впоследствии отошла от идей революционной борьбы). Литературная критика "Отечественных записок" активно защищала творчество писателей-народников. Журнал вёл энергичную борьбу с реакционной журналистикой (особенно с "Русским вестником", выражал сочувствие революционному подполью, являясь по существу его легальным органом. Снискав славу лучшего демократического издания своего времени, "Охотниче записки " подвергались гонениям со стороны царского правительства и были закрыты. Некрасова и Салтыкова-Щедрина.
« Современник » в годы жи зни А.С. Пушкина
А.С. Пушкин (1799-1837)
Он был ярким и заметным журналистом. При жизни он опубликовал около пятидесяти фельетонов, памфлетов в периодике, и столько же осталось в рукописях.
Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится к 1824 г. В мае этого года в «Сыне отечества» (№ 18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина - его «Письмо к издателю «Сына отечества». Этой заметкой Пушкин начал борьбу с реакционной прессой, выступив против журнала Каченовского «Вестник Европы» и его ведущего критика Михаила Дмитриева.Журнал Пушкина «Современник» просуществовал всего только один 1836 год. Все четыре обещанные подписчикам части были выпущены в свет. Пятый том, или первая часть следующего 1837 года, вышла уже после гибели редактора-издателя журнала.
Можно предположить, что большая часть литературного материала этого пятого тома была заготовлена еще самим Пушкиным. Дата цензурного разрешения на этом томе та же, что и на четвертом, вышедшем при жизни поэта: 11 ноября 1836 года.
Книголюбы, собирающие «прижизненную пушкиниану», всегда ставят рядом на полку комплекты «Современника» 1836 и 1837 годов. Пушкина давно привлекала мысль об издании собственного печатного периодического органа, который явился бы независимой трибуной для него и его литературных соратников. Такая трибуна стала необходима ввиду прекращения в 1831 году «Литературной газеты» Дельвига и обострившейся полемики с булгаринской «Северной пчелой». Пушкин считал, что уже один факт появления такого печатного органа лишит Булгарина и Греча той монополии, которой они пользовались как издатели «Северной пчелы», единственной в те годы частной газеты. Кроме того, Пушкин надеялся, что издание своего журнала или газеты может создать ему прочную материальную базу, что для него в то время было чрезвычайно важно. Летом 1831 года Пушкин начал хлопоты о разрешении издавать политическую и литературную газету. В