Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональная готовность специалиста. Области профессиональной адаптации
Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К.К.Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста – это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
Чаще всего выделяются такие компоненты готовности к профессиональной
деятельности, как мотивационный (положительное отношение к будущей профессии),
ориентационный (знания о профессии), операциональный (профессиональное мышление,
совокупность умений и навыков), волевой (саморегуляция и управление поведением),
оценочный (самооценка профессиональной подготовленности).
Мотивационный компонент профессиональной готовности включает потребности,
интересы и мотивы профессиональной деятельности. Важными показателями
сформированности данного компонента у студентов является наличие устойчивых
мотивов и профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих целенаправленное
овладение деятельностью; потребность в творческом самовыражении.
Эмоционально-волевой компонент готовности предполагает сформированные в
процессе профессиональной подготовки чувство ответственности за результат
деятельности, навыки самоконтроля, умение управлять действиями в процессе
деятельности, профессиональную честность и ответственность.
Операционно-действенный компонент профессиональной готовности предполагает
формирование системы профессиональных знаний и комплекса умений, которые
непрерывно поддерживаются и воспроизводятся при помощи актуализации
профессиональных знаний, умений и навыков личности. Также данный компонент
включает определенный уровень владения продуктивной деятельностью и творческими
способами выполнения профессиональной деятельности.
Аксиологический компонент профессиональной готовности является результатом
формирования профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений
студента к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу.
Анализ исследований по вопросу готовности к профессиональной деятельности
позволяет сделать вывод о том, что профессиональная готовность специалиста является
сложным, многоуровневым, системным, личностным образованием человека.
Соответственно, готовность к профессиональной деятельности – это формируемая
в процессе деятельности и являющаяся результатом профессиональной подготовки
система интегративных свойств и качеств личности; знаний, умений и навыков.
Профессиональная компетентность определяется способностью к выполнению
необходимых профессиональных действий и является показателем готовности
специалиста к определенной профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональной деятельности – это цель и результат подготовки
специалиста к выполнению профессиональных функций, овладение профессиональными
компетентностями в процессе профессионального становления и развития специалиста.
Соответственно, готовность к профессиональной деятельности развивается в
процессе формирования профессиональных компетенций. Процесс формирования
профессиональных компетенций должен быть контролируемым, для чего используются
критерии оценки сформированности.
Качество и эффективность педагогической деятельности зависят от многих факторов, одним из которых является профессиональная готовность педагога, которая рассматривается как первичное, обязательное условие и предпосылка успешного выполнения любого вида деятельности.
Понятие готовности рассматривается с разных точек зрения. Под готовностью понимается определенный уровень развития личности, временное ситуативное состояние, отношение, механизм регуляции деятельности, особое длительное или кратковременное психическое состояние, концентрация сил личности, направленных на осуществление определенных действий. Готовность может быть интерпретирована на уровне ценностных ориентации, это и качество, и состояние, и динамический процесс [Хозяинов Г. И. Пля. М., 1988 ].
Выделяют два подхода в рассмотрении проблемы профессиональной готовности. Первый базируется на утверждении, что основу профессиональной готовности составляет психологическая готовность как особое психическое состояние, которое постепенно переходит в свойства и качества личности. Согласно второму готовность определяется как устойчивая характеристика личности, синтез ее свойств и психическое состояние, превращающееся в устойчивое качество личности в процессе деятельности. Как процесс готовность имеет свои закономерности, особенности, структурные элементы, критерии и уровни сформированности.
Основными компонентами готовности к педагогической деятельности выступают теоретические и методические знания, профессиональные прикладные умения, положительное отношение к данному виду деятельности, которое, опираясь на принцип о ведущей роли мотивов в активизации деятельности личности, выделяется в качестве основного (Г. И. Хозяинов).
Выделяются и такие компоненты профессиональной готовности, как психологическая, научно-теоретическая, практическая, а также мотивационная, ориентационная, волевая и оценочная готовность.
Помимо перечисленных выше компонентов, включают: психофизиологическую готовность, показывающую наличие соответствующих предпосылок для овладения педагогической деятельностью и сформированность значимых для профессиональной деятельности качеств, а также физическую готовность, выраженную в состоянии здоровья и физического развития в соответствии с требованиями профессии (В. А.Сластенин).
Профессиональная готовность как особое психическое состояние личности может появляться как на функциональном уровне, выражающем состояние готовности, так и на личностном в виде установки на деятельность, представляющую собой неосознанное внутреннее состояние, которое предшествует деятельности и определяет ее осуществление. Установка как готовность формируется под влиянием внешних и внутренних условий, осознанного или неосознанного восприятия информации.
Готовность, помимо установки, определяется внутренним настроем на определенное поведение в процессе профессиональной деятельности, поэтому различают такие компоненты психического состояния готовности, как:
познавательный, благодаря которому происходит понимание педагогических задач, оценка их значимости, прогнозирование результатов;
эмоциональный, выраженный в чувстве ответственности, эмпатии педагога;
мотивационный как потребность показать себя с лучшей стороны, стремление добиться успеха в деятельности;
волевой как мобилизация сил и преодоление неуверенности.
Личностный уровень готовности выражает разные характеристики временной устойчивости и представляется как сложное психическое состояние. Это состояние, длительное или кратковременное, проявляется у человека непосредственно перед деятельностью и зависит от ее характера, а также от личностных свойств педагога, его убеждений, взглядов, черт характера.
Динамическую структуру состояния психологической готовности к творческой деятельности составляют следующие взаимосвязанные и взаимозависимые элементы:
осознание целей, решение которых приводит к выполнению поставленной задачи;
оценка реальных условий, в которых будут осуществляться планируемые действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением схожих по смыслу задач;
определение оптимальных способов решения задач на основе имеющегося опыта и точной оценки предстоящих условий деятельности;
мобилизация своих интеллектуальных и эмоционально-волевых ресурсов, самовнушение в достижении цели.
В целостной системе психолого-педагогической готовности преподавателя к педагогической деятельности выделяют две подсистемы.
Долговременная готовность представляет собой устойчивую систему личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять деятельность в разнообразных ситуациях. Такая готовность действует постоянно, выполняя роль регулятора педагогической деятельности. Структуру длительной готовности составляют: положительное отношение к педагогической деятельности; адекватные требованиям профессии черты характера, способности, мотивации; соответствующие профессии знания, умения и навыки.
Ситуативная готовность представляется как характеристика педагогической деятельности, которая реализуется через активно-действенное состояние личности, возникающее в тесной связи со структурой внешнего взаимодействия, а не само по себе.
Разработана система показателей профессиональной готовности к педагогической деятельности. В нее входят:
степень осознания ответственности за результаты педагогической деятельности;
уровень мобилизации и активизации знаний, умений и навыков, профессионально значимых свойств личности;
качество социальных установок на педагогическую деятельность, уровень стабильности профессиональных интересов.
Уровни профессиональной готовности. Перечисленные ранее показатели позволяют выделить уровни профессиональной готовности (Н. Д. Хмель).
Житейский уровень, для которого характерна апелляция к здравому смыслу. Внимание педагога сосредоточено на содержании преподаваемого предмета. Он полагает, что если хорошо знает материал, то получит от учащихся хорошие результаты, а если нет, то причина в самих учащихся, ведь они недостаточно учат заданный материал.
Низкий профессиональный уровень определяется видением педагога отдельных педагогических явлений, но остаются незамеченными связи между ними. Преподаватель организует свои действия на основе неполной информации об отдельных педагогических явлениях, полученной путем наблюдений и бесед.
Ситуативный уровень характеризуется тем, что преподаватель понимает суть педагогических явлений, стремится найти их причины, однако уровень обобщения невысок из-за того, что педагог считает планирование работы пустой формальностью. Его старания поддержать познавательную активность учащихся проявляются через опору на тех, кто уже проявил себя.
Предмоделирующий уровень определяется четким пониманием взаимосвязи и взаимозависимости явлений, стремлением их установить, объяснить возникновение появившейся педагогической ситуации, наметить характер воздействия на ее развитие. Действует педагог как бы вслед за событиями, стремится к развитию, проявляет активность, но результат не достигается из-за нечеткого представления о функциях совместной деятельности.
Моделирующий уровень предполагает, что педагог устанавливает причинно-следственные связи, правильно выбирает средства педагогического воздействия, поэтому студенты отличаются высокой познавательной активностью, а в учебном процессе преобладают творческие задания. Педагогический процесс у педагогов на этом уровне отличается: устойчивостью нарастания качества учебно-воспитательной работы по основным показателям; коллективным, кооперированным характером деятельности студентов на учебных занятиях; активным участием учащихся во всех сферах деятельности; устойчивостью развития и формирования коллектива.
Иногда понятие профессиональной готовности отождествляется с понятием профессиональной подготовки, которая в самом общем плане представляет собой формирование готовности к профессии, устойчивую ориентацию на выполнение трудовых заданий. Профессиональная готовность есть не только результат, но и цель профессиональной подготовки, которая реализуется за счет определенного структурирования содержания профессионально-педагогического образования и имеет четыре компонента [Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавате ля. М., 1988 ].
профессионально-педагогические знания, овладение которыми реализуется последовательно на четырех этапах: восприятие, понимание, запоминание профессионально значимых знаний и соответственно применение их в знакомой и новой педагогической ситуации;
опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности, который выражается в овладении практическими умениями и навыками в ходе эмпирической практики, в деятельности по образцу в типичных ситуациях, в совершенствовании способов профессиональной деятельности в незнакомых ситуациях;
опыт творческой педагогической деятельности, процесс владения которым проходит такие этапы, как выявление педагогической проблемы, ее осознание и формулировка, частично-поисковая и исследовательская деятельность;
Опыт ценностно-эмоциональной ориентации в процессе педагогической деятельности, который включает в себя три этапа: формирование внутренней мотивации поведения преподавателя, профессионально-педагогическое поведение на основе этой модели, творческую направленность педагогической деятельности.
Таким образом, совокупность критериев готовности педагога к реализации целостного педагогического процесса можно выразить следующей схемой: теоретическая готовность; практическая готовность; опыт творческой деятельности; опыт мотивацион-но-ценностного отношения к педагогической профессии.
Итак, профессиональная готовность является комплексным явлением, осуществляемым на основе личностного подхода в процессе подготовки преподавателя к педагогической деятельности, характеризует его умение четко и оперативно принимать решения, проявлять высокий интерес к своей работе, поддерживать контакт со своими студентами, владеть эффективными приемами педагогического взаимодействия.
В определении понятий «профессиональная готовность» и «пригодность» следует обратить внимание на следующий момент: понятие «готовность» более широкое и сложное, чем понятие «педагогическая пригодность» [Шаврина О. Ю. Педагогическая рефлексия учителя. Уфа; Стерлитамак, 2000 ].
Профессиональная деятельность может быть успешно осуществлена лишь в том случае, если человек по своим индивидуальным особенностям соответствует требованиям, предъявляемым к нему профессией. В этом и заключается смысл понятия «профессиональная пригодность». В психологии труда существует понятие «трудовой пост», под которым понимается ограничения вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества (Е. А. Климов). Таким образом, трудовой пост - одна из форм существования профессии.
Для того чтобы была достигнута эффективность того или иного вида деятельности, человеку, в том числе и преподавателю, нужно осознать:
цели, которые могут быть сформированы в виде общих требований, положений; они могут быть социально фиксируемые (объективные) и присущие объекту (субъективные);
предмет труда, т. е. набор взаимосвязанных признаков, свойств, процессов, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде; систему свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном трудовом посту, в локальной области своей профессии;
Средства труда, которые дают возможность специалисту взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели.
К основным компонентам пригодности человека к работе (Е. А. Климов) можно отнести: гражданские качества; отношение к труду, профессии; интересы и склонности к данной области деятельности; общую дееспособность, т. е. состояние физического и психического здоровья; общие способности, основу которых составляет активность, саморегуляция человека, а также единичные, частные способности, т. е. личные качества, важные для этой профессии; навыки, знания, опыт профессионала и другие качества, дающие возможность человеку, в том числе и педагогу, выполнять трудовые функции.
Поскольку различают абсолютную и относительную профессиональную пригодность, то ситуацию взаимной пригодности трудового поста и субъекта можно создавать: подобрав работу из числа существующих; сформировав дополнительные, требуемые профессии качества; распределив трудовые функции с другим человеком, создав из одной профессии несколько.
Качественно-количественная характеристика профессиональной пригодности отражена в профессиограмме, которая представляет собой документ, эталон, отражающий конечную цель педагогического процесса. Как качественно-описательная модель специалиста профессиограмма включает в себя несколько разделов: личностные и профессионально-педагогические качества; основные требования к психолого-педагогической подготовке; содержание методической подготовки по специальности; объем и содержание специальной подготовки (В. А. Сластенин).
Профессиональная пригодность, являясь выражением профессиональной компетентности преподавателя на своем высшем уровне, органически сливается с профессиограммой - эталоном. В конечном итоге с профессиограммой совпадает и профессиональная готовность как модель ее высшего уровня (Д. А. Науказ). Это объясняется тем, что профессиональные пригодность и готовность представляют собой одно и то же состояние личности, с той лишь разницей, что профессиональную пригодность характеризуют соответствующие требованиям профессии показатели психофизических качеств и состояний субъекта, а в профессиональной готовности в качестве ее важнейшей составляющей называют мотивационный и содержательно-операциональный компоненты.
Профессиональная готовность специалиста.
Области профессиональной адаптации.
Факторы профессиональной адаптации.
Профессиональная адаптация специалиста.
Профессиональная адаптация – процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой.
Внешние:
- социальные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность.
Внутренние:
- уровень адаптационного потенциала специалиста;
- адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой профессии.
1. Профессионально-деятельностный – к содержанию, целям, средствам технологии осуществления, режим и интенсивность профессиональной деятельности.
2. Организационно-нормативный – к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и т.п.
3. Социально-профессиональный – к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу (юрист, инженер и т.д.)
4. Социально-психологический – ксоциально-психологическим ролевым функциям, неписанным, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям, и т.п. в трудовом коллективе, организации.
5. Социальный в широком смысле слова – к социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой сфере).
Успешность профессиональной адаптации зависит:
- наличия у специалиста необходимых внутренних предпосылок: подготовленности деятельности, мотивации профессиональной деятельности, четких представлений о содержании и условиях этой деятельности;
- внимания самого специалиста, руководителя, трудового коллектива в процессу профессиональной адаптации;
- оказание специалисту необходимой профессиональной помощи.
По мнению Платонова К.К. профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
1. Интеллектуально-познавательный (ориентировочный) – включает определенный уровень развития познавательной сферы личности специалиста (профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания).
2. Потребностно-мотивационный (мотивационный) – определяет степень усердия в профессии, основными компонентными которой являются понимание смысла своей профессии, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности.
3. Операционально-деятельностный (исполнительный) – включает в себя профессиональное мастерство (совокупность профессиональной важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития саморегуляции поведения и деятельности.
Предпосылки достижения успеха в деятельности .
- приобрести уверенность в себе;
- активировать мотивацию достижения;
- знать, чего хотите добиться;
- иметь ясный план действий, позитивную настроенность на дело уверенность в успехе;
- каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели;
- видеть удачи, частные успехи и испытывать при этом радость и счастье;
- коррекция негативных комплексов, привычек, установок, разрушительно влияющих на психику и организм человека;
Повышение стрессоустойчиости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на организм и психику;
Обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда.
Глоссарий психологических терминов.
Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака свойства предмета, явления с целью его изучения.
Адаптация личности – привыкание. Выделяют следующие виды: трудовая адаптация – привыкание человека к новым условиям работы; социальная – утверждение личности в коллективе.
Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайние варианты нормы.
Апперцепция – свойство психики человека выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего и от личностных особенностей его психической деятельности.
Архетип (прообраз, образец) – находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.
Ассоциативная психология – направление в психологии, объясняющее всю духовную жизнь с помощью ассоциации.
Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом, когда одно, появившись, вызывает другое.
Бессознательное – совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком.
Биосоциальная природа личности – взгляд на человека как на биологическое и социальное существо.
Бихевиоризм – направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения.
Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи.
Власть – возможность влиять на поведение людей.
Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.
Воля – сознательное преодоление человеком трудностей на пути к достижению цели.
Гештальт (нем. Gestalt – форма, образ, структура)- устойчивый образ организации целого, его изменяющихся частей.
Гештальтпсихология – направление психологии, изучающее психику с помощью целостных структур.
Глубинная психология – направление в психологии, придающее, решающее значение в поведении неосознаваемым побуждениям и установкам.
Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, ищущее смысл и ценности, творческое духовное начало.
Д
Деятельность - (англ. activity; нем. Tatig-keit) - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности.
Демонстративный тип характера – отличается стремлением быть всегда на виду, хорошо выглядеть, чтобы другие обращали внимание.
Дифференциальная психология - раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия людей.
Единство личности - проявляется в неразрывной связи черт, характеризующих личность.
Единомыслие (групповое) – тенденция подавления отдельной личностью своих действенных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы.
Знания – система понятий, законы и правила, отражающее определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.
Иерархия потребностей - подразделение потребностей людей.
Индивид (от лат. individum - неделимый) – единственный представитель вида Homo sapiens.
Индивидуальная психология – направление психологии, основанноеАльфредом Адлером выражающее идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ между сознанием и бессознательным.
Индивидуальность – неповторимое сочетание свойств личности; своеобразие и неповторимость жизненного пути каждого человека, условий его деятельности, обучения и воспитания.
Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) – внезапное, не выводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.
Интроспекция – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих.
Интуиция – способность достижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Кинестетические ощущения - ощущения, возникающие от движения тела и мышечного напряжения.
Когнитивная психология - направление в психологии, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.
Когнитивный (лат. cognitio - знание - познание) – имеющий познанию.
Конфликт - трудно разрешимое противоречие (столкновение).
Конформность - податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения.
Лабильный - неустойчивый, склонный к изменениям.
Лидерство - искусство влиять на людей, с тем чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями.
Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
Логотерапия - психологическая теория, разработанная Виктором Эмилем Франклом, согласно которой основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни.
Мотивация - процесс, побуждающий человека к действию для достижения целей.
Мышление - обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Навыки - автоматизированные действия.
Неофрейдизм - направление в современной психологии, сторонники которого соединили психоанализ З.Фрейда с американскими социологическими теориями.
Непроизвольное мышление – предполагает трансформацию образов во сне, бреду и т.п.
Неформальная группа - группа людей, добровольно объединяющихся на основе общности интересов и целей.
Неформальный лидер - руководитель неформальной группы, получивший свой социальный статус не от администрации, а от группы.
Онтогенез - индивидуальное развитие живого существа.
Оригинальность - способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.
Ориентировочная основа действия - система представлений субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия.
Память - отражение, запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека.
Перцептивный - относящийся к восприятию.
Поведение - внешние проявления психической деятельности.
Поступок - сознательно совершенное человеком действие, исходящее из определенных убеждений.
Потребности – испытываемая личностью нужда в чем-либо.
Психика - свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Психоанализ - психотерапевтический метод исследования и психологическое учение, утверждающее, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным.
Психологический климат - атмосфера или настрой в коллективе.
Реакция - ответ организма на какой-либо раздражитель.
Респондент - лицо, отвечающее на вопросы социологических анкет, опросников и т.п.
Рефлексия - самопознание человеком психических актов и состояний.
Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.
Роль - способ поведения человека, зависящий от его положения в обществе.
Сенсибилизация (лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо раздражителей.
Сенсорный - связанный с работой органов чувств.
Соматический - телесный, относящийся к телу.
Способности - индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков.
Социальный статус - позиция личности в группе. Основные характеристики социального статуса: престиж, власть, полномочия, вознаграждения.
Структурная психология - психологическая теория, рассматривающая внутренние процессы как некую обладающую определенным смыслом целостность, принадлежащую ко всей психической ситуации и из нее получающую свое значение.
Темперамент (от лат. temperament - надлежащее соотношение частей) - сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний).
Теория потребностей МакКлелланда - согласно этой теории, поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность.
Тест - стандартная психологическая методика, предназначенная для количественных оценок психологических качеств и функций человека.
Трудовой коллектив - все сотрудники организации (предприятия), включая персонал и администрацию.
Умения - практические действия, которые ученик может совершать на основе полученных знаний и которые могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний.
Уровень притязаний - выбор человеком цели с учетом успеха (или неуспеха) предшествующей деятельности.
Учение - деятельность тех, кто обучается.
Формальная группа - группа, созданная по воле администрации для выполнения определенных функций.
Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное трудностями на пути к достижению поставленных целей.
Функционализм - учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностями, а функциями других данностей.
Харизма - влияние, основанное на свойствах личности руководителя.
Характер - совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении.
Экспериментальная психология - общее обозначение различных исследований психических явлений, посредством экспериментальных методов.
Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.
Эмпатия - постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания.
Эпифеномен - сопутствующее явление.
Список литературы
Основная
1. Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998.
2. Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999.
4. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты – СПб: Питер, 2009. – 224 с.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2010. – 583с.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М: Проспект, 2010. – 464 с.
8. Немов Р. С. Психология. – М., 1993.
9. Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998.
10. Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998.
Дополнительная
1. Абрамова Г. С. Психология только для студентов. – М., 2001.
2. Аверченко Л. К. Психология управления. – М. – Новосибирск, 1997.
3. Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003.
4. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 1998.
6. Выгодский Л. С. Психология. – М., 2001.
7. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 2000.
8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – М., 1993.
9. Ждан А. И. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.
10. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999.
12. Климов Е. А. Основы психологии. – М., 1997.
13. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000.
14. Кузин В. С. Психология. – М., 1999.
15. Куницына В. И., Казаринова И. В., Погольша В. М. Межличностное общение. – СПб., 2001.
16. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. – М., 1986.
17. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2000.
18. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
19. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1997.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. – Т. 1. – С. 57.
21. Самоенко Ю. А. Психология и педагогика. – М., 2001.
22. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997.
23. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003.
24. Титов В. А. Психология и педагогика (конспект лекций). – М.Приор, 2006. - 240с.
Литература по темам
1. Общие вопросы психологии.
1. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М: Изд-во ПРИОР, 2000. – С.4
2. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – с. 23.
3. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М: Академия, 2001. - С.3.
4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2001. - С.17-18.
5. Титов В.А. Психология и педагогика. - М: Приор, 2006.- 240 с. - С. 3.
И. Ю. Гуртовенко
Оренбургский техникум железнодорожного транспорта
Оренбургского института путей сообщения филиала
Самарского государственного университета путей сообщения,
Г . Оренбург , Россия
THE THEORETICAL ANALYSIS OF CONCEPT OF PROFESSIONAL READINESS
I. Yu. Gurtovenko
Orenburg Railway Technical School of Orenburg Institute Lines of Communication
Of branch of Samara University Lines of Communication,
Orenburg, Russia.
Summary. The article presents the analytical review of the concepts «readiness». The author compares it with adjacent concepts and allocates the functions of professional readiness. The author examines the opinions of leading scientists of pedagogics.
Key words: Readiness; professional education; human factor; professional competence; functions of readiness for professional work.
Анализируя научную литературу, мы установили, что большинство ав-торов склонно рассматривать формирование готовности к различным видам деятельности при подготовке специалистов как процесс, имеющий свои соб-ственные особенности и закономерности. Отсюда термины «подготовка» и «готовность» трактуются не как синонимы, хотя между собой они тесно связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Это объясняется тем, что то или иное качество готовности специалиста во многом определяется именно тем, какую он проходил подготовку. Неслучайно под термином «подготовка» понимается динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого профессионального качества личности, как готовность.
Подготовка – это действия, направленные на выработку навыков, пере-дачу знаний и формирование активной жизненной позиции . Понятие «подготовка» будем понимать в широком смысле – «профессиональная подготовка» как организация обучения, различные формы получения профессионального образования (А. Н. Лейбович).
Подготовленность – наличие запаса необходимых знаний, навыков, опыта в какой-либо определенной области, приобретенных путем систематического обучения чему-либо или изучения чего-либо .
Подготовка представляет собой именно процесс, предшествующий подготовленности или готовности и включающий в себя, как мы видим, готовность в виде составляющих ее компонентов.
Успешность решения задач по подготовке специалистов связывается с повышением роли человеческого фактора. До недавнего времени такое по-нятие, как «человеческий фактор», скорее, относилось к области теории, не-жели целенаправленно использовалось на практике по своему содержанию и назначению. Однако сегодня понятие «человеческий фактор» становится более актуальным в связи с разработкой и внедрением парадигмы личностно ориентированного образования.
На наш взгляд, одним из компонентов понятия «человеческий фактор» является готовность. Косвенное подтверждение этой мысли мы находим у философов: «Содержанием понятия «человеческий фактор» является не просто воля, готовность действовать таким-то образом, но само действие по тем или иным объективным законам, в тех или иных объективных условиях» .
Понятие «человеческий фактор» относится к области трудовой де-ятельности как отдельного человека, так и коллектива. Особенностью рас-сматриваемого понятия является то, что оно акцентирует деятельностную сторону человека – главной производительной силы общества. Именно на ак-тивизацию профессиональной и социальной деятельности личности нацеливает актуализация данного понятия. Следовательно, активизация человеческого фактора (в проявлении его через деятельность) предполагает сегодня усиление творческого начала в деятельности личности, повышение готовности личности сознательно осуществлять профессиональную и социальную деятельность.
Понятие «профессиональная готовность» соотносится также с понятием «профессиональная компетентность», что рассмотрено с различных позиций в работах Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. В. Краевского, И. Л. Лернера, А. К. Марковой, Г. К. Селевко, В. А. Сластёнина, A. M. Новикова, Т. Е. Исаевой, А. В. Хуторского, Г. П. Щедровицкого.
Г. К. Селевко связывает способность и готовность в единую характеристику: «определение выпускника, владеющего тем, что он может сделать, каким способом деятельности овладел, к чему готов и есть компетентность» .
Важное значение для нашего исследования имеют работы Г. П. Щедро-вицкого, в которых рассматривается соотношение понятий «квалификация», «компетенция» и «компетентность», «способность» и «готовность» с позиции оценки качества подготовки выпускников . По его мнению, квалификация подразумевает готовность качественно выполнять конкретный специализированный вид деятельности.
Несмотря на различные позиции, исследователи едины в том, что готовность – необходимое условие успешной деятельности личности, в том числе и профессиональной.
В целом мы согласны с О. В. Царьковой, указывающей, что готовность – интегральное качество личности, которое характеризуется определенным уровнем ее развития и определяет возможность личности участвовать в каком-либо процессе . Подготовленность – результат образовательного процесса, отра-
Жающий способность личности оперировать знаниями и умениями при решении определенного типа теоретических и практических задач и достигать намеченного результата деятельности. Готовность отличается от подготовленности наличием мотивов и убеждений личности. Готовность определяется достаточным уровнем способностей, определенными знаниями, профессиональными навыками, умениями, опытом личности и наличием мотивов.
Мы разделяем мнение Л. Г. Семушиной, понимающей готовность к профессиональной деятельности как психическое состояние человека, которое предполагает осознание человеком своих профессиональных целей, способность осуществлять анализ и оценку имеющихся условий, определять наиболее вероятные способы действия, предвидеть мотивационные, волевые и интеллектуальные усилия, вероятность достижения результатов. Автор рассматривает профессиональную готовность как интегративное качество личности специалиста, которое основывается на владении знаниями и умениями в области профессиональной деятельности, накоплении первоначального профессионального опыта .
Наиболее общую позицию в рассмотрении профессиональной деятельно-сти, на наш взгляд, представляет Э. Ф. Зеер. Он считает, что профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессию.
Ю. Т. Русаков выделяет следующие функции готовности к профессиональной деятельности:
– гностическую, которая обеспечивает качественную образовательную подготовку студентов;
– интегративную, связанную с установлением процессуального единства между целью и действием;
– прогностическую, отражающую результат деятельности;
– ценностно-ориентировочную, связанную с осмыслением значимости профессиональной деятельности .
Гностическая функция готовности к профессиональной деятельности отражает познавательную направленность личности. Она проявляется в практическом умении студента использовать знания в ходе решения профессиональных задач, в усвоении студентом системы профессиональных знаний, овладении творческими способами выполнения профессиональной деятельности, в формировании комплекса профессиональных умений, в стремлении к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, в том числе и в различных областях; стремлении к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремлении к творческой самореализации.
Интегративная функция готовности к профессиональной деятельности тесно связана с гностической и создает условия для обобщения знаний, овладения общенаучными методами познавательной деятельности, переноса общих методов и приемов познания в профессиональную деятельность. Данная функция, по нашему мнению, проявляется в способности специалиста обладать целостным, системным мышлением, широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному поиску истины, критическому восприятию противоречивых идей; быть способным к системному видению профессиональной реальности, анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности.
Прогностическая функция состоит в предвидении, проектировании результатов профессиональной деятельности, оценке имеющихся условий, определении наиболее вероятных способов действия; прогнозировании мотиваци-онных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата. Она проявляется в способности к проектной деятельности в профессиональной сфере, готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы.
Ценностно-ориентировочная функция готовности к профессиональной деятельности связана с формированием профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений студента к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу. Она проявляется в понимании студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, в наличии устойчивого интереса к профессиональной деятельности, в понимании профессиональной ответственности за результаты своего труда, в представлении о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, в осознании себя и своего места в обществе.
Учитывая вышесказанное и основываясь на теоретических положениях и подходах к проблеме развития профессиональной готовности к различным видам деятельности, согласимся с мнением С. А. Бондаренко, который определяет Профессиональную готовность Как сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере .
Библиографический список
1. Бондаренко С. А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. – Ч. 1. – 188 с.
2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, активная лексика: словарь. – М.: НМЦ СПО, 2009. – 266 с.
3. Инженерная педагогика: сб. ст. Вып. 4. – М.: Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2003. – 300 с.
4. Кузнецов В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. – М.: Академия, 2007. – 83 с.
5. Лех В. И. Программа создания мира. – М.: Знания, 1986. – 184 с.
6. Русаков Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Магнитогорск, 2006. – 40 с.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 238 с.
8. Словарь русского языка. В 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1983. – 486 с.
9. Царькова О. В. Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Оренбург, 2009. – 36 с.
Bibliography
1. Bondarenko S. A. Formation of a competitive job alert professional // Modernisation of higher education: quality assurance of vocational education: Materials of all-Russian scientific-practical. conf. – Barnaul: AAEP, 2004. – Part 1. – 188 p.
2. Vishnyakova S. M. Professional education: key concepts, terminology, active vocabulary dictionary. – M.: SMC SPO, 2009. – 266 p.
3. Engineering pedagogy: Sat. of Art. No. 4. – Moscow: Center for Engineering Education MADI (GTU), 2003. – 300 p.
4. Kuznetsov V. V. An introduction to vocational teaching profession. – M.: Academy, 2007. – 83 p.
5. Lech V. I. Program of the creation of the world. – M.: Knowledge, 1986. – 184.
6. Rusakov Yu. T. Developmental learning environment as a factor in the formation of the college readiness of students for professional careers: Abstract. dis. ... candidate. ped. sciences: 13.00.08. – Magnitogorsk, 2006. – 40 p.
7. Selevko G. K. Modern educational technology: textbook. – Moscow: People"s education, 1998. – 238 p.
8. Dictionary of Russian language. 4 volumes / ed. A. P. Evgenyeva. – Moscow: Russian Language, 1983. – 486 p.
Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека.
Вместе с тем профессиональная готовность предполагает наличие у специалиста соответствующего уровня физического здоровья, сформированности и развитости необходимых для успешной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это очевидно, поскольку любая профессиональная деятельность предполагает, что тот или иной уровень приложения человеком физических сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики.
В профессиональной готовности специалиста целесообразно выделять две взаимосвязанные стороны, грани, разновидности (М. И. Дьяченко, А. М. Столяренко):
- - предварительную, заблаговременную, потенциальную готовность как профессиональную подготовленность личности к соответствующей деятельности. Эта готовность специалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых, статических компонентов, психических образований - знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, смыслов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности;
- - непосредственную, сиюминутную, ситуативную готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально-психологической атмосферы в коллективе, социальной среде и т.п.
Вполне очевидно, что непосредственная психологическая готовность выступает следствием актуализации предварительной, недостаточный уровень (либо отсутствие) которой снижает проявление первой. Предварительная, потенциальная, заблаговременная психологическая готовность является основой непосредственной, ситуативной. И потому подготовка специалиста выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности.
С другой стороны, даже достаточно хорошо подготовленный к решению профессиональных задач специалист в нужный момент может оказаться не мобилизован, не настроен на соответствующую деятельность, его психическая регуляция профессионального поведения и деятельности соответствующим образом может быть не актуализирована. В таком случае успешное осуществление деятельности будет невозможно либо она окажется малоэффективной.
Как видим, профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.