Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Профессионально-этические аспекты диагностики. Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста Социальные и этические аспекты психологической диагностики

При этом требует специального внимания проблема «преемственности» диагностики развития, которая предполагает сопоставимость "результатов тестирования, полученных на любом возрастном срезе, с помощью специально разработанных единиц анализа.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.,1982. Кн. 1—2.

2. Гуревич КМ. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопр. психологии. 1982. № 1.

3. Гуревич КМ., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992.

4. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. М., 1990.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

Глава XIII. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА

Чтобы предотвратить неправильное употребление психологических тестов, опросников и других методик, что в настоящее время наблюдается очень часто, существует насущная необходимость в соблюдении ряда предосторожностей: относительно самих методик; их оценок; последующего использования результатов. Вопросы распространения и использования диагностических методик должны подчиняться и в нашей стране этическим стандартам или кодексу профессиональной этики, как это практикуется в других странах, в частности в Америке. В кодексе профессиональной этики психолога-диагноста особое внимание должно быть уделено критическим ситуациям, в которых могут иметь место конфликты ценностей, как, например, в отношениях между развитием науки на благо человечества и защитой прав и благополучия отдельных индивидов. Рассмотрим основные этические проблемы, связанные с областью психодиагностики, которые уже нашли определенное решение в западной психологии.

1. Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики применялись только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применил индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников требуется относительно длительный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, которые участвуют в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению диагностического обследования других людей и к интерпретации тестовых оценок.В идеальном случае хорошо подготовленный психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для частной цели, с которой он проводит диагностирование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Он также должен хорошо знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность. Известно, что результаты диагностирования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете другой касающейся индивида информации. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в психологии, чтобы уберечься от неоправданных выводов в своей интерпретации полученных оценок. Если диагностирование проводится людьми других профессий, желательно, чтобы имелся квалифицированный психолог-консультант, который поможет обеспечить необходимые условия для правильной процедуры и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

Как любой научный инструмент, психодиагностичес¬кие тесты, чтобы быть эффективными, должны правиль¬но использоваться. Многие из распространенных крити¬ческих замечаний в их адрес объясняются неверным пред¬ставлением о природе и цели тестов, а также неправиль¬ной интерпретацией результатов. Используемые недобро¬совестным или неквалифицированным пользователем тес¬ты могут принести серьезный вред. В России практическая психология является относи¬тельно молодой и недостаточно структурированной от¬раслью. Пока не существует действующих органов и спо¬собов контроля за практикой и результатами деятельнос¬ти отдельных психологов.

Разработаны международные стандарты пси¬хологической профессиональной этики, приня-тые в стра¬нах с широкой и хорошо организованной сетью психоло¬гических служб. В основе этих нормативных документов лежат общепризнанные права человека, а основным кри¬терием и контролером их выполнения должна являться профессиональная честность и гуманность самих психо¬логов. Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, про-фессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). В этой связи к психодиагностике и психо-диагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профес-сиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессиональ¬но-этических принципов.

1. Ответственность - необходимость отвечать за со¬держание, интерпретацию и заклю-чение психологичес¬кого обследования, за все решения, принимаемые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надеж¬ности используемых методик;

2. Компетентность - владение методологией, тео¬рией психологии и психодиагностики, практическими и методическими умениями и навыками;

3. Этическая и юридическая правомочность психоло¬гического исследования - соответ-ствие статуса и обра¬зовательного уровня диагноста существующим требова¬ниям;

4. Благополучие респондента - соблюдение правил добровольности участия в тестировании и информирова¬ние его о целях исследования, забота о психологическом состоянии обследуемого в ходе и при завершении психо¬диагностического обследования;

5. Морально-позитивный эффект обследования - прин¬цип «Не навреди»; использование результатов обследова¬ния в целях личностного и профессионального роста че¬ловека;

6. Профессиональная кооперация и квалифицирован¬ная пропаганда психологии.

7. Принцип соблюдения тайны. Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психо-диагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

8. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

9. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

10. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат.

Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психо-диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу" презумпции невиновности" в судопроизводстве.

12. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагности-ческого заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, приме-няя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

Психолог-пользователь психодиагностических средств должен: знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

Требования к психологу-пользователю.

Психолог-пользователь должен обеспечить тщатель¬ное соблюдение при использовании методики всех стан¬дартных требований. Он не имеет права вносить моди¬фикацию в уже изданную методику и распространять скор¬ректированные инструктивные материалы. Недопустимо тестирование по почте. Такой способ тестирования не обеспечивает необходимый контроль за соблюдением его условий, а также предполагает интерпретацию результатов без привлечения для этого требуе¬мой информации о респонденте. В этом случае итоги тес¬тирования могут оказаться бесполезными и даже вред¬ными.

Психолог-пользователь лично несет ответственность за принимаемое решение по интерпретации результатов. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан про-консультироваться с экспертом в соответствующей об¬ласти и объективно рассмотреть полученные результаты.

Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по изданным методикам для публикации научных статей и в случае необходимости отсылки таких материалов разработчикам методик.

В США для решения вопроса о квалификации психолога, который может заниматься тестированием, приняты законы об аттестации или лицензировании психологов. В большинстве штатов выдвинуты следующие требования к специалистам: докторская степень по психологии, наличие стажа работы под руководством наставника и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена. В России также планируется введение лицензирования.

Разработка психологического теста - это сложная творческая задача. За созданием психологического теста (методики) может стоять многолетний труд целого коллектива. Ученым необходимо обосновать выбор теоретического конструкта, на основе которого создается тест, разработать варианты заданий, оформить тест (сформулировать ясные инструкции, очередность заданий и т.п.). Первоначальный вариант тестовой методики подлежит корректированию после апробации в ходе пилотажного исследования. Затем следует длительный этап исследовательской работы для определения валидности, надежности и дискриминативиости теста и его стандартизации (получения нормативных данных для различных групп испытуемых).

Этические проблемы психологической диагностики обусловлены значимостью их последствий для испытуемых, их родителей, близких людей. Идет ли речь о судебно-психологической экспертизе, диагностике детско-родительских отношений для органов опеки, тестировании интеллекта, способностей, нравственных качеств по запросу работодателя - во всех этих и многих других ситуациях от психолога зависят будущее и судьба людей. Поэтому ответственность психолога определяется необходимостью обеспечения максимальной объективности диагностических процедур, исключения разного рода помех валидности методик, определяемых условиями их проведения, моральными последствиями недостаточности уровня квалификации (некомпетентности) психолога, этической правомочностью интерпретации и сообщения итогов диагностики но форме и содержанию.

Исследователи отмечают значение уровня квалификации психологов, применяющих диагностические методики, от которого зависит результативность применения психологических тестов, опросников и других методик. Квалифицированными могут считаться только те диагносты, кто прошел необходимое специальное обучение по конкретным методикам. Особо уверенно на необходимом уровне компетентности должны организовываться и проводиться диагностика на основе личностных тестов, индивидуальных тестов интеллекта. Кроме тщательного изучения методик, ключей и технологий интерпретирования, необходимо обращение к специальной литературе: исследованиям о практике применения методик, их надежности, норме, валидности. Психолог обязан гипотетически представлять аудиторию, которую диагностирует, конкретных людей, для которых подбираются методики.

На результаты диагностики влияют условия проведения. Так, например, следователь имеет право присутствовать при производстве экспертизы экспертом-психологом. Однако присутствие следователя может в определенном смысле негативно воздействовать на человека, которого экспертируют, он может замкнуться, почувствовать себя скованно, что повлияет на эффективность диагностики, поэтому своим правом следователи пользуются редко. На эмоциональный фон испытуемого влияет и обстановка, поэтому рекомендуется проведение экспертизы в знакомой или нейтральной для обследуемого обстановке .

Создание благоприятных для диагностируемого условий участия в процедурах не только этически оправдано, но и положительно влияет на валидность, качество полученных данных. Важно также учитывать и культурные особенности испытуемых, их школьный опыт . Во всех названных ситуациях речь идет об уважении личности испытуемого, необходимости избегания психологического давления в процессе диагностики. Принцип уважения достоинства личности лежит в основе Этического кодекса психолога РПО.

Следует иметь в виду, что отсутствие достаточной практики, поверхностные представления «о характере и цели обследования, а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики» . Моральный долг психолога - не допускать в своей работе поспешных, недостаточно квалифицированных вариантов интерпретации полученных данных, приводящих к неоправданным выводам.

Сегодня, когда широкое распространение получили интернет- технологии, когда в информационном иоле предлагаются различные варианты, в том числе и диагностических методик, ставится вопрос об ограничении к ним доступа, ответственности производителей за их распространение, торговлю, рекламу и квалифицированное использование.

Публикация методик в специальных изданиях для исследовательских целей должна сопровождаться соответствующими указаниями и максимально полной информацией об апробации, нормах, способах оценки. При этом разъяснение содержания может повлиять на дальнейшее ее применение. «Недопустимы какие-либо заявления относительно достоинств методики при отсутствии достаточных объективных оснований. Видный американский тестолог А. Анастази считает, что в этих условиях самооценивание не только приведет к таким крупным ошибкам, как признание бесполезности методики, но может также быть психологически вредным для индивида» .

Тестирование по почте, заочно, поскольку при этом отсутствует контроль условий диагностики, представляется специалистам проблематичным, бесполезным, а возможно, и вредным.

Важными условиями диагностики являются соблюдение конфиденциальности, тайны целей исследования и значимости отдельных показателей, однако, никто не должен подвергаться какому-либо обследованию путем обмана, каждый человек имеет право знать способы и цели использования его диагностических результатов.

Во всех случаях необходимо иметь информированное согласие испытуемых на проведение диагностических процедур, использование полученных данных и согласие на доступ к ним третьих лиц, представителей конкретных организаций. Особого внимания и чуткости к интересам всех причастных заслуживает диагностика детей и подростков.

Тестирование как исследовательская методика с участием людей используется в разных ситуациях, когда требуется беспристрастная оценка психологических возможностей, ответственности конкретных людей. Существуют специальные методики, определяющие параметры реагирования, необходимого в некоторых профессиях (например, авиадиспетчер). В последнее время много говорят о приборе полиграфе, или детекторе лжи, который определяет специфичность реакции на те или иные задаваемые вопросы. Детектор широко рекламируется для предпринимателей, отказ от тестирования на полиграфе уже рассматривается как повод для подозрения работника в неискренности. Вместе с тем продавцы детектора утверждают, что показания его надежны и применение не нарушает закон. «Самым сложным и ответственным этапом использования результатов полиграфных обследований является принятие на их основе конкретных мер, которые ни в коем случае не должны противоречить существующим правовым и морально-этическим нормам. Для этого необходимо четко понимать, что опрос с использованием полиграфа представляет собой метод психофизиологической диагностики по косвенным признакам, которые выявляются в относительно неспецифичных физиологических реакциях человека. Поэтому получаемые по результатам обследования на полиграфе выводы не должны использоваться в качестве прямых доказательств, так как эти выводы являются вероятностными, т.е. характеризуются определенной вероятностью ошибки. Глубокое знание и понимание природы причин этих ошибок, которыми должен обладать специалист-полиграфолог, позволяют в конкретных условиях сводить вероятность этих ошибок к нулю» .

Кроме того, не следует впадать в крайность, считать, что полиграф служит панацеей от всех проблем в сфере безопасности бизнеса, и уповать только на него. Как и любой другой прикладной научный метод, он обладает вполне определенными ограничениями и должен использоваться в совокупности с другими методами и средствами, которые есть на вооружении у службы безопасности фирмы или аналогичной ей структуры.

В крупных корпорациях работают психологические службы. Они занимаются тестированием характера и способностей, обучением преодолению стрессов, проводят тренинги. Культура этих служб предполагает соблюдение общепсихологических правил профессиональной этики. Информированное согласие участников требуется и при проведении опросов с участием людей. Принцип 9

Этического кодекса психолога РИО гласит: «Принцип осведомленного согласия требует, чтобы Психолог, Заказчик и Клиент были извещены об Этических Принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие».

При выполнении исследований психолог должен категорически отказываться от действий, могущих привести к какому-либо ущербу для испытуемых.

Этические принципы психодиагностики (тестирования):

  • 1) соблюдение тайны - неразглашение результатов исследования без согласия испытуемого;
  • 2) ненанесение ущерба - подбор безопасных методик и использование результатов исследования без нанесения вреда здоровью и социальному положению испытуемого;
  • 3) беспристрастность - непредвзятое отношение к испытуемому и интерпретация результатов тестирования иаучно-признаи- ными методами;
  • 4) конфиденциальность - кодирование материалов исследования и контролируемое их хранение, корректное использование сведений психологического характера;
  • 5) осведомленное согласие - ознакомление испытуемого с этическими правилами психодиагностики и его добровольное участие в исследовании .

Если попытаться прокомментировать приведенные принципы тестирования, то они содержат все общие для психологической деонтологии этические ценности. Но не исчерпывают всех проблем тестирования. Например, использование опросников Кет- телла требует либо специального разрешения, либо профессионально проведенной адаптации.

Сегодня, когда складывается практика привлечения в состав крупных корпораций, фирм психологов по кадрам, проводящих соответствующую процедуру отбора, этика этих специалистов требует творческого подхода. Во многих странах конкуренция на рынке труда вынудила законодателей максимально блокировать субъективизм работодателей.

Так, в США, например, в 1978 г. Комиссией по равным возможностям трудоустройства, Департаментом юстиции и Департаментом труда были приняты «Единые правила процедур отбора при найме» (Uniform Guidelines). Этот юридический документ определяет, что тестом считается «любая процедура, стаидартизованная или нестандартизованная, которая служит основанием для принятия решения о найме персонала». В соответствии с законом процедурой тестирования, а следовательно, испытанием претендента на рабочее место может считаться и анкета соискателя, и любой бланковый тест из журнала, и назначение испытательного срока, и даже простая беседа. В других странах также существуют подобные законы, и всякий работодатель обязан представить веские доказательства того, что его критерии отбора персонала действительно имеют отношение к условиям успешной деятельности в данной должности, а процедура и методы измерения качеств кандидатов на вакантную должность соответствуют поставленным целям, т.е. законны. В ином случае он может быть подвержен судебному иску о дискриминации и понести весьма ощутимые убытки. Следует убедить соискателя и публику, что предпринимаемые процедуры, собеседования, опросы и т.д. надежны, обоснованы, в них отсутствуют предпосылки для ущемления защищаемых законом социальных групп (женщин, этнических меньшинств, лиц предпенсионного возраста и т.п.). Претендент или претендентка могут обратиться в суд, если предпочтение оказано заведомо более молодому, более привлекательной женщине, лицу основной национальности. Названные процедуры (использование психологических методов отбора) разрешается только при участии специалистов соответствующей квалификации, подтвержденной лицензиями. Поскольку психологические тесты являются инструментами оценки людей и могут применяться для их отбора в учебные заведения или при приеме на работу, распространение психологических тестов и доступ к ним в зарубежных странах контролируют профессиональные психологические ассоциации, компании-разработчики тестов, специальные организации, такие как, например, Общество по менеджменту человеческих ресурсов (США).

Необходимо различать психологические тесты, разработка которых требует долгих лет работы специалистов, и тесты учебные, которые в принципе должен уметь составлять каждый педагог. Этичность учебных тестов заключается в подборе вариантов вопросов и ответов, исключающих двоякую трактовку, наличие не более 4-5 (а лучше трех) вариантов ответов, доступность пробных тестов, понятность и справедливость оценки результатов, а также их валидность, т.е. соответствие, например, предлагаемых вариантов ответов материалу конкретных источников по курсу, исключение в дистракторах (неправильных ответах) вариантов, противоречащих задаваемым вопросам, и т.д.

Важно запомнить

Максима (от лат. maxima - основное правило) - принцип или правило, которые человек выбирает или формулирует на основе личного опыта. И. Кант писал: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла служить основанием для всеобщего законодательства».

Валидность - в научном исследовании степень доказанности и возможность применения методики другими лицами.

Задание для размышления

Прочитайте цитату из романа М. Булгакова «Собачье сердце» и ответьте, о каких правах говорит герой романа? Правомочно ли следующее его высказывание? «Разве я вас просил мне операцию делать, - человек возмущенно лаял, - хорошенькое дело! Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человечек возвел глаза к потолку, как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить?»

  • См.: Мельник В. В., Яровенко В. В. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета,1990.
  • См.: Акимова М. К. Диагностическая процедура и влияние культуры //Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005. С. 241.
  • См.: Гуревич К. М. Психологическая диагностика: учеб, пособие. М., 1997.URL: azps.ru/hrest/27/5313051.html (дата обращения: 14.05.2016).
  • См.: Там же.
  • URL: polygraph-consalting.ru/detektor_lgi.php (дата обращения: 14.05.2016).
  • URL: http://psyvoren.narod.ni/6.htm (дата обращения: 14.05.2016).

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования. профессионального мастерства. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований. Представим и рассмотрим эти требования в виде принципов психодиагностики. Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение её результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Если речь идёт о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей. Исключения составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментально исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях имена и фамилии испытуемых. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требуеттого, чтобы она, как минимум, была валидной и надёжной, то есть давала такиерезультаты, которым вполне можно доверять. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобыо ни были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надёжных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям. К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Независимо от того, кто занимается психодиагностикой - профессионал или любитель, обязательно при её проведении соблюдение следующих морально-этических норм:1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом.2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.4. Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме.5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители имеют право знать результаты тестирования ребёнка.6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нём будут делаться выводы по итогам тестирования.7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими.

Федеральное агентство по образованию

Балашовский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»

Кафедра психологии

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Тема: «ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ»

Выполнила:

студентка 3 курса

факультета психологии

Рябова М.И.

Проверил:

преподаватель

Киселёва М.А.

Балашов, 2010

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ 4

2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ 5

3. ДРУГИЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 7

3.1. Личностные качества психодиагноста. Квалификационные

требования

3.2. Морально-этические нормы в психодиагностике 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ВВЕДЕНИЕ

Выдвижение проблемы этических аспектов деятельности психодиагноста обусловлено ее актуальностью.

Практическая психодиагностика – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического общества и лишен права (лицензии) на психологическую практику. Все вышеизложенное обусловливает цель данной работы.

Цель – раскрыть сущность и специфику этических принципов в психодиагностике.

Цель может быть реализована путем решения следующих задач:

¾ дать понятие и раскрыть сущность этики психодиагноста;

¾ проанализировать основные этические принципы в психодиагностике;

¾ раскрыть другие этические аспекты работы психодиагноста: особые квалификационные требования, личностные качества, морально-этические нормы.

1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность. В этой связи к психодиагностике и психодиагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований.

Этика психодиагноста выражает ответственность психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.

Профессионально-этические нормы – это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. Данные требования сформулированы в ряде принципов, которые мы рассмотрим в следующей главе.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволил выявить восемь основопологающих этических принципов в психодиагностике. Рассмотрим их подробнее.

1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.

2. Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.

3. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

6. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.

8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

3. ДРУГИЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

3.1. Личностные качества психодиагноста. Квалификационные требования

Поскольку психолог, проводя психодиагностическое обследование тесно взаимодействует на испытуемого и может воздействовать на него, он должен обладать определенным личностным качествами.

Важнейшими личностными качествами психодиагноста являются: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик. Психолог, пользователь психодиагностических средств, должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

3.2. Морально-этические нормы в психодиагностике

Обязательным при проведении психодиагностических мероприятий является соблюдение следующих морально-этических норм:

а) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом);

б) перед проведением психологического обследования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает;

в) любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы;

г) результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильного понимания форме;

д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;

е) если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования;

ж) основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, которые ими пользуются.

Психолог обязан сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе было дано понятие этики психодиагноста и проанализированы основные этические принципы в психодиагностике а также рассмотрены такие аспекты как личностные качества психодиагноста, квалификационные требования и морально-этические нормы в психодиагностике. В результате проведения исследования можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, этика психодиагностического обследования является очень важным вопросом в рамках науки и практики психодиагностики. Но, к сожалению, в отечественной психодиагностике пока неоправданно мало внимания уделяется этическим проблемам, возникающим в диагностических исследованиях.

Во-вторых, анализ существующих подходов к этическим проблемам в психодиагностике позволил выделить восемь основополагающих принципов: ответственности, компетентности, конфиденциальности, обоснованности психодиагностической методики, ненанесения ущерба, объективности выводов из результатов тестирования, эффективности предлагаемых рекомендаций, комплексной диагностики.

В третьих, соблюдение принципов этики психодиагноста дополняется обязательными при проведении психодиагностических мероприятий морально этическим нормами, а также важнейшими личностными качествами, которые помогают психологу воздействовать с тем, с кем он проводит обследование.

В заключение психологу-диагносту можно рекомендовать помнить о том, что во всех своих профессиональных действиях он следует главному императиву своего этического кодекса «Не навреди!». Поэтому соблюдение этих принципов в работе позволит психодиагносту строить эффективное взаимодействие с обследуемым, не нанося ему ущерба, а наоборот, помогая осознать себя и способствуя гармоничному формированию его личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

2. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Просвещение, 1987. – 428 с.

4. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. – 232 с.

5. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Педагогика, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 452 с.


Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. – С. 147.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Просвещение, 1987. – С. 83 – 87.

Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Педагогика, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 90 – 105.