Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Детское волонтерское движение. Детский дом — чем занимаются волонтеры







"Вообще мы с Олей давно задумали нечто подобное - мы давно говорили о том, что есть разные грани благотворительности, можно-по-разному к этому относиться, и помощь бывает разная и вся она - нужная.

И я сама помню свою первую поездку в детский дом несколько лет назад, когда я поняла, что все, что я знала об этом - совсем не так. Я собственными глазами увидела, что этим детям вообще не нужны подарки как таковые. Более того, всегда найдутся те, кто эти подарки подарит. Гораздо важнее оказалось то, что что, выходя из детского дома, у этих детей совсем нет опыта общения с теми, кто "там", кто живет в семьях, у них совсем нет опыта семейной жизни и как правило, семьи, которые они строят в будущем, испытывают большие трудности и рушатся. Мы задумали проект на постоянной основе, в котором мы бы задействовали тему социального волонтерства - когда и представители разных компаний, и блогеры и обычные люди - объединяются и делают что-то важное и нужное. Все вместе.


Потому что сейчас действительно много компаний хотят помогать и готовы это делать. Но, к сожалению, вариантов кроме "собрать подарки к новому году", у них нет. Мы познакомились с ребятами из компании "Газпромнефть" , быстро нашли общий язык по поводу того, чем именно займемся и вместе с ними готовили эту поездку. Компания профинансировала расходные материалы и предоставила транспорт, "Матрёшки" все организовали.


Почему мы поехали в Тихвин? Все очень просто. Если вы позвоните в любой близлежащий детский дом, вам ответят что-то в духе: "приезжайте шестнадцатого в 15:30, у вас есть час, потому что дальше плотный график". Это означает, что в эти учреждения очередь из желающих помочь. А вот если километров на 100 подальше - уже энтузиазма меньше. Сама судьба отправила нас в Муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних "Светлячок" , или попросту, тихвинский приют.


Это заведение "пограничное" - то есть это не детский дом как таковой, но и не пионерский лагерь. Сюда попадают дети из неблагополучных семей - кто-то приходит днем (занимается, делает уроки, общается с психологами и уходит обратно), кто-то живет постоянно (из забирают из семьи на реабилитацию, из сложных условий, и в течение года работают с ними, потом около 80% возвращаются обратно, а остальные, к сожалению, отправляются в детские дома).


И эти дети - непростые. Директор, Тамара Александровна, рассказала нам такое, от чего волосы шевелились - и все это происходит с одиннадцатилетними девочками и десятилетними мальчиками, просто потому, что некому им помочь, поддержать, направить, выслушать, посоветовать. Они даже не понимают, что с ними не так, они воспринимают все ужасы, что с ними происходят, как данность.


Как это не парадоксально, но таким детям больше всего нужно общение. Общение с теми, кто живет "в городе", с девочками и мальчиками, которые имеют профессию и могут чему-то научить. Да просто поговорить о том, о сем.


Мы довольно быстро собрали группу из желающих присоединиться: помимо волонтеров из "Газпромнефти" с нами поехала Катя Грибанова (у которой, к слову, большой опыт участия в благотворительных проектах, она вообще человек- сердце)- старшие ребята делали новогодние веночки вместе с ней.
Катя Коверник из Гоголь-Шоп - малышня с таким удовольствием расписывала игрушки и развешивала их потом на елку!




Ваня Табаков показывал фокусы - мальчики были в дичайшем восторге и взяли у него несколько фокусов на заметку.


было реально весело!


Маша Горелик привезла с собой всяческой декоративной красоты и мы вместе делали новогодние открытки.


Знаете, что самое интересное? Когда ты спрашиваешь, для кого открытка, каждый отвечал: "для мамы".


А маленьких деток развлекали наши любимые "Зайцы PR" - они знают толк в том, как развеселить народ.


C нами поехали Маша Сурикова , Оля Бояркина , Саша Ольха , - спасибо вам, ребята, огромное.


На втором этаже был "шумный зал", - там было много малышей, криков, все довольно сумбурно и громко. А на первом, где дети постарше, были такие задушевные разговоры и спокойствие. Как-то так получилось, что мы абсолютно естественно распались на пары-тройки и общались в своем узком кругу.


У меня были девочка Таня и мальчик Андрей, с которыми мы сразу нашли общий язык. А с другой стороны сидели еще две красотки Ира и Лиза - вот это категория, скажу я вам... Я даже не представляю, каково им это все дается, потому что в теле ребенка (они совсем дети, 11 и 13 лет) уже довольно неприятный опыт взрослого, побитого жизнью человека и это такая странная смесь наглости и смущения, бойкости и низкой самооценки... Каждую хотелось прижать к себе и никуда не отпускать. Но у них есть свои родители, к которым им возвращаться и.. выстраивать отношения заново.


Мы просто разговаривали о всякой ерунде - слово за слово, про разное, без всяких нравоучений. Мы дали понять, что пришли "без лозунгов и транспарантов". Они довольно живо интересовались тем, "как там, в Питере", кто чем занимается, можно ли продавать такие открытки, неужели флористы и визажисты могут зарабатывать... Мальчики харахорились, рассказывали о своих успехах. Ну вобщем обычные дети. Просто немного тревожные и непричесанные. Вот и все.


Мы спокойно занимались, общались, разговаривали, зайцы делали свое веселое дело, потом вручили каждому по именному прянику от

Проект Волонтерского движения «Импульс»

Актуальность проблемы

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителей и врачей, которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.

В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети - сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в нашей школе одним из направлений детского объединения «Искра» является волонтерское движение «Импульс», где каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства. Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается. Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве.

Для дальнейшего развития волонтерского движения в нашей школе разработала учитель искусства, Вербицкая А.В. проект добровольческого движения «Импульс».

Цель проекта:
Развитие подросткового добровольческого движения в нашей школе.

Задачи:
1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей
2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере
4. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
5. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информацию о здоровом образе жизни
6. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров
7. Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН

1.1.Освещение деятельности в СМИ, связь с общественностью.

Функции волонтеров в профилактической работе:

Проведение профилактических занятий или тренингов
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде - проведение тренинговых занятий)
- первичное консультирование и сопровождение
- творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов
- сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.

Заповеди волонтеров:
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и
поступкам.

Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Этапы работы:
1. Организационный: создание волонтерской команды.
2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ
3. Проектирование: планирование мероприятий по пропаганде добровольческого движения
4. Деятельность по проекту: реализация деятельности по блокам
5. Подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрения в своей школе.

Потенциалы развития
1. Освещение деятельности блоков проекта
2. Публикации по проблемам добровольческого движения
3. Привлечение родителей к проведению различных мероприятий
4. Организация встреч с работниками РОВД, здравоохранения
5. Организация встреч со знаменитыми людьми нашего района, села
6. Проведение совместных мероприятий с работниками культуры
7. Использование информационных стендов, листовок, плакатов.

Чем занимаются волонтеры нашей школы?
Всем, чем угодно! Волонтёры могут работать в любые дни. Обычно в неурочное время организуются знакомства, проводятся просветительская работа и компании по сбору средств, спортивные состязания, мероприятия по защите окружающей среды и помощь ближнему.

Наш проект включает в себя 4 блока

1 блок «Милосердие»

Цель: Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

2 блок «Спорт и здоровый образ жизни»

3 блок «Наглядная агитация»
Цель: Привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.

4 блок «Творческий блок»
Цель: Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

5 блок «Экология»
Цель: Воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Основные программные мероприятия

Направления Мероприятия
I блок
«Милосердие »
- помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ;
- помощь неуспевающим сверстникам;
- участие в акции «Подарок другу»
- участие во Всесоюзном Дне добра.
- шефство над памятниками «Погибшим в годы ВОВ
войны», Герою Советского Союза Ф.М.
Мельникову: уборка, посадка цветов;
- встречи с ветеранами войн, тематические
вечера и экскурсии в музей;
- помощь одиноким пенсионерам,
- проведение акции «Георгиевская ленточка»,
- работа по благоустройству села, школы:
посадка деревьев;
- «Мы разные, но мы вместе» - акция,
посвящённая Международному Дню инвалида»;
- акция «Дом без одиночества» (поздравление на
дому)
II блок
«Спорт и здоровый образ жизни»

- строгое выполнение пунктов Устава
школы, касающихся здоровому образу жизни
- проведение тренингов по профилактике
курения, алкоголизма, наркомании
- выпуск и распространение
информационного бюллетеня «Будьте
здоровы!», посвященного профилактике
заболевания гриппом
- участие во всех соревнованиях:
классных, общешкольных, районных
- организация спортивных праздников и
мероприятий
- организация походов, экскурсий
- вовлечение учащихся в спортивные секции
и кружки
- выпуск стенгазет о здоровье, стендов об
известных спортсменах района, области
- встречи со спортсменами, выпускниками
школы
- беседы с медработниками о здоровом
образе жизни
- участие на классных часах, посвященных
ЗОЖ.
III блок
«Наглядная агитация»
- выпуск стенгазеты
- распространение брошюр, агитационных
листовок
- сотрудничество с районной газетой
«Калачеевские зори»
- проведение анкетирования
- организации конкурсов рисунков,
плакатов
- организация творческих работ
(сочинений, поделок)
- участие волонтерского движения в
творческом отчете школы перед
родителями
- создание информационного стенда:
Горячая телефонная линия «Как помочь
другу»
IV блок
«Творчество»
- организация и проведение вечеров,
праздников
- подготовка и показ волонтерского
мероприятий по профилактике курения,
алкоголизма, СПИДа
- участие в художественной
самодеятельности, агитбригадах
- участие в общешкольных месячниках,
акциях, предметных неделях
- проведение традиционных праздников
День Знаний,День пожилых людей, День
Учителя, День Матери, Новый год, День
Защитников Отечества, Масленица, День
птиц, Последний звонок, День Защиты
детей, Выпускной вечер для 9 класса)
V блок «Экология» - Помощь в благоустройстве школьной
территории, клумб, сада.
- охрана и уход за цветами в школе
- выпуск экологической стенгазеты
- акция «Посади дерево и сохрани его»

Проект рассчитан на три года: 01.09.13-01.09.16 г. г.
1. Формирование и становление волонтерского движения;
2. Работа по развитию волонтерского движения;
3. Совершенствование волонтерского движения.

Ожидаемый результат
1. Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
2.Умение аргументировано отстаивать свою позицию на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму
3. Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и на учете в ПДН
4. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
5. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.

Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление страницы на школьном сайте
2. Создание фотоальбома
3. Оформление стендов для музея и для пропаганды волонтерского движения при участии в мероприятиях
4. Оформление буклетов
5. Составление годовых отчетов о проделанной работе
6. Распространение опыта работы через средства массовой информации
7. Презентации волонтерского движения «Импульс» на различных мероприятиях, имеющих социальную направленность
8. Краткий обзор по проблеме развития волонтерского движения.

Правила поведения добровольцев в детском доме. Они войдут в пособие «Азбука милосердия», которое издает Синодальный отдел епархии по церковной благотворительности и социальному служению. В учебнике собраны рекомендации, как добровольцам вести себя с детьми, которые живут без родителей, как общаться с ними, что нельзя им дарить. «Русская Планета» попросила прокомментировать советы пособия психологов и педагогов.

Никаких пустых обещаний

В общении с детьми, которые растут без родителей, пособие советует соблюдать несколько принципиально важных правил. Прежде всего, никогда говорить об их мамах и папах, особенно если родители живы, но лишены родительских прав или ведут асоциальный образ жизни и никогда не навещают. Это больная тема.

Конечно, лучше вообще избегать подобных разговоров, но иногда это не удается, - уточняет в разговоре с корреспондентом РП детский психолог-консультант, кандидат психологических наук Елена Постышева. - Если ребенок доверился вам, и сам начал рассказывать о семье, то не перебивайте, дайте выговориться. Слушайте внимательно, не прерывая и никак не комментируя. Даже если маленький собеседник сам осуждает маму или папу, не нужно поддерживать его в этом. Родители все равно самые близкие для него люди, какими бы они ни были. Комментарии тут неуместны, поскольку могут глубоко травмировать психику ребенка, ведь в глубине души он в любом случае верит, что они хорошие. Сомневается, но верит.

Если мать и отец детдомовца живы, то ни при каких обстоятельствах нельзя называть его сиротой - для него это прозвучит как оскорбление.

Совершенно обоснованный совет, - уверяет корреспондента РП кандидат педагогических наук Ирина Велигжанина. - До детдома эти дети часто имели дело с людьми, которые не выполняли обещаний. Папа обещал им не пить, мама - не пропадать на несколько дней, социальные работники клялись, что не разлучат их с братом или сестрой. И если вы пообещаете приехать в следующее воскресенье, но не сделаете это, то разбередите старую рану. Вам будет казаться: нет ничего страшного в том, что вы объявились на семь дней позже, а ребенок все это время будет страдать. Он снова почувствует себя преданным. Поэтому чем меньше обещаний вы дадите, тем лучше.

Честное «Нет»

Будет трудно. Авторы пособия напоминают: дети в детских домах умеют добиваться обещаний. Они тоскуют по ласке, и готовы обнять любого незнакомца. Многие, едва увидев нового человека, просят: «Забери меня к себе». А волонтер должен суметь ответить твердое «Нет».

Ребенку намного легче смириться с отказом, чем поверить пустым словам и разочароваться, если его снова обманули, - предостерегает Ирина Велигжанина. - Главное, это честность. Например, на просьбу ребенка забрать его к себе нужно доброжелательно, но твердо ответить: «Нет, к сожалению, я не могу это сделать».

И если волонтер уверен, что действительно сможет регулярно навещать именно этого ребенка, то он может продолжить: «Но попробую стать твоим другом». Когда такой уверенности нет, то скажите так: «Я хотел бы приезжать чаще и постараюсь сделать это. Но у меня много времени отнимают работа и семья. Поэтому я не могу обещать, что приеду еще раз». Дети в детских домах многое пережили, психологически они старше своих сверстников из благополучных семей, и вполне способны понять и принять такое объяснение.

Для воспитанников детдома важна возможность пообщаться не с воспитателями или другими сотрудниками учреждения, а с посторонними людьми, с которыми их не связывают статусные отношения, подчеркивает Елена Постышева. Разговор по душам для многих из них ценнее, чем любые подарки.

Вместе читаем и смотрим кино

Авторы учебника советуют проводить с ребятами мастер-классы, вести кружки, учить новому, привезти хорошую книгу или диски с фильмами. Но не просто отдать, а прочитать книгу вместе с ребятами, обсудить коллизии, в которые попадают герои, их выбор в сложных ситуациях. То же самое и с кинофильмами: лучше всего посмотреть кино вместе, понаблюдать, какие моменты вызывают у них наибольший эмоциональный отклик, и поговорить о них.

Обсуждение поведения героев фильмов и книг - хороший повод поднять в разговоре серьезные темы, говорить о которых в другой ситуации им станет скучно, - поясняет этот совет Елена Постышева. - На секунду представьте, что вам предложили: «А давай сейчас поговорим о нравственном выборе». Какая будет ваша реакция? А если вас спросят: «Как думаешь, почему в сериале “Воронины” Костя и Вера не продадут квартиру и не купят другую, подальше от родителей?», то вы охотно предложите свое объяснение, и после этого начнется бурный спор. С детьми это работает так же.

По мнению Елены Постышевой, книги и фильмы, сюжет которых основан на обыденных бытовых ситуациях - это идеальный выбор для детдома. Ведь дети там меньше всего знакомы с жизнью обычной семьи. И любые приключенческие или фантастические фильмы вызывают у них меньший эмоциональный отклик, чем то, что кажется взрослому привычным.

Как отмечают авторы пособия, совместное чтение книг, просмотр фильмов, прослушивание музыки, открывает еще одну возможность: показать новое, сформировать вкус. Лишь вместе с взрослыми школьники могут приобщиться к высоким жанрам, например, классической музыке или опере.

Научить новому - лучший подарок

Ценны для ребят практические знания, которые пригодятся им во взрослой жизни. Владеете парикмахерским искусством? Поделитесь навыками, купите необходимое оборудование, чтобы девочки могли делать прически друг другу. Умеете делать ремонт? Не покупайте детдому плитку или обои, а измените комнаты вместе с ребятами.

– Воспитанники детдомов часто сталкиваются в самостоятельной жизни с проблемами, которые никогда не возникают у детей, выросших в обычной семье, - поясняет корреспонденту РП социальный педагог Дарья Черепанова. - Если «семейный» ребенок уже в 7–8 лет знает, какую еду хранить в холодильнике, а какую - в шкафу, или же как разогреть обед в микроволновке, то для детей из детдома все это тайна. Многие из них никогда не видели, как чистят картошку, или жарят яйца, поскольку блюда из них они видят уже готовыми, в столовой. После выпуска отсутствие элементарных бытовых навыков - причина огромного стресса. Поэтому важно заранее показать им, как вести себя в тех или иных ситуациях.

По словам авторов пособия, главная задача добровольцев - общение с детьми, а не материальная помощь детскому дому или интернату. К сожалению, там часто относятся к любому волонтеру исключительно как к потенциальному источнику материальной выгоды, ждут от него подарков. И если тот при каждом визите эти подарки привозит, то лишь поддерживает и укрепляет потребительскую позицию и у взрослых сотрудников детских учреждений, и у детей. Поэтому первоочередная задача любого волонтера - дать ребенку знания, которые ему пригодятся, помочь сформировать правильную систему ценностей.