Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Расположение модели в пределах кадра. Мифы фотокомпозиции: мифы про расположение объектов в кадре Правила хорошей фотографии человека

Ниже мы покажем вам несколько фотографий, композицию которых, сложно назвать удачной, а затем ниже покажем другую версию, каждого изображения, композиция которой делает сюжет интереснее. К каждому типу изображений прилагаются рекомендации о том, как лучше поступить в данном случае.

Объект в центре

Что бы привлечь внимание к основному объекту съемки не стоит ставить его в центре кадра. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора и сделать фотографию, осмотритесь и сделайте максимально интересный снимок.

Съемка широкоугольным объективом говорит о том, что большая площадь попадет вам в кадр. Таким образом, обратите внимание, что бы на переднем плане не было неинтересных объектов.

Горизонт посередине кадра

Размещать горизонт посередине изображения, как правило, не рекомендуется. Горизонт посередине кадра делит изображение пополам, создавая две равные по размеру области. Равные по размеру области делают фотографию статичной и менее интересной. Лучше размещать горизонт на одной трети кадра, сверху, или снизу изображения.

Заваленный горизонт

Если горизонт отчетливо виден в кадре, то он обязательно должен быть горизонтальным. Получить горизонт точно с помощью видоискателя может быть сложно. Во многих камерах для этого предусмотрена сетка, которая может помочь вам создать ровную линию горизонта.

Использование нескольких простых правил композиции, позволят вам создавать по-настоящему сильные и интересные фотографии. Так в снимке выше мы видим интересный передний план, который дополняет кадр, удачно размещенный главный объект съемки и привлекательную линию горизонта.

Объект съемки в кадре слишком маленький

Если область вокруг объекта не дополняет изображение, то лучше фокусироваться максимально близко к объекту съемки, не захламляя область вокруг.

Лишние объекты

Каким бы впечатляющим и красивым не был бы объект вашей съемки, ели вокруг него много лишних объектов, кадр получится неудачный. Постарайтесь сделать такую фотографию, что бы как можно меньше лишнего попало в область снимка, кроме того, фон на таких изображениях должен быть размытым, и не отвлекающим.

Объект в середине кадра

Так же как и горизонт не должен быть посередине кадра, в центре не должен находиться главный объект съемки. Такая фотография получится скучной, статической и неинтересной. Правило третей и правило золотого сечения неоднократно обсуждалось в Интернете и на нашем сайте, так, что уделите их изучению немного своего времени.

В этом уроке нашей школы мы продолжим изучать композицию. Сегодня мы рассмотрим основные правила расположения предметов в кадре, которые вы, наверняка, знаете. Но повторить всегда стоит! Ведь эти правила основа любой композиции, а для более опытных фотографов они служат отличной отправной точкой, базой или скелетом будущего композиционного решения кадра, с которого мы начинаем более смелые эксперименты.



Правило третей .

В заглавном снимке пиала с персиками располагается ровно по линии трети кадра.
При должной практике вы быстро научитесь мысленно разделять изображение и располагать главные элементы в линиях и точках пересечений. В другом случае можно включить настройки на фотоаппарате или при кадрировании в лайтруме или фотошопе, чтобы линии третей были видны.

Правило золотого сечения.



Схема. Деление кадра по золотому сечению.

Правило третей в свою очередь является упрощением другого правила, которое издавна использовалось многими художниками. Это правило Золотого сечения. Издревле считалось, что объекты, содержащие в себе золотое сечение, воспринимаются человеком, как наиболее гармоничные.

По этому правилу предметы также должны располагаться в определенных точках изображения, так называемых зрительных центрах. Считается, хотя современные исследования не подтверждают эту гипотезу без оговорок, что, рассматривая картины или снимки, мы автоматически смотрим сначала на эти зрительные центры. Поэтому, используя правило золотого сечения, мы помогаем зрителю, делаем изображение более приятным, подготовленным для восприятия.


Таких линий четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получаем данные точки в местах пересечения линий. Располагать предметы можно не только в точках пересечения, но и вдоль линий.

Главное визуальное отличие Золотого сечения от Правила третей в том, что зрительные центры расположены ближе к центру кадра.


Бутылка с молоком и стакан с клубникой расположены вдоль линий золотого сечения.

Правило диаганального золотого сечения.

Получившееся деление можно посмотреть на схеме.

В отличие от классического правила золотого сечения, в этом случае для создания гармоничной и уравновешенной композиции, предметы нужно помещать не в точках пересечения, а в ячейках, которые образовались.
Не смотря на то, что не имея привычки: довольно сложно сразу сориентироваться в данном правиле, оно действительно способствует создания гармонично заполненного кадра с большим количеством предметов.


Предметы в кадре расположены по правилу диагонального золотого сечения.

Центральная композиция.
Уж сколько раз твердили миру и всем начинающим фотографам, что ни в коем случае нельзя располагать предмет в центре снимка. Это действительно хороший совет и палочка-выручалочка для любого начинающего фотографа. Но мы же любим нарушать правила? ;)

Так что давайте делать это осмысленно, с задумкой. Так зачем же располагать предмет в центре?

Использование центральной композиции может быть оправдано, если по вашему замыслу нужно передать статичность, непоколебимость и монументальность объекта.В сочетании с ракурсом «Горизонтально – с уровня стола» предмет будет выглядеть очень важным!

Вазочка с оливками расположена по центру снимка. Ракурс низкий, с уровня предмета.
Возможно также использовать центральную композицию, если вы хотите привлечь внимание к чему-то внутри основного предмета, или вместе с приемом «Рамка в рамке» (еще будем разбирать этот прием отдельно).
И конечно, правила размещения предмета в кадре можно использовать вместе. Когда предмет расположенный по центру может иметь какие-либо значимые части в визуальных центрах по третям или золотому сечению.

В примере с клубничным йогуртом (выше) йогуртовая масса находится в центре изображения, но при этом нарезанные ягоды находятся по линии правой трети, а листочек мяты по линии золотого сечения, клубника на заднем плане находится на линии левой трети. Таки образом акцент с довольно невыразительной йогуртовой массы смещается в сторону клубники, и подчеркивается именно эта его составная часть. Цвет также помогает в этом.

Замечание напоследок.

Ну и перед тем, как дать задание, хочется сказать, что эти правила ни в коем случае не должны восприниматься как аксиомы! Ни в коем случае не надо стоять над кадром с линейкой, отмерять трети и высчитывать точки золотого сечения:) Я воспринимаю их как полезные, проверенные временем шаблоны, которые помогают быстро и легко создать уравновешенную, приятную глазу фотографию.

Домашнее задание:
Выберите объект съемки и отработайте расположение по третям, по золотому сечению и центральное. Обратите внимание на то, как по разному будут восприниматься снимки. Выберите кадр, который Вам больше всего понравится и опубликуйте комментарием первого уровня к этому уроку.
Желающие сделать задание повышенной сложности - жду от вас фотографию по диагональному золотому сечению;)

7 хитростей, как правильно фотографировать в путешествии

Раз в год случается отпуск и мы едем отдыхать в дальние, и не очень дальние, страны. После путешествия всегда хочется привезти красивые фотографии, которые нестыдно друзьям показать и себе на память оставить. К сожалению даже самые дорогие фотоаппараты не могут обеспечить интересные снимки. Зато в умелых руках и дешевые "мыльницы" способны делать если уж не шедевры, то вполне достойные фотографии.

Раскроем 7 секретов профессиональных фотографов, как же , чтобы получить красивые снимки независимо от марки вашего фотоаппарата и опыта фотографирования.

1. Как правильно фотографировать природу, городской пейзаж

Запомните: самые "плоские" и скучные снимки получаются в полдень. Наиболее благодатное время для хороших фото - утро. Поэтому не поленитесь встать пораньше и вы не только получите отличные фото, но и массу положительных эмоций.

Если вы планируете посетить какое-то очень , то лучшим вариантом будет сделать это самостоятельно, а не в толпе туристов, - к сожалению, все типовые экскурсии проводятся в самое неподходящее для фотографирования время, а отсюда масса скучных и слишком типовых фотографий.

Что делать, когда типовая экскурсия неизбежна, а получить хорошие снимки все же хочется? Сложно, но можно:
- отойдите подальше от места, где фотографируют все, найдите более интересный ракурс, передающий атмосферу фотографируемого места;
- чтобы фото "заиграло", делайте разноплановые снимки, - например, на первый план поместите цветок или ветку;
- фото "оживет", если поймать в кадр человека, животное или птицу.

Как правильно фотографировать природу. Фото с людьми в кадре всегда выглядит "живее". Индонезия, о.Ломбок.

2. Фотографируем достопримечательности

Здесь действуют те же правила, что и в предыдущем пункте, плюс
несколько полезных советов:
- При съемке зданий следите, чтобы над зданием оставался воздух, не бойтесь захватить небо.

Как правильно фотографировать достопримечательности. Оставляйте место вокруг здания, чтобы передать окружающую обстановку. Испания, Олот

Интересные детали фотографируйте с близкого растояния, чтобы передать фактуру.
- Передайте с помощью фотографий размер достопримечательности и особенности, поместив человека для масштаба.
- Интересные фото получаются, если подловить людей и их эмоции, вызванные осмотром достопримечательностей.
- Фотографируя людей на фоне достопримечательностей, снимки необходимо делать более веселыми. Фотографии типа "встали в кучку и изобразили радость" чрезвычайно скучны. Примеры фото, .

3. Как правильно фотографировать ночью и вечером

Вам надоело смотреть на ночные фото с выбеленнымии лицами и черным задним фоном, поясняя друзьям: "Это я на фоне Эйфеловой башни, но башня что-то не получилась"? Тогда забудьте про встроенную фотовспышку, используйте штатив и автоспуск. Имейте ввиду: при съемке ночью "ночной" режим не поможет, только ручной! Узнайте подробнее в интернет, что такое выдержка, диафрагма и светочувствительность. Найдите в инструкции, как поменять эти параметры на вашей фотокамере, а затем смелее экспериментируйте: установите значения выдержки и диафрагмы, включите автоспуск, зафиксируйте фотоаппарат на устойчивой поверхности, нажмите кнопку, уберите руку и... не дышите.

Как правильно фотографировать достопримечательности вечером. Таиланд, Остров Черепах.

Если штатива под рукой нет, используйте любые ровные поверхности. Пример:
- Желая получить красивые вечерние улицы с подсветкой, начинайте фотографировать не когда совсем стемнеет, а в сумерки.
- Фотографируя ночной город, диафрагму прикройте, чтобы кадр получился четким.
- Не устанавливайте фотоаппарат под фонарем.
- Фотографируя фонарь, отойдите от него на несколько метров. Если прикрыть диафрагму, то свет от фонаря будет в виде лучей, при открытой диафрагме получится размытое пятно.
- Чтобы на фото было меньше шумов, старайтесь не превышать значение светочувствительности в 400 ISO, а при возможности выставлять 200 или 100.
- Не устанавливайте выдержку более 1 минуты, чтобы избежать лишних шумов.

Как правильно фотографировать достопримечательности ночью. Сингапур: люди на фото подчеркивают высоту небоскребов. Длинная выдержка позволила сфотографировать людей, здания и даже облако за небоскребом.

7 хитростей, как правильно фотографировать людей, детей, животных, еду

Делаем красивые фотографии обычным фотоаппаратом

Продолжение.
Начало :

4. Фотографируем красиво еду

В путешествии не забывайте сфотографировать интересные экзотические блюда. Самые "вкусные" снимки получаюся при дневном освещении. Фотографируя в помещении камерой со встроенной вспышкой, вы рискуете получить абсолютно "неаппетитные" фото. Еду лучше всего фотографировать в режиме "макросъемки".


Как правильно фотографировать еду. Пироженое со свежей клюквой и малиной было куплено в уличной кулинарии. Фото сделано "на коленке", поэтому крупным планом, без фона. Испания, Баньолес.

Обратите внимание, что окружает : если сервировка красивая - возьмите ее в кадр, если же на тарелку попали капли соуса, или сервировка стола неудачная, фотографируйте крупным планом только еду, даже без тарелки.

Делайте несколько снимков с разных ракурсов. Самый удачный ракурс, как правило, сбоку. Самый неудачный - сверху.

5. Как правильно фотографировать людей

Фотографируя человека на фоне достопримечательностей, не старайтесь охватить много, - пусть главным все-таки останется человек, а не достопримечательность.
Ловите момент, когда люди искренне смеются, дурачатся, удивлены или чем-то заняты.


Гонконг.

Избегайте скучных фото "я и башня". Фотографии из путешествий должны передать ваш восторг от поездки, а не скуку. Когда скучно, лучше забыть про фотоаппарат. К чему неприятные моменты? Бывает, что очень хочется изобразить радость, но не получается, в этом случае попросите людей подпрыгнуть, - всегда выглядят весело и запоминаются надолго.

Если фотографии вы потом будете показывать друзьям, придумайте сюжет. Представьте, что вы репортер и вам надо сделать фоторепортаж для модного журнала. Смогут ли ваши фотографии рассказать историю без слов? Не просто "Я был в храме, я - на яхте, а это - чувак непонятный", а что-то вроде "Мы поднялись в храм по лестнице из 500 ступеней, у ворот лежала спящая рыжая кошка, солнце красиво бликовало на золотистой крыше храма, девочки в блестящих платьях танцевали, а это наш гид показывает, что при входе в храм мы должны снять обувь..." Постарайтесь передать эмоции от увиденного: радость, очарование, усталость, восторг, удивление и т.п. Улавливаете разницу? Посмотрите, как делают фоторепортажи в журналах и составьте свою увлекательную историю.
Фотографируйте не только друг друга, но и окружающих людей, местные особенности:


Как правильно фотографировать людей. Гонконг: утренняя зарядка


Фотографируем людей правильно:
- Чтобы полный человек в кадре выглядел стройнее, найдите точку, где на лицо падает тень, а вторая половина лица освещена. Попробуйте сделать снимок немного сверху, со стороны тени, чтобы человек смотрел в объектив, немного приподняв голову, - получатся выразительные глаза и "уйдет" второй подбородок.
Рекомендуем также несколько советов, чтобы выглядеть стройнее.
- Женщин с крупными бедрами лучше всего фотографировать сверху, худышек - снизу.
- Худой человек с большим носом станет менее "носатым", если фотоаппарат находится несколько ниже уровня лица.
- Чтобы ноги казались длиннее, фотографируясь, слегка наклоните корпус.

6. Как правильно фотографировать детей

Выбирайте яркое окружение для ребенка, - среди ярких теплых красок ребенок всегда смотрится лучше.

Фотографировать детей нужно только в естественной обстановке. Не просите детей позировать. Желаете получить запоминающиеся фотографии? Дайте ребенку вволю прыгать, а сами ловите момент.


Как правильно фотографировать детей. Мать ждет удачный момент, фотографируя дочку. Испания, Барселона.

Если же поймать момент не удается, тогда предложите ребенку, например, понюхать цветок, погладить лошадку, разогнать голубей, подняться по ступеням замка и представить себя рыцарем... - пусть ребенок выразит свои чувства.
Кстати, в путешествии всегда хорошо получаются детские джампики.

Чтобы лучше передать внутренний мир маленького человека, делайте снимки на уровне глаз ребенка. Иногда получаются интересные фотографии, сделанные снизу: ребенок выглядит больше и взрослее, чем на самом деле. Такой прием хорош при съемке детей на фоне города или старинных зданий.

7. Как правильно фотографировать животных и птиц

Птиц и животных лучше всего снимать снизу, - так они получатся более впечатляющими и забавными. Например, как эта .
В фотографировании животных важно поймать интересный момент:


Как правильно фотографировать животных. Гулять с собаками в шоппинг-центрах нельзя, поэтому иногда их прячут в колясках. Таиланд, Бангкок.

Птица или животное получится выразительнее, если размыть задний фон. Чтобы снять животное или птицу в движении, используйте прием слежения: сфокусируйте объект и плавно перемещайте объектив, отслеживая движение. В нужный момент жмите на кнопку. Результатом будет фотография с четким объектом и размытым фоном, подчеркивающим движение. Эту хитрость можно также использовать при фотографировании бегущих людей, движущихся машин, взлетающего самолета и других объектов в движении.

Возможно, с помощью наших советов Ваши фотографии не превратятся в шедевры фотографического искусства, но уж точно станут более "живыми" и интересными.
Желаем уникальных и красивых фотографий!

Все фото к этой статье сделаны обычными туристами с помощью обычных "мыльниц".

Глава 7. Фотографирование людей. Правила портретной съёмки

Фотографирование людей. Правила портретной съёмки

Очень часто нам приходиться фотографировать различных людей, будь то друзья, знакомые, родные или совсем незнакомые люди. Многие фотографы становятся профессиональными фотографами людей, а что уж говорить о роли хорошей, качественной фотографии человека в семейном альбоме… Что бы фотографировать людей так, как надо, необходимо знать некоторые правила и хитрости портретной съёмки, которыми мы овладеем в этой главе.

Изучая эту главу, вы сразу заметите некое сходство с предыдущей главой, где мы изучали . На самом деле предыдущая глава была как бы базисной, подготавливающей к следующему шагу в становлении профессионального фотографирования людей. К тому же в этой части мы в основном затронем портретную съёмку, а далее, в последующих главах, мы будем разбирать групповые фотографии или свадьбы.

Для начала вы должны овладеть как студийной, так и съёмкой на улице, так как оба этих вида фотографирования несут в себе свои плюсы. Фотографирование людей в студии требует немного больше места, чем та же студия, предназначенная для макросъёмки небольших объектов. Совет: Ткань для фона теперь нужно выбирать намного больше по длине и по ширине (выбирайте всегда кусок ткани немного длиннее, чем вы запланировали), так же убедитесь, что выбранная ткань легко стирается, так как люди будут постоянно ходить по ней и тем самым пачкать.

Скажите доброе утро подруге и порадуйте её красивым стихом. Только самые красивые стихи о любви.

Поддержка фотоаппарата.

Что касается поддержки именно фотоаппарата (штатив), то при фотографировании людей она не столь важна и даже бывает вредна. Что бы хорошо сфотографировать человека или группу людей желательно походить вокруг, посмотреть, как объект будет смотреться под различными углами и на различном расстоянии. Исключениями являются, когда вам точно известно как нужно снимать человека (фото на документы или фото нескольких лиц для компании).

Освещение при портретной съёмке.

При работе с портретной съёмкой не поленитесь поэкспериментировать с несколькими источниками света. Этот приём даст вам намного больше простора для творчества. Несколькими источниками света могут являться и совмещение осветительного прибора, света из окна и отражателя.

На самом деле очень много способов как привлекательно осветить человека для портретной съёмки. Мы разберём несколько.

Основной источник света.

Если вы используете единственный источник освещения для фотографирования людей, то вам будет полезно знать, что один источник чаще всего устанавливают напротив объекта, с той стороны, где находиться фотоаппарат, немного выше уровня глаз объекта. Если поместить источник за человеком, то получиться эффект силуэта, который будет обрамлять человека. Дальше разберём основные приёмы, которые достигаются при помощи одного источника света:

Заполняющий свет

Заполняющее освещение обычно является дополнительным к основному источнику света, например естественному уличному или домашнему. Заполняющий свет выставляют так, что бы он осветил или убрал те тени, которые остались от основного. От интенсивности обоих освещений зависит и контрастность, с которой получиться портрет. Если оба источника одинаковы по мощности, то контрастность получиться слабой, а вот если заполняющий свет будет более слабым, то контрастность объекта будет довольно высока. Заполняющий источник освещения чаще всего ставят рядом с камерой.

Освещение волос.

Особое правило в фотографировании людей. Об освещении волос не стоит забывать, так как отдельное освещение, направленное под каким либо углом на волосы объекта может дополнительно подчеркнуть человека и сделать снимок более привлекательным. Такое освещение, если вы им пользуетесь, должно тщательно контролироваться, что бы волосам не было уделено слишком много света и внимания, которое отвлечёт от основного объекта.

Теперь рассмотрим различные техники освещения. Их очень много, но мы разберём основные, которыми пользуются очень часто.

Короткое освещение . Его так же называют узким освещением. В этом случае основной источник света освещает лицо полуотвернувшееся от фотоаппарата. Так получается, что на переднем плане выходит участок лица с тенью, другую часть лица освещает источник. Такой способ призван, что бы подчеркнуть интересные контуры лица. Также таким способом фотографируют людей с крупными или пухлыми лицами, что бы сделать их более узкими.

Широкое освещение . Это освещение противоположно предыдущему. Здесь основной источник света освещает часть лица, повёрнутую к камере. Так же в отличие от предыдущего способа освещения, широкое освещение делает узкие лица более широкими визуально.

Освещение, под интересным названием Бабочка . Итак, что представляет собой этот способ освещения. Основной источник света ставится напротив лица объекта выше уровня его глаз. Таким образом, свет освещает лицо сверху и бросает тени вниз от всего, что нижу уровня носа. При таком освещении, стоит упомянуть, что не желательно фотографировать людей с открытыми ушами, так как они будут сильно подчёркнуты. В основном, в такой технике снимают женщин.

Рембрандтовское освещение . Этот способ, наоборот, больше подходит для мужчин. Основной источник света устанавливается высоко, выше лица или головы, и освещает ту сторону лица, которая отвёрнута от фотоаппарата. Таким образом, та часть, которая повёрнута к камере будет частично в тени, к тому же от того, что источник находиться вверху — от выпуклых участков будет вниз бросаться тень, под глазом будет затемнена небольшая треугольная область, что даст очень интересный эффект.

Боковое освещение. При боковом освещении, источник освещает только один бок лица. Этот способ часто применяют, когда фотографируют портрет в профиль, получается так, что лицо обведено контуром света, в живописи его так и называют - контурный свет. Можно использовать и тогда, когда человек повёрнут к камере в анфас.

Подсветка фона . В этом случае, свет направлен не на человека, а на фон позади него. Получается, что он как бы подчёркнут от того, что фон позади него очень ярко, или не очень, освещён.

Создание вашего первого портрета.

Итак, начнём долгожданную съёмку портрета. Сейчас мы поэтапно рассмотрим правила, как формировать позы людей и правильно ставить освещение. Предполагается, что вы уже расставили осветительные приборы и фон и теперь всё готово к съёмке портрета.

Попробуйте расслабить человека, которого снимаете, с расслабленным человеком куда проще работать, практически как с мягким пластилином. Многим идёт сниматься с E Zigarette (сигаретой) в пальцах или губах. Если вы не снимаете его в полный рост, то не стоит заставлять его стоять, лучше будет, если он присядет на удобную табуретку. Фотографы часто используют именно табуретки, потому что они имеют такое свойство заставлять людей не сутулиться и не имеют спинки, которая войдёт в кадр.

Если вы снимаете сразу нескольких людей, то попробуйте сформировать динамичный кадр. Например, линию голов немного измените, центральную, к примеру, сделайте чуть выше, чем остальные. Здесь, как говориться, дело вкуса и воображения. Во всяком случае, люди, стоящие на одной линии, ровно, как по линейке, создадут вам необычайно скучное портретное фото.

Попробуйте различные уровни фотоаппарата. Например, снимайте с уровня талии, но направьте объектив людям в лицо, пускай все они смотрят на вас. С одним человеком работать легче, так как нужно подстраиваться только под его антропометрические строения лица и тела. Моно поднять камеру выше уровня его глаз, в этом случае удлиниться нос и уменьшиться подбородок, лоб наоборот будет казаться шире. Если вы хотите сделать всё наоборот, то опустите камеру ниже уровня его глаз.

Что бы перечислить все способы постановки людей и расстановки осветительных приборов, при портретной или любой другой съёмке, понадобиться огромная куча глав, и даже этого будет недостаточно, потому что люди не бездушные предметы или статичные статуи, а живые люди, все разные, все особенные. Лучше всего, если у вас есть затруднения с постановкой людей, изучать фотографии известных фотографов или просматривать журналы, в которых много фотографий с позирующими людьми и пытаться это применять к вашим объектам съёмки.

Маленькие, но очень важные советы и правила по портретной съёмке.

В случае, когда в кадр входят руки, лучше фотографировать края рук, чем ладони или тыльные стороны ладоней. Очень внимательно отнеситесь к ступням ног, лучше будет, если они вообще не будут входить в кадр, так как ступни не совсем изящны для красивого снимка.

Если человек, которого вы снимаете, лысый и не совсем этому рад - приподнимите его голову и чуть опустите камеру.

Если у человека не совсем привлекательный нос, угловатый или слишком большой - снимайте такого человека с лицом прямо направленным на камеру.

Выдающиеся уши лучше снимать при коротком освещении, что бы ухо оказалось в тени.

Шрамы, морщины, плохой цвет лица можно сгладить мягким, рассеянным светом или фотографированием с уровня талии.

Если объект носит очки, то убедитесь в том, что при выставленном свете отблеск от стёкол очков будет отражаться под углом, а не прямо в камеру.

Размещение осветительных приборов при фотографировании людей.

Итак, теперь организуем освещение. Стоит выбирать освещение, что были указаны ранее в этой главе, но при этом не забывайте, что спутник вашей удачи - это эксперимент. Не бойтесь экспериментировать. Далее мы кратко разберём техники размещения осветительных приборов.

Короткое освещение . При этом освещении основной источник света освещает ту сторону лица, которая повёрнута от камеры. К примеру, если объект смотрит в сторону вашего правого плеча, то основной источник находиться справа от вас, заполняющий - слева. Заполняющий источник должен находиться в два раза дальше, чем основной, тем самым он будет в 4 раза менее интенсивным, если учитывается, что оба они одинаковой мощности. Смотрите, что бы тени на объекте не были слишком затемнены.

Широкое освещение . Широкое освещение противоположно короткому освещению. Основной источник света освещает сторону лица, повёрнутую к камере. В этом случае расставляем осветительные приборы наоборот, чем в предыдущем способе.

Бабочка . Здесь всё легко. Основной источник света размещается там, же где и фотоаппарат, только поднимается выше уровня глаз, что бы создать тень под носом. Не стоит поднимать очень высоко, что бы тень опускалась до самого рта. Заполняющим светом можно уменьшить интенсивность теней.

Рембрандтовское освещение . В этом случае нужно расположить лампу, как в коротком освещении, что бы она освещала сторону, повёрнутую от камеры, только выше уровня глаз. Заполняющее убрать или снизить его мощность.

Боковое освещение . При таком освещении лампа ставится так, что бы освещать один профиль, либо одну часть лица. Также можно выставить основной свет немного позади человека, что бы смягчить или минимизировать количество света.

Небольшой совет: При съёмке портретов, либо группы людей, есть опасность, что кто-то из людей моргнёт и кадр не получиться. Скажите людям или человеку, которого снимаете, что бы он следил за вспышкой и сказал вам, какая она была - белая или красная.

Итак, перед нами видоискатель фотокамеры и прямоугольная плоскость кадра, в которой мы можем расположить портретируемого человека.

Где его расположить? По центру?

А может быть существуют какие-то особые участки в кадре, на которых стоит расположить модель?

Может быть, существуют так называемые «узлы внимания», на которые непроизвольно притягивают взгляд?

Давайте разбираться.

Все начинающие фотографы склонны размещать главный объект внимания (человека) по самому центру снимка. И в большинстве случаев это скорее плохо, нежели хорошо.

А где тогда поместить человека на снимке, если не по центру?

Существует занятное математическое правило «золотого сечения» и его упрощённая версия – правило третей.

«Золотое сечение» – это деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

Ещё его называют «идеальной пропорцией», «божественной пропорцией» и т.д.

Его открыли в далёкой древности и сейчас используют везде, где только можно использовать – вплоть до прогнозирования цен на валютных рынках.

В фотографии тоже используется его упрощённая версия под названием «правило третей».

Суть его такова, что мы разделяем площадь кадра линиями, параллельными его краям на три равные части и создаём тем самым сетку трети.

Это правило укоренилось в рамках современного обучения фотографии, и бытует мнение, что оно пришло к нам от «бородатых» художников минувших лет.

Давайте проверим.

«Мона Лиза» – Леонардо да Винчи «Портрет папаши Танги» – Винсент ванн Гог

«Неизвестная» – Иван Крамской

И что мы видим?

Как будто по счастливой случайности все сюжетно важные элементы картины проходят мимо линий сетки трети и её узлов.

А может быть эти самые «бородатые» художники и знать ничего не знали о правиле третей, которое так яро стараются навязать всем начинающим фотолюбителям?

Я не буду ничего говорить против использования этого правила в портретной фотографии, так как в некоторых случаях оно действительно может упростить вам работу и сделать изображение более «сильным» с точки зрения композиции. Я лишь порекомендую пользоваться им более осмысленно.

Во многих случаях гораздо более удачным будет лишь небольшое смещение модели от самой простой точки для восприятия – от центра кадра.

Такое смещение уже заставляет зрителя «цепляться» взглядом за главный объект на вашем снимке и дольше удерживать внимание на фотографии. По сетке трети вы можете расположить горизонт, однако что касается самой модели – всегда смотрите по ситуации, по наличию дополнительных объектов, по той позе, которую вы выбрали и т.д.

Особенно следите за равновесием!

Если вы размещаете модель в портрете по правилу третей, то старайтесь избегать подобного недоразумения:

Уравновешивайте снимок либо дополнительными объектами, либо взглядом в сторону пустого пространства.

Разберём несколько примеров:

Положение портретируемого на этом снимке находится близко к правилу третей, наклон головы и взгляд создают правильное равновесие.

На этом снимке правилом третей и не пахнет, но он ничуть не теряет своей выразительности и динамики.

А здесь правило третей частично задействовано, потому что снимок уравновешен положением модели, подъёмом плеча и направлением взгляда.

Этот снимок было уместно построить именно по правилу третей, попробуйте проанализировать сами – почему?

Что касается портретов лёжа, нижнюю вертикальную линию лежащего человека вы можете лишь слегка сместить вниз, и фотография будет выглядеть сильнее.

А когда следует размещать человека по центру снимка?

Самый простой пример – симметричная фотография. Только если вы задумаете сделать такое фото, то подберите человека с максимально симметричными чертами лица, это позволит вам добиться желаемого эффекта.

Другой случай, когда вы можете поместить человека по центру кадра – это использование трюков манипуляции

вниманием зрителя при помощи линий.

Что это такое?

Это элементарно сходящиеся линии, которые выходят из передних углов кадра и уходят в глубину снимка (дорога, мост, рельсы, дома). По центру этих линий может находиться человек.

Расположить модель по центру можно и в тех случаях, когда мы имеем дело с нейтральным фоном и взгляд человека направлен в камеру.

Нейтральным фоном также может послужить трава, небо, поверхность воды.

Что за хитрость?

Она относится к связке «масштаб портрета – крупность плана».

Вот её смысл: в зависимости от размера человека по отношению ко всему остальному кадру, можно создать ощущение большого пространства, что в свою очередь будет усиливать идею пустоты и одиночества. И наоборот – можно создать ощущение ограниченного пространства, тесноты и суеты.

Возьмите себе на заметку данную закономерность – она здорово вам пригодится, когда вы захотите сделать портрет с определённым смыслом или сюжетом.

Вот пара наглядных примеров:

Обратите внимание на человека, стоящего на заднем плане. Какое чувство он у вас вызывает? Также заметьте, что этот снимок сделан с нарушением правила «не размещать людей по углам кадра». Оно здесь нарушено умышленно, почему? Человек не располагается в самом углу, перед его лицом оставлено достаточно много пространства (по отношению к нему самому). Кроме того, этот человек своим положением создаёт равновесие по принципу «качели». Суть принципа в том, что мы можем расположить большой объект на переднем плане (близко к зрителю), а маленький объект далеко от зрителя и в противоположном углу кадра. Это создаст равновесие, как если бы ребёнок сел на дальний край качелей, а взрослый расположился близко к центру.

Этот снимок достаточно динамичный и передаёт действие, игру, напряжение. Объекты занимают практически всё пространство кадра, и это помогает передать нужную атмосферу суеты. Если бы по краям кадра осталось много места, эффект от фотографии был бы ослаблен.

Еще больше о том как правильно расположить моделей в кадре, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/

Next Post: Ошибки в формировании масштаба

Previous Post: Поза модели в портретной фотографии