Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов

Обеспечение радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры является одним из важных условий в организации работ по информационной безопасности и технической защите информации таможенных органов. В системе Федеральной таможенной службы указанной деятельностью занимается Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ).
Об основных направлениях деятельности рассказывает первый заместитель начальника Управления Геннадий СТАРОСТЕНКОВ.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», – фраза, которая знакома многим. Никто не будет оспаривать, что информация в современном мире является значительным фактором, влияющим на многие события, происходящие в обществе, государстве, международных отношениях.
Не секрет, что враждебно настроенные иностранные государства ведут против России «информационную войну» с целью ослабления и дестабилизации внутренней обстановки.
В этих сложных условиях, когда постоянно растет активность различных реакционных сил, необходимо быть начеку и в постоянной готовности.
Нашей стране не раз приходилось переживать тяжелые времена. И многие поколения с честью выходили победителями, проявляя высокий профессионализм и стальную выдержку.
Теперь и мы проходим испытания временем, которое нас обязывает перед будущим поколением передать эстафету верности нашей Родине.
Вот уже девятнадцать лет Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры стоит на защите экономических интересов Российской Федерации. Для истории это небольшой срок, но для коллектива Управления, с учетом тех успехов, которых оно достигло за прошедшие годы, это значительный вклад в развитие по направлениям деятельности.
Это были непростые годы, годы становления и развития: от нескольких отделов – до нескольких служб. С гордостью можно сказать: итог такого развития – это мощная структура от Калининграда на западных границах нашей необъятной Отчизны до Владивостока на восточных рубежах, а также образование новых подразделений в Севастополе.
Судьба Управления во многом связана с судьбами тех людей, которые отдавали весь свой талант, терпение, трудолюбие выполнению непростых задач, стоящих перед нашими подразделениями. Это, прежде всего руководители нашего Управления, сотрудники и федеральные государственные служащие, без которых оно просто не могло бы существовать. За эти годы состав Управления во многом изменился.
Сейчас проходят службу очень много молодых и перспективных сотрудников, федеральных государственных служащих, а также те, кто работает со дня образования Управления. Это во многом опытные специалисты, знающие свое дело, заслужившие почет и уважение в коллективе. К их авторитетному мнению прислушивается молодежь, набирает опыт, который так необходим в нашей непростой работе.
В чем заключается наша работа, в чем ее особенность, что такое радиоэлектронная безопасность? Это интересует многих.
«Искусство» промышленного шпионажа и шпионажа как такового существует с давних времен. Чтобы завладеть информацией использовались различные ухищрения. Причем с каждым разом развитие технических средств разведки вынуждало владельцев конфиденциальной информации искать все новые способы ее защиты. И вот настало время, когда защита информации стала профессиональным «ремеслом».
Двадцатый век и начало двадцать первого века ознаменовались стремительным развитием электронной техники и технологий, о которых даже не могли догадываться фантасты. Нынешний век дал такое бурное развитие электронных технических средств, что применение их в качестве средств разведки и шпионажа О вышло почти на бытовой уровень. Информация стала «товаром», за который готовы платить огромные деньги те, кто против государства и закона.
Потери и ущерб от таких «действий» может многократно превышать стоимость оплаченной информации. А в некоторых случаях, когда разменной монетой становятся человеческая жизнь и здоровье граждан, безопасность государства, потери могут быть просто катастрофическими.
Задачей Управления на сегодняшний день является защита информации ограниченного доступа таможенных органов от каких бы то ни было посягательств извне. Заинтересованность в получении такой информации проявляют иностранные технические разведки, различные преступные группировки, отдельные преступники, некоторые организации и граждане, нарушающие законодательство Российской Федерации. Многие из них используют технические средства, имеющиеся в свободной продаже. Обычно эти средства многофункциональны, имеют малые габариты.
В этом плане можно рассматривать даже всем привычный сотовый телефон.
С развитием технических средств разведки постоянно совершенствуются технические средства защиты и методы, применяемые для защиты информации. Работа в области защиты информации является лицензионным видом деятельности. Управление аккредитовано Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, как орган по аттестации объектов информатизации в части технической защиты информации, имеет ряд лицензий на проведение работ по защите информации.
Одна из первых лицензий была получена пятнадцать лет назад. Это был шаг, который позволил развиваться Управлению дальше. Ему предшествовала большая работа по подготовке к лицензированию. Велось оснащение необходимым оборудованием, создавались специальные лаборатории. Но самым главным в этой непростой работе была подготовка личного состава.
Это были люди с опытом работы, многие являлись кадровыми военными, имели за плечами богатый опыт службы. Были и молодые, окончившие гражданские технические вузы.
Знания физических законов, высшей математики, языков программирования, умение работать с измерительной техникой и программно-аппаратными комплексами, проводить расчеты, анализировать полученные результаты, и одновременно знания законодательства и ведущей нормативной правовой базы – вот далеко не полный перечень необходимых составляющих, которые позволяли решать поставленные задачи. С каждым годом расширялся опыт личного состава Управления. Профессиональная подготовка проходила не только в рамках деятельности Управления, но и на курсах повышения квалификации.
Сейчас в каждом регионе есть свой филиал, который выполняет весь комплекс задач на самом высоком профессиональном и техническом уровне. Это привело к тому, что многие таможенные органы стали отказываться от договорных работ по аттестации объектов информатизации и контролю эффективности защиты информации, проводимых сторонними организациями-лицензиатами, отдавая предпочтение ведомственному лицензиату – РТУ РЭБОТИ. Всему этому предшествовала огромная работа, проведенная в регионах. Она продолжается и сегодня. Между Управлением и его филиалами на местах идет постоянный обмен накопленным опытом.
Представители Управления ежегодно принимают участие в совещаниях проводимых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации для органов по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации. Такие мероприятия очень важны и актуальны на современном этапе развития ФТС России для противодействия радиоэлектронной разведке и защите информации. Эта работа позволяет «держать руку на пульсе», и тем самым дает Управлению возможность быть готовым к противодействию угрозам в таможенных органах и обеспечивает безопасность нашего государства.
Несмотря на все трудности, которые испытывает Управление, коллектив успешно реализует планы и при этом показатели выполняемых работ постоянно растут. Конечно, рост показателей не является постоянной величиной. Он меняется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Это могут быть и объективные причины, такие как увеличение и уменьшение штатной численности подразделений, бюджетное финансирование и некоторые другие субъективные факторы.
Такая ежедневная напряженная работа, требующая постоянного внимания, связанная с командировками и большим оборотом отчетных документов, ответственностью за результат выполнения поставленных задач, требует от личного состава серьезной подготовки, хорошей физической формы и крепкого здоровья.
Вот почему коллектив РТУ РЭБОТИ принимает участие во многих соревнованиях, проводимых ФТС России.
Участники соревнований неоднократно занимали призовые места по стрельбе из табельного оружия, в эстафетах и лыжных гонках. Проводятся соревнования по мини-футболу, волейболу, настольному теннису, шахматам. Управление активно принимает участие в соревнованиях по плаванию.
Культурные программы дают возможность коллективу проявить свои таланты. В Управлении часто проходят конкурсы на лучшие творческие работы по различной тематике. Все это способствует улучшению «климата» и взаимопонимания внутри коллектива. Мы отдаем дань уважения ветеранам таможенной службы, служившим в Управлении, проводя сборы, торжественные собрания.
Выражаем слова благодарности руководству ФТС России за оказание помощи в становлении и развитии радиоэлектронной безопасности таможенных органов.
В условиях динамично меняющейся экономической и политической обстановки, воздействующей на ФТС России, Управление не отстает, а идет в ногу в с таможенными реалиями, оперативно реагирует на внешние факторы, влияющие на служебную деятельность.

отменен/утратил силу Редакция от 18.04.2005

Наименование документ ПРИКАЗ ФТС РФ от 18.04.2005 N 347 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Вид документа приказ, положение
Принявший орган фтс рф
Номер документа 347
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 18.04.2005
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ ФТС РФ от 18.04.2005 N 347 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

I. Общие положения

1. Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (далее - Управление) входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) и является специализированным таможенным органом,обеспечивающим реализацию задач и функций таможенных органов в регионе деятельности Управления в пределах компетенции, установленной настоящим Положением.

2. Регионом деятельности Управления является территория Российской Федерации.

3. Управление непосредственно подчиняется руководителю ФТС России. Функции организации, координации и контроля деятельности Управления осуществляет заместитель руководителя ФТС России, на которого возложены данные обязанности приказом ФТС России.

4. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России, нормативными правовыми актами в области таможенного дела, правовыми актами ФТС России, а также настоящим положением.

5. Управление в своей деятельности решает следующие задачи:

1) выполнение в соответствии с государственными лицензиями Российской Федерации функций государственной системы защиты информации от утечки по техническим каналам в таможенных органах и аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации;

2) осуществление в пределах компетенции Управления единой технической политики в таможенных органах по вопросам радиоэлектронной безопасности, защиты информации и аттестации с учетом современного уровня развития информационных технологий и взаимодействия с информационными системами органов государственной власти Российской Федерации;

3) проведение мероприятий по обеспечению радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (далее - мероприятия РЭБ <*>) с использованием технических средств для выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации <**>, а также выполнения работ по обеспечению защиты информации от утечки по техническим каналам (далее - работа по защите информации) и аттестации объектов информатизации таможенных органов (далее - аттестация);

<*> Мероприятия РЭБ - это комплекс мероприятии по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях и в технических средствах объектов таможенной инфраструктуры с использованием технических средств специального назначения.

Технические средства специального назначения (ТССН) - технические средства для выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, а именно специальная и контрольно-измерительная аппаратура, а также средства вычислительной техники, позволяющие осуществлять поиск электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 г. N 95 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.").

<**> Электронные устройства, предназначенные для негласного получения информации, - электронные устройства, скрыто установленные в места возможного съема информации (постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 N 95 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя ")

4) обобщение и анализ практики защиты информации в таможенных органах;

5) разработка и осуществление в пределах компетенции Управления мероприятий по совершенствованию системы защиты информации в таможенных органах;

6) выполнение мероприятий по защите информации, а также соблюдение ограничений и запретов в отношении обработки, хранения и распространения информации, принадлежащей таможенным органам, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

7) предоставление полномочий, предусмотренных действующими лицензиями Управления (по согласованию с организацией, выдавшей данные лицензии), подразделениям радиоэлектронной безопасности (далее - подразделения РЭБ <*>) таможенных органов на осуществление отдельных видов деятельности, а также контроль за этой деятельностью;

<*> Подразделения РЭБ - специализированные подразделения таможенных органов, наделенные полномочиями организации и проведения мероприятий по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях и технических средствах объектов таможенной инфраструктуры с использованием технических средств специального назначения и специализированных методик.

8) руководство, в том числе методическое, деятельностью подразделений РЭБ таможенных органов и ее координация и контроль в части, определяемой настоящим положением и правовыми актами ФТС России;

9) организация обучения должностных лиц Управления и подразделений РЭБ таможенных органов и повышение их квалификации;

10) проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществление согласно установленному порядку мероприятий по защите государственной тайны и обеспечение соблюдения режима секретности в собственных подразделениях.

6. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

7. Управление решает возложенные на него задачи самостоятельно, а также через подразделения РЭБ таможенных органов.

II. Полномочия

8. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) организация и проведение комплекса мероприятий по радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры <*> в соответствии:

<*> Порядок организации и проведения мероприятий РЭБ, работ по защите информации и аттестации определяется отдельными правовыми актами ФТС России.

а) с планами проведения мероприятий РЭБ;

б) с заявками (заданиями) структурных подразделений ФТС России с привлечением сил и средств подразделений РЭБ таможенных органов;

в) с планами устранения недостатков, выявленных при проведении мероприятий РЭБ;

2) организация и проведение работ по защите информации и аттестации <*> таможенных органов в соответствии с планами и на основании заявок таможенных органов;

<*> Работу по защите информации и аттестации организовывает и проводит специализированное подразделение Управления - отраслевой центр по аттестации объектов информатизации таможенных органов Российской Федерации по требованиям безопасности информации, созданный в соответствии с приказом ГТК России от 23.10.2003 г. N 1186дсп и имеющий лицензии Гостехкомиссии России и ФСБ России.

Подразделениям РЭБ таможенных органов предоставляются полномочия отраслевого центра по аттестации объектов информатизации таможенных органов Российской Федерации по требованиям безопасности информации на выполнение отдельных видов работ, предусмотренных лицензиями Управления (по согласованию с государственным органом, выдавшим лицензию).

3) проведение работ, связанных с осуществлением мероприятий по защите информации и оказанием услуг в этой области третьим лицам;

4) обеспечение руководства ФТС России и таможенных органов информацией, в том числе оперативной, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

5) разработка тактики и методики подготовки и проведения мероприятий РЭБ и работ по защите информации в таможенных органах;

6) осуществление мер, направленных на повышение эффективности проведения мероприятий РЭБ, работ по защите информации и аттестации;

7) разработка проектов нормативных и иных правовых актов по вопросам радиоэлектронной безопасности, защиты информации и аттестации на соответствие требованиям безопасности информации в таможенных органах, подготовка и представление на рассмотрение ФТС России предложений об издании, изменении и дополнении правовых актов ФТС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

8) оказание практической помощи подразделениям РЭБ таможенных органов в подготовке и проведении мероприятий РЭБ, работ по защите информации и аттестации;

9) сбор, обобщение и анализ информации о результатах деятельности Управления и подразделений РЭБ таможенных органов, изучение методов, тактических приемов и средств несанкционированного получения информации с использованием технических средств на объектах таможенной инфраструктуры;

11) взаимодействие с оперативными подразделениями органов, наделенных правом ведения оперативно-розыскной деятельности, с ФСТЭК России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

12) разработка системы и программы оснащения Управления и подразделений РЭБ таможенных органов ТССН для проведения мероприятий РЭБ и защиты информации, организация и ведение централизованного специального учета ТССН, используемых подразделениями Управления и подразделениями РЭБ таможенных органов;

13) заказ и получение ТССН и расходных материалов в рамках централизованной поставки ФТС России;

14) централизованное оснащение ТССН подразделений Управления и подразделений РЭБ для проведения мероприятий РЭБ, работ по защите информации и аттестации объектов информатизации таможенных органов в соответствии с разработанными системой и программой оснащения, а также с утвержденным ФТС России Табелем положенности;

15) обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации защиты сведений, предоставленных таможенным органам исключительно для таможенных целей и составляющих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну и исключительно для таможенных целей и составляющих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, контроль такой деятельности в таможенных органах;

16) профилактика правонарушений среди должностных лиц Управления;

17) обеспечение в Управлении эффективного использования, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта вычислительной техники, технических средств таможенного контроля, технических средств охраны и др.;

18) метрологическое обеспечение деятельности Управления и подразделений РЭБ таможенных органов;

19) участие в работе по защите прав, имущественных и иных интересов таможенных органов в судебных органах при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, вытекающим из административно-правовых отношений;

20) рассмотрение жалоб юридических и физических лиц и протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) должностных лиц Управления, обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и протестов;

21) проведение в пределах предоставленных ФТС России полномочий аттестации должностных лиц Управления на соответствие занимаемой должности, организация и контроль этой работы в подразделениях РЭБ таможенных органов;

22) представление в ФТС России материалов к награждению должностных лиц Управления государственными наградами Российской Федерации, присвоению им почетных званий Российской Федерации;

23) международное сотрудничество согласно порядку, установленному ФТС России;

24) работа по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров, проведение проверок сведений и документов, представляемых гражданами при поступлении на службу (гражданскую службу) в Управление, контроль кадровой работы в подразделениях РЭБ таможенных органов;

25) организация и проведение мероприятий в области охраны труда, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,соблюдения техники безопасности и пожарной безопасности, мобилизационной подготовки Управления;

26) анализ состояния исполнительской дисциплины в Управлении, разработка и осуществление мер по контролю за исполнительской дисциплиной;

27) организация и обеспечение профессиональной, боевой и физической подготовки, переподготовки должностных лиц Управления, повышения их квалификации и стажировок;

28) участие в выполнении программ и планов социального развития;

29) организация медицинского обеспечения должностных лиц Управления и членов их семей в соответствии с установленным порядком;

30) ведение делопроизводства, а также организация работ по комплектованию, хранению, учету и использованию документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления;

31) осуществление функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета;

32) обеспечение исполнения утвержденной сметы расходов Управления и достоверной отчетности по ней;

33) ведение хозяйственной деятельности;

34) обеспечение выполнения программ, планов и показателей деятельности Управления;

35) определение сводной потребности в материально-техническом обеспечении структурных подразделений Управления в соответствии с утверждаемыми ФТС России табелями положенности по централизованно и децентрализовано планируемой, закупаемой и распределяемой продукции;

36) приобретение на конкурсной основе, хранение, распределение и перераспределение между структурными подразделениями Управления материально-технических средств по номенклатуре регионально планируемой и распределяемой продукции в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований;

37) принятие в соответствии с установленным порядком решений о постановке на баланс и списании с баланса Управления основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей.

9. Управление с целью реализации полномочий, установленных настоящим положением, имеет право:

1) представлять таможенные органы в государственных органах, организациях;

2) быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде;

3) издавать правовые акты распорядительного и организационного характера;

4) отменять или изменять по жалобам лиц, протестам прокуроров, при осуществлении ведомственного контроля решения должностных лиц Управления, а также принимать в отношении их неправомерных действий (бездействия) меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

5) проводить согласно установленному порядку научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

6) привлекать в соответствии с установленным порядком для рассмотрения вопросов входящих в компетенцию Управления научные и иные организации, а также экспертов и специалистов;

7) организовывать в пределах своей компетенции проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований;

8) запрашивать и требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

9) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии);

10) издавать не реже одного раза в год информационный сборник по направлениям деятельности Управления и подразделений РЭБ таможенных органов;

11) пользоваться иными правами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Должностные лица Управления имеют право беспрепятственного и неограниченного во времени доступа на все объекты таможенной инфраструктуры в любое время суток для проведения мероприятий по радиоэлектронной безопасности, работ по защите информации и аттестации с необходимыми ТССН и транспортными средствами.

III. Организация деятельности

11 .Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению руководителя ФТС России.

Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами ФТС России по представлению начальника Управления.

Главный бухгалтер Управления назначается на должность и освобождается от должности приказами ФТС России.

На период отсутствия начальника Управления исполнение его обязанностей возлагается на первого заместителя начальника Управления или на заместителя начальника Управления.

Начальники подразделений Управления назначаются на должность и освобождаются от должности приказами Управления по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС России.

12. Управление создано приказом ГТК России от 23.06.1997 г. N 371 "О создании регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры".

Управление создается, реорганизовывается и ликвидируется ФТС России по согласованию с Минэкономразвития России.

13. Начальник Управления:

1) руководит деятельностью Управления на основе принципа единоначалия;

2) распределяет обязанности между своими заместителями;

3) издает на основании правовых актов ФТС России и настоящего положения документы распорядительного характера по вопросам.отнесенным к компетенции Управления, и организовывает контроль за их исполнением;

4) утверждает штатное расписание в пределах установленной ФТС России численности и фонда оплаты труда должностных лиц Управления;

5) представляет руководителю ФТС России:

а) предложения о численности и фонде оплаты труда должностных лиц, работников Управления;

б) предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей начальника Управления и главного бухгалтера Управления;

в) проект ежегодного плана деятельности Управления и прогнозируемые показатели, а также отчет об их исполнении;

6) обеспечивает выполнение программ, планов и показателей деятельности Управления;

7) назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц Управления за исключением лиц, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей приказами ФТС России;

8) отменяет или изменяет в порядке ведомственного контроля решения должностных лиц Управления;

9) приводит к присяге сотрудников Управления;

10) применяет в пределах предоставленных полномочий в отношении должностных лиц Управления меры поощрения и дисциплинарного воздействия в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации;

11) обеспечивает создание необходимых условий труда для должностных лиц Управления, а также их правовую и социальную защищенность;

12) обеспечивает направление в ФТС России материалов к присвоению должностным лицам Управления специальных званий и классных чинов в соответствии с установленным порядком;

13) обеспечивает направление в ФТС России материалов при представлении должностных лиц Управления к награждению ведомственными наградами, государственными наградами Российской Федерации, а также присвоению им почетных званий Российской Федерации;

14) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы Российской Федерации в Управлении;

15) организовывает в соответствии с установленным порядком оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия и специальных средств;

16) несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Управление полномочий, за выполнение программ, планов и показателей деятельности Управления.

14. Начальник Управления исполняет другие обязанности, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации.

16. Все имущество Управления является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Владение, пользование и распоряжение закрепленным имуществом Управление осуществляет согласно порядку, установленному законодательством Российской Федерации.

17. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые кредитными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Юридический адрес Управления: Москва, Комсомольская площадь дом 1.

Начальник
Регионального таможенного управления
радиоэлектронной безопасности объектов
таможенной инфраструктуры
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.С.НИКИТИН

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы исследования. В XXI веке, внешние и внутренние угрозы требуют от государства активного реагирования на них с целью повышения уровня своей национальной безопасности. Особенно остро стоит проблема обеспечения экономической безопасности на уровне всей национальной экономики, ее комплексов, отраслей и экономики регионов.

Быстрая эффективная система обеспечения экономической безопасности — вопрос жизни любого государства, стремящегося занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Под экономической безопасностью следует понимать одну из важнейших качественных характеристик экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами народное хозяйство в процессе его развития.

Рычагами обеспечения экономической безопасности страны выступают государственные органы, которые посредством своих функций обеспечивают экономическое благосостояние государства.

Таможенные органы входят в систему государственных органов Российской Федерации. Они регулируют свою деятельность с помощью федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешнеторговой деятельности, валютного регулирования и валютного контроля, правоохранительной деятельности и других, создающих правовую основу деятельности таможенных органов. Но помимо этого создаются специальные подразделения для того чтобы облегчить процессы таможенного контроля. Одним из таких подразделений является Региональное оперативно-поисковое управление (РОПУ) и Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ).

Цель исследования: определить роль оперативных подразделений Федеральной таможенной службы (далее ФТС) в обеспечении экономической безопасности страны.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

    Определить функции, задачи, права оперативных подразделений ФТС;

    Определить общую структуру управления оперативными подразделениями ФТС;

    Проанализировать эффективность деятельности оперативных подразделений ФТС и её влияние на экономическую безопасность страны.

Данной проблематике посвящены труды многих российских ученных в том числе: Агамагомедовой С.А., Волкова В.Ф., Исаевой Л.М., Овсянникова С.А., Овчинникова О.А., и других. Автором сделана попытка анализа и интеграции всех имеющихся данных и научных разработок, а также нормативно-правовой базы, в данной области, с целью проведения дальнейших научных исследований.

Объектом исследования являются оперативные подразделений ФТС в рамках обеспечения экономической безопасности страны.

А предметом выступает деятельность Регионального оперативно-поискового управления (РОПУ) и Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ)

    Региональное оперативно-поисковое управление (РОПУ).

Перед тем как ознакомиться с деятельностью оперативных подразделений Федеральной таможенной службы более конкретно, хотелось бы уделить внимание статистике конца 90-х годов - до ввода этих служб в систему таможенных органов РФ.

Таблица 1.

Динамика преступности в сфере внешнеэкономической деятельности

Не трудно заметить, что с каждым годом количество преступлений увеличивалось, то есть экономическая безопасность страны всё больше ставилась под угрозу. Именно поэтому были проведены реформы в сфере таможенного контроля и введены оперативные подразделения.

Эти оперативные подразделения осуществляют вспомогательную функцию по способствованию иным оперативным подразделениям в решении их полномасштабных задач.

Основными задачами РОПУ являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; сбор сведений о физических и юридических лицах в целях предупреждения и раскрытия преступлений; участие в соответствии с законодательством РФ в мероприятиях, направленных на борьбу с терроризмом; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности РФ; осуществление деятельности, направленной на выявление фактов коррупции в таможенных органах; обеспечение собственной безопасности таможенных органов, защиты должностных лиц таможенных органов и их близких от противоправных действий.

Составной частью правоохранительного блока таможенных органов РФ является и Кинологическая служба, в которую входят Кинологический центр ФТС России, кинологические службы оперативных таможен и кинологические отделы таможен.

Основными функциями Кинологической службы являются обеспечение участия должностных лиц кинологических подразделений со служебными собаками в оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях в качестве специалистов, а также осуществление эффективного таможенного контроля, способствующего пресечению незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ, боеприпасов, оружия, взрывных устройств и иных товаров, обладающих индивидуальным запахом.

На уровне региональных таможенных управлений (далее РТУ) функционируют оперативные таможни, являющиеся специализированными таможенными органами, входящими в единую федеральную систему таможенных органов.

Оперативная таможня является правоохранительным органом РФ и вышестоящим таможенным органом по отношению к таможенным органам региона ее деятельности, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об оперативно-розыскной деятельности, уголовном судопроизводстве, законодательства РФ об административных правонарушениях и законодательства РФ о таможенном деле.

Оперативные таможни имеют следующие основные полномочия в установленной сфере деятельности: организация, методическое обеспечение и контроль деятельности оперативно-розыскных, оперативно-аналитических, кинологических подразделений, подразделений дознания, подразделений, подразделений административных расследований и учетно-регистрационных подразделений таможен, находящихся в регионе их деятельности, по вопросам, отнесенным к их компетенции; осуществление ОРД в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами ФТС России; осуществление оперативно-аналитической работы и информационного обеспечения ОРД; производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; проверка деятельности правоохранительных подразделений таможен региона согласно порядку и формам, определяемым ФТС России.

Оперативные таможни располагаются территориально по месту дислокации РТУ, в центрах федеральных округов. В настоящее время в РФ осуществляют свою деятельность 8 оперативных таможен:

1) Центральная оперативная таможня;

2) Северо-Западная оперативная таможня;

3) Приволжская оперативная таможня;

4) Уральская оперативная таможня;

5) Южная оперативная таможня;

6) Северо-Кавказская оперативная таможня;

7) Сибирская оперативная таможня;

8) Дальневосточная оперативная таможня.

Непосредственно в самих таможнях функционируют следующие правоохранительные подразделения: отделы административных расследований; отделы дознания; отделы кинологической службы; отделы по борьбе с особо опасными видами контрабанды; оперативно-розыскные отделы; отделы по борьбе с контрабандой наркотиков; оперативно-аналитические отделы. Эти подразделения подчинены заместителям начальников таможен по правоохранительной работе.

    Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры

Оперативно-техническое подразделение является структурным подразделением таможни (оперативной таможни) и обеспечивает выполнение задач и реализацию функций Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ) в регионе деятельности таможни в пределах своей компетенции.

Регионом деятельности подразделения является территория региона деятельности соответствующей таможни. Подразделение в своей деятельности руководствуется "Конституцией" Российской Федерации, федеральными конституционными законами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, "Положением" о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, Положением о РТУ РЭБОТИ, правовыми актами РТУ РЭБОТИ, указаниями и поручениями начальника РТУ РЭБОТИ, Положением об оперативно-технической службе - филиале РТУ РЭБОТИ (далее - ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ), указаниями и поручениями начальника ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ.

Оперативное, организационно-методическое руководство и контроль оперативно-служебной деятельности подразделения таможни осуществляет ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности Центрального таможенного управления (ЦТУ) - РТУ РЭБОТИ), по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подразделение подотчетно начальнику таможни.

Работа подразделения строится на основе планов работы ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ) и подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов оперативно-служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы подразделения утверждается начальником ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ.

Подразделение возглавляет начальник подразделения, который по вопросам оперативно-служебной деятельности непосредственно подчиняется начальнику ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ, а по административно-хозяйственным вопросам - начальнику таможни.

Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ, во взаимодействии со структурными подразделениями таможни, других таможенных органов, а также с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами.

Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в подразделении осуществляются согласно установленному порядку. При осуществлении своей деятельности подразделение соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной и экономической безопасности.

Подразделение решает следующие основные задачи: 1) осуществление оперативно-розыскной деятельности в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и отдельными нормативными и иными правовыми актами ФТС России, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность; 2) участие в проведения мероприятий по обеспечению радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (далее - мероприятия РЭБ) осуществляемых ОТС - филиалом РТУ РЭБОТИ для подразделения

Подразделение выполняет следующие функции:

1) участвует в проведении мероприятий РЭБ в соответствии с указаниями и поручениями начальника ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ;

2) подготавливает и проводит оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) по заданиям оперативно-розыскных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов (далее - инициаторы) региона деятельности таможни;

3) осуществляет сбор, обработку и хранение материалов, полученных в ходе проведении ОРМ;

4) организует доступ инициаторов к материалам, полученным в ходе проведения ОРМ;

6) осуществляет взаимодействие с другими структурными подразделениями таможни, территориальными подразделениями ФСБ России и иными субъектами оперативно-розыскной деятельности;

7) обеспечивает функционирование регионального сегмента интегрированной информационно-транспортной сети оперативно-технических подразделений (далее - ОПТ) таможенных органов, включая средства сбора, накопления, обработки информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий;

8) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и соблюдение режима секретности внутри подразделения;

9) исполняет в установленные сроки мероприятия плана работы ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ, отнесенные к компетенции подразделения;

10) готовит отчеты, заявки, справочные и аналитические материалы по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения, и направляет их в ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ;

11) разрабатывает и направляет в ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ предложения по оснащению подразделения специализированными техническими средствами, участвует в изучении и оценке их новых систем и видов;

12) подготавливает предварительно согласованные с ОТС - филиалом РТУ РЭБОТИ предложения начальнику таможни по финансированию и техническому обеспечению деятельности подразделения для включения расходов в бюджетную смету таможни на очередной финансовый год.

Подразделение с целью реализации возложенных на него задач и функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение руководству ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ предложения по вопросам оперативно-служебной деятельности подразделения;

2) вносить начальнику таможни предложения по вопросам административно-хозяйственного обеспечения деятельности подразделения;

3) запрашивать и получать от структурных подразделений ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ таможенных органов и учреждений, находящихся в ведения ФТС России, необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ведению подразделения;

4) пользоваться в установленном порядке ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

5) запрашивать согласно установленному порядку необходимые документы и сведения от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

6) готовить и направлять в ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах подразделения;

7) привлекать согласно установленному порядку для оказания содействия подразделению специалистов других правоохранительных и иных государственных органов, организаций, а также экспертов;

8) участвовать в совещаниях, семинарах и конференциях, проводимых таможенными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения;

9) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные лица подразделения имеют право на беспрепятственный и неограниченный по времени доступ на все объекты таможенной инфраструктуры в любые дни и любое время суток для осуществления деятельности, отнесенной к компетенции подразделения, в том числе с необходимыми техническими и транспортными средствами без досмотра, при предъявлении служебного удостоверения.

Объекты таможенной инфраструктуры - охраняемые здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, грузы и иное имущество таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.

По согласованию с территориальным пограничным управлением ФСБ России должностные лица подразделения также имеют право доступа на объекты, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пограничной зоне за линией инженерно-технических сооружений.

Штатная численность подразделения устанавливается в рамках штатного расписания таможни. Изменение штатной численности подразделения осуществляется по согласованию с начальником ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и РТУ РЭБОТИ.

Начальник подразделения назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни, согласованному с начальником соответствующего ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и руководством РТУ РЭБОТИ. На период временного отсутствия начальника подразделения (командировка, отпуск, болезнь и иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации) его должностные обязанности исполняет один из сотрудников подразделения, назначенный начальником таможни по согласованию с начальником соответствующего ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ.

Сотрудники подразделения назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни, согласованному с начальником соответствующего ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и руководством РТУ РЭБОТИ.

Сотрудники структурного подразделения назначаются из числа лиц,

Должностные обязанности, права и ответственность сотрудников подразделения регламентируются должностными инструкциями, разработанными и утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

Обеспечение подразделения специализированными техническими средствами осуществляется ОТС - филиалом РТУ РЭБОТИ и РТУ РЭБОТИ в соответствии с Табелем оснащенности и заявками установленного образца. Для проведения отдельных мероприятий подразделению могут передаваться в установленном порядке во временное пользование специализированные технические средства из резервов РТУ РЭБОТИ или оперативно-технических подразделений других таможенных органов, а также разрешена самостоятельная закупка или изготовление необходимых технических и иных материальных средств за счет финансовых средств, выделяемых таможне.

Для обеспечения служебной деятельности подразделение участвует в работе комиссий и проводит другие организационные действия по всем вопросам работы подразделения.

Возложение на подразделение иных функций не допускается.

3. Эффективность деятельности оперативных подразделений ФТС.

Работа данных подразделений вносит свой ощутимый вклад в экономическую безопасность страны. По итогам работы за I квартал 2017 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 763 уголовных дела, что на 13% больше, чем в I квартале 2016 года. Количество уголовных дел, возбужденных по результатам оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, возросло на 18% и составило 624 уголовных дела. В отношении конкретных лиц возбуждено 521 уголовное дело.

Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Северо-Западного (200), Сибирского (155) и Дальневосточного (138) таможенных управлений.

Из общего числа уголовных дел по статье 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры) возбуждено 98 дел; по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов) - 277 дел.

По статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) - 10 дел; по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) - 17 дел.

Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за I квартал 2017 года составила 53%.

По статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбуждено 166 дел. Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 22%.

По статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) - 37 дел; по статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) - 41 дело.

Также таможенными органами Российской Федерации по статье 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица) возбуждено 106 уголовных дел; по статье 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) - 11 дел.

Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС товаров, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов (статья 226.1 УК РФ), составила чуть более 9,6 млрд. рублей. Сумма неуплаченных таможенных платежей (статья 194 РФ) - 1,5 млрд. рублей. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (статья 193 УК РФ) на сумму, превышающую 39 млрд. рублей. Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (статья 193.1 УК РФ) на сумму свыше 2,7 млрд. рублей. Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (статья 200.1 УК РФ) составил более 43 млн. рублей. Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий составила более 44 млн. руб. (статья 200.2 УК РФ).

Из незаконного оборота изъято 291 кг наркотических средств и психотропных веществ, 6 кг прекурсоров, более 7 кг сильнодействующих веществ.

Заключение.

В результате мер, направленных на возмещение причиненного преступлениями ущерба, до возбуждения уголовных дел и в ходе их расследования в федеральный бюджет за I квартал 2017 года перечислено более 112 млн. рублей.

Предметами преступлений преимущественно являлись наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, товары народного потребления, автотранспортные средства. По подозрению в совершении преступлений должностными лицами таможенных органов задержано 36 лиц. В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 22 уголовных дела. Судами по 12 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры. Остальные дела до настоящего времени судами не рассмотрены (в частности Северо-Западное РТУ (200 дел), Сибирское РТУ (155 дел) и Дальневосточное РТУ (138 дел).

Таким образом, можно сделать вывод, что специальные оперативные подразделения на базе ФТС РФ успешно выполняют поставленные перед ними задачи и вносят свой ощутимый вклад в экономическую безопасность государства.

Список использованных источников и литературы:

    Агамагомедова, С.А. Административно-правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации в условиях евразийской интеграци. / С.А. Агамагомедова - СПб.: Троицкий мост, 2017. - 424 с.

    Волков, В.Ф. Управление таможенными органами. / В.Ф. Волков - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. -204 с.

    Исаева, Л. М. Основы расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов / Л. М. Исаева, А. Ю. Козловский - СПб.: Троицкий мост, 2014. - 448 с.

    Овсянников, С. А. Актуальные проблемы таможенного контроля в условиях евразийской интеграции / С.А. Овсянников, С.А. Агамагомедова - СПб.: Троицкий мост, 2017. - 98 с.

    Овчинников, О. А. Основы таможенного дела / - СПб.: Троицкий мост, 2016. - 152 с.

Приказ ФТС России от 17 апреля 2012 г. N 720
"Об утверждении Типового положения об оперативно-техническом
подразделении таможни (оперативной таможни)"

В целях повышения эффективности деятельности оперативно-технических подразделений таможенных органов Российской Федерации и совершенствования организации оперативно-служебной деятельности оперативно-технических подразделений таможенных органов Российской Федерации ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об оперативно-техническом подразделении таможни (оперативной таможни) (далее - Типовое положение).

2. Начальникам таможен (оперативных таможен) (кроме таможен региона деятельности Центрального таможенного управления) в двухмесячный срок обеспечить на основании Типового положения разработку положений об оперативно-технических подразделениях, их представление на согласование в оперативно-техническую службу - филиал Регионального таможенного Управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры и утверждение в соответствии с установленным порядком.

3. Начальникам таможен региона деятельности Центрального таможенного Управления в двухмесячный срок обеспечить на основании Типового положения разработку положений об оперативно-технических подразделениях, их представление на согласование в Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ) и утверждение в соответствии с установленным порядком.

4. Начальникам таможен (оперативных таможен) направить копии утвержденных положений о соответствующих оперативно-технических подразделениях в РТУ РЭБОТИ.

5. Признать утратившими силу Приказы ФТС России от 27 ноября 2006 г. N 1222 "Об утверждении типового положения об оперативно-техническом отделе оперативной таможни" и от 27 ноября 2006 г. N 1223 "Об утверждении типового положения об оперативно-техническом подразделении таможни".

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России А.В.Васильева.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ТАМОЖНИ
(ОПЕРАТИВНОЙ ТАМОЖНИ)

I. Общие положения

1. Оперативно-техническое подразделение (далее - подразделение) является структурным подразделением таможни (оперативной таможни) (далее - таможня) и обеспечивает выполнение задач и реализацию функций Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ) в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим Типовым положением.

2. Регионом деятельности подразделения является территория региона деятельности соответствующей таможни.

3. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, Положением о РТУ РЭБОТИ, правовыми актами РТУ РЭБОТИ, указаниями и поручениями начальника РТУ РЭБОТИ, Положением об оперативно-технической службе - филиале РТУ РЭБОТИ (далее - ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ), указаниями и поручениями начальника ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ, а также настоящим Типовым положением.

4. Оперативное, организационно-методическое руководство и контроль оперативно-служебной деятельности подразделения таможни осуществляет ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности Центрального таможенного управления (ЦТУ) - РТУ РЭБОТИ), по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подразделение подотчетно начальнику таможни.

5. Работа подразделения строится на основе планов работы ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ) и подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов оперативно-служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы подразделения утверждается начальником ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ).

6. Подразделение возглавляет начальник подразделения, который по вопросам оперативно-служебной деятельности непосредственно подчиняется начальнику ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ), а по административно-хозяйственным вопросам - начальнику таможни.

7. Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ), во взаимодействии со структурными подразделениями таможни, других таможенных органов, а также с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами.

8. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в подразделении осуществляются согласно установленному порядку.

9. При осуществлении своей деятельности подразделение соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

II. Основные задачи подразделения

10. Подразделение решает следующие основные задачи:

1) осуществление оперативно-розыскной деятельности в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и отдельными нормативными и иными правовыми актами ФТС России, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность;

2) участие в проведения мероприятий по обеспечению радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (далее - мероприятия РЭБ *1), осуществляемых ОТС - филиалом РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ).

_____________________

*1 Мероприятия РЭБ - это комплекс мероприятий по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации в помещениях и в технических средствах объектов таможенной инфраструктуры, с использованием технических средств специального назначения.

III. Функции подразделения

11. Подразделение выполняет следующие функции:

1) участвует в проведении мероприятий РЭБ в соответствии с указаниями и поручениями начальника ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ);

2) подготавливает и проводит оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) по заданиям оперативно-розыскных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов (далее - инициаторы) региона деятельности таможни;

3) осуществляет сбор, обработку и хранение материалов, полученных в ходе проведении ОРМ;

4) организует доступ инициаторов к материалам, полученным в ходе проведения ОРМ;

6) осуществляет взаимодействие с другими структурными подразделениями таможни, территориальными подразделениями ФСБ России и иными субъектами оперативно-розыскной деятельности;

7) обеспечивает функционирование регионального сегмента интегрированной информационно-транспортной сети оперативно-технических подразделений (далее - ОПТ) таможенных органов, включая средства сбора, накопления, обработки информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ);

8) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и соблюдение режима секретности внутри подразделения;

9) исполняет в установленные сроки мероприятия плана работы ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ), отнесенные к компетенции подразделения;

10) готовит отчеты, заявки, справочные и аналитические материалы по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения, и направляет их в ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ);

11) разрабатывает и направляет в ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ) предложения по оснащению подразделения специализированными техническими средствами, участвует в изучении и оценке их новых систем и видов;

12) подготавливает предварительно согласованные с ОТС - филиалом РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ) предложения начальнику таможни по финансированию и техническому обеспечению деятельности подразделения для включения расходов в бюджетную смету таможни на очередной финансовый год.

IV. Права подразделения

12. Подразделение с целью реализации возложенных на него задач и функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение руководству ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ) предложения по вопросам оперативно-служебной деятельности подразделения;

2) вносить начальнику таможни предложения по вопросам административно-хозяйственного обеспечения деятельности подразделения;

3) запрашивать и получать от структурных подразделений ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ), таможенных органов и учреждений, находящихся в ведения ФТС России, необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ведению подразделения;

4) пользоваться в установленном порядке ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

5) запрашивать согласно установленному порядку необходимые документы и сведения от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

6) готовить и направлять в ОТС - филиал РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ) предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах подразделения;

7) привлекать согласно установленному порядку для оказания содействия подразделению специалистов других правоохранительных и иных государственных органов, организаций, а также экспертов;

8) участвовать в совещаниях, семинарах и конференциях, проводимых таможенными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения;

9) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

13. Должностные лица подразделения имеют право на беспрепятственный и неограниченный по времени доступ на все объекты таможенной инфраструктуры *2 в любые дни и любое время суток для осуществления деятельности, отнесенной к компетенции подразделения, в том числе с необходимыми техническими и транспортными средствами без досмотра, при предъявлении служебного удостоверения.

_____________________

*2 Объекты таможенной инфраструктуры - охраняемые здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, грузы и иное имущество таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.

14. По согласованию с территориальным пограничным управлением ФСБ России должностные лица подразделения также имеют право доступа на объекты, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пограничной зоне за линией инженерно-технических сооружений.

V. Заключительные положения

15. Штатная численность подразделения устанавливается в рамках штатного расписания таможни. Изменение штатной численности подразделения осуществляется по согласованию с начальником ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и РТУ РЭБОТИ.

16. Начальник подразделения назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни, согласованному с начальником соответствующего ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и руководством РТУ РЭБОТИ. На период временного отсутствия начальника подразделения (командировка, отпуск, болезнь и иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации) его должностные обязанности исполняет один из сотрудников подразделения, назначенный начальником таможни по согласованию с начальником соответствующего ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ).

17. Сотрудники подразделения назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни, согласованному с начальником соответствующего ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и руководством РТУ РЭБОТИ.

18. Сотрудники структурного подразделения назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

19. Должностные обязанности, права и ответственность сотрудников подразделения регламентируются должностными инструкциями, разработанными и утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

20. Начальник подразделения:

1) руководит деятельностью подразделения на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и РТУ РЭБОТИ, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции подразделения;

3) распределяет обязанности между сотрудниками подразделения;

4) участвует в работе по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров, в проведении проверок сведений и документов, представляемых гражданами при поступлении на службу в подразделение;

5) создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц подразделения и внедрения передовых приемов и методов работы;

6) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении сотрудникам подразделения специальных званий, назначении их на должность, а также представления о поощрении должностных лиц подразделения, наложении на них дисциплинарных взысканий;

7) в пределах своей компетенция принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц подразделения, контролирует соблюдение ими служебной дисциплины;

8) организует специальную, огневую и физическую подготовку сотрудников подразделения;

9) организует и планирует деятельность подразделения, взаимодействие со структурными подразделениями ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ (для подразделения таможни региона деятельности ЦТУ - РТУ РЭБОТИ), таможенными органами, государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;

10) несет персональную ответственность за осуществление возложенных на подразделение функций, в том числе за выполнение программ, планов и показателей деятельности подразделения;

11) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21. Обеспечение подразделения специализированными техническими средствами осуществляется ОТС - филиалом РТУ РЭБОТИ и РТУ РЭБОТИ в соответствии с Табелем оснащенности и заявками установленного образца. Для проведения отдельных мероприятий подразделению могут передаваться в установленном порядке во временное пользование специализированные технические средства из резервов РТУ РЭБОТИ или оперативно-технических подразделений других таможенных органов, а также разрешена самостоятельная закупка или изготовление необходимых технических и иных материальных средств за счет финансовых средств, выделяемых таможне.

22. Для обеспечения служебной деятельности подразделение участвует в работе комиссий и проводит другие организационные действия по всем вопросам работы подразделения.

23. Возложение на подразделение функций, не предусмотренных настоящим Положением, кроме специальных (адресных) указаний начальника ОТС - филиала РТУ РЭБОТИ и начальника РТУ РЭБОТИ, не допускается.

Начальник
Регионального таможенного
управления радиоэлектронной
безопасности объектов
таможенной инфраструктуры
Л.О.Грачков