Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый. Урок светской этики Справедливость презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему Презентация что т

Слайд 1

ПВЕАРЛИСТОСЬВД

Слайд 2

Справедливость -
Что такое справедливость? Какого человека можно назвать справедливым? Что значит, справедливо относиться к людям? Как вы реагируете, когда с вами несправедливо поступают? Легче быть справедливым по отношению к посторонним людям или к тем, кого ты любишь?

Слайд 3

Составьте предложения с предложенными словосочетаниями: справедливый поступок; справедливое решение; справедливое вознаграждение; справедливое наказание.

Слайд 4

Индийская сказка «Хитрый шакал»
-Почему крестьянин освободил тигра? - Как тигр хотел отблагодарить человека? - Правильно ли то, что тигр оказался снова в клетке? - Как ты думаешь, что такое справедливость?

Слайд 5

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.

Слайд 6

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Аристотель:

Слайд 7

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
Демокрит:
Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

Слайд 8

Пословицы
-Говоришь правду-правду и делай. -Была правда, да в лес ушла. -В ком добра нет, в том и правды мало. -Всяк правды ищет, да не всяк её творит. -Без правды - не житьё, а вытьё. -Не ищи правды в других, коли в тебе её нет. -Правда в огне не горит и в воде не тонет. -Правда глаза колет. -Правду что шило в мешке не утаишь. -Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Слайд 9

справедливость
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

Слайд 10

КАК БЫТЬ?
Ситуация 1. «Игра» Сестра: - Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной. Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Дружок» Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения! Оцените поступок мальчика.

Оборудование:

Ожидаемые результаты:

  • соблюдать моральные правила;

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания.

Какую тему проходили на прошлых уроках? /Счастье и смысл жизни./

Каким было домашнее задание? /Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./

Дети демонстрируют свои рисунки.

А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье - это когда…»

Для вас счастье - это когда…

СЛАЙД № 2

… наступают праздники;

… дарят подарки;

… получаешь хорошие оценки;

… дома ждут любящие люди;

… тебя понимают;

… живы родители;

СЛАЙД № 3 А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье - это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД № 4 "Ценные качества человеческой души»

СЛАЙД № 5 «Кроссворд»

1 - чувство высшей радости от исполнения желаний, осу-ществления мечты, получения важного результата;

2 - требование для исполнения неких условий (норма поведения) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание;

3 - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали;

4 - очень желанная, но труднодостижимая цель;

5 - все мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть от-личают от животных;

6 - высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения;

7 - обязанности, которые необходимо выполнить вне зави-симости от своих желаний;

8 - противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни;

9 - учение о нравственности и морали, правильном и до-стойном поведении;

10 - способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой;

11 - мысли, слова, дела, которые люди считают положитель-ными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни;

12 - чувство вины перед другими, например, за неисполнен-ный долг;

13 - уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь;

14 - доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.

Какое слово у нас получилось? /Справедливость./

СЛАЙД № 6 «Справедливость»

СЛАЙД № 7 «Работа в группах»

Проверка.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Откройте учебник на с. 34.

Какова тема наших уроков? /Справедливость и милосердие. /

Сегодня мы говорим о …?/Справедливости./

Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? /В школе. /

А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?

Чтение вслух текста.

Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? /Они возмутились его поведением. /

В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? /Как поступить по справедливости? /

Почему Рустам не согласился с Антошкой? /Он считает, что сказать учителю о нарушении правил - значит наябедничать. /

Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? /Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /

СЛАЙД № 10 «Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?»

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

Работа с текстом «Золотое правило».

Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

Учитель организует комментированное чтение текста.

СЛАЙД № 11. «Золотое правило нравственности»

Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, - сам уважай других». (Верно?)

Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?

Каким единственным словом он обозначил своё учение? /Взаимность /

СЛАЙД № 12.

- «Золотые правила» существуют и в наше время.

А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. /Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал». /

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.

Посмотрите на рисунок на с. 36.

Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

Прочитайте подписи под картинками. /Преступление. Справедливое наказание. /

К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы

СЛАЙД № 13

Отметьте ответы на кальке.

Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

V. Выражение решения проблемы.

Вернёмся к нашему вопросу:

СЛАЙД № 14

VI. Рефлексия. Слайд № 15

Ответили ли мы на главный вопрос урока?

VII. Домашнее задание: найти пословицы, высказывания философов о справедливости.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока »

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Светская этика.

4-й класс МБОУ СШ № 5

Учитель: Сухова Ольга Николаевна

Тема: «Справедливость и милосердие» (первый урок).

Цель: познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

Задачи:

    сформулировать понятие «справедливость», конкретизировать понятие через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся;

    обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека;

    воспитание в детях чувства справедливости;

    способствовать становлению личности;

    развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию делать выводы и обобщения;

    развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Оборудование:

М\медийная установка, экран, толковые словари, альбомные листы, фломастеры, листы для записи.

Ожидаемые результаты:

    умение поступать по справедливости;

    соблюдать моральные правила;

    умение оценивать свои поступки.

Ход урока:

I .Проверка домашнего задания.

Какую тему проходили на прошлых уроках? /Счастье и смысл жизни./

Каким было домашнее задание? /Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./

Дети демонстрируют свои рисунки.

Из рисунков мы создадим журнал «Минутки счастья».

А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье – это когда…»

Для вас счастье – это когда…

СЛАЙД № 2

… исполняются все желания и мечты;

… наступают праздники;

… дарят подарки;

… получаешь хорошие оценки;

… дома ждут любящие люди;

… мама приходит раньше с работы;

… тебя понимают;

… живы родители;

… рядом с тобой близкие, друзья;

… у родственников и друзей всё в порядке

Хочется закончить эту прекрасную тему отрывком из стихотворения Эдуарда Асадова:

СЛАЙД № 3 А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье – это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.

II . Актуализация знаний.

СЛАЙД № 4 "Ценные качества человеческой души»

На каждом уроке мы дополняем кластер «Ценные качества человеческой души». Назовите эти качества.

Сегодня мы будем говорить ещё об одном ценном качестве. А вот о каком, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

СЛАЙД № 5 «Кроссворд»

1 - чувство высшей радости от исполнения желаний, осу­ ществления мечты, получения важного результата;

2 – требование для исполнения неких условий (норма поведения ) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение , а за невыполнение наказание ;

3 - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали;

4 - очень желанная, но труднодостижимая цель;

5 - все мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть от­личают от животных;

6 - высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения;

7 – обязанности, которые необходимо выполнить вне зави­симости от своих желаний;

8 - противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни;

9 - учение о нравственности и морали, правильном и до­стойном поведении;

10 - способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой;

11 - мысли, слова, дела, которые люди считают положитель­ными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни;

12 - чувство вины перед другими, например, за неисполнен­ный долг;

13 - уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь;

14 - доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.

Какое слово у нас получилось? /Справедливость. /

СЛАЙД № 6 «Справедливость»

СЛАЙД № 7 «Работа в группах»

1группа: составляют кластер к слову «справедливость»

2,3 группа: ищет значение слова в «Толковом словаре»

4 группа: запишет ответ на вопрос «Какого человека называют справедливым?»

Проверка.

1 группа. Кластер «Справедливость» - беспристрастие, объективность, правда, честность, достойность, правильность, верность, беспристрастность, законность, достоверность, истинность, заслуженность, правосудие.

2, 3 группа.

« СПРАВЕДЛИВОСТЬ , -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное» Словари В.И. Даля; С.И. Ожегов , Н.Ю.Шведова.

« СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п.». Большой энциклопедический словарь .

СЛАЙД № 8

4 группа СЛАЙД № 9 «Справедливый человек»: добрый, умный, мудрый, терпеливый, честный, смелый, щедрый.

А легко ли быть справедливым человеком?

III . Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

– Откройте учебник на с. 34.

– Какова тема наших уроков? /Справедливость и милосердие. /

– Сегодня мы говорим о …?/Справедливости. /

– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? /В школе. /

– А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?

Чтение вслух текста.

– Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? /Они возмутились его поведением. /

– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? /Как поступить по справедливости? /

– Почему Рустам не согласился с Антошкой? /Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать. /

–Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? /Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /

СЛАЙД № 10 «

IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.

- Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

Работа с текстом «Золотое правило» .

– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

Учитель организует комментированное чтение текста .

Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. САЙД № 11 . Однажды один из его учеников спросил:

– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)

– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?)

Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)

«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется.

СЛАЙД № 11. «Золотое правило нравственности»

Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)

– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?

– Каким единственным словом он обозначил своё учение? /Взаимность /

СЛАЙД № 12.

– «Золотые правила» существуют и в наше время.

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. /Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал». /

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.

– Посмотрите на рисунок на с. 36.

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. /Преступление. Справедливое наказание. /

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

- Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы

СЛАЙД № 13

1)Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»?

2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?

3)Чем уравновешиваются права человека в обществе?

4)Чем вознаграждаются добрые поступки?

5)Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?

Отметьте ответы на кальке.

– Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

– Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

V . Выражение решения проблемы.

Вернёмся к нашему вопросу:

СЛАЙД № 14

Вспомнить о золотом правиле нравственности и применить его в зависимости от ситуации.

VI . Рефлексия. Слайд № 15

С каким ценным качеством человеческой души мы познакомились?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

VII . Домашнее задание: найти пословицы, высказывания философов о справедливости.

Просмотр содержимого презентации
«Справедливость_»

Справедливость

и

милосердие

(первый урок)

Основы светской этики

Составитель: Сухова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 ,

г. Кстово Нижегородской области


Счастье это когда…

исполняются все желания и мечты;

наступают праздники;

дарят подарки;

получаешь хорошие оценки;

дома ждут любящие люди;

мама приходит раньше с работы;

тебя понимают;

живы родители;

рядом с тобой близкие, друзья;

у родственников и друзей всё в порядке


А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Эдуард Асадов


преданность

честность

искренность

верность

открытость

надёжность

доброта

мудрость

дружелюбие

отзывчивость

рассудительность

стыд


С Ч А С Т Ь Е

П Р А В И Л О

Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т Ь

М Е Ч Т А

Д У Х О В Н О С Т Ь

И Д Е А Л

Д О Л Г

З Л О

Э Т И К А

С О В Е С Т Ь

Д О Б Р О

С Т Ы Д

Д О С Т О И Н С Т В О

Ч Е С Т Ь



Работа в группах

1 группа: составить кластер

«Справедливость»

2 группа:

работа со словарём

3 группа:

4 группа: ответить на вопрос «Какого человека называют справедливым?»


Справедливость -

моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний;

  • совершение действия в соответствии

с истиной, законом


щедрый

добрый

Справедливый человек

умный

смелый

мудрый

честный

терпеливый

Как вы думаете, легко быть справедливым человеком?



«Золотое правило

нравственности»

«Относись к людям

так, как хочешь,

чтобы относились

к тебе».

Конфуций.

взаимность


Закон справедливости: «Не делай другим того, чего не хочешь себе».

Закон нравственности: «Относитесь к другим так, как желаете, чтобы они относились к вам».

Христианская заповедь: «Во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, поступайте и вы с ними» (Матф.7:12 ).


«Ценные качества человеческой души»

1) Как объяснятся в тексте значение слова «справедливость»?

2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других?

3) Чем уравновешиваются права человека в обществе?

4) Чем вознаграждаются добрые поступки?

5) Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?



преданность

честность

искренность

открытость

верность

надёжность

доброта

Ценные качества человеческой души

мудрость

дружелюбие

отзывчивость

стыд

рассудительноть

справедливость ?


Было интересно. Тема урока понятна.

Это мне пригодится в жизни.

Было интересно, но кое-что непонятно.

Было неинтересно и непонятно. Это мне не пригодится в жизни.


Источники информации:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 20010. – 63 с.: ил.

http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_equity.html

http://letter.com.ua/aphorism/validity1.php

http://www.aphorismos.ru/validity/

http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

http://www.aforism.su/83.html

http://bigpodarok.ru/imgbd/2008/06/02/b1295.jpg

http://pics.livejournal.com/melody_su/pic/000331zz/s320x240

http://endem.ru/uploads/posts/2009-12/1260478048_h35oy0iex6ozvce.jpeg

http://www.litera.ru/stixiya/authors/barto/okapyvali-vishni-sergej.html

http://www.piplz.ru/photo/Demokritos1.jpg

http://www.labirint.ru/books/187626/

http://www.myparents.ru/ASFOTO/AS001.jpg

http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000251467.jpg

http://www.tonnel.ru/gzl/685881118_tonnel.gif

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jean-Jacques_Rousseau_%28painted_portrait%29.jpg






Моральные правила: соблюдение прав других людей; непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия); борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть; признание правоты других людей; стремление найти решение, которое могло бы устроить всех


Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (до н.э.) римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:


Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Фемида - богиня правосудия Весы древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Почему?




Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель (до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Аристотель:






Я ЛИШНИЙ Окапывали вишни. Сергей сказал: Я лишний. Пять деревьев, пять ребят Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят. Агния Барто. Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний» ?


Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло. Марк Аврелий Марк Аврелий Антонин 4 апреля 174 года – 8 апреля 217 года римский император, философ Будь справедлив, и будешь счастлив. Ж. Руссо Жан-Жак Руссо́ 28 июня июля 1778,) французский писатель, мыслитель, композитор.


Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ Нормою человеческих действий должна служить справедливость. Николай Чернышевский Справедливость такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Людвиг Берне


Источники информации: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, – 63 с.: ил. php %BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C html jpg jpg jpg jpg Jacques_Rousseau_%28painted_portrait%29.jpg