Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Презентация к уроку по рассказу гранатовый браслет. Куприн "Гранатовый браслет" презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему. Проверка домашнего задания

«ВЕЛИКАЯ СИЛА ЛЮБВИ!»

(по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)


Самый большой дар, который ты можешь дать или получить, - любовь.

П.Брэгг

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся.

Л.Н. Толстой



ЗАДАНИЕ 1:

1. Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

2. Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

3. ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?

4. Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ


ЛЮБОВЬ – ЭТО:

  • ЛЮБОВЬ - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)
  • ЛЮБОВЬ это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение). (Толковый словарь С.И. Ожегова)
  • ЛЮБОВЬ 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу; 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)


Рассказ «Гранатовый браслет» имеет вполне реальную основу. Однако, талант Куприна, конкретный жизненный факт, превратил в историю, о которой веками мечтают и тоскуют лучшие умы и души человечества: поэты, романисты, музыканты, художники.

Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: "Да святится имя Твое".

Любовь маленького человека заканчивается трагически – он погибает. Его духовным обетом были слова: «Молчать и гибнуть».

Любовь позволяет героям подняться над будничностью, суетностью. В письме Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уму, не в таланте выражается индивидуальность, а – в любви».



  • Работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Соната Бетховена "Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству.
  • Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: "Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)".

  • Есть еще один жизненный источник произведения, он связан с музыкой Бетховена. Как известно, Бетховену так и не суждено было жениться. Живя в Вене, он давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей. Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди - ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви. Нельзя не упомянуть и ещё об одном важном обстоятельстве.
  • После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной».
  • Романтическая история любви композитора, возможно, была известна Куприну и каким-то образом повлияла на содержание, на окончательный облик «Гранатового браслета» - на столь важную для Куприна идею невозможности, несбыточности, трагической обречённости высокой и чистой любви.

В душе померк бы день,

И тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви,

Тот всё равно, что не жил…

Ж.Б.Мольер


Гранат, по некоторым источникам, ранее назывался «карбункулом» (от латинского «карбо» - уголек, вероятно, полагали, что минерал раскален как уголек). Название «гранат» этому камню было дано известным ученым и алхимиком Альбертусом Магнусом.

Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.

«Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера.


Любовь это

страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях


ЗАДАНИЕ 2 :

3. Существует ли идеальная любовь?

4. Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

1. «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?

2. Любовь без взаимности: счастье или трагедия?


  • Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».
  • Вера Николаевна: «И что это: любовь или сумасшествие?»
  • Желтков: «… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твоё…»
  • Шеин: «… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования»

ЗАДАНИЕ 3:

1. Встречается ли неземная любовь?

2. Как притягивать любовь?

3. Почему любовь управляет человеком, а не наоборот?

4. Какой видит А.И.Куприн истинную любовь?


  • Любовь для писателя – основа всего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»
  • Его герои - люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.
  • Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив.

Мы должны приносить в любовь все самое лучшее, что чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ. ГРАНАТ

  • ФИОЛЕТОВО-КРАСНЫЙ гранат - камень любви, пламени, страсти. Он способствует семейному счастью, дарит взаимную любовь, исполняет заветные мечты, предохраняет от несчастных случаев в дороге. Камень гранат является талисманом для людей, обладающих профессиями, сопряженными с риском.
  • КРАСНЫЙ гранат - камень любви, гнева и крови, пламени и страсти. По преданиям, тот, кто носит красный гранат, приобретает власть над людьми, он отгоняет печаль и приносит радость. Также делает своего хозяина веселым и приятным для окружающих, оберегает от страшных снов, а также от колдовства и «сглаза». Людям от природы активным и волевым помогает достичь власти и высокого служебного положения. Дает сильную энергетическую подпитку своему владельцу. Этот красивый самоцвет многие считают камнем влюбленных, он предохраняет от измены и взывает к благодарности. Способствует хорошему настроению своего владельца, придает ему легкость в танцах, укрепляет желание быть верным другом особенно тому, кто подарил этот чудесный красный самоцвет.

ЖЕЛТЫЕ ГРАНАТЫ символизируют и олицетворяют упорство и силу, славу и красоту, постоянство и преданность, здоровье и верность, великолепие, чистоту и блеск.

ЧЕРНЫЙ гранат помогает лучше общаться с миром усопших для познания своего будущего


  • Персидский поэт Хафия писал: "Как солнечный луч воспламеняет гранат в твоем перстне, так сердце мое разжигает любовь к тебе".
  • Этим камнем охотнее всего обменивались влюбленные. Кольца с гранатом дарили в доказательства дружбы, памяти, благодарности эти украшения были особенно модны в эпоху романтизма, когда символике придавали большое значение. Из мелких красных камешков делали кольца, броши, подвески в форме соединенных сердец, цветов, четырехлистного клевера, подковок, якорей.
  • В древности на поверхности больших отшлифованных гранатов вырезали профили властителей, изображения богов, портреты близких – это те геммы, обычно красивые и говорящие о мастерстве художника-гравера, которыми мы и поныне можем любоваться в музеях. Люди востока ценили красные камни за их якобы целительные свойства.

  • Врачи советовали носить украшения с гранатами при болезнях и высокой температуре. Это поверье сохранилось до средних веков, когда считали, что гранатовые ожерелья помогают при воспалении горла и при упорных головных болях. Гранат также должен был обеспечить своему обладателю хорошее настроение и веселые мысли, но лишь при условии, что его никогда не снимают. Камень этот считался не только "талисманом влюбленных", его называли также "камнем честности". Кто овладел им путем разбоя и воровства, не мог ожидать, что гранат принесет ему счастье.
  • В XV в. В Италии рассказывали занятную историю о воре, который ограбил лавку богатого золотых дел мастера во Флоренции. Среди украденных ценностей была золотая цепь, усеянная сверкающими гранатами. Через некоторое время грабителя поймали, и когда отобрали у него добычу, то к всеобщему удивлению обнаружили, что камни утратили цвет, помутнели и чуть ли не почернели и только когда цепь вернули ее хозяину, гранаты снова засверкали полным блеском.

Жемчуг - именно о нем говорят, как о лучезарном и неповторимом, именно его воспевают в стихах, только его совершенство сравнимо с красотой женщины. Издавна на востоке ценился желтоватый и коричневый жемчуг, нам же ближе белоснежный жемчуг, имеющий голубоватый отлив. Издавна существует много легенд, повествующих историю происхождения драгоценных жемчужин. Это и «застывшие капли дождя», и «лунный свет», и «слезы моря». Сегодня нам известен состав жемчужин, это карбонат кальция, конхиолин и вода. Вот такой чудесный самоцвет создала природа, а находят его в раковинах морских и пресноводных моллюсков.

ЖЕМЧУГ


  • У низкого человека жемчуг недолговечен: он темнеет и может рассыпаться. В водных путешествиях жемчуг заботится о том, чтобы они были беспрепятственны, и умеет вести переговоры с водной стихией и ее населением, стоит только опустить его в воду. Способствует благоденствию и долголетию, приносит счастье своему обладателю. Блеск жемчуга зависит от здоровья его владельца. После смерти владельца Жемчуг тускнеет. В Древнем Риме жемчуг был посвящен богине любви Венере. Кольцо с жемчугом охраняет от воров и от несчастных сделок. Его обязательно должны носить Рыбы, т.к. он охраняет их от необдуманных действий.

  • Мистические свойства: Способствует ясновидению, охраняет от сглаза, дает человеку способность объективно мыслить, не совершать опрометчивых поступков, укрепляет верность в любви. Однако помогает только людям самоуверенным и фанатичным, всем другим может принести слезы и утрату надежд. Однако несмотря на большую популярность, жемчуг - камень весьма опасный. Он, что называется, снимает "розовые очки" - человек видит окружающую действительность без прикрас. Одновременно с этим жемчуг усмиряет гордыню и тщеславие, лишает честолюбивых устремлений, дарует покорность и постоянство. Это камень истинно верующих людей.


"Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом."

Константин Паустовский

Слайд 2

История создания

  • К работе над рассказом “Гранатовый браслет" А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.
  • Слайд 3

    • В Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине - простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви.
  • Слайд 4

    • Задуманный небольшой, в печатный лист (двадцать одна страница), рассказ неожиданно для автора давался с трудом, разрастался до размеров повести. Работа продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в альманахе “Земля", зимой 1911 года.
  • Слайд 5

    • Тема: любовь.
    • Идея: Изображение судьбы «маленького» человека, история его любви.
    • Композиция: 13 частей, вставные новеллы, полемичность образных рядов.
    • Стиль: безличной болтовне противопоставляется «книжный характер» речи.
  • Слайд 6

    Символы

    «Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» - так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».

    Слайд 7

    • Обращает на себя внимание разительное несоответствие «низкопробного, очень толстого» браслета и украшающих его камней. Этот контраст проецируется на изображение социально униженного «маленького человека» Желткова, который, однако, таит в себе чувство прекрасного.
  • Слайд 8

    Жемчужные серьги

    Жемчужные серьги

    Героиня получает и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной чистоты, с другой – недоброго предзнаменования.

    Слайд 2

    Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.

    А.И. Куприн

    Слайд 3

    130 сонет Вильяма Шекспира:

    Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.

    Слайд 4

    «Безумная любовь или сумасшествие?»

    Слайд 5

    телеграфист подписывался Г. С. Ж. маленький чиновник Восемь лет большие эмоции, скромные желания и огромное искреннее чувство. к Вере Николаевне князья Шеины и Булат-Тугановские

    Слайд 6

    Генерал Аносов

    Может быть, это просто ненормальный малый… «А – почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».

    Слайд 7

    «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость». «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

    Слайд 8

    Муж Василий Львович и брат Николай Николаевич в квартире на восьмом этаже

    “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти” семь лет безнадежной и вежливой любви

    Слайд 9

    ЖЕЛТКОВ - ВЕРА

    на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее и нежнее самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли... Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу

    Слайд 10

    “Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания... Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. "Да святится имя твое".

    Слайд 11

    ВЕРА ЖЕЛТКОВ

    “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам... для меня вся жизнь заключается только в Вас... Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить... Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя твое”.

    Слайд 12

    Вера

    любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее... Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду и думала о человеке, которого она никогда не видела. Может быть, это и была та настоящая, самоотверженная, истинная любовь, о которой говорил дедушка

    Слайд 13

    ВЕРА

    Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала... И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?.. Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко...” Вера, вся в слезах, говорила: “Нет, нет, он меня простил теперь. Все хорошо”.

    Слайд 14

    «Большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Великая сила любви!» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

    Любовь - это… ?

    «Любовь – самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!» А.И. Куприн

    Задание: Продолжите ассоциативную цепочку близкими по значению понятиями: Любовь - это…

    ЛЮБОВЬ? ? ? ? ? Желтков Вера Николаевна Шеина Николай Николаевич Тугановский Генерал Аносов Василий Львович Шеин Любовь в понимании героев Куприна

    Желтков: «… богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам…» «Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единственной мыслью ».«Да святится имя Твоё…» Шеин: «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души,… страдании, от которого люди умирают »

    Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». «…любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость …» «…люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви!» Вера Николаевна: «И что это: любовь или сумасшествие?» «Я чувствую. Что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное …» «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история!»

    Николай Николаевич Мирза- Булат- Тугановский: «Я нахожу эту переписку дерзкой и пошлой ». «Его глупостям нужно положить конец» «Если бы такую выходку … позволил себе человек нашего круга, князь Василий послал бы ему вызов». «…либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо… мы примем меры…» «Мы очень просили бы вас, чтобы такие сюрпризы больше не повторялись» « Мы вместо дела разводим какую-то мелодекламацию …»

    ЛЮБОВЬ Счастье Радость Утешение Святыня Трагедия души Страдание Смерть Трагедия Тайна Подвиг Сумасшествие Что-то ужасное Вся эта история Дерзость Пошлость Выходка Глупость? ? ? ? ? Желтков Вера Николаевна Шеина Николай Николаевич Тугановский Генерал Аносов Василий Львович Шеин

    ЛЮБОВЬ Счастье Радость Утешение Святыня Трагедия души Страдание Смерть Трагедия Тайна Подвиг Сумасшествие Что-то ужасное Вся эта история Дерзость Пошлость Выходка Преследо- вание Верность Жертвенность Бескоры- стие Сочувствие Вина Раскаяние Грусть о несбывшем- ся Растерян- ность Страх Сожаление Раздражение Высоко- мерие Презрение Желтков Вера Николаевна Шеина Николай Николаевич Тугановский Генерал Аносов Василий Львович Шеин

    «И что это было: любовь или сумасшествие?» «…любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость…»

    « … любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения.» « Разве можно управлять таким чувством, как любовь?..»

    «…она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». « Может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь?»

    « Любовь должна быть величайшей тайной в мире…»

    Как поняли Вы идею произведения? Сформулируйте её, продолжив высказывание: Задание: « Любить лучших – это не любовь, а эгоизм. Любить нужно непременно равных себе», - считал А.П. Чехов. Я (не) согласен с писателем, потому что… В несчастной любви может быть счастливым тот, кто… «Маленький» человек может быть великим в любви, если…

    БЕСКОРЫСТИЕ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, ПАМЯТЬ СЕРДЦА Любовь - это…

    Домашнее задание: Устное сочинение-эссе на тему: 1 .«История великой любви, которая произвела на меня наибольшее впечатление». 2. «Моё любимое стихотворение о любви в литературе «золотого века». 3. «Моё любимое произведение искусства 19 века о любви».

    Предварительный просмотр:

    ТЕСТ по творчеству А. А. Ахматовой

    Задание 1 К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:

    1. Акмеизму.
    2. Символизму.
    3. Имажинизму.
    4. Футуризму.

    Задание 2 Анна Андреевна Ахматова - это псевдоним. Какова фамилия поэта:

    1. Анна Суворова.
    2. Анна Горенко.
    3. Анна Гумилева.
    4. Другое имя.

    Задание 3 Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:

    1. Нет.

    Задание 4 В чем видит А.А.Ахматова предназначение поэта:

    1. Сохранить трагическую национальную память.
    2. Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.
    3. Петь о любви.
    4. Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.

    Задание 5 Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

    1. “Четки”.
    2. “Вечер”.
    3. “Лебединый стан”.
    4. “Белая стая”.

    Задание 6 Лирическая героиня А. Ахматовой:

    1. Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.
    2. Боец-революционер.
    3. Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.

    Задание 7. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта “полумонахиней-полублудницей” и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?

    Задание 8 Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?

    Задание 9 Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?


    История создания повести «Гранатовый браслет»«… В течение нескольких лет к
    моей матери, Людмиле
    Ивановне, почти каждый день
    приходили письма от
    неизвестного адресата, который
    в своих посланиях открывал свои
    чувства к ней. Понимая, что их
    неравенства в социальном
    положении не составляет ему
    никакой надежды на ответное
    чувство, он писал, что не в его
    силах прекратить напоминать о
    себе. Письма долго сохранялись
    в семье. Все уже и забыли о
    них…

    Так длилось до тех пор, пока от
    влюбленного телеграфиста не был
    получен в подарок гранатовый браслет.
    Наша семья признала это за
    оскорбление. Как и было описано в
    повести, князь Любимов и брат
    Людмилы Ивановны – Николай –
    разыскали служащего со «странной»
    фамилией Желтый. Отец потом
    рассказывал мне, что визит к Желтому
    потряс его. Телеграфист жил в убогой
    мансарде на шестом этаже. Там пахло
    мышами, кошками, керосином и
    стиркой. Во время объяснений Желтого,
    отец больше молчал, а дядя, который
    молод, горяч и высокомерен, был без
    нужды резким. Желтый обещал не
    писать больше мой матери. Этим все и
    кончалось.. Во всяком случае о
    дальнейшей судьбе его нам ничего не
    известно.»

    Задуманный небольшой, в
    печатный лист (двадцать одна
    страница), рассказ
    неожиданно для автора
    давался с трудом, разрастался
    до размеров повести. Работа
    продолжалась более трёх
    месяцев. Первая публикация
    состоялась в альманахе
    “Земля”, зимой 1911 года.

    Главной героиней
    повести является княгиня
    Вера Николаевна Шеина.
    Действие повести
    разворачивается
    17
    сентября – в день именин
    Веры Николаевны. Мужем
    Веры Николаевны был
    князь Василий Львович
    Шеин. Прежняя страстная
    любовь к мужу у Веры
    Николаевны перешла в
    чувство прочной, верной,
    истинной дружбы.

    Всех действующих лиц, за исключением Желткова – главного
    героя влюбленного в княгиню Шеину, Куприн собирает на даче
    семейства Шеиных. Среди гостей Куприн выделяет старого
    генерала Аносова, боевого товарища отца Веры. Горничная
    вручила Вере сверток. Развернув его, Вера обнаруживает футляр,
    в котором лежал золотой браслет с камнями и записка.

    В записке рассказывается о
    браслете, о том, что это
    фамильная драгоценность, и
    что это самая дорогая вещь,
    которая есть у дарителя. В
    конце письма стояли
    инициалы
    Г. С. Ж., и Вера
    поняла, что это тот тайный
    воздыхатель, который пишет
    ей уже в течение семи лет.
    Этот браслет становится
    символом его безнадежной,
    восторженной, бескорыстной,
    благоговейной любви.

    Тема: любовь.
    Идея: Изображение
    судьбы «маленького»
    человека, история его
    любви.
    Композиция: 13 частей,
    вставные новеллы,
    полемичность образных
    рядов.
    Стиль: безличной
    болтовне
    противопоставляется
    «книжный характер»
    речи.

    Символы

    Гранатовый браслет
    «Это камень любви, гнева и крови. На
    руке человека, томящегося в
    лихорадке или опьяненного
    желанием, он становится теплее и
    горит красным пламенем… Если
    растолочь его а порошок и
    принимать с водой, он дает румянец
    лицу, успокаивает желудок и веселит
    душу. Носящий его приобретает
    власть над людьми. Он врачует
    сердце, мозг и память» - так в
    рассказе «Суламифъ» царь Соломон,
    даря своей возлюбленной
    драгоценности, говорит о
    «внутренней природе камней, об их
    волшебных свойствах и
    таинственных значениях».

    Обращает на себя
    внимание разительное
    несоответствие
    «низкопробного, очень
    толстого» браслета и
    украшающих его камней.
    Этот контраст
    проецируется на
    изображение социально
    униженного
    «маленького человека»
    Желткова, который,
    однако, таит в себе
    чувство прекрасного.

    Жемчужные серьги
    Героиня получает и
    другую драгоценность –
    серьги из грушевидных
    жемчужин от мужа.
    Жемчуг же издавна
    являлся символом, с
    одной стороны, духовной
    чистоты, с другой –
    недоброго
    предзнаменования.

    Также в
    изображении
    Желткова Куприн
    проводит аналогию
    с Башмачкиным
    Гоголя. Достигает
    этого автор с
    помощью
    характеристики
    каллиграфического
    почерка героя.

    Герои:
    княгиня Вера Николаевна
    Шеина
    Георгий Степанович Желтков
    князь Василий Львович Шеин
    Николай Николаевич МирзаБулат-Тугановский
    Анна Николаевна Фриессе,
    сестра Веры
    пани Заржицкая
    генерал Аносов
    Женни Рейтер

    Герои о любви:

    Аносов: «Любовь должна быть трагедией.
    Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные
    удобства, расчёты, и компромиссы не должны ее
    касаться».
    Вера Николаевна: «И что это: любовь или
    сумасшествие?»
    Желтков: «…это не болезнь, не маниакальная идея –
    это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня
    вознаградить «Да светится Имя Твоё…»
    Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как
    любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе
    истолкование»

    «Вот сейчас я вам покажу в
    нежных звуках жизнь, которая
    покорно и радостно обрекла
    себя на мучения, страдания и
    смерть. Ни жалобы, ни упрека,
    ни боли самолюбия я не знал. Я
    перед тобою – одна молитва:
    «Да святится имя Твое». Да я
    предвижу страдание, кровь и
    смерть. И думаю, что трудно
    расстаться телу с душой, но,
    Прекрасная, хвала тебе,
    страстная хвала и
    тихая любовь:
    «Да святится имя Твое».

    «Вспоминаю каждый
    твой шаг, улыбку,
    взгляд, звук твоей
    походки. Сладкой
    грустью, тихой,
    прекрасной грустью
    обвеяны мои последние
    воспоминания. Но я не
    причиню тебе горя. Я
    ухожу один, молча, так
    угодно было Богу и
    судьбе.

    Подумай обо мне,
    и я буду с тобой,
    потому, что мы с
    тобой любили друг
    друга только одно
    мгновение, но
    навеки… Для меня
    вся жизнь
    заключается
    только в Вас…

    Сам гранатовый браслет
    является деталью, еще
    более ярко
    подчеркивающей всю
    трагедию этого человека.
    Психологическая кульминация повести - прощание Веры
    с умершим Желтковым, их единственное «свидание». «В
    эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает
    каждая женщина, прошла мимо нее».
    Любовь высушила героя, забрала все лучшее, что было в
    его натуре. Но ничего не дала взамен. Эту любовь можно
    назвать явлением уникальным, чудесным, удивительно
    красивым.

    «Да святится имя Твое» - рефреном звучит в
    последней части «Гранатового браслета». Ушел из жизни
    человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в
    окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой №2
    Largo Appassionato. На этой трагической ноте
    заканчивается повесть.

    Первая тема для дискуссии:

    Желтков слабый, безвольный человек,
    поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог
    пережить безответную любовь Желтков –
    великий человек, он имел талант любить, но по
    воле судьбы любовь не нашла взаимности. Его
    чувство вызывает гордость. Он ушел из жизни,
    чтобы не мешать жить любимой женщине, не
    быть преградой.
    Слабый или великий Желтков. В чем заключался
    талант любви Желткова?

    Вторая тема для дискуссии:

    Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу
    лет. Сильная, страстная, вечная Любовь
    Желткова – это любовь на расстоянии, любовь –
    восхищение и преклонение любимой. Но, если
    бы он стал мужем, то любовь бы превратилась в
    быт и в скором времени стала привычкой.
    Существует ли настоящая любовь? Что же это
    такое.

    Третья тема для дискуссии

    Желтков покончил жизнь самоубийством, так как
    у него не было выхода Всегда есть выход, и
    кончать жизнь самоубийством - глупость
    Нужно ли было Желткову уходить из жизни?
    Мнения учащихся

    Финал рассказа.

    Какую роль в рассказе играет музыка?
    Вывод
    Любовь для Желткова выше всего земного, она
    божественного происхождения. Никакие
    «решительные меры» и «обращения к властям» не
    могут заставить Желткова разлюбить. Ни тени обиды
    или жалобы в словах героя, только благодарность за
    громадное счастье – любовь.
    Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность,
    как будто он перед расставанием с жизнью узнал
    какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю
    его человеческую жизнь.»

    Куприн показывает великий талант любви и
    приравнивает его к талантам признанных
    гениев.
    Умирает Желтков, но пробуждается к жизни
    княгиня Вера, ей открылось нечто
    недоступное ранее, та самая любовь, о
    которой «грезят все женщины и на которую
    больше не способны мужчины», та, «которая
    повторяется раз в тысячу лет».
    Герои «любили друг друга только одно
    мгновение, но навеки».
    Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда
    борьба и достижение, всегда радость и страх,
    всегда воскрешение и смерть».

    Да святится имя Твое…

    Заключение

    А.И. Куприн, "Гранатовый браслет".
    (Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького
    человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не
    только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над
    мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается
    человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь
    возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни.
    «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни
    философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается
    только в Вас», - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни,
    Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». В этом
    можно усмотреть кощунство. Любовь для героя^ выше всего земного, она
    божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к
    властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах
    героя, только благодарность за «громадное счастье» -любовь.
    Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед
    расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую
    всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски
    «великих страдальцев - Пушкиной Наполеона». Так Куприн показывает великий
    талант любви, приравнивая его к талантам признанных_генцев."
    Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто
    недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу
    лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».

    Несмотря на печальную
    развязку, герой Куприна
    счастлив. Он считает, что
    осветившая его жизнь любовь -
    это подлинно прекрасное
    чувство. Она красива, как луна,
    чиста, как небо, ярка, как солнце,
    постоянна, как природа. Такова
    рыцарская, романтическая
    любовь Желткова к княгине
    Вере Николаевне, поглотившая
    все его существо. Желтков
    уходит из жизни без жалоб, без
    упреков, произнося, как
    молитву: «Да святится имя
    Твое».

    8.Чей это портрет: «Она была наполовину
    ниже, несколько широкая в плечах, живая и
    легкомысленная, насмешница. Лицо ее
    монгольского типа с довольно заметными
    скулами, с узенькими глазами.... однако,
    пленяло какой-то неуловимой и непонятной
    прелестью...»?
    (Анна)

    9.Имя знаменитой пианистки, подруги
    Веры по Смольному институту?
    (Женни Рейтер)
    10.Имя мужа Веры?
    (Князь Василий Львович)

    11.Чей это портрет: «Тучный, высокий,
    серебряный старец, тяжело слезал с
    подножки....
    У него было большое, грубое, красное лицо с
    мясистым носом и с тем добродушновеличавым, чуть-чуть презрительным
    выражением в прищуренных глазах.... какое
    свойственно мужественным и простым
    людям...»?
    (Генерал Аносов)

    12.Фамилия Веры до замужества?
    (Мирза-Булат-Тугановская)
    13.Кто «...хохотал громко и восторженно, и
    худое, гладко обтянутое кожей лицо, с
    прилизанными жидкими, светлыми волосами, с
    ввалившимися глазными орбитами, походило на
    череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»?
    (муж Анны- Густав Иванович)

    14.Имя Желткова?
    (Георгий)
    15.Чей это портрет: «очень бледный, с нежными
    девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым
    детским подбородком с ямочкой посередине; лет
    ему, должно быть, было около тридцати,
    тридцати пяти»?
    (Желтков)
    16.Кто эта женщина, которая «.... обняла ствол
    акации, прижалась к нему и плакала»?
    (Вера)

    17.Кому принадлежат эти слова: « А где же любовь-то?
    Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
    награды? Та, про которую сказано- «сильна, как
    смерть»?
    Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой
    подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не
    труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне
    сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его
    люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть,
    будущее и покажет его любовь в свете большой
    красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь
    должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!
    Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы
    не должны ее касаться»?
    (Генералу Аносову)

    ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:
    1. «… что это было: любовь или
    сумасшествие?» (По рассказу А. И.
    Куприна «Гранатовый браслет»)
    2. « Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,
    не в творчестве выражается
    индивидуальность.Но в любви!!!
    А.И.Куприн
    Напишите небольшое размышление о том, как вы
    понимаете эти слова.