Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Рисунок богородская резная игрушка для детей. Богородская игрушка. Напоминание о детстве. Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки

Привет, друзья! Не секрет, что начальная школа - дополнительный источник творческого вдохновения не только для детей, но и для их родителей (по крайней мере, для тех родителей, которые не прочь помастерить-порукодельничать на досуге). Разнообразные конкурсы и творческие задачи (например, по оформлению класса к празднику) заскучать не дадут. А порой они подталкивают к весьма интересным экспериментам, которым в собственном графике вряд ли нашлось бы место.

Наш сын Володя учится в третьем классе, и сейчас в школе проходит конкурс на тему изготовления славянской игрушки своими руками из любых материалов. Конкурс — для учащихся, но участие родителей подразумевается. :)

Миссия поддержать честь класса в этом конкурсе выпала нам. С темой мы как-то сразу определились — знаменитая богородская игрушка"Кузнецы", та самая, где мужик и медведь кувалдами стучат по наковальне.

Кстати, собирая материал для нашей затеи, заодно почитала про историю богородской игрушки. Так вот, родиной этого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур является старинное подмосковное село Богородское. В конце XVI века село было передано Троице-Сергиеву монастырю, который являлся одним из крупных центров художественных ремесел Руси.

Считается, что именно благодаря влиянию Троице-Сергиева монастыря зародился и получил развитие Богородский промысел. Игрушке «Кузнецы» насчитывается уже более 300 лет, и она по праву является символом промысла.

Согласно упоминаниям в старинных документах Пётр I дарил «Кузнецов» своему сыну царевичу Алексею. А французский скульптор Огюст Роден, рассматривая эту богородскую игрушку, произнёс: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ.»

При желании Вы найдёте в сети много интересной информации об истории и современном развитии Богородского промысла.

А мы пока пойдём дальше. Конечно, о том, чтобы сделать игрушку «Кузнецы», как положено, из дерева, мы даже не помышляли. А вот выполнить её из более мягкого и податливого материала — гофрокартона — эта идея показалась нам вполне осуществимой.

Как оказалось впоследствии, в своих прогнозах мы не ошиблись, игрушка получилась что надо! Характерную особенность богородской игрушки — подвижность элементов — удалось воплотить на все сто: мужик и медведь весело колотят по наковальне, и звук при этом издаётся, почти как при стуке по дереву.

И вообще изделие вышло достаточно прочным благодаря многослойной конструкции.

Но давайте перейдём к самому процессу изготовления, и вы сами увидите все нюансы.

Мастер-класс: богородская игрушка «Кузнецы» из картона

Материалы и инструменты:

— листы офисной бумаги формата А4 (для печати шаблонов);
— микрогофрокартон;
— деревянные шпажки;
— канцелярский нож;
— ножницы;
— металлическая линейка;
— пробойник и молоток либо шило;
— клей «Момент Кристалл»;
— двусторонний скотч;
— акриловые краски и кисти.

Началось всё вот с этого рисунка игрушки «Кузнецы», найденного в сети.

На его основе были подготовлены шаблоны для вырезания из картона, и дело пошло. Шаблоны можете сразу скачать здесь:

Хочется отдельно остановиться на основном материале для изготовления игрушки. Мы использовали микрогофрокартон (это одна из разновидностей упаковочного гофрокартона). Он трёхслойный (два плоских, один гофрированный), его толщина 1,5-2 мм.

Почему именно микрогофрокартон? Помимо того, что с гофрокартоном у нас вообще давние тёплые отношения, этот материал очень удобен в обработке. Он легко режется, а при склеивании нескольких слоёв получаются довольно плотные и прочные детали.

В принципе в качестве альтернативы можно использовать, к примеру, переплётный картон толщиной 1,5 мм. Но резать его тяжелее. Особенно сложно будет вырезать головы мужика и медведя.

К тому же микрогофрокартон гораздо дешевле. А если использовать б/у коробки, то он вообще обойдётся бесплатно. В коробки из микрогофрокартона обычно упаковывают кондитерские изделия, посуду, косметическую и фармацевтическую продукцию и многое другое.

Найти подходящие коробки не составит труда. А с учётом масштаба деталей, потребуется картона совсем не много.

1. Подготовка деталей игрушки «Кузнецы».

Вырезаем из картона по шаблонам все детали. Для удобства количество шаблонов равно количеству деталей.

Технология проста: вырезаем шаблон или группу шаблонов с небольшими припусками и прикрепляем к изнаночной стороне картона кусочками двустороннего скотча, после чего вырезаем детали. Более подробно и наглядно этот процесс продемонстрирован .

При размещении шаблонов на картоне обратите внимание на рекомендуемые направления волн гофрированного слоя (в файле есть соответствующие обозначения). От этого зависят и внешний вид, и механические характеристики деталей.

Вот вырезаны все детали наковальни:

Две трапециевидные детали (они нужны для заполнения зазоров между частями наковальни и планкой) необходимо сплющить.

Вырезаем детали кувалд. Ну, здесь вообще всё предельно просто.

В качестве рукояток будут отрезки деревянной шпажки длиной 30 мм . В данном случае лучше использовать шпажку потолще.
Далее вырезаем детали планок. Здесь для повышения жёсткости в среднюю деталь каждой планки на всякий случай вставлены кусочки деревянной шпажки (эта шпажка меньшего диаметра, чем шпажка для кувалд).

В принципе это делать не обязательно. Просто детали узкие и длинные, поэтому легко гнутся (особенно с учётом поперечного расположения волн гофрированного слоя). Не хотелось рисковать — на всякий случай укрепили.

Когда склеите слои планок даже без шпажек, прочность и жёсткость их заметно повысится. А поперечные усилия на планки при функционировании готовой игрушки «Кузнецы» прилагаться не должны. Думаю, в любом случае всё должно быть в порядке.

Но если всё же хочется большей надёжности, Вы знаете, как поступить. :)

На внешних деталях нижней планки сразу поставьте кончиком ножа небольшие отметки, где должна быть наковальня.

На всех деталях планок проделываем отверстия. Мы использовали пробойник из набора «Зубр».

Если же такого инструмента нет в наличии, то просто проколите отверстия шилом, а затем расширьте их шпажкой, кусочки которой будете использовать в качестве стержней при сборке игрушки.

Важный момент: шпажка должна свободно вращаться в отверстиях планки.

Переходим к самому сложному и ответственному этапу — вырезанию деталей мужика и медведя.

Здесь по 2 группы деталей в зеркальном отражении. Это сделано для того, чтобы у готовой фигуры с обеих сторон внешние детали располагались лицевым слоем наружу.

Поначалу мы даже прорисовали пальцы на лапах медведя и руках мужика. Но вырезать это слишком уж муторно. Хотя вроде даже получилось.

Итоговые шаблоны в этой части были упрощены, так что Вам будет чуть-чуть полегче. :)

Для тех, кто будет вырезать подобные фигурки из картона впервые, подсказка : сложные мелкие контуры (например, лицо мужика или морду медведя) следует прорезать короткими надавливающими движениями самым кончиком лезвия ножа. Сначала продавите таким образом контур участка, потом уже прорежьте линию на всю толщину картона.

И ещё на некоторых деталях сразу нужно проделать отверстия для стержней, на которых фигурки наших «кузнецов» будут крепиться.

Важный момент: а в этом случае шпажка должна входить в отверстие плотно.

2. Сборка игрушки «Кузнецы».

Склеиваем детали всех элементов игрушки.

В отверстие кувалды капаем чуть-чуть клея (для этого удобно использовать зубочистку) и вставляем рукоятку.

Склеиваем блоками детали наковальни, как показано на фото.

Затем склеиваем блоки. Прижмите рабочую поверхность наковальни к столу, чтобы она получилась ровной.

Склеиваем детали верхней и нижней планок.

Заодно подготовим 4 стержня. Длину определяем в зависимости от количества слоёв и толщины картона.

Наносим клей на трапециевидные детали наковальни и приклеиваем к нижней планке. Верхнюю планку тоже вставьте, чтобы удостовериться, что она двигается свободно.

Склеиваем детали мужика. Здесь соберите всю среднюю часть, приклейте к ней одну собранную сторону. Вторую сторону пока не присоединяйте.

Аналогично подготавливаем части медведя.

Ну вот, осталось только прикрепить наших «кузнецов» к подвижным планкам.

Вставляем в отверстия на ноге медведя и приклеиваем 2 стержня, как показано на фото.

Вставляем стержни в отверстия планок.

Смазываем клеем поверхность средней части медведя, а также отверстия на второй ноге. И приклеиваем оставшуюся часть фигуры так, чтобы стержни попали в отверстия.

Вставляем и приклеиваем кувалду.

Если планируете окрашивать игрушку, то кувалду можно пока не приклеивать. Даже лучше сначала окрасить части игрушки «Кузнецы», а потом уже приступать к сборке.

Аналогичным образом прикрепляем к планкам мужика.

Вот теперь всё. Наша картонная копия богородской игрушки «Кузнецы» готова!

Смешно сказать, но мы сами испытали детский восторг, когда опробовали её в деле. :) Работает ведь! Всё двигается, молоточки стучат — просто чудо))

Что и говорить про наших третьеклассников, которые, когда мы наконец предъявили результат, тоже рады были подвигать планочки и послушать звонкий перестук картонных кувалд.)

Кстати, в процессе подготовки описания появилась мысль, как сделать так, чтобы картонный «окрас» игрушки на торцах был более равномерный. Сейчас, как видите, одна половинка темнее, другая — светлее. Мелочь, конечно, но всё же...

Так вот, можно чередовать зеркальные слои: 1 слой из одной группы деталей, затем слой из второй группы и т.д.

На этом наша работа по созданию русской народной игрушки «Кузнецы» была завершена. Но точку пока ставить рано. Предстояло ещё игрушку раскрасить.

За выполнение этой задачи взялась артель художниц из нашего класса. А Володя взял на себя, скажем так, координационные функции. :)

Окрашивали игрушку акриловыми красками.

Девочки взялись за дело серьёзно, даже изучили образцы народных костюмов.

В итоге получилась вот такая нарядная и весёлая подвижная игрушка с традиционным сюжетом.

Теперь ждём итогов конкурса. :)

Друзья, как вам такое воплощение богородских «Кузнецов»? Мне кажется, такая игрушка вполне достойна того, чтобы использовать её по прямому назначению — для игр малышей.

Ультра-бюджетный вариант. Но это, конечно, не самое главное. Важнее всего то, что вы легко можете сделать игрушку своими руками и даже привлечь к этому занимательному процессу детей. Если в силу возраста вырезать-склеивать картонные детали ещё рановато, то уж для раскрашивания никаких возрастных ограничений нет.

* * *

PS. В преддверии праздника 8 Марта Оля Качуровская разработала новые тематические шаблоны для вырезания в продолжение серии праздничных шоколадниц.

Если Вы ещё не успели скачать бесплатные шаблоны в магазине Картонкино, забирайте наш подарок к празднику прямо сейчас:

С наступающим праздником, дорогие читательницы! Солнечного вам настроения! Пусть наступившая весна наполняет вас свежими силами, энергией, вдохновением! Пусть будет побольше поводов для радостных улыбок! Любви, счастья, семейного благополучия все вам!

До новых встреч на КАРТОНКИНО!

Ваша Инна Пышкина.

В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское — село старинное. Уже в XV — XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён. Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать.

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку — жители села Богородское уже не помнят

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы» , которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.
Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры.

Виды Богородских игрушек по принципу действия

Игрушки на планках . Одна из самых известных игрушек – Кузнецы. Эта игрушка, ставшая знаком богородского промысла, имеет простейший, но эффектный принцип действия. Фигурки, сидящие верхом на двух параллельных планках, поочередно ударяют молоточками по наковальне. Свою дружную работу они начинают от передвижения планок в разные стороны. Фигурки крепятся на четырех осях, роль которых выполняют деревянные шипы или гвоздики. На планки сажали не только мужичков с медведями. Богородские мастера делали клюющих птичек, укрепив их на скрученных проволочках, продетых в сквозные отверстия на планках. Получалась веселая забавная игрушка. Тот же принцип действия игрушки на двух планках мастера используют и по-другому. На две одинаковые Горизонтальные планки укрепляют на шипах выносные круглые площадки с фигурками. При движении планок в разные стороны фигурки вместе с подставками проворачиваются, имитируя работу косарей, игру хоккеистов с клюшками, дуэт танцоров и пр.

Разводы – игрушки на параллельных горизонтальных планках, соединенные между собой шипами, играющими роль осей. Обычно на планки установлены фигурки солдатиков, всадников, красноармейцев, а также животных с пастушком, гусей с погонялкой. От того, с какой последовательностью соединены наложенные друг на друга планки, зависит характер движения и построения фигурок. Разведешь планки – и фигурки неожиданно встанут полукругом или раздвинутся стройными рядами, сведешь – и плотно сомкнутся в боевой отряд, соберутся под пастушью дудку в кучное стадо.

Самая известная игрушка с балансом «Куры на кругу» (или «Клюющие курочки»). На круглой площадке с ручкой установлены токарные фигурки птиц с подвижными резными головками, укрепленными на проволочках в тушках. В птичьи шейки вклеены прочные нитки. При сборке игрушки нитки опускают в просверленные отверстия, переворачивают площадку, собирают нитки в пучок и связывают узлом. Затем лишние нитки обрезают, а две оставшиеся накручивают на гвоздик и прибивают к деревянному шарику – отвесу на расстоянии 2-2,5 см от узла. Все пять соединительных нитей должны иметь равную длину – это необходимое условие для правильной сборки игрушки.
С помощью этой простейшей конструкции можно манипулировать движением игрушки. Дернешь шарик, — и все куры во главе с петухом поднимут головки, опустишь – и все клювы враз стукнут оземь. Раскачивая баланс в разных направлениях, и раскручивая его по кругу, интересно наблюдать как куры «клюют носом». Веселый перестук птичьих клювов складывается в ритмичный звуковой ряд, которым тоже можно управлять: быстрее и громче, медленнее и тише. Такая игрушка гораздо полезнее для ребенка, чем любая забава с механизмом, скрытым внутри. Наглядность действия игрушек с балансом – ценнейшее их качество.

Богородские мастера придумали десятки вариантов игрушек с балансом. Под действием баланса мишка отмахивается от пчелы, вибрирующей под его носом на пружинке, поднимает и опускает гантели. Птички машут и машут крыльями, будто говорят на своем птичьем языке, а лыжник машет палкой, ёжик-чистильщик обуви начищает зайцу лапти. Под действием грузика медленно качаются качели.

Дергуны . Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками. Выпильные и картонные раскрашенные дергунчик, паяцы, клоуны и куклы, вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков.
Богородские мастера по-своему использовали устройство затейливой забавы. Их резные игрушки сделаны гораздо основательнее, что отразилось в местном, более серьезном названии – дергуны. Самые популярные богородские дергуны: медведь-плясун и сова. Подвижные части игрушек мастера режут отдельно, соединяя их нитками. Дернешь за веревочку, и медведь раскидывает лапы в стороны, будто пляшет или силу свою показывает.
Сова-дергун раньше была игрушкой, потом превратилась в вешалку. Музейная сова-дергун – поучительный образец художественной росписи богородской игрушки. В ней есть утраченная теперь цветовая и орнаментальная культура. Декор приведен в полное соответствие с образом, адресованным ребенку: перед нами – таинственный лесной обитатель, а не птичка, расписанная невпопад пестро и ярко.

Лариса Швыдкая
Конспект занятия по ИЗО «Богородские игрушки»

Конспект занятия «Рисование «Богородские игрушки в подарок малышам »

Цель : познакомить детей с богородской игрушкой , привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Задачи : 1) формировать у детей интерес к народной игрушке ; познакомить с историей возникновения богородской игрушки ; 2) развивать память детей через повторение русских народных потешек; умение слушать сказку внимательно; 3) воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал : богородские игрушки , иллюстрации с изображением богородских игрушек , села Богородское ; корзина, баранки для угощения детям.

Предварительная работа : просмотр презентации «Богородская игрушка » ; повторение русских народных потешек.

Ход занятия.

Воспитатель : Дети, отгадайте загадку

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу (медведь) .

Ответы детей.

(Воспитатель показывает игрушку Медведя ) .

Воспитатель : Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское . Давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит : «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки . С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка » . С помощью игрушек рассказывают сказки . Но прежде, чем вы послушаете сказку, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Мишка»

Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)

В свой бежит домишко (бегают пальчиками) .

Забегает во двор

И калитку на запор! (сцепить руки в замок)

Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)

Наш мохнатый мишка.

Мишка очень любит спать,

Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у меня есть (обращает внимание детей на корзину) . Эта корзина не простая, а волшебная. В ней живет сказка. Я знаю много сказок, а сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать, а вы мне будете помогать.

Жили-были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (показ иллюстрации «Дед едет на лошадке» ) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень. В избе печка топится, бабушка торопится». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки (показ иллюстрации «Бабушка вяжет носки» ). И были у бабушки курочки (показ иллюстрации «Курочки клюют зернышки» ). Жили дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать. А жили они на краю леса, на опушке. Узнали звери, что деду с бабкой тяжело справляться, и решили они им помочь. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотом стучал «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук» (показ иллюстрации «Дед с медведем молотами стучат» ). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ иллюстрации «Медведица купает медвежонка» ). Пока звери делами занимались, бабка напекла баранок. Вечером уселись все за стол «Ай, качи-качи-качи, глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи». (Воспитатель показывает детям баранки на подносе) .

Воспитатель : Трудолюбивые звери жили в этом лесу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Ребята, интересная сказка?

Ответы детей.

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, Михайло Потапыч, он очень сильный? А почему?

Ответы детей.

Воспитатель : Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься

Физкультминутка

Я прошу подняться вас- это раз,

Повернулась голова- это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три,

С силой их к плечам прижать – это пять.

А теперь тихонько сесть – это шесть.

Воспитатель : Дети, какая игрушка нам рассказала сказку?

Ответы детей.

Воспитатель : А из какого села умельцы сделали эту игрушку ?

Дети : Из Богородского .

Воспитатель : Из чего сделаны игрушки ?

Дети : Из дерева.

Воспитатель : Значит, они какие?

Дети : Деревянные.

Воспитатель : Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Игрушки бабушкиного сундучка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Рощино» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект интегрированного занятия «Позабытые игрушки» Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, спокойствие, интерес, удивление, гнев). Задачи: развитие эмоциональной.

В декабре в детском саду проходила выставка «Ёлочка - краса», на ней были представлены самые разнообразные ёлочки из различного материала,.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно, промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Село Богородское со временем стало самобытным центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские резчики – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в Музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звёздочка» – в Русском областном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей средней группы.

Конспект работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умени...

Семь маленьких сказок про Богородские игрушки

Уважаемые родители и воспитатели детских садов! Предлагаем Вашему вниманию семь маленьких сказок про богородские игрушки.Эти сказки помогут расширить представление детей о народной игрушке,...

Богородская игрушка, или Богородская резьба - русский народный промысел, включающий изготовление резных игрушек и скульптур из мягких пород деревьев: липы, ольхи, осины. Возник этот способ рукоделия в селе Богородское Московской области. Главной отличительной чертой такого искусства является изготовление движущихся игрушек.

Еще в XV веке была известна школа объемной резьбы по дереву , которая находилась при Троице-Сергиевой Лавре. Во многих селах, которые были расположены поблизости, народные умельцы занимались изготовлением игрушек, но самым известным стало село Богородское. Находится оно всего в 30 км от Сергиева Посада, который в то время считался центром игрушечного дела.

Возникновение стиля

К сожалению, точное время возникновения этого промысла неизвестно, однако многие специалисты считают, что уже в XVII веке в этом селе занимались резьбой по дереву. Основанием для таких суждений стали упоминания из дворцовых книг царя Алексея Михайловича. В них встречаются сведения о деревянных игрушках для детей , приобретенных в селе Богородском.

По другим данным, первые произведения деревенского искусства, находящиеся в ряде исторических музеев, датируются началом XIX века. Отсюда можно сделать вывод, что, вероятней всего, зарождение этого ремесла можно отнести к XVII-XVIII вв. екам, а полное формирование к концу XVIII - началу XIX веков.

Как показывает история богородских игрушек, первое время этим промыслом занимались крестьяне, у которых после сельскохозяйственных работ появлялся свободный период. Поэтому изготовление игрушек носило сезонный характер. Причем изготовлялись в основном только заготовки по заказам Сергиевского промысла, которые затем отправлялись на роспись в Сергиев Посад. Однако считается, что именно в этот период появились первые шедевры в виде фигур:

  • пастушок;
  • львы со львятами;
  • медведи;
  • собаки со щенками.

Хотя это ремесло возникло среди крестьян, на него оказывало сильное воздействие и ремесленное производство. Таким образом, происходило слияние крестьянских и городских традиций, в том числе под влиянием фарфоровой пластики, книжных иллюстраций и произведений художников.

Дальнейшее развитие промысла

В середине XIX века село Богородское постепенно становится центром промысла, и богородская резьба по дереву становится самостоятельным производством. В то время особое влияние на создание стиля оказывали такие мастера, как Зинин и, чуть позже, Устратов, который родом был из этого села. Специалисты считают, что именно в тот период и начался самый расцвет промысла и богородской росписи.

В дальнейшем большую роль в развитии промысла сыграла Московское губернское земство, благодаря которому в конце XIX века в Сергиевом Посаде была организована учебно-показательная мастерская. Ее целью были научно-исследовательские и учебные мероприятия, а также продажа изделий на территории России и за рубежом. В Москве был открыт Кустарный музей , который, в свою очередь, стал основой возрождения народного искусства.

Чуть позже художник и коллекционер Бартрам основал и стал руководить Государственным музеем игрушки, с помощью которого он хотел сохранить произведения старых мастеров. Однако богородских резчиков не увлекали старинные работы. Тогда Бартрам хотел убедить их работать в народном стиле, но используя образцы профессиональных художников. Многим специалистам такая идея не понравилась , так как, по их мнению, это приводило к искусственному спасению народного промысла.

Однако именно вмешательство профессиональных художников привело к тому, что изделия тех времен считались образцом для мастеров резного искусства. В 1913 году в Богородском организовалась артель, что позволило местным мастерам получить независимость от скупщиков из Сергиева Посада.

Все руководство осуществлялось советом, в который входили известные в те времена мастера. Годом позже в селе открыли земскую школу, в которую набирали учеников для обучения этому ремеслу.

Сначала большинство изделий сохранялись на селе, однако немалое количество продукции отправлялось и на экспорт. В начале 20-х годов прошлого века вновь начала работу артель в Богородском, в ней опять собрались старые известные мастера, что позволило этому промыслу снова обрести значимость.

В связи с изменением системы общественного производства , богородские резчики стали искать другие формы и художественные решения. Так, в 30-х годах появилась богородская резная игрушка в виде скульптуры, которая отличалась новой тематикой. В дальнейшем на резчиков по дереву, не только богородских, началось активное воздействие со стороны профессиональных художников и критиков. Таким образом, началась активная политизация промысла, которая навязывала мастерам совсем другие и далекие от крестьянской природы темы.

Однако местные резчики оригинально отреагировали на такой прессинг, перейдя на сказочную тематику в своем производстве. Немного была охвачена и историческая тема, в основном посвященная Великой Отечественной войне. Самые сложные времена для мастеров наступили с образованием Богородской фабрики художественной резьбы по дереву. Как таковой промысел прекратил свое существование и на его место пришли такие понятия, как:

  • художественная промышленность;
  • план;
  • вал и др.

Еще через 15 лет на эти места, а особенно на реку Кунью, обратили внимание работники энергетической промышленности. Деревянные дома сносились, сады вырубались, а на их месте появлялись многоэтажки. Занятие любимым делом становилось весьма сложным.

Несмотря на тяжелую ситуацию, в настоящее время фабрика продолжает работать и выпускать продукцию. Но все меньше местной молодежи хотят заниматься этим промыслом , что сводит на нет богородскую традицию.