Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Презентация по истории рабы в древнем риме




























Включить эффекты

1 из 28

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Выполнила учитель истории Гимадиева Гульчачак Исмагиловна МОУ «Сатламышевская сош»

Слайд 2

Слайд 3

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Найти, похожий на...

Слайд 4

На полуостров... Довольно труднопроходимы Крутые горы...

Слайд 5

Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые...

Слайд 6

До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться, Что малышей спасла...

Слайд 7

Ромул дал названье месту, Это потому, что им Был основан город...

Слайд 8

Он молод и талантлив был И смельчаком для всех прослыл. И с Римом храбро воевал – Тот карфагенский…

Слайд 9

Установил господство Рим, Много стран он покорил: Стал хозяином всевластным В … в одночасье.

Слайд 10

РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Слайд 11

Сегодня на уроке я хочу узнать… выяснить… понять…

Слайд 12

Слайд 13

Раб –это человек, Рабовладелец – это хозяин рабов.

Слайд 14

«Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет»

Слайд 15

Захват пленниковв войнах Рабство жителей провинций за неуплату налогов Дети рабовстановились рабами Захват пиратами людейи продажа их в рабство Как люди попадали в рабство? Основные источники рабства

Слайд 16

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

  • Слайд 17

    ТРУД РАБОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

    Слайд 18

    Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) - видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

    Слайд 19

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Слайд 20

    ТРУД РАБОВ В ДОМЕ РАБОВЛАДЕЛЬЦА

    Слайд 21

    Прочитайте пункт3 § 49 «Рабы в богатом доме», просмотреть иллюстрации к параграфу. Найдите ответы на вопросы: 1) Где еще применяли труд рабов? 2) Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев?

    Слайд 22

    ГЛАДИАТОРЫ Гладиатор Современная реконструкция

    Слайд 23

    Представление в цирке Рисунок-реконструкция Гладиаторы должны были участвовать впредставленияхдля свободных римлян, которыеустраивались в больших цирках.

    Слайд 24

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    Колизей. Современный вид

    Слайд 25

    Фрагмент из художественного фильма «Спартак» Режиссер С. Кубрик. 1960 г. Для просмотра кликните на картинке

    Слайд 26

    Слайд 27

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    Сегодня на уроке я - узнал(а)… - выяснил(а)… - понял(а)…

    Слайд 28

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Открытый урок по истории.

    5 класс.

    Тема урока : Рабство в Древнем Риме.

    Цель урока:

    Задачи урока:

    Образовательная:

    Развивающая:

    Воспитательная:

    Ход урока.

    Организационный момент.

    II. Повторение изученного.

    Чтоб Италию на карте

    Отыскать в короткий срок,

    Запомни, нужно полуостров

    Найти, похожий на... (сапог).

    Конечно, путь туда не близкий,

    На полуостров... (Аппенинский).

    Довольно труднопроходимы

    Крутые горы... (Аппенины).

    Там, где Тибр полноводный

    Течет в зеленые долины,

    Селились в древности глубокой

    Трудолюбивые... (латины).

    До сей поры в музее Римском

    Ей даже памятник хранится.

    И как же тут не удивиться,

    Что малышей спасла... (волчица).

    Ромул дал названье месту,

    Это потому, что им

    Был основан город... (Рим).

    Он молод и талантлив был

    (Ганнибал)

    Установил господство Рим,

    Много стран он покорил:

    Сегодня на уроке я хочу узнать …

    выяснить…

    понять…

    IV. Изучение новой темы.

    Источники рабства.

    Гладиаторы.

    Раб – это человеклишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

    Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

    каковы источники рабства

    .

    Раб.

    1-ая Рабыня:

    2-ая Рабыня.

    Раб.

    1-ая Рабыня.

    пленники дети рабов

    Марк Порций Катон. Земледелие

    Вопросы к документам.

    Физкультминутка:

    Любим мы историю, друзья!

    Изучаем страны, учим строки,

    Но нам без отдыха нельзя!

    Так отдохнём мы на уроке:

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Мы не будем уставать!

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Нам приятно отдыхать!

    Руки – вверх, потом – налево…

    Отдохнул? Работай смело!

    Беседа по вопросам:

    Где еще применяли труд рабов?

    Гладиаторы.

    гладиаторами амфитеатры –

    С

    - Как выглядят гладиаторы?

    ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!!

    Итак, скажите, пожалуйста,

    Как выглядели гладиаторы?

    (рис учебника).

    Закрепление изученного.

    Сегодня на уроке я

    - узнал(а)…

    - выяснил(а)…

    - понял(а)…

    Выставление оценок.

    Открытый урок по истории.

    5 класс.

    Учитель истории Гимадиева Гульчачак Исмагиловна

    Тема урока : Рабство в Древнем Риме.

    Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

    Задачи урока:

    Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

    Развивающая: Развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

    Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

    Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

    Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

    II. Повторение изученного.

    На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелиста​ем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

    Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

    Чтоб Италию на карте

    Отыскать в короткий срок,

    Запомни, нужно полуостров

    Найти, похожий на... (сапог).

    Конечно, путь туда не близкий,

    На полуостров... (Аппенинский).

    Довольно труднопроходимы

    Крутые горы... (Аппенины).

    Там, где Тибр полноводный

    Течет в зеленые долины,

    Селились в древности глубокой

    Трудолюбивые... (латины).

    До сей поры в музее Римском

    Ей даже памятник хранится.

    И как же тут не удивиться,

    Что малышей спасла... (волчица).

    Ромул дал названье месту,

    Это потому, что им

    Был основан город... (Рим).

    Он молод и талантлив был

    И смельчаком для всех прослыл.�И с Римом храбро воевал –�Тот карфагенский… (Ганнибал)

    Установил господство Рим,

    Много стран он покорил:

    Стал хозяином всевластным�В … в одночасье.

    III. Переход к изучению новой темы.

    Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

    Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.

    Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

    Сегодня на уроке я хочу узнать …

    выяснить…

    понять…

    Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме.

    IV. Изучение новой темы.

    Источники рабства.

    Труд рабов в сельском хозяйстве.

    Труд рабов в доме рабовладельца.

    Гладиаторы.

    Работа с понятийным аппаратом.

    На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? «Подбери слово»- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?

    Раб – это человеклишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

    Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

    1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы услышите разговор межу рабами, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме? Задание понятно?

    Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.

    В римскую гавань по волнам Среди​земного моря направляется корабль, кото​рый доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

    Раб. Сколько еще плыть? Кто зна​ет, что нас ждет в новой жизни?

    1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они муча​ют своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не чело​век» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них - говорящее орудие труда.

    2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где все​гда светит солнце и зреет виноград, о сво​боде. Ни мне, ни моим детям не сужде​но познать такое счастье.

    Раб. А я вот знаю, что такое сво​бода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

    1-ая Рабыня. На месте моего города римля​не оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней про​должался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

    Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

    Источники рабства в Древнем Риме

    пленники дети рабов

    пиратство продажа детей в рабство

    2. Труд рабов в сельском хозяйстве.

    Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

    Работа с историческим документом.�Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут. Если возникают вопросы, то поднимайте руки.

    Марк Порций Катон. Земледелие

    Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) - видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

    Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадь​бу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, выре​зать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...

    Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой - по 4 модия (8,75 л) пше​ницы, в летом - по 4,5.

    Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

    Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. По​том заготовь зрелых - таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут: съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

    Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сна​чала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

    Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.- С. 194-196.

    Вопросы к документам.

    Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)

    Физкультминутка:

    Любим мы историю, друзья!

    Изучаем страны, учим строки,

    Но нам без отдыха нельзя!

    Так отдохнём мы на уроке:

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Мы не будем уставать!

    Руки – вверх, потом – направо…

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Нам приятно отдыхать!

    Руки – вверх, потом – налево…

    Отдохнул? Работай смело!

    Труд рабов в доме рабовладельца.

    А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 и прочитать 3 пункт § 49 «Рабы в богатом доме», просмотреть иллюстрации к параграфу.

    Беседа по вопросам:

    Где еще применяли труд рабов?

    Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели ). Каким было отношение рабов к труду и почему?

    Гладиаторы.

    В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами . Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

    С амый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.

    Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма «Спартак», в котором представлен поединок двух гладиаторов.

    Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:

    - Как выглядят гладиаторы?

    - Каким оружием они сражались?

    - Какова была реакция публики?

    ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!!

    Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?

    Как выглядели гладиаторы?

    Какое оружие было у гладиаторов?

    Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (рис учебника).

    За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян.

    как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора: зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.

    Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

    Закрепление изученного.

    Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди.

    1. В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?

    2. Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?

    Сегодня на уроке я

    - узнал(а)…

    - выяснил(а)…

    - понял(а)…

    Выставление оценок.

    - А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?

    Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое вам спасибо. И на прощание, давайте подарим друг другу улыбки.

    Скачать конспект





    Рабство - пережиток прошлого или актуальная проблема? 2 декабря ежегодно отмечается Международный день борьбы за отмену рабства. В этот день в 1949 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации третьими лицами. И все же рабство остается одной из глобальных проблем современности.












    В городских ремесленных мастерских также трудились рабы. Обычно и здесь им поручали самую тяжелую и грязную работу. В гончарных мастерских они таскали и месили глину, а лепкой и разрисовкой сосудов занимались свободные ремесленники. В поместьях рабовладельцев рабы давили виноград, выжимали масло из оливок. В сельском хозяйстве рабов было меньше, чем в ремесле.


    В Афинах и других греческих государствах имелось множество домашних рабов. Они были поварами, конюхами, учителями. Они одевали и кормили рабовладельцев, учили их детей. Раб не считался человеком. Ему давали кличку, как животному. Хозяин всегда мог избить раба за какую-нибудь вину или просто из прихоти, вымещая на нем свое дурное настроение.


    Жестокое обращение, непосильный труд толкали рабов на борьбу со своими господами. Иногда, будучи не в силах вынести неволи, в страхе перед наказаниями раб пытался бежать. Рабы бежали как в одиночку, так и целыми группами в несколько десятков или даже сотен человек.




    Является или не является человек рабом определяется на основе трех главных критериев: 1. деятельность человека контролируется с помощью насилия или угрозы применения насилия; 2. человек находится в данном месте и занимается данным видом деятельности против своей воли и не может изменить ситуацию по собственному желанию; 3. за работу он получает ничтожную оплату, либо вообще ее не получает.






    Задачи урока: - выявить особенности рабства в Древнем Риме; - развивать познавательные умения обучающихся: сравнение, уподобление, предвидение, ИКТ- компетентность. Цели урока: подвести обучающихся к пониманию особенностей рабства в Древнем Риме; комплексное развитие учебных компетенций учащихся; воспитание чувства эмпатии по отношению к угнетенным, чувства неприятия и протеста к подавлению одними людей других.


    Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: игра, экскурсия. Форма организации работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Педагогическая технология: ИКТ Средства обучения: мультимедийное сопровождение: историческая карта, «На вилле римского патриция», «Улица в Помпеях», «Бой гладиаторов в Колизее», интерактивная доска, Интернет, схемы, и др., текст учебника.








    Игра-разминка «Историческая цепочка» на знание терминов, имен исторических деятелей, дат по истории Древнего Рима. Термины: Имена: Ромул, Юпитер, Ганнибал, Сципион, Муций, Пирр, Тарквиний Даты по истории Древнего Рима: 753 до н.э. (основание Рима), 509 г. до н.э. (установление республики), 390 г. до н.э. (нашествие галлов), гг до н.э.(Пунические войны) патриции, плебеи. народный трибун, народное собрание, сенат, консул, республика, вето, легионер,








    1. Источники рабства. Долговое рабствоПиратствоПленникиВойна Наследственное рабство? Вспомните откуда брали рабов в уже изученных вами государствах,и подумайте какими были источники рабства в Древнем мире? Какой источник играл важнейшую роль? В результате этих захватнических войн Рим стал крупнейшим рабовладельческим государством древности




    1. Использование рабов в имениях. Рабы были бесправными работниками принадле- жавшими римским гражданам, или государству. Их продавали и покупали как обычное имущество на рынках.Жизнь раба зависела от воли господина. С ростом завоеваний количество рабов возрастало, а цены на них уменьшались.




    1. Использование рабов в имениях. Богатые римляне владели несколькими огромными имениями. Рабы выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб-управляющий, он следил за тем, чтобы рабы трудились от зари до зари круглый год. «Раб должен или трудиться, или спать» - говорили римляне. Раб, управляющий косилкой.


    Самостоятельная работа с текстом учебника (статья 3 параграфа 49) ? - Что нового об использовании рабов в доме рабовладельца вы узнали? Ответы выводятся на интерактивную доску: рабы - музыканты и певцы; - врачи, библиотекари, секретари, управляющие - парикмахеры рабы




    2.Рабы в богатом доме. Отсутствие рабов было признаком нищеты. Рабы широко использовались в домах римлян. Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином и т.д. Среди рабов было много образованных людей - учителей, врачей, художников, библиотекарей (в основном это были греки).


    2. Рабы в богатом доме. Римское правительство также имело рабов. Одни поддерживали в порядке здания мосты и акведуки. Другие были государственными служащими, помогая управлять страной. Некоторые из них становились весьма могущественными и влиятельными людьми.






    Один из гладиаторов, тот, что упал раненный – «рыбак». Он вооружен трезубцем и сетью. А победивший гладиатор – «рыбка», он вооружен коротким мечом и щитом. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбку» и пронзить ее трезубцем. Но вы видите, что гладиатор – «рыбка» оказался удачливее и ранил «рыбака». Поверженный гладиатор поднял руку к зрителям и молит их о пощаде. Победивший тоже осматривает трибуны. Дело в том, что зрители решали, добить поверженного или даровать ему жизнь. Если они показывали большим пальцем руки вниз – то смерть, если вверх – жизнь. Особенно забавным, по мнению римлян, был поединок «рыбака и рыбки». «Умирающий гладиатор»: Ликует буйный Рим… Торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена: А он - пронзенный в грудь - Безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользят его колена. М.Ю Лермонтов




    Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов. Ими чаще всего становились рабы, пленники или преступники. Сначала бои проходили в цирках, а затем для них стали строить амфитеатры. Продолжительность боев доходила до 117 дней. Римский амфитеатр- Колизей, в наши дни Современный вид здания Колизея






    3. Рабы-гладиаторы. Гладиаторские бои устраивались после полудня. Существовали 4-е типа гладиаторов, раз- личавшихся по вооружению и одеянию. Чтобы шансы гладиаторов были равны, бои устраивались в равных категориях- ретиарий и мурмиллон,самнит и фракиец. РетиарийМурмиллонСамнитФракиец Бои продолжались до смерти одного из участников, или пока раненный не про- сил пощады.Его судьбу решали зрители поднимая или опуская большой палец. Зрители часто не выдерживали запаха кро- ви и вида растерзанных тел,поэтому на арене устанавливали специальные кури- тельницы с благовониями. А песок на арене окрашивали в красно- коричневый цвет, чтобы на нем не слишком выделялась кровь.


    3. Рабы-гладиаторы. Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы и всеобщее поклонение. После побед во многих боях, гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы получавшие свободу становились тренерами.


    Закрепление 1) Вопросы: 1) Вопросы: - Какие особенности рабовладения в Древнем Риме мы выявили? - Какую характеристику мы можем дать римскому обществу на основе того, что мы сегодня о нем узнали. 2) Учитель предлагает зайти на сайт базовой школы 2 п. Спирово s2.spirovo.ru/okrug/html и решить тесты. 2) Учитель предлагает зайти на сайт базовой школы 2 п. Спирово s2.spirovo.ru/okrug/html и решить тесты.


    Учитель предлагает необычное домашнее задание: 1) Написать письма древним римлянам и объяснить им: l что нельзя так жестоко обращаться с людьми; l чем чревато для римского государства столь массовое использование рабов (на примере Древнего Египта). 2) Решить кроссворд, который можно найти на сайте МОУ СОШ 2 п. Спирово - s2.spirovo.ru/okrug/html.

    Технологическая карта

    давать словесное описание быта и труда рабов; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать, систематизировать, делать выводы.

    воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории другого народа, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    демократия, Перикл, первый стратег, Народное собрание, оратор.

    Организационная структура урока

    № этапа

    Этап урока

    УУД

    Деятельно сть

    ЭОР

    Время

    учителя

    учащихся

    Организационный этап.

    Быстрое включение в деловой ритм

    Приветствует учащихся.

    Проверяет готовность к уроку

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

    Проверка Д/З

    Познавательные :

    Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

    Организует решение тестов (2 человека)

    Организует фронтальную беседу по вопросам:

    Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н.э.?

    Какие технические приспособления использовали римляне?

    Как были вооружены воины Рима?

    Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы?

    Вывод.

    Решают тесты

    Отвечают на вопросы

    Постановка цели и задач урока. Мотивация

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

    Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

    Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

    Он родился свободным
    Под отеческим кровом.
    Но в железные цепи
    Был врагами закован.
    Он теперь на чужбине,
    Он теперь не свободен-
    Никогда не увидит
    Он отчизны просторы.

    О ком идёт речь в отрывке?

    Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка могли быть слуги.

    Решение задачи: Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так, 150 тысяч жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами в рабство.

    Каковы были последствия захватнических войн Рима?

    Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

    Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать? Учитель предлагает учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых дети формулируют задачи исследования:

      Выяснить …

      Изучить …

      Определить …

      Сделать вывод о том, …

    Вспомните:

    Кого называют рабами?

    Что вам известно о положении рабов?

    Вспомните источники рабства на примере Древней Греции.

    Определяют тему урока, цели

    о рабах

    Предполагаемый ответ: ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу – рабов.

    о рабстве в Древнем Риме

    1)источники рабства

    2)где использовался труд рабов

    3) причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян

    4) положение рабов в римском обществе

    - неполноправный член общества

    Восприятие и осмысление учащимися нового материала

    Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

    Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

    Коммуникативные: высказывают свое мнение

    План урока.

    1.Источники рабства

    2.Использование труда рабов

    3.Гладиаторы

    1. Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

    Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

    С помощью иллюстраций и текста с.238 детям предлагается ответить на вопрос «Каковы были источники в Древнем Риме?» Ответы заносятся в тетради в виде схемы.

    2-3 . Учитель делит класс на три группы (например, по рядам). Задания для первой и второй группы:

    Прочитайте § 49 :

    1-я группа готовит рассказ на тему : «Рабы в имении землевладельца» п. 2

    2-я группа «Рабы в богатом доме» п.3

    3-я группа «Гладиаторы». Прочитайте внимательно текст «Гладиаторские бои». Составьте план к тексту. Дайте определение понятию гладиатор.

    Физкультминутка

    А, теперь, ребята, встали,

    Быстро руки вверх подняли, помахали

    Повернулись вправо, влево.

    Руки вверх опять подняли, потянулись

    Повернулись вправо, влево.

    Тихо сели – вновь за дело!

    Формулирует задания для работы

    с документом на с.240.

    Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека.

    Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям римского ученого Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот.

    Гладиаторы – рабы, сражающиеся на арене амфитеатра.

    Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских игр.

    По итогам выступления групп организует беседу:

    Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции?

    Почему труд рабов в Риме стоил дешево?

    - В ыск ажите свое .

    Подумайте: осуждали ли римляне рабство? «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». Аврелиан.

    Вывод: Ни в одной стране мира не было столько рабов как в Риме. Землевладельцы имели от 8 до 20 тыс. рабов, из которых можно было создать целую армию.

    Скажите, каковы могут быть последствия данного явления?

    1. З/Т

    Проводят поиск необходимой ин-

    формации в тексте с.238 , составляют схему в тетради «Источники рабства в Древнем Риме»

    2-3. На основе учебного текста и картины составляют

    рассказ, представляют
    «воображаемую экскурсию». Анализируют изображения на рисунках.

    Анализируют документ. Характеризуют рабство, условия и жизнь рабов

    З/Т

    Участвуют в беседе.

    В ысказывают свое отношение к гладиаторским боям .

    Высказываются предположения, которые оформляются в виде схемы на рабочих листах.

    З/Т Последствия рабовладения :

      падение урожаев

      обнищание римских крестьян

      недовольство крестьян

      восстание рабов

    Проверка первичного понимания

    Познавательные:

    Предлагает решить задачи.

    1.Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время.

    Почему в период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала?

    Какие рабы ценились особенно дорого?

    2. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.

    Какие выводы можно сделать из этих данных?

    Участвуют в решении задачи.

    1.Рабов становилось много.

    Рабы, привезенные из Греции, физически сильные рабы.

    2. Постепенно рабов в Риме становилось больше, чем коренных жителей. Это грозило сильными социальными потрясениями.

    Закрепление

    Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

    Предлагает решить тест

    Проверочный тест по теме «Рабство в Древне Риме»

    ФИ _________________________________

    1. Большое количество рабов в Древнем Риме появилось в результате:
    А. Самопроизвольной продажи за кусок хлеба

    Б. Завоеваний

    В. Долгового рабства

    2. Состязания гладиаторов происходили:

    А. В цирке
    Б. В амфитеатре
    В. В имении рабовладельца

    3. Общим во взглядах Римских ученых к рабам было:

    А. Презрение

    Б. Уважение к ним

    В. Стремление защищать их права

    4.Общим в положении рабов было:
    А. Бережное отношение к ним
    Б. Заботливое отношение к ним

    В. Полное бесправие

    5. Гладиатор – это:

    А. Человек, который гладит бельё в доме землевладельца

    Б. Раб, сражающийся на арене амфитеатра.

    В. Правитель в Римской провинции.

    Решают тест, осуществляют самопроверку по образцу.

    Ответы:

    1. - Б

    2. - Б

    3. - А

    4. - В

    5. - Б

    Информация о домашнем задании.

    Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

    Параграф 49 о/в

    На выбор учащихся:

    1)Напишите письмо от лица раба, работающего в какой-либо отрасли, его семье о том, как ему живется в рабстве в чужой стране.

    2) Нарисовать рисунок: Один день из жизни раба.

    Домашнее задание записывают в дневник.

    Рефлексия(подведение итогов занятия)

    Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке .

    Организует заполнение листа самооценки работы на уроке

    Оценивают свою работу на уроке.


    Работа с историческим документом.

    Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве.

    Марк Порций Катон. Земледелие. Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) - видный государственный деятель, оратор и историк.
    В трактате “Земледелие” он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

    Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. Содержание рабов

    Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой - по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом - по 4,5.

    Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

    Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых - таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут: съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

    Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

    Вопросы к документам.

    Где применялся труд рабов? (Докажите свое мнение строчками из документа)

    Задание. Прочитайте внимательно текст «Гладиаторские бои». Составьте план к тексту. Дайте определение понятию ГЛАДИАТОР.

    Гладиаторские бои.

    Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда – вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Первоначально они, как и гонки на колесницах, происходили в цирках. Но затем для них стали возводить каменные здания – так называемые амфитеатры. Амфитеатр – это специальные сооружения для гладиаторских игр. Самый крупный амфитеатр, Колизей, был построен в Риме в 8 в. н.э.

    Гладиаторские бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь важного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся … 117 дней! В них приняли участие около 10 000 гладиаторов.

    Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

    Затем следовала травля зверей. Некоторых животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. После боёв обычно выступали комики, мимы и шуты.

    Гладиаторские бои начинались после полудня. Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Чтобы сделать бои более интересным, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий: например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить у зрителей пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боёв особым жестом показывал, какая ожидает побеждённого.Если большой палец поднимался вверх, гладиатору сохраняли жизнь.

    Удачливые гладиаторы получали денежное вознаграждение, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Маркс Э. Римляне. – М., 1997 – с. 59.

    Рабство в Древнем Риме
    Мухаметдинова Римма Равиловнаучитель историиМуслюмовская гимназия
    План урока
    Источники рабстваРабы в именииРабы в богатом домеГладиаторские игры – любимое зрелище римлян
    Вспомните, какие источники рабства вы знаете?
    Подумайте какой источник рабства был главным в Древнем Риме? Почему?
    Рабство за долги
    Дети рабынь
    Попавшие в плен к пиратам
    военнопленные
    По приговору суда
    Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.Рабовладелец – это хозяин рабов.
    Имение – земельное владение богатого человека.
    Хозяева называли рабов «говорящими орудиями» Подумайте, о чём говорит это название? Чем занимались рабы в имении?Выращивали оливки, Плели корзины, верёвки. виноград
    Содержание рабов обходилось очень дёшево: - раз в год рабам выдавали рубаху- раз в два года плащ и деревянные сандалии.
    Безнадёжно больных рабов отвозили на остров на реке Тибр, оставляя их там умирать.
    САМЫХ НЕПОСЛУШНЫХ ОТПРАВЛЯЛИ В КАМЕНОЛОМНИ И РУДНИКИ.
    За малейшие провинности рабов наказывали: пороли, держали в оковах.
    Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. В домах богатых людей рабов было очень много. Подумайте чем могли заниматься рабы в доме? Убирали помещениеГотовили пищуПрислуживали за столом Пели, танцевали, развлекалиРаб-врачРаб-библиотекарьРаб-секретарь
    Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.
    Гладиаторы- сильные и ловкие рабы, специально обученные для битвы в амфитеатрах.
    КОЛИЗЕЙ – САМЫЙ БОЛЬШОЙ АМФИТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА.
    Амфитеатр- специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены.
    СУДЬБУ ПОБЕЖДЁННОГО РЕШАЛИ ЗРИТЕЛИ.ЕСЛИ ЗРИТЕЛИ ПОДНИМАЛИ КВЕРХУ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, РАНЕНОМУ СОХРАНЯЛАСЬ ЖИЗНЬ.ЕСЛИ ОПУСКАЛИ ПАЛЕЦ ВНИЗ - ДОБИВАЛИ ПОБЕЖДЁННОГО.
    Гладиаторы бились до полной победы. Раненый и обессиленный боец бросал оружие и поднимал левую руку, моля о пощаде.
    ФРАГМЕНТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СПАРТАК»РЕЖИССЕР С. КУБРИК. 1960 Г.
    Фрагмент из художественного фильма «Спартак»Режиссер С. Кубрик. 1960 г. Для просмотра кликните на картинке
    К ЧЕМУ ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОГЛО ПРИВЕСТИ?
    Подумайте и объясните римскую пословицу: «Сколько рабов, столько врагов».
    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я - УЗНАЛ(А)…- ВЫЯСНИЛ(А)…- ПОНЯЛ(А)…
    Домашнее задание:Прочитать § 49.Индивидуальные карточки
    HTTP://LA-GATTA-CIARA.DREAMWIDTH.ORG/9038.HTMLHTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/RABSTVO-V-RIME/021-V-RIMSKOM-AMFITEATRE.HTMLHTTP://BELORYS-KH.LIVEJOURNAL.COM/1583183.HTMLHTTP://KOMI.MOVE.SU/ARTICLES/198/HTTP://MUSEUM-RU.LIVEJOURNAL.COM/6609.HTMLHTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/VOSSTANIE-SPARTAKA/009-PRICHINY-VOSSTANIJA.HTMLHTTP://WWW.E-READING.ORG.UA/CHAPTER.PHP/144987/18/MIRONOV_-_DREVNIII_RIM.HTMLHTTP://VISARUN.NET/EVROPA/11-KOLIZEJ-RIM-ITALIYA.HTMLHTTP://WWW.GOLOS.COM.UA/ARTICLE.ASPX?ID=246192HTTP://RU.WIKIPEDIA.ORG/WIKI/%CA%EE%EB%E8%E7%E5%E9HTTP://DIC.ACADEMIC.RU/DIC.NSF/MICHELSON_NEW/9802/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE
    Ресурсы интернета