Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

IV. Политическая практика и идеология. Политическая деятельность В теории и на практике политическая деятельность

Политическая практика (от греч. πρακτικος- деятельный,
активный) - материальная, предметная, целеполагающая деятельность
субъектов политической жизни, которая характеризует их отношение к
политике и участие в ней - вторая составляющая структуры
политической системы.

Политическая практика позволяет оценить ту или иную страну,
эпоху, поведение (деятельность) субъектов политической жизни.

Политическую практику определяют государственные и правовые
институты, культурно-исторические традиции, социально-
психологические, национальные, конфессиональные особенности
народа, его хозяйственный уклад.

Политическая практика - это состояние самых разных
политических сил, конкурирующих за влияние и лидерство. Она
изменчива и динамична, дифференцируется по различным основаниям:

политическим убеждениям, культуре, уровню профессионализма,
широте социальной базы, степени легальности и т.п.

В рамках политической жизни ее субъекты вступают в
политические отношения, руководствуясь политическими нормами-
правилами политической игры: нормами морали, здравым смыслом,
чувством меры, учетом соотношения сил, формальными или
негласными соглашениями.

Политические нормы отражают политические ценности.
Политические нормы - это правила достижения абсолютных и
относительных, необходимых и случайных политических ценностей.

Политические установки - принципиальные положения или
выработанные политической элитой и провозглашенные партийными
лидерами.

Политические нормы тесно связаны с нормами правовыми (см.
тему 8), поскольку Конституция страны, ее конституционные законы
являются не только правовыми, но и политическими документами.

Такая же связь существует и между политическими и правовыми отношениями и процессами: «Громкие» судебные процессы имеют
политическое значение. Тем не менее, политический процесс имеет и
самостоятельное значение как форма жизни политической системы,
эволюционизирующей во времени и пространстве. Он отличается от
других общественных процессов: экономических, идеологических и
т.п., может иметь конкретный конечный результат (победа на выборах,
формирование какой-либо партии и т.д.).

Политический процесс имеет свое содержание, структуру, этапы,
субъекты и объект, ресурсную базу, пространственные и временные
характеристики, микро- и макромасштабы, динамику и т.п., что
изучается специальными дисциплинами.

Третья структурная составляющая политической системы -
политическая идеология, имеет еще более тесную связь с
общественным - правовым, религиозным, философским,
естественнонаучным, научно-технически и т.п. сознанием.


Политическая идеология - система взглядов и доктрин,
выработанных политической наукой, в которых выражается отношение
к политической действительности.

Политическая идеология один из эффективных организационных,
регулятивных, контролирующих инструментов, определяющих
жизнедеятельность общества и человека, функционально связанный с
правом и государством, с другими структурными элементами
политической системы. В свою очередь политическая идеология может
быть институционально оформлена в соответствующих группировках,
союзах, партиях, движениях..

Политическая идеология имеет свою предметную,
методологическую, функциональную сторону, взаимодействует с
философией, юриспруденцией.

Политическое сознание состоит в восприятии субъектом той
части окружающей его действительности, которая связана с политикой,
в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и
состояния. Оно отражает степень знакомства субъекта с политикой,
психологического и рационального к ней отношения, влияет на его
политическое поведение.

В политологии переход от одного типа политической системы к другому обозначается терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация».Политическая модернизация – возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Модернизация обусловлена объективными (социально-экономическими и культурными) и субъективными (способность политического руководства осуществить эффективное изменение политической системы) факторами.Политическая модернизация – это часть социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных сферах социальной системы: экономике, социальной сфере, культуре, образовании и т. д. Выбор варианта модернизации начинается в сфере политики – с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.Цели модернизации направлены на достижение таких социальных ценностей, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок.

Выделяют следующие цели политической модернизации:

– создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем;

– изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу;

– формирование рациональной бюрократии.

Основные направления модернизации в современном мире:

– процессы индустриализации и информатизации общества;

– формирование экологического общества, внедрение природосберегающих технологий;– демократизация общества, расширение участия населения в управлении общественными делами, ответственность власти перед обществом;– направленность социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления социального разрыва между членами общества;– обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего возможность активной деятельности и успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;

– расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.

Выделяется два исторических типа модернизации.Первый тип, так называемая оригинальная модернизация, характерен для США и стран Западной Европы, которые осуществляли переход к рациональному общественному устройству в результате длительного естественного внутреннего развития. Второй тип – вторичная модернизация – был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые ускоренными темпами за счет использования опыта развитых стран. К этой группе относятся развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости (страны Южной Америки, Юго-Восточной Азии),

а 3 В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности.

Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе. Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не поставить под угрозу международную безопасность. Согласно устройству НАТО вооружённое нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО. Как и любая международная организация НАТО имеет свою структуру.

Руководящими органами блока являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. Штаб-квартира НАТО находится в г. Брюсселе. В настоящее время в НАТО входят 16 государств: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Люксембург, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя в Комитете военного планирования. Франция в 1966г. также вышла из военной структуры НАТО.

21. Политическая деятельность как основа политической жизни общества. Политический процесс состоит из действий. Политическое действие определяется как вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Деятельность социальных групп или индивидов связана со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок. Политические действия ориентируют политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп. Эти интересы облекаются в теоретическую, идеологическую форму. От того, какой идеологии придерживаются участники политического процесса, направлена ли их деятельность на революционные изменения общества или на его реформирование. Политическое действие всегда совершается "здесь" и "сейчас", то есть в конкретной ситуации. Потому необходим анализ объективного положения дел, конкретных условий, прежде чем начать действовать. Надо выявить специфику каждой ситуации, чтобы выбрать правильные методы и средства политического действия. Важен и тот инструментарий, с помощью которого оценивается ситуация. Разумно изменить наши схемы и догмы, если в них не укладывается политическая реальность, ибо она всегда богаче любых схем. Лица, действующие в политике, должны иметь солидный багаж знаний, быть компетентными. Кроме того, они должны творчески применять свои знания в той или иной ситуации. Теория в политике имеет смысл тогда, когда может дать адекватный ответ на конкретную проблему. В любой политической системе есть определенные нормы, правила игры, которые обязаны соблюдать участники политического процесса. Нарушают, как правило, эти нормы те, кто хочет изменить политическую систему посредством насилия. Однако в случае завоевания власти они устанавливают свои нормы действия, свои правила игры. Так, различается позитивное политическое действие , заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное , состоящее в том, чтобы "прекратить что-то делать". Позиция воздержания не является нейтральной, поскольку всегда имеет определенные последствия. Политическое действие можно характеризовать как рациональное и иррациональное . Рациональное действие означает, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам. Что же касается иррационального политического действия, то оно, как правило, заканчивается неудачей из-за неспособности политиков увязать цели и средства, слепого отношения к действительности, которую рассматривают в соответствии со своими догмами и схемами. Это почва политических иллюзий, которые зачастую приводят к печальным для общества последствиям. Политическое действие можно рассматривать как инерционное и творческое . Инерционные действия воспроизводят принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняют ее. Творческие действия вносят в политику перемены, новые моменты, динамику. Политическое действие может быть стихийным или организованным . Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности. Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. Максимальным радиусом действия обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война. Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Контрреволюция – это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией. Бунт – результат возмущения масс действиями местных властей, перерастающего в беспорядок, погромы. Реформы ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса. Политические перевороты ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры.

22. В политологии термин «политическое участие» используется для обозначения форм политического поведения граждан. Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов, как на местном уровне, так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии. Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:

Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях; - участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение; - участие в деятельности политических и иных организаций; - выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов (в том числе в партиях и т.д.). Эту функцию реализуют профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий; - прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

Типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны. На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация.

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают с того момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Процесс осознания политических интересов непрерывен. На уровне обыденного осознания этот процесс происходит в форме выработки политических знаний, оценок, ориентаций, которые, в свою очередь, детерминируют практическую деятельность, социальную активность и гражданскую позицию.

Для реализации своих коренных интересов посредством государственной (политической) власти, определенные социальные группы создают свои политические партии.

Коренной политический интерес общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеет учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Кроме того, необходимо систематическое выяснение, в какой мере общеполитические интересы воспринимаются гражданами как свои собственные, в какой степени они становятся источником поведения конкретных лиц и коллективов. Усложнение интересов, возрастание их многогранности в современных условиях, предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляется учет и реализация политических интересов.

Политическое участие и политическую деятельность как формы реализации политических интересов можно, с полным основанием рассматривать в качестве критериев развития политической организации общества.

Гражданина в демократической политической системе отличает проявление интереса к политике, вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенных познаний в политике, компетентность, все, что необходимо для воздействия на правительственную деятельность. В целом эти качества можно суммировать как активность, вовлеченность, рациональность. В то же время эти качества присущи и гражданину в системе однопартийной диктатуры.

Одна из форм участия – это система представительной демократии, в которой представители народа осуществляют власть по его поручению. Еще одна форма участия граждан в системе власти – посредством референдумов, гражданских инициатив или отзыва депутатов.

Еще по теме Политические отношения и политическая практика.:

  1. ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
  2. §1. Разработка теоретических основ и особенности развития правового регулирования общественных отношений в условиях НЭПа

Реферат на тему: Демократия: теория и политическая практика

1. Древние и средневековые представления о демократии

Термин «демократия» (от греч. demos - народ и kratos -власть), впервые встречающийся у древнегреческого историка Геродота, означает «власть народа» или «народовластие».

Первой, наиболее развитой формой демократического правления считается сложившаяся в античном мире - в Древней Греции и Древнем Риме, в античных городах-полисах - прямая демократия. Она предполагала публичное - иногда непосредственно на городских площадях - обсуждение важнейших вопросов развития государства: утверждение законов, объявление войны и заключение мира, назначение высших должностных лиц, вынесение приговоров. Участие в управлении считалось не только правом, но и долгом свободного гражданина, будь он богатым аристократом или неимущим, поощрялось материально и оценивалось как наиболее достойное занятие свободных.

Выделим отличия античного понимания демократии от современного:

1) демократическое государственное устройство не гарантировало свободу личности, которая рассматривалась как часть государства (общество - государство - индивидуум выступали в нерасчлененном виде);

2) как естественное воспринималось существование рабства и сословного деления свободных граждан.

Многие символы демократии пришли к нам из времен Древней Греции и Рима (идеи верховенства закона, равенства граждан перед законом, равенства политических прав стали неотъемлемой частью демократических традиций).

Крупнейшие мыслители античности видели опасные тенденции усиления власти стихийной толпы, не обладающей, по их мнению, высоким интеллектом (эту власть определяют термином «охлократия»). Они считали разумным при демократическом правлении наличие правящей элиты и предоставление гражданских прав различным группам населения в соответствии с их имущественным положением и профессиональными интересами.

Дальнейшее развитие античной демократии подтвердило правоту их выводов: демократия в условиях увеличения доли низшего сословия - фетов - все больше превращалась в «буйство черни», и этот процесс привел вначале к олигархическому тираническому перевороту, а затем и к полной ликвидации античных цивилизаций.

Средневековый период в истории развития человечества характеризуется установлением абсолютной власти монархов, жестким сословным делением общества, усилением роли церкви в государственной и общественной жизни, ограничением прав и свобод широких слоев населения. Деспотические формы правления пронизывали все уровни государственной и общественной жизни, полностью подчиняли хозяйственную и культурную деятельность граждан, их личную жизнь власти сюзерена - верховного правителя, феодального собственника.

В то же время средние века ознаменовались появлением первых представительных учреждений (1265 г. - парламент в Англии; 1302 г. - Генеральные штаты во Франции; XVI в. - земские соборы в Московском государстве и др.). Уже в период раннего средневековья в деятельности этих учреждений можно было наблюдать три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительный характер и наличие механизма сдержек и противовесов (цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия).

Социально-экономическая и политико-идеологическая ситуация сказывалась и на взглядах мыслителей средневековья, их представлениях о государственном устройстве и роли человека в жизни общества.

В светской политической мысли преобладали идеи местной и сословной демократии и самоуправления.

Во-первых, обосновывалась возможность участия представителей различных, прежде всего имущих, сословий в парламентской деятельности, которая хотя и носила крайне ограниченный, совещательный характер, но обеспечивала возможность участия в выработке и принятии управленческих решений, в государственной деятельности.

Во-вторых, определялись содержание и функции местных форм самоуправления (например, земств в России, «вольных городов», таких как Любек, Гамбург, Бремен, в Германии или вечевой формы правления в Древнем Новгороде и Пскове). Подобные формы демократического волеизъявления хотя и находились под полным контролем монарха и местной аристократии, в то же время предоставляли населению возможность реализации определенных гражданских прав, прежде всего права на управление делами своей местности. Этим же целям служили и развитие цеховой организации ремесла, торговли, появление политических и религиозных гильдий - прообразов будущих политических партий.

Еще одним направлением в осмыслении проблем государственного устройства и народовластия в эпоху средневековья был поиск источника и границ власти монарха, права его вторгаться в область духовной жизни подданных. Этот анализ проводился учеными-богословами, которые, обосновывая необходимость социально-экономического неравенства сословий, божественное происхождение абсолютной монархии, господствующее положение христианской идеологии, одновременно отстаивали равенство всех людей перед Богом, недопустимость унижения их человеческого достоинства и вмешательства светской власти в область духовной жизни человека, а также подотчетность власти монарха божественным законам.

Крупнейшими представителями философско-богословской мысли средневековья, отстаивающими позиции «средневековой демократии», были А. Августин и Ф. Аквинский.

Так, Аврелий Августин (354-430), веря в божественное происхождение земной государственной власти, одновременно определял ее как «великую разбойничью организацию». Гражданин в социальном плане полностью подчинен этой власти, но имеет право на уважение своего человеческого достоинства, ибо высшим судьей над ним все-таки остается Бог.

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) уже на исходе эпохи средневековья также обосновывал сословное устройство общества и необходимость государства, которое имеет божественное происхождение. Как и античные мыслители, он осуждает демократию как форму притеснения богатых бедными, в конечном итоге ведущую к тирании. Правильной формой он считает монархию, обеспечивающую устойчивость государства; в то же время человек должен обладать набором человеческих прав, определенных вечным божественным правом.

Таким образом, древние и средневековые представления о власти и демократии, которые способствовали становлению современных концепций демократии, можно обобщить в следующих положениях:

  • демократия - одна из форм политического устройства общества, опирающаяся на широкое участие различных социальных групп населения в его управлении;
  • важнейшей характеристикой демократии является возможность каждого гражданина пользоваться правами и свободами, прежде всего - быть независимым от других членов общества, иметь свободу мнения, наравне с другими гражданами участвовать в общественной и государственной жизни; правом собственности;
  • демократия неотъемлема от обязанности гражданина и системы государственного правления в целом подчиняться законам и не нарушать права других людей - членов общества;
  • демократия несовместима с охлократией - властью массы, толпы, подавляющей отдельную личность, верховенствующей в решении государственных вопросов, что в конечном итоге ведет к тирании и террору;
  • лучшей формой демократического устройства общества является разделение его на управляющих и управляемых, которые передают правление достойным и под их руководством выполняют производительные функции; при этом за ними сохраняется право контроля за власть имущими и досрочного прекращения их полномочий, а также возможность местного самоуправления;
  • правители должны заботиться о благе своих подданных и укреплении государства, разумно, опираясь на закон, организовывать жизнь общества, обеспечивать возможность каждому гражданину использовать его неотъемлемые права и свободы.

2. Современные теории демократии: демократия классического либерализма, коллективистская, плюралистическая демократия

Кризис абсолютизма, наступивший в результате крупных социально-экономических преобразований в Европе: свершения промышленной революции, усиления торгово-экономических связей, роста городов, разрушения средневековой системы управления, измененил представления о политическом устройстве общества, роли человека в обществе, его правах и свободах, возможном участии в политической жизни. В наиболее полной и развернутой форме они были сформулированы на рубеже XVII-XVIII вв. в концепциях демократии классического либерализма Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш. Монтескье. Основные идеи, высказанные этими мыслителями, могут быть сведены к следующим положениям.

На до государственном этапе человечество находилось в естественном состоянии, человек жил по естественным законам, обладал широким набором свобод и использовал их по своему усмотрению. Таким образом, исходное состояние человеческой природы, ее сущность - это индивидуальная свобода. Однако ее использование не должно приводить к нарушению прав других людей, иначе это может вызвать, по Гоббсу «войну всех против всех», вражду людей, нарушить жизнедеятельность общественного организма. Даже если отношения между людьми в естественном состоянии предполагают, по Дж. Локку, «взаимную доброжелательность», на определенном этапе общественного развития они требуют закрепления, улаживания в виде договора, который получил название «общественного».

Общественный договор предполагает негласную форму соглашения между людьми о передаче функций регулирования отношений между ними государству, являющемуся гарантом предупреждения анархии и вражды между членами общества, обеспечения индивидуальных прав и свобод граждан.

Власть должна разделяться на парламентскую, судебную и военную (по Дж. Локку) или на законодательную, исполнительную и судебную (по Ш. Монтескье). По мнению создателей концепции политического плюрализма, только разделение властей предупреждает злоупотребления со стороны правителей, сдерживает их амбиции, предупреждает любые формы деспотизма, тем самым обеспечивая гарантии свободы граждан.

Таким образом, либеральная идея общественного договора как основы создания государства и концепция разделения властей в качестве условия ограничения власти суверена (правителя) определили принципы и условия взаимоотношения гражданина и государства, допустимые границы вмешательства государства в область личных прав и свобод граждан:

  • равенство всех граждан в использовании их естественных прав;
  • автономность личности по отношению к государству и обществу, человек - единственный источник власти, предоставивший государству права на осуществление управления всем обществом и требующий от него гарантии личных прав и свобод;
  • личность имеет право отстаивать свою позицию по отношению к другим членам общества, на законном основании опротестовывать решения органов государственной власти;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, четкое определение их функций и полномочий, а также ограничение сферы деятельности самого государства, не позволяющее ему вмешиваться в личную жизнь граждан и экономическую сферу жизнедеятельности общества;
  • парламентская форма представительной демократии, предусматривающая передачу гражданами в результате выборов функции управления государством тем лицам, которые смогут защитить законные права и свободы своих избирателей.

Концепция либерализма впервые получила свое правовое воплощение в Билле о правах (Англия, 1689) и Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789), которые провозгласили принципы свободы, собственности, безопасности личности, право сопротивления насилию как неотъемлемые естественные права личности.

Концепция либеральной демократии подвергается критике прежде всего за абсолютизацию индивидуализма, нацеленности человека на решение своих личных проблем, на достижение личного успеха, что может привести (да и приводит) к его уходу от общественной, политической жизни, эгоизму и замкнутости, недружелюбию к другим людям, притуплению чувства сострадания. При этом государство, не имея права вмешиваться в экономическую и финансовую сферу, ограничено в возможности оказывать социальную поддержку малоимущим и «неудачникам».

Наконец, как любая форма представительной демократии, либеральная демократия сужает права избирателей, не позволяет активно влиять на политику, контролировать деятельность государственных органов, а сам выбор представительных органов власти может носить случайный, формальный и некомпетентный характер, определяемый настроением, эмоциями избирателя в момент голосования.

Одной из концепций, противостоящей индивидуалистской модели либеральной демократии, является теория коллективистской демократии. Она появилась в эпоху французского Просвещения, одним из ее создателей называют известного философа Жан-Жака Руссо (1712-1778), хотя многие его идеи созвучны теоретическим построениям либерализма. Он, как и многие сторонники либерального типа демократии, исходит из идеи естественного состояния людей в период до государственного развития общества и заключения ими общественного договора о создании государства для более благоприятного развития общественных отношений, укрепления частной собственности, утверждения идей гуманизма и духовности. Однако далее он не соглашается с положением, что общество состоит из отдельных личностей, и говорит необходимости передачи личностью своих естественных прав государству после его создания. В государстве возникает гармония социальных интересов, так как цель его создания и состоит в том, чтобы оно заботилось о своих гражданах, выполняло общую волю народа, который «всегда прав». Правительство получает только исполнительную власть, а законодательная власть должна осуществляться самим народом путем прямого обсуждения и принятия законов в ходе плебисцита (референдума).

Данная концепция демократии снимает ряд недостатков либерализма (абсолютная индивидуализация, неучастие в политической жизни, имущественное неравенство), однако абсолютизация «общей воли» закладывает теоретическую основу для практики подавления личности, вторжения государства в личную жизнь гражданина, лишения его права на высказывание собственного мнения, отличного от мнения всех.

Эти идеи нашли отражение в марксистской теории государства и демократии и в практике функционирования политической системы социализма и социалистической демократии.

С одной стороны, в условиях социалистической коллективистской демократии гражданин активно включается в политический процесс, участвует в массовых политических акциях (демонстрациях, собраниях, выборах), может контролировать деятельность депутатов всех уровней, давать им наказы, участвовать в деятельности органов самоуправления по месту жительства и работы. Это повышает гражданскую активность члена общества, чувство ответственности за его развитие, патриотизм и коллективизм. Однако коллективистская демократия предполагает жесткий контроль за поведением каждого гражданина, принудительное включение его в политику, политико-идеологическое и морально-этическое подчинение человека воле большинства, недопущение плюрализма мнений и политической оппозиции «руководящей и направляющей силе общества» - коммунистической (социалистической) партии. В результате гражданин терял индивидуальность и не мог реализовать записанные в конституции политические права и свободы.

С другой стороны, это вело к всевластию самой компартии, ее аппарата, подмене ею государственных органов, усилению авторитарных, деспотических методов правления со стороны партийной элиты. Таким образом, коллективистская демократия, формально открывая возможности прямого, активного участия каждого гражданина в политической жизни, делая это его обязанностью, на деле ограничивала индивидуальные права и свободы, приводя к жесткому контролю его духовной и личной жизни, способствуя появлению антидемократических, тоталитарных режимов.

Ограниченность как либеральной концепции демократии, так и ее альтернативы - коллективистской демократии - привела к созданию и реальному воплощению во многих странах концепции плюралистической демократии, разработанной на рубеже XIX-XX вв. Создателями ее являются М. Вебер, Й. Шумпетер, Г. Ласки, С. Липсет и др.

Политический плюрализм (от лат. pluralis - множественность) означает включение в политическую жизнь страны множества общественных движений и партий, имеющих различные политические цели, идеологические концепции и ведущих между собой борьбу за власть. Основными формами такой борьбы являются отстаивание своих предвыборных программ перед избирателями, завоевание как можно большего количества их голосов на выборах и тем самым получение максимального числа парламентских мест или победа на президентских выборах. Основное отличие плюралистической демократии от ее либерального типа заключается в том, что в ходе избирательной кампании и деятельности в парламенте политические партии и движения представляют интересы конкретных социальных групп, через которые и реализуются интересы отдельного личности. Входя в политическую партию или поддерживая ее на выборах, гражданин может проявить большую политическую активность, настойчивее влиять на деятельность парламента, отстаивая свои экономические, политические, культурные интересы как общие для данной группы, социального слоя.

Экономической основой плюралистической демократии выступают многообразие форм собственности, общественное разделение труда и соответствующее деление общества на социальные группы, обладающие различными объемами и видами собственности и выполняющие многочисленные профессиональные, социальные и культурные роли в обществе. Отсюда и многообразие экономических, социально-политических и духовных интересов представителей этих групп, соревновательность в их отстаивании.

Политической основой плюралистической демократии, ее правовой формой являются: конституционно закрепленная система прав и обязанностей граждан и образуемых ими объединений, прежде всего - свобода слова и совести, обеспечение равноправного участия в политической жизни; принцип разделения властей; парламентская форма правления; утверждение верховенства закона во всех сферах жизни общества.

Социальной основой плюралистической демократии является обеспечение права каждого члена общества участвовать во всех формах его жизнедеятельности, будь то труд и отдых, семейная жизнь, бизнес, защита здоровья, спорт, культура и образование. Конечно, степень такого участия у каждого человека различна, что определяется как его индивидуальными особенностями, способностями, так и социальным положением, материально-финансовыми возможностями и другими факторами. Однако государство в условиях плюралистической демократии гарантирует саму возможность равного доступа к социальным ценностям, а также минимум благ, обеспечивающих возможность для проявления самостоятельной активности, деятельного начала.

Духовно-идеологической основой плюралистической демократии выступают: создание в обществе атмосферы гласности, поощрение многообразия мнений, развития творчества, недопустимость регулирования духовной жизни человека и навязывания ему единообразных мировоззренческих и политико-идеологических догматов. С этим же связаны изучение и учет в работе управленческих органов общественного мнения населения, обеспечение свободной деятельности средств массовой информации.

Недостатком концепции плюралистической демократии является то, что она исходит из идеальной модели гражданина как активного участника политического процесса, своей деятельностью поддерживающего ту группу и то движение, которое потенциально представляет его интересы. На самом деле за политическими движениями и партиями стоит не массовый электорат, а только наиболее активная его часть. Остальные избиратели либо уклоняются от выборов, либо не вникают глубоко в содержание предвыборных программ и делают выбор случайно. Пои этом голоса избирателей достаются либо двум-трем крупным политическим партиям, программы которых не отличаются большим многообразием, либо мелким предвыборным объединениям, т. е. все равно будут поглощены более крупными и авторитетными партиями и движениями. Кроме того, .контроль за деятельностью парламентариев со стороны рядовых избирателей невозможен.

Таким образом, анализ трех основных современных концепций демократии - либеральной, коллективистской и плюралистической - показывает, что при всех их недостатках и ограниченности каждая из них исходит из фундаментального принципа: гражданин имеет право выражать свою политическую волю и отстаивать с помощью формируемых избирателями представительных органов власти свои социально-экономические и политические интересы.

Сторонники разных концепций единодушны в выделении общих признаков демократии:

  • признание народа источником власти (сувереном) в государстве: народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что именно он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем референдумов;
  • равноправие граждан: демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;
  • подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении, уважение прав и интересов меньшинства;
  • выборность ключевых органов государства.

Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных признаков. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии стремятся к соблюдению дополнительных принципов: прав человека, приоритета прав личности над правами государства, ограничение власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона и т. д.

В последние годы в политологии получила распространение теория «волн демократизации», создатели которой считают, что утверждение современных институтов демократического правления происходило в три этапа, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, и что за подъемом демократизации следовал ее откат. С. Хантингтон в своей книге «Третья волна. Демократизация в конце XX в.» (1991) дает следующую датировку: первый подъем - 1828-1926 гг., первый спад - 1922-1942, второй подъем- 1943-1962, второй спад-1958-1975 гг., начало третьего подъема - 1974 г.

Концепция «третий волны демократизации» базируется на следующих основных положениях:

  • переход к демократии в различных странах означает, что между различными переходными процессами и формами демократизации много общего и их следует рассматривать как частные случаи мирового политического движения;
  • демократия - самоценность, ее установление не связывается с прагматическими, инструментальными целями;
  • признается множественность возможных форм демократического устройства (признание и поддержка существования разнообразных, автономных друг от друга и от государства ассоциаций, преследующих неодинаковые, подчас противоречащие друг другу цели);
  • демократизацией в конце XX в. не заканчивается процесс политических перемен в мире, не завершается история демократии - концепция «третьей волны» предполагает синусоидальный характер развития демократического процесса, что может привести как к откату части стран назад, так и к «четвертой волне», но уже в XXI в.

3. Избирательные системы и выборы

Выборы - это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее необходимое условие. «Демократию можно определить как режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов»,- утверждают авторитетные французские ученые П. Лалюмьер и А. Демишель. А во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Совершенствование избирательной системы - одна из актуальнейших задач политического развития молодой российской демократии.

Что же такое избирательная система?

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также в сложившейся практике государственных и общественных организаций.

Избирательная система входит как составная часть в политическую систему, но и сама, как всякая система, подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются два:

  • избирательное право - теоретико-юридический компонент;
  • избирательная процедура (или избирательный процесс) - практико-организационный компонент.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

Термин «избирательное право» может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное избирательное право), либо в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

В основе классификации выборов лежат принципы избирательного права и несколько критериев: объект выборов (президентские, парламентские, муниципальные - в органы местного, обычно городского, самоуправления), сроки (очередные, внеочередные, дополнительные) и т. д.

Наибольший интерес заслуживает классификация выборов по принципу избирательного права, отражающему степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае классификация приобретает вид парных противоположностей:

  • всеобщие - ограниченные (цензовые);
  • равные - неравные;
  • прямые - косвенные (многостепенные);
  • с тайным - с открытым голосованием.

Признаки, характеризующие высокую степень демократизма избирательной системы, стоят первыми. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Рассмотрим эти принципы более подробно.

Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то и другое в ряде стран ограничено так называемыми избирательными цензами: имущественным (обладание имуществом или доходом определенного размера), цензом оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока), образовательным (например, знание государственного языка страны), возрастным и т. д.

Цензы пассивного избирательного права обычно значительно более жестки, чем цензы права активного. Так, в Канаде в сенат может входить только лицо, владеющее недвижимой собственностью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента - там, где он двухпалатный,- особенно высок: в США и Японии - 30 лет, во Франции - 35, в Бельгии и Испании - 40. В то же время нельзя не отметить, что процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения. К примеру, начиная с 1970-х гг. возрастной ценз для избирателей большинства развитых стран снижен до 18 лет.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Принцип этот легко нарушить самыми различными способами. Например, с помощью так называемой «избирательной геометрии» («избирательной географии»), т. е. такой раскройки территории страны на избирательные округа, что на стороне господствующей партии, в интересах которой такая раскройка произведена, оказывается возможно большее число округов с поддерживающими данную партию избирателями.

Относительно выборов в коллегиальные органы власти можно отметить такую закономерность: выборы в местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов повсюду прямые (в ряде стран таковы и выборы в верхнюю палату, в частности в сенат США); голосование при этом тайное, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.

Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено), называемый иногда (обычно при решении территориальных споров) плебисцитом (от лат. plebs - простой народ и scitum - решение, постановление). Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии. Референдум - это всенародное голосование, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны. Например, это может быть вопрос о государственной принадлежности той или иной территории (плебисциты 1935 и 1957 гг. о Саарской области Германии, пограничной с Францией) или о ее независимости (референдум 1995 г. в Квебеке, франкоязычной провинции Канады), вопрос о форме государственного правления (референдумы 1946 г. в Италии и 1974 г. в Греции о замене монархии республикой) и т. д.

Подобно выборам, референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования, способа проведения и сферы применения. Референдум называется конституционным, если с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней, или законодательным, если предмет референдума - проект акта текущего законодательства.

Следует отметить двоякую политическую природу референдумов: с одной стороны, референдум способен (а в идеале - призван) наиболее полно выявить волю народа по тому или иному вопросу или комплексу вопросов, с другой - организаторы референдума могут сделать его предметом несущественный вопрос, с тем чтобы отвлечь внимание народа от действительно насущных проблем. Случается и так, что воля народа, выраженная на референдуме, игнорируется и попирается власть имущими.

Как уже говорилось, избирательная процедура составляет практико-организационную часть избирательной системы.

Следует отличать такие нередко отождествляемые понятия, как «избирательная процедура» и «избирательная кампания».

Избирательная процедура - это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная кампания (предвыборная кампания) - это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов).

Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кампания. Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию, подобно полицейскому на уличном перекрестке, регулирующему движение потока автомобилей.

Избирательная процедура включает в себя: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

Избирательная (предвыборная) кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. д.

Избирательная кампания официально начинается со дня провозглашения акта о назначении выборов (обычно это прерогатива государства) и продолжается до даты выборов. Фактически же она делает свои первые шаги задолго до официального старта, как только становится известно о намерении провести выборы.

Избирательная борьба - основное поле деятельности политической партии в демократическом обществе в противоположность тоталитарному. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электората. Электорат (от лат. elector - избиратель) - это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах. Например, электорат социал-демократических партий составляют в основном рабочие, интеллигенция, служащие, мелкие собственники; в электорат демократической партии США, как правило, входит цветное население страны. Электорат не есть некая строго очерченная социальная группа, хотя ему и присуща некоторая относительная стабильность. От выборов к выборам электорат той или иной партии меняется как в количественном, так и в качественном отношении. К примеру, после того как из двухпартийной системы Великобритании лейбористы вытеснили либералов, электорат первых в значительной степени пополнился за счет электората вторых.

С учетом того, что в государствах современного мира продолжается (а в России идет полным ходом) социальная дифференциация, сопровождающаяся возникновением все новых политических партий и социальных движений, каждое из которых претендует на роль выразителя интересов всего народа, становится весьма актуальным вопрос о формировании избирательных блоков и союзов, ибо ни одна из партий нередко не в состоянии добиться победы в одиночку. Поэтому партии и общественные организации в ходе предвыборной борьбы зачастую образуют политические блоки и союзы, заключая соглашения для совместных действий, чтобы обеспечить победу кандидатам от партий, стоящих на близких позициях.

Однако такого рода предвыборной дипломатии для победы на выборах недостаточно. Необходим целый ряд других факторов: наличие финансовых средств, позволяющих широко развернуть предвыборную агитацию; авторитет, приемлемость партии в глазах избирателей; политическая новизна, бросающая вызов старому укладу; политическая и личная привлекательность выдвигаемых партией кандидатов, т. е. их имидж (от англ. image - образ); продуманность предвыборной программы (платформы) партии или политического блока.

Кульминацией избирательной кампании является день выборов. В отличие от шумной предвыборной борьбы сама процедура голосования есть тайна, и потому наиболее интересное об этой процедуре мы узнаем, когда тайна либо нарушена, либо еще не узаконилась. Последнее характерно для обществ с недостаточно развитой культурой.

Известно, например, что, когда Наполеон Бонапарт решил «узаконить» свою диктатуру посредством народного плебисцита, голосование проводилось открыто, под строгим надзором властей, а в армии - по полкам, причем солдаты голосовали хором.

И в наши дни есть подобные примеры. Еще совсем недавно в Заире депутатов в парламент выбирали на городских площадях путем восклицания одобрения кандидатурам из зачитываемого мэром города списка, в Западном Самоа старейший голосует за всех членов своей большой семьи, а в Свазиленде избиратели «голосуют ногами», проходя в одни из ворот, за которыми их ждут кандидаты в коллегию выборщиков депутатов парламента.

Однако по мере формирования гражданского общества, роста его правосознания и совершенствования правовых институтов подобные способы голосования приобретают черты анахронизма.

В некоторых странах во избежание «выборной давки» ограничивается количество кандидатов, баллотирующихся по каждому избирательному округу. Так, в Великобритании это число не должно превышать пяти. Кроме того, каждый кандидат вносит довольно большой денежный залог, который будет удержан, если претендент не наберет минимум 5 % от общего числа голосов. Пятипроцентный барьер установлен в ряде стран (в том числе в России) и для партий. Во многих странах за день до выборов предвыборная агитация запрещается, чтобы избиратель мог спокойно взвесить, кому же все-таки отдать свой голос.

Таким образом, мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.

Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу поданных голосов. Эта система распространена в современном мире более широко. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. Она используется в Бельгии, Швеции и во многих других странах. Пропорциональная система имеет две разновидности:

  • пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются);
  • пропорциональная избирательная система по многомандатным округам (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).
  • 3) независимость депутатов от своих партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов). Избирательные системы в своем развитии прошли долгий большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной избирательной системы, т. е. системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, другая - пропорционально. Опыт совершенствования избирательных систем свидетельствует о том, что данная система более демократична и эффективна в достижении политической стабильности.

    Избирательная система в России имеет сравнительно непродолжительную историю - около 90 лет, считая с закона о выборах в первую Государственную думу от 11 декабря 1905 г. Закон, который поставил во главу угла куриальную систему, трудно назвать демократическим, так как он обеспечивал неравное представительство разным слоям населения. Еще хуже был закон 1907 г., просуществовавший до самого конца дореволюционной Думы.

    В советскую эпоху выборы приобрели чисто формальный характер. Лишь в 1989 г. положение начало радикально меняться. Но и тогда при выборах народных депутатов часть мест была наперед зарезервирована за «общественными организациями» (с указанием «кому - сколько), что, в сущности, являлось модификацией все той же куриальной системы. Такой порядок год спустя отвергли как антидемократический.

    17 марта 1991 г. состоялся первый в истории страны всенародный референдум, а 12 июня того же года - первые в истории России президентские выборы.

    Нынешняя избирательная система России определяется новой Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и федеральными законами «О выборах президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (1995).

    В Конституции провозглашается: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

    Активное избирательное право граждане Российской Федерации получают с 18 лет, пассивное - право быть избранными в Государственную думу - с 21 года (на пост президента - с 35 лет, при условии 10-летнего постоянного проживания на территории Российской Федерации). При этом участие в выборах объявляется делом добровольным, осуществляемым на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    В Государственную думу избираются 450 депутатов, из них 225 - по одномандатным округам (1 округ - 1 депутат) и 225 - по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирается личность, во втором - партия, блок партий или иное общественное объединение.

    В Российской Федерации действует смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

    В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, блоков и т.п., которые перешагнули 5 %-й барьер, т.е. получили не менее 5 % голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, теряет свои голоса, а также и право на представительство в Думе.

    Нынешняя российская избирательная система опирается на опыт ряда государств, как имеющих богатые правовые традиции, так и лишь недавно приступивших к строительству правового государства. Разумеется, многое в ней подлежит проверке и коррекции, возможно, весьма основательной, но важно то, что избирательный механизм в нашей стране создан и работает.

Лекция 12

Контрольные вопросы и защита работы

Методика и порядок выполнения работы

Аппаратура и материалы

Для выполнения лабораторной работы необходима следующая аппаратура и материалы:

Персональный компьютер, содержащий микропроцессор модели Intel 804486 и выше;

Жесткий магнитный диск емкостью 1Гбайт и выше;

Операционная система семейства Windows версии не ниже 98;

Табличный процессор EXCEL.

1. Включить компьютер.

2. Загрузить программу EXCEL.

3. Создайте три ведомости заработных плат соответственно для отделов: отдел1, отдел2, отдел3 на трех листах в одной книге следующего вида:

В таблице должно быть 10 записей.

На следующем листе создайте сводную таблицу:

Сводная ведомость выдачи заработной платы сотрудникам по ООО «Компьютерный мир»

4.Сохраните книгу в своей папке, имя выберите произвольно.

1.Форма отчета – письменная.

2.Описать выполнение работы при выполнении лабораторной работы.

3.Продемонстрировать данную работу на ПК.

4. Ответить на контрольные вопросы.

1.Расскажите о методе переноса данных из одной таблицы в другую?

2.Чем отличается метод копирования данных с помощью команд Правка, Копировать от рассмотренного метода в данной лабораторной работы?

3. Как размножить значения по всей сводной таблице?

4. Как с помощью Мастера функций воспользоваться формулой вычисления среднего значения?

5 Какие еще возможности предоставляет Мастер функций?

1) Политическая деятельность.

2) Политическое лидерство.

3) Типология лидеров.

1) Политическая деятельность. Функционирование политической системы - это процесс действия ее субъектов: государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и всех граждан. Государство, например, как еще отмечал М. Вебер, естькомплекс специфических совместных действий людей.

Понятие деятельности охватывает все многообра­зие форм активного отношения людей к окружаю­щему миру - природному и социальному, включа­ющему целесообразное изменение его в соответствии с человеческими потребностями. Каждая сфера жиз­ни общества (экономическая, социальная, духовная и т. д.) характеризуется совокупностью присущих ей форм и видов деятельности, равно как и общест­венных отношений.



Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное содержание политической сферы жизни. Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая деятельность - это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть - управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленая на укрепление данной политическое системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм); системная или внесистемная и т. д. М. Вебер, говоря о составе политической деятель­ности, подчеркивал, в первую очередь, деятельность по сохранению порядка в стране, т. е. «существующих отношений господства».

Если говорить об институтах, входящих в политическую систему, то деятельность каждого из них имеет естественные признаки и, прежде всего, различные средства их достижения. Каждый политический и общественный институт по сути своей представляет определенную систему деятельностей.

Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и, наконец, самого процесса активности.

Непосредственным объектом политической деятельности выступают политические ценности, институты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные группы, партии, элиты, лидеры.

В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не социально-классовые отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической власти и последних к обществу.

Действие отдельного человека приобретает политический смысл постольку, поскольку включено в систему общественных отношений и является элементе групповой деятельности. Есть и иная точка зрения на содержание политической деятельности. По М. Веберу, политическое действие (как любое социальное действие, можно понять, исходя только из поведения отдельных людей.

В отличие от других субъектов социального дей­ствия субъект политической деятельности характе­ризуется, в первую очередью тем, что он всегда вы­ступает в виде организованной (в той или иной фор­ме и степени) общественной силы. Политические силы, действующие в данной ситуации, в данном полити­ческом процессе, - это всегда так или иначе орга­низованные социальные группы, классы, слои, на­циональные общности, наконец, международные объ­единения (государственные союзы, движения и т.п.). Политическое действие в любом случае является дейст­вием групп людей (а не отдельных, разрозненных индивидов), объединенных определенной общей це­лью и руководствующихся общими правилами «игры». Высшей формой организации по­литической деятельности являются политические ин­ституты, включая государство и политические партии.

2) Политическое лидерство. Неравное положение участников политической жизни в политической иерархии обусловлено разной степенью близо­сти их к власти и возможности принимать стратегические ре­шения, а также способности влиять на социальные изменения. Даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других приоритетом по своему влиянию на общество. Личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером. В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения цельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом. Таким образом, фактическое значение проблемы лидерства связано с поиском эффективных форм руководства и управления социальными процессами.

Теории лидерства. Общественное лидерство является социальной функцией, обусловленной способностью человека сознательно ставить общезначимые цели и определять способы их достижения в рамках создаваемых для этого политических институтов. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания прогресса социальной системы в целом.

Понять феномен лидерства и его эволюцию можно, проанализировав его составляющие: 1) характер лидера; 2) его политические убеждения; 3) мотивацию политической деятельности; 4) свойства его сторонников и всех взаимодействующих с ним политических субъектов; 5) конкретно-историческую ситуацию прихода лидера к власти; 6) технологию осуществле­ния лидерства. Целостная и многогранная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, услож­нения социальных взаимосвязей, актуализирующих конкрет­ные функции лидера.

В примитивных обществах функции лидера прояв­ляются слабо и сводятся в основном к обеспечению физиче­ского выживания общинников. Сами лидеры предстают в образе героев, наделенных особыми физическими качествами и нравственными достоинствами. Так, Платон изображал ли­дера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, отличающегося решительным неприятием лжи, лю­бовью к истине. По его представлениям, лидеру присуши скромность, благородство, справедливость, великодушие, ду­ховное совершенство.

Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, привне­ся в нее идею богоизбранности лидеров, в отличие от простых смертных.

Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» он определил природу, функции и технологию лидерства. Характер лидера Н. Макиавелли выводил из взаимодействия прави­теля и подданных. Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Следовательно, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качест­вами. От природы человеку дано меньше, нежели он получает, живя в обществе. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.

Стимулом к активной деятельности является неудовлетво­ренность. Дело в том, что люди всякий раз желают большего, но не всегда могут этого добиться. Разрыв между желаемым и действительным порождает опасное напряжение, способное надломить человека, сделать его жадным, завистливым и ко­варным, поскольку желание получить превышает наши силы, а возможностей всегда недостает. В результате появляется не­довольство тем, чем человек уже владеет. Подобное состояние Н. Макиавелли назвал неудовлетворенностью. Именно она способствует превращению желаемого в действительное.

Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди важнейших функций Н. Макиавелли выделил обеспечение общественного порядка и стабильность в обществе; интеграцию разнородных интересов и мобилизацию населения на решение общезначимых задач. В целом теория лидерства Н. Макиавелли построена на четырех положений (переменных): 1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

В дальнейшем исследователи лидерства особое внимание сосредоточили на тех или иных составляющих этого многогран­ного явления: либо на чертах и происхождении лидера; либо на социальном контексте его лидерства, т. е. социальных условиях прихода к власти и осуществления лидерства; либо на характере взаимоотношений лидера и его сторонников; либо результатах взаимодействия между лидером и его последователями в определенных ситуациях. Акцент в анализе лидерства на той или иной переменной приводил к неоднозначной трактовке данного феномена и инициировал появление ряда теорий, в которых исследовалась природа лидерства. Среди наболее распространенных и общепризнанных теорий лидерства можно выделить теорию черт, теорию ситуативного анализа, ситуативно-личностную теорию,интегративную теорию лидерства.

В теории черт (К. Бирд, Э. Богардус, Ю. Дженнингс и др.) лидер рассматривается как совокупность определенных психологических черт, наличие которых способствует его выдвижению на лидирующие позиции и наделяет его способностью принимать властные решения в отношении других людей.

Теория черт возникла в начале XX в. под влиянием исследований английского антрополога Ф. Гальтона, объяснявшего природу лидерства с позиций наследственности. Основная идея такого подхода – утверждение о том, что если лидер обладает особыми качествами отличающими его от сторонников, то эти качества можно выделить. Данные качества передаются по наследству.

Высшие должностные лица воспринимаются как исключительные в значениях домини­рующей политической культуры и ментальности, население приписывает им те или иные добродетели. Психологическая интерпретация лидерства акцентирует внима­ние и на мотивации поведения лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа 3. Фрейда, который трак­товал политическое лидерство как сферу проявления подавлен­ного либидо - бессознательного влечения сексуального характера.

Анализ деструктивного типа политического поведе­ния с чертами мазохизма и садизма дал американский психолог Э. Фромм в работе «Некрофилы и Адольф Гитлер». Используя метод психобиографии, Э. Фромм проследил, начиная с раннего детства, процесс формирования деструктивного политического лидерства вождя фашистской Германии.

Однако выделение феномена лидерства из совокупности психологических черт личности или из его мотиваций и побуждений (сознательных и бессознательных) не в состоянии ответить на вопросы практического характера, связанных с характеристикой конкретных лидеров.

Преодолеть психологическую трактовку лидерства пыталась теория ситуационного анализа , согласно которой лидер появляется в результате стечения обстоятельств места, времени и других. В жизни группы в различных ситуациях выделяются отдельные индивиды, превосходящие других по крайней мере одним каким-то качеством. И поскольку именно данное качество востребовано сложившимися условиями, постольку человек, обладающий им, становится лидером. Ситуационная теория лидерства рассматривает лидера как функцию определенной ситуации, подчеркивая относительность черт, присущих лидеру, и предполагая, что качественно отличающиеся обстоятельства могут востребовать качественно различных лидеров.

Попытки избежать крайностей в трактовке феномена лидерства (либо с позиции теории черт, либо в рамках теории ситуационного анализа) объективно требовали расширения границ анализа факторов формирования лидирующих позиций и обусловливающих содержание властного воздействия. Эти попытки привели к появлению личностно-ситуативной теории. Ее Сторонники личностно-ситуативной теории (Г. Герт и С. Милз) пвытались преодолить недостатки вышеизложенных теорий. Среди переменных лидерства, позволяющих познать его природу, они выделяли четыре фактора: 1) черты и мотивы лидера как человека; 2) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие следоватъ за ним; 3) характеристики роли лидера; 4) правовые и институциональные условия его деятельности.

Американский политолог Маргарет Дж. Херманн расшири­ла число переменных, позволяющих, по ее мнению, глубже раскрыть существо лидерства, включив: 1) основные полити­ческие убеждения лидера; 2) политический стиль лидера; 3) мотивы, которыми руководствуется лидер; 4) реакцию лиде­ра на давление и стресс; 5) обстоятельства, благодаря которым лидер впервые оказался в положении руководителя; 6) пред­шествующий политический опыт лидера; 7) политический климат, в котором лидер начинал свою политическую карьеру.

Таким образом, от одностороннего психологизма в анализе лидерства политическая наука перешла к более целостному ис­следованию данного феномена с использованием социологиче­ских подходов.

Социологическая трактовка природы ли­дерства больше сосредоточивает внимание на анализе взаимодей­ствия лидера и его последователей. Она позволяет выявить техно­логию эффективного лидерства, понять логику политического поведения лидера.

В рамках ингетративного подхода в последнее время домини­руют мотивационные концепции лидерства и теории, акцентирую­щие внимание на специфике политических стилей. Последнее направление позволяет выявить предсказуемость действий поли­тического лидера и их возможную эффективность.

Несмотря на различия в трактовке лидерства, в понимании его природы, оно рассматривается как постоянное, приоритетное влияние личности на общество или группу. Это влияние зависит от ряда переменных: от психологических черт личности, от характера взаимоотношений лидера и его сторонников, от мотивации лидерского поведения и поведения его сторонников.

3) Типология лидеров и их функции. Проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение ли­деров на основе тех или иных признаков.

Типологию лидерства на основе учета личных качеств лиде­ра и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М. Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификацион­ного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах власти. Соответственно М. Вебер выделил три типа гос­подства - традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, гла­ва рода, монарх.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоиз­бранность личности, в исключительные качества данного че­ловека. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, «характе­ризуется личной преданностью подданных человеку и их ве­рой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, пре­вращающие его в вождя». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию, поэтому харизматическое господство может создавать условия либо для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), либо для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.

Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами.

Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система М. Херманн, которая классифицирует лидеров на основе имиджа. М. Херманн выделяет четыре образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его сторонников; способов взаимосвязи ­лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый собирательный образ лидера - это лидер-знаменосец . Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди, В.И. Ленина, Мартина Л. Кинга и др.

Второй собирательный образ лидера - лидер-служитель . Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он - агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели (Л.И. Брежнева, К.У. Черненко).

Третий образ – лидер -торговец . Существенная черта его за­ключается в способности убедить. Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желани­ем их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.

Четвертый образ - лидер-пожарный . Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адек­ватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в со­временных обществах может быть отнесено именно к этому типу.

Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие ти­пы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.

В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю поведения. Можно выделить пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компульсивный, депрессивный и шизоидальный , хотя в истории встречаются лидеры, сочетающие несколько стилей.

Параноидальный политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином «хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения (И.В. Сталин, Иван Грозный).

Демонстративный политический стиль характерен для типа лидера, которого можно назвать «артист», поскольку он всегда «играет на публику». Его отличает любовь к демон­страциям, он охвачен страстным желанием нравиться, посто­янно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится он другим, любим он толпой или нет. Вследствие этого он достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, на­слушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообла­дания, столкнувшись с критикой в свой адрес (А.Ф. Керенский, Л.Д. Троцкий, В.В. Жириновский).

Компульсивный политический стиль обычно характерен для лидера, собирательный образ которого можно обозначить тер­мином «отличник». Ему свойственно почти навязчивое жела­ние делать все наилучшим образом, независимо от возможно­стей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабо­чен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, правилам, что нередко служит причиной конфликтов во властных структурах. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестан­дартные методы. (Л.И. Брежнев).

Депрессивный политический стиль олицетворяет «соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и потому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». «Соратник» часто идеализирует отдельных людей и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность принимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие (Николай II).

Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер-«одиночка». Самоизоляция и самоустранение его от участия в конкретных событиях имеют более отчетливый характер. «Одиночка» не желает присоединяться ни какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Зато политическая ответственность в таком случае практически отсутствует. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ, менее самостоятелен и неэффективен. Лидер-«одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Подобное изменение политического стиля было свойственно политической биографии В.И. Ленина (до революции 1917 г. - «одиночка», а после нее добавились черты «хозяина» и «артиста»).

Выделенные как «идеальные» указаные политические стили встречаются достаточно редко, они выступают как тенденции. Они обусловлены ментальностью и культурой общества, включающих устойчивые представления о желаемой модели общества и роли лидера в нем, о предпочтительных способах решения возникающих проблем. Стили политики заметно различаются в силу нетождественности национальных культур различных стран. Тип доминирующей культуры определяет и характер политических ориентаций, свойственных лидерам.