Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Деятельность по предоставлению социальных услуг. Предоставление социальных услуг. Описание разных видов социальных услуг

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Общая характеристика понятий "государственная функция", "государственная услуга"

Заключение

Список литературы

Введение

государственный социальный помощь услуга

Трудная жизненная ситуация - Обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Следовательно, любая ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, дает ему право на получение гарантированных государством соответствующих мер социальной поддержки. Таким образом, перечень категорий граждан, получающих соответствующие меры социальной поддержки очень обширен и мобилен по своему составу.

Цель работы: рассмотреть государственные функции по предоставлению государственных услуг людям в тяжелой жизненной ситуации, Министерством социальной политики Свердловской области.

Задачи работы: определить государственные функции по предоставлению государственных услуг людям в тяжелой жизненной ситуации, Министерством социальной политики Свердловской области.

Общая характеристика понятий "государственная функция", "государственная услуга".

Государственная услуга - деятельность органа исполнительной власти, оказывающего государственную услугу, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.

Государственная услуга и государственная функция отражают процессы взаимодействия государства и общества, их принципиальное различие - в инициаторе взаимодействия:

1) если инициатором взаимодействия является орган власти (например, осуществление контрольной проверки, расчет каких-либо общих тарифов и т.д.), то взаимодействие квалифицируется как государственная функция;

2) если инициатором взаимодействия является гражданин, организация (например, получение паспорта, лицензирование своей деятельности, расчет индивидуального тарифа, получение дубликата утерянного документа, запрос информации для СМИ), то такое взаимодействие является государственной услугой.

Реестр государственных услуг - перечень государственных услуг, формируемый органами исполнительной власти в соответствии с их функциями. Реестр государственных услуг после прохождения экспертизы в экспертной группе при Комиссии по проведению административной реформы утверждается руководителем органа исполнительной власти. Предварительная экспертиза реестра государственных услуг необходима для пресечения навязывания обществу избыточных государственных услуг. В реестр государственных услуг входят услуги, которые связаны со взаимодействием с гражданами (организациями).

Потребитель государственной услуги - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее - гражданин) или организация, обратившиеся в орган исполнительной власти, предоставляющий государственную услугу, для реализации прав либо законных интересов или исполнения возложенных нормативными правовыми актами обязанностей.

Стандарт государственной услуги - обязательные для исполнения правила, устанавливающие требования к оказанию государственной услуги, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания данной государственной услуги в интересах потребителя государственной услуги.

Правовое регулирование предоставления государственных услуг людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Основы законодательного регулирования предоставления мер социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения». Данный Федеральный закон определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом N 442-ФЗ в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основными видами социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, являются:

Материальная помощь;

Социальное обслуживание на дому;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

Предоставление временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

Консультативная помощь;

Реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание предоставляются населению бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется следующим группам населения:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые не могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

К основным нормативным правовым актам, принятым в развитие Федерального закона № N 442-ФЗ в сфере оказания мер социальной поддержки гражданам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в Свердловской области можно отнести:

Закон Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам»;

Закон Свердловской области от 07.03.2006 г. N 10-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Свердловской области»;

Постановления Правительства Свердловской области от 19 апреля 2011 г. N 426-ПП «Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в сфере социального обслуживания населения»;

Постановление Правительства Свердловской области от 30 июня 2005 года № 520-ПП «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области»;

Постановление Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1287-ПП « Об осуществлении социального обслуживания населения в Свердловской области в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации».

Социальное обслуживание граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предоставление социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется путем предоставления следующих основных социальных услуг, предусмотренных государственным стандартом социального обслуживания населения Свердловской области:

Социально-бытовые услуги;

Социально-медицинские услуги;

Социально-психологические услуги;

Социально-педагогические услуги;

Социально-правовые услуги;

Материальная помощь.

На территории Свердловской области данные услуги оказываются гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в условиях стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов; надомного обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста; предоставления временного приюта несовершеннолетним, дезадаптированным гражданам; консультативной помощи малоимущим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; дневного пребывания инвалидов и граждан пожилого возраста.

Социальные услуги гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются в учреждениях социального обслуживания населения:

1) комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН «Золотая осень» г.Н.Тагил, КЦСОН г.Кушвы, КЦСОН «Ветеран» г.Каменска-Уральского)

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям (Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Ирбитский центр социальной помощи семье и детям», ГБУ СОН СО "ЦСПС и Д города Верхняя Пышма", Центр социальной помощи семье и детям г.Нижний Тагил)

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ленинского района города Нижний Тагил, Нижнетагильский Социально-реабилитационный Центр для Несовершеннолетних № 1 "радуга");

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей (Государственное областное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 «Улыбка» города Нижний Тагил»)

6) социальные приюты для детей и подростков (Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Социальный приют для детей и подростков Серовского района")

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания (Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Дом ночного пребывания»);

11)специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры (Областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания « Геронтологический центр»;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

Отдельной мерой социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является материальная помощь.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 442-ФЗ материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и других лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Постановлением Правительства Свердловской области от 06.09.2006 N 767-ПП "О предоставлении материальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке" материальная помощь назначается и выплачивается следующим категориям граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и проживающих на территории Свердловской области:

1) гражданам, пострадавшим вследствие пожара, повлекшего уничтожение или повреждение жилого помещения;

2) родителям, супругу, детям военнослужащих, погибших (умерших, пропавших без вести) в период прохождения военной службы по призыву (за исключением случаев гибели военнослужащих вследствие совершения преступления);

3) нетрудоспособным гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, местом следования которых в документах об освобождении указана Свердловская область;

4) нетрудоспособным малоимущим одиноко проживающим гражданам, получающим государственную социальную помощь в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам";

5) нетрудоспособным гражданам из числа лиц малоимущей семьи, получающей государственную социальную помощь в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам";

6) нетрудоспособным гражданам, утратившим паспорт;

7) гражданам, осуществившим захоронение умершего, который не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях

Постановление Правительства Свердловской области от 20.10.2005 N 897-ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бесплатного стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты в Свердловской области".

Стационарное социальное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Свердловской области (далее - стационарные учреждения) предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе детям-инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе (далее - граждане пожилого возраста и инвалиды).

2. На стационарное социальное обслуживание принимаются лица пожилого возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп, нуждающиеся в бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, постоянной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению.

3. На стационарное социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения принимаются категории граждан, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, из числа:

освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми установлен административный надзор;

ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка и занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях и постоянно нарушающие Правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем стационарного учреждения, по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переводятся в специальные стационарные учреждения.

Заключение

Проанализировав информацию можно сделать вывод что, функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ и социального статуса.

В Свердловской области Министерство социальной политики предоставляет государственные услуги людям в тяжелой жизненной ситуации для повышение качества жизни, уровня социальной защищенности, жизненной активности и социальной ответственности граждан, для самообеспечения ими своей жизнедеятельности.

Список литературы

1.Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

2.Федеральный закон от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения»;

3.Постановление Правительства Свердловской области от 06.09.2006 N 767-ПП "О предоставлении материальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке";

4. Постановление Правительства Свердловской области от 20.10.2005 N 897-ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бесплатного стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты в Свердловской области";

5.Постановление Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1287-ПП « Об осуществлении социального обслуживания населения в Свердловской области в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации»;

6.Закон Свердловской области от 03.12.2014 № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области»;

7.Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 " Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, состав, порядок и особенности предоставления набора социальных услуг. Категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Перечень получателей набора социальных услуг. Сравнительный анализ стоимости набора услуг.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Понятие и сущность государственной услуги. Формирование электронного правительства. Предоставление государственных услуг в Российской Федерации на базе многофункциональных центров. "Единое окно" как стандарт предоставления государственных и иных услуг.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2010

    Правовое регулирование обслуживания в системе социальных услуг. Понятие, система и виды социального обслуживания детей. Нормативное законодательство, регулирующее его в РФ. Принципы осуществления социального обслуживания и система социальных служб.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2009

    Сущность государственных и муниципальных услуг. Формирование электронного правительства и развитие информационного общества. Предоставление государственных услуг в РФ на базе многофункциональных центров. Регламент предоставления муниципальной услуги.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2012

    Современное состояние правового обеспечения социальной работы и социального обслуживания в Российской Федерации. Основные формы и виды социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, для детей. Платные и бесплатные социальные услуги.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2015

    Принципы предоставления малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Характеристика государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2015

    Понятия, принципы предоставления государственных услуг. Управление их качеством. Административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

    Система органов социального обслуживания населения по действующему законодательству и закону "Об основах социального обслуживания граждан" от 1 января 2015 года. Расширение полномочий органов государственной власти и улучшение качества социальных услуг.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2015

    Понятие государственной должности, изучение классификации государственных служащих. Описание правового статуса государственного служащего. Анализ влияния административных барьеров на предоставление государственных и муниципальных услуг в Приморском крае.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2014

    Понятие и принципы предоставления государственных услуг. Показатели оценки их качества и доступности. Показатели эффективности государственных услуг в РФ. Особенности их оказания в электронном виде. Анализ стандартов оказания государственных услуг.

Социальные услуги отыгрывают важную роль в любом обществе, с их помощью реализовываются важнейшие цели и задачи государства. Именно поэтому так важно серьезно относится к классификации видов общественных работы. Общероссийской классификатор видов экономической деятельности (ОКВЕД) имеет целое направление в этой сфере под названием «Предоставление социальных услуг». Данное направление является подразделением большой группы «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», каждая группа классификатора имеет свой уникальный код, по которому проводится идентификация всей необходимой информации данной области.

Любой индивидуальный предприниматель может выбрать данное направление для своего бизнеса, для этого ему необходимо подробно ознакомиться с ОКВЕД, чтобы сделать правильный выбор. Очень важно, чтобы ваша реальная занятость максимально совпадала с государственными стандартами, то есть, отображала всю информацию, которую несет в себе код государственного реестра.

Обратите внимание!!! Код с названием выбранного вами вида экономической деятельности будет размещаться на первой странице государственного свидетельства о регистрации индивидуального предприятия. По этому типу деятельности будут насчитываться налоги и государственные пошлины. Будьте внимательны при выборе оперативной занятости для своего бизнеса!
ОКВЕД выбирается до подачи документов на свидетельство о государственной регистрации. Вместе с выбором оперативной деятельности, стоит подумать и о типе налогообложения, так как от этого выбора во многом будет зависеть успешность бизнеса. На сегодняшний день вы можете выбрать один из двух альтернативных типов налогообложения, общая система налогообложения подходит далеко не всем начинающим предпринимателям.


Вместе с оперативной занятостью, вы можете выбрать и вспомогательные типы деятельности. Они будут считаться официальными, но исключительно в качестве дополнительных и сопутствующих типов. Предоставление социальных услуг – это большое направление общероссийского классификатора видов экономической деятельности, необходимо подробнее ознакомиться с иерархией данной группы, чтобы выяснить всю информацию о подразделениях данной сферы.

Общее направление под названием «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности имеет код 85, в это большое направление входит подразделение «Предоставление социальных услуг» с ОКВЕД 85.3, именно оно вам и нужно, если вы решили связать свой бизнес с общественными работами.

Но общее направление вписать в свидетельство о государственной регистрации вам не удастся, необходимо выбрать узкую специализацию для оперативной деятельности. ОКВЕД данной сферы включает:

  1. предоставление различных услуг социальной сферы, проведение консультаций и бесед с нуждающимися физическими лицами, оказание материальной и психологической помощи беженцам и другим пострадавшим группам населения;
  2. помощь при проведении процедуры усыновления, помощь нуждающимся семьям, работа с детскими домами и интернатами, создание и распространение талонов на питание определенным группам населения, организация социальных проектов для поддержки бездомных людей и малообеспеченных семей, сокращение коммунальных услуг, оформление субсидий;
  3. проведение консультаций по сокращению семейного бюджета в целях экономии, поддержка и воспитание проблемных детей и подростков, работа с потерпевшими от стихийного бедствия, предоставление временного жилья;
  4. работа с иммигрантами, помощь пострадавшим от государственных репрессий, революций и гражданских войн;
  5. помощь в сфере трудоустройства, осуществление социальных выплат нетрудоспособных лицам (помощь в оформлении);
  6. организация благотворительных мероприятий и концертов, защита юридических интересов малообеспеченных граждан, помощь лицам с физическими или умственными недостатками, проведение курсов и тренингов для людей без специального образования;
  7. уход за малолетними детьми, воспитание детей с умственными и физическими отклонениями (детские садики, ясельные группы);
  8. посещение домов престарелых, уход за его постояльцами;
  9. реабилитационные работы, восстановление трудоспособности после травм или наложения судебных арестов;
  10. уход и поддержка взрослых людей с ограниченными физическими и умственными способностями;
  11. создание приютов и организация их работы;
  12. организация и проведение благотворительных акций, сбор денег для самых нуждающихся групп населения;
  13. медицинская помощь тяжело больным детям;
  14. работа ВТЭК.

Обратите внимание!!! В данное подразделение не может входить деятельность, которая приурочена к программе обязательного государственного обеспечения.

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

Гражданин страны, соблюдая законы и обязательства, возложенные на него государством, в свою очередь ожидает, что обеспечение некоторых его потребностей Правительство возьмет на себя. Это касается, в частности, сфер образования, здравоохранения, трудоустройства, охраны правопорядка и других. Что такое социальные услуги и какие из них доступны разным категориям населения, разберем в нашей статье.

Что называется социальными услугами

Различные виды помощи гражданам, направленные на улучшение условий их жизнедеятельности и расширение возможностей самостоятельного обеспечения их жизненных потребностей, называют социальными услугами (СУ).

Чтобы понять, что такое НСУ, то есть набор социальных услуг, для начала следует разобраться с таким понятием, как ЕДВ, то есть ежемесячная денежная выплата. Это определенная сумма, которая каждый месяц предоставляется государством отдельной категории граждан (инвалиды, ветераны, пострадавшие от радиации, члены семей погибших Героев Славы и другие).

На сегодня только в Москве и области ЕДВ получают почти 2 млн. граждан. Размер выплаты назначается в зависимости от категории льготника и только на основании предоставленных документов, подтверждающих право на получение помощи. Те, кто получает ежемесячные выплаты от государства, могут претендовать на социальные услуги.

Те, кому предоставляется набор социальных услуг и что в него входит, имеют право получать различные виды помощи:

  • бытовую,
  • медицинскую,
  • психологическую,
  • педагогическую,
  • трудовую,
  • правовую.

Для лиц с ограничениями функций жизнедеятельности (инвалидов) отдельно предоставляются услуги по обучению пользованию оборудованием для реабилитации и ухода, а также другие мероприятия в сфере обслуживания.

Между малоимущими гражданами РФ и органами соцзащиты может быть заключен социальный контракт. Предоставление услуги на основании социального контракта имеет вид одноразовой денежной выплаты, ежемесячного пособия или социальной помощи и назначается на определенный срок (от трёх месяцев до года). Вместе с контрактом получателю дается программа социальной адаптации, мероприятия из которой он обязан реализовать.

Кто предоставляет и кто получает социальные услуги

Поставщиком социальных услуг могут выступать:

  • государственные организации,
  • негосударственные – коммерческие либо некоммерческие – предприятия,
  • частные предприниматели, если они осуществляют социальное обслуживание граждан.

Чтобы упорядочить данные о поставщиках СУ, Правительством Российской Федерации было принято решение создать единый перечень, где будут содержаться все данные об организациях соцобслуживания населения.

Граждане, вынужденные существовать в тяжелых бытовых условиях, при отсутствии средств к существованию или имеющие одно из следующих обстоятельств:

  • травму, заболевание, преклонный возраст, инвалидность, ставшие причиной утраты способности к самообслуживанию (полностью или частично);
  • наличие среди членов семьи инвалида(-ов), которые нуждаются в постоянном уходе;
  • наличие ребенка, у которого наблюдаются трудности в адаптации к социуму;
  • насилие в семье;
  • наличие среди членов семьи особей с зависимостью, либо психическими расстройствами;
  • отсутствие работы или места жительства, –

могут претендовать на получение ЕДВ и НСУ. Причем те, кто имеет право на набор социальных услуг, могут отказаться от реальной помощи и потребовать ее в денежном эквиваленте.

Лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может предоставляться один из видов помощи:

  • помощь на дому;
  • обслуживание в стационаре;
  • временное жилье;
  • консультации;
  • реабилитация.

Чтобы гражданину были предоставлены социальные услуги, он должен лично обратиться в уполномоченные органы РФ с заявлением. По принятии положительного решения проситель может рассчитывать на социальное обслуживание со стороны поставщиков СУ. Таким образом, деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам – это их социальное обслуживание.

Особенности оплаты социальных услуг

Получения помощи в сфере бытовых, медицинских и правовых услуг требуют в первую очередь пенсионеры и инвалиды. Люди, которые по состоянию своего здоровья не в состоянии купить себе продукты питания, посетить больницу, оплатить жилищно-коммунальные расходы, требуют к себе повышенного внимания со стороны государства и поставщиков СУ.

В связи с этим разработаны специальные тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам. Например:

  • простая влажная уборка полов в квартире или прогулка на свежем воздухе обойдется в 193 руб./час;
  • более мелкие работы по дому – глажка, стирка, мытье посуды, вынос мусора – будут стоить 64 руб. за 20 минут;
  • содействие в посещении общественных мест или клиник, оплаты коммунальных услуг, получении путевок на курорты, помощь в оформлении различных документов также имеют свою цену – примерно от 100 до 200 руб. в час.

В зависимости от размера пенсии пожилым гражданам могут предоставляться бесплатные и платные социальные услуги. СУ на дому или в полустационарных условиях бесплатны для одиноких граждан или пар пожилого возраста, которые имеют пенсию ниже прожиточного минимума (ПМ) – для пенсионеров эта сумма на 2019 год равна 8269 руб.

Скидки на оплату услуг могут быть предоставлены, если пенсия составляет 100–250% от прожиточного минимума. При превышении 250% ПМ пенсионер (инвалид) осуществляет полную оплату социальной услуги

Бесплатное предоставление социальных услуг в форме обслуживания на дому или в стационаре положено также несовершеннолетним и тем, кто пострадал от чрезвычайных ситуаций (ЧС) или международных военных конфликтов. Кроме того, согласно ст. 31 Федерального закона № 442-Ф3 от 28 декабря 2013 г., Правительство РФ может предусматривать и другие категории граждан для получения безвозмездных СУ.

Порядок организации социальных услуг получателям

Что касается законодательной базы в сфере социального обслуживания граждан РФ, то здесь действует Федеральный Закон (ФЗ) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В положении определены все виды СУ, даны принципы и формы социального обслуживания, детально описан процесс их организации для граждан. Под термином технология предоставления социальных услуг подразумевается совокупность приемов и методов, которые применяют соц. службы для облегчения жизни нетрудоспособных гражданах.

В СУ для пожилых граждан входит не только обслуживание на дому, но и полу- или стационарное, а также срочная и консультативная помощь. Предварительно проводится деятельность по выявлению и учету граждан, нуждающихся в помощи. Дальнейший порядок и условия оказания социальных услуг состоит в:

  • оказании помощи по дому, организации питания, досуга, медицинских и гигиенических процедур;
  • содействии в необходимых гражданину мероприятиях, будь то погребение умерших родственников или необходимость оформления пенсионных льгот.

Социальный работник должен содействовать ремонту жилья получателя СУ, обеспечению его дровами и водой, обработке приусадебного участка. В том случае, если пациент психически болен, зависим от алкоголя либо имеет тяжелые формы заболеваний, ему требуется лечение в специализированных учреждениях.

Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме пожилым гражданам и инвалидам состоит в обеспечении их:

  • местом жительства,
  • одеждой, обувью, постельными принадлежностями,
  • питанием,
  • гигиеническими процедурами,
  • сопровождением на прогулках,
  • медицинской помощью,
  • консультированием и другими подобными услугами.

Такую помощь обеспечивают дома престарелых, интернаты для пожилых, современные геронтологические центры.

Описание разных видов социальных услуг

В Постановлении РФ установлен список услуг, которые должны оказывать поставщики получателям. Каждый регион России составляет свой территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг на основании базового, определенного ФЗ. Виды помощи указаны согласно государственному стандарту Р 52884-2007. В числе претендентов – пенсионеры, инвалиды, нуждающиеся семьи, дети-сироты, лица, находящиеся в трудных жизненных ситуациях.

Полное описание услуг, которые государство гарантирует определенным категориям граждан (платно или бесплатно), содержит федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг.

Обслуживание этих групп населения в стационаре или на дому имеет свои особенности: если в учреждении клиенту обеспечивается полный контроль и немедленная помощь, то на дому эти услуги носят регулярный, но прерывающийся характер.

В федеральном перечне по пунктам прописаны обязательные СУ для тех, кто находится в стационаре постоянно или только днем/ночью или проживает дома, а также дополнительные и срочные виды помощи.

Какие бытовые услуги предоставляются получателям НСУ

Услуги по поддержанию нормальной жизнедеятельности престарелых граждан или инвалидов включают в себя стандартные работы по дому: покупка продуктов и приготовление пищи, доставка воды, уборка и ремонт жилых помещений, оплата коммунальных услуг, приобретение материалов для чтения и досуга, организация прогулок.

Проще говоря, социальный работник выполняет все те функции, которые человек не может выполнить в сам в силу возраста или болезни и отсутствия близких людей. Такие мероприятия, как:

  • покупка товаров первой необходимости,
  • обогрев дома (при отсутствии централизованного отопления),
  • сдача вещей в химчистку или ателье,
  • помощь в прочтении и отправке корреспонденции,
  • организация ритуальных услуг –

также обычно входят в перечень услуг социального работника на дому.

Перечень социально-медицинских услуг

Другой вид социальных услуг – медицинские. Их цель – поддержать и сохранить здоровье получателя СУ. Это такие виды помощи, как:


Социально-медицинские услуги в учреждениях социального обслуживания хотя и отличаются в зависимости от заведения, обычно включают стандартный комплекс процедур, среди которых:

  • медикаментозная помощь;
  • диагностика;
  • обеспечение необходимыми лекарствами;
  • реабилитационные действия для инвалидов;
  • услуги по зубо- и слухопротезированию;
  • проведение мед. процедур, назначенных доктором (уколы, компрессы, перевязки, обработка пролежней и прочие);
  • консультации врачей;
  • физкультура.

Если пациент имеет на руках медицинское заключение о состоянии здоровья, о необходимости получения социальной помощи, а также об отсутствии противопоказаний к обслуживанию на дому, вместе с документом, подтверждающим размер пенсии ниже минимальной, то медико-социальные услуги будут для него бесплатны.

Психологическая поддержка

В плане психологической помощи получателям НСУ предоставляется:

  • консультирование,
  • коррекция,
  • тренинги,
  • диагностика,
  • групповые занятия,
  • беседы,
  • моральная поддержка,
  • мотивация.

Социальный работник должен стараться сделать все для того, чтобы пациент справился с внутренними переживаниями, беспокойствами, почувствовал себя нужным и оптимистично настроенным. Все услуги в этой сфере обязательно анонимны и конфиденциальны.

Предоставление социально-педагогических услуг

Формирование позитивных интересов, организация интересного досуга, профилактика развития поведенческих отклонений у детей-инвалидов или граждан преклонного возраста – чрезвычайно важные мероприятия. К социально-педагогическим услугам относят:

  • тематические консультации,
  • диагностику и обследования,
  • мероприятия по коррекции и реабилитации.

Например, можно сходить с пациентом в театр, кино, на выставку или на экскурсию. С учетом умственных и физических возможностей клиентов социальные работники часто организовывают различные кружки и проводят обучающие мероприятия на разные темы.

Что входит в понятие социально-трудовых услуг

Даже людям в преклонном возрасте или имеющим нарушения здоровья нужно чувствовать себя необходимыми обществу. В этом им помогает социально-трудовая реабилитация. Цель этого вида СУ – выявить склонности и интересы отдельной личности, на основании чего подобрать подходящую профессию и при необходимости помочь пройти подготовительные курсы.

В задачи социального работника входит:

  • организовывать профориентационные тесты,
  • помогать в выборе профессии,
  • акцентировать внимание на самых важных профессиональных качествах клиента,
  • проводить собеседования и консультации,
  • содействовать получению профессии и дальнейшему трудоустройству.

Форма предоставления трудовых СУ обычно полустационарная.

Защита прав получателей социальных услуг

Важное место среди остальных СУ занимает обслуживание клиентов в области права. Социальные службы защищают интересы получателей СУ при нарушении их законных прав, предоставляют юридическую помощь и услуги адвоката при необходимости.

Ниже дается перечень социальных услуг для пожилых и инвалидов в области права:

  • помощь в оформлении пенсии или страхового полиса;
  • содействие в получении льготных выплат;
  • консультирование у юриста;
  • подготовка документов, доверенностей;
  • подача жалоб.

Зная, что работник социальной службы всегда проконсультирует в области права и придет на помощь, пенсионеры или другие категории получателей социальных услуг начинают чувствовать себя более уверенными и решительными, готовыми настаивать на своих правах и добиваться справедливости.

Получение набора социальных услуг

Набор социальных услуг назначается гражданину на основании заявления, которое может быть подано как в письменной, так и в электронной форме. В течение десяти дней со дня подачи документов составляется индивидуальная программа получения СУ, где должна быть указана форма обслуживания, виды помощи, их объем и периодичность, а также условия, сроки предоставления СУ и их поставщики.

Подготовка документов для предоставления социальных услуг

Первое, что необходимо претенденту на получение помощи, – заполнить бланк заявления о предоставлении социальных услуг, который можно загрузить из интернета. Здесь нужны будут следующие сведения:

  • паспортные данные и телефон заявителя;
  • форма и вид услуг, в которых нуждается заявитель;
  • желаемые поставщики услуг;
  • обстоятельства, вынуждающие гражданина прибегать к СУ;
  • условия проживания заявителя;
  • состав семьи;
  • данные о ежемесячном доходе.

В конце заявления необходимо поставить отметку о согласии на обработку персональных данных, затем подпись, расшифровку ФИО и дату заполнения анкеты.

С конкретным поставщиком гражданин заключает договор на предоставление дополнительных платных социальных услуг. Здесь прописываются:

  • положения, определённые индивидуальным планом,
  • права и обязанности получателя и поставщика,
  • стоимость платных СУ и порядок их оплаты.

Для учета дополнительных услуг составляется акт сдачи-приемки, где для каждого вида услуг указывается их запланированное и фактическое количество, количество получателей услуг и итоговая сумма оплаты.

Специальная карта гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг (форма 030-Л/у), оформляется, если лицу-получателю НСУ назначены бесплатные лекарственные препараты. В этой справке содержатся все данные о выписанных и полученных ним лекарствах за один год, начиная с момента получения разрешения на дополнительное медикаментозное обеспечение. Заполняют ее врач, выписывающий медикаменты, и аптека, их предоставляющая. По истечении срока карта возвращается в клинику и подшивается к медицинской карте пациента.

Куда обращаться для получения НСУ

Право на набор социальных услуг в 2019 году имеют все получатели ЕДВ с даты назначения ежемесячной выплаты. С заполненным заявлением о предоставлении социальных услуг, а также оригиналом паспорта гражданин может обратиться в отделение Пенсионного фонда России (ПФР) по месту жительства, где ему начисляется ежемесячная выплата. В ответ заявителю выдается уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению.

Оформление отказа от набора социальных услуг

Отказаться от социального обслуживания и социальной услуги имеет право любой получатель НСУ. При этом важно помнить, что в случае отказа стоимость НСУ начисляется в качестве добавки к пенсии. С 2019 года общая стоимость пакета социальных услуг составляет 1075 рублей, в эту сумму входит:

  • стоимость лекарств – 828 руб.;
  • путевки для санаторно-курортного лечения – 128 руб.;
  • оплата проезда на пригородном или междугородном транспорте до места лечения и обратно – 119 руб.

Если отказаться от пакета частично, что также допускается, то к пенсии добавится стоимость исключенной из НСУ услуги.

Оформить отказ можно в том же отделении ПФР, куда ранее подавалось заявление о предоставлении НСУ. Образец заявление об отказе от получения набора социальных услуг содержит вышеперечисленный список социальных услуг, из которых нужно отметить галочкой тот, от которого получатель решил отказаться.

Как оценивается качество социальных услуг

Чтобы повысить уровень социального обслуживания граждан, нуждающихся в присмотре и помощи, необходимо контролировать полноту, своевременность и результативность предоставляемых поставщиком услуг. Самой достоверной будет оценка самих получателей НСУ, например, насколько решились их бытовые или правовые проблемы, улучшилось морально-психологическое и физическое состояние.

С целью мониторинга качества социальных услуг государством разработан стандарт оказания специальных социальных услуг (ГОСТ Р 52496-2005). В нем приведены основные критерии успешности и эффективности для каждого вида предоставляемых СУ. Если же говорить о социальной услуге в целом, она будет иметь высокое качество, если:


Также контролю подлежат факторы, влияющие на качество социальных услуг, предоставляемых поставщиком. Это:

  • документальное подтверждение возможности предоставления социального обслуживания учреждением;
  • профессионализм и квалификация сотрудников учреждения, осуществляющих социальное обслуживание населения;
  • достаточная оснащенность учреждения оборудованием, приборами, аппаратурой;
  • порядок предоставления СУ клиентам;
  • наличие собственной системы мониторинга деятельности.

Оценка деятельности учреждения-поставщика СУ, его подготовленности, оснащения, квалификации работников – важнейшая составляющая контроля качества НСУ.

Подведем итог

Законодательная база в области предоставления социальных услуг – от помощи в быту до бесплатной медицинской помощи – продумана во всех деталях. Государством предусмотрены различные формы, способы, виды, модели оказания социальных услуг: платные и бесплатные, на дому или в стационаре, бытовые, медицинские, правовые, психологические, педагогические, трудовые и так далее. Претендовать на них может тот, кто получает ежемесячные денежные выплаты вследствие недостаточного материального обеспечения или по состоянию здоровья.

Илья Никитин (Пока оценок нет)