Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Упрощение сро закон от 01.07. Новые правила работы сро. Квалификационные требования к членам СРО

Друзья и коллеги!
Как выясняется вопрос не так прост, как показалось на первый взгляд.
Одной из презюмируемых целей реформы СРО в области строительства и проектирования было отделения Застройщика (хозяина денег и земли или просто предпринимателя) от компаний, осуществляющих работы, необходимые для получения результата (генподрядчик, проектировщик, изыскатель)
Однако все оказалось не так однозначно.
Вчера, 21.06.17 года, то есть за 10 дней до наступления часа Х (вступления в силу изменений) сайт ЕРЗ (единый реестр застройщиков) опубликовал 2 статьи лейтмотив которых: застройщик, который выполняет функции технического заказчика (заключает договоры: генподряд, проектирование и изыскания) должен САМ быть членом всех 3 профильных СРО.
Анализ норм Градостроительного кодекса РФ говорит о том, что "ошибка" закралась в понятийный аппарат.
Статья 1 Градкодекса обязала техзаказчика быть членом профильных СРО, а иные статьи того же документа говорят о такой обязанности только для тех компаний, которые сами выполняют эти работы. (ст.ст. 47ч3.3, 48ч5, 52ч3.1)
Коллизия...
Учитывая возможные "административные" последствия отсутствия членства в СРО (хотя в первую очередь это каснется участников торгов по 44 ФЗ) вопрос становится вовсе не праздным.
Что думаете, коллеги?

Ниже текст публикации на сайте ЕРЗ"Новые требования к застройщикам и другим организациям, которые будут осуществлять функции технического заказчика с 1 июля 2017 года

Согласно п. 22 ст. 1 Кодекса функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 Кодекса.

Таким образом, с 1 июля 2017 года застройщики или привлеченные ими организации, осуществляющие функции технического заказчика, должны являться членами одновременно трех СРО: изыскательской, проектной и строительной. Исключение сделано только для организаций бюджетной сферы, а также государственных компаний и корпораций, которые могут не вступать в СРО при выполнении как подрядных работ, так и при осуществлении функций технического заказчика в интересах государства.

Поскольку остальным организациям придется платить немалые взносы одновременно в три СРО, то логично предположить, что застройщику с 1 июля 2017 года будет не так просто найти технического заказчика, соответствующего новым требованиям законодательства. Стоимость услуг технического заказчика также может возрасти с учетом заложенных в нее расходов на дополнительные взносы в СРО.

Застройщик, который решит осуществлять функции технического заказчика самостоятельно, также будет вынужден вступать в три СРО. При этом размер взносов в СРО для застройщика (технического заказчика) согласно общим требованиям закона будет определяться исходя из стоимости заключенных им договоров подряда, в том числе строительного, а не согласно стоимости выполнения функций технического заказчика.

Частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса установлены минимальные размеры взносов в компенсационные фонды соответствующих СРО.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда строительной СРО составляет:

1) 100 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 60 млн. руб. (0,16%);

2) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 500 млн. руб. (0,1%);

3) 1,5 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 3 млрд. руб. (0,05%);

4) 2 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 10 млрд. руб. (0,02%);

5) 5 млн. рублей, если стоимость по одному договору от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств строительной СРО составляет:

1) 200 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 60 млн. руб. (0,33%);

2) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 500 млн. руб. (0,5%);

3) 4,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 3 млрд. руб. (0,15%);

4) 7 млн. руб., если стоимость по договорам не более 10 млрд. руб. (0,07%);

5) 25 млн. рублей, если стоимость по договорам от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 50 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 25 млн. руб. (0,2%);

2) 150 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 50 млн. руб. (0,3%);

3) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 300 млн. руб. (0,16%);

4) 1 млн. руб., если стоимость по одному договору от 300 млн. руб.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 150 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 25 млн. руб. (0,6%);

2) 350 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 50 млн. руб. (0,7%);

3) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 300 млн. руб. (0,8%);

4) 3,5 млн. руб., если стоимость по договорам от 300 млн. руб.

Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что несмотря на все разговоры про снижение нагрузки на бизнес с 1 июля 2017 года организации члены СРО должны будут платить взносы в СРО в большем размере , а застройщик (технический заказчик) - сразу в три саморегулируемые организации одновременно.

В отличие от взносов в компенсационные фонды размер членских взносов в СРО законом не устанавливается, а значит, его размер будет устанавливать саморегулируемая организация по своему усмотрению, да еще будучи монополистом в своем регионе . Такой подход представляется в корне неверным с учетом установленного законом обязательного членства в СРО. Это все равно, что разрешить страховым компаниям самостоятельно определять тарифы в области ОСАГО.

Кроме того, не совсем понятно, какие функции, влияющие на безопасность, осуществляет застройщик (технический заказчик) в области изысканий и проектирования, что он должен вступать в СРО наравне с проектировщиками и изыскателями. Согласно статье 49 Кодекса результаты инженерных изысканий и проектная документации, подготовленные на основании задания застройщика, подлежат обязательной экспертизе, без положительного заключения которой застройщик не вправе утвердить проект.

Функция застройщика (технического заказчика) по осуществлению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта согласно статье 53 Кодекса может быть возложена в полном объеме на привлеченные сторонние организации (включая индивидуальных предпринимателей). До 1 июля 2017 года такие организации должны были являться членами только строительных СРО в отношении соответствующего вида работ. Однако с 1 июля 2017 года указанные организации попадают под норму п. 22 ст. 1 Кодекса, которая не устанавливает исключения из общего правила о членстве одновременно в трех СРО для организаций, выполняющих только часть функций технического заказчика.

В отличие от подрядных строительных организаций на застройщика (технического заказчика) не распространяется положение ч. 2.1 ст. 52 Кодекса, которое позволяет подрядчику не являться членом строительной СРО при стоимости заключенного договора строительного подряда не более 3 млн. рублей.

Исключение из общего для всех организаций требования об обязательном членстве в СРО сделано только для случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта следующих объектов (ч. 2.1 ст. 52 Кодекса):

индивидуальный жилой дом;объект на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;строения и сооружения вспомогательного использования, а также киоски, навесы и другие объекты, которые не относятся к объектам капитального строительства.

Не трудно заметить, что в этой части закон о реформе СРО создает дополнительные обременения для участников строительства. Еще в 2008 году при подготовке первой редакции Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нам удалось прописать принципиальное положение в ведомственном приказе Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274. В нем было установлено, что без членства в СРО могут выполняться любые работы (изыскательные, проектные, строительные) на объектах, которые не подлежат государственному строительному надзору (включая жилые дома не более 3 этажей, производственные объекты не более 2 этажей), а также аналогичные работы в отношении объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство (включая капитальный ремонт с 2011 года).

Также нам удалось не допустить на том этапе затягивания в систему саморегулирования застройщиков (технических заказчиков), хотя и в 2008 году были желающие получить в СРО дополнительных плательщиков взносов. Но даже тогда никому не приходило в голову заставить застройщиков (технических заказчиков) вступать в три СРО одновременно, как это сделали разработчики Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ.

Николай Малышев,
Генеральный директор Общероссийского общественного фонда
"Центр Качества Строительства"

Перепост текста с сайта ЕРЗ

https://erzrf.ru/publikacii/voprosy-i-otvety-dlya

Указанный Федеральный закон не отменил саморегулируемые организации в строительной сфере, но установил новые правила их работы, заметно отличающиеся от действовавших ранее. При этом с 1 июля 2017 года произошла отмена одного из ключевых разрешительных документов - свидетельства о допуске СРО, которые оформлялись на определенный виды работ.

Основные положения нового Федерального закона №372-ФЗ

Наиболее важным положением нового №372-ФЗ является формирование нового механизма, разрешающего законную деятельность участникам строительного рынка. Если ранее для этого требовалось оформление допуска СРО, то сегодня этот документ отменен и вполне достаточно членства в саморегулируемой организации. Подобное нововведение заметно облегчает административную и бюрократическую нагрузку на строительные организации и индивидуальных предпринимателей.

Другим важным новшеством, введенным №372-ФЗ, выступает снижение количества условий, при выполнении которых требовалось обязательное участие в СРО и оформление свидетельства о допуске к тем или иным видам работ. Это также является положительным моментом для большинства участников рынка.

Некоторые изменения правил работы саморегулируемых организаций сложно назвать благоприятными, особенно, для крупных игроков в этой сфере.

Во-первых, вместо одного компенсационного фонда вводятся два. Несмотря на то, что второй является относительно добровольным, практически для каждой СРО его создание будет попросту необходимым.

Во-вторых, для строительных СРО вводится региональный характер комплектования. Если раньше компания или ИП могли выбрать саморегулируемую организацию для вступления, сегодня выбор ограничен рамками субъекта РФ. Это требование не касается СРО для проектировщиков и изыскателей.

Отмена допуска СРО со второй половины 2017 года

Отмена настолько важного документа, как свидетельство о допуске СРО к выполнению определенных видов работ, принципиально меняет весь механизм работы саморегулируемых организаций. С одной стороны, этот момент выступал последним связующим звеном с действующей в СССР и в первые годы после создания РФ системой государственного лицензирования. Несмотря на присущие ей недостатки, многие профессиональные строители до сих пор вспоминают строительные лицензии добрым словом.

С другой стороны, отмена допусков СРО является очередным шагом на пути к снижению государственного участия в регулировании строительного рынка.

Оставьте заявку на консультацию и зафиксируйте следующие подарки:

ISO 9001 - Системы менеджмента качества!

OHSAS 18001 - Системы управления охраной труда!

Скидку 40% на включение ваших сотрудников в реестр НОСТРОЙ/НОПРИЗ!

Повышение квалификации по охране окружающей среды на генерального директора!

Закажи на сумму от 35 000 рублей и получи 10% обратно на банковскую карту!

Для кого вступление в СРО по-прежнему необходимо

№372-ФЗ ввел новый разрешительный механизм для участников строительного рынка. Теперь для легального выполнения работ не требуется оформления допуска СРО, который был отменен. Вполне достаточно членства в саморегулируемой организации.

Заметно сократилось количество условий, наличие которых является основанием для обязательного вступления в саморегулируемую организацию. Сегодня членство в СРО необходимо следующим участникам строительного рынка:

  • подрядным, проектным и изыскательским организациям, работающим напрямую с застройщиком, техническим заказчиком, эксплуатирующими компаниями или местным оператором федеральной программы по капремонту жилья;
  • изыскательским организациям, выполняющим работы на землях, которые находятся в муниципальной или государственной собственности;

    застройщикам, ведущим изыскания, проектирование и строительством собственными силами;

    подрядным организациям, выполняющим работы на сумму от 3 млн. рублей и выше по одному договору.

Региональный характер строительных СРО

Со второй половины 2017 года введено существенное ограничение для строительных компаний и ИП, которое пока не коснулось проектировщиков и изыскателей. Теперь подрядная организация, застройщик или технический заказчик имеют право вступать только в ту саморегулируемую организацию, которая зарегистрирована в том же регионе РФ, что и они.

Положительным следствием этого новшества выступает сокращение общего количества действующих в стране СРО, прежде всего, за счет ухода с рынка тех объединений, который работали формально. Однако, во многих регионах это может привести к образованию 1-2 саморегулируемых организаций, находящихся в полной зависимости от местных органов власти и, как следствие, уничтожению конкуренции между СРО.

Введение 2-х компенсационных фондов

Еще одним спорным нововведением №372-ФЗ, вступившим в силу с середины 2017 года, стала замена одного компенсационного фонда на два:

  • финансовые средства первого предполагается использовать для возмещения вреда, который нанесен третьим лицам участником СРО;
  • второй компенсационный фонд призван обеспечить исполнение договорных обязательств членов строительного объединения, связанные с закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Казалось бы, второй фонд является добровольным и создается только в том случае, если 30 и более участников СРО будут участвовать в закупочных процедурах на конкурентной основе. Однако, сложно представить, что какая-либо саморегулируемая организация, тем более после вполне естественного укрупнения, которое неминуемо произойдет после введения региональных ограничений, не будет насчитывать в своем составе трех десятков компаний, участвующих в государственных закупках. Именно поэтому оба компенсационных фонда, по сути, являются обязательными.

18.08.2017

С 01.07.2017 года вступили в силу нормы закона № 372-ФЗ. Они отменили свидетельства СРО на строительные, изыскательские и проектировочные работы. Так вот о сути этих новелл и расскажет наша статья.

Отмена свидетельств

С июля этого года законодатель отменил все свидетельства о разрешении СРО на строительные, проектировочные и изыскательские работы. Теперь государственные органы, организаторы тендеров и аукционов, а также контрагенты не могут требовать эти документы от исполнителя работ.

Что появилось взамен?

Вместо свидетельства предприниматель или организация должны представить выписку из Единого электронного реестра СРО, которая подтверждает членство субъекта в саморегулируемой организации. Она также удостоверяет тот факт, что ее обладатель вправе производить определённые виды работ. Период действия выписки составляет 1 месяц. Таким образом, данная новелла целиком и полностью продолжает политику государства последних лет по отмене всех и всяких свидетельств.

Перечень лиц, которым не требуется членство в СРО

Государство конкретизировало перечень лиц, от которых оно вообще не требует быть членами саморегулируемой организации. Прежде всего, это граждане, строящие, ремонтирующие или реконструирующие индивидуальный жилой дом, а также предприниматели и фирмы, занимающиеся возведением построек временного или подсобного характера. К ним относятся гаражи, павильоны, навесы и другие подобные сооружения.

Далее, индивидуальные предприниматели и юрлица, могут не входить в СРО, если они не работают напрямую с застройщиками, техзаказчиками, местными операторами, лицами управляющими зданиями и сооружениями, а также с субъектами, получившими право использовать муниципальную или федеральную землю. При этом сам предмет договора - строительство, реконструкция, инженерные исследования, подготовка проектной документации - значения не имеет. Следовательно, под эту категорию подпадают многочисленные субподрядчики. Заказчики не вправе требовать от них членства в СРО.

Более того, лица, не являющиеся участниками СРО, могут заключать и прямые контракты с застройщиками, техзаказчиками и операторами, если сумма соглашения не превышает 3 миллиона рублей. Это хорошая новость для малого бизнеса. Правда данное уточнение относится только к строительно-монтажным работам. Если же предметом договора являются инженерные изыскания или проектные работы, то подрядчик должен быть членом СРО независимо от суммы контракта.

Кроме того, законодатель освободил от необходимости вступать в СРО госкомпании и муниципальные предприятия, а также частные фирмы, если государственные или муниципальные предприятия являются их участниками и владеют долей не менее 50%.

Ну и наконец, юрлица, созданные Российской Федерацией, республиками, областями или местными органами власти, а также компании, в уставном капитале которых РФ, ее субъект или муниципалитет имеют долю размером более 50% - также не входят в саморегулируемые организации.

Субъекты, обязанные быть членами СРО

Собственно говоря, данный перечень включает все ИП и юрлица, кроме вышеперечисленных. Прежде всего, это техзаказчики и компании, самостоятельно занимающиеся строительством, ремонтом, реконструкцией, а также проектными и изыскательскими работами. Далее, участниками саморегулируемой организации должны быть все субъекты, заключающие прямые контракты на сумму более 3 миллионов рублей с застройщиками, техническими заказчиками, региональными операторами, компаниями, эксплуатирующими здания или сооружения, а также с лицами, получившими право на использование государственных или муниципальных участков.

Кроме того, ИП и юрлица, участвующие в госзакупках также обязаны числиться в СРО.

Краткие выводы

Вступившие в силу новеллы приведут к радикальным изменениям на строительном рынке России. Отмена системы допусков означает, что все свидетельства утрачивают силу. Теперь необходимость участия в СРО поставлена в прямую зависимость от правового статуса заказчика. Если он является застройщиком, техзаказчиком, фондом капитального ремонта, лицом эксплуатирующим здание или получившим право на использование муниципальной либо государственной земли, то генеральный подрядчик просто обязан быть членом СРО. Единственное исключение касается производства строительно-монтажных работ на сумму менее 3 миллионов рублей. В этом случае генеральный подрядчик может и не быть членом саморегулируемой организации.

Ну и наконец, федеральные и муниципальные компании, а также фирмы с их участием получили серьезное преимущество на рынке. Они освобождены от участия в СРО и могут серьезно влиять на стоимость услуг и даже применять демпинговые цены.

| 04.08.2017


С 1 июля 2017 года вступил в силу закон ФЗ-№ 372, который внёс изменения в Градостроительный кодекс и ФЗ-№191. Новые поправки реорганизуют систему саморегулирования в сфере строительства. Все члены СРО до 01.07.2017. должны были определить необходимость своего дальнейшего пребывания в этих некоммерческих организациях.

Ключевые законодательные изменения

Новый законодательный акт обязал предприятия входить только в СРО, которые расположены в том же субъекте РФ. Поэтому, если компания и саморегулируемая организация расположены в различных регионах, фирме, чтобы оставаться участником системы, нужно зарегистрироваться в объединении своего региона.

Закон № 372 определил случаи, когда для осуществления строительной, проектной или изыскательной деятельности не требуется наличие специального допуска. Это исключает необходимость для некоторых юридических и физических лиц быть участниками саморегулируемых организаций, чтобы выполнять хозяйственную деятельность.

Помимо введения регионального принципа, изменены условия вступления в СРО. Теперь, чтобы стать участником этого некоммерческого объединения, фирме необходимо не менее двух сотрудников инженерной должности, которые отвечают установленным требованиям наличия стажа по строительной специальности. Руководитель компании должен иметь высшее профильное образование и опыт работы от 5 лет.

Предприятия до 01.12.2016 должны были предоставить в саморегулируемое объединение одно из следующих уведомлений:

  • о выходе;
  • о сохранении своего участия;
  • о прекращении членства по причине последующего перехода в организацию своего региона.

Если уведомление не подано, то предприятие исключается из списков СРО.

Субъекты хозяйственной деятельности, которым не требуется членство в СРО

Согласно ФЗ-№ 372, быть членом СРО не требуется для следующих субъектов хоз. деятельности:

  • лицам, которые работают на основании договоров подряда, размер обязательства каждого из которых не превышает 3 млн. рублей;
  • государственным и муниципальным учреждениям, которые осуществляют работы по подрядным договорам с органами территориального самоуправления, гос. власти и т. д.;
  • коммерческим организациям с государственной долей собственности более 50%;
  • юр. лицам, созданным по инициативе и при участии публично-правовых организаций;
  • юр. лицам с уставным капиталом, который более, чем на 50% состоит из средств публично-правовых образований.

Физ. лицам, занимающимся строительными, реконструкционными или ремонтными работами индивидуального жилья также не требуется вступать в СРО.

Если вам у вас есть любые вопросы по вступлению в СРО, заполните заявку, и наш менеджер свяжется с вами.

Задать вопрос специалисту

  • застройщиками;
  • тех. заказчиками;
  • лицами, которые имеют разрешение на использование гос. или муниципальной собственности;
  • лицом, которое эксплуатирует здание.

Перечисленным субъектам необходимо сохранить своё членство или перейти в объединение своего региона. Состоять в СРО нужно, если планируется участие компании в государственных или коммерческих тендерах, аукционах, торгах. Фирмам, которые всё время работают на субподряде членство в объединении не понадобится.

II ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ В АДРЕС НОПРИЗ ОТ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Можно ли разрабатывать рабочую документацию без свидетельства о допуске по подготовке проектной документации? (Вопрос СРО Ассоциация «Объединение градостроительного планирования и проектирование»)

Анализ законодательства показывает, что прямых указаний федерального законодательства в отношении необходимости получения допуска на разработку рабочей документации нет. Тем не менее, имеется ряд документов, обосновывающих решение данного вопроса.

К таким документам следует, прежде всего, отнести Решение ФАС от 23.10.2013 № К-1816/13 «О нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов» (см. пункт 1.9 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. к приказу ФАС от 19.11.2014 № 727/14.

В Решении ФАС от 23.10.2013 № К-1816/13, в частности, указано:

«Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень) утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возможно только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Согласно разделу II Перечня, работы по подготовке проектной документации требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

При этом согласно подпункту «п» пункта 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Согласно Перечню работы по созданию рабочей документации не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем, наличие у исполнителя свидетельства о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией, не требуется».

В соответствии с письмом Госстроя России от 13.05.2013 N 3991-БМ/11/ГС:

«....Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем, определение термина «рабочая документация» ГрК РФ не предусмотрено.

В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации».

В письме Минрегиона России от 27.03.2012. № 6853-ДШ/08 сообщается, что:

«Согласно статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 данной статьи.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей капитального ремонта.

Понятие «рабочая документация» Кодексом не предусмотрено.

В пункте 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение) указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, на объект капитального строительства разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

При этом Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.

Рабочая документация должна соответствовать проектной документации. Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываются в задании на проектирование.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон) предусмотрено что, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в:

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р);

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона (утвержден приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. N 2079).

С учетом изложенного рабочая документация подготавливается с соблюдением требований Федерального закона, стандартов и сводов правил, включенных в указанные Перечни. Действующее законодательство не содержит сведений о необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования, для разработки рабочей документации».

Примечание. Вместо приведенных в письме Минрегиона России Перечней в настоящее время действуют:

1 Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 № 1033).

2 Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. приказом Ростехрегулирования от 30.03.2015 № 365 (в редакции приказа Ростехрегулирования от 25.12.2015 № 1650).

На основании изложенного представляется, что на работы по созданию рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо иметь допуск саморегулируемой организации на выполнение проектных работ, а для работ по созданию рабочей документации, которые не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства, наличие у исполнителя свидетельства о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией, не требуется.