Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Что такое дата утверждения обоснования закупок. Новые правила обоснования закупок. Пример обоснования закупки

Все госзаказы по 44-ФЗ осуществляются на бюджетные деньги. Чтобы контролировать эффективность расходов, от заказчиков требуют обосновывать их необходимость. Разберемся на примерах, что собой представляет обоснование соответствия объекта закупки 2019, что писать в нем и как его оформлять.

Нормативная база

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.


Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так:


Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.

В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика , минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании - в сегодняшней статье.

Когда обоснование не понадобится

Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки . Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:

  • услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
  • услуг по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
  • объектов культурного наследия, литературы или искусства;
  • услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
  • прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.

Что следует включить в обоснование

Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика , однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • цель, для осуществления которой производится закупка;
  • описание объекта и его цена;
  • условия заключения контракта;
  • плюсы конкретного поставщика;
  • обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
  • вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.

В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.

Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования

Основная задача заказчика - доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку . Причины у такой закупки могут быть следующие:

  1. Объект потребовался срочно . Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
  2. На рынке нет конкурентов . Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
  3. Отсутствие выгоды . Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
  4. Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком . Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
  5. Скидки, распродажи . Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.

Когда нужно составить и разместить отчет

Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.

Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта .

Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика », а далее перейдите к блоку «Отчеты ». Тип документа, который вам необходим - «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ». Система предложит заполнить несколько полей. После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.

Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст.13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании плана закупок обязательному обоснованию подлежит объект закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели:

  • - начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона;
  • - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • - оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • - по результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

В случае признания планируемой закупки необоснованной, органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

  • 1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  • 2) общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.
  • 4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:
    • - требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
    • - требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам, указанной корпорации казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, а также автономными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями, на которые распространяются положения настоящего Федерального закона, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов, указанной корпорации.

Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов подлежат обязательному размещению в единой информационной системе.

Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона.

Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

По результатам обязательного общественного обсуждения закупок в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению и не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

3. Формирование и ведение плана-графика

Утверждаются и ведутся в соответствии с требованиями, которые устанавливают:

  • · Правительство РФ - в случае осуществления закупок по заказам для федеральным нужд;
  • · высший орган исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, - для обеспечения потребностей этих субъектов;
  • · местными администрациями в установленном порядке - при закупках для нужд муниципальных образований.

В процедуре, могут участвовать следующие субъекты закупочной деятельности:

  • · государственные заказчики, действующие от имени субъектов РФ (далее - государственные заказчики);
  • · муниципальные заказчики, выступающие от имени муниципальных образований (далее - муниципальные заказчики);
  • · бюджетные учреждения, созданные субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Органы управления государственных или муниципальных заказчиков могут безвозмездно делегировать свои полномочия по осуществлению госзакупок на договорной основе. В таких случаях в процедуре формирования плана-графика закупок могут участвовать (в пределах предоставленных полномочий):

При условии осуществления капитальных вложений в объекты, находящиеся в государственной/муниципальной собственности, данная процедура формирования планов-графиков закупок распространяется и на:

  • · муниципальными образованиями (далее - автономные учреждения);
  • · государственные унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности субъектов РФ;
  • · муниципальные унитарные предприятия.

Разработка и формирование планов-графиков производится ежегодно на период, равный календарному году, на основании планов закупок, которые заказчик собирается осуществить в соответствующем финансовом году. Сроки осуществления процедуры формирования определяют высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или местные администрации . При этом учитывается статус субъектов:

  • · для государственных (муниципальных) заказчиков сроки определяются органами, которые распоряжаются средствами бюджета субъектов РФ или местных бюджетов;
  • · для бюджетных учреждений сроки устанавливаются органами, которые осуществляют функции их учредителей;
  • · для юридических лиц, осуществляющих закупки с целью реализации программ по капитальным вложениям, сроки исчисляются с момента заключения договора на покупку недвижимости в государственную/муниципальную собственность или на предоставление субсидий, позволяющих осуществлять капитальные вложения в соответствующие объекты государственной/муниципальной собственности (только для тех закупок, планирование которых осуществляется в рамках указанных субсидий);
  • · для юридических лиц, осуществляющих свои функции в рамках предоставленных полномочий, сроки не должны превышать те, которые установлены вышестоящими инстанциями.

Формирование планов-графиков производится после того, как на рассмотрение соответствующего органа субъекта РФ или муниципального образования внесен проект нормативного акта об утверждении бюджета. В указанные сроки при необходимости производится:

  • · уточнение сформированных планов-графиков закупок;
  • · доведение до заказчика программы финансирования и объемов прав и полномочий по закупкам каждого конкретного субъекта, заключение договоров на предоставление субсидий или передача полномочий в рамках их делегирования в порядке, установленном положениями о взаимодействии заказчиков и юридических лиц, которым они передают свои полномочия;
  • · утверждение сформированных планов-графиков.

В любом случае сроки формирования и утверждения не должны превышать предусмотренные законом № 44-ФЗ 10 рабочих дней .

4. Размещение плана-графика в информационно-поисковой системе

Закон предусматривает, что порядок размещения планов-графиков закупок в открытом доступе определяется Правительством РФ.

В соответствии с указанным нормативным актом, после утверждения планы-графики в 3-дневный срок вносятся в единую информационную систему, аккумулирующую данные в сфере закупок. Исключение составляют сведения, которые содержат информацию, отнесенную в установленном порядке к государственной тайне. До ввода в эксплуатацию указанной системы размещение производится на официальном сайте РФ, предназначенном для размещения информации о госзаказах и расположенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).

Существуют некоторые категории информационных данных об осуществлении госзакупки, размещение которых в открытых источниках не допускается в случаях, когда они содержат сведения, отличающиеся от содержащихся в планах-графиках закупок. К ним относятся:

  • · извещения о закупке;
  • · документация об осуществлении закупки;
  • · приглашения о принятии участия в процедуре определения поставщика закрытыми способами.

Законом предусмотрено, что с момента введения его в действие участники закупок имеют право оперировать только той информацией, которая включена в планы-графики, поэтому заказчики должны очень внимательно отнестись к содержанию и форме информации, которую они размещают.

Субъектам закупочных процедур необходимо учитывать следующие требования к содержанию информации при включении ее в планы-графики.

Перечень товаров (работ/услуг), являющихся предметом закупки. В планы-графики закупок включаются только те товары, работы или услуги, которые могут быть приобретены на конкурсной основе посредством проведения:

  • · открытых и закрытых конкурсов;
  • · конкурса с ограниченным участием, в том числе и закрытого;
  • · 2-этапного конкурса, в том числе и закрытого;

Допускаются и аукционные торги с использованием электронных и закрытых аукционов, а также закупки путем осуществления запросов котировок и запросов предложений или закупок у единственного поставщика.

Не будет нарушением установленных требований и проведение закупки путем определения поставщика по решению Правительства РФ иными способами или с учетом дополнительных условий исполнения контракта.

а) извещение о закупке

Планы-графики закупок должны содержать только те закупки, о которых будут:

  • · размещены на официальном сайте в установленном порядке извещения о закупке;
  • · направлены приглашения о принятии участия в процедуре определения поставщика в тех случаях, которые допускаются федеральным законодательством.
  • б) Установленные сроки.

В план-график закупок включается информация о закупках:

  • · которые подлежат приобретению в течение года, на который разрабатывался и утверждался данный документ;
  • · срок осуществления которых (срок исполнения контрактных обязательств по которым) превышает период, на который утвержден план-график.

Законодательством РФ могут быть установлены дополнительные условия, которые отражают особенности закупок отдельных видов товаров (работ/услуг) или иные существенные сведения. Такая информация также включается в планы-графики закупок. К категории указанных сведений относятся, например, информационные данные об осуществлении иных (менее распространенных) способов госзакупок:

  • · централизованных закупок;
  • · совместных конкурсов;
  • · совместных аукционов;
  • · закупок с использованием закрытых способов определения поставщиков и др.

Помимо общих требований, предъявляемых к оформлению планов-графиков, имеются требования к информации, которая касается каждой конкретной закупки. Требования к форме предоставления информации устанавливаются в постановлении № 1044. Совокупность этих сведений содержится в едином документе и складывается из следующих основных информационных блоков.

В данной статье разбивка на информационные блоки является условной, поскольку осуществляется в целях облегчения процесса информирования, анализа и структурирования положений нормативной документации для потенциальных заказчиков и поставщиков.

1. Данные о заказчике.

К этой категории информации относятся сведения, в соответствии с которыми можно идентифицировать заказчика, его статус, соответствие его тому или иному виду заказчиков (государственный или муниципальный заказчик, юридическое лицо) с указанием:

Совокупность сведений о закупке включает в себя структурированную информацию, позволяющую отнести каждую конкретную закупку к определенной категории аналогичных. Это делается в целях эффективного учета, координации, контроля и статистической обработки информации о тендерных процедурах.

2.1. Кодирование закупок.

Кодирование производится по «сквозному» методу. Это означает, что коды закупки указываются в планах о закупках, планах-графиках, извещениях о размещении закупки, тендерной документации и иных процедурных документах, что обеспечивает их взаимосвязь.

Идентификационный код формируется из кодов:

  • · бюджетной классификации, определяемых согласно бюджетному законодательству РФ;
  • · общегосударственных классификаторов;
  • · каталога товаров (работ/услуг), обеспечивающего государственные или муниципальные нужды.

Идентификационный код может содержать дополнительную информацию, предусмотренную нормативными актами. Порядок и структура кода определяется соответствующим государственным органом, исходя из целей применения.

2.2. Наименование объекта закупки и его описание.

В случаях, оговоренных Законом. наименование объекта закупки указывается на основании информации, содержащейся в специальном каталоге, с указанием основных характеристик. Каталог товаров (работ/услуг) разработан с целью обеспечения государственных (муниципальных) нужд и содержит объемный перечень, систематизированный с учетом требований современных реалий рынка.

При описании объекта закупки необходимо придерживаться объективного характера подачи информации. Оно может производиться с использованием:

  • · функциональных, технических, качественных или (при необходимости) эксплуатационных характеристик;
  • · стандартных показателей, требований, условных обозначений;
  • · специальной терминологии, касающейся технических или качественных параметров;
  • · спецификаций;
  • · планов, чертежей, эскизов;
  • · фотографий;
  • · отчетов о работе, тестированиях, испытаниях и их методах;
  • · сведений об упаковке, маркировке, этикетках;
  • · информации о соответствии техническим регламентам, техническим условиям, стандартам.

При необходимости описание может содержать сведения о применении в качестве критерия стоимости жизненного цикла товара (объекта, созданного по итогам выполнения работы) с указанием расходов, связанных с:

  • · закупкой товара (выполнением работ);
  • · последующим обслуживанием;
  • · эксплуатацией на протяжении срока службы;
  • · ремонтом;

утилизацией поставленного товара (объекта, созданного по итогам выполнения работ).

В случае, если объект закупки может быть измерен в количественном отношении, его описание должно содержать наименование единиц измерения в соответствии с кодом по соответствующему Общероссийскому классификатору.

В описание не должны включаться данные, которые могут повлечь ограничение количества участников. К ним относится информация, описывающая:

Исключение составляют случаи, когда иной способ более точного и четкого описания объекта закупки отсутствует.

2.3. Существенные условия закупки.

К этому информационному блоку сведений относится информация, которая в дальнейшем будет использоваться для совершения гражданско-правовой сделки и оформления контракта в качестве его существенных условий или дополнительных условий, который заказчик считает существенными.

Эта информация подлежит включению в планы-графики и иные тендерные документы. Она должна содержать данные о:

  • * количественных характеристиках товара, подлежащего поставке, или объемах работ (услуг), подлежащих выполнению (оказанию) в текущем финансовом году, выраженных в установленных единицах измерения;
  • * общем количестве закупки в периоды, находящиеся за пределами текущего финансового года, выраженном в установленных единицах измерения (в тех случаях, когда срок закупки превышает период, на который утвержден план-график);
  • * планируемых сроках и периодичности реализации контрактных обязательств или сроках выполнения отдельных этапов (в случаях, если предусмотрена поэтапная работа) с ежедневной, еженедельной, ежемесячной, ежеквартальной и т.д. разбивкой;
  • * начальной (максимальной) контрактной цене или цене контракта при закупке у единственного поставщика, которая формируется в установленном порядке и определяется в виде четко обозначенной суммы или в единицах трудозатрат, работ или услуг (в случаях, когда определить объем выполнения является затруднительным);
  • · обосновании осуществления закупки;
  • · размере авансового платежа (в тех случаях, когда он предусмотрен) в текущем финансовом году;
  • · поэтапном графике осуществления оплаты (в тех случаях, когда он предусмотрен) в текущем финансовом году;
  • · сумме с разбивкой по годам планового периода и общей сумме запланированных платежей (в тех случаях, когда срок закупки
  • · превышает период, на который утвержден план-график);
  • · дополнительных требованиях к участникам закупки и их обосновании в тех случаях, когда вносить такие требования допускается законом или подзаконным нормативным актом.

Обоснования осуществления закупки готовятся заказчиком в качестве приложений по каждому объекту закупки в отдельности. В них должны включаться сведения, обосновывающие начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта при закупке у единственного поставщика. Они рассчитываются с использованием одного или нескольких методов:

  • · метода сопоставимых рыночных цен, осуществленный с помощью анализа рынка;
  • · нормативного;
  • · тарифного;
  • · проектно-сметного;
  • · затратного.

При определении поставщика заказчики могут использовать конкурентные способы выбора, а также способ осуществления закупок у единственного поставщика, не предпринимая действий, которые могли бы быть расценены как необоснованное сокращение количества участников. При этом заказчики должны учитывать требования закона, предъявляемые к отдельным категориям участников, например, субъектам малого предпринимательства или организациям инвалидов.

Этап планирования для заказчика — это сложная и скрупулезная процедура. Организация должна не только разработать план госзакупок и сформировать на его основе план-график, но и обосновать каждый внесенный в плановые документы заказ (ст. 18 44-ФЗ). Действующее законодательство предусматривает в обязательном порядке аргументировать закупочную деятельность:

  • ПЗ регламентируется ст. 17 44-ФЗ;
  • ПГ — ст. 21 44-ФЗ.

Вид бланка документа и порядок подготовки пояснительной формы к ПЗ и ПГ закреплены Постановлением Правительства № 555 от 05.06.2015.

Если в течение отчетного периода в плановые регистры вносятся изменения, то их также необходимо формально обосновывать. Как — покажем на примере обоснования плана-графика закупок и плана.

ОЗ необходимо подготовить в сроки, которые устанавливает ПП РФ для организаций-заказчиков на федеральном уровне, уполномоченные органы исполнительной власти — для учреждений на уровне субъекта РФ и местные администрации — для муниципальных организаций.

Как обосновать план закупок

После того, как ПЗ будет сформирован, необходимо подготовить обоснование соответствия объекта в плане закупок. При этом аргументировать необходимо каждый объект (предмет) заказа, который организация-заказчик включила в плановый регистр. В качестве подтверждения эффективности и целесообразности совершаемой процедуры необходимо расписать цель проведения торгов и указать наименование мероприятия госпрограммы, на основании которого и производится заказ. В форме необходимо указать определенные функции, полномочия, а также реквизиты нормативного акта (ст. 19 44-ФЗ), регламентирующие конкретную процедуру.

Целесообразность заказа, цель его осуществления описываются в соответствии со ст. 13 44-ФЗ:

  • реализация мероприятий, установленных городскими и муниципальными программами;
  • исполнение международных обязательств, осуществление программ межгосударственного уровня, не входящих в государственные, муниципальные программы;
  • реализация прочих функций и полномочий.

Форма обоснования плана закупок

Пример обоснования плана закупок на 2019 год

Пример обоснования закупок при формировании плана закупок в ЕИС: пошаговая инструкция

1. Необходимо зайти в ЛК во вкладку «Реестр ПЗ», выбрать формируемый план и на панели вкладок зайти в диалоговое окно «Цели и обоснование закупок».

2. В открывшемся окне заполнить все строки в соответствии с имеющимися НПА и заранее составленным документом. Если нормативно-правовой акт в учреждении отсутствует, то это необходимо отразить в нужной строке. Если же нормативная документация есть, то нажмите на «Поиск в ЕИС», откроется гиперссылка и появится диалоговое окно «Поиск правил нормирования».

3. В «Поиске правил» вбиваются все надлежащие параметры и запускается непосредственный поиск в ЕИС. Выбирается искомый нормативный акт подтверждением действия. В том случае, если правила нормирования не были найдены, устанавливается соответствующая отметка в ячейке «Не найдены в ЕИС».

4. При ручном вводе правил нормирования необходимо заполнить все нужные строки и кликнуть на кнопку «Добавить».

5. Как только все требуемые строки будут сформированы, необходимо нажать гиперссылку «Завершить». Система автоматически переведет пользователя на вкладку «Позиции ПЗ». Вновь созданная позиция будет отображена в таблице ПЗ.

6. Необходимо создать нужное количество позиций ПЗ, нажать «Далее» и заполнить каждую строку аналогичным способом.

Как обосновать план-график

При формировании плана-графика обоснованию подлежат (ч. 3 ст. 18 44-ФЗ):

  • выбранный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя (гл. 3 44-ФЗ);
  • НМЦК — необходимо подготовить обоснование метода определения НМЦК в плане-графике и четкий, корректный расчет начальной (максимальной) цены контракта (ст. 22 44-ФЗ);
  • дополнительные требования, предъявляемые участникам закупочных процедур.

Сформировав ПГ, организация-заказчик обязана подготовить документ по установленной форме. В приложение к плану-графику включается следующая информация:

  • наименование предмета заказа и его последовательное описание;
  • начальная (максимальная) цена определенного контракта;
  • метод определения и аргументирования НМЦК;
  • подтверждение невозможности применения способов из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ;
  • дополнительные требования к участникам;
  • способ определения исполнителя контракта.

Форма документа для план-графика

Объект закупки — в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки — это по фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его.

Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя. В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.

Источниками для формирования описания могут быть:

  1. Ранее исполненные контракты.
  2. Официальные сайты (или иные источники информации) государственных и муниципальных органов.
  3. Нормативные документы, технические нормы, стандарты, регламенты и другие своды правил.
  4. Информация из опубликованных научных статей в журналах и других источниках информации.
  5. Другие источники.

Существуют рекомендации к описанию предмета госзакупки. Они касаются технических и физических показателей, терминологии и условных обозначений, которые используются при описании закупаемых товаров, работ и услуг. Они установлены:

  1. Стандартами, принятыми в соответствии с 162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации».
  2. Техническими регламентами, принятыми в соответствии с 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».
  3. Иными условиями, связанными с потребностями заказчика.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример

Алгоритм обоснования соответствия объекта в плане

При формировании плана заказов и плана-графика бюджетные учреждения должны привести обоснование заказа. Порядок установлен постановлением Правительства РФ № 555 от 05.06.2015. Заказчик самостоятельно заполняет графы формы обоснования заказа товаров, работ и услуг.

Форма обоснования выглядит так.

Разберем заполнение формы с обоснованием пошагово.

Ячейка 1. Указывается порядковый номер.

Ячейка 2. Указывается идентификационный код в соответствии с выбранным предметом госзакупки, формируется по правилам ст. 23 44-ФЗ, а также приказа Минэкономразвития России № 422 от 29.06.2015.

Ячейка 3. Указывается наименование предмета заказа. Оно может полностью совпадать с графой «Наименование предмета контракта» из плана-графика.

Ячейка 4. Указывается программа, в рамках которой проводится госзакупка, например, государственная, муниципальная или целевая.

Ячейка 5. Указывается мероприятие программы, в соответствии с четвертой колонкой формы.

Ячейка 6. Указывается взаимосвязь госзакупки и мероприятия в рамках исполнения программы, указанной в колонке 4.

Ячейка 7. Указывается наличие нормативных актов, по которым устанавливаются требования по отдельным видам товаров, работ и услуг либо их отсутствие.

Пример обоснования

Частый вопрос, который возникает при необходимости привестиобоснование соответствия объекта закупки 2019 — что писать? Заказчик неоднократно задается им при составлении плана заказов и плана-графика. Ответим на этот вопрос с помощью примера.

Столбец 3. Услуги по переводу государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронную форму. Такое же наименование имеет заключаемый контракт по итогам закупки.

Столбец 4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 313 .

Столбец 5. В соответствии с программой из столбца 4.

Столбец 6. Указывается цель или итог закупки в соответствии с программой из столбца 4.

Столбец 7. Указано постановление, в рамках которого проводится закупка.