Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Работа с понятийным аппаратом






Рабство - пережиток прошлого или актуальная проблема? 2 декабря ежегодно отмечается Международный день борьбы за отмену рабства. В этот день в 1949 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации третьими лицами. И все же рабство остается одной из глобальных проблем современности.












В городских ремесленных мастерских также трудились рабы. Обычно и здесь им поручали самую тяжелую и грязную работу. В гончарных мастерских они таскали и месили глину, а лепкой и разрисовкой сосудов занимались свободные ремесленники. В поместьях рабовладельцев рабы давили виноград, выжимали масло из оливок. В сельском хозяйстве рабов было меньше, чем в ремесле.


В Афинах и других греческих государствах имелось множество домашних рабов. Они были поварами, конюхами, учителями. Они одевали и кормили рабовладельцев, учили их детей. Раб не считался человеком. Ему давали кличку, как животному. Хозяин всегда мог избить раба за какую-нибудь вину или просто из прихоти, вымещая на нем свое дурное настроение.


Жестокое обращение, непосильный труд толкали рабов на борьбу со своими господами. Иногда, будучи не в силах вынести неволи, в страхе перед наказаниями раб пытался бежать. Рабы бежали как в одиночку, так и целыми группами в несколько десятков или даже сотен человек.




Является или не является человек рабом определяется на основе трех главных критериев: 1. деятельность человека контролируется с помощью насилия или угрозы применения насилия; 2. человек находится в данном месте и занимается данным видом деятельности против своей воли и не может изменить ситуацию по собственному желанию; 3. за работу он получает ничтожную оплату, либо вообще ее не получает.






Технологическая карта

давать словесное описание быта и труда рабов; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать, систематизировать, делать выводы.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории другого народа, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Основные понятия, изучаемые на уроке

демократия, Перикл, первый стратег, Народное собрание, оратор.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельно сть

ЭОР

Время

учителя

учащихся

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проверка Д/З

Познавательные :

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Организует решение тестов (2 человека)

Организует фронтальную беседу по вопросам:

Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н.э.?

Какие технические приспособления использовали римляне?

Как были вооружены воины Рима?

Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы?

Вывод.

Решают тесты

Отвечают на вопросы

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Он родился свободным
Под отеческим кровом.
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он отчизны просторы.

О ком идёт речь в отрывке?

Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка могли быть слуги.

Решение задачи: Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так, 150 тысяч жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами в рабство.

Каковы были последствия захватнических войн Рима?

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать? Учитель предлагает учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых дети формулируют задачи исследования:

    Выяснить …

    Изучить …

    Определить …

    Сделать вывод о том, …

Вспомните:

Кого называют рабами?

Что вам известно о положении рабов?

Вспомните источники рабства на примере Древней Греции.

Определяют тему урока, цели

о рабах

Предполагаемый ответ: ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу – рабов.

о рабстве в Древнем Риме

1)источники рабства

2)где использовался труд рабов

3) причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян

4) положение рабов в римском обществе

- неполноправный член общества

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План урока.

1.Источники рабства

2.Использование труда рабов

3.Гладиаторы

1. Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

С помощью иллюстраций и текста с.238 детям предлагается ответить на вопрос «Каковы были источники в Древнем Риме?» Ответы заносятся в тетради в виде схемы.

2-3 . Учитель делит класс на три группы (например, по рядам). Задания для первой и второй группы:

Прочитайте § 49 :

1-я группа готовит рассказ на тему : «Рабы в имении землевладельца» п. 2

2-я группа «Рабы в богатом доме» п.3

3-я группа «Гладиаторы». Прочитайте внимательно текст «Гладиаторские бои». Составьте план к тексту. Дайте определение понятию гладиатор.

Физкультминутка

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали

Повернулись вправо, влево.

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело!

Формулирует задания для работы

с документом на с.240.

Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека.

Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям римского ученого Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот.

Гладиаторы – рабы, сражающиеся на арене амфитеатра.

Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских игр.

По итогам выступления групп организует беседу:

Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции?

Почему труд рабов в Риме стоил дешево?

- В ыск ажите свое .

Подумайте: осуждали ли римляне рабство? «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». Аврелиан.

Вывод: Ни в одной стране мира не было столько рабов как в Риме. Землевладельцы имели от 8 до 20 тыс. рабов, из которых можно было создать целую армию.

Скажите, каковы могут быть последствия данного явления?

1. З/Т

Проводят поиск необходимой ин-

формации в тексте с.238 , составляют схему в тетради «Источники рабства в Древнем Риме»

2-3. На основе учебного текста и картины составляют

рассказ, представляют
«воображаемую экскурсию». Анализируют изображения на рисунках.

Анализируют документ. Характеризуют рабство, условия и жизнь рабов

З/Т

Участвуют в беседе.

В ысказывают свое отношение к гладиаторским боям .

Высказываются предположения, которые оформляются в виде схемы на рабочих листах.

З/Т Последствия рабовладения :

    падение урожаев

    обнищание римских крестьян

    недовольство крестьян

    восстание рабов

Проверка первичного понимания

Познавательные:

Предлагает решить задачи.

1.Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время.

Почему в период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала?

Какие рабы ценились особенно дорого?

2. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.

Какие выводы можно сделать из этих данных?

Участвуют в решении задачи.

1.Рабов становилось много.

Рабы, привезенные из Греции, физически сильные рабы.

2. Постепенно рабов в Риме становилось больше, чем коренных жителей. Это грозило сильными социальными потрясениями.

Закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Предлагает решить тест

Проверочный тест по теме «Рабство в Древне Риме»

ФИ _________________________________

1. Большое количество рабов в Древнем Риме появилось в результате:
А. Самопроизвольной продажи за кусок хлеба

Б. Завоеваний

В. Долгового рабства

2. Состязания гладиаторов происходили:

А. В цирке
Б. В амфитеатре
В. В имении рабовладельца

3. Общим во взглядах Римских ученых к рабам было:

А. Презрение

Б. Уважение к ним

В. Стремление защищать их права

4.Общим в положении рабов было:
А. Бережное отношение к ним
Б. Заботливое отношение к ним

В. Полное бесправие

5. Гладиатор – это:

А. Человек, который гладит бельё в доме землевладельца

Б. Раб, сражающийся на арене амфитеатра.

В. Правитель в Римской провинции.

Решают тест, осуществляют самопроверку по образцу.

Ответы:

1. - Б

2. - Б

3. - А

4. - В

5. - Б

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 49 о/в

На выбор учащихся:

1)Напишите письмо от лица раба, работающего в какой-либо отрасли, его семье о том, как ему живется в рабстве в чужой стране.

2) Нарисовать рисунок: Один день из жизни раба.

Домашнее задание записывают в дневник.

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке .

Организует заполнение листа самооценки работы на уроке

Оценивают свою работу на уроке.


Работа с историческим документом.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве.

Марк Порций Катон. Земледелие. Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) - видный государственный деятель, оратор и историк.
В трактате “Земледелие” он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой - по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом - по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых - таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут: съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

Вопросы к документам.

Где применялся труд рабов? (Докажите свое мнение строчками из документа)

Задание. Прочитайте внимательно текст «Гладиаторские бои». Составьте план к тексту. Дайте определение понятию ГЛАДИАТОР.

Гладиаторские бои.

Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда – вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Первоначально они, как и гонки на колесницах, происходили в цирках. Но затем для них стали возводить каменные здания – так называемые амфитеатры. Амфитеатр – это специальные сооружения для гладиаторских игр. Самый крупный амфитеатр, Колизей, был построен в Риме в 8 в. н.э.

Гладиаторские бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь важного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся … 117 дней! В них приняли участие около 10 000 гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. После боёв обычно выступали комики, мимы и шуты.

Гладиаторские бои начинались после полудня. Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Чтобы сделать бои более интересным, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий: например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить у зрителей пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боёв особым жестом показывал, какая ожидает побеждённого.Если большой палец поднимался вверх, гладиатору сохраняли жизнь.

Удачливые гладиаторы получали денежное вознаграждение, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Маркс Э. Римляне. – М., 1997 – с. 59.


Подумайте: каковы цели нашего урока?

Сегодня на уроке я хочу:

  • узнать…
  • выяснить…
  • понять…

План урока:

Узнать, чем рабство было опасно для Римской империи.

Выяснить: какую работу выполняли рабы, какие группы рабов существовали?

Дать определение понятиям «раб», «рабство»

Повторить начало истории Римской цивилизации



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

1. Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на...


2. Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров...

Довольно труднопроходимы

Крутые горы...


3. Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые...


4. До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла...


5. Ромул дал названье месту,

Это потому, что им

Был основан город...


6. Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.

И с Римом храбро воевал –

Тот карфагенский…


7. Установил господство Рим,

Много стран он покорил:

Стал хозяином всевластным

В … в одночасье.


Тема урока: РАБСТВО

В ДРЕВНЕМ РИМЕ


Подумайте: каков статус человека в повязке? Человека в тунике?


Запишите в тетрадь:

Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – это хозяин рабов.


Подумайте: осуждали ли римляне рабство?

«Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». Аврелиан.


Захват пиратами людей и продажа их в рабство

Захват пленников в войнах

Как люди попадали в рабство?

Основные источники рабства

Рабство жителей провинций за неуплату налогов

Дети рабов становились рабами



Работа с учебником

прочитайте§ 49 пункт 3

«Рабы в богатом доме»,

просмотрите иллюстрации к параграфу.


Труд рабов в доме рабовладельца

Найдите ответы на вопросы:

1) Где еще применяли труд рабов?

2) Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев?


«Колизей»

Боги прокляли спятивший Рим, город брошенных женщин и калек.

Здесь глотают отравленный дым, режут лезвием вены.

Здесь по праздникам ходят смотреть, как в агонии бьется человек, как пирует свирепая смерть в желтом круге арены.

Сила приносит свободу: побеждай и станешь звездой! а может, обретешь покой…

Твой враг в пыли, жалок и слаб, загнанный зверь- раненый раб.

Еще секунда, и скажет: «Убей!» перст императора! Святой судьбе не прекословь, воет толпа, чувствует кровь. Не стоит скорби ни жен, ни друзей жизнь гладиатора.

Прочитайте стихотворение «Колизей» Александра Елина.

Ответьте на вопросы:

1.Как называлась особая группа рабов Древнего Рима?

2. Чем они занимались?

3.Какую опасность они представляли для империи?


ГЛАДИАТОРЫ

Гладиатор

Современная реконструкция


Подумайте: где выступали гладиаторы?

Представление в цирке

Рисунок - реконструкция


Колизей.

Современный вид


Итог урока:

1.Что мы делали?

2. Что узнали?

3. Чему научились?

4. Какая будет тема следующего урока?

5. Достигли ли целей урока?


Решите задачу. Почему правители Карфагена не посылали Ганнибалу в Италию достаточных подкреплений? Как Ганнибал обходился без этих подкреплений? Почему правители Карфагена не посылали Ганнибалу в Италию достаточных подкреплений? Как Ганнибал обходился без этих подкреплений?


Где применялся труд рабов? Марк Порций Катон. Марк Порций Катон. Рабы мыли сосуды для вина, прибирали усадьбы, переносили хлеб, выносили навоз наружу. Устраивали навозные кучи, очищали зерно, чинили старые и плели новые веревки, рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. Рабы мыли сосуды для вина, прибирали усадьбы, переносили хлеб, выносили навоз наружу. Устраивали навозные кучи, очищали зерно, чинили старые и плели новые веревки, рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественные дороги, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественные дороги, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту.


Рабы в богатом доме. Используя материал учебника, расскажите какую работу выполняли рабы в имении богатых римлян? Используя материал учебника, расскажите какую работу выполняли рабы в имении богатых римлян? 1. уборка помещения 1. уборка помещения 2. одевали и ухаживали за своими господами 2. одевали и ухаживали за своими господами 3. Развлекали своих хозяев 3. Развлекали своих хозяев 4. Рабы-лекари 4. Рабы-лекари 5. Рабы-библиотекари 5. Рабы-библиотекари 6. Рабы-секретари 6. Рабы-секретари






Решите задачу. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тысяч рабов. Так, у рабовладельца Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон и 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8000 тысяч рабов. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тысяч рабов. Так, у рабовладельца Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон и 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8000 тысяч рабов. Какие выводы можно сделать из этих данных? Какие выводы можно сделать из этих данных?


Кто такие плебеи? Свободные граждане Рима пришлое население Древнего Рима Рабы Кто такие патриции? военачальники переселенцы из провинций всё коренное население, входившее в родовую общину Кто такой консул? Выборные администраторы от плебеев в Древнем Риме Богатые рабовладельцы Выборные администраторы от патрициев в Древнем Риме Что такое вето? Запрет, накладываемый на действие в одностороннем порядке Разрешение на выполнение какого-либо действия Место проведения заседаний консулов Народный трибун Назначаемые царями чиновники Выборные администраторы от плебеев в Древнем Риме Выборные администраторы от патрициев в Древнем Риме б а в а б в Тест Тема: а б в а б в а б в


Что такое республика? Государство, владеющее большим количеством колоний Государство, в котором власть избирается народом Государство, в котором власть передается по наследству Что такое Форум? Главная улица Древнего Рима Самая высокая гора в Италии Площадь в центре Древнего Рима, место проведения заседаний Сената В каком году произошло запрещение долгового рабства? в 146 год до н. э. в 326 год до н. э. в 509 г до н.э. В каком году произошло установление республики в Риме? в 509 году до н. э. в 326 год до н. э. в 146 год до н. э. В каком году пал Карфаген? в 509 году до н. э. в 146 год до н. э. в 326 год до н. э. б а в а б в Тест Тема: а б в а б в а б в


А. Царь горной страны Эпир считавшийся лучшим полководцем своего времени. Весной 280 г. до н.э. он высадился в Италии с 20 тыс. воинов и 20 слонами. Невиданные животные навели страх на римских солдат и первые две битвы царь выиграл, но понёс при этом такие большие потери, что родилось выражение, означающее победу, добытую слишком дорогой ценой. О ком идет речь? Ответ с. 210 учебника Пирр – царь Эпира


















Наказанных использовали на тяжелых работах в по подъёму воды в шахтах Других-делали гребцами на военных галерах. Других-делали гребцами на военных галерах. Чтобы они не сбежали, их приковывали к веслам. приковывали к веслам. Самыми тяжелыми были работы в каменноломнях,где рабы таскали тяжеленные глыбы.


3. Рабы в богатом доме. Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином… Среди рабов было много образованных людей-учителей, врачей, художников, библиотекарей(в основном это были греки). Отсутствие рабов было признаком нищеты. Рабы широко использовались в домах римлян.




4.Рабы-гладиаторы. Ими чаще всего становились рабы, пленники, или преступники. Сначала бои проходили в цирках, а затем для них стали строить амфитеатры. Сначала бои проходили в цирках, а затем для них стали строить амфитеатры. Продолжительность боев доходила до 117 дней. Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов


Дома: § 49 с Прочитать документы, ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания в рабочей тетради.