Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Планирование в управлении таможенными органами. Особенность планирования в таможенных органах "фтс" Планирование деятельности таможенных органов

Планирование -- это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы -- долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия -- их создает другая функция управления -- организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль -- это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки.

Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой -- совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции "контроль" требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах -- это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

тФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Управление в таможенных органах РФ»

на тему:

Планирование в управлении таможенными органами

Выполнил:

Студент 3 курса, группы 13Т31,

Заочной формы обучения,

Специальность «Таможенное дело»

Краснова Кристина Александровна

Проверил:

Смирнова Анна Сергеевна

Нижний Новгород

2011

Введение

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

I. 1. Общие и конкретные функции управления таможенной деятельностью

Слово «функция» в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение».

Деятельность руководителей можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.

Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.

Функции управления характеризуются следующими свойствами:

  • осуществляются в каждой хозяйственной системе и на каждом уровне управления;
  • присущи управлению любой организацией;
  • разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;
  • относительно самостоятельны, и в то же время тесно взаимодействуют.

Дать исчерпывающий перечень функций управления весьма затруднительно. В научной литературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам. Например, Е.П. Голубков выделяет такие функции, как:

  • определение целей и задач деятельности организации;
  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • координация и регулирование;
  • учет, анализ и контроль.

В свою очередь М. Мескон относит к функциям управления следующие виды деятельности:

  • стратегическое планирование;
  • планирование реализации стратегии;
  • организация взаимодействия и полномочий;
  • построение организаций;
  • мотивация.

Но несмотря на многообразие, функции управления делятся на общие и конкретные.

Общими функциями являются, прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Из самого их названия вытекает, что они присущи не только сфере таможенного управления.

Ко второму классу относятся задачи специфического характера, свойственные только управлению таможенными структурами. Они вытекают из необходимости поддержания непрерывности рабочего процесса в среде таможенной деятельности.

Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной таможенной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру таможенных органов, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.

Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления таможенными структурами. Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости таможенных руководителей и, отсюда следует, успешное выполнение заданий, качество работы. Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такой посылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие.

2. Планирование и прогнозирование в управлении таможенной деятельностью

Планирование и прогнозирование занимают ведущее место среди функций управления. Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период для конкретной таможенной организации. Планирование – это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы, как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, они усиливают темпы ее развития производства, способствуют вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требуют применения передовых методов и форм воздействия на весь ее организм. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

    • Цели и задачи.
    • Пути и средства. Достижение поставленных целей, которые состоят в выборе методов совокупности взаимосвязанных действий.
    • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
    • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами таможенной системы – важнейшее условие ее эффективности.
    • Организация выполнения плана и контроль.

Существуют три способа планирования: от достигнутого уровня, оптимальное и адаптивное.

Наиболее простой – от достигнутого уровня. Он не нацеливает коллектив на изыскание резервов повышения эффективности производства. Консерватизм проявляется в том, что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений. При этом способе планирования не уделяется должного внимания научно-техническому прогрессу.

Более прогрессивный способ – оптимальное планирование. Он строится на системе научно-обоснованных нормативов, экономико-математических методах, совместном рассмотрении планов взаимосвязаных объектов. Цель его – достижение наиболее высоких конечных результатов. Такое планирование часто связано с коренными качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов, сил и средств. Его недостаток – не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местах возможности корректировки заданий.

Широко внедряется адаптивное планирование – это планирование, которое позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, т. е. учитывать их в плане и эффективно к ним приспосабливаться. Центр тяжести здесь переносится на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений. При этом используются местная инициатива, резервы, изыскиваются пути дальнейшего повышения эффективности деятельности. Большое внимание уделяется самому процессу составления плана, его увязке со смежниками.

В таможенной системе РФ применяется адаптивное планирование управления таможенными процессами, направленное на перевод таможенных процедур на новый качественный уровень, отвечающий современным условиям экономического роста.

Основная цель Концепции – создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и «прозрачной» для участников внешнеэкономической деятельности.

Итогом реализации предусмотренных Концепцией мероприятий должно стать таможенное администрирование, предполагающее его высокую эффективность при внешней простоте и быстроте оформления товаров, иначе говоря, «контроль в виде сервиса».

На современном этапе экономического развития планирование должно быть комплексным. Сначала дается анализ состояния хозяйства, различных сторон его деятельности, а затем учитываются такие факторы, как общественная потребность, имеющиеся трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Принимается во внимание также нормативная база, сбалансированность планов на основе натуральных и стоимостных балансов, балансов производственных мощностей и труда.

Виды планирования зависят от направленности и характера организации: стратегическое или перспективное; среднесрочной тактическое или текущее. Вышеупомянутая Концепция относится к стратегическому планированию таможенной деятельности. Целью стратегического планирования является комплекс основных проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

таможенный орган план работа

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.

Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).

Планирование деятельности таможенной службы является одной из важнейших тем, необходимых для развития международной торговли. Актуальность темы данной работы состоит в том, что грамотное и эффективное планирование направлений деятельности таможенных органов к значительному увеличению внешнеторгового оборота и улучшению международной инвестиционной репутации страны.

Целью работы является выявление особенностей планирования труда таможенного дела.

Исходя из цели, выделим следующие задачи:

Выявить особенности планирования в таможенном деле;

Рассмотреть анализ планирования деятельности таможенных органов;

Выявить сущность методики планирования;

Рассмотреть порядок составления годового плана работы Белгородского таможенного управления;

Дать характеристику порядку организации планирования и подготовки проведения заседаний коллегии ФТС;

Рассмотреть организацию контроля за исполнением планов;

Предложить мероприятия по совершенствованию планирования в таможенном деле.

1. Сущность планирования в таможенном деле

1.1 Особенности планирования в таможенном деле

Планирование -- это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты). Архипов А.Ю., Черковец О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов - Ростов -на-Дону: «Феникс», 2007

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы -- долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия -- их создает другая функция управления -- организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. Перераб. и дополн. изд.-М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 2006

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль -- это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки.

Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой -- совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции "контроль" требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. - М.: Наука, 2008.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах -- это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени. Архипов А.Ю., Черковец О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов - Ростов -на-Дону: «Феникс», 2007.

1.2 Анализ планирования деятельности таможенных органов

Анализ планирования деятельности таможенных органов региона показывает, что руководители различных уровней недостаточно уделяют внимания этому участку служебной деятельности. Планы работы часто носят неконкретный и формальный характер, не способствуют развитию инициативы по совершенствованию таможенного дела на каждом участке, не направлены на достижение конечного результата. Зачастую отсутствует механизм контроля и анализа эффективности выполненных мероприятий со стороны руководства таможенных органов.

Слабым звеном является управленческая деятельность руководителей различного уровня - анализ профессиональной работы подчиненных функциональных подразделений, постановка конкретных задач исполнителям, раскрытие механизма их реализации, определение сроков исполнения и контроля за реализацией поставленных задач.

По-прежнему недооценивается роль поблочного планирования и анализа деятельности. С целью устранения имеющихся недостатков и совершенствования системы планирования деятельности таможенных органов ФТС необходимо провести ряд мероприятий:

Планирование является необходимым элементом организации управленческой деятельности таможенных органов. Погожин П.И. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2005

Правильная организация этой работы позволит обеспечить своевременное принятие управленческих решений, качественную подготовку документов, повседневный контроль за подчиненными сотрудниками и нижестоящими таможенными органами, а также подведение итогов.

Планирование придает повседневной работе целенаправленный и конкретный характер, позволяет сосредотачивать основные усилия на решении наиболее аФТСальных проблем, стоящих перед таможенными органами региона, способствует своевременному решению поставленных задач.

2. Методика планирования в таможенном деле

2.1 Сущность методики планирования

Установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. Перераб. и дополн. изд.-М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 2006

Основное место в плане необходимо уделять решению проблемных и ключевых вопросов, требующих проведения комплекса мероприятий.

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы:

Организационные мероприятия;

Мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

Правоохранительная деятельность;

Кадровая работа и социальное обеспечение;

Тыловое обеспечение.

Планирование не должно носить эпизодический характер. После утверждения плана работы и начала его реализации сбор предложений на перспективное планирование должен продолжаться. Подготовка планов работы ФТС возлагается на организационно - инспекторский отдел, а в структурных подразделениях аппарата Управления - на руководителей подразделений. В таможнях разработка планов возлагается на организационно - инспекторские отделения, на помощников начальника таможни, а при их отсутствии - на заместителей начальников таможен по кадровой службе. Начальники и заместители начальников таможенных органов, начальники таможенных постов, начальники функциональных отделов несут личную ответственность за планирование деятельности вверенных им подразделений. Погожин П.И. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2005.

Исходя из изложенного, разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.

3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением аФТСальных задач, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело- Ростов на Дону: Феникс, 2007.

2.2 Порядок составления годового плана работы регионального таможенного управления

Предложения таможен, подразделений аппарата Управления, согласованные с курирующими заместителями начальника Управления, до 15 декабря предшествующего года представляются в ФТС для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы ФТС.

После письменного согласования заместителями начальника Управления доработанный с учетом внесенных поправок и замечаний проект плана не позднее 25 декабря предшествующего года представляется на утверждение начальнику Управления.

Коррективы в годовой план вносятся по итогам квартала начальниками таможен и руководителями подразделений аппарата Управления в виде мотивированных письменных предложений, которые направляются для рассмотрения и оценки с точки зрения целесообразности и обоснованности ФТС. После изучения Управление направляет материалы на утверждение начальнику ФТС. Халипов С.В. Таможенное право.- М.:Инфра, 2007.

2.3 Порядок организации планирования и подготовки проведения заседаний коллегии ФТС

Заседания коллегии проводятся в соответствии с планом работы коллегии ФТС на полугодие.

Предложения по проведению заседаний коллегии вносятся членами коллегии, руководителями структурных подразделений аппарата Управления и других таможенных органов и учреждений региона.

Предложения структурных подразделений аппарата Управления, согласованные с заместителем начальника Управления по подчиненности, таможенных органов и учреждений региона для внесения в проект плана работы коллегии ФТС на I полугодие представляются до 20 декабря предшествующего года, на II полугодие - до 20 июня текущего года, с указанием служб - соискателей подготовки вопросов и сроков их обсуждения.

На основе поступивших предложений ФТС составляет полугодовой план работы коллегии с указанием даты и места проведения, планируемых к обсуждению вопросов, исполнителей и ответственных лиц.

Повестку дня и дату проведения очередного заседания коллегии ответственный секретарь доводит до сведения членов коллегии и приглашенных лиц за 5 дней до проведения заседания коллегии.

Предложения о включении в повестку дня очередного заседания коллегии неотложных дополнительных вопросов, снятии запланированных вопросов или о переносе дня заседания коллегии передаются начальнику ФТС не позднее, чем за 5 дней до объявления повестки дня заседания коллегии.

По решению начальника Управления в график проведения заседаний коллегии и в поставленные на обсуждение вопросы могут быть внесены дополнения и изменения. Такое решение принимается начальником Управления как по собственной инициативе, так и на основе представленного ему обоснованного рапорта от начальника таможни или структурного подразделения аппарата Управления, согласованного с курирующим заместителем начальника Управления. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2006.

Мероприятия годового плана работы структурных подразделений аппарата Управления и таможен дополняются и конкретизируются в квартальных планах с учетом сложившейся обстановки, текущего состояния дел. Копия экземпляра квартального плана из таможен и структурных подразделений Управления до 25 числа последнего месяца предшествующего квартала представляется в ФТС для координации действий таможен и подразделений аппарата Управления и разработки квартальных планов основных мероприятий ФТС.

Структурные подразделения таможен аналогично планируют свою работу поквартально, исходя из плана работы таможни на год.

В случае планирования в деятельности структурного подразделения совместных мероприятий с другими подразделениями, виза согласования начальника отдела - соисполнителя мероприятия является обязательной.

Планы таможен утверждает начальник таможенного управления, планы работы таможенного поста - начальник таможни, планы работы структурных подразделений Управления и таможен - соответственно заместители начальника Управления и таможни, курирующие данное направление деятельности. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело- Ростов на Дону: Феникс, 2007.

2.4 Организация контроля за исполнением планов

Главной целью контроля является обеспечение безусловной и своевременной реализации запланированных мероприятий. Контроль должен носить системат ический и упреждающий характер.

- обеспечение выполнения задач и мероприятий плана по всем показателям всеми подразделени ями таможенных органов региона;

Выполнение плана проверяется путем изучения отчетных материалов, а также путем непосредственного ознакомления с работой на местах. Проверка выполнения мероприятий плана должна осуществляться комплексно, то есть по всем разделам плана. При проведении проверки необходимо обращать основное внимание на решение основных задач планируемого периода, а также выполнение основных функций, возложенных на него в соответствии с предназначением. Еще одно важное направление, на которое необходимо обращать внимание, - это изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, имеющиеся достижения в служебной деятельности таможенных органов и подразделений, отдельных руководителей и сотрудников.

Краткие анализы выполнения планов работы таможен и функциональных блоков ФТС за отчетный период в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляются в ФТС для исполнения контрольных функций, решения проблемных вопросов, требующих решения на региональном уровне, а также для обобщения и анализа деятельности ФТС. В указанные краткие анализы выполнения планов в обязательном порядке должны включаться:

Нереализованные пункты плана и причины их невыполнения;

Эффективность проведенных мероприятий для достижения задач, стоящих перед таможенным органом;

Проблемные вопросы таможен, таможенных постов и функциональных отделов, которые требуют решения вышестоящего руководства;

Передовой опыт подразделений и инициативный подход сотрудников в ходе повседневной деятельности и другие вопросы на усмотрение соответствующих руководителей.

Анализы выполнения планов работы Управления за отчетный период проводятся в ФТС и направляются в Контрольно-аналитическое управление ФТС России для исполнения контрольных функций, рассмотрения проблемных вопросов, требующих решения на федеральном уровне, а также для обобщения и анализа деятельности ФТС. Крюков И.А. Особенности государственного регулирования ВЭД. - М.: Инфра-М, 2007.

3. Мероприятия по совершенствованию планирования в таможенном деле

Активная интеграция Российской Федерации и ее экономики в мировое сообщество, переход на международные нормы и стандарты приводят к необходимости формирования новых подходов в таможенной работе, которая позволит таможенным органам эффективно реагировать на происходящие экономические преобразования в соответствии с международной практикой, требованиями общества и государства.

Одной из основ совершенствования таможенного контроля и соблюдения баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства в современных условиях является разработка программ.

По мере развития законодательства, таможенных технологий и совершенствования практики применения постконтроля таможенное оформление в ряде случаев сократилось до считанных часов. В настоящее время, разработка программ является хорошим стимулом для ведения прозрачного бизнеса участниками ВЭД.

Проблемы заключаются в том, результативность и экономический эффект проверок, выявление случаев нарушений таможенного законодательства при этом и размеры взысканий не всегда соответствуют намеченным планам. Игнатова Т.В. Управление внешнеэкономической деятельностью. - Ростов-на-Дону:Кронус, 2007.

Реализация Концепции развития таможенных органов, перенос таможенного оформления к границам государства, упрощение таможенных процедур и сокращение сроков таможенного оформления - эти и многие другие факторы повышают значимость таможенного контроля. Он проходит в форме так называемого постаудита, который осуществляет таможенная инспекция.

Таможенная инспекция работает на стыке экономической и правоохранительной деятельности.

При формировании ревизионной комиссии в ее состав обязательно включаются специалисты правоохранительных подразделений. В ходе проверок, как правило, нам удается выявить факты административных правонарушений, а порой и уголовных преступлений. Это уклонение от уплаты таможенных платежей, подделка документов, недостоверное декларирование.

Например, в 2008 году было возбуждено более 1 300 дел об административных правонарушениях, что на 23 процента больше показателя 2007 года.

Дополнительно начислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму свыше 850 миллионов рублей. Средняя бюджетная эффективность одной специальной таможенной ревизии составляет около 2,2 миллиона рублей.

Так, в ходе специальной таможенной ревизии одного из обществ с ограниченной ответственностью установлены факты передачи третьим лицам без разрешения таможенного органа временно ввезенных товаров, а также недостоверное заявление сведений о таможенной стоимости задекларированных товаров.

Организовано взаимодействие с налоговыми органами в сфере предоставления информации в отношении крупных налогоплательщиков, которые уменьшают налогооблагаемую базу путем невключения в нее лицензионных и других платежей за использование объектов интеллеФТСальной собственности. Сведения из кредитно-финансовых организаций способствуют анализу движения денежных средств по расчетным счетам проверяемого лица и выявляют цепочку «продавец-покупатель». Данные из Роспотребнадзора, Росимущества, Госстандарта позволяют проверять представленные при декларировании товаров сведения и выявлять несоответствия либо недействительные документы. А Торгово-промышленная палата и представительства позволяют получить ценовую информацию о проверяемых товарах.

Налажено взаимодействие с официальными представительствами производителей импортируемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. - М.: Наука, 2008.

В ходе реализации программы направляется необходимая ценовая информация, свидетельствующая о занижении различными посредниками таможенной стоимости при таможенном оформлении налогоемких товаров, таких, как: строительная техника, буровое оборудование, энергооборудование, лесозаготовительная техника, а также одежда, обувь.

Кстати, наличие лицензионных платежей выявляется исключительно таможенной инспекцией. Так как они обычно осуществляются раз в год после реализации товара. Чаще всего участники ВЭД, по незнанию закона, либо умышленно, игнорируют обязанность по включению этих платежей в структуру таможенной стоимости импортируемых товаров. Благодаря таможенному постаудиту удается вернуть в федеральный бюджет миллионы рублей.

В конце 2008 года Федеральной таможенной службой была принята Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств. В настоящее время деятельность подразделений ФТС направлена на реализацию ее положений.

Сотрудники таможенных инспекций работают на стыке экономической и правоохранительной деятельности. Шевелев М.Ю. Таможенное дело.- М.: Дело, 2006.

Одновременно в рамках работы по категорированию участников внешнеэкономической деятельности Управлением рассматривается наше предложение о разработке нового порядка допуска организаций и индивидуальных предпринимателей к осуществлению внешнеэкономической деятельности. Развитие данного направления одним из приоритетных.

Введение Реестра участников внешнеэкономической деятельности будет способствовать значительному сокращению числа неблагонадежных участников ВЭД, увеличению уровня прозрачности организаций, занятых на рынке внешней торговли, и, как следствие, повышению эффективности таможенного контроля как при таможенном оформлении, так и после выпуска товаров.

Заключение

Под планированием понимается деятельность по определению целей и задач на предстоящий период работы, способов их достижения, последовательности их решения и сроков выполнения.

Основу системы планирования составляют перспективные, организационные и разовые планы.

Перспективные планы разрабатываются на региональном и местных уровнях и включают в себя, в основном, долгосрочные целевые программы решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы.

Организационные планы включают в себя годовые и квартальные планы работы таможенного органа, его структурных подразделений. Основным документом является план работы таможенного органа на год.

К организационным планам относятся также полугодовые планы работы коллегии ФТС, квартальные планы основных мероприятий ФТС, планы профессионального обучения, графики инспекторских проверок, планы служебных командировок сотрудников таможенных органов.

Разовые планы составляются по мере необходимости. К ним относятся:

Планы, разрабатываемые ФТС и таможенными органами региона по выполнению решений федеральных органов представительной и исполнительной власти;

Планы, предусматривающие комплексное участие ряда подразделений в решении отдельных задач;

Планы по проведению оперативно - поисковых мероприятий и широкомасштабных специальных операций;

Планы проведения семинаров, совещаний.

Исходными документами для планирования деятельности таможенных органов ФТС являются:

Таможенный кодекс РФ;

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

Закон Российской Федерации "О службе в таможенных органах РФ";

Нормативные и иные документы вышестоящих таможенных органов;

Аналитические материалы, сформированные по методике анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

Оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

Оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

Определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;

Определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

Определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

Установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Все мероприятия плана должны соответствовать целевой установке вводной части и содержать практические меры, направленные на безусловное выполнение заданий ФТС России по пополнению доходной части федерального бюджета, совершенствованию процедур таможенного оформления и таможенного контроля, усилению правоохранительной деятельности таможенных органов, укреплению кадрового состава подразделений таможенных органов, наращиванию материально - технической базы и т. д.

Работа регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.

Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата Управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов ФТС, на основе разработанных методик.

На основе годового плана работы ФТС структурные подразделения аппарата Управления и таможни региона составляют собственные планы работы на год.

Главной целью контроля является обеспечение безусловной и своевременной реализации запланированных мероприятий. Контроль должен носить систематический и упреждающий характер.

Начальники таможен региона через своих заместителей, а руководители структурных подразделений аппарата Управления лично организуют полную, точную и своевременную реализацию планов. Для этого соответствующие руководители определяют исполнителей, формулируют им задания, устанавливают сроки исполнения, проводят оперативные совещания; создают необходимые условия исполнителям и обеспечивают контроль за ходом выполнения плановых мероприятий, определяют время и порядок информирования об исполнении планов. Указанные руководители должны организовать и лично осуществлять регулярный контроль за исполнением планов.

Непосредственное осуществление общего контроля за выполнением мероприятий годового плана работы ФТС и ежемесячных планов основных мероприятий ФТС, а также своевременное внесение соответствующим образом оформленных необходимых изменений осуществляется ФТС.

Главными целями контроля выполнения планов являются:

Обеспечение выполнения задач и мероприятий плана по всем показателям всеми подразделениями таможенных органов региона;

Выявление неиспользованных резервов совершенствования служебной деятельности и организации труда личного состава подразделений;

Недопущение диспропорций в развитии отдельных подразделений, расстановке сил и средств;

Устранение ошибок, допущенных при выполнении плана;

Совершенствование планирования и управленческой деятельности.

Проверка выполнения планов начинается с определения своевременности и правильности доведения заданий до конкретных исполнителей. От этого, в первую очередь, зависит успех выполнения всех запланированных мероприятий.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного Союза. - М: Инфра, 2011.

2. Таможенный кодекс РФ. - М: Инфра - М., 2008.

3. Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003, № 164 - ФЗ.

4. Приказ ФТС России от 23 мая 2002 №512 «Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации»//Российская газета, 2003, 23 декабря, № 257.

5. Архипов А.Ю., Черковец О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов - Ростов- на- Дону: «Феникс», 2007.

6. Бакаева О. Ю., Матвиенко Т.В. Таможенное право Ро ссии. - М.: Юрист, 2006.

7. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. Перераб. и дополн. изд.-М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 2006.

8. Буров А.С. Эффективность внешней торговли России: методология расчетов: Финансы и статистика, 2006.

9. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление - М.: Наука, 2008.

10. Диденко Н.И. Таможенное дело РФ: Учеб. Пособие.2-е изд.- СПб: Питер, 2004

11. Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товар ов. - М: Академия, 2007.

12. Заманитова П.Я. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, 2007.

13. Иванова М.Б. Таможенное дело. - М.:РИОР, 2004.

14. Игнатова Т.В. Управление внешнеэкономической деятельностью. - Ростов-на-Дону: Кронус, 2007.

15. Крюков И.А. Особенности государственного регулирования ВЭД. - М.: Инфра-М, 2007.

16. Матвеева О.П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебное пособие. - М.: Инфра, 2005.

17. Миляков Н.В. Таможенная пошлина - М.: Финансы и статистика - 2007.

18. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело- Ростов на Дону: Феникс, 2007.

19. Муромов С.А. Таможенное дело. - М: Инфра, 2007.

20. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2006.

21. Погожин П.И. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2005.

22. Тимошенко И.В. Таможенные режимы. - М.: Бератор Пресс, 2008.

23. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. - М.: Бератор Пресс, 2006.

24. Фролова Н.В. Таможенное дело. - М.: Пегас, 2007.

25. Халипов С.В. Таможенное право.- М.: Инфра, 2007.

26. Шевелев М.Ю. Таможенное дело.- М.: Дело, 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль и место технических средств в таможенном деле. Тактико-технические характеристики и классификация технических средств таможенного контроля. Единая автоматизированная информационная система как фактор научно-технического прогресса в таможенном деле.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2016

    Виды таможенных платежей в Таможенном союзе. Порядок таможенного оформления товара. Правовые основы декларирования таможенной стоимости. Порядок начисления и ставки таможенных платежей. Совершенствование системы таможенных платежей в Таможенном союзе.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Сущность и роль планирования в деятельности организации. Цели разработки и реализации долгосрочных планов. Анализ и контроль планирования на примере Дальневосточного таможенного управления. Проблемы реализации функций планирования в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2015

    Влияние наднациональных актов Таможенного союза на систему российского законодательства. Международные и национальные правовые акты: проблемы и соотношения. Условия и практические направления их применения в повседневной деятельности таможенных органов.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2014

    Развитие института экспертизы в таможенном деле. Рекомендации по совершенствованию административно–правового регулирования экспертной деятельности. Роль эксперта в таможенном контроле. Состояние экспертного обеспечения филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2014

    Повышение качества государственных услуг в рамках административной реформы в Российской Федерации. Сущность, принципы консультирования. Запрос о предоставлении консультации в таможенном органе. Порядок консультирования по вопросам таможенного дела.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Сущность и методика оценки социально-экономической эффективности в таможенном деле. Функции таможенных органов Беларуси, анализ эффективности их экономической и правоохранительной деятельности. Использование белорусского опыта в работе таможни России.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Порядок таможенного оформления товара. Правовые основы декларирования таможенной стоимости. Порядок начисления и ставки платежей, правовое регулирование их уплаты и взимания. Пути совершенствования системы таможенных платежей в Таможенном Союзе.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Понятие таможенного режима, его виды, назначение и сущность в таможенном деле. Анализ практики обеспечения таможенных режимов зарубежных стран и сравнение с практикой РФ. Существующие проблемы обеспечения таможенных режимов и возможные пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Финансовая деятельность таможенных органов как составная часть финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации. Сущность Южного таможенного управления. Пути решения проблем финансового планирования.

Введение

планирование таможенный контроль

Планирование - процесс, направленный на будущее, в ходе которого организация пробует определить ее положение в настоящее время и найти направление будущей деятельности с целью усовершенствования ее функционирования.

Во всякой организации обязанность за планирование возложена на руководителей высшего и среднего звена. Планирование осуществляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Выполняя разработку планов управления организацией обязательно нужно сравнить плановые характеристики со способностями и ресурсами необходимыми на их исполнение.

На наиболее низких уровнях, внутри организации, руководители среднего звена планируют решение задач, помогающих достижению целей всей организации. Сюда относятся создания графика работ, прогнозирование притязаний материально-технического обеспечения и т.д.

Планирование считается одной из важнейших функций управления деятельностью таможенных органов. Степень эффективности деятельности таможенных органов строится на основании достижении поставленных плановых значений контрольных показателей деятельности таможенных органов.

Цель представленной работы состоит в исследовании теоретических аспектов организационного планирования как причина повышения эффективности функционирования таможенных органов.

Для достижения цели в работе выделены следующие задачи:

1. изучить теоретические понятия организационного планирования;

2. ознакомиться с особенностями внедрения планирования в таможенных органах;

3. рассмотреть структуру контролирования таможенной деятельности.

Объект исследования является организационное планирование в таможенных органах. Предмет исследования в представленной курсовой это организационное планирование в таможенных органах.

Структурно курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Планирование работы таможенных органов

Планирование -- это центральная функция управления, в результате которой в таможенных органах разрабатываются организационные начала бедующей деятельности. С помощью планирования выявляются цели и векторы развития системы, разрабатываются методы, с помощью которых исправляются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления разрабатывает планы последовательных действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.ВолчковаЛ.Т. Государственное управление. Словарь-справочник. - СПб.: Петрополис, 2001.

Задачи разработки цели, построения будущей деятельности по осуществления цели, ее программирования осуществляется выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, препятствующей достижению цели; выработка и осуществление управленческих решений на достижение поставленной цели; исполнение организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником. Организационное планирование разрабатывается на всех уровнях управления: стратегическом (Федеральная таможенная служба РФ); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты). Помимо этого, оно соответствует существующим календарным циклам функционирования таможенной системы, а именно:

1. долгосрочное (от 5 и более лет),

2. среднесрочное (от 1 года до 5 лет)

3. текущее (до одного года).

Другими словами, управленческая деятельность по осуществлению этой функции управления требует широкого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Целостность, обоснованность решений и планов в большей степени выявляют окончательные результаты управления.

Изначально подготовленный и утвержденный план не свидетельствует о том, что его выполнение реально и возможно. Для выполнения должны существовать соответствующие условия -- их предполагает другая функция управления -- организация.

Под организацией принято считать основную функцию управления, в результате реализации которой и складываются условия для выполнения созданных в процессе планирования планов. Основная идея этой функции состоит в установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, реализации системы сил и средств, в определении единственно правильных форм и методов деятельности.Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. С. 347

Реализация планирования осуществляется в конкретизации целей прогресса всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный плановый период времени, распределяет финансовые ресурсы, необходимые для решения поставленных задач. К целям организационного планирования, выразившегося в процессе практической деятельности относятся:

1. формулирование формы предстоящих плановых проблем, устройство системы предполагаемых опасностей или негативных возможностей развития предприятия;

2. аргументированность выдвигаемых стратегий, целей и задач, = планируемых осуществить поставленные задачи в предстоящий период;

3. разработка основных ресурсов для достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств приближающих к желаемому будущему;

4. определение потребности в ресурсах, принятие и разработка объемов и системы необходимых ресурсов и сроков, а так же их поступления;

5. проектирование внедрения образованных планов и непосредственный контроль за их реализацией.

Следующий классификацией будет выступать процесс организационного планирования, состоящий из следующих систем:

1. Сбор, оценка и анализ информации, которая включает экономические, правовые, социальные и политические факторы; перспективы роста и конкуренции на существующих и потенциальных рынках; финансовые перспективы в основных секторах экономики; слабые и сильные стороны организации.

2. Формулирование основной цели деятельности организации и конкретных задач, которые охватывают общие направления продвижения на рынке, корпоративные финансовые результаты, методы управления организации.

3. Принятие решения и формулирование программы действий: установление конкретных количественных показателей - доходы, расходы, структура активных операций, и т.п.; конкретизация путей решения их достижения; перечень необходимых мероприятий; принятие решений относительно приобретения и использование ресурсов, расширение или изменения организационной структуры; кадровое обеспечение.

4. Документирование: письменное оформление планов в такой последовательности - стратегия, тактический план, бюджет, финансовый отчет.

5. Координирование и утверждение планов: общий обзор, переговоры, координация отдельных планов, утверждение плана.

6. Контроль за выполнением планов: анализ доходов, расходов, результатов и эффективности планов; проверка соблюдения сроков выполнения; в случае выявления значительных расхождений - анализ причин и разработку корректирующих мероприятий; обеспечение руководства информацией о ходе выполнения плана.

По масштабу и уровню (иерархии) управления планы бывают стратегические (Разрабатываются на высшем уровне), тактические (разрабатываются на среднем уровне), оперативные (разрабатываемые на низшем уровне).

Целью разработки и реализации стратегических (долгосрочных) планов является определение основных направлений развития организации. Далее разрабатываются более конкретные:

1. тактические(среднесрочные)

2. оперативные (годовые, квартальные)

К стратегическому планированию относится разработка:

а) долгосрочных комплексных целевых программ, предусматривающих решение проблем в сфере основных функций организации, совершенствования функционирования организации

б) перспективных планов производственно-хозяйственной деятельности и планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Оперативное планирование включает разработку специальных планов деятельности организации, а также составление планов индивидуальной работы сотрудников организации.

Составления годового плана работы Регионального таможенного управления также был определен Приказом ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации»(утратил силу)Приказ ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации»//СПС Консультант плюс.

Работа Регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.

Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов РТУ, на основе разработанных методик.

Предложения таможен, подразделений аппарата управления, согласованные с курирующими заместителями начальника управления, до 1 декабря предшествующего года представляются в Организационно-инспекторскую службу РТУ для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы РТУ.

По виду проблемы существуют три основных типа планов:

1. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. В рамках плана эти характеристики согласовываются и определенным образом ранжируются по тому или иному критерию, однако они никогда не связываются ни с конкретными способами достижения цели, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются там, где очень велика неопределенность будущего.

2. Планы для повторяющихся действий (типичные), определяющие сроки, а также порядок их осуществления в стандартных ситуациях. В них обычно предусматриваются возможности, обеспечивающих маневр в случае возникновения типичных, стандартных ситуаций.

3. Планы для неповторяющихся действий, состоящие для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации.

По направленности и характеру решаемых задач планы делятся на перспективные и рабочие.

Перспективное планирование - наиболее сложный вид планировок, что требует научных знаний и большого опыта руководителей. Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т.е. включает долгосрочное и среднесрочное планирование. Отличительной чертой перспективного планирования также постановка в них сложных и больших целей и задач, для решения которых нужно не только значительное время, но и привлечения больших средств и сил. Мероприятия перспективного плана имеют, как правило, масштабный характер, является трудоемкими и долгосрочными и, соответственно, требуют для своего выполнения объединенных усилий многих органов и подразделений. Основания для перспективного планирования в таможенной службе:

1. Требования нормативных актов ФТС России;

2. Задача долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного дела;

3. Проблемы регионального характера по таможенному делу.

Текущие и перспективные планы. Планирование должно включать текущие и перспективные вопросы деятельности таможенной службы. Таможенная служба при разработке текущих планов имеет учитывать будущие изменения экономического и социального характера, поскольку именно они обусловливают возникновение причин, которые оказывают положительноеили негативное воздействие на состояние таможенного дела. Органы таможенной службы должны учитывать в своих планах требования государственных долгосрочных программ социального и экономического развития.

Рабочее планирование осуществляется в виде разработки календарных (месячных, квартальных, полугодовых, годовых), а также целевых и личных планов работы. Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы. С помощью рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусматриваются перспективными планами.

Важным элементом системы планов таможенной службы является типовые планы. Возможность разработки стандартных (типовых) решений и соответствующих им планов повышает надежность системы таможенной службы. Планы расстановки сил и средств в различных чрезвычайных обстоятельствах, во время розыска и задержания контрабанды и т.д. предусмотренные действующими ведомственными нормативными актами. Ценность таких специальных планов обусловлена тем, что они дают возможность не только заранее, в спокойной обстановке разработать расчет и расстановку сил и средств, но и подготовить личный состав к выполнению этих планов путем проведения учебных занятий и тренировок. Кроме того, типовые решения требуют меньше времени на их принятие и реализацию, а время на подготовку решения потраченное заранее.

Комплексные планы. Специфика системы таможенной службы требует постоянного соединения отраслевых и территориальных задач осуществления таможенного дела, что обусловливает необходимость комплексного планирования этой работы в рамках региона (области, города, района).

Формирование и реализация функций планирования в таможенных органах обеспечивается на основании Приказа ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации». Этот документ является основным при реализации планировании деятельности в таможенных органах.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

1. оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

2. оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

3. определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;

4. определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

5. определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

6. установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Исходя из представленного документа при разработке плана одним из основных критериев, которое должно соблюдаться это, прежде всего соответствие целевой установки. Одна из основных целей, которая на сегодняшний день ставит перед собой Федеральной таможенной службой России остается пополнение доходной части. В настоящее время более 50% бюджета страны пополняются силами таможенных органов РФ.Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие. - M.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 20

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделыДемченко А.А Организационное планирование в таможенных органах РФ: учебно-методическое пособие. - М: РИО РТА, 2010. С.55

1. организационные мероприятия;

2. мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

3. правоохранительная деятельность;

4. кадровая работа и социальное обеспечение;

5. тыловое обеспечение.

Разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.

3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением задач установленных ФТС РФ, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности таможни с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех ее подразделений. Таможни и таможенные посты планируют свою деятельность поквартально

В таможенной службе концепции разрабатываются постоянно, но большинство из них так и остаются проектами, что не соответствует важности и значению этого вида планов для развития.

И так, все вышеуказанные функции управления находятся в постоянной связи друг с другом и представляют собой одно целое. Другими словами, управление в таможенных органах -- это, единая конкретная, практическая деятельность по осмысленной организации всей оперативно-служебной деятельности, на каждом этапе и стадии, во времени и пространстве.

Целью работы является выявление особенностей планирования труда таможенного дела.
Исходя из цели, выделим следующие задачи:
- выявить особенности планирования в таможенном деле;
- рассмотреть анализ планирования деятельности таможенных органов;
- выявить сущность методики планирования;
- рассмотреть порядок составления годового плана работы
Белгородского таможенного управления;
- дать характеристику порядку организации планирования и подготовки проведения заседаний коллегии ФТС;
- рассмотреть организацию контроля за исполнением планов;
- предложить мероприятия по совершенствованию планирования в таможенном деле.

Введение…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ……………………………………………………………………………… 6
1.1 Особенности планирования в таможенном деле………………………6
1.2 Анализ планирования деятельности таможенных органов……………………………………………………………………………10
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ……………………………………………………………………………..12
2.1.Сущность методики планирования…………………………………12
2.2.Порядок составления годового плана работы
регионального таможенного управления…………………………...................15
2.3.Порядок организации планирования и подготовки
проведения заседаний коллегии ФТС …………………………………………16
2.4. Организация контроля за исполнением планов …………………..18
ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ……………………………21

Заключение………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

Планы таможен утверждает начальник таможенного управления, планы работы таможенного поста - начальник таможни, планы работы структурных подразделений Управления и таможен - соответственно заместители начальника Управления и таможни, курирующие данное направление деятельности.


2.4. Организация контроля за исполнением планов

Главной целью контроля является обеспечение безусловной и своевременной реализации запланированных мероприятий. Контроль должен носить систематический и упреждающий характер.

Начальники таможен региона через своих заместителей, а руководители структурных подразделений аппарата Управления лично организуют полную, точную и своевременную реализацию планов. Для этого соответствующие руководители определяют исполнителей, формулируют им задания, устанавливают сроки исполнения, проводят оперативные совещания; создают необходимые условия исполнителям и обеспечивают контроль за ходом выполнения плановых мероприятий, определяют время и порядок информирования об исполнении планов. Указанные руководители должны организовать и лично осуществлять регулярный контроль за исполнением планов.

Непосредственное осуществление общего контроля за выполнением мероприятий годового плана работы ФТС и ежемесячных планов основных мероприятий ФТС, а также своевременное внесение соответствующим образом оформленных необходимых изменений осуществляется ФТС.

Главными целями контроля выполнения планов являются:
- обеспечение выполнения задач и мероприятий плана по всем показателям всеми подразделениями таможенных органов региона;

Выявление неиспользованных резервов совершенствования служебной деятельности и организации труда личного состава подразделений;

Недопущение диспропорций в развитии отдельных подразделений, расстановке сил и средств;

Устранение ошибок, допущенных при выполнении плана;

Совершенствование планирования и управленческой деятельности.

Проверка выполнения планов начинается с определения своевременности и правильности доведения заданий до конкретных исполнителей. От этого, в первую очередь, зависит успех выполнения всех запланированных мероприятий.

Выполнение плана проверяется путем изучения отчетных материалов, а также путем непосредственного ознакомления с работой на местах. Проверка выполнения мероприятий плана должна осуществляться комплексно, то есть по всем разделам плана. При проведении проверки необходимо обращать основное внимание на решение основных задач планируемого периода, а также выполнение основных функций, возложенных на него в соответствии с предназначением. Еще одно важное направление, на которое необходимо обращать внимание, - это изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, имеющиеся достижения в служебной деятельности таможенных органов и подразделений, отдельных руководителей и сотрудников.

Краткие анализы выполнения планов работы таможен и функциональных блоков ФТС за отчетный период в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляются в ФТС для исполнения контрольных функций, решения проблемных вопросов, требующих решения на региональном уровне, а также для обобщения и анализа деятельности ФТС. В указанные краткие анализы выполнения планов в обязательном порядке должны включаться:

Нереализованные пункты плана и причины их невыполнения;
- эффективность проведенных мероприятий для достижения задач, стоящих перед таможенным органом;

Проблемные вопросы таможен, таможенных постов и функциональных отделов, которые требуют решения вышестоящего руководства;

Передовой опыт подразделений и инициативный подход сотрудников в ходе повседневной деятельности и другие вопросы на усмотрение соответствующих руководителей.

Анализы выполнения планов работы Управления за отчетный период проводятся в ФТС и направляются в Контрольно - аналитическое управление ФТС России для исполнения контрольных функций, рассмотрения проблемных вопросов, требующих решения на федеральном уровне, а также для обобщения и анализа деятельности ФТС.


ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Активная интеграция Российской Федерации и ее экономики в мировое сообщество, переход на международные нормы и стандарты приводят к необходимости формирования новых подходов в таможенной работе, которая позволит таможенным органам эффективно реагировать на происходящие экономические преобразования в соответствии с международной практикой, требованиями общества и государства.

Одной из основ совершенствования таможенного контроля и соблюдения баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства в современных условиях является разработка программ.

По мере развития законодательства, таможенных технологий и совершенствования практики применения постконтроля таможенное оформление в ряде случаев сократилось до считанных часов. В настоящее время, разработка программ является хорошим стимулом для ведения прозрачного бизнеса участниками ВЭД.

Проблемы заключаются в том, результативность и экономический эффект проверок, выявление случаев нарушений таможенного законодательства при этом и размеры взысканий не всегда соответствуют намеченным планам.

Реализация Концепции развития таможенных органов, перенос таможенного оформления к границам государства, упрощение таможенных процедур и сокращение сроков таможенного оформления – эти и многие другие факторы повышают значимость таможенного контроля. Он проходит в форме так называемого постаудита, который осуществляет таможенная инспекция.

Таможенная инспекция работает на стыке экономической и правоохранительной деятельности.

При формировании ревизионной комиссии в ее состав обязательно включаются специалисты правоохранительных подразделений. В ходе проверок, как правило, нам удается выявить факты административных правонарушений, а порой и уголовных преступлений. Это уклонение от уплаты таможенных платежей, подделка документов, недостоверное декларирование.

Например, в 2008 году было возбуждено более 1 300 дел об административных правонарушениях, что на 23 процента больше показателя 2007 года.

Дополнительно начислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму свыше 850 миллионов рублей. Средняя бюджетная эффективность одной специальной таможенной ревизии составляет около 2,2 миллиона рублей.

Так, в ходе специальной таможенной ревизии одного из обществ с ограниченной ответственностью установлены факты передачи третьим лицам без разрешения таможенного органа временно ввезенных товаров, а также недостоверное заявление сведений о таможенной стоимости задекларированных товаров.

Организовано взаимодействие с налоговыми органами в сфере предоставления информации в отношении крупных налогоплательщиков, которые уменьшают налогооблагаемую базу путем невключения в нее лицензионных и других платежей за использование объектов интеллеФТСальной собственности. Сведения из кредитно-финансовых организаций способствуют анализу движения денежных средств по расчетным счетам проверяемого лица и выявляют цепочку «продавец-покупатель». Данные из Роспотребнадзора, Росимущества, Госстандарта позволяют проверять представленные при декларировании товаров сведения и выявлять несоответствия либо недействительные документы. А Торгово-промышленная палата и представительства позволяют получить ценовую информацию о проверяемых товарах.

Налажено взаимодействие с официальными представительствами производителей импортируемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В ходе реализации программы направляется необходимая ценовая информация, свидетельствующая о занижении различными посредниками таможенной стоимости при таможенном оформлении налогоемких товаров, таких, как: строительная техника, буровое оборудование, энергооборудование, лесозаготовительная техника, а также одежда, обувь.

Кстати, наличие лицензионных платежей выявляется исключительно таможенной инспекцией. Так как они обычно осуществляются раз в год после реализации товара. Чаще всего участники ВЭД, по незнанию закона, либо умышленно, игнорируют обязанность по включению этих платежей в структуру таможенной стоимости импортируемых товаров. Благодаря таможенному постаудиту удается вернуть в федеральный бюджет миллионы рублей.

В конце 2008 года Федеральной таможенной службой была принята Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств. В настоящее время деятельность подразделений ФТС направлена на реализацию ее положений.

Сотрудники таможенных инспекций работают на стыке экономической и правоохранительной деятельности.

Одновременно в рамках работы по категорированию участников внешнеэкономической деятельности Управлением рассматривается наше предложение о разработке нового порядка допуска организаций и индивидуальных предпринимателей к осуществлению внешнеэкономической деятельности. Развитие данного направления одним из приоритетных.

Введение Реестра участников внешнеэкономической деятельности будет способствовать значительному сокращению числа неблагонадежных участников ВЭД, увеличению уровня прозрачности организаций, занятых на рынке внешней торговли, и, как следствие, повышению эффективности таможенного контроля как при таможенном оформлении, так и после выпуска товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под планированием понимается деятельность по определению целей и задач на предстоящий период работы, способов их достижения, последовательности их решения и сроков выполнения.
Основу системы планирования составляют перспективные, организационные и разовые планы.

Перспективные планы разрабатываются на региональном и местных уровнях и включают в себя, в основном, долгосрочные целевые программы решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы.

Организационные планы включают в себя годовые и квартальные планы работы таможенного органа, его структурных подразделений. Основным документом является план работы таможенного органа на год.
К организационным планам относятся также полугодовые планы работы коллегии ФТС, квартальные планы основных мероприятий ФТС, планы профессионального обучения, графики инспекторских проверок, планы служебных командировок сотрудников таможенных органов.

Разовые планы составляются по мере необходимости. К ним относятся:

Планы, разрабатываемые ФТС и таможенными органами региона по выполнению решений федеральных органов представительной и исполнительной власти;

Планы, предусматривающие комплексное участие ряда подразделений в решении отдельных задач;

Планы по проведению оперативно - поисковых мероприятий и широкомасштабных специальных операций;

Планы проведения семинаров, совещаний.

Исходными документами для планирования деятельности таможенных органов ФТС являются:

Таможенный кодекс РФ;

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

Закон Российской Федерации "О службе в таможенных органах РФ";

Нормативные и иные документы вышестоящих таможенных органов;

Аналитические материалы, сформированные по методике анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

Оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

Оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

Определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;