Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Казс расшифровка. Все о контейнерных и мобильных азс. Технические характеристики АЗС

Автозаправочные станции предназначены для заправки автотранспорт­ных средств горючим*. На АЗС дополнительно осуществляется: "

Продажа масел, консистентных смазок, запасных частей и различных при­надлежностей к автомобилям;

Прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел;

Техническое обслуживание и мойка автомобилей.

Классификация АЗС по различным признакам приведена на рис. 1.1.

Стационарные станции располагаются в городах, населенных пунктах и автодорогах. Подразделяются на станции:

С подземным расположением резервуаров и разнесением их от топливо- раздаточных колонок (ТРК);

С подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над бло­ком хранения топлива, как единое заводское изделие;

Топливозаправочные пункты, размещаемые на территории предприятий и предназначенные для заправки собственных транспортных средств.

Стационарные типовые АЗС по емкости подразделяются на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок автомобилей в сутки, по производительности они делят­ся по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135 и 170 автомобилей в час.

При строительстве АЗС применяются типовые проекты с серийно выпус­каемыми технологическими системами для приема, хранения и выдачи топ­лива, согласованные с Главным Управлением Государственной Пожарной Службы МВД России. Допускается использовать несерийные технологичес­кие системы. Технико-эксплуатационная документация таких проектов согла­суется с территориальными подразделениями Государственной Пожарной Службы.




Навесную группу: заправочные островки; информационные колонные светильники; облицовочный комплект колоннады и навесной части; свето­вой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика»; объемный световой знак «Заказчика»; светильники освещения; переходной купол между зданием и на­весной группой.


Заправочные островки изготавливаются из полированной или шлифован­ной нержавеющей стали и используются в качестве оснований ТРК, опор ко­лонн, стел и сервисных постов для защиты их от повреждений автотранспор­том.

■ здание АЗС, состоящее из одного модуля заводской готовности или про­изводственного и сервисного блоков. Производственный блок включает: цен­тральный вход; зону работы оператора; электрощитовую; кладовую; служеб­
ный выход; комнату слесаря; комнату администратора; служебный санузел; санузел для посетителей; комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Инженерные системы: кондиционирования воздуха; тепловой завесы цен­трального тамбура; теленаблюдения.

Крупные АЗС имеют системы отопления, освещения и вентиляции; узлы учета электроэнергии и расхода воды; канализацию и сантехническое обору­дование, охранно-пожарную сигнализацию; блок управления освещением; блок защиты ТРК; громкую связь.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Для защиты от пожаров, статического электричества и блуждающих то­ков резервуары заземляют и оборудуют огневыми предохранителями.

Топливо в подземные резервуары сливают через специальные фильтры.

Трубопроводы укладывают с уклоном 0,005 в сторону резервуара и соеди­няют между собой при помощи муфт или сварки.

Стены и перекрытия здания сооружают из огнестойких материалов. Ото­пление - водяное или паровое низкого давления. Разрешается отапливать зда­ние пожаробезопасными электрическими приборами закрытого типа.

Оборудование станции должно обеспечивать заправку машин закрытой струей, без потерь, с гарантированной чистотой топлива. Раздаточные ко­лонки монтируют по типовым монтажным чертежам. Колонки устанавлива­ют на бетонные фундаменты по отвесу и надежно крепят болтами.

Контейнерные станции (КАЗС) располагаются на автомагистралях, тури­стических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохо­зяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперати­вах, а также в местах сосредоточения автотранспорта. Они бывают:

С наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контей­нере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие, или на одной раме с резервуаром; ...

С наземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и резервуа­ров хранения топлива.

Два типа станций по вместимости:

А - при общей вместимости резервуаров более 20 м 3 ;

Б - при общей вместимости резервуаров не более 20 м 3 .

Общая вместимость резервуаров не должна превышать 40 м 3 в населенных пунктах и 60 м 3 - вне населенных пунктов.

Единичная вместимость резервуаров (камер многокамерного резервуара с двойными перегородками) в населенных пунктах не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов - 20 м 3 .

Вместимость резервуаров модульной станции допускается увеличивать не более чем в 2 раза.


Типовые контейнерные АЗС.

«KONEHITSAUS» (Финляндия).

В контейнере находятся от одного до четырех резервуаров в зависимости от вида топлива. Суммарная вместимость резервуаров от 10 до 25 м 3 . Каркас контейнера изготовлен из труб. Стены и крыша изготовлены из стального профильного листа с пластиковым покрытием, что обеспечивает защиту от коррозии. Крыша - двухскатная или плоская. С торцевой стороны контейне­ра предусмотрена дверь для прохода при проверке технического состояния резервуаров и замере уровня топлива.

Топливные резервуары изготовлены из стального листа и теплоизолиро­ваны. Для удобства зачистки они оснащены внутри специальными лестница­ми. К каждому резервуару подсоединена топливораздаточная колонка с раз­даточным рукавом и краном. Колонки устанавливаются на основание кон­тейнера под навесом. .. .. .

Перевозка контейнера к месту установки осуществляется при помощи трей­лера.

Фирма выпускает также автоматические АЗС с резервуарами, выполнен­ными по стандарту SFS-2733, вместимостью 50 м 3 (две камеры на 20 и 30 м 3). Станция укомплектована двумя топливораздаточными колонками типа SU- 8500 ST, установленными на одной раме с резервуаром хранения топлива. ТРК управляются микропроцессором, размещенным в стойке управления. Отпуск нефтепродуктов производится по картам.

В приемном отсеке размещены сливные патрубки с муфтами и сливной насос с фильтром и электродвигателем.

КАЗС-2М (Россия).

Состоит из:

Контейнера управления для оператора с пультами управления ТРК, элек­трошкафом, местом для отдыха и санузлом;

Контейнера хранения топлива с двумя резервуарами по 8,6 м 3 . В контей­нере размещены четыре топливораздаточные колонки, перекачивающее уст­ройство, фермы с подвесными раздаточными устройствами. Управление зап­равкой дистанционное.

Техническая характеристика :

Максимальная пропускная способность - 500 авт./сут.;

Общая вместимость резервуаров - 17,2 м 3 ;

Количество заправочных постов - 4;

Отопление контейнера управления - электрическое;

Масса контейнера управления - 6450 кг;

Масса контейнера хранения - 6550 кг;

Площадь КАЗС с подъездами - 390 м 2 .

МАЗ С (Россия).

Состоит из одного, двух или трех модульных автозаправочных блок-пун­ктов с дополнительным блок-резервуаром и операторной контейнерного типа. Транспортируются автотранспортными средствами.


Может располагаться на площадках со сложными гидрогеологическими условиями (скальные грунты, высокий уровень грунтовых вод и др.).

Резервуары заполняются насосом автоцистерны. Дыхательное устройство - клапан СМДК-50.

Вместимость резервуаров: блок-пункта модульного 14 м 3 , блок-резервуара 15 м 3 . Масса:

блок-пункта модульного 4190 кг, блок-резервуара 2670 кг; операторной 2900 кг. «Паритет-К» (Россия).

Состоит из двух блоков полной заводской готовности: контейнера хране­ния топлива и приемного колодца. В технологическом отсеке контейнера хра­нения топлива установлено оборудование для перекачки топлива и аварий­ного опорожнения резервуара.

Могут применяться любые топливораздаточные колонки, разрешенные к эксплуатации на территории России и имеющие сертификат соответствия.

Для перекачки топлива используются центробежные насосы с электропри­водом, предназначенным для работы во взрывоопасной зоне.

Герметичность двухстенных резервуаров контролируется автоматически по рабочему уровню жидкости в межстенном пространстве. Для предотвра­щения образования пустот в межстенном пространстве при изменении темпе­ратуры окружающей среды установлен расширительный бачок, оборудован­ный датчиком уровня жидкости. Воздушное пространство бачка сообщается с атмосферой через огневой предохранитель.

Для доступа к арматуре, установленной на горловине резервуара, контей­нер хранения топлива оборудован лестницей и площадкой с продуваемым настилом, обеспечивающим безопасную работу персонала.

Приемный колодец подключается с насосному оборудованию контейне­ра хранения топлива при помощи двустенного трубопровода. Передвижные станции (ПАЗС).

Являются мобильной технологической системой, установленной на авто­мобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Выполнены как единое заводс­кое изделие и предназначены для розничной торговли топливом.

ПАЗС размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных ло­док и катеров, сельскохозяйственной техники в полевых условиях, на турис­тических автомаршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Специальное оборудование:

Цистерна с наливной горловиной;

Шкаф со счетно-раздаточными устройствами;

Боковые ящики;

Бензоэлектрический агрегат.

Цистерна в большинстве случаев имеет эллиптическую форму. В цистерне установлена заборная труба и сверху приварен штуцер с фланцем для крепле­ния наливной горловины с люком. На цистерне имеются скобы-поручни для доступа водителя-заправщика к горловине.

Наливная горловина цистерны предназначена для заливки горючего и производства монтажных работ внутри цистерны. Диаметр лаза (652 мм) по­зволяет человеку при необходимости свободно проникать в цистерну. К кор­пусу люка приварены штуцеры для установки дыхательного клапана и указа­теля уровня топлива.

Счетно-раздаточные устройства размещены в шкафу каркасного типа сзади цистерны, либо с левой стороны по ходу. В транспортном положении разда­точные рукава с кранами крепятся на боковых стенах шкафа. Шкаф имеет электроосвещение.

В боковых ящиках, устанавливаемых на кронштейнах вдоль цистерны, размещаются инструмент, противопожарный инвентарь и др.

Топливо выдается насосом с приводом от электродвигателя.

Источником электрической энергии является бензоэлектрический агрегат (рис. 1.3). Оборудование может работать и от внешнего источника электро­энергии.

Типовые передвижные АЗС

Модель 56142

Предназначена для транспортирования, кратковременного хранения и заправки техники топливом с плотностью не более 800 кг/м 3 . Рассчитана на эксплуатацию в дорожно-климатических условиях, ба­зового шасси автомобиля MA3-5337.

Техническая характеристика:

Базовое шасси MA3-5337.

■ колесная формула 4x2.

Вместимость цистерны - 11000 л.

Полная масса - 17650 кг.

Производительность раздаточного оборудования - 500 л/мин.

Модель 46121

Предназначена для транспортировки и заправки светлыми нефтепродук­тами плотностью не более 800 кг/м 3 и рассчитана на эксплуатацию при темпе­ратуре воздуха от -40 до +50 °С.

Техническая характеристика:

Базовое шасси ЗИЛ-4331 (дизель).

Колесная формула 4x2.

Вместимость цистерны - 6500 л.

Полная масса - 10700 кг.

Производительность раздаточного оборудования - 50 л/мин.



1.2. Требования к размещению

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан на рис. 1.4.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про­лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

Удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

Широкий обзор всей территории из помещения оператора;


Рис. 1.4. Общий вид стационарной АЗС.

Отведение зон под зеленые насаждения;

Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус­танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи­тельных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани­ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно­логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас­стояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер­ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во­локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй­ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно­вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост­раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор­ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве­сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля. -=

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор­мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе­лем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж­ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук­та.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла­сованной с административными органами и госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ­ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ­ствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте­продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

Специальное оборудование и инструмент;

Одиночный комплект запасных частей;

Мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;

Два огнетушителя;

Медицинская аптечка;

Средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС

только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

Документация АЗС:

Лицензия на право эксплуатации;

Паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту.

В паспорте указывается:

Номер автозаправочной станции и ее точный адрес;

Название собственника станции и эксплуатирующей организации;

Величина используемого земельного участка и срок окончания его арен­ды;

Дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка, количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага­зины и др.); - .. -

Данные о проведении реконструкции;

Сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер­вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).


При описании топливораздаточного оборудования указывается количе­ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).

При описании резервуаров указывается:

Общее количество;

Количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);

Год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;

Номинальная вместимость и вид топлива;

■ общая вместимость резервуарного парка;

Технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес­печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.

На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про­вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).

Формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных коло­нок. ■ - -

Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа­тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.

Паспорта и технические паспорта на резервуары.

Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич­ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).

Градуировочные таблицы на резервуары.

Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель­ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповери­телем.

Правила технической эксплуатации АЗС;

Инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;

Инструкция по эксплуатации очистных сооружений;

Инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;

Сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф­тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.

Журнал учета поступивших нефтепродуктов;

Журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору­дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки

о снятии пломб Госповерителя.

График технического обслуживания и планово-предупредительного ремон­та технологического оборудования и сооружений;

График поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандар­та;

журнал учета расхода электроэнергии; журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов; журнал учета оборудования, инвентаря и имущества; должностные инструкции работников; табель оснащенности средствами измерений; свидетельства о поверке средств измерений; книга (журнал) приема и сдачи дежурства; книга жалоб и предложений;

План ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар­ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми­нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения - по локализации, максимальному снижению тяжести послед­ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;

Сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про­изводства;

Приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;

Журнал учета и содержания средств электрозащиты;

Журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:

Должностная инструкция водителя-заправщика;

Формуляр на топливораздаточный агрегат;

Техническое описание топливораздаточного агрегата;

Паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;

Паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бен- зоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.

1.3. Автомобильные средства транспортирования горючего

Автомобильные средства транспортирования классифицируют по следу­ющим признакам:

тип базового шасси;

Вид нефтепродукта;

Проходимость автомобильных средств;

Тип несущего элемента базового шасси.

Тип базовых шасси обуславливается моделью грузовых автомобилей, при­цепов и полуприцепов.

Вид нефтепродукта обусловливается, как правило, плотностью, которая указывается в паспорте на цистерну. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов увеличиваются осевые нагрузки, что уменьшает срок служ­бы базового шасси. Недолив цистерн при заполнении более тяжелым нефте­продуктом снижает эффективность их использования.

По назначению автомобильные средства разделяют на транспортные и зап­равочные. Транспортные предназначены только для перевозки. Заправочные наряду с перевозкой осуществляют выдачу топлив через специальные разда­точные системы в топливные баки автомобилей.

Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами ба­зовых шасси: грузоподъемностью, полной допустимой массой, габаритными размерами, проходимостью и т. п.

По нагрузке на оси базового шасси цистерны подразделяются на две груп­пы: А - для эксплуатации на дорогах с капитальными покрытиями (цементо- бетонными, асфальтобетонными и др.); Б - для эксплуатации на дорогах об­щей сети.

" Таблица 1.1

Проходимость автомобильных средств:

Обычная;

Повышенная.

По типу несущего элемента базового шасси автомобиля различают цис­терны рамной и безрамной конструкции. Подавляющее большинство цистерн установлены жестко на раме базового шасси автомобилей. Для увеличения полезной нагрузки созданы цистерны безрамной конструкции, которая име­ет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину и базу изделия; понизить центр тяжести; уменьшить металлоемкость. В последнее время без­рамную конструкцию применяют при разработке прицепов-цистерн и полу­прицепов-цистерн большой вместимости.

Автомобильные цистерны по грузоподъемности классифицируют на три класса:

Малой грузоподъемности с полной нагрузкой до 2,5 т. Они применяются для транспортирования горючего на небольшие расстояния и выдачи мелки­ми партиями.

Средней грузоподъемности с полезной нагрузкой от 2,5 до 5 т для массо­вых перевозок и выдачи большими партиями.

Большой грузоподъемности с полезной нагрузкой свыше 5 т для транс­портирования горючего в отдаленные районы и осуществления междугород­ных перевозок.

Условные обозначения основных классификационных признаков:

Тип базового шасси: автомобиль - А, прицеп - П, полуприцеп - ПП;

Тип цистерны: транспортная - Ц, топливозаправочная - ТЗ;

Номинальная вместимость в м 3 ;

Марка базового шасси.

Примеры условных обозначений:

транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси автомобиля MA3-5334 - АП-8-5334 :

топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 - AT3-3.8-130 :

транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817 - ПП-5.6-817 .

Автомобильные цистерны состоят из трех основных частей (рис. 1.5): сило­вой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп- цистерна состоят из элементов несущей системы и специального оборудова­ния. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси при­цепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.

Силовая установка является источником механической энергии, необхо­димой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса.

Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобиля-цистерны, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.

Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых топлив и сокращение затрат времени и труда на выполнение сливо-наливных опера­ций:

Цистерна в сборе;

Крышка горловины цистерны в сборе;

Гидравлическая система с насосом и арматурой технологической обвяз­ки;

Комплект вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящи­ки, пеналы);


$ й Л о

К) о

Рис. 1.5. Автомобиль-цистерна АЦ-8,7-5320. 1 - огнетушитель; 2 - напорно-всасывающий рукав; 3 - дренажная система; 4 - реечный указатель уровня; 5 - специальное электрооборудование; 6 - цистерна; 7 - шасси; 8 - пенал; 9 - цепь; 10 - лестница; 11 - брызговик; 12 - коммуникации; 13 - щиток; 14 - заземляющее устройство; 15 - табличка.


Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);

Комплект противопожарного оборудования.

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее - СУГ).

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) - АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ

Доставка нефтепродуктов на АЗС может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом. Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки.

СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА АЗС

Территория АЗС

Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС". Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливо-раздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.

Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.

В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.

При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы, траншеи, должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие территории должно быть восстановлено.

При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах, ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.

В случае обнаружения паров нефтепродуктов, работы необходимо прекратить до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.

В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.

Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и правилами.

Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.

На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы, технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.

Данный комплекс, как и другие объекты сети, напоминает нечто среднее между самолетом и аэропортом. АЗК расположен на 33 км Средневыборгского шоссе, на пересечении с дорогой на деревню Елизаветинку, и эксплуатируется ООО «Фаэтон - топливная сеть номер 1».

На станции установлена автомойка. Высокоскоростное оборудование немецкой фирмы Christ работает в нескольких режимах и позволяет мыть и полировать до блеска не только корпус, но и колесные диски автомобиля, что является уникальной услугой в Санкт-Петербурге. И что особенно ценно - при минимуме времени на приведение автомобиля в порядок. Буквально несколько минут, и машина сияет чистотой, отмечают в компании.

На данной автоматической мойке установлены порталы фирмы Christ (серии 166) - это новейшее оборудование для бесконтактной мойки, обладающее высоким давлением, благодаря которому в значительной мере снижаются расходы воды и моющих реагентов. В работе мойки используется 90% оборотной воды и высококлассные системы локальных очистных сооружений, что позволяет не наносить вред окружающей среде и заботиться об экологии.

Автозаправочной станцией, или АЗС, называют комплекс зданий (сооружений), основным функциональным предназначением которого служит заправка транспортных средств моторным топливом, маслами и спецжидкостями. Современные АЗС классифицируются по нескольким характеристикам:

  • конструктивное исполнение (блочные, модульные, контейнерные, передвижные);
  • размещение резервуаров (надземное, подземное, на транспортном средстве);
  • расположение на местности (городские, дорожные, сельские, речные);
  • назначению:

Ведомственные, или пункты заправки топливом крупных предприятий, обладающих значительным количеством транспортных средств (автомобилей, тракторов, дорожной техники и т.д.), обеспечивающие им (предприятиям) независимость от централизованных поставок моторного топлива;

Общего пользования.

Различие в конструктивном исполнении сильнее, нежели иные характеристики, влияют на функциональные возможности автозаправочной станции, что требует более детального рассмотрения данного принципа классификации.

Контейнерная автозаправочная станция (КАЗС)

Под термином «контейнерная автозаправочная станция», или КАЗС, понимают заправочный комплекс, отличительной чертой которого является размещение топливного резервуара и топливораздаточных колонок в едином контейнере. Пульт диспетчерского управления также размещен в контейнере. По определению КАЗС состоят из нескольких контейнеров-хранилищ и контейнера управления и отличаются друг от друга лишь типом (емкостью) резервуаров, количество и видом раздаточных колонок и составом оборудования.

Установка на КАЗС вибрационных фильтров обеспечивает очистку моторного топлива от воды и грязи, что, в свою очередь, гарантирует защиту двигателей автомобилей потребителя. Примечательно, что работа вибрационных фильтров не требует затрат электроэнергии, поскольку процесс очистки происходит на молекулярном уровне.

Наиболее востребованы КАЗС в качестве топливораздаточных пунктов предприятий и крупных строительных объектов или временных пунктов хранения топлива.

Модульная автозаправочная станция, или МАЗС

МАЗС – наиболее популярный вариант мобильной автозаправочной станции, сочетающий высокую функциональность, присущую традиционным АЗС, и доступную стоимость. Модульное исполнение АЗС предоставляет возможность создания заправочных комплексов любой конфигурации, отвечающей предъявляемым эксплуатационным требованиям.

Конструктивное исполнение МАЗС характеризуется разнесением контейнера-хранилища и топливораздаточных колонок, выполненных в виде единого заводского изделия. Производители предлагают модульные заправки, рассчитанные на несколько (до четырех включительно) видов жидкого моторного топлива.

Основными преимуществами МАЗС считают:

  • отсутствие привязки к земле, что, в свою очередь, освобождает от подготовки территории для размещения;
  • быстрый ввод в эксплуатацию, обусловленный высокой степенью заводской готовности;
  • наличие двух вариантов исполнения (сокращенный и расширенный);
  • позиционирование в качестве мобильной емкости избавляет от необходимости согласований;
  • высокий уровень безопасности (двустенные резервуары) и экологическая надежность;
  • простота обслуживания, обуславливающая минимум штатного персонала.

Блочная АЗС

БАЗС – это единая конструкция, используемая для наполнения, длительного хранения и раздачи топливных продуктов. Главной особенностью блочной станции служит подземное размещение резервуаров и надземное размещение топливораздаточных колонок. Она (станция) приспособлена для одновременного нахождения трех видов нефтепродуктов (автомобильных бензинов различных марок и дизельного топлива).

Конструкция БАЗС представляет собой совокупность двустенного гидроизолированного резервуара, моноколонны для навеса и самого навеса.

Управление блочными автозаправочными станциями осуществляется, как оператором, так и автоматически, в режиме автономного налива. Электронное оборудование, установленное на БАЗС, позволяет осуществлять контроль плотности, температуры, объема и уровня нефтепродуктов, а также уровня подтоварной воды.

Кроме того, блочные автозаправки оборудованы системами автоматического пожаротушения, уничтожающими источник возгорания.

Блочные, впрочем, как и модульные АЗС пользуются особенно высокой популярностью у потребителя благодаря уникальности своих экономических характеристик – рациональности и рентабельности.

Передвижная АЗС

ПАЗС – это, не что иное, как специальный грузовой автомобиль, предназначенный для обеспечения потребителя светлыми нефтепродуктами (керосин, дизельное топливо, бензин), плотность которых не превышает 0,86 грамм на сантиметр кубический, в районах с низкой плотностью АЗС. Основной функцией передвижных АЗС является транспортировка и дозированная раздача моторного топлива.

Стандартная комплектаци
я передвижных заправочных станций включает:

Цистерну-хранилище топлива;

Автономный источник питания (бензиновый или дизельный генератор);

Топливораздаточную колонку;

Система раздачи топлива, оснащенная электронным дисплеем, отображающим расход топлива.

ПАЗС незаменимы в местах крупных стоянок автотранспорта, на трассах популярных туристических маршрутов, на строительных площадках и сельскохозяйственных угодьях. Успешно применяются они при проведении ремонтных работ на технологическом оборудовании стационарных АЗС. Диапазон рабочих температур ПАЗС достаточно широк и расположен в промежутке от 400С до - дозированная 400С.

Газовые АЗС, или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)

Функциональное назначение АГНКС заключается в организации заправки транспортных средств альтернативным топливом, в качестве которого используют компримированный (сжатый до жидкого состояния) природный газ.

Главное отличие АГНКС от газовых АЗС обычного типа, осуществляющих исключительно реализацию моторного топлива, заключается в комплексной обработке, поступающего по газопроводу природного газа.

Технологический процесс обработки состоит из следующих операций:

  • Очистка сырьевого газа от механических примесей и капельной жидкости посредством системы фильтров и сепараторов.
  • Коммерческий замер объема газа.
  • Многоступенчатое сжатие (компримирование) газа до 25,0 МПа, сопровождающееся обязательной процедурой охлаждения компрессорных установок после каждой ступени.
  • Осушка газа в специальном блоке.
  • Аккумулирование в емкостях-хранилищах (P=25,0 МПа).
  • Подача в газозаправочные колонки для реализации под давлением 20,0 МПа.

Современная сеть формируется из АГНКС нескольких основных типоразмеров (за единицу измерения принята производительность станции, выраженная в условных заправках в течение суток):

Стационарные – 500;

Блочно-контейнерные – 250;

Модульные блочно-контейнерные – 125;

"В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС"
Колесников М.В.

Что такое контейнерная или мобильная АЗС

В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" от 1 июля 2014 г.

В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС , мобильные АЗС , топливные модули , топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: "Контейнерная автозаправочная станция - это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие". И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное - она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС - это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся "топливный модуль" - все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в "контейнер" или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС "Мини АЗС" не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли "Мини АЗС" называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции "Мини контейнерные АЗС", а название "Мини АЗС" оставим для традиционных компактных заправок.

Особенности конструкции

Одностенный или двустенный резервуар

В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

Оборудование

На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.

О том как устроена современная автозаправочная станция задумываются далеко не все автолюбители. А ведь для того, чтобы топливо попало в бак автомобиля оно должно пройти достаточно сложный путь по самой АЗС, которые сейчас используют самые современные технологии.

На автозаправочные станции топливо попадает разными способами, топливо могут привезти с помощью железнодорожного состава, а могут доставлять до пункта назначения с помощью трубопровода, но чаще всего его подвозят на отдельные станции с помощью обычных бензовозов.

Современные бензовозы, как правило, имеют несколько внутренних секций, поэтому привозят они сразу несколько видов топлива. Из секции объемом 10 900 литров топливо будет сливаться примерно полчаса. Все это время заправка конкретным топливом будет запрещена для безопасности и более точной последующей отчетности по объему топлива.

Перед тем как топливо сливается в подземные хранилища оно проходит контроль. В первую очередь проверяются документы на топливо, вскрывается пломба на цистерне, проверяется уровень ее заполненности, а затем берется анализ топлива. Новое топливо проверяют на плотность, грубо говоря, оно не должно быть разбавлено водой умышленно или случайно из-за попадания дождевой воды, конденсата и т.д.

После проверки топливо с помощью сливной трубы соединяют с резервуаром и начинается слив топлива.

Топливохранилище

Резервуары под топливо могут быть наземными или подземными. Их изготавливают из стали и чаще всего делают двухслойными для безопасности. Обычно емкости для хранения топлива не превышают 50 кубометров, но есть емкости объемом более 200 кубометров, такие хранилища считаются уже мини-нефтебазами, к которым применяются свои требования.

Уровень топлива в самой емкости замеряется метроштоком. Замер уровня топлива проводится не только при сливе топлива, но и при пересменке операторов.

1. Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это лишний расход электроэнергии и времени.

2. Фильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.

3 и 4. Двигатель и насос. Работают в паре, соединены, как правило, ременной передачей, но есть и такие конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Более безопасной считается ременная передача, так как она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.

5. Газоотделитель. В соответствии с названием, отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и начинают создавать пену. Устройство газоотделителя предельно простое - это небольшой резервуар в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху.

6. Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу, после того как прекращается закачка топлива. Если данный клапан сломан, то он может просто перекрыть всю систему или не закрывать ее, в последнем случае даже после отключения насоса топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции. При незакрывшемся электромагнитном клапане ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.

7. Измеритель жидкости. Называться может по разному, например, топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д., но функция у него одна - точно отмерять количество топлива. Топливоизмерители могут быть электронными или механическими. В первом случае настройка точности проводиться с помощью специальных команд, во втором случае с помощью регулировочных болтов.

8. Смотровое окно. Представляет собой полую колбу со стеклом. Если колба наполнена топливом, значит приемный клапан работает и топливо остается в системе после отключения насоса.

Может называться по разному, предназначен для управления подачи топлива в горловину бака, также отсекает подачу топлива при переполнении бака.

10, 11, 12. Система управления. Система объединяет ТРК и пульт управления оператора.

Подробнее об устройство заправочного пистолета

Устройство пистолета для заправки не такое простое, как это кажется на первый взгляд. Кроме функции подачи топлива, внутри есть система отсечения подачи топлива при переполнении бака.

Как работает эта система можно посмотреть на видео, которое находиться выше. При нормальной подаче топлива через небольшую трубку и жиклер в пистолет поступает воздух. Как только топливо доходит до уровня заливной трубки, в жиклер попадает топливо и давление воздуха в системе защиты резко падает, мембрана реагирует на это и срабатывает пружина отсечки, подача топлива прекращается. При срабатывании системы защиты топливо не будет подаваться до тех пор, пока рычаг пистолета не будет «взведен» заново.

Исключение составляет разве что необычная схема с верхним расположением ТРК. Но используются такие схемы крайне редко, в первую очередь из-за дефицита подобного оборудования и определенными сложностями с его обслуживанием. Особой выгоды от такого расположения ТРК нет, разве что автомобили можно разместить чуть плотнее, а сами ТРК невозможно задеть автомобилем.

В 1888 году бензин начали продавать в аптеках.

В 1907 году в США открылась первая АЗС, она представляла собой склад с канистрами бензина. Позже начали появляться станции с одним большим резервуаром, с которого топливо подавалось самотеком.

В России первая АЗС открылась в 1911 году Императорским автомобильным обществом.

Современные АЗС не ограничиваются продажей только топлива. Многие имеют небольшие магазины с сопутствующими товарами, продуктами, есть кафе, мойки и т.д. Особенно хорошо заметно развитие АЗС в США, где заправка автомобилей - это лишь часть комплекса включающего в себя стоянки для большегрузных автомобилей, центры отдыха и досуга, магазины, кафе и многое другое.

В России более 25 000 автомобильных заправок, примерно 600 из них находятся в пределах МКАД. В США более 120 000 АЗС, в Канаде примерно 14 000, а в Великобритании более 9 000, при том, что в 90-х их было более 18 000.