Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Тор (зенитный ракетный комплекс). Автономная войсковая зенитная ракетная система "тор" Тор армия

Вступление

Появление нового поколения высокоточного оружия - одна из основных тенденций современного этапа развития вооружений. В числе таких средств поражения - ракеты, управляемые авиационные бомбы, дистанционно пилотируемые летательные аппараты, а так же современные скоростные высоко манёвренные самолёты действующие на малых высотах. Адекватным ответом стали высокоточные зенитные средства, способные уничтожать такие цели. При разработке зенитной ракетной системы особое внимание уделяется автоматизации процессов боевой работы, применению новых средств разведки воздушных целей, поражению целей в минимальные сроки.

Зенитный комплекс ТОР

По техническому заданию зенитная ракетная система ТОР, как средство противовоздушной обороны малой дальности, предназначалось для борьбы с различными типами высокоскоростных маневрирующих воздушных целей действующих на предельно малых и средних высотах.
Боевая машина ТОР оснащена комплексом радиоэлектронного оборудования в составе двух радиолокационных станций кругового обзора с системой опознавания государственной принадлежности и сопровождения целей. А так же оптико - электронной системой обнаружения и сопровождения целей на дальности до двадцати километров. Быстродействующая бортовая вычислительная система предназначена для автоматической оценки степени угрозы, выбора приоритетных целей для обстрела. Высокая степень автоматизации обеспечивает автономную работу боевой машины в автоматическом режиме. Все средства и системы размещены на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости, разработанном минским тракторным заводом. Оно унифицировано с шасси зенитного пушечно - ракетного комплекса ТУНГУСКА. ТОР весит в боевом положении не более тридцати двух тонн.
Твёрдотопливная зенитная ракета вертикального пуска имеет аэродинамическую схему утка. Она размещается в ракетном отсеке боевой машины по четыре ракеты с каждой стороны башни и стартует из него. Вертикальный старт ракеты осуществляется пороховой катапультой с последующим разворотом в направлении цели газодинамической системой, совмещённой с аэродинамическими рулями. Это обеспечивает высокий коэффициент полезного действия двигателя, который запускается на высоте около двадцати метров от земли.


Цели поражаются осколочно - фугасной боевой частью с активным радиовзрывателем. Он обеспечивает подрыв боевой части с учётом скорости и высоты полёта цели это позволяет создать правильную конфигурацию и направление полёта осколочного поля. Это обеспечивает максимальную вероятность накрытия цели и её поражения.
ТОР образца восемьдесят четвёртого года позволял поражать цели летящие со скоростью триста метров в секунду в диапазоне высот 10 - 6000 метров на дальностях то полутора до двенадцати километров. Период реакции от момента обнаружения цели до старта ракеты не превышало двенадцать секунд. Время перевода зенитного комплекса в боевое положение три минуты. Заряжание комплекса ТОР при помощи транспортно заряжающей машины составляет восемнадцать минут.

По фотографиях видно что форма антенны меняется в зависимости от модификации

Зенитный комплекс ТОР-1М

В девяносто первом году появился модернизированный зенитный комплекс ТОР-М1. В состав комплекса входит УНИФИЦИРОВАННЫЙ БАТАРЕЙНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ РАНЖИР. Ракеты стали располагаться в специальных сменных модулях на четыре ракеты, что ускорило перезарядку комплекса.

На верхних фотографиях УНИФИЦИРОВАННЫЙ БАТАРЕЙНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ РАНЖИР выполненный на базе лёгкого бронированного тягача. На нижней фотографии ракетный модуль на четыре ракеты.

Новая боевая часть обеспечивала более надёжное поражение цели. Новый ТОР был оснащён двухпроцессорной вычислительной системой повышенной производительности. А так же усовершенственой помехозащищённой радио радиолокационной системой на новой элементной базе и средствами автоматизации боевой работы. Минимальная дальность стрельбы уменьшилась с полутора до одного километра. Время реакции уменьшилась с двенадцати до восьми секунд.

Зенитный комплекс ТОР-2

С учётом различных условий эксплуатации на основе базового варианта боевой машины ТОП-М1 с гусеничным шасси была разработана её колёсная модификация в самоходном, буксируемом и стационарном варианте. Теперь основу зенитной системы составляет автономный боевой модуль 9А331МК-1.

Он способен выполнять те же задачи, что и предыдущие комплексы семейства «Тор». И предназначен для защиты важных объектов от удара с воздуха в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Кроме того, вероятно, сохранена возможность сопровождения и противовоздушной обороны войск на марше. Последний вариант зенитного комплекса ТОР-М2КМ состоит из следующих компонентов: автономного боевого модуля 9А331МК-1, зенитного ракетного модуля 9М334, транспортно-заряжающей машины 9Т224К, мастерских технического обслуживания, комплектов запасных частей и такелажного оборудования.
Станция обнаружения целей зенитного ракетного комплекса Тор-М2КМ способна одновременно обрабатывать до сорока восьми целей, десять из которых можно взять на сопровождение с автоматическим определением приоритета. Аппаратура комплекса может наводить ракеты на четыре цели одновременно. Радиолокационная станция комплекса Тор-М2КМ способна находить цели на дальностях до тридцати двух километров. Поражение целей производится на дальностях от одного до пятнадцати километров на высотах в пределах от десяти до десяти тысяч метров. Максимальная скорость атакуемой цели – семьсот метров в секунду. Боевой модуль имеет боекомплект из восьми управляемых ракет 9М331МК-1. На пуск первой ракеты после обнаружения цели (время реакции) уходит не более восьми секунд.


Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.

После завершения обучения личного состава в учебном центре в Ейске и прохождения боевых стыковочных стрельб полк переместится в пункт постоянной дислокации.

Поставки комплекса начались в прошлом году. Тогда завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей», передал в Сухопутные войска РФ два дивизионных комплекта. Соответственно, в этом году серийное производство новых «Торов» расширилось.

Самоходный ЗРК «Тор», несмотря на то, что был уже неоднократно модернизирован, - сравнительно молодой комплекс. Эта разработка московского Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭИ) была внедрена в производство на ижевском заводе «Купол» в начале 80-х годов. А на вооружение первый «Тор», без индекса, был принят в 1986 году.

В 1991 году в войска начал поступать «Тор-М1». Затем появилось еще несколько модификаций, в которых варьировалось шасси - и гусеничное, и колесное. Были также созданы буксируемый и стационарный комплекс. А также морской для установки на кораблях.

«Тор-М2» был принят на вооружение в этом десятилетии, и сейчас им начинают интенсивно комплектовать вооруженные силы для противовоздушной обороны в ближней зоне мотострелковых и танковых дивизий. Примерно в это же время появилась и еще одна модификация - «Тор-М2У», два дивизиона которых уже тоже поступили в войска.

«Тор-М2» предназначен для эффективной борьбы с ракетами класса «воздух-земля», управляемыми и корректируемыми авиабомбами, противорадиолокационными ракетами и другим высокоточным оружием нового поколения, самолетами тактической и армейской авиации, крылатыми ракетами, вертолетами, беспилотными летательными аппаратами.

Ракеты комплекса способны поражать цели в условиях радиоэлектронного противодействия, а также отражать массированные атаки.

Существенным отличием новой модификации комплекса от предыдущих является повышение возможностей обнаружения и сопровождения целей станции обнаружения, которая оснащена новой антенной на базе щелевой фазированной антенной решетки. В совокупности с обновленным программным обеспечением это позволяет обнаруживать цели, при создании которых максимально использовались стелс-технологии. Одновременно новая станция обладает повышенной, в сравнении с «Тор-М1», помехозащищенностью. Также работу ЗРК обслуживает новая электронно-оптическая аппаратура обнаружения целей.

Станция определения не только находит и опознает цели, подлежащие уничтожению, но и оценивает воздушную обстановку, в автоматическом режиме определяет наиболее опасные из них, производит автосопровождение и фиксирует момент вхождения целей в зону обстрела. После пуска ракет производится их автоматическое наведение на цели радиокомандным способом.

Старт одноступенчатой твердотопливной ракеты осуществляется катапультным способом за счет порохового ускорителя. Маневрирование ведется при помощи газодинамических рулей. Осколочно-фугасная боевая часть может срабатывать как контактным способом, так и за счет срабатывания индукционного датчика, определяющего подлет к объекту значительной массы.

При этом ракета развивает скорость до 800 м/с и способна маневрировать с ускорением до 30g. Максимальная скорость сбиваемых целей - 750 м/с, а перегрузка - 12g.

Зона поражения цели по дальности - от 100 м до 15000 м, по высоте - от 10 м до 10000 м.

Количество обнаруживаемых целей - до 48, одновременно сопровождаемых - 10, одновременно обстреливаемых - 4. При этом боевые машины дивизиона могут обмениваться информацией об обнаруженных целях и перераспределять их между собой.

И командир полка Константин Демидов, принявший на вооружение полковой комплект ЗРК, и разработчики, и высшие чины Министерства обороны утверждают, что «Тор-М2» не имеет аналогов в мире по своим боевым возможностям. Если сравнивать с лучшим американским ЗРК ближней зоны, то тут, действительно, наблюдается многократное превышение.

ЗРК M1097 Avenger был создан компанией Boeing Aerospace Company в 1989 году. Разработчики сильно не напряглись, установив на армейский внедорожник HMMWV два транспортно-пусковых контейнера на 4 ракеты «Стингер» в каждом. Также в комплект входит пулемет калибра 12,7 мм. Дальность стрельбы - 5,5 км, максимальная высота цели - 3,8 км.

Безусловно уступает российскому комплексу и франко-немецкий ЗРК «Роланд» как на колесном, так и на гусеничном шасси, эксплуатирующийся с 1977 года. Принцип наведения и сопровождения ракеты на цель такой же, как и у «Тора». Однако характеристики комплекса слабее. Ракета имеет максимальную скорость, не превышающую 1,2 М. Дальность стрельбы - 6,3 км, максимальная высота цели - 5,5 км.

Немцы около 15 лет назад приняли на вооружение новый комплекс - LeFlaSys/ASRAD, который считается совершеннее «Роланда». Но в нем присутствует некоторая несбалансированность. У комплекса прекрасные средства обнаружения и сопровождения целей по РЛС и инфракрасным каналам, основанные на мощном аппаратном и программном оснащении. Их дальность превышает 20 километров, число сопровождаемых целей - до 20. Но при этом используются ракеты от ПЗРК - «Мистраль» и «Стингер», имеющие слишком низкий потолок, чтобы бороться с высотными целями. К тому же комплекс, установленный на гусеничное шасси, вооружен лишь четырьмя ракетами.

А вот при сравнении «Тора» с израильским ЗРК Spyder-SR не все столь очевидно. Прежде всего, следует сказать, что средства обнаружения у Spyder более эффективны. Цели засекаются на расстоянии до 35 км. И при этом число сопровождаемых целей может достигать 60-и. Однако не вполне понятно, для чего нужна такая гигантомания, поскольку боевая машина вооружена лишь четырьмя ракетами. Шестиосное колесное шасси слабовато, больше ракет оно не потянет.

Любопытно решен вопрос используемых зенитных ракет. Они класса «воздух-воздух», используемые в истребительной авиации. К ним приделали пороховые ускорители и поместили в транспортно-пусковые контейнеры.

Spyder использует два типа ракет. Одна имеет радиолокационную головку самонаведения, вторая - инфракрасную. Этим обеспечивается всепогодность использования комплекса. «Слабая» ракета - инфракрасная, она имеет дальность, равную 20 км, высоту - 9 км. «Сильная» - радиолокационная с дальностью до 35 км и высотой стрельбы до 16 км. Сильной стороной «слабой» ракеты является то, что она имеет инфракрасную ГСН матричного типа с разрешающей способностью 320×240 пикселей. Обмануть ее довольно затруднительно.

Что же касается динамических характеристик израильских ракет, то известно, что они имеют максимальную скорость в 4 М. Но эта скорость исчисляется при запуске с летящего со сверхзвуковой скоростью самолета, то есть две скорости складываются. Что соотносится со скоростью ракеты «Тора» - она превышает 2,5 М. Но вот по маневренности наша ракета более эффективна, она имеет перегрузку в 30g. Израильская выдерживает лишь 12g.

Из чего можно сделать вывод, что если российский «Тор» и не имеет в мире аналогов, то далеко не по всем характеристикам.

В феврале 1975 года Совет Министров издал постановление, в котором говорилось о разработке первого самоходного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в СССР, под названием 9К330«Тор». За годы, прошедшие после создания первых моделей ЗРК «Тор», данное семейство пополнилось различными модернизированными образцами автономных ракетных комплексов. Все они предназначены для защиты стратегически важных объектов и для сопровождения и защиты передвигающихся войск. Кроме сухопутных комплексов, был разработан ЗРК «Кинжал», предназначение которого заключалось в защите военных кораблей.

История создания 9К330 «Тор»

После принятия постановления Совмина, оборонная промышленность СССР срочно приступила к работам по созданию ЗРК. За разработку мобильного зенитно-ракетного комплекса «Тор» отвечал НИЭМИ Минрадиопрома. Ответственными за различные части комплекса были назначены следующие советские конструкторы и предприятия:

  • Главным конструктором, отвечающим за разработку комплекса, был назначен В.П. Ефремов;
  • За разработку боевой машины отвечал И.М. Дризе (Ижевский электромеханический завод);
  • Разработку ракеты поручили МКБ «Факел».

Кроме этого, в процессе разработки ЗРК «Тор» участвовало множество советских оборонных и радиоэлектронных предприятий.

Так как новые глобальные войны планировались совершенно другого плана, чем предыдущие, нужен был новый зенитно-ракетный комплекс, который бы отвечал характеру предполагаемых военных конфликтов. Новое советское ПВО должно было не только выполнять традиционные задачи по борьбе с вражескими самолётами и вертолётами. Список целей, с которыми должен был бороться ЗРК «Тор» выглядел следующим образом:

  • Самолёты и вертолёты;
  • Крылатые ракеты;
  • Различные управляемые бомбы и прочее вооружение, которое могло быть у предполагаемого противника.

Для того, чтобы характеристики нового ЗРК отвечали всем предъявленным требованиям, нужно было разработать совершенно новую радиоэлектронную систему, способную отслеживать широкую линейку вражеских объектов. Так как мобильный комплекс «Тор» должен был сопровождать боевые части армии (главным образом танковые и БМП взводы), его было решено устанавливать на гусеничное шасси. Данная мера была необходима ещё и из-за большого веса ЗРК. В связи с использованием гусеничного шасси, от идеи сделать комплекс плавающим пришлось отказаться.

Первый ЗРК 9К330 «Тор» появился только в 1983 году. В этом же году боевая машина была отправлена на испытательный полигон. В результате испытаний, которые длились около года, тактико-технические характеристики «Тора» оказались не совершенными, и боевая машина была отправлена на доработку. На доработки ушло около 3-х лет, и только в 1986 году зенитно-ракетный комплекс 9К330 «Тор» был принят на вооружение.

Хотя серийным выпуском «Торов» занимались на Ижевском электромеханическом заводе, узлы для новой техники поставлялись несколькими предприятиями:

  • Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу;
  • Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет;
  • Множество более мелких узлов изготавливались различными оборонными и радиоэлектронными предприятиями.

Все комплексы «Тор» были направлены в зенитные полки. В каждом полку имелись 4 батареи, каждая из которых имела по 4 машины 9К330 «Тор». В первые годы после принятия ЗРК на вооружение, «Торы» использовались вместе с пунктами управления ПУ-12М. Все комплексы «Тор» должны были защищать стратегические объекты и войска на марше, хотя ЗРК «Тор» могли управляться и с командного пункта полка.

ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Тор»

Базой для размещения всех агрегатов ЗРК 9К330 «Тор» является боевая машина 9А330, которая производилась на шасси ГМ-355, производства Минского тракторного завода. На шасси размещалось специальное оборудование, а также поворотное пусковое устройство, на котором кроме пусковой установки для управляемых ракет размещались специальные антенны и локаторы. Масса боевой машины 9А330 составляла 32 тонны, так как вес оборудования был значительным.

Благодаря мощнейшему 840-сильному дизелю, боевая машина могла поддерживать высокий темп движения и не отставать от танков и БМП. Запас хода «Тора» достигал 500 км, а максимальная скорость по трассе – 65 километров.

Также боевая машина несла на себе:

  • Станцию обнаружения целей;
  • Станцию наведения;
  • Пусковую установку, снабжённую 8-ю ячейками для ракет;
  • ЭВМ, главной задачей которой являлась обработка информации;
  • Система навигации;
  • Система жизнеобеспечения;
  • Электрогенератор и другие полезные мелочи.

Станция обнаружения целей работала в режиме кругового обзора, которая поочерёдно просматривала различные секторы. Программа бортовой ЭВМ устанавливала, какие секторы просматривать и в какой очерёдности.

Передняя часть башни «Тора» имела фазированную антенную решётку, которая должна была сопровождать обнаруженную цель и наводить ракеты на неё. Датчик команд для ракет, который имелся в данной системе, позволял произвести запуск 1-ой или 2-х ракет с последующим наведением их на цель.

Хотя станция наведения могла определять координаты предполагаемой цели с погрешностью до 1 метра и автоматически сопровождать цель, которая была на расстоянии до 23 км, она могла эффективно работать только по одной цели. В случае необходимости, по одной и той же цели можно было выпустить сразу две ракеты, главное чтобы интервал между запуском ракет составлял не менее 4-х секунд.

Реакция мобильного комплекса на цель составляла 8,7 секунды, если система находилась в неподвижном состоянии, и 10,7 — при сопровождении войск. Переход мобильного комплекса из походного положения в боевое состояние происходил за 3 минуты. Чтобы загрузить комплекс новыми ракетами взамен израсходованных, нужно было затратить около 18 минут, причём загрузка управляемых ракет происходила с помощью специальной заряжающей машины — 9Т231.

Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»

Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.

Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:

  • После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
  • Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.

Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.

Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:

  • От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
  • От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
  • Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.

Само поражение происходило за счёт многочисленных осколков, которые находились в боевой части ракеты.

Появление модернизированной системы «Тор» — ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

В связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране в начале 90-х годов, поставки в армию «Тор-М1» были весьма незначительными. В эти годы появилась модификация «Тора», предназначенная на экспорт. Первые экспортные варианты ЗРК были проданы Китаю, в 1999 году – Греции.

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

В 2012 году вместо 9К331 «Тор-М1» начали закупать новые системы – зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У».

Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ

«Тор-М2У» стал дальнейшим витком развития ЗРК систем «Тор». Данные боевые машины выпускаются на двух типах шасси:

  • 9А331МУ на гусеничном шасси;
  • 9А331МК на колёсном шасси.

В системе обнаружения целей теперь используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет. Хотя ракеты, которые применяются на новом комплексе «Тор-М2» остались такими же, как и на «Тор-М1», за счет использования новейшей электроники, удалось повысить дальность поражения целей.

В настоящее время идёт активная замена зенитных систем «Тор» старого поколения новыми «Тор-М2». Кроме того, эти системы активно покупаются зарубежными государствами. Так как зенитно-ракетные комплексы «Тор» нового поколения являются новейшими разработками в своём классе, их производство будет вестись на протяжении нескольких последующих десятилетий.

Зе-нит-ный ра-кет-ный ком-плекс «Тор-М2Э» пред-на-зна-чен для по-ра-же-ния са-мо-лё-тов, вер-то-лё-тов, аэ-ро-ди-на-ми-че-ских бес-пи-лот-ных ле-та-тель-ных ап-па-ра-тов, управ-ляе-мых ра-кет и дру-гих эле-мен-тов вы-со-ко-точ-но-го ору-жия, ле-тя-щих на сред-них, ма-лых и пре-дель-но ма-лых вы-со-тах в слож-ных ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех и ог-не-во-го про-ти-во-дей-ст-вия. Сис-те-ма «Тор-М2Э» обес-пе-чи-ва-ет ПВО днём и но-чью, в пло-хих ме-тео-ро-ло-ги-че-ских ус-ло-ви-ях, ра-бо-тая ав-то-ном-но или как часть груп-пи-ров-ки ПВО. Сис-те-ма мо-биль-на в ус-ло-ви-ях пе-ре-се-чён-ной ме-ст-но-сти, име-ет ми-ни-маль-ное вре-мя ре-ак-ции, обес-пе-чи-ва-ет вы-со-кую эф-фек-тив-ность и ог-не-вую про-из-во-ди-тель-ность. Об-ла-да-ет вы-со-кой сте-пе-нью по-ме-хо-за-щи-щён-но-сти в ус-ло-ви-ях при-ме-не-ния ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех, осо-бен-но, в ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех са-мо-при-кры-тия. Спо-соб-на ко-ор-ди-ни-ро-ва-но дей-ст-во-вать в слу-чае ис-поль-зо-ва-ния двух бое-вых ма-шин без ко-манд-но-го пунк-та.

В состав ЗРК "Тор-М2Э" входят:

· Боевые средства:

o боевая машина (БМ) 9А331МК (на колесном шасси или БМ

o 9А331МУ (на гусеничном шасси);

в кабине

o зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 с четырьмя зенитными

o управляемыми ракетами 9М331 .

· Технические средства:

o транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;

o транспортная машина 9Т245;

o машина технического обслуживания (батарейная МТО) 9В887М2К;

o машина технического обслуживания (полковая МТО) 9В887-1М2К;

машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М2К;

o комплект такелажного оборудования 9Ф116;

o тренажер операторов боевых машин;

o мастерская технического обслуживания МТО-АГ3М1.

Дополнительно с комплексом может поставляться подвижный

унифицированный батарейный командный пункт (БКП) 9С737МК.

БКП 9С737МК осуществляет управление групповыми действиями

батареи БМ, связь с высшими и средними эшелонами ПВО.

Бое-вая ма-ши-на обес-пе-чи-ва-ет кру-го-вой об-зор про-стран-ст-ва в за-дан-ном сек-то-ре по уг-лу мес-та, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей, ана-лиз воз-душ-ной об-ста-нов-ки, ав-то-ма-ти-че-ский вы-бор наи-бо-лее опас-ных для об-стре-ла це-лей; пе-ре-да-чу це-ле-ука-за-ния по вы-бран-ным це-лям на стан-цию на-ве-де-ния, до-поиск це-лей, за-хват, ав-то-со-про-во-ж-де-ние це-лей, оп-ре-де-ле-ние мо-мен-та вхо-ж-де-ния в зо-ну по-ра-же-ния, пуск ра-кет, их ав-то-ма-ти-че-ское на-ве-де-ние на це-ли по ра-дио-ко-ман-дам. По-иск, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей мо-жет вес-тись при дви-же-нии бое-вой ма-ши-ны или на мес-те, пе-ре-ход к со-про-во-ж-де-нию це-лей и пуск ра-кет осу-ще-ст-в-ля-ет-ся с ко-рот-кой ос-та-нов-ки.

Зе-нит-ная управ-ляе-мая раке-та 9М331 од-но-сту-пен-ча-тая, твердо-то-п-лив-ная, по-строе-на по аэ-ро-ди-на-ми-че-ской схе-ме «ут-ка» и ос-на-ще-на устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим га-зо-ди-на-ми-че-ское склоне-ние.

В ра-ке-те при-ме-не-ны склад-ные кры-лья, ко-то-рые рас-кры-ва-ют-ся и фик-си-ру-ют-ся в полет-ные поло-же-ния после стар-та ЗУР. В транс-порт-ном поло-же-нии левые и пра-вые кон-со-ли скла-ды-ва-ют-ся на-встре-чу друг дру-гу. Ра-ке-та обо-ру-до-ва-на ак-тив-ным ра-дио-взры-ва-те-лем, ав-то-пи-ло-том с при-во-да-ми рулей, ра-дио-бло-ком, бое-вой ча-стью ос-ко-лоч-но-фу-гас-но-го ти-па с пре-до-хра-ни-тель-но-ис-пол-ни-тель-ным ме-ха-низмом, сис-те-мой элек-тро-пи-та-ния, систе-мой газо-пи-та-ния ру-ле-вых при-во-дов на мар-ше и га-зо-ди-на-ми-че-ских ру-лей на стар-то-вом уча-ст-ке. На внеш-ней по-верх-но-сти корпу-са раке-ты раз-ме-ще-ны антен-ны ради-ов-зры-ва-те-ля и ради-об-ло-ка, а так-же ус-та-нов-ле-но по-ро-хо-вое ката-пуль-ти-рую-щее уст-рой-ст-во.

При стар-те ра-ке-та выб-ра-сы-ва-ет-ся ка-тапуль-той вер-ти-каль-но со ско-ро-стью око-ло 25 м/с. Скло-не-ние ЗУР на за-дан-ный угол, ве-ли-чи-на и на-прав-ле-ние кото-ро-го вводят-ся перед стар-том в ав-то-пи-лот со стан-ции на-ве-де-ния, осу-ще-ст-в-ля-ет-ся до запус-ка дви-га-те-ля раке-ты в ре-зуль-та-те исте-че-ния продук-тов сго-ра-ния спе-ци-аль-но-го га-зо-ге-не-ра-то-ра че-рез че-ты-ре двух-со-п-ло-вых блока га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля, ус-танов-лен-но-го у осно-ва-ния аэро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля. Га-зо-хо-ды, веду-щие к про-ти-во-по-лож-но на-прав-лен-ным соп-лам, пе-ре-кры-ва-ют-ся в зави-си-мо-сти от уг-ла по-во-ро-та руля. Объ-е-ди-не-ние аэ-ро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля и га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля в еди-ный блок по-зво-ли-ло исклю-чить при-ме-не-ние специ-аль-но-го приво-да для сис-те-мы скло-не-ния. Газо-ди-на-ми-че-ское уст-рой-ст-во нак-ло-ня-ет раке-ту в нуж-ном на-прав-ле-нии, а за-тем пе-ред вклю-че-ни-ем твер-до-то-п-лив-но-го дви-гате-ля, при-ос-та-нав-ли-ва-ет ее пово-рот.


За-пуск дви-га-те-ля ЗУР осу-ще-ст-в-лял-ся на высо-те 16-21 м от зем-ли (ли-бо по ис-те-че-нии задан-ной одно-се-кунд-ной за-держ-ки от стар-та, ли-бо по дос-ти-же-нии угла от-кло-не-ния оси ра-ке-ты от вер-ти-ка-ли 50°). Та-ким об-ра-зом весь им-пульс РДТТ рас-хо-ду-ет-ся на при-да-ние раке-те ско-ро-сти в на-прав-ле-нии цели. По-сле за-пус-ка начи-на-ет-ся на-бор ско-ро-сти раке-ты, ко-то-рая на даль-но-сти 1,5 км со-став-ля-ла 700-800 м/с. Про-цесс ко-манд-но-го наве-де-ния начи-на-ет-ся с даль-но-сти 250 м. В свя-зи с ши-ро-ким раз-бро-сом линей-ных раз-ме-ров (от 3-4 до 20-30 м) и па-ра-мет-ров движе-ния целей (от 10 до 6000 м по вы-со-те и от 0 до 700 м/с по ско-ро-сти) для оп-ти-маль-но-го на-кры-тия вы-со-ко-ле-тя-щих це-лей ос-кол-ка-ми БЧ со стан-ции на-ве-де-ния на борт ЗУР вы-да-ют-ся значе-ния задерж-ки сра-ба-ты-ва-ния ра-ди-ов-зры-ва-те-ля, зави-ся-щие от ско-ро-сти сбли-же-ния раке-ты с це-лью. На ма-лых вы-со-тах обес-пе-чи-ва-лись се-лек-ция под-сти-лаю-щей поверх-но-сти и сра-ба-ты-ва-ние ра-ди-ов-зры-ва-те-ля только от це-ли. Для обес-пе-че-ния безо-пас-но-сти, в слу-чае на-ру-ше-ния нормаль-но-го поле-та, ра-ке-та лик-ви-ди-ру-ет-ся ав-тома-ти-че-ски, а так-же, в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти, мо-жет быть ли-к-ви-ди-ро-ва-на опе-рато-ром бое-вой ма-ши-ны.


Во-семь го-то-вых к пус-ку ра-кет рас-по-ла-га-ют-ся в антен-но-пус-ко-вом устрой-ст-ве в двух че-ты-рех-ме-ст-ных транспорт-но-пус-ко-вых контей-не-рах 9Я281. Кон-тей-нер вмес-те с зе-нит-ны-ми раке-та-ми обра-зу-ет ракет-ный модуль 9М334. Ка-ж-дая раке-та ком-плек-ту-ет-ся ка-та-пуль-ти-рую-щим устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим ее вер-ти-каль-ный старт. Ка-ж-дый модуль 9М334 ком-плек-ту-ет-ся двумя спе-ци-аль-ны-ми балка-ми, с по-мо-щью кото-рых моду-ли могут быть со-б-ра-ны в мно-го-ярус-ные паке-ты. В та-ких па-ке-тах осу-ще-ст-в-ля-ет-ся хра-нение и транс-пор-ти-ров-ка ра-кет на всех эта-пах экс-плуа-та-ции. Модуль 9М334 в те-че-ние уста-нов-лен-но-го сро-ка служ-бы экс-плуа-ти-ру-ет-ся без про-ве-де-ния регла-мент-ных работ и про-ве-рок бор-то-во-го обору-до-ва-ния ра-кет. Ос-нов-ные пара-мет-ры моду-ля: мас-са мо-ду-ля (ТПК плюс че-ты-ре раке-ты) с дву-мя бал-ка-ми - 1053 кг, мас-са без ба-лок - 973 кг, мас-са ТПК с дву-мя бал-ка-ми - 333 кг, мас-са од-ной бал-ки - 40 кг, га-ба-ри-ты моду-ля с дву-мя бал-ка-ми - 539x1507x3005 мм, без ба-лок - 444х1223х3005 мм.
Транс-порт-но-за-ря-жаю-щая ма-шина 9Т244 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пе-ре-во-зит один бое-ком-плект ракет (два мо-ду-ля 9М334). Она ос-на-ще-на гидро-кра-ном с ма-ни-пу-ля-то-ром и обес-пе-чи-ва-ет пе-ре-за-ря-жа-ние (извле-че-ние исполь-зо-ван-но-го кон-тей-не-ра и ус-та-нов-ку ново-го с ра-ке-та-ми) в те-че-ние не бо-лее 18 ми-нут. Бое-вой рас-чет - 3 че-ло-ве-ка. Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км. Вре-мя пе-ре-во-да ТЗМ из по-ход-но-го поло-же-ния в бое-вое - до 10 ми-нут.


При за-ря-жа-нии боевой ма-ши-ны модуль сна-ча-ла пере-во-дит-ся из го-ри-зон-таль-но-го по-ложе-ния в вер-ти-каль-ное, затем опус-ка-ет-ся в шах-ту бое-вой ма-ши-ны.
Транс-порт-ная маши-на 9Т245 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пред-на-зна-че-на для пе-ре-воз-ки и дли-тель-но-го хране-ния четы-рех моду-лей 9М334 с ра-ке-та-ми и за-ря-жа-ния с нее бое-вой ма-ши-ны с по-мо-щью ТЗМ 9Т244. Мас-са за-гру-жен-но-го ав-то-мо-би-ля - не бо-лее 14000 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км.
Ма-ши-ны тех-ни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния. МТО 9В887М2К пред-на-зна-че-на для про-ве-де-ния техни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния и ре-мон-та сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП че-ты-рех машин, для кон-тро-ля функ-цио-ни-ро-ва-ния старто-вой авто-ма-ти-ки боевой ма-ши-ны. МТО 9В887-1М2К пред-на-зна-че-на для ре-мон-та шес-т-на-дца-ти боевых ма-шин сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП и ана-ли-за про-цес-са бое-вой ра-бо-ты с по-мо-щью аппа-ра-ту-ры расшиф-ров-ки запи-си аппа-ра-ту-ры до-ку-мен-ти-ро-ва-ния.
Ма-ши-на груп-по-во-го комплек-та ЗИП 9Ф399-1М2К пред-на-зна-че-на для транс-пор-ти-ро-ва-ния, хране-ния груп-по-во-го комплек-та ЗИП для ре-мон-та бое-вых ма-шин 9А332 в со-ста-ве зенит-ной ракет-ной бата-реи.
Ком-плект та-ке-лаж-но-го обору-до-ва-ния предна-зна-чен для:

  • про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот и па-ке-ти-ро-ва-ния ра-кет-ных мо-ду-лей;
  • про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот с па-ке-том до че-ты-рех моду-лей и па-ке-ти-ро-ва-ния от двух до че-ты-рех моду-лей;
  • транс-пор-ти-ро-ва-ния па-кета мо-ду-лей в пре-де-лах баз и по-груз-ки их в са-мо-лет;
  • хра-не-ния и транс-пор-ти-ро-ва-ния обо-ру-до-ва-ния, вхо-дя-ще-го в ком-плект.

Экс-плуа-та-ция комплек-са раз-ре-ша-ет-ся на вы-со-тах до 3000 м над уров-нем мо-ря, в лю-бое вре-мя го-да и су-ток, в раз-лич-ных мете-о-ро-ло-ги-че-ских ус-лови-ях в ин-тер-ва-ле темпе-ра-тур окру-жаю-ще-го возду-ха от -50°С до +50°С, в ус-ло-ви-ях солнеч-ной радиа-ции и от-но-си-тель-ной влажно-сти не бо-лее 98% при тем-пе-ра-ту-ре 35°С и ско-ро-сти вет-ра не бо-лее 30 м/с.

Количество одновременно обрабатываемых целей, шт

Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности, шт

Количество одновременно поражаемых целей, шт

Огневая производительность, целей/мин

Скорость поражаемых целей, м/с

Дальность поражения, км

Дальность поражения средств ВТО, км

Высота поражения, м

Высота поражения средств ВТО, м

Зона поражения по курсовому параметру, км

Время реакции, сек

Боекомплект на БМ, ракет

Боевой расчёт на БМ, чел

Климатические условия эксплуатации:

температура, °С

влажность при температуре +35°С, %

высота над уровнем моря, м

скорость ветра, м/с

“ Тор-М2КМ

“ Тор-М2КМ “ (модульный)

«Тор», по классификации NATO и Минобороны США – SA-15 Gauntlet, по индексу ГРАУ — 9К330 – это тактический ЗРК, являющийся всепогодным. Главная задача состоит в участии противоракетной и противовоздушной обороны на уровне дивизионного звена.

Функционал его заключается в защите военных, административных и экономических объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от поражения крылатыми и противорадиолокационными ракетами, планирующими авиационными бомбами, дистанционно управляемыми летательными пилотируемыми аппаратами, вертолетами и самолетами, включая «стелсы». Способен функционировать в автоматическом и ручном режимах. Самостоятельно осуществляет мониторинг воздушного пространства и обезвреживание воздушных целей, не идентифицированных системой «свой-чужой».

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Работы над созданием комплекса стартовали в 1972 году в научно-исследовательском электромеханическом институте при возникновении научно-исследовательской работы «Тор». Через три года было получено тактико-техническое задание, а еще через год состоялась защита эскизно-технического проекта. На вооружение «Тор» был принят весной 1986 года.

4. Конструкция

В большинстве случаев комплекс действует в режиме отдельной работы каждой батареи, но при этом существует и режим централизованного управления командира зенитного ракетного комплекса либо начальником противовоздушной обороны. Возможность обезвреживания вертолета – 50-88%, самолета – 30-77%, беспилотного летательного аппарата – 85-95%. Дает защиту от объектов, движущихся на расстоянии от 500 до 12000 м, со скоростью до 700 м/с и на высотах от 10 до 6000 км. В боевое положение из походного переходит за время до 180 секунд. Реагирование комплекса происходит за 8-12 секунд.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Классификация: ЗРК
  • Боевая масса, кг: 32000
  • Экипаж, чел.: 3 (9А331); 4 (9А330).

5.2 Размеры

  • База, см: 505,5
  • Клиренс, см: 45.

5.3 Вооружение

  • Дальность стрельбы, м: 1000-12000
  • Другое вооружение: восемь зенитных управляемых ракет 9М330.

5.4 Подвижность

  • Мощность двигателя, л. с.: 840
  • Скорость по шоссе, км/ч: 65
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: не свыше 0,8
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод, см: 100.

6. Состав

  • Боевая машина 9А330. Основа ЗПРК – это боевая машина. Она оборудована станциями наведения и обнаружения целей, пусковой установкой, электронно-вычислительной машиной, системой навигации и топопривязки, стартовой автоматики, системой жизнеобеспечения и газотурбинным агрегатом. Все эти составляющие монтируются на гусеничное шасси «Объект 355». Ракеты 9М330 запускаются вертикально в целях безопасности от попадания осколков бомб и снарядов и неблагоприятной погоды.
  • Станция обнаружения целей. Когерентно-импульсная РЛС панорамного обзора ищет воздушные цели, а затем определяет их координаты. Присутствует система «свой-чужой». Функционирует в сантиметровом диапазоне с частным управлением по углу места лучом. Его обзор может производиться тремя лучами одновременно, их очередь определяется по ЭВМ.
  • Вся необходимая информация о цели появляется на индикаторе командира БМ. Если есть значительные помехи, то проблемный участок обзора может бланкироваться, и затем с применением ручных съема координат и наложения маркера в компьютер вводятся координаты. Набольшие ошибки в процессе идентификации координат не могут быть больше половины разрешающей способности станции обнаружения целей. Возможность обнаружения, к примеру, самолета F-15, пролетающего на расстоянии 25-27 км и высоте от 30 до 6000 метров равняется 80%. В целях оперативного нахождения целей действует защита от противорадиолокационных ракет.
  • Станция наведения. Когерентно-импульсная РЛС применяется в обнаружении и последующем автосопровождении цели по трем координатам посредством моноимпульсного метода, и наведения до двух ракет на цель после запуска. Функционирует в сантиметровом диапазоне. Ее конструкция – это фазированная малоэлементная антенная решетка. С помощью передатчика антенной решетки команды наведения приходят на борт и в то же время определяются координаты цели и нацеленных на нее ракет.
  • ЗУР 9М330. Зенитные управляемые ракеты 9М330 находятся в пусковом контейнере. Пусковое и антенное устройства представляют собой единую конструкцию, вращение ее происходит по вертикали. Данная модификация изготовлена по схеме «утка». Когда происходит старт, ракеты вылетают с помощью катапульты, после чего раскрываются складные крылья. С той целью, чтобы ракета была направлена на заданный угол, в машине имеется газогенератор. На дальности 250 метров срабатывает режим командного наведения. Пропорционально скорости сближения для оптимального уничтожения на ракеты передается информация о задержке взрывателя. На малой высоте возможно срабатывание взрывателя при прикосновении с целью и селекция поверхности. Ракеты оборудованы твердотопливным двигателем.

7. Модификации

  • ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
  • 9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
  • На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
  • «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
  • «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
  • «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
  • «Тор-М1-2У» — модернизация Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
  • ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
  • «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  • «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  • «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
  • «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.