Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Курсовая работа: Педагогическая деятельность менеджера. Сущность педагогического менеджмента, его системный характер Понятие и сущность управленческой деятельности в педагогике

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования.

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:

целенаправленное воздействие субъекта на объект управление;

как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое плановое состояние;

как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.

Управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте. Это свое назначение управление реализует посредством решения специфических управленческих задач, таких, как:

формирование образа того, что должно быть;

распределение обязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержание формальной структуры);

создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе;

контроль хода работ и др.

Общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.

Частными предметами науки внутришкольного управления являются:

учебно-воспитательный процесс (зависимость управления от особенностей технологии, т.к. разные технологии требуют разной организации, разных способов планирования, контроля и т.д.);

подбор кадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

процесс развития школы (при каких условиях инновационные процессы в школе будут эффективными и как создавать эти условия);

зависимость результатов управления от внешних условий (социокультурной среды).

Однако с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления.

Теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуации успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента.

Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, другими словами - это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами, можно дать следующее определение: педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Под образовательным процессом понимается совокупность трех составляющих: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов. В свете данного определения педагогического менеджмента следует отметить, что любой преподаватель по сути является менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом).

Педагогический менеджмент (теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом) имеет специфику и присущие только ему закономерности.

Эта специфика выражается прежде всего в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда менеджера учебно-познавательного процесса и связанного с ним труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта) менеджмента - учащихся.

Основные понятия педагогического менеджмента. Образовательный процесс - это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Менеджер учебно-познавательного процесса - преподаватель, выступающий в качестве субъекта управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Менеджер учебно-воспитательного процесса - руководитель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников.

Педагогический менеджмент - как деятельностная система - включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы: цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат), субъект деятельности (директор, его заместители, преподаватели, учащиеся, студенты и т.п.), объект деятельности (он же второй субъект) - исполнитель распоряжений руководителя (учащийся, преподаватель, заместитель директора и т.д.), содержание деятельности (учебная, управленческая и иная информация), способы деятельности (методы и стиль взаимодействия учителя с учащимися, руководителя с учителями и учащимися и т.д.).

Цель деятельности - планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель - модель результата).

Цель занятий (урока) - реально достижимый, но не легкий итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий.

Цель посещения занятий - тот вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно наблюдаем на каждом учебном занятии у любого учителя, и поддается вербальной и количественной оценке.

Основные задачи педагогического менеджмента определяются тем, что:

во-первых, отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

во-вторых, предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

в-третьих, определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

в-четвертых, устанавливают требования к составу и квалифи-кации исполнителей, определенных для конкретной деятельности;

в-пятых, определяют количество необходимой информации и ее основные источники с позиций условия оптимальности;

в-шестых, определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

Принципы педагогического менеджмента - основные правила поведения субъекта менеджмента при его взаимодействии с управляемыми субъектами (объектами) (см. тема 4.).

Функции педагогического менеджмента (от лат. Functio - совершение, исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Чаще всего называют систему функций, составляющих управленческий цикл: планирование, организацию, руководство и контроль (см. тема 3).

Методы педагогического менеджмента выступают как способы достижения поставленных целей педагогического менеджмента, способы реализации основных его функций.

Первая группа - экономические методы, или методы экономического стимулирования , которые должны реализовываться путем претворения в жизнь важного принципа - от каждого по способностям, каждому по труду, что в реальной жизни пока не наблюдается. По мере совершенствования нашего общества будут совершенствоваться и методы экономического стимулирования педагогических работников в плане все большего их соответствия количеству и качеству труда, так называемый педагогический стаж не является абсолютным показателем возможной эффективности педагогического труда. Исследования в данном направлении позволяют ввести оплату за категории, звания, качество и т.д.

Ко второй группе относятся организационно-распорядительские, или административные методы, которые реализуются путем регламентирования деятельности исполнителей, ее нормирования и инструктирования исполнителей в форме указания, распоряжения, приказа, требования и т.п. С помощью этих методов осуществляется подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции.

Третья группа - психолого-педагогические методы, которые реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного распоряжения, поощрения, благодарности и т.д. С помощью этих методов осуществляется планирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат в коллективе, повышается творческая активность и инициативность всех работников учебного заведения, воспитывается групповое самосознание и чувство коллективной ответственности, изучаются и формируются положительные, социально-значимые мотивы трудовой деятельности. Эти методы опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, учитывают индивидуальные психологические особенности членов коллектива.

К четвертой группе относятся методы общественного воздействия. Эти методы реализуются путем широкого вовлечения работников в управление, развитие в нем демократических начал путем широкого коллективного обсуждения основных проблем образовательного процесса и способов их преодоления, путем охвата членов коллектива методической учебой, путем развития в коллективе здоровой творческой конкуренции. Использование данных методов в значительной степени служит делу формирования добросовестного отношения к труду, формированию чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитания экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию общественной активности преподавателей и учащихся. Эти методы в значительной мере способствуют поддержке приоритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого педагога и каждого учащегося.

В целом успешное достижение целей и задач педагогического менеджмента руководителями учреждений предопределяется рядом важнейших факторов. Их можно разделить на четыре группы:

личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности);

морально-психологический климат в системе субъект-субъектных взаимоотношений (стиль взаимодействия и степень заинтересованности в общении);

временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса;

пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов (материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия), в которых протекает деятельность в первую очередь.

Вопросы для самопроверки:

  • 1. Что изучает наука управления школой? Что является ее общим предметом? Какие частные предметы она изучает?
  • 2. Дайте определение понятию "управление школой". Почему оно именно такое? Ответ обоснуйте.
  • 3. Охарактеризуйте основные принципы управления образовательным процессом.
  • 4. В чем сущность функций управления педагогическими системами?
  • 5. Покажите пути и перспективы совершенствования экономических методов управления в средней школе?
  • 6. Охарактеризуйте границы применения административных методов воздействия в коллективе учебного заведения.
  • 7. Раскройте сущность методов психолого-педагогического и методов общественного воздействия в управлении образовательным процессом.

Современная Россия – страна с рыночной экономикой, а, как известно, в рыночной экономике система образования включается в сферу социальных услуг. Конечно, государство заботится о воспитании и образовании своих граждан, поддерживает его законодательно и экономически, укрепляет и всемерно развивает, но образовательно-воспитательная система, как и любая другая, функционирует но рыночным законам. Школы, вузы больше не являются только государственными учреждениями, какими они были раньше. В рыночной экономике система образования производит и распространяет образовательные (воспитательные) услуги, которые предоставляются учебно-воспитательными заведениями всех форм собственности. Цель рыночной деятельности современных школ, их главная рыночная функция – удовлетворять разнообразные запросы потребителей. Это новое в нашей жизни явление нужно отчетливо себе представлять, приступая к рассмотрению вопросов педагогического менеджмента.

Основная цель любого производства, присутствующего на рынке со своей продукцией (товарами или услугами), – извлечение прибыли. Услуги, в том числе и педагогические, имеют вполне реальную и, кстати, очень высокую рыночную стоимость. Их оплачивают физические лица (потребители), корпоративные заказчики (фирмы, производства и т.д.), государство. Когда говорят о бесплатном образовании, то имеют в виду лишь тот факт, что конкретный гражданин не вынимает из кармана собственные деньги, расплачиваясь за предоставленную услугу: за него это делает государство. Чем богаче государство, чем больше оно заботиться о своем будущем, тем больше денег вкладывает в воспитание и образование своих граждан. Интеллект – главное богатство любой страны. Нефть, лес и руда, конечно, важны, но без силы ума они ничего не значат. Интеллектуальные общества в избытке способны иметь все необходимое даже при самых скудных природных запасах, как, например, Япония. Нищенствуют богатые природными ресурсами государства, растерявшие свою интеллектуальную элиту.

Как управляется образование в рыночной экономике? Каковы задачи, содержание, функции педагогического менеджмента? Разобраться в этих вопросах весьма непросто, ведь законы рыночного мира постигаются путем проб и ошибок.

Характерное для рыночного словаря понятие "менеджмент", которое в педагогике начали использовать совсем недавно, многозначно. Менеджмент (от англ, to manage – управлять) – это:

  • умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей;
  • функция, вид деятельности, содержание которой составляет руководство подчиненным в пределах организации;
  • область знаний, которая помогает осуществлять функцию управления;
  • способ, манера общения с людьми, власть и мастерство выстраивания отношений, особого рода умения и административные навыки.

В общем смысле под педагогическим менеджментом понимается процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Менеджмент – это управление (планирование, регулирование, контроль, руководство, организация) педагогическим производством. Это совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей. Педагогический менеджмент – "это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности" .

Этих определений вполне достаточно, чтобы сознательно подойти к анализу вопросов управления в образовательных и воспитательных системах, а в том, что они нуждаются в управлении, сомнений нет. Выше мы рассмотрели зависимость эффективности (продуктивности) дидактического и воспитательного процессов от качества управления и вышли на фиксацию закономерной связи: чем выше качество управления, тем выше продуктивность процесса. Следовательно, совершенствуя управление во всех областях и по всем направлениям педагогической системы, мы повышаем уровень ее функционирования и в конечном счете обеспечиваем прирост продуктивности.

Менеджмент в сфере услуг, в том числе педагогических, имеет ряд отличий от производственной сферы. Среди главных особенностей сферы услуг выделяют:

  • 1) высокий уровень взаимодействия с клиентами – персонал учебно-воспитательных заведений напрямую обслуживает своих потребителей;
  • 2) необходимость дифференциации и даже индивидуализации услуг – выполнение индивидуальных, микрогрупповых или групповых заказов;
  • 3) желание потребителей получать относительно небольшие объемы услуг;
  • 4) низкие барьеры поступления;
  • 5) определение мощности производства по пиковым опросам;
  • 6) зависимость функционирования от поведения потребителей;
  • 7) проблематичность (а часто и невозможность) создания запасов;
  • 8) сложность определения параметров качества;
  • 9) необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями;
  • 10) сложность определения эффективности работы персонала;
  • 11) наличие ряда местных регуляторов, существенно влияющих на ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

Системный характер педагогического менеджмента обусловлен тем, что образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции. Педагогическую систему можно определить как упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов. Каждый элемент (компонент) педагогической системы представляет собой весьма сложное образование и также может рассматриваться как самостоятельная система. Таким образом, педагогическая действительность представляет собой множество иерархически связанных между собой по вертикали и горизонтали систем, которые могут быть выделены по разным критериям и направлениям. Ту часть системы, которую хотят исследовать досконально, выделяют и рассматривают как относительно самостоятельную, чтобы глубже разобраться в процессах, происходящих в ней.

Системной природе педагогических процессов соответствует системный характер педагогического управления. Каждой системе соответствует свой уровень менеджмента: чем больше система, тем выше уровень управления. По вертикали (подчинению), например, выделяют следующие системы и соответствующие им уровни управления:

  • государственная система образования и воспитания в целом – уровень государственного менеджмента;
  • региональные образовательно-воспитательные системы – уровень регионального менеджмента;
  • областные (районные) сети образовательно-воспитательных учреждений – областной, районный уровень менеджмента;
  • учебные заведения и соответствующий им уровень менеджмента;
  • подразделения учебно-воспитательных заведений и соответствующий им уровень менеджмента.

По горизонтали также можно выделить многие структурные части (направления), требующие квалифицированного управления, например:

  • учебные занятия;
  • самостоятельная (внеаудиторная) работа;
  • профессионализм преподавателя и т.д.

Отдельно выделим управление педагогическими проектами – относительно обособленными направлениями (частями) деятельности, которые выполняются с определенной целью. На уровне школы или вуза ими могут быть, например:

  • научные исследования преподавателей;
  • научные исследования студентов;
  • учебные занятия;
  • всевозможные воспитательные дела;
  • издательские проекты;
  • строительные проекты;
  • обмены студентами, преподавателями;
  • экзаменационные сессии;
  • проведение каникул;
  • развлекательные мероприятия и т.д.

Для управления подобными проектами сегодня все чаще назначаются специально подготовленные менеджеры, которые ведут проект от начала до конца. Должность проект-менеджера становится востребованной и в учебно-воспитательной сфере.

Известно два основных подхода к управлению педагогическими системами – системный (или научный ) и ситуационный (или ручной). При системном подходе учитывается вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, ориентированные на достижение цели в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, а наиболее эффективным признается метод, который максимально отвечает возникшей ситуации. Из этого следует, что в менеджменте присутствует значительная доля творчества, искусства руководителя.

В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. В педагогической системе такую роль выполняет коммуникационный компонент: даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения. В числе других постоянных компонентов педагогических систем выделим:

  • цели (смысл) функционирования системы. Главная цель, как известно, – формирование свободного, ответственного и творческого человека, готового к жизни в современных условиях;
  • содержательное наполнение процессов и сопроцессов. Здесь сосредоточено все, что будет присутствовать в процессе для достижения целевой функции;
  • организацию (формы и методы) процесса. Этот компонент объединяет все, относящееся к функционированию системы (протеканию процессов);
  • побуждение (мотивацию) участников педагогических процессов к достижению высоких результатов;
  • продукты (результаты) функционирования системы, и прежде всего контроль их количества и качества.

Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента заключается в том, чтобы связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта.

Содержание и функции менеджмента на уровне учебно- воспитательного заведения

От общих положений перейдем к конкретным примерам и попытаемся отчетливо представить себе содержание и функции менеджмента на уровне школы или вуза, работающих в рыночных условиях. На рынке они продают образовательные услуги. В этих учреждениях, так же как и везде, где предоставляются услуги, потребитель желает получить именно то, что ему необходимо. Например, в вузе он желает приобрести специальность, повысить свой образовательный уровень, приобщиться к ценностям культуры и т.д. Услуга должна быть предоставлена в установленные сроки, быть качественной и желательно недорогой. Функции менеджера, предоставляющего от своей фирмы (школы или вуза) услуги, состоит в том, чтобы:

  • 1) найти потребителей услуг (в большинстве стран рыночной ориентации нет закона об обязательном образовании);
  • 2) подобрать персонал необходимой квалификации, нанять специалистов, способных предоставить качественную услугу;
  • 3) свести в одном месте (в университете, школе, в аудитории, классе) потребителей услуг и исполнителей заказа;
  • 4) запустить процесс и обеспечить его всеми необходимыми средствами;
  • 5) стимулировать, контролировать и своевременно корректировать течение процесса, добиваясь нужного качества;
  • 6) получить прибыль, распределить ее на оплату труда и развитие производства.

Такова упрощенная модель функций менеджмента в рыночной системе образования (воспитания), функционирующей на уровне школы (вуза). Из нее нетрудно вывести главные задачи педагогического менеджмента:

  • постановка целей, задач;
  • планирование процесса;
  • ресурсное обеспечение процесса;
  • обеспечение высокой мотивации участников;
  • контроль и коррекция процесса;
  • анализ результатов.

Данный состав задач будет повторяться в каждом новом цикле, поскольку процессы воспитания и образования имеют циклический характер. На следующем цикле должны быть учтены и устранены недостатки, выявленные в предыдущем цикле. Если этого не сделать, качество педагогических услуг улучшаться не будет.

Показатели эффективности деятельности менеджера везде и всюду одинаковы: выполнение договорных обязательств, высокое качество продукта на уровне последних достижений научно- технического и социального прогресса.

  • Симонов В. П. Педагогический менеджмент. М., 1997. С. 3.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.

Педагогическая система – целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению целей; наличие связей и зависимости между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

Главная цель управленческой деятельности в системе образования – использование потенциала педагогической системы, а также повышение его эффективности.

Ее объектом является учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.

Субъекты – Министерство образования и науки РФ, управления образованием края, области, города (департаменты образования).

Современный менеджмент как специфический вид управленческой деятельности строится на следующих элементах:

· принципы объединения людей, способных к совместным действиям;

· взаимодействие членов коллектива при решении общих целей и задач для развития и удовлетворения потребностей человека;

· воспитание коммуникативности и чувства личной ответственности;

· единые подходы к оценке возможности личной деятельности;

· оценка коллективом своих результатов во внешней среде.

В становлении теории управления социальными системами целесообразно рассматривать пять основных подходов, которые представляют определенный интерес для организации управления образовательными системами: выделение школ в управлении, процессный, системный, программно-целевой, ситуационный подходы.

В последнее время в управлении образованием получили развитие концепции управления по целям и по результатам .

Суть целевого управления заключается в развертывании деятельности во имя достижения четко сформулированных целей, согласованных на различных уровнях образовательной системы и выработанных совместно с подчиненными решений о средствах их достижения. В данном случае цель, выполняя мотивационную, управляющую и системообразующую функции, становится главным критерием отбора содержания, методов, форм и средств осуществления образовательного процесса.

В отличие от целевого управления, где основной акцент сделан на планировании деятельности согласно поставленной цели, в управлении по результатам внимание в большей степени акцентируется на состоянии реального процесса управления, мотивации и квалификации руководителей. Процесс прогнозирования результатов начинается с анализа миссии организации, влияния внешних и внутренних ситуационных факторов. Результаты, соответствующие устремлению организации, выражаются в виде определенных конечных целей, стратегий, ключевых результатов и промежуточных целей. В целом эта концепция реализует идеи процессуального подхода к управлению социальными системами.



Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. В работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ОУ – менеджером образовательного процесса в целом. Педагогический менеджмент как научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью качественного изучения учебного материала, нравственного воспитания, подготовке к сознательному выбору жизненного пути и всестороннего развития личности. Характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы. Цели педагогического менеджмента. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса. Методы управления (методы педагогического менеджмента): экономические методы, или методы экономического стимулирования; организационно-распорядительские, или административные методы; методы психолого- педагогического воздействия; методы общественного воздействия Результат деятельности субъектов менеджмента.

Администрирование – административно-распорядительная форма управления, представляющая процесс распределения, закрепления и исполнения комплекса прав, обязанностей и ответственности аппарата управления организацией на основе системы четкого планирования, строгого нормирования, регламентации, контроля и санкционирования.

Общая характеристика основных научных подходов к управлению образованием: рационалистический, системный, функциональный, поведенческий, синергетический, деятельностный, ситуационный, процессный, национально-региональный и др.

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации, поскольку ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход не является простым набором предписываемых рекомендаций, это способ мышления относительно организационных проблем и их решений. Используя его, руководители могут лучше понять, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей организации в конкретной ситуации.

При системном подходе организация рассматривается как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды.

Под воздействием системного подхода происходило формирование программно-целевого подхода (программный подход, целевое управление), содержащего три основные процедуры: определение целей и их упорядочение в соответствующей иерархической системе («дерево целей»); выработку комплексных программ развития организационно-обособленных комплексов социальной деятельности; формирование специфических организационных структур.

В настоящее время широко применяется процессный подход. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Согласно этому подходу, управление рассматривается как процесс непрерывных, взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность целенаправленного влияния на работников.

Образовательная система как объект государственно-общественного управления. Принципы государственной политики в области образования и управления образовательной системой. Особенности использования системного подхода и программно-целевого подхода в управлении образованием.

Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей: сочетание коллегиальности и единоначалия; сочетание в управлении государственных и общественных начал; научность, неразрывная взаимосвязь теории и практики; плановость; системность и комплексность; эффективность, ориентация на конечные результаты.

Принципы управления педагогическими системами: демократичность и гуманизм, научность и системность, единоначалие и коллегиальность, централизация и децентрализация, объективность и конкретность, оптимальность и эффективность.

Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - проявления демократических начал в школьной жизни.

Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.

понятия «управление» .Современная педагогическая наука и практика придает ему строгий научно обоснованный характер.Термин «управление» появился в науке и практике не так давно. Понятие «управление» происходит от древнеанглийского « manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые.Под управлением понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.

Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, заключающиеся в способах постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.

Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса как изучения объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.

Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования. Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления.Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей.

2. Понятие «педагогический менеджмент» .В условиях перестройки структур управления в нашей стране особое внимание уделяется менеджменту – управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как особенности менеджмента обусловлены совокупностью факторов, среди которых формы государственного устройства, типы собственности, степень развитости рынка и др.В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления : первый – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ); второй – культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий – это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.

Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления. Менеджмент используется не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы.

Современное ПОУ рассматривается как открытая педагогическая система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления ПОУ может происходить только на основе новых технологий управления его развитием.Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами ПОУ неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими его возможностями:

Позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности по достижению максимальных результатов;

Обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ПОУ;

Создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику , так как связан с творческой деятельностью людей. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся.

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта : совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением. В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых. Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.Менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам, ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми. В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

· - процесс постановки и достижения, целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

· - управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

· - специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

· - умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

· - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

· - область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

В науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».

Современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.

П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива.

2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ.СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ.КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ.

"государственно-общественный характер управления образованием" В Законе РФ "Об образовании" провозглашён принцип: "демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений". Таковы два типа управляющего взаимодействия основных субъектов социума: государства и гражданского общества в определении и проведении образовательной политики, и решении целей и задач управления в сфере образования. Различие типов взаимодействия, хотя они и связаны, зависит от доминирования в них первых или вторых структур. Государственно-общественное управление имеет вертикальное строение и однонаправленные связи, находится под контролем государства, диктуя условия нижестоящим организациям (к числу которых относят и школу). Это чётко прослеживается в текстах Закона, где во всех статьях обосновываются цели, задачи, функции государства в отношении образовательных учреждений - механизмы государственного управления. Однако в Законе присутствует (хотя и рассматривается в гораздо меньшем объёме и как соподчинённая часть) общественная составляющая. Например, говорится о праве образовательных учреждений создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы - т.е. общественные структуры). Подчёркивается, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, а это значит, что на сферу образования распространяются все гражданские права и свободы. Да и как реализовать другой принцип, провозглашённый в Законе - принцип свободы и плюрализма, если не опираться на общественную составляющую управления? С другой стороны, общественные структуры управления остаются неразвитыми и отчасти поэтому, отчасти из-за простого нежелания этого партнёрства со стороны государственных структур, закон работает далеко не в полную силу. Значит ли это, что требуется специально и дополнительно "прописать" (т.е. "разрешить использовать") право общественности на участие в управлении? Думается, что в этом нет необходимости. Потребность есть в другом - в создании самой общественностью практической базы своего участия во всех делах школы. Государственные структуры мешать этому не в праве. Гражданские сообщества просто должны быть настойчивее, активнее и целеустремлённее. Образование как социально-культурный процесс и школа как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Школа - одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю. В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа будет всё больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политики патронажа и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.Государство, поддерживая в системе управления образованием дружественного оппонента в лице родительского сообщества, должно будет заботиться о реальном обеспечении тех прав, полномочий, прерогатив, которые определены в существующих документах. Это - стратегическая задача.Тактическая задача - обеспечить возможность школ самостоятельно решать проблемы взаимодействия субъектов образования с учётом собственных условий и кадровых особенностей.Задача демократизации управления в результате конструктивного диалога школы, гражданского общества и государства состоит в том, чтобы связать всех субъектов в единой "упряжке" совместных действий на основе их реальной заинтересованности в развитии образования.Такая связь осуществляется в каждой школе на основе её самостоятельного определения и выбора модели соуправления (действия её органов, в работе которых участвуют все субъекты реализации образовательной политики). Механизмом изменения станет не комплекс особых разрешительных (со стороны государства) норм и положений, а конкретное (материальное или финансовое) поощрение со стороны государства тех школ, в которых продуктивное взаимодействие субъектов образования наиболее развито.Итак, общественно-государственное управление - управленческая деятельность, осуществляемая структурами гражданского общества - добровольно сформировавшимися объединениями, ассоциациями и организациями граждан, проводящих общественную образовательную политику на основе демократических процедур самоуправления и соуправления. Эти объединения учреждаются по желанию самих граждан, свободны от правительственного контроля и могут на него воздействовать. При общественно-государственном управлении получают распространение культурно-образовательная автономия школы и ценности:

· признания широкого круга прав и свобод детей и взрослых в сфере образования и их обеспечения;

· участия детей и взрослых в различных органах школьного соуправления и местного самоуправления;

· признания их права участвовать в обсуждении, инициировании предложений и принятии решений в сфере образования в рамках деятельности органов школьного соуправления и местного самоуправления;

· свободного выражения мнения, которое всегда учитывается;

· регулярной смены (ротации и кооптации) представителей всех субъектов образования в органах самоуправления и соуправления. Доминирование общественно-государственных форм управления создаёт условия для:

· проявления высокой активности членов сообщества и их заинтересованного участия в деятельности;

· самоорганизации сообществ;

· действия процедур, как прямой демократии (непосредственного участия членов школьного сообщества в решении основных вопросов и претворении решений в жизнь), так и представительной демократии (основанной на выборах).Государственная и общественная составляющие управления имеют свои сильные и слабые стороны. Сравним их (см. таблицу ).

Государственная составляющая управления- плюсы: Финансирование и обеспечение развития материально-технической базы сферы образования. Использование ресурсов для решения задач развития образования. Минусы : Авторитаризм управленческой позиции.
Бюрократизм в принятии и исполнении решений. Ставка на административный нажим и давление на общественную инициативу, стремление ограничить её роль и снизить её значение. Тенденции к разрастанию и бюрократизации структуры управления. Использование государственного ресурса при определении и проведении образовательной политики. Попытки разграничения (ограничения) функций и соблюдение властной иерархии. Непринятие позиции меньшинства. Общественная составляющая управления-плюсы : Независимость действий органов самоуправления и соуправления. Широкая социальная основа участия общественности (родителей) в соуправлении и деятельности школы. Практика открытых и публичных обсуждений и принятия решений. Поощрение инициативы. Учёт мнения меньшинства.Минусы: Недостаточные ресурсы и возможности финансирования проектов развития.

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

§ федеральном;

§ региональном;

§ муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.Федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательногоучреждения.Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.