Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Стратегическое планирование на автотранспортных предприятиях. Формирование стратегии автотранспортного предприятия Удк разработка стратегии автотранспортного предприятия

Стратегический план развития транспортной отрасли – это своего рода «золотая середина» между рыночным способом хозяйствования и целесообразностью централизованного планирования. Он позволяет сформулировать перспективные цели и ориентиры социально-экономического развития


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13448. Разработка стратегии управления персоналом организации 158.34 KB
Нынешние жёсткие условия рынка предъявляют требования не только к квалификации и качествам работников, но и поведению организаций в отношении к человеческим ресурсам – чёткое трудовое законодательство, составление трудовых договоров, социальные ценности и трудовая этика
1237. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТК «ГЭСЭР-ТУР» 166.71 KB
План реализации стратегии. В условиях переходной экономики когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений руководители большинства отечественных фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности.
17130. ИННОВАЦИОННАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 84.2 KB
Выявление методов и механизмов управления реализации инновационной стратегии предприятия является актуальным направлением. Становление инновационной экономики выступает фактором сохранения экономической безопасности и условием выживания в глобальной конкурентной борьбе. Недостаточное теоретическое обоснование методологии анализа методов оценки моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах и фрагментарность практических рекомендаций по их развитию обусловили выбор темы диссертационного исследования...
17765. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЦЫ «ОСТАНКИНО» 571.25 KB
Выше перечисленное актуализирует вопросы управления предприятиями гостиничного хозяйства с учетом тех факторов которые являются определяющими и наиболее значимыми для индустрии гостеприимства. Потребность в определении критерия оценки эффективности на примере гостиничного предприятия может осуществляться в разных областях управления: при разработке стратегии развития организации при обосновании конкретных мероприятий совершенствования...
13770. Разработка стратегии развития ООО «Металлист Плюс» 137.27 KB
Разработка миссии компании. Миссия компании – это публичная цель деятельности компании (понимание компанией своей роли в системе бизнеса). Формулировка миссии решается расположением компании к своим потребителям, работникам, конкурентам, правительству и т.д.
13030. Разработка стратегии развития предприятия (на примере ООО «Piterstore») 304.15 KB
Миссией компании Piterstore является Основным направлением деятельности интернет – магазина является продажа смартфонов. Анализ ассортимента и сбытовой политики фирмы ОООPiterstore Основными направлениями деятельности компании Piterstore является продажа мобильных телефонов и смартфонов. По расчетам компании объем продаж...
16874. Разработка стратегии социально-экономического развития аграрного сектора экономики региона 50.52 KB
Введем три уровня экономики: макро уровень мезо уровень микро уровень. Можно сказать что макро уровень описывает состояние экономической отрасли некоторого региона в целом микро уровень описывает поведение отдельных предприятий мезо уровень представляет объединение ряда предприятий по определенному признаку. Поэтому основой для моделирования кризисного состояния должен быть мезо уровень. В проведении данного исследования предполагается разработка комплексной системы мер воздействия на совокупность сельскохозяйственных предприятий...
9747. Разработка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на основе прогноза экономической динамики (на примере Республики Адыгея) 92.91 KB
Однако выделить место региональной системы ее финансовую основу развития источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Рассмотрение проблем управления региональной экономикой требует ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и...
19330. РАЗРАБОТКА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ЯЗЫКЕ C# 476.65 KB
Язык программирования - формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под ее управлением.
16680. Оценка роли транспортной инфраструктуры в контексте регионального развития 31.83 KB
Обусловлена эта необходимость как внешними обстоятельствами в глобальном плане речь идет о переходе мировой экономики к парадигме устойчивого развития так и внутренними которые выражаются в колоссальном отставании России по уровню промышленного развития и созданию добавленной стоимости. Если говорить об устойчивом развитии то с точки зрения управления экономикой устойчивое развитие предстает как увязка особенностей развития территорий и сверхдолгосрочного горизонта планирования экономики.4 Возвращаясь к рассуждению об основах...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка эффективной стратегии развития предприятия в долгосрочном периоде на основе оценки влияния факторов внешней и внутренней среды. Анализ экономических показателей его деятельности, конкурентной среды, конъюнктуры рынка, функций маркетинга.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Понятие и сущность функциональных стратегий организации: маркетинга, производства, финансовой, научно-исследовательских и опытно-кострукторских работ. Общая характеристика предприятия ООО "СКА-Сервис". Оценка конкурентной среды организации и swot-анализ.

    реферат , добавлен 23.05.2015

    О понятиях конкуренции. Предпосылки выбора конкурентной стратегии предприятия. Характеристика предприятия–изготовителя, поставщика продукции. О методике подхода к построению конкурентной стратегии. Актуальные стратегии конкурентной борьбы на рынке.

    реферат , добавлен 23.08.2002

    Экономическое содержание, значение и методические основы анализа валовой прибыли современного торгового предприятия. Анализ формирования и распределения чистой прибыли организации. Разработка стратегии развития ООО "Эгида" с применением SWOT-анализа.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2014

    Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления. Понятие, назначение, этапы и виды стратегического планирования. Общий вид структуры стратегического плана. Факторы для выбора экономической стратегии.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Анализ уровня инвестиционной привлекательности отрасли и конкурентной позиции компании. Финансовая оценка стратегических альтернатив и формирование образа будущего компании. Разработка маркетингового, организационного и технологического плана развития.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Определение технико-экономических показателей автотранспортного предприятия (АТП). Расчет потребностей АТП в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Оценка рационального варианта плана организации производства с учетом маркетинговой стратегии.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2012

    Характеристика состояния малого бизнеса в Калининградской области. Анализ процесса разработки и оценка конкурентной стратегии ООО "Балтмедэксп" в условиях неопределённости внешней среды. Финансово-хозяйственная деятельность, построение дерева целей.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2012

Введение

Определение стратегии развития авто-предприятия на перспективу

Исходные данные для курсового проектирования

Общая характеристика стратегического планирования на авто предприятии

Выбор стратегической альтернативы на авто-предприятии

Модели и методы прогнозирования объема спроса на грузовых перевозки автотранспортом

Выбор модели и прогнозирование объема спроса на грузовые перевозки данного авто-предприятия

Оценка экономической эффективности использования модели прогнозирования при стратегическом планировании на авто предприятии

Понятие о тактике, политике, процедуре и правиле управления на авто предприятие

Планирование технико-эксплуатационных показателей и расчет предложения по объему перевозок грузов на планируемый год

Расчет производственной программы по эксплуатации подвижного состава

Планирование основных показателей деятельности авто предприятия на планируемый год

Список используемой литературы

Введение

Стратегическое планирование имеет важное значение с точки зрения определения перспектив развития АТП в условиях вхождения его в рынок. Она охватывает практически все сферы деятельности АТП и направлено на усиление позиции его на рынке. Транспортные услуг, расширение сфер деятельности фирмы с целью получения максимума прибыли при наилучшим использовании имеющихся потенциальных ресурсов.

Стратегическое планирование формирует основу для множества управленческих решений. В совокупности именно от эффективности и качества разработки и своевременной реализации этих решений зависит в будущем роль и место предприятия на рынке транспортных услуг, его определенных сегментах, насколько указанное место соответствует желанию фирмы, целом и задачам её развития на перспективу. Стратегические планы предприятия должны быть в максимальной степени ориентированными на решения долговременной целей и задач, заключающихся в конечном счете в обеспечении успешной деятельности фирмы.

Процесс и этапы стратегического планирование деятельности фирмы, использующиеся в практике управления многих фирм и компаний занимают особое место. Разработки и реализация моделей фирм и предприятий на современном уровне управления во многом определяют конкурентоспособность фирм в условиях рынка.

В современном деловом мире ни одна большая фирма, тем более корпорация не ограничивается текущими планами, а как правило включают в свой менеджмент стратегические планы, хотя последние являются дорогостоящими и сложным процессом. Исследования показали, что такое планирование крайне важно по следующим принципам:

Стратегическое планирование способствует выявлению и четкому формированию АТП.

Стратегическое планирование тесно связано с понятием развитие автотранспортного предприятия и создания эффективной структуры управления.

Благодаря стратегическому планированию возможно эффективное планирование и интеграция внутренний операций, того огромного числа, доходящего до двух-трех сотен, предприятий, из который как правило состоят современные корпорации

Стратегическое планирование позволяют эффективно распределять ресурсы фирмы. Стратегическое планирование отражает все особенности фирмы, которое определяют её лицо.

Именно поэтому стратегическое планирование необходимо и актуально в наше время.

1.1. Исходные данные курсового проектирование перевозок грузов на перспективу

№ п/п вар

Технико-эксплуатационные показатели использование автомобилей

Технико-эксплуатационные показатели

Средне – списанное количество автомобилей

Средняя грузоподъемность

Коэффициент выпуска автомобилей на линию

Коэффициент использования пробега

Коэффициент использования грузоподъемности

Время в наряде

Техническая скорость

Длина ездки с грузом

Время поп погрузкой и разгрузкой

Нулевой пробег

Стратегия развития транспортного подразделения в крупных компаниях сотовой связи в РФ и за рубежом

Актуальность. Следствием возрастающей конкуренции на рынке товаров и услуг является повышение уровня требований клиентов. В таких условиях развитие любой компании, ориентированной на обслуживание большого числа потребителей, должно быть очень динамичным. Его целью является предоставление услуг, качество и объем которых будут соответствовать ожиданиям клиентов. Вполне вероятно, что даже фирме, добившейся на рынке высшего уровня сервиса и застывшей на миг в благодушном созерцании открывающихся перспектив и возможностей, в итоге придется увидеть спины обгоняющих и стремительно удаляющихся конкурентов. Регулярные исследования предпочтений экономически активных групп российских потребителей показывают постепенное изменение критериев выбора услуги. Несомненно, низкая цена и высокое качество товара по-прежнему являются важнейшими в этом списке, однако они уже не просто желательны, но скорее обязательны для конкурентоспособной услуги.

Вопросы транспортной логистики должны входить в общий бизнес-план предприятия. Так, в процессе анализа рынка и определения политики необходимо выявить потребности покупателей и выбрать каналы распределений. В процессе оценки различных альтернатив политики и последующего определения наиболее конкурентных стратегий важно учесть все факторы, связанные с транспортным обеспечением.

Компании зачастую не включают транспортные подразделения в корпоративное планирование и поэтому не получают прибыль. Причина заключается в динамичной сущности процесса управления транспортными потоками.


Стратегии и планирование в транспортных подразделениях . С ростом нестабильности внешней среды возрастает потребность предприятий в стратегическом управлении. Стратегическое управление можно рассматривать как управление по результатам.

Аксиома стратегического управления: чтобы выжить и преуспеть, руководство предприятия должно придерживаться агрессивного, оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае предприятию удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.

Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей.

Стратегия в транспортных подразделениях представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения транспортных ресурсов предприятия.

Стратегическое управление транспортной логистикой - это деятельность, связанная с постановкой целей и задач системы управления транспортом предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к факторам внешней среды.

Виды стратегии:

Цель концептуального планирования – предотвратить распыление транспортных ресурсов предприятия на слишком большое число разрозненных действий (акций).

Этапы планирования:

1) формулирование целей;

2) постановка проблемы;

3) поиск вариантов;

4) прогнозирование;

5) оценка и принятие решений.

Виды планирования по срокам:

1) стратегическое – касается форм и способов поддержания существующего уровня бизнеса, его развития в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. При стратегическом планировании формулируются только глобальные цели и стратегии, соотносимые с отрезками времени от 10 до 20 лет;

2) долгосрочное - составляются планы инвестиций и программы обслуживания потребителей. Охватывает отрезок времени до 10 лет;

3) среднесрочное - создаются предпосылки для реализации программ долгосрочного планирования . При этом учитывают финансовый, экономический, технический и технологический аспекты планирования. Его временной промежуток (около пяти лет) определяется прежде всего потребностью во времени, необходимом для инвестиций и особенно для подготовки оборудования и помещений, изготовления специального оборудования;

4) скользящее краткосрочное.

Интеграция планов заключается в согласование различных рангов.

Координация планов - согласование планов одного ранга представляет собой интегрированный подход к планированию работы системы, т. е. разработку взаимоувязанных планов обработки материального потока, стандартов и технических условий на выполнение логистических процедур.

Экономическое планирование обеспечивает информацией, полезной при оценке общих тенденций цены, стоимости, заработных плат и других расходов. Сетевое планирование включает в себя разработку сетевых моделей и графиков.

Транспортная логистика является как краткосрочным, так и долгосрочным фактором, различия между которыми трудно установить в связи с ее высокой динамичностью. Однако размеры финансовых и материальных затрат на различные перевозки, а также степень ее влияния на конкурентоспособность предприятия требуют четкого установления такого различия там, где необходимо введение элементов транспортной логистики в общий бизнес-план.

Логистическая концепция работы транспортных предприятий. Исходя из каждого из двух статусов транспортного предприятия самостоятельно хозяйствующего на рынке транспортных услуг, или которое является собственностью фирмы-производителя рыночных товаров, его эффективность будет определяться продуктами, которые пользуются спросом на рынке. И требования подчинения экономических интересов потребностям конечных потребителей на рынке остаются главным для транспортного предприятия. При пополнении транспортного предприятия на базе логистики обязательно следует учитывать общие требования концепции обновления, т. е. сокращение времени пребывания на складе продукции, подлежащей перевозке, и технологии ее производства. Например, повышение грузоподъемности транспортных средств, применение централизованного завоза грузов заказчикам. Необходимо также увеличение количества используемых на предприятии технологий (подготовки к транспортировке и самого транспортировки грузов), а также числа элементов и поперечные типов изделий, находящихся в производственном процессе (для транспортного предприятия это означает усложнение комплектования грузов, транспортируемых). Важное значение имеют требования к качеству и надежности товаров, которые реализуются на рынке и наполняют материальный поток (для транспортного предприятия это означает повышение уровня требований к сохранности грузов, перевозимых).

Главное требование логистической концепции обновления заключается в том, чтобы изменить традиционную организацию транспортного производства на новую. Это вызывает необходимость выявления центров переориентации в транспортной звене потоковых процессов. Ими могут быть центры обработки продуктов, перевозимых транспортом и обработки заказов на перевозку грузов.

Итак, транспортного звена касаются и все остальные требования концепции обновления производственного процесса. Это такие, как разработка принципиально новой стратегии изготовления продукта (выполнение транспортного процесса), стратегия последующего обеспечения ориентации перевозок концевого груза, исходя из ориентации на минимальный разделение труда и на оптимальный для сбыта на рынки конечных продуктов , размер партий перевозок. Надо учесть также изменения структуры транспортного производства для реализации принципов стратегий и самих стратегий будущего, изменения структуры всех уровней аппарата управления и регламентации задач рабочих (транспортных подразделений фирмы).

Исходя из стратегии логистики и производства в цепочках транспортных материальных потоков, новая стратегия транспортного производства должно быть органической составной в иерархии стратегии предприятия, ориентированного на логистику и пользование транспортными услугами.

Основные положения логистики, характерные для фирм-производителей и потребителей продукции (приоритет потребителя, высокий уровень сервиса, сокращение времени выполнения заказов и др.) в полной мере относятся и к предприятиям транспортной отрасли, вовлеченных в логистических систем. Отличным в их работе в новых условиях конкуренции на рынке транспортных услуг является определение политики комплексного решения транспортных и связанных с ними проблем на другом, качественно высоком уровне. Практика показывает, что такая политика успешна, когда есть достаточно дифференцированной и базируется на следующих основных компонентах, как предоставление новых, нетрадиционных дополнительных услуг политики заключения контрактов в сфере коммуникаций. К политике предоставления услуг относят все решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов с учетом расстояния его транспортировки, количества и сроков доставки планируется в комплексе с дополнительными услугами исходя из потребностей спроса.

Как показывает опыт, транспортные предприятия охотно расширяют диверсификацию своей деятельности, это повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, ускоряет внедрение новых транспортных технологий, укрепление позиций на рынке транспортных услуг. В свою очередь, фирмы-продуценты не менее заинтересованы в том чтобы освободиться от многих логистических функций и сосредоточиться на основных профилирующих видах деятельности с целью снижения затрат и повышения гибкости в работе.

Для фирм, занимающихся перевозками продукции, выгодно выполнение функций контроля за грузами в пути следования, расчеты за перевозку грузов, хранение продукции на складах транспортных предприятий, разработка маршрутов доставки товаров. Транспортные предприятия начали заниматься организацией электронного обмена данными между участниками логистического процесса и хранением информации.

Опыт большинства транспортных фирм, которые взяли на вооружение логистическую концепцию, показывает, что политика дополнительных услуг, не связанных с перевозками, дает положительные результаты. Она повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, позволяет ускорить воплощение более прогрессивных транспортных технологий и улучшения обслуживания потребителей, которые постоянно контактируют с перевозчиками, укрепляет их положение на рынке транспортных услуг.

По мнению некоторых экспертов-логистов, основной причиной, препятствующей расширению взаимодействий промышленных и транспортных фирм в сфере логистики, имеется опасность потери грузовладельцем контроля за перевозкой сырья и готовой продукции . Вместе с тем, следует отметить, что эта причина субъективного характера и ее влияние будет уменьшаться по мере накопления опыта совместной работы и укреплением взаимного доверия. Подтверждением этому является то, что процесс передачи транспортным фирмам логистических функций со стороны фирм быстро приобретает развития.

Политика транспортных предприятий в области коммуникаций имеет целью информирования клиентов о предполагаемых пакеты услуг, постоянно воздействовать на клиентуру, чтобы она пользовалась их услугами в возможно более широком объеме. Другая цель этой политики - стимулирование распространения и совершенствования взаимодействия транспортных фирм с грузоотправителями на основе использования компьютерной техники , главным образом через электронный обмен информацией.

Информирование заказчиков о предложении пакетов услуг означает не только постоянную связь с ними, но и переосмысления самой политики. Если сбыт транспортных услуг все больше завоевывает рынок покупателей, а не продавцов, это требование должно быть ведущей и в периоды ограничения транспортных мощностей, поскольку стремление сбыть услуги пролонгированное во времени. Кроме того, для сбыта услуг необходима еще одно важное условие: информация должна обновляться. Могут вводиться новый маршрут или новый способ перевозок, что способствует повышению степени определенности предлагаемого пакета услуг. Таким образом, политика в области коммуникаций должна убедить рынок, чтобы определить группы клиентуры особую значимость относительно предлагаемых услуг и возможной их стабильность.

Предложения пакета транспортных услуг предшествует изучение потребностей клиентуры. В последние годы на транспорте исследованием потребностей в услугах начали заниматься специальные логистические центры, которые анализируют грузопотоки и их распределение по сети. После анализа разрабатывают предложения по организации оптимальных грузопотоков, как железнодорожным, так и другими видами транспорта, а также относительно способов распределения перевозок между различными видами транспорта, комплектование группы товаров, порядка заключения договоров на перевозку и др. Цель предложений - обеспечить повышение уровня работы транспорта, соблюдение сроков доставки грузов, повышение надежности и регулярности перевозок, хранения товаров.

Заслуживает внимания перегруппировки товаров в грузопотоках на железнодорожном транспорте с целью повышения рентабельности перевозок за счет укрупнения грузопотока и внедрения некоторых операций. Концентрацию грузопотоков стимулирует тарифная политика, благодаря которой массовые перевозки грузов осуществляются по сниженным тарифам. При этом место перегруппировки грузопотоков может использоваться одним или несколькими предприятиями.

Интенсификация хозяйственных связей между транспортными фирмами и другими участниками логистического процесса, объективно приводит к увеличению потока информации и совершенствует обмен. С целью улучшения качества обслуживания клиентуры потоки информации перемещаются в автоматизированных системах , основанных на базе современной компьютерной техники. Наиболее важным для транспортных фирм стал обмен данными грузовых накладных между компьютерами перевозчика и грузополучателя , а также электронное передачи ценных бумаг , сведений о месте нахождения грузов и некоторой другой информации.

Использование компьютерной техники для электронного передачи данных сокращает объем бумажной документации, помогает избежать традиционных ошибок, возникающих при ручном заполнении документов, способствует ускорению доставки грузов, уменьшает объемы запасов товароматериальных ценностей, повышает производительность труда. Модифицируя структуры транс используют три основные модели обновления на базе логистики: совокупно интегрированной организации, дифференцированного управления деталями, регулирование организации.

Формы транспортных логистических образований за рубежом . Теперь целесообразно рассмотреть опыт зарубежных стран, достигших значительных результатов в области логистики. Следует отметить, что в развитых зарубежных странах эти достижения различного уровня совершенства. Обследование 500 западноевропейских компаний (26% компаний ФРГ, 20 - Голландии, 17 - Великобритании, 16 - Франции, 11 - Бельгии, 10% - Испании), представляющих 30 различных отраслей экономики, выявило четыре стадии развития логистики. На первой стадии, которой присуще нерегулярное суточное логистическое планирование, находятся 57% обследованных фирм. На второй - 20% компаний, которые нерегулярно занимаются вопросами применения логистики, но принимают меры по ее использованию уже на недельный срок, связывая свои действия с бюджетом и снижением издержек производства. Третья и четвертая стадии развития логистики характеризуются внедрением ее интегрированной системы, охватывающей доставку товаров от поставщика материалов до конечных потребителей готовой продукции. На этих стадиях развития находятся лишь 23% компаний. Они разрабатывают долгосрочные планы функционирования обеспечение (на месяц и более длительный срок), одновременно уделяя большое внимание изучению спроса. В обзоре, составленном по результатам обследования, отмечается, что благодаря использованию логистики производительность труда рабочих фирм, занятых в процессе транспортировки грузов, увеличилась в целом на 9,9%. В то же время на 60% обследованных фирм, где удалось повысить качество транспортного обслуживания, снижение себестоимости не наблюдалось.

Усилия, связанные с совершенствованием и транспортировка грузов, направлялись на разработку мер, которые обеспечили бы как медленную, так и быструю отдачу вложенных средств. Практика показала, что быстро покрываются средства, вложенные в слабые места хозяйственной деятельности фирм или отдельных звеньев логистической цепочки, во внедрение нормативной производительности труда, применение стимулирующей оплаты труда . Медленно возмещаются расходы на механизацию складирования, строительство складов большой вместимости, автоматизацию технологических процессов. По данным обследования, среди фирм, которые прибегали к мерам первой группы, 44% направляли их на анализ узких мест хозяйственной деятельности или отдельных звеньев логистической цепочки, 32% - на внедрение нормативной производительности труда и 14% - на применение стимулирующей оплаты труда. Среди фирм, принимали меры второй группы, 47% направляли средства на механизацию складирования, 23% - на автоматизацию технологических процессов.

С целью ускорения внедрения логистики в хозяйственную практику фирм, за рубежом начали создавать консультативные советы. Так, на предприятиях Франции в середине 80-х годов, насчитывалось около 50 советов, которые занимались логистикой. Как правило, такие советы сосредоточивают свою деятельность на одном из звеньев логистической цепочки (например, транспорте) или двух-трех звеньях, но в комплексе с другими ее элементами. Консультации также предоставляются различным внешним фирмам. Администрации фирм обращаются к консультативных советов для диагностирования состояния логистики на предприятии. Совета осуществляют также исследования в области логистики, разрабатывают предложения по ее усовершенствованию, проводят занятия по изучению проблем логистики, перенимают опыт других фирм. На консультантов возлагается выполнение следующих функций:

определение стратегических аспектов логистики, необходимость в которых возникает, например, в случае изменения стратегии фирм или при разработке новых рыночных концепций и методов производства;

рассмотрение оперативных аспектов логистики (например, анализ расходов по логистике, оптимизация существующих систем управления, стандартизация упаковок и т. д.);

Выбирая услуги внешних консультантов, предоставляемых специалистами бюро (например, в Швейцарии их насчитывается около 30) и отдельными лицами, рекомендуется оценивать их деятельность, исходя прежде всего из следующих критериев:

правильность предложенных консультантами рекомендаций;

уровень реализации предложений, высказанных в ходе консультации;

опыт решения вопросов;

квалификация консультанта;

цена, условия, срок предоставления консультативных услуг;

степень детализации документации на отдельных этапах планирования логистики;

опыт совместной работы консультанта с заказчиком.

От заказчика при этом требуется соблюдение следующих условий: четкая формулировка цели исследования и объема работ, распределение сложной задачи на отдельные этапы, совместная работа консультанта со специалистом фирмы, четкое определение ожидаемого результата консультации. Кроме консультативных советов, на транспорте ряда стран начали использовать логистические организации в виде специальных центров или других структур. Во Франции, например, такие центры существуют как на региональном, так и на национальном уровне.

В развитых странах созданы и другие транспортные организации, оказывающие логистические услуги, например, организации по экспедиторской деятельности, отвечающих за доставку груза, включая его перевозку в смешанных сообщениях. Во Франции, например, такой организацией является Koening Service Logistiques с количеством служащих - 250 человек. Эта организация предоставляет услуги по любой логистической операции, связанной с перевозочным процессом: улаживает таможенные формальности, гарантирует скорость доставки и сохранность груза.

Генерацией идей, обменом опытом, определению научных и практических подходов в стратегии и тактике логистики в развитых странах занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объединяющие промышленные фирмы и научные организации. Такие объединения имеют свои исследовательские центры с хорошо развитой методикой анализа ситуации в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры. В некоторых странах существует несколько национальных ассоциаций. Сейчас только в Европе насчитывается более 20 национальных ассоциаций, являющихся членами Европейской ассоциации логистики. Европейская ассоциация логистики выполняет примерно те же функции, что и национальные ассоциации, но уже в рамках всего региона стран-членов этой ассоциации. Анализ состояния развития логистики в развитых странах на современном этапе, многообразие форм логистических образований в динамических и рыночных условиях, позволяет сделать вывод о высокой эффективности применения этой экономической концепции.

Показатели работы транспортной логистики. Поскольку основными задачами логистики, в том числе и транспортной, является увеличение прибыли, важно контролировать технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава транспорта. Комплексным показателем использования грузовых вагонов, который отражает как расстояние движения груза, так и другие условия перевозок, является его производительность. Наиболее высокую производительность имеют полувагоны, они составляют около 40% рабочего парка железнодорожных путей. Их высокая производительность обусловлена перевозкой ими в основном массовых тяжелых грузов, что позволяет более полного использования их грузоподъемности.

Анализируя зависимость между нагрузкой на ось грузового вагона и его производительностью, нужно учитывать размеры пустого вагона, его влияние на уровень нагрузки рабочего вагона.

С сокращением расстояния перевозок грузов увеличивается коэффициент порожняковой движения вагонов (до погрузки), поскольку вероятность использования разгруженных вагонов для погрузки уменьшается. Определять влияние расстояния перевозок на уровень показателей использования различных типов вагонов, таких как оборот, производительность и среднесуточный движение, можно только благодаря расчетам, применяя анализ средних показателей использования вагонов. Например, производительность вагонов целом определяют делением грузообороту в т / км нетто на рабочий парк вагонов, в конкретных условиях - на основе данных, полученных при нагрузке в вагон, расстояния его рейса и полного оборота. Оборот вагонов при этом устанавливается по формуле, предусматривающей расчленение его на четыре элемента: время пребывания вагона в груженом и порожнем состоянии на пути следования, а также на технических станциях.

Степень влияния размера пустого движения на оборот вагонов определяют долей этого элемента обращения к общему его размера. Чем меньше расстояние перевозок, тем большая доля независимых от нее элементов - простой вагонов на погрузочно-разгрузочных станциях.

С увеличением расстояния перевозок производительность вагонов растет. Это однако не означает, что выгодно увеличивать расстояние перевозок железнодорожным транспортом, выполняя больший объем тонно-километровой работы тем самым парком. Анализ прибыли от использования железнодорожных путей показывает, что в расчетах на вагон / сутки сумма этой прибыли растет медленнее, чем производительность вагона.

То же можно сказать и о расходах на перевозку грузов. В расчетах на единицу перевозочной работы размер их с ростом расстояния уменьшается, тогда как абсолютная сумма расходов возрастает. Это рост по сравнению с себестоимостью осуществляется медленно.

Медленный рост расходов на перевозку связано как со значительной долей в общей сумме расходов начально-конечных операций, так и с ростом на коротких расстояниях расходов, связанных только с движением в связи с использованием категорий поездов с повышенной долей движения в пустом состоянии, при больших нагрузках на ось вагона.

Оценка эффективность деятельности транспортного подразделения. При оценке деятельности предприятия большая часть внимания уделяется результатам, достигнутым основными подразделениями. Оценить их эффективность можно по генерируемой прибыли. Но каждое предприятие состоит из множества подразделений, и только некоторые из них приносят прибыль. Функционирование же остальных, вспомогательных служб влечет за собой преимущественно затраты. Безусловно, их деятельность тоже важна, даже необходима, но как определить, какое из подразделений работает «на все сто», а какое вполсилы? Другими словами, не слишком ли высокую цену основные подразделения платят за обеспечение своей деятельности?

Для основных подразделений в качестве критерия оценки эффективности часто используется маржинальный доход . (Маржинальный доход - часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных затрат и образование прибыли). Известна цена производимой продукции, существуют нормы затрат на ее производство. Как правило, нормируется практически все – от расхода прямых и вспомогательных материалов до процента отходов. Если нормативы затрат не превышаются, план производства выполняется и при этом качество продукции держится на должном уровне – результаты деятельности можно считать удовлетворительными.

Нормирование применимо для стандартных, повторяющихся процессов. Для вспомогательных же подразделений использовать нормирование можно только для некоторых работ. Вместе с тем, необходимо оценивать деятельность всего комплекса работ подразделения. Задачу определения эффективности можно поставить еще шире – а нужно ли предприятию вообще выполнение тех или иных работ? Действительно ли они жизненно необходимы подразделению-заказчику?

Склад выполняет подбор товара и комплектацию заказа, фиксирует соответствующее уменьшение остатков, осуществляет маркировку и упаковку;

Служба экспедиции формирует партии отправки, оформляет сопроводительные документы и осуществляет погрузку в транспортное средство;

Экспедитор организует процесс доставки и производит окончательное оформление сопроводительных документов, которые вместе с заполненным маршрутным листом на следующий день сдаются в диспетчерскую.

Расчет оптимального цикла . Расчет оптимальной для компании длительности цикла "заказ-поставка" производится в следующей последовательности:

Список выполняемых операций с учетом базовых условий и параметров предоставляемых услуг выражается в стоимостном виде для каждого из реально возможных вариантов цикла "заказ-поставка";

Составляется прогноз роста объемов продаж при увеличении скорости обслуживания клиентов;

Оптимальный уровень находится графически, путем построения суммарной кривой, отражающей изменение затрат и доходов в зависимости от роста уровня сервиса.

В общем случае сокращение длительности цикла "заказ-поставка" сопровождается, с одной стороны, увеличением расходов, связанных с повышением оперативности выполнения заказа, а с другой - ростом доходов за счет увеличения объемов продаж. Оптимальное значение продолжительности цикла, при котором эффективность деятельности фирмы будет наивысшей, определяется координатами точки максимума кривой итоговой эффективности бизнеса и находится в точке tопт.

В приведенном на рисунке 1 примере полученный результат говорит о том, что оптимальная продолжительность цикла - 11 ч, то есть заказ, поступивший от клиента, например, в 8.00 следует доставить ему до 19 ч этого же дня.

Как уже отмечалось, наиболее значительную роль в уменьшении таких издержек играет совершенствование технологии управления транспортом.

При необходимости сокращения оптимальной продолжительности цикла этого можно добиться сдвигом кривой затрат влево, то есть путем сокращения издержек на выполнение клиентского заказа. Как уже отмечалось, наиболее значительную роль в уменьшении таких издержек играет совершенствование технологии управления транспортом.

Рис. 1. Расчет оптимальной продолжительности

Комплекс мер по увеличению производительности отдела доставки зависит прежде всего от сложности поставленной задачи и может включать в себя как принятие организационных мер, уменьшающих влияние человеческого фактора на всех этапах обработки заказа, так и практически полную автоматизацию операций планирования маршрутов доставки, контроля и управления транспортными средствами на маршруте диспетчерской службой.

Совершенствования работы транспортного подразделения. Зоны обслуживания. Границы и местоположение зон обслуживания определяются по такому критерию, как простота перемещения по сети дорог внутри данной зоны, а размеры зависят от максимального количества заказов, которые могут быть обслужены одним транспортным средством.

Задачей менеджеров транспортного отдела при использовании этого метода является не планирование маршрутов (водитель сам определяет оптимальный порядок доставки), а актуализация параметров зон. Причем, как показывает практика, возможное неполное использование грузоподъемности и объема кузова автомобиля компенсируется увеличением количества клиентов, которым был доставлен товар, за счет сокращения плеча пробега между маршрутными точками. Однако и проблема неполной загруженности автомобиля может быть решена путем дополнения маршрута заказами из смежных зон.

Патрулирование. Машина с товаром, который пользуется большим спросом, отправляется со склада утром и весь день находится в определенной зоне, чтобы по звонку диспетчера в любой момент выехать к клиенту.

Эта же машина может быть использована в случае поломки или аварии какой-либо другой машины на ближайших к этой зоне маршрутах.

Данный метод позволяет достичь минимальных временных затрат на выполнение заказа, однако имеет один важный недостаток - номенклатура доставляемого товара существенно ограничена.

Оптимизация маршрутов. Оперативность формирования маршрутов и их оптимизация при одновременной минимизации трудозатрат может достигаться интеграцией систем управления складским товародвижением с одним из геоинформационных приложений или геоинформационной системой (ГИС). На российском рынке представлен широкий ассортимент таких систем. Программные продукты данного класса имеют разные интерфейсы, но принципы их функционирования приблизительно одинаковы.

В теории исследования операций задача, решаемая любой программой автоматизированного планирования, называется сетевой задачей нахождения оптимального маршрута. Сеть можно определить как некоторое количество точек или узлов (клиентов - потребителей материального потока), связанных ребрами или дугами (дорогами, по которым происходит перемещение транспорта). Непрерывная последовательность ребер, связывающая первый узел (пункт отправления) с последующими (пунктами назначения), формирует маршрут. Ребра имеют определенные характеристики, используемые при решении задачи выбора оптимального маршрута. К этим характеристикам относятся:

Базовые характеристики - расстояние, определяемое по координатам начала и конца ребра с использованием ГИС, наличие одностороннего движения, запрещающих знаков и т. д.;

Расчетные характеристики - стоимость, расход ГСМ и время перемещения по ребру;

Параметры, регулируемые оператором программы вручную с учетом дорожных и погодных условий - коэффициент скорости и текущий статус доступности.

Задача выбора маршрута заключается в определении такого пути, который минимизирует (или максимизирует) некий критерий оптимальности , представляющий собой сумму характеристик ребер. Это может быть длина пробега, время на маршруте, расход ГСМ.

На возможные маршруты накладывается ряд ограничений, связанных с параметрами узла и используемого транспортного средства.

Поступающая в ГИС информация по заказу должна содержать следующие данные:

Объем заказа;

Вес заказа;

Адрес доставки;

Оговоренное время доставки товара к клиенту;

Тип разгрузки товара у клиента;

Вид оплаты (наличные средства или безналичный расчет);

Продолжительность разгрузки;

Номер пункта доставки на маршруте (необязательный параметр).

Каждая единица автотранспорта, для которой планируются маршруты, подробно описывается в специальном справочнике. Наиболее важными являются следующие параметры:

Грузоподъемность;

Объем кузова;

Статус автомобиля (собственный или арендованный; собственный транспорт используется в первую очередь);

Максимальное количество заявок, обслуживаемых за один выезд;

Максимально допустимый пробег за рейс и в день;

Максимально допустимая продолжительность рейса;

Тип разгрузки автомобиля (боковой или задний борт).

Возможности. Анализ и управление доставкой продукции с помощью систем GPS-мониторинга производятся диспетчером для выявления, разрешения и контроля следующих ситуаций.

Штатный режим. При прибытии (убытии) в пункт назначения водитель отсылает сообщение в диспетчерский центр.

Отставание от графика. В запланированное время от водителя не поступил сигнал о прибытии в очередной пункт назначения. Диспетчер самостоятельно инициирует получение информации о мобильном объекте. При этом фиксируется задержка прибытия и местоположение объекта.

Критическая ситуация. Отставание от графика может привести к срыву доставки. Диспетчер предлагает изменить порядок посещения баз доставки грузов с целью минимизации риска срыва поставки.

Внештатная ситуация. Очевидно, что отставание от графика неизбежно приводит к срыву поставки. Рассматриваются различные варианты отмены или переноса поставки.

Современные технологии управления транспортом. Использование геоинформационной системы требует наличия в отделе планирования как минимум одного менеджера, квалификация которого должна быть достаточной для работы с электронными справочниками и определения коэффициентов расчетной скорости движения автотранспорта в зависимости от погодных условий (на рабочем месте можно повесить таблицу с утвержденным перечнем вариантов "погода/коэффициент"). В соответствии с заданным циклом "заказ-поставка" менеджер с определенной периодичностью запускает процесс планирования и выводит на печать готовые маршрутные листы.

Преимущества данного метода заключаются в сокращении времени планирования рейсов (на 1000 заявок в среднем затрачивается 10 мин.) и формировании оптимального маршрута с учетом множества параметров, которые сложно учесть при расчете вручную. Благодаря использованию описываемого метода снижаются также расходы на обслуживание автопарка (экономия пробега, то есть расходов на бензин, в среднем достигает 22,5%). Кроме того, сокращается штат планировщиков и повышается эффективность использования автотранспорта (в отдельных случаях парк сокращается на 15%).

При сокращении цикла "заказ-поставка" вероятность того, что машина уйдет на маршрут не полностью загруженной, повышается. Поэтому возникает необходимость жесткого учета транспорта и контроля над процессом выполнения доставки с целью оперативного использования освободившегося транспортного средства. Эта задача решается с помощью навигационных систем, широко применяемых в диспетчерских службах в развитых странах. В последнее время такие системы все чаще используются и в России.

Принципы функционирования навигационной системы. На транспортное средство устанавливается специальный пользовательский терминал, который автоматически связывается со спутниковой системой глобального позиционирования GPS (Global Positioning System) и определяет географические координаты местоположения объекта.

Эта информация поступает в виде SMS-сообщения в диспетчерский пункт, где автоматически отображается на картах. Система способна передавать информацию не только о маршруте передвижения, но и снимать показания датчиков практически всех электронных систем автомобиля. Диспетчер через обычный компьютер с выходом в интернет может в режиме реального времени отслеживать передвижение обладателя GPS-терминала. Современные GPS-терминалы способны выдавать данные о местоположении объекта с точностью до 3 м. Однако в соответствии с российским законодательством лицензионные телефоны позволяют определять координаты с точностью до 100 м.

Технически GPS-система состоит из антенны, набора датчиков и сенсоров, позволяющих передавать в диспетчерский пункт информацию о состоянии машины и груза (вес груза, попытка вскрытия, температура рефрижератора и т. д.), бортового контроллера, обрабатывающего информацию GPS и различных датчиков, а также радиостанции, с помощью которой осуществляется связь с диспетчерским пунктом.

Сравнивая плановые и реальные данные, можно фиксировать и оценивать отклонения от графика движения транспортного средства по маршруту, это реализация так называемой СМТ (Системы Мониторинга Транспорта). На основании имеющейся информации специалист может предпринимать какие-то оперативные меры при возникновении критических ситуаций (например, перепланировать рейс или вызвать дополнительную машину в случае риска срыва доставки, т. е. осуществить свою утверждённую систему контроля за транспортом).

Основными техническими требованиями, предъявляемыми при использовании ГИС-программ, а также систем транспортной навигации, являются: корректность клиентских адресов для правильного и быстрого присвоения им географических координат, наличие полных и корректных данных по весам и объемам доставляемого товара, а также наличие в заявках формализованных признаков, определяющих специальные условия доставки.

Транспортные подразделения в крупных компаниях сотовой связи в как в России, так и за рубежом, использующие описанные выше современные системы, получают следующие возможности управления автомобильным транспортом:

Анализировать информацию и принимать решения, опираясь на данные, отображенные на масштабируемой электронной карте;

Хранить данные о перемещении и состоянии контролируемых объектов и составлять на основе этой информации отчеты, содержащие, в частности, визуализированные на электронной карте данные;

Получать подробные отчеты о нестандартных и аварийных ситуациях, требующих оперативного реагирования.

В результате повышается эффективность использования транспорта, улучшается транспортная логистика, осуществляется управление транспортом, жесткий контроль над нецелевым использованием транспортного средства и снижается количество срывов доставок, что позволяет без ущерба для фирмы сократить цикл "заказ-поставка" и соответственно улучшить уровень сервиса, предоставляемого транспортным подразделением.

Проведенные опросы показывают, что использование современных систем позиционирования для транспорта, а также систем контроля автомобильного транспорта экономически оправданно уже при перевозках на сумму от $5 тыс. в месяц.

Поэтому очевидно, что экономический эффект от их применения в крупных компаниях сотовой связи, выполняющих сотни доставок в день, многократно превышает издержки на ее приобретение, внедрение и сервисную поддержку. Кроме того значительно облегчается управление предприятием транспорта.

Построение комплексной системы управления транспортом позволяет не только решить локальную задачу сокращения цикла "заказ-поставка", но и создать в целом положительный имидж подразделения в глазах компании благодаря четкому выполнению принятых обязательств по срокам выполнения заказа, снижению до минимума риска срыва доставки и возможности создания гибкой системы обратной связи.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Направление подготовки – 190700 Технология транспортных процессов

Профиль «Организация перевозок на автомобильном транспорте»

Квалификация выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

Стратегия развития автотранспортных предприятий : программа / авт.-сост. В.Г. Башкирцев, Т.К. Екшикеев, СПб.: ИВЭСЭП, 2013. – 21 с.
Утверждена на заседании кафедры

экономики и управления на транспорте,

протокол № 5 от 16.01.2013

кандидат технических наук, доцент

В.Г. Башкирцев

Т.К. Екшикеев

Рецензенты

кандидат экономических наук, доцент

Н.Б. Бронзова

1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

Изучение методических основ, приемов и подходов к определению наиболее эффективных вариантов развития предприятий автомобильного транспорта.

Задачи дисциплины:

Дать теоретические и практические знания по выбору стратегии развития автотранспортного предприятия на основе:


  • анализа ресурсов предприятия и организационно-экономических резервов;

  • выбора и оценки стратегических зон хозяйства;

  • формирования стратегии освоения рынков товаров и услуг, а также укрепления позиций в уже освоенных зонах хозяйствования;

  • разработки технической политики фирмы;

  • формирования структуры управления и социальной политики фирмы.

2. Место дисциплины в структуре ОПП

Факультативная часть.

Предшествует изучению дисциплин:

Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса, основы транспортно-экспедиционного обслуживания, транспортно-складские комплексы, лицензирование и сертификация на транспорте, организация коммерческой работы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Уметь использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

Способность приобретать новые знания, использовать современные образовательные и информационные технологии (ОК17);

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели выбору путей ее достижения (ОК-1);

Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).
В производственно-технологической деятельности:

Способность осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, планировать деятельность предприятия, выявлять пути и формы развития автотранспортного предприятия (ПК-5).
В расчетно-проектной деятельности:

Способность к расчету экономико-математических моделей производственных процессов и их использование в стратегическом планировании развития АТП;

Способность выявлять приоритеты решения транспортных задач с учетом показателей экономической эффективности и экологической безопасности (ПК-16).
В экспериментально-исследовательской деятельности:

Готовность к применению методик проведения исследований, разработки проектов и программ, проведения необходимых мероприятий, связанных с управлением автотранспортным предприятием, а также по выбору стратегии развития предприятия (ПК-23).

В организационно-управленческой деятельности:

Способность к работе в составе коллектива исполнителей по реализации управленческих решений в области организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников (ПК-28).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Основные концепции стратегического планирования и управления;

Формы и методы развития автотранспортных предприятий;

Экономико-математические модели производственных процессов;

Методы анализа ресурсов предприятия и оценки стратегических зон хозяйства.

Использовать научно-техническую и справочную литературу, в том числе и зарубежную, для решения конкретных задач по выбранной специальности;

Применять экономико-математические методы производственных процессов в стратегическом планировании.

Методами формирования стратегии развития предприятия автомобильного транспорта.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

очная форма обучения


Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестр

Аудиторных занятий

36/1

36/1

В том числе:

Лекции

18/0,5

18/0,5



18/0,5

18/0,5

Самостоятельная работа

36/1

36/1

Вид промежуточной аттестации

зачет

Общая трудоемкость Часы

Зачетные единицы


72

72

2

2

заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестр

Аудиторных занятий

8/0,22

8/0,22

В том числе:

Лекции

6/0,16

6/0,16

Практические (семинарские) занятия

2/0,055

2/0,055

Самостоятельная работа

64/1,77

64/1,77

Вид промежуточной аттестации

зачет

Общая трудоемкость Часы

Зачетные единицы


72

72

2

2


Наименование темы

Содержание темы

1

2

3

1.

Предмет и содержание курса

Предмет и содержание курса «Стратегия развития автотранспортных предприятий». Особенности курса и связь с другими дисциплинами.

2.

Концепции стратегического управления предприятием

Понятие стратегии. Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры. Выбор и оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования. Постановка стратегической задачи. Балансирование набора стратегических зон хозяйствования. Управление предприятием в условиях стратегических изменений.

3.

Цель, задачи и формы развития предприятий автомобильного транспорта

Развитие предприятий как закономерный процесс изменения производительных сил. Влияние размеров предприятий автомобильного транспорта на их эксплуатационные и экономические показатели.

Формы развития предприятий: расширение, реконструкция и техническое перевооружение. Разработка технической политики фирмы.


4.

Технико-экономические обоснования создания автотранспортных предприятий различных организационно-правовых форм

Выбор профиля и видов деятельности предприятия. Оценка объемов производства. Расчеты величины капитальных вложений и размеров текущих затрат. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов.

5.

Моделирование показателей развития автотранспортных предприятий

Анализ ресурсов АТП и организационно-экономических резервов. Система моделей развития автотранспортного предприятия. Оптимизация показателей производственно-хозяйственной деятельности АТП. Порядок и принципы построения системы экономико-математических моделей функционирования автотранспортных предприятий. Критерий эффективности и ограничения центральной экономико-математической модели. Виды и характеристика вспомогательных ЭМ.

6.

Выбор стратегии развития предприятия

Анализ факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия. Использование «дерева целей» для анализа стратегических зон хозяйствования АТП. Подготовка и анализ данных для оценки и выбора стратегической линии развития предприятия. Проведения оптимизационных расчетов и анализ полученных результатов. ЭММ формирования стратегии освоения рынков товаров и услуг, а также укрепления позиций в уже освоенных зонах хозяйствования.

7.

Выбор основных форм организации внутрихозяйственной деятельности подразделений АТП

Проектирование структуры управления АТП в стратегической перспективе. Организация внутрихозяйственных взаимоотношений подразделений предприятий. Контролинг в системе стратегического управления АТП.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ тем данной дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса

+

+

+

+

+

2.

Основы транспортно-экспедиционного обслуживания

+

+

+

3.

Транспортно-складские комплексы

+

+

+

4.

Лицензирование и сертификация на транспорте

+

+

+

+

5.

Организация коммерческой работы автотранспортных средств

+

+

+

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

очная форма обучения


Тема

Количество часов

Лекции

Практ. занят.

Сам. работа

Всего часов



2

-

4

6



2

4

4

10



2

-

6

8



2

-

6

8



4

6

4

14



4

8

4

16



2

-

8

10

Итого

18

18

36

72

заочная форма обучения

Тема

Количество часов

Лекции

Практ. занят.

Сам. работа

Всего часов

Тема 1. Предмет и содержание курса

1

-

6

7

Тема 2. Концепции стратегического управления предприятием

1

-

6

7

Тема 3. Цель, задачи и формы развития предприятий автомобильного транспорта

-

-

8

8

Тема 4. Технико-экономические обоснования создания автотранспортных предприятий различных организационно-правовых форм

-

-

8

8

Тема 5. Моделирование показателей развития автотранспортных предприятий

1

-

10

11

Тема 6. Выбор стратегии развития предприятия

2

2

14

18

Тема 7. Выбор основных форм организации внутрихозяйственной деятельности подразделений АТП

1

-

12

13

Итого

6

2

64

72

6. Практические занятия


Тема

Наименование практических работ

Трудоемкость (часы /зачет. ед.)

1.

Тема 2. Концепции стратегического управления предприятием

Анализ стратегических зон хозяйствования с использованием матрицы
Бостонской консультативной группы (БКГ)

4/0,11

2.

Тема 5. Моделирование показателей развития автотранспортных предприятий

Расчет объемов перевозок и показателей развития предприятия

6/0,16

3.

Тема 6. Выбор стратегии развития предприятия

Выбор стратегии освоения рынков товаров и услуг

и укрепление позиций в освоенных СЗХ.


8/0,22

7. Тематика рефератов для студентов заочной формы обучения


  1. Современные концепции стратегического менеджмента

  2. Оценка риска и неопределенность в стратегическом управлении

  3. Функциональные стратегии АТП

  4. Ценовые стратегии

  5. Маркетинговые стратегии АТП

  6. Ситуационный подход в стратегическом управлении

  7. Портфельный подход в стратегическом управлении

  8. Методика анализа внешней среды в процессе разработки стратегии АТП

  9. Методика анализа внутренней среды АТП в процессе стратегического управления

  10. Кадровые стратегии автотранспортных предприятий

  11. Процесс выработки стратегии. Трудности при освоении процесса выработки стратегии

  12. Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры

  13. Матрица Бостонской консультативной группы

  14. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования и уровня стратегических капиталовложений

  15. Матрица «Дженерал Электрик» – «МакКинзи»

  16. Оценка стратегической гибкости предприятия

  17. Оценка внутренней среды в процессе стратегического планирования АТП

  18. Оценка внешней среды в процессе стратегического планирования АТП

Вопросы для зачета


  1. Цель и задачи стратегического планирования на АТП.

  2. Понятие и характеристика категории «стратегия».

  3. Понятие и характеристика стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров.

  4. Выбор позиции в конкуренции. Матрица БКГ.

  5. Оценка привлекательности СЗХ.

  6. Расчет показателя «привлекательности СЗХ».

  7. Жизненные циклы спроса, технологии и прибыли.

  8. Оценка уровня стратегических капиталовложений.

  9. Алгоритм расчета конкурентного статуса фирмы.

  10. Продуктовая и рыночная дифференциация и их характеристика.

  11. Факторы, определяющие стратегию на различных фазах производства товаров и услуг.

  12. Факторы, определяющие стратегию конкуренции.

  13. Расчет показателя конкурентного статуса фирмы и его характеристика.

  14. Матрица «Мак-Кинзи» и ее использование при выборе стратегии фирмы.

  15. Матрица фирмы «Шелл» и ее характеристика.

  16. Принятие стратегического решения по критериям прироста прибыли и отдачи капиталовложений.

  17. Методика (последовательность) изучения рынка транспортных услуг.

  18. Анализ конкурентоспособности товаров и услуг.

  19. Построение «дерева целей» рынок и факторы транспортных услуг.

  20. ЭММ освоения рынков товаров (услуг) и укрепления позиций в уже освоенных зонах хозяйствования.

  21. Использование методов экспертных оценок при определении параметров ЭММ стратегического управления.

  22. Методы и приемы моделирования параметров ЭММ стратегического управления АТП.

  23. Планирование конкурентных цен на продукцию и услуги транспорта.

  24. Метод подробных аналитических расчетов и его использование при оценке параметров ЭММ стратегического управления.

  25. Характеристика различных подходов в ценообразовании.

  26. Расчет нижнего уровня цен на продукцию и услуги при выборе стратегических решений.

  27. Факторы, влияющие на уровень цены и закономерности их изменения.

  28. Блок-схема формирования договорных цен.

  29. Стратегические приемы ценообразования.

  30. Анализ вариантов моделирования развития АТП и принятие стратегических решений.

  31. Анализ набора СЗХ.

  32. Цель и задачи курса «Стратегия развития АТП».

  33. Цель и задачи развития предприятий транспорта.

  34. Пути и формы развития автотранспортных предприятий.

  35. Целесообразность и принципы объединения предприятий.

  36. Кооперирование как форма развития предприятия.

  37. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства.

  38. Технология и методы разработки стратегии развития АТП.

  39. Блок-схема формирования стратегии фирмы и ее характеристика.

  40. Виды и характеристики стратегий.

  41. Общие стратегии и их характеристика.

  42. Частные стратегии, их виды и характеристика.

  43. Стратегии динамики роста фирм и их разновидности.

  44. Модель товарно-рыночной стратегии.

  45. Конвейерная и эксклюзивная стратегии. Их особенности.

  46. Формы технического развития предприятий транспорта.

  47. Принципы и технология построения систем ЭММ стратегического управления.

  48. Реконструкция предприятий как форма их технического развития.

  49. Классификация видов реконструкции предприятий.

  50. Техническое перевооружение и его характеристика.

Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из имеющегося перечня тем. Желательно, чтобы студент выбрал такую тему реферативной работы, которая могла бы быть написана с использованием практического материала и близка к имеющемуся опыту практической деятельности.

В реферате необходимо осветить основные вопросы, раскрывающие содержание выбранной темы.

При изложении содержания материала необходимо показать теоретические знания, полученные при изучении данной темы.

Конкретный фактический и цифровой материал может быть представлен в форме таблиц, схем, графиков и рисунков.

В конце реферата необходимо представить краткий список использованной литературы.

Объем работы 20-25 страниц машинописного текста (формат А-4). Допускаются рукописные тексты, набранные на компьютере – такого же объема.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература


  1. Бачурин А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций (1-е изд.) учеб. пособие / А.А. Бачурин. – М.: Академия, 2011 - 272 с.

  2. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учебное пособие / А.А. Бачурин; Под ред. З.И. Аксеновой. – 3-е изд. стер. - М.: Академия, 2007. – 320 с.

  3. Долгов А.И. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко – М.: изд. Флинта; МПСИ, 2011. – 277 с. //ЭБС «Книгафонд». – Режим доступа: http :// www . knigafund . ru

Дополнительная литература


  1. Белашов Л.А. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.А. Белашов, Е.Ф. Николаева - М.: МГОУ, 2009. - 160 с. //ЭБС «Книгафонд». – Режим доступа: http :// www . knigafund . ru

  2. Волгин В.В. Автотранспортное предприятие (справочник кадровика) [Электронный ресурс]: справочник / В.В. Волгин – М.: Дашков и К, 2010. – 727 с. //ЭБС «Книгафонд». – Режим доступа: http :// www . knigafund . ru

  3. Парахина В.Н. Стратегическ ий менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM)

Программное обеспечение


  1. Microsoft Word

  2. Электронные таблицы: Microsoft Excel

  3. Создание презентаций в Microsoft Power Point

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64 (Электронный каталог, созданный библиотекой СПб ИВЭСЭП.

3. ЭБС «КнигаФонд» (Электронная библиотека) ООО «Центр Цифровой Дистрибуции» www . knigafund . ru

4. «Гарант» информационно-правовое обеспечение
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийная установка, лектор-2000, слайды
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Прикладная сторона дисциплины тесно связана с общепрофессиональными и специальными дисциплинами:

Экономика отрасли, прикладная математика, менеджмент, организация коммерческой работы, организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса, информационные технологии на транспорте, техника транспорта, обслуживание и ремонт.

Всего по программе отводится 72 час.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

Лекционные занятия проводятся в составе курса, практические занятия проводятся в составе группы.

ЛЕКЦИИ. На лекциях излагается содержание курса, даются основные понятия и определения в области стратегического управления.

Чтение лекций сопровождается рассмотрением примеров, соответствующих основным положениям лекций.

Начиная с первой лекции следует разъяснять, что дисциплина обеспечивает логическую связь фундаментальных дисциплин, таких как прикладная математика, экономика, менеджмент, маркетинг с профилирующими, которые формируют инженерное творческое мышление.

В процессе обучения лектор должен излагать тот или иной вопрос дисциплины более доступно, чем он изложен в официальном документе (общетехническом стандарте), при сохранении существа вопроса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. На практических занятиях предусматривается:

Изучение и практическое применение справочной литературы по основам стратегического управления организацией; проведение аналитических расчетов для обоснования выбранных стратегий и форм организации деятельности автотранспортного предприятия.

Объем и порядок САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы обучаемых устанавливает преподаватель на предыдущем занятии.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа студентов является одним из видов плановых учебных занятий и составляет по данной дисциплине: для очной формы обучения в 7 семестре 36 часов; для заочной формы обучения - 64 часа.

Цель данной работы - самостоятельный анализ методов исследования рынка, концепций стратегии организации с использованием специальной литературы и периодических изданий.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ.

Результативность изучения предмета обеспечивается эффективной системой контроля знаний, которая включает опрос студентов перед каждым практическим занятием, опрос в ходе занятий, проверку выполнения текущих заданий, зачет в конце 7-го семестра для студентов очной и заочной формы обучения. Преподаватель обязан добиваться ритмичности учебного процесса, не допуская перегрузки к концу семестра.

Разработчики:

ИВЭСЭП, доцент, к.э.н. Т.К. Екшикеев

ИВЭСЭП зав. кафедрой ЭУТ В.Г. Башкирцев
Заведующий кафедрой Экономики и управления

на транспорте В.Г. Башкирцев

Декан Экономического факультета А.Н. Костевят