Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

История дымковской игрушки детей презентация. Русские народные промыслы дымковская игрушка средняя группа

Слайд 1

Дымковская игрушка

Слайд 2

Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров). Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены. Художественное своеобразие Дымковской игрушки определяется массивной лаконичной пластикой, подчeркнутой гармоничной декоративной росписью в виде крупного геометрического орнамента (разных цветов круги, клетки и др.).
Чаепитие

Слайд 3

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Слайд 4

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Петух

Слайд 5

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
Козёл

Слайд 6

Почти все игрушки - это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Лошадка

Слайд 7

Баран
Конь
Олень

Слайд 8

Барыня
В далекие времена самыми распространенными типами фигурок были животные и "бабы" - женские символы плодородия. Только в 19-м веке "бабы" нарядились в яркие одежды, взяли в руки блюда с пирогами, младенцев и птиц, устроились в лодках и на скамеечках. Появились многофигурные композиции с названиями типа "Поездка на санях", "Чаепитие", "Гуляющие с детьми", "В ночном».

Слайд 9

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Кормилица

Слайд 10

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Кормилица

МБДОУ № 74 Воспитатель: Лоскутова Д.В.

Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушки лепят из красной глины, перемешанной с речным песком. Форму лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы протирают влажной тряпкой.

После лепки игрушку обсушивают и обжигают.

Следующий этап работы – отбеливание. Игрушку погружали в раствор молотого мела, разведенного на молоке. Игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова к росписи.

Затем наносились традиционные узоры: клеточки, полоски, кружочки, овалы, точки.

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд.

Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

Завелась неведомая птица – Всякий ей дивится. Не поет и не летает, Вся горит и полыхает… Эта птица не простая, Расписная, золотая. Просто диво – безделушка, Зовут ее – народная игрушка!

И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова. Мы игрушки знатные, Складные да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся!

История дымковской игрушки. Дымковская игрушка - г.Вятка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу.



Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.



В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы- модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.



Из чего делают дымковские игрушки? Сырье для производства дымковской игрушки - местное: красная глина, смешанная с просеянным песком. Процесс ее изготовления очень прост. Сначала из глиняного теста лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики (головки и ручки), соединяя их жидкой глиной. Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи, белят мелом, разведенным в молоке и раскрашивают, темперой. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом - это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски - синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая - от четырех до десяти цветов, иногда дополненных ромбиками медной потали. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой.



Каждая мастерица делает игрушку целиком - от формовки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие стилистические рамки, продиктованные, во многом, сувенирным статусом дымковской игрушки, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Каждая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.



Дымковская игрушка в 21 веке. Дымковская игрушка, привлекая детей и взрослых своей веселой пестротой, становилась все более популярной. Доказательством того, что она стала неотъемлемым элементом современной культуры, является тот факт, что о ее существовании знают в России абсолютно все от мала до велика. Ее изготовление в детских кружках и садах стало классическим элементом образовательной программы. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.




Познакомить детей с историей дымковской игрушки; Показать характерные особенности росписи дымковской игрушки; Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Воспитывать любовь к народному искусству России


Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. На праздник «свистунья» мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.


Дымковская игрушка рукодельное изделие. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.



Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.


Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи. Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.



После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки. Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью. Финальная часть процесса - роспись. Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета. Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дымковская игрушка История развития до наших дней

Древнеславянская символика Женская фигурка – мать-земля, птица – водная или воздушная стихия, конь - солнце

Свистульки Происхождение дымковской игрушки идёт от глиняной свистульки

Вятка 18-19 век

Праздник свистопляски

Кавалеры Барышни

Верования, обычаи, традиции Вокруг вылепленных бога солнца Ярилы и богини Роженицы люди изображали то, что хотели иметь с приходом весны: домашних животных, птиц, младенцев.

Дымковская барыня Постепенно богиня дома Роженица в руках дымковских мастеров превратилась в барыню

Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Где делали дымковские игрушки?

Образы и роспись в дымковской игрушке в19 веке остались традиционными

Чаепитие Карусель С развитием промысла появилось много сюжетных композиций: бытовых, сказочных, исторических, с элементами пейзажа, архитектуры

Композиция к сказке «Репка»

Добыча глины

Производственный процесс

Глина, готовая к применению Широкое разнообразие заготовленных масс глины для лепки

В процессе творчества

Лепят дымковскую игрушку из глины, затем сушат, сначала на столе, затем обжигают в печи.

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённым на молоке, и начинают расписывать. Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе.

И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки…Вот теперь наши игрушки засветились и стали ярче.

Где сейчас делают игрушки? Город Киров – Вятка, где находится фабрика по изготовлению дымковской игрушки

За сохранение и развитие промысла В 2011 г. в Кирове открылся музей – «Дымковская игрушка

Кировская «семья» С 2010 года в центре Кирова у театра кукол горожан и гостей города встречают на скамейке барыня с младенцем, мальчик со свистулькой и бравый молодец с гармошкой – всё это и составляет скульптурную композицию «Семья»

Дымковская барыня в Москве У «кировской семьи» есть старшая московская родственница – скульптура дымковской барыни, установленная в 2007 г. на улице 26-ти Бакинских комиссаров.

На олимпиаде в Сочи В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дымковская игрушка" демонстрируется на уроке изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках"....

Презентация "Дымковская игрушка" для урока технологии во 2 классе.

Материалы презентации "Дымковская игрушка" знакомят учащихся 2 класса с историей традиционного промысла, дают представления о внешних особенностях формы и декора дымковской игрушки, технол...

Презентация "Дымковская игрушка"

Этап « Постановка цели и задач уроков». Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами....