Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Психотерапия семьи (Сатир Вирджиния). Бесплатная электронная библиотека Семейная терапия сатир

Автор книги - всемирно известный психолог, психотерапевт В. Сатир. Эта книга выдержала огромное число переизданий на разных языках. Разработанная концепция семейной терапии, представленная в данной книге, является основополагающей для специалистов во всем мире.

Об авторе: Вирджиния Сатир (Virginia Satir) (1916-1988) - американский психолог. Родилась в Висконсине 26 июня 1916г. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). . В 1942 г. получила степень магистра психологии. Занималась частной психотерапевтической практикой. С 1955 по 1958 г. участвовала… еще…

С книгой «Психотерапия семьи» также читают:

Предпросмотр книги «Психотерапия семьи»

Virginia Satir
PHYCHOTHERAPY
OF FAMILY
Вирджиния Сатир
ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ
«Речь»
Санкт-Петербург 2000
ББК 88.0 С 21
Перевод: Ирина Авидон, Ольга Исакова
Сатир Вирджиния С 21 Психотерапия семьи. - «Речь», СПб., 2000.
ISBN 5-9268-0004-8
Автор книги - всемирно известный психолог, психотерапевт В. Сатир. Эта книга выдержала огромное число переизданий на разных языках. Разработанная концепция семейной терапии, представленная в данной книге, является основополагающей для специалистов во всем мире.
ISBN 5-9268-0004-8
© «Речь», 2000.
© Авидон И., Исакова О. перевод, 1999.
© Оформление 2000.
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ
Вашему вниманию предлагается книга выдающегося психотерапевта, основоположника семейного консультирования, продолжателя гуманистического направления в психологии Вирджинии Сатир.
Это имя находит отклик в душе каждого специалиста, занимающегося вопросами семьи.
Вирджиния Сатир родилась в 1916 году в Америке. С первых моментов своей самостоятельной деятельности, еще работая школьной учительницей, она поняла, что мир каждого из нас начинается с семьи. К концу 50-х Сатир получила уже широкую известность своими разработками при-ципиально нового направления в психотерапии. В 1964 году, после выхода в свет фундаментального труда по проблемам психологии семьи и семейной терапии «Психотерапия семьи», о Сатир заговорили во всем мире. Она до последних дней своей жизни находилась в постоянных разъездах, демонстрируя «Уникальное умение представить для широкой публики то интимное и тайное, что происходит в семейной жизни и семейной психотерапии, не нарушив при этом ни глубины, ни тонкости этих удивительных явлений».*
* Спиваковская А. С. Послесловие к русскому изданию // Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс, 1992.
Предисловие редакции
Приезд В. Сатир в СССР стал событием в истории отечественной психотерапии. Неизменные слова восхищения этой удивительной женщиной и признательности за ее труд можно услышать от всех, кто имел счастье встретиться с ней лично. Мы надеемся, что благодаря этой книге читатель сможет почувствовать всю мудрость и гениальность Вирджинии Сатир, посвятившей свою жизнь тому, чтобы мы поняли, что «когда даже один человек начинает жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, можно считать, что перемены начались»."
" В. Сатир. Как строить себя и свою семью.
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга была задумана как руководство к курсу «Развитие семьи», который я читала в Иллиной-ском университете г. Чикаго с 1955 по 1958 гг. Все это время многие из моих коллег, работающих в области медицины, психиатрии, психологии, социологии, педагогики, антропологии и т. п., проявляли большой интерес к моим техникам проведения семейной терапии и тренинга и рекомендовали изложить основные принципы терапии в книге.
Итак, данную книгу составили выводы, к которым я пришла в ходе своей терапевтической практики.
Мои рекомендации предназначаются людям, у которых в дополнение к собственным психологическим особенностям появились проблемы вследствие неправильного взаимодействия с окружающими.
Я была одной из тех, кто рассматривал личность шизофреника как следствие семейной обстановки, а не только индивидуальных особенностей как таковых.
Предлагаемая вам теория возникла на основе данных, полученных в результате наблюдений за пациентами, обобщения информации о них, а также моих терапевтических действий.

Введение
В традиционной психотерапии рекомендуют начинать работу с анализа взаимодействия терапевта и пациента. Как только я научилась этому, то смогла выделить, по крайней мере, два взаимосвязанных плана: один - страдание и страх пациента, возникающие при контакте с терапевтом, другой - внутреннее страдание и страх.
Следующий шаг в этом направлении - это не только помощь пациенту; он связан с организацией лечения. Их невозможно разделить, так как они определяются характером взаимодействия пациента с его семьей. Я занималась этим вопросом, и у меня появились на сей счет некоторые идеи, которые я хотела бы предложить вашему вниманию.
Я пришла к выводу, что поведение всякого индивида определяется сложной системой зачастую неосознаваемых правил, которыми руководствуется его семья. Это дает нам право рассматривать их как причины, обуславливающие взаимодействие и определяющие образ жизни индивида, который является частью семьи.
Большинство современных терапевтов сходятся во мнениях о функционировании семейной системы. Однако в том, что касается ее модификации, встречаются самые разные мнения. Сегодня, когда история развития семейной терапии уже насчитывает три десятилетия, можно слышать упоминания о «школах» семейной терапии. Это отголосок тех времен, когда студенты-гуманитарии выбирали направления работы: Фрейд, Адлер, Юнг. Тогда это означало профессиональное использование идей и методов, составлявших часть общего подхода одного из корифеев.
Сегодня мы уже не руководствуемся этими жесткими правилами, но последнее слово в семейной терапии еще не сказано. Его предстоит сказать нам, тем, кто учится сейчас.
Введение
Я советую быть открытыми и принимать все, что может оказаться полезным. Таков долг каждого, считающего себя профессионалом.
Итак, я еще раз хочу подчеркнуть, что в этой книге я обозначаю некие концептуальные рамки, в соответствии с которыми должна быть организована ваша работа. Не следует считать мои слова руководством, требующим непреложного соблюдения и заучивания.
Важно, чтобы терапевт был свободен от предубеждений и умел ориентироваться в сложившихся обстоятельствах.
Эта книга закладывает фундамент для эффективной работы в области семейной терапии, а также содержит напоминания о деталях, которые нередко ускользают от внимания. В своей книге я придерживаюсь последовательности реальной терапевтической работы. Кроме того, я описываю приемы, специфичные для этого направления.
Вирджиния Сатир
ЧАСТЬ I.
ТЕОРИЯ СЕМЬИ
ГЛАВА 1.
Для чего нужна семейная терапия?
1. Семейный терапевт имеет дело с семьей, отношения в которой болезненны.
а) Когда один из членов семьи болен, что проявляется в тех или иных симптомах, все члены семьи по-своему переживают эту болезнь.
б) Многие терапевты предпочитают называть члена семьи, в поведении которого проявляются симптомы, «идентифицированным пациентом», или «ИП», и избегают таких не связанных с семейным взаимодействием терминов как «больной», «делинквентный» или «слабый».
в) Использование подобной терминологии вполне обоснованно. Терапевт должен понимать, что идентифицированный пациент своим поведением реализует некоторую функцию» поддерживая налаженный ход взаимоотношений в данной семье.
2. Многочисленные исследования показали, что семья существует как единое самостоятельное целое. Для определения этого феномена в исследоЧасть I
13
ваниях Jackson (1954) был введен термин «семейный гомеостаз».
а) В соответствии с данной концепцией все функционирование семьи направлено на сохранение семейного гомеостаза.
б) Каждый член семьи явно или скрыто способствует достижению и поддержанию семейного баланса.
в) Семейные традиции, правила и примеры взаимодействия - вот то, что обеспечивает го-меостатическое существование любой семьи.
г) Когда семейный гомеостаз нарушается, члены
семьи прилагают все силы для его восстановления.
3. Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза.
а) Супружеские отношения представляют собой стержень для формирования прочих отношений в семье. Именно супруги являются «архитекторами» семьи.
б) Нарушение супружеских отношений порождает дисфункциональные родительские отношения.
4. Идентифицированный Пациент - это член семьи,
который более прочих переживает трудности в супружеских отношениях родителей, а также больше склонен к нарушению отношений «ребенок - родители».
а) Его симптомы представляют собой сигнал SOS о нарушении отношений с родителями, они - непосредственный результат семейного дисбаланса.
б) Его симптомы - это его попытка уменьшить и смягчить страдания своих родителей.
14
Психотерапия семьи
5. Многие терапевтические приемы носят название
«семейной терапии», но необходимо представлять себе специфику этих подходов, ориентированных преимущественно на одного члена семьи, а не на целую семью как самостоятельную единицу. К их числу можно отнести следующее:
а) Наличие у каждого члена семьи собственного терапевта.
б) Обращение членов семьи к одному и тому же терапевту, который встречается с каждым из них в отдельности.
в) Наличие у пациента своего терапевта, который наблюдает других членов семьи «для пользы» именно этого пациента.
6. В настоящее время развивается еще одно направление клинических исследований. Его ключевая идея заключается в том, что семейная терапия должна быть ориентирована на семью в целом. Основанием такого подхода послужил ряд фактов, явившихся результатом наблюдений за состоянием признанного «шизофреником» члена семьи и за функционированием всей его семьи. Было установлено, что:
а) Все члены семьи сопереживают, стараются принять участие в индивидуальном лечении «больного», хотя во многих случаях именно семья и является источником его «болезни».
б) Госпитализация или изоляция пациента часто ухудшала его состояние, улучшение же наступало после посещения родных, несмотря на то, что симптомы его болезни возникали именно вследствие нарушения взаимодействия в семье.
в) Зачастую взаимоотношения между членами семьи ухудшались именно тогда, когда пациенту становилось лучше, поскольку его болезнь являлась основой функционирования семьи.
Часть I 15
7. Эти наблюдения побудили многих личностно-ори-ентированных психиатров к пересмотру и проверке принципов лечения.
а) Они отмечали, что в тех случаях, когда в семье пациента воспринимали как жертву, им было проще определять лечение и прогнозировать состояние пациента. Этому способствовало то, что:
? все члены семьи в равной мере относились к нему как к жертве;
? пациент содействовал утверждению себя в роли больного, несчастного, страдающего.
б) Они отмечали трудности в преодолении переносов, препятствующих позитивным изменениям состояния пациента. При этом большинство так называемых переносов были в действительности реакцией пациента на поведение терапевта в искусственной и тревожащей обстановке. К тому же существовала опасность того, что терапевтическая ситуация может причинить пациенту вред, избавив его от старых проблем, но спровоцировав появление новых. Если определенное поведение пациента представляет собой перенос (то есть воспроизводит присущий ему характер отношений с матерью и отцом), то, ? возможно, терапевт добьется большего успеха в лечении, обратившись непосредственно к его семье?
в) Они замечали, что терапевт в процессе лечения больше интересуется миром фантазий пациента, нежели его реальной жизнью; он строит собственную версию жизни пациента и стремится получить от него ту информацию, которая соответствует этой версии.
г) Они замечали, что, стараясь изменить образ
жизни одного пациента, они, по сути, стремились изменить весь комплекс устоявшихся семейных взаимоотношений.
16
Психотерапия семьи
Все эти факты говорили о том, что следует стремиться не к изменению состояния самого пациента, а к установлению принципиально новых отношений во всей его семье. Именно пациент был тем членом семьи, который первым попытался изменить ее образ жизни, однако все его усилия привели лишь к более критическому отношению к нему самому со стороны семьи. А это породило в нем неуверенность в собственных силах.
8. По мнению представителей этого подхода, когда
терапевты рассматривают всю семью в целом, то могут видеть те (малозаметные, на первый взгляд) аспекты семейной жизни, которые являются причиной появления болезненной симптоматики. Так, Warren Brodey говорит о том, что супруги по-разному общаются с «нормальными» родственниками и с теми, у которых проявляются симптомы. Родители в присутствии «нормальных» детей могут поддерживать свободные, легкие и безопасные отношения, во что трудно поверить, наблюдая их же взаимодействие с другим ребенком, в поведении которого появляются те или иные симптомы. Похоже, что патологические черты отношений усиливаются при общении с наиболее страдающими от этого членами семьи. И такой поворот событий кажется парадоксальным.
9. Однако межличностная природа психических заболеваний отмечалась не только сторонниками семейной терапии. Внимание этой проблеме уделяли и такие специалисты, как Suivan и From-Reicomano. Активное участие в разработке принципов семейной терапии в том ее виде, как она представлена в данной книге, принимали участники движения « Воспитание детей». Они также поддерживали идею о
Часть I 17
необходимости проводить терапию не с одним членом семьи, а со всей семьей как единым целым.
а) Терапевты данного направления включали в процесс двоих: мать и ребенка, и все сеансы терапии проходили при совместном участии этих двух пациентов.
б) Также в результате обширных исследований было установлено, что в терапевтический процесс необходимо включать и отца Тем не менее, реализация этого принципа вызывала определенные затруднения, поскольку заинтересованность отца в терапии подвергалась сомнению.
Терапевты считали, что родительские чувства отца слабее родительских чувств матери, и если у ребенка обнаруживаются отклонения в поведении, то жена - это единственный член семьи, на помощь которого можно положиться. Представлялось сложным убедить отца в том, что и он является ответственным за психическое здоровье своего ребенка.
В клинической практике данного направления, несмотря на его ярко выраженную ориентацию на «материнство», постоянно возникает необходимость в вовлечении «отцовства» в психотерапевтический процесс. Однако даже в тех случаях, когда к работе с терапевтом был привлечен и отец, представители этого подхода рассматривали мужа и жену исключительно как родителей ребенка, упуская из виду их супружеские отношения. О том, что обострение супружеских отношений непосредственно сказывается на родительских отношениях, упоминалось лишь вскользь. Так, по словам Murray Boweo:
Практика показывает, что такие родители эмоционально замкнуты, больше сосредоточены друг на друге, чем на пациенте, но в то же время пациент зависим от них. Когда кто-либо из родителей пере18
Психотерапия семьи
ключает внимание с другого родителя на пациента, пациент быстро и автоматически регрессирует. Когда родители эмоционально закрыты, то они способны успешно осуществлять свое «управление» пациентом. Его можно контролировать посредством строгого обращения, определением рамок дозволенного поведения, наказаний, наставлений или любого другого «управляющего» воздействия. Когда родители эмоционально разобщены, все их «управляющие» воздействия оказываются в равной мере неэффективны.
10. Семейные терапевты установили, что отца легче заинтересовать семейной терапией, нежели индивидуальной.
а) Сторонники этого подхода подчеркивают важность роли отца в терапевтическом процессе; никто другой не может говорить за него или занимать его место как в терапии, так и в семейной жизни. Дав отцу понять его значимость, терапевту легче подключить его к участию в терапевтической работе.
б) Жена (в роли матери) может инициировать терапию, однако в этом случае терапевтический процесс будет развиваться иначе, чем если бы в нем принимал участие и отец.
в) Семейная терапия важна для семьи в целом. Муж и жена могут сказать: «Наконец-то теперь мы можем вместе разобраться в наших отношениях».
11. В первом интервью терапевт действует, исходя из собствен-ных представлений о том, почему одному из членов семьи необходима терапевтическая помощь.
а) Обычно первая встреча случается потому, что кто-либо из посторонних назвал Джонни
Часть I 19
«ребенком с отклонениями». Как правило, эта встреча возникает по инициативе жены (назовем ее Мэри Джонс), которая ведет себя в соответствии с ролью матери трудного ребенка Джонни, У ребенка обнаружены отклонения в поведении, и, следовательно, она как мать виновата.
б) Однако, вероятно, что поведение Джонни стало отклоняться от общепризнанных правил задолго до того, как кто-то из посторонних назвал его трудным.
в) До тех пор, пока посторонний (обычно учитель) не назвал Джонни «ребенком с отклонениями», члены семьи Джонс, вероятно, вели себя так, как будто ничего не замечали в его поведении. Его поведение принималось, поскольку выполняло определенную функцию в семейном взаимодействии.
г) Обычно появлению симптоматики предшествует некое событие. Такими событиями могут быть:
? Изменение внешней, по отношению к семейному ядру, среды: война, кризис и т. п.
? Изменения в прародительской семье: болезнь бабушки, финансовые трудности деда и т. п.
? Кто-то дополняет или покидает семейное ядро: бабушка приходит жить в семью, и семья расширяет границы; рождается еще один ребенок; дочь выходит замуж и т. п.
? Биологические изменения: взросление ребенка, менопауза матери, госпитализация отца.
? Существенные социальные изменения: ребенок, воспитывающийся дома, поступает в школу; семья переезжает на другую квартиру; отец получает повышение в должности; сын поступает в колледж и т. п.
д) Такие события могут спровоцировать появление симптомов, поскольку вызывают общие изменения супружеских отношений. Они
20
Психотерапия семьи
могут создать напряженную для супружеских отношений ситуацию, так как потребуют трансформации семейных отношений, нарушая тем самым семейное равновесие.
е) Семейный гомеостаз может быть функциональным для членов семьи в некоторый период и не являться таковым в другой. К тому же каждое событие по-разному переживается каждым из членов семьи.
ж) Однако если один из членов семьи сильно взволнован событием, то и другие тоже тем или иным образом его переживают.
12. После первой встречи с Мэри Джонс терапевт смог сделать некоторые предположения относительно ее отношений с мужем (назовем его Джо). Если верно предположение о том, что дисфункциональные супружеские отношения являются главной причиной наличия симптомов у ребенка, то терапевт должен в первую очередь рассмотреть отношения между супругами.
а) Что за люди Мэри и Джо? В каких семьях они воспитывались? Сначала это были два разных человека, воспитанных в разных семьях. Теперь они стали «архитекторами» новой семьи - своей собственной.
б) Почему из множества людей они выбрали в супруги друг друга? Как и когда их отношения обусловили взаимное разочарование? Как они выражают друг другу свое разочарование? И каким образом это провоцирует Джонни проявлять симптомы, чтобы удержать семью Джонс вместе?
ГЛАВА 2.
Низкая самооценка и выбор супруга
1. Для человека с низкой самооценкой свойственны
высокая тревожность и низкий уровень сформированное™ Я-образа.
а) В основе его самооценки лежит излишнее внимание к оценкам других.
б) Зависимость его самооценки от других ограничивает его самостоятельность.
в) Он скрывает от других свою низкую самооценку, особенно, когда хочет произвести впечатление.
г) Его низкая самооценка определяется ограниченностью опыта, что мешает ему понять преимущества индивидуальности.
д) Он так и не отделился от своих родителей. Это проявляется в том, что он все время копирует их поведение.
2. Человека с низкой самооценкой постоянно беспокоят возможные действия других, он все время встревожен и ждет обмана и разочарования, а) Когда Мэри и Джо начали проходить терапию, терапевт первым делом попытался выяс22
Психотерапия семьи
нить, какие надежды и опасения будоражили их души в самом начале их романа. Выбор ими друг друга не был случайным. В каждом было что-то такое, что вселяло в другого уверенность. Было также кое-что (что они замечали друг у друга, но не признавали открыто), что порождало тревогу и неуверенность. Терапевт должен помочь им найти в поведении другого проявления, внушающие тревогу, преодолеть неопределенность во взаимоотношениях.
3. Возможно, Мэри и Джо знали, чего они ждут друг
от друга, так как каждый из них действовал на своеобразном уровне защиты, а не внутреннего чувства.
а) Поступки Джо внешне выглядели самостоятельными и ясными, но при этом он чувствовал себя неуверенным, беспомощным, зависимым. Вероятно, когда Мэри встретила Джо, ей показалось: «Это сильный человек, который способен защитить».
б) Мэри действовала самостоятельно и открыто, однако внутри чувствовала себя зависимой, беспомощной, непонятой. Возможно, когда Джо увидел Мэри, он подумал: «Это сильная личность, этот человек сможет позаботиться обо мне».
в) После свадьбы каждый из них обнаружил, что другой вовсе не является тем сильным человеком, на которого он надеялся. В результате на них навалились разочарования, фрустрации, опасения.
4. Может показаться удивительным, как Мэри и Джо
решились на поиск супруга, обладая таким низким уровнем самооценки и будучи столь мало уве
Часть I 23
ренными в себе. Однако некоторые подростки борются со своими тревогами посредством вступления в половые связи.
а) Состояние влюбленности на время помогает повысить самооценку и почувствовать себя самодостаточным. Каждый думает: «Мне кажется, что ты меня понимаешь... Я счастлив, что ты есть у меня... Ты мне нужен, чтобы выжить... Я чувствую себя сильным, когда ты рядом... »
б) Оба решают жить друг для друга, заключая «пожизненный союз». При этом каждый думает: «Если я устану, ты мне поможешь, у тебя хватит сил поддержать нас обоих».
5. Тревоги не покидали Мэри и Джо, но, выбрав друг друга, они решили ими не делиться, а) Джо боялся, что Мэри разлюбит его, когда узнает о его несовершенстве (и наоборот).
Создается впечатление, что Джо решил для себя: «Я не должен демонстрировать собственное ничтожество, а также то, что в каждой женщине я подозреваю неверность, некритичность, негибкость, язвительность и властолюбие. Я не должен показывать свою убежденность в том, что единственный способ сосуществования с женщиной - это вовремя уйти со сцены и позволить ей самой разыгрывать спектакль».
Создается впечатление, что Мэри решила для себя: «Я не должна показывать, что ничтожна. Я также не должна показывать, что считаю всех мужчин беспомощными, несамостоятельными, нерешительными, слабыми, доставляющими женщинам одни заботы и что единственный путь сосуществования с мужчиной - это вовремя подставить ему плечо, чтобы в минуту слабости ему было на что опереться».
24
Психотерапия семьи
б) Итак, каждый надеялся на другого, а думал о себе. Каждый считал, что должен быть таким, каким его видит другой, соотнося его мнение с собственным уровнем самооценки.
Когда Мэри дала понять Джо, что считает его сильным, он получил возможность чувствовать себя сильным, поскольку таким его видела она (и наоборот).
Такой тип отношений мог бы существовать до тех пор, пока внешнее воздействие или необходимость принятия важного решения не потребовали бы от Джо и Мэри совместных действий. Только тогда на поверхность всплывает тщательно скрываемая слабость или доминирование.
в) Ни Мэри, ни Джо не спрашивали друг друга о надеждах, ожиданиях и опасениях, поскольку оба были уверены, что в состоянии разобраться в душе партнера (образно говоря, это выглядело так, как будто каждый из них жил рядом со стеклянным сосудом).
г) Поскольку каждый поступал, исходя из представления, что он должен удовлетворять другого, никто из них не смел сообщить, когда он недоволен другим, или прямо выразить критическое замечание, несогласие. Они вели себя так, словно были неотделимы друг от друга как сиамские близнецы.
Вот вам пример: однажды у меня на приеме была одна супружеская пара. На первых двух сеансах они сидели за столом, взявшись за руки, не обращая ни малейшего внимания на своего ребенка, на котором происходящее отражалось во всем своем трагизме.
В конце концов Мэри и Джо поженились, чтобы получать.
а) Каждому хотелось, чтобы другой его ценил. Обоим хотелось, чтобы их ценили окружающие: «Они поженились и теперь счастливы».
Часть I 25
б) Каждый хотел, чтобы другой обладал теми качествами, которые ему нравились (которые он хотел бы иметь у себя).
в) Каждый хотел, чтобы партнер был продолжением его самого.
г) Каждый ждал от другого всемогущества, всеведения, самоотверженности, чтобы он был «хорошим родителем», и вместе с тем хотел избежать всеведения, всемогущества и «плохого родительства».
ГЛАВА 3.
Различность и разногласия
1. Вступая в брак, Мэри и Джо не отдавали себе
отчета в том, что им придется не только получать, но и отдавать.
а) Каждый из них полагал, что ему нечего дать другому.
б) Каждый из них считал, что другой, будучи продолжением его самого, не вправе ничего от него ждать.
в) Если же один из них и отдавал что-то другому, то делал это неохотно, испытывая значительный дискомфорт или представляя содеянное как жертву, будучи убежден, что ему предстоит исключительно получать.
2. Когда после свадьбы Мэри и Джо обнаруживают,
что партнер не соответствует их ожиданиям, сформировавшимся в период ухаживаний, их постигает разочарование. Теперь перед каждым из них по двадцать четыре часа в сутки «мелькает» воплощение качеств, о наличии которых до свадьбы он даже не подозревал, а следовательно, вдребезги разрушающих его ожидания.
а) Мэри спит в бигуди.
б) Мэри все время переваривает фасоль.
в) Джо разбрасывает свои грязные носки по всей
комнате.
г) Джо храпит во сне.
3. Когда после свадьбы Мэри и Джо обнаруживают,
что из-за присущих им различий они скорее теряют, чем выигрывают, они начинают видеть друг друга в новом свете.
а) «Различность» кажется негативным фактором, так как она приводит к разногласиям.
б) Разногласия напоминают каждому из партнеров, что другой - не продолжение его самого, а другой человек.
4. Употребляя термин «различность», я стремлюсь
охватить всю человеческую индивидуальность и показать, что каждый человек в корне отличается от всех остальных.
а) Люди могут различаться по физическим характеристикам (А - высокий, В - низкий; А - мужчина, В - женщина).
б) Люди могут различаться по чертам характера или особенностям темперамента (А - возбудимый и общительный, В - спокойный и сдержанный).
в) Люди могут иметь разное образование и обладать различными способностями (А разбирается в физике, В - в музыке; у А «золотые руки», В неплохо поет).
г) Различность между супругами обычно влечет
за собой деструктивные последствия, что мешает воспринимать ее как возможность для саморазвития.
5. Наибольшее беспокойство у Мэри и Джо вызывают следующие различия:
28
Психотерапия семьи
а) Разные предпочтения, желания, привычки, вкусы (А любит рыбалку, В терпеть ее не может; А нравится спать с открытым окном, В предпочитает, чтобы окно было закрыто).
б) Разные позиции и мнения (А считает, что женщина должна быть сильной, В ждет проявлений силы от мужчины; А следует религиозным догматам, В их игнорирует).
6. Различность, ведущая к конфликту интересов (разногласию), воспринимается как обида и свидетельство отсутствия любви.
а) Создается впечатление, что она угрожает независимости и самоуважению каждого из супругов.
б) Один отдает, другой получает. Однако энергетических ресурсов явно меньше, чем необходимо. Кому же достанется то, что имеется в наличии?
в) До свадьбы каждый думал, что другого хватит
на двоих. Но с появлением разногласий возникает ощущение, что они даже не самодостаточны.
7. Если бы Мэри и Джо обладали достаточным самоуважением, они могли бы доверять друг другу:
а) Каждый чувствовал бы уверенность в своей способности брать то, что дает ему другой.
б) Каждый даже мог бы ждать этого.
в) Каждый мог бы отдавать другому, не чувствуя себя при этом опустошенным.
г) Различность между собой и супругом каждый мог бы рассматривать как возможность для саморазвития.
8. Мэри и Джо недостаточно доверяют друг другу.
Часть I 29
а) Каждый чувствует, что он едва ли сможет сам обеспечить собственное существование отдельно от другого.
б) Каждый всем своим видом показывает: «Я - ничтожество. Я живу ради тебя». Но при этом каждый ведет себя так, как будто хочет сказать: «Я - ничтожество, поэтому ты должен жить ради меня».
9. В силу недостатка обоюдного доверия определенные сферы совместной жизни, в рамках которых способность принимать во внимание индивидуальность другого приобретает первостепенное значение, кажутся супругам особенно пугающими. Вот они: деньги, питание, секс, развлечения, работа, воспитание детей, взаимоотношения с родственниками супруга.
10. Даже если они доверяют друг другу, совместная жизнь требует от них принятия решений, касающихся того, когда и при каких обстоятельствах отдавать, а когда брать. Они должны решить:
а) Что они будут делать вместе (какова степень их зависимости).
б) Что каждый из них будет делать самостоятельно (какова степень их независимости).
11. Необходимо, так или иначе, регламентировать участие каждого в повседневных делах:
а) Чего хочет А и чего хочет В.
б) Что лучше всего делает А, а что наилучшим образом получается у В.
в) Что решает А и что решает В.
г) За что отвечает А, а за что - В.
12. Им нужно научиться высказывать свои мысли, желания, чувства и мнения, не задевая, не подавляя и не унижая друг друга, и при этом принимать обоюдовыгодное решение.
а) Если им удается построить функциональные взаимоотношения, они говорят так: маю то, что думаю, я чувствую то, что чувствую, я знаю то, что знаю. Я - это я, и я не виню тебя в том, что ты - это ты. Я с радостью выслушаю все, что ты скажешь. Давай вместе подумаем, что мы можем сделать, чтобы создать нечто наиболее реалистичное».
б) Если же они оказываются неспособны установить функциональные взаимоотношения, они говорят так: «Будь, как я; будь со мной единым целым. Если ты не согласен со мной, то ты плохой. Реальность и различность не имеют никакого значения».
13. Возьмем тривиальный пример того, как ведет себя «функциональная» пара, когда у них возникают разногласия. Предположим, супруги решили, что было бы неплохо вместе пообедать. Но А хочет съесть на обед, скажем, гамбургер, а В предпочитает цыпленка. В ресторане, где подают гамбургеры, не готовят цыплят; а там, где можно полакомиться цыпленком, нет гамбургеров.
а) Каждый может попытаться уговорить другого: «Пожалуйста, возьми гамбургер».
б) Каждый может пойти на хитрость: «Давай сейчас съедим цыпленка, а в следующий раз - гамбургер».
в) Возможно, они постараются найти альтернативное решение, которое устроило бы их обоих: «Мы оба любим мясо, так давай съедим по бифштексу», или «Давай найдем такой ресторан, где подавали бы и гамбургеры, и цыплят».
Часть I 31
г) Они могут применить реалистический подход,
и выработанное с его помощью решение перевесит собственные желания каждого их них: «Поскольку ресторан, где готовят гамбургеры, находится ближе, а мы оба голодны, давай на нем и остановимся».
д) Они могут противопоставить собственные желания стремлению пообедать вместе: «Ты съешь гамбургер, который ты так любишь, а я тем временем отведаю цыпленка, а потом мы снова встретимся». Они могут на время расстаться и найти независимые решения в случае, если это возможно.
е) В качестве последнего средства для принятия решения они могут прибегнуть к помощи третьего человека: «Чарли хочет пообедать с нами. Давай спросим у него, куда бы он хотел пойти».
14. А теперь на том же самом примере посмотрим, как ведут себя в такой ситуации люди, чьи взаимоотношения можно назвать «дисфункциональными». Они исходят из принципа, что любовь и полное согласие во всем неразделимы. Поэтому:
а) Они постоянно колеблются и откладывают решение на потом: «Давай попозже решим, что нам есть» (в результате чего нередко вообще пропускают обед).
б) Часто можно увидеть попытки принудить другого: «Мы идем есть гамбургеры!»
в) Бывает, что один пытается обмануть другого:
«На самом деле ты вовсе даже не любишь цыплят» или «Ты что, спятил, как можно любить цыплят».
г) Так или иначе, в их общении неизменно присутствуют обвинения и оценки: «Ты такой
32
Психотерапия семьи
плохой и эгоистичный, что не хочешь есть гамбургер. Ты никогда не делаешь того, что я хочу. У тебя в отношении меня самые подлые намерения».
15. Отношения Мэри и Джо страдают некоторой дисфункциональностью, и поэтому при возникновении разногласий они говорят: «Если бы ты меня любил, ты бы сделал то, что я хочу». Они никогда не прибегают к приему разделения и нахождения независимых решений; согласованная независимость в данном случае невозможна.
16. Мэри и Джо обвиняют друг друга, так как чувствуют разочарование и обиду; они ждали полного согласия по всем вопросам.
а) Они рассчитывали получить высокую оценку от другого, а вместо этого сталкиваются с обвинениями в свой адрес.
б) Они думали, что будут единым целым, а вместо этого встречают разделение и различность.
17. Однако, если бы Мэри и Джо обвиняли друг друга слишком открыто, это повлекло бы к весьма серьезным последствиям. Джо ведет себя так, как будто решил для себя:
«Если я буду обвинять Мэри, она уйдет. Я не могу этого допустить, поскольку нуждаюсь в том, чтобы она меня ценила. Предположим, Мэри отказывается уходить потому, что на самом деле она совершенно не дорожит мной. Предположим, она, наоборот, обвиняет, обижает, ввергает меня в бездну одиночества, обрекает на психологическую смерть, вынуждает меня уйти».
«Нет, этого нельзя допустить! Мэри нужна мне. Я отвечаю за нее. Я не должен обижать Мэри, иначе она оставит меня. Если же я и обижаю ее, то мне нужно быть как можно более осторожным».
Часть I 33
Мэри поступает так же.
18. Разногласия между Мэри и Джо непременно разворачиваются на скрытом уровне. (Дело в том, что большая часть сообщений, которые они посылают друг другу, носят скрытый характер, вернее, приобретают его.)
а) Когда Джо и Мэри хотят вменить друг другу в вину, что один из них ничего не дает другому, они должны замаскировать свои претензии, и поэтому коммуникация принимает скрытую форму.
б) Когда они хотят попросить о чем-то, они также вынуждены маскировать свои просьбы, а следовательно, общаться на скрытом уровне.
19. Вот вам пример скрытой просьбы. Скажем, Мэри хочет посмотреть фильм.
а) Вместо фразы: «Мне хочется посмотреть фильм. А тебе?» она, вероятно, скажет Джо: «Ты ведь хочешь посмотреть фильм, правда?» или «Было бы неплохо посмотреть фильм».
б) Если бы ей пришлось еще более тщательно замаскировать свою просьбу (если бы, например, она была из тех людей, которых называют « шизофрениками»), она, возможно, сказала бы: «На нашей улице открылся новый кинотеатр» или «Я люблю кондиционированный воздух».
20. А вот пример того, как выдвигаются скрытые обвинения. Предположим, Джо не реагирует на просьбу Мэри.
а) Вместо того чтобы сказать: «Ты не слушаешь меня, когда я о чем-нибудь прошу. Ты - подонок!», Мэри заявляет: «На меня никто не обращает внимания».
б) Или, если по каким-то причинам ей нужно еще глубже запрятать свое обвинение (как де2 Сатир
34
Психотерапия семьи
лают шизофреники), она может сказать: «Весь мир просто глух».
21. Когда просьбы и обвинения приобретают такую неявную форму, любой присутствующий при этом третий человек оказывается сбит с толку и мучается вопросами: «Кто что и от кого хочет? Кто кому что сделал? »
а) Ребенок может совершенно запутаться.
б) Терапевт порой находится в полном замешательстве до тех пор, пока не составит отчетливое представление, от кого исходят и кому адресованы эти просьбы и обвинения.
22. При прослеживании континуума от наиболее функциональных к самым дисфункциональным взаимоотношениям авторы желаний и обвинений обнаруживаются все реже и реже.
а) Они чаще адресуются ближайшей планете, нежели самому близкому человеку.
б) Ответы на просьбы и обвинения становятся все более уклончивыми.
Сообщения как будто бы никому не адресуются. Ответы на них также произносятся как бы в пустоту.
23. Мэри и Джо зачастую игнорируют просьбы и обвинения, уходя от ситуации. При этом они выставляют этот явный уход как скрытое обвинение.
а) Они могут уходить в многословность: «Делай то, что тебе нравится... Делай, как хочешь... Дорогой, ты всегда прав».
б) Они могут уходить без всяких комментариев, в прямом смысле слова покидая «поле боя»,
Часть I 35
в самый критический момент процесса принятия решения, передавая при этом следующее скрытое сообщение: «Делай, что хочешь. Мое отсутствие - необходимое условие жизни с тобой».
в) Средствами для ухода могут служить наркотики, сон, алкоголь, невнимательность, «глупость», когда они дают понять: «Делай, что хочешь. Чтобы жить с тобой, мне приходится быть полоумным».
г) Они могут уходить в соматические заболевания, говоря тем самым: «Делай, что хочешь. Чтобы жить с тобой, мне приходится болеть».
д) В крайнем случае может осуществляться уход в психическую болезнь, что означает: «Делай, что хочешь. Чтобы жить с тобой, я должен быть сумасшедшим».
24. Под маской уклончивости и двусмысленности скрывается стремление Мэри и Джо освободиться от терзающих их противоречивых чувств и выяснить, любят ли они друг друга.
а) Каждый пытается тщательно скрыть свое разочарование.
б) Каждый старается успокоить, защитить другого и сделать ему приятное, так как тот нужен ему для того, чтобы жить.
в) Что бы они не делали, то, как они это делают, красноречиво свидетельствует, насколько разочарованными, измученными и обделенными они себя чувствуют.
25. Мой терапевтический опыт подсказывает, что чем более скрытые и опосредованные способы коммуникации используют люди, тем большей дис-функциональностью, по всей видимости, харак36
Психотерапия семьи
теризуются их взаимоотношения. Тем не менее, до сих пор не прозвучало ни слова о парах, поведение которых я называю «синдромом перетягивания каната».
а) Каждый говорит: «Я прав!», «Нет, я права!»,
«Ты подонок!», «Нет, это ты стерва!»
б) Пары, поведение которых напоминает перетягивание каната, по крайней мере, вступают в открытое противостояние.
Они не делают вид, что согласны, если на самом деле это не так.
Один из супругов не путает свои желания с желаниями другого. Каждый из них может прекрасно расслышать желания другого, поскольку чаще всего они попросту выкрикиваются.
Третьему человеку не составляет никакого труда понять, что эти двое действительно не согласны друг с другом, и высказать свое мнение на сей счет.
«Перетягивающие канат» мужчина и женщина не обманывают ни себя, ни друг друга, ни окружающих на счет того, какое разочарование они испытывают. Тем не менее, недостаток самоуважения обуславливает обоюдную потребность друг в друге, и они чувствуют себя пойманными. Они могут согласиться с различностью, но не с разделенностью.
26. В общем, если отношения между Мэри и Джо достигают крайней степени дисфункционально-сти (у их ребенка прослеживается серьезное отклонение), то налицо низкая степень самоуважения, большие надежды и мало доверия. Таким образом, они легко могут сформировать взаимоотношения, при которых собственное Я одного из партнеров на поверхностном уровне становится неотделимо от другого. Уникальность
Часть I 37
самости каждого из них может признаваться лишь неявно.
а) Джо как бы говорит себе: «Я нужен Мэри, я отвечаю за нее. Мне нельзя ссориться с Мэри, иначе она уйдет от меня. Мы с Мэри ничем не отличаемся друг от друга. И между нами не должно быть никаких разногласий, разве что по пустякам. Она чувствует то же, что и я, любит то же, что и я, думает так же, как я. В нас течет одна кровь, мы живем друг для друга».
б) Каждый так неистово стремится защитить и порадовать другого, что вся его жизнь сводится к попыткам угадать, что нужно партнеру.
Каждый позволяет другому управлять собой, при этом исполняясь внутреннего негодования.
Каждый берет на себя ответственность за контроль над другим, при этом также чувствуя возмущение.
27. В результате каждый действует то как родитель, то как ребенок.
а) Каждый говорит: « Предоставь мне самому управлять своей жизнью (хотя мне бы не хотелось, чтобы ты так делала!)».
б) Кроме того, каждый говорит: «Хорошо, я буду контролировать твою жизнь (хотя мне бы хотелось, чтобы ты делал это сам)».
в) Каждый играет роль либо сильного и уверенного, либо беспомощного и слабого человека. В структуре взаимоотношений есть место только одному сильному и уверенному.
г) Каждый живет так, как будто он сам по себе, и статус мужа или жены тут совершенно ни
38
Психотерапия семьи
при чем; как будто индивидуальность и брак - не совместимы.
28. До свадьбы Мэри и Джо никогда толком не проявляли собственную индивидуальность.
а) Теперь, вступив в брак, они стараются не демонстрировать те зачатки индивидуализма, которые присутствовали у них ранее, дабы должным образом играть супружескую роль.
б) Теперь они все свои силы направляют на то, чтобы жить друг для друга.
в) Но на скрытом уровне они из кожи вон лезут, чтобы проявить свою индивидуальность.
29. Мэри и Джо продолжают поддерживать такие отношения, поскольку они не ожидали ничего другого.
а) Возможно, они всегда будут лелеять надежду, что у них все будет по-другому. (В жизни всегда происходит одно и то же, но, может быть, на этот раз все изменится.)
б) Между тем, Мэри необходимо защититься от одолевающих ее страхов при помощи тех же тактик, которые ее родители использовали друг против друга, поскольку это единственное, что ей известно. (Джо делает то же самое.)
30. Какие бы взаимоотношения не установились между Мэри и Джо, так или иначе, они разочарованы полученным.
а) Скоро к тому, что осталось от их индивидуальных ролей, и к тому, что они пытаются превратить в роли супругов, прибавятся также и родительские роли.
б) Если они сочтут сложным объединять в себе личность и супруга, то задача быть еще и родителем тоже покажется им не из легких.
ГЛАВА 4.
Стрессы, воздействующие на современную семью
1. К тому моменту, когда в семье Джонс появился
маленький Джонни, у его родителей уже сформировались определенные ожидания и потребности.
а) Своим появлением Джонни дает Мэри и Джо еще один шанс для развития, еще один шанс почувствовать себя самодостаточными, любимыми, нужными, сильными и удачливыми.
б) Джонни дает своим родителям возможность обрести подлинное продолжение самое себя, воплощение их плоти и крови.
2. Проблема в том, что у Джонни есть и свои собственные желания.
а) Едва родившись, он сразу же дает понять, что он пришел, чтобы получать, потому как физически он совершенно беспомощен, а психологически - одинок и несоциализирован.
б) Но, в силу его беспомощности, все его жизненно важные потребности непременно должны укладываться в структуру родительских нужд и ожиданий. Если он хочет получить то,
40
Психотерапия семьи
что ему нужно, он обязательно должен апеллировать к тому, что хотят и могут дать его родители.
3. Когда к своим индивидуальным и супружеским
ролям Мэри и Джо добавили еще и родительские роли, с социологической точки зрения они стали квалифицироваться как семья. Прежде чем говорить о семье Джонс, нелишним было бы вспомнить, какой смысл социологи и антропологи вкладывают в понятие семьи, и какие функции она выполняет как мельчайшая единица каждого общества.
а) Как правило, все они сходятся во мнении, что основная семья (состоящая из родителей и детей) существует в любом обществе.
б) Они определяют семью как группу, состоящую из взрослых людей обоего пола, двое из которых (супруги) живут под одной крышей и состоят в сексуальных отношениях, одобряемых обществом.
в) В семью также входят дети, рожденные или усыновленные супругами.
4. Как социальный институт такая группа индивидов выполняет функции, обеспечивающие взаимную поддержку. Эти функции таковы:
а) обеспечение гетеросексуальной половой жизни супругов.
б) продолжение человеческого рода посредством рождения и воспитания детей.
в) экономическая кооперация, осуществляемая путем разделения обязанностей между взрослыми с учетом пола, старшинства и принципа разумной целесообразности и детьми в соответствии с полом и возрастом.
Часть I 41
г) соблюдение границы поколений (при помощи табу на инцестуальные связи) таким образом, чтобы иметь возможность обеспечить оптимальное решение актуальных задач и поддерживать стабильные взаимоотношения.
д) передача детям культурных норм посредством родительского воспитания и обучения:
? обучение ролям или социально приемлемым способам поведения при взаимодействии с другими в различных социальных ситуациях. (Эти роли варьируются в зависимости от пола и возраста ребенка.)
? обучение ребенка обращению с неживой внешней средой.
? обучение ребенка общению, использованию слов и жестов так, чтобы они адекватно воспринимались окружающими людьми.
? обучение тому, как и когда выражать эмоции; регуляция эмоциональной реактивности ребенка. (Семья осуществляет обучение ребенка, обращаясь к его привязанностям и страхам, общаясь с ним вербально, невербально и подавая ему примеры для подражания.)
е) отслеживание момента, когда один из членов
семьи перестает быть ребенком и превращается во взрослого человека, критерием чего является обретение им способности выполнять взрослые роли и функции.
ж) обеспечение в дальнейшем заботы детей о своих родителях.
5. Таким образом, перед семьей, а особенно перед супругами, встает нелегкая задача. Так почему же они так стремятся взять на себя все эти обязательства? Потому ли, что дети - экономически ценное приобретение? Или потому, что иметь детей важно с эмоциональной точки зрения? Ответ на этот вопрос детерминируется культуральными
42
Психотерапия семьи
факторами. В условиях нашей культуры решающей является эмоциональная сторона.
а) Вероятно, Джо (равно как и Мэри, к которой также относится все нижеследующее) считает, что таким образом он оправдывает социальные ожидания: «У взрослых людей рождаются дети. У меня тоже есть ребенок».
б) У Джо может появиться ощущение причастности к вечности при осознании того, что после него на Земле будет жить его плоть и кровь.
в) Возможно, когда его ребенок будет делать свои первые открытия, радоваться и удивляться, Джо еще раз вместе с ним переживет впечатления своего детства.
г) Джо может попытаться нейтрализовать собственные обиды и ошибки, стараясь помочь своему ребенку избежать того, что возможно, и предвосхитить грядущие трудности.
д) Джо получает дополнительный стимул, понимая, какую огромную роль он играет в жизни своего ребенка. Он должен заботиться о нем, защищать, направлять, отвечать за него, так как он, отец, явно мудрее, воспитаннее, сильнее и вообще является авторитетной фигурой.
е) Вероятно, Джо ощущает единение с Мэри, а Мэри чувствует единение с Джо.
? К рождению ребенка причастны оба родителя; ни один из них не мог бы произвести его на свет самостоятельно.
? Забота о ребенке и его воспитание ложатся на плечи обоих родителей; никто из них не может дать этого ребенку в полной мере, если будет растить его один.
6. Но у родительской роли есть также и минусы, благодаря которым у новоиспеченных родителей могут появиться противоречивые чувства, а) Джо и Мэри не планировали заводить ребенка именно сейчас. Единственное, чего они хоЧасть I 43
тели, - получать сексуальное удовольствие от занятий любовью.
б) Возможно, они были материально не готовы к тому, чтобы кормить и одевать ребенка.
? Может быть, Джо считает, что ребенок требует материальных затрат, которые он на нынешний момент не в состоянии обеспечить.
? Может быть, у Мэри есть работа, которая вносит существенный вклад в семейный бюджет (которая ей нравится) и которую теперь придется бросить ради ребенка.
в) Они могут быть эмоционально не готовы к появлению третьего, зависящего от них члена семьи, благодаря которому их союз и превращается в семью.
? Джо может казаться, что ребенок отвлекает от него внимание Мэри.
? Мэри может казаться, что ребенок отвлекает от нее внимание Джо.
? Мэри, вынужденная на первых порах взять на себя львиную долю забот о малыше, может воспринимать ребенка как существо, требующее полной самоотдачи и почти ничего не дающее взамен, заставляющее ее изолироваться от окружающих на целый день, когда она помогает удовлетворению его потребностей.
? Их обоих может страшить ложащаяся на них ответственность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вирджини я Сатир

психотерапевт профессиональный сатир семейный

Сатир полагала, что окружение человека играет ключевую роль в формировании его личности, а потому, думаю, не будет лишним сказать об атмосфере, в которой росла сама Сатир.

Вирджиния Сатир родилась 16 июня 1916 года на ферме, в штате Висконсин. Оба ее родителя были первым поколением американцев немецкого происхождения. В интервью, которое Сатир дала Дэвиду Расселу, руководителю отдела устной истории при Калифорнийском Университете в Сайта Барбаре, она призналась, что подозревает, что предки ее уехали из Германии, так как чувствовали себя там людьми второго сорта; ее бабки по материнской и отцовской линии принадлежали к знатному роду, но опозорили свое имя, избрав в мужья крестьян.

В семье матери Сатир было семь детей, а в семье отца - целых тринадцать, оба они не понаслышке знали, что такое нужда и ссоры в семье. Сатир вспоминает, что расстановка сил в семье ее бабки и деда по отцовской линии была такова: муж, тиран и скряга, и во всем потакающая ему жена; и полная смена ролей в отношениях между бабкой и дедом по материнской линии. Как считает Сатир, виной всему тут чувство неполноценности, которым страдали оба ее деда. Сатир была первенцем у родителей, немногим позже на свет появились два ее брата-близнеца, сестра и младший брат. Она вспоминает, что в детстве чувствовала, что ей надо быстрее подрастать и помогать матери, у которой, по ее собственному выражению, было «забот полон рот» и «семеро по лавкам» Мать Сатир была богословом, отец же был далек от этой науки. По словам Сатир, ее родители постоянно ссорились, как им тогда казалось, из-за религиозных вопросов. Позже, однако, она поняла, что истинной причиной этих конфликтов было тайное подозрение отца, что для матери религия дороже его самого.

Возможно, что постоянные ссоры между родителями и подтолкнули Сатир, еще в пятилетнем возрасте заявившую, что она намерена быть «судьей над своими родителями», к решению стать семейным психотерапевтом. Но сколько бы родители не ссорились между собой, Сатир отлично знала, что они любят ее и готовы на все ради своей дочери. Сатир выросла на ферме, где с детства усвоила трепетное отношение ко всему живому. В книге «Как строить себя и свою семью» есть такие строки: «Еще в детстве я поняла, что рост - это мощная движущая сила, великое торжество жизни. Я видела, как крошечные семена, которые я сажала в землю, становились могучими растениями, маленькие цыплята вылуплялись из яиц, а поросята появлялись на свет из живота мамы-свиньи. Когда родился мой брат, это было для меня настоящим чудом!»

По окончании школы Сатир продолжила учебу в местном Педагогическом колледже, где один из преподавателей посчитал, что Сатир необходим опыт работы по специальности. А поскольку она проявляла интерес к национальной культуре разных стран, то выбор учителя пал на Центр Авраама Линкольна. Об этом периоде в своей жизни Сатир говорит следующее: «Я начала работать в этом Центре еще на втором курсе и осталась там до конца учебы. После колледжа Сатир пошла преподавать, и сразу же ей пришлось заняться не только учебой, но и вникнуть в семейные перипетии своих подопечных. Сатир любила рассказывать историю о том, как ей удалось повлиять на родителя одного из ее учеников: «Однажды один маленький мальчик уснул на уроке прямо за партой. Я спросила: «Пол, в чем дело?» А он ответил: «Понимаете, мне пришлось всю ночь простоять на улице, мой отец напился и не пускал меня в дом». В тот же вечер я пошла к ним домой и сказала отцу этого паренька: «Пол сказал мне, что прошлой ночью вы напились и не пускали его домой. Вы не имеете права так поступать, потому что ребенок должен ночью спать. Я требую, чтобы вы прекратили это». И он послушался, честное слово. Занимаясь подобной общественной работой, Сатир поняла, что единственное, чем она хотела бы заниматься-это помогать неблагополучным семьям; но она чувствовала, что ей для этого не хватает образования. Тогда она поступила в Чикагский университет на факультет социальной работы. Это явилось началом карьеры, которой Сатир посвятила всю свою жизнь.

Вклад Сатир в психотерапию

Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.

Пионер семейной психотерапии

Сатир принадлежала к разряду тех наиболее авторитетных практикующих специалистов в области психологии, которые в 50-х гг. XX в. заговорили о необходимости психоаналитической работы с семьей, а не только с отдельной личностью, как это было до того. В 1964 г. Сатир публикует свой основополагающий труд «Психотерапия в семье». И по сей день многие считают эту книгу непревзойденным учебником посемейной психотерапии.

Концепция Сатир

Вы, наверное, уже поняли, что отправным пунктом для своей концепции Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности. Все учение Сатир можно свести к шести основным идеям:

1. Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.

2. Семья - это система, а потому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (в этом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом, и нарушения обеспечены).

3. Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повысить самооценку и оберегать ее от нападок извне.

4. В каждом человеке достаточно сил для личностного роста и здоровой активной жизни.

5. Всегда есть возможности для личностного роста, но психотерапевтическую работу нужно проводить на уровне «процессов», а не «содержания».

6. Процесс изменений захватывает всего человека и включает несколько стадий.

I. Влияние родительской семьи на человека.

II. Семья как система

III. Низкая самооценка

IV. Потенциал целостной личности

V. Процессуальный подход

VI. Процесс изменений

Главная задача психотерапии Сатир - личностный рост, поскольку она сама нередко повторяла, что в каждом человеке заложен потенциал для этого роста, а психотерапия способна лишь стимулировать его. Сатир сравнивала человека с семечком, в сердцевине которого таится зародыш будущего растения, но для буйного роста ему сперва нужно накопить сил, чтобы суметь продраться сквозь заросли сорняка. Чтобы избавиться от «сорняков» - дезадаптивных убеждений и форм поведения, - психотерапевт должен в первую очередь улавливать психические состояния человека, а не замыкаться на заявленной им проблеме. Как говорила Сатир, «проблема сама по себе не является проблемой; проблема в том, как человек справляется с нею».

После ее смерти в 1989 г. журнал The Family Networker опубликовал статью «Незабываемая Вирджиния», где говорилось о роли Сатир в психотерапии и о той невосполнимой утрате, что понесла наука после ее ухода из жизни. Вот отрывок из этой статьи:

«Для многих людей Сатир была семейным психотерапевтом от Бога, родоначальником этой науки, вдохновенным исследователем и увлеченным практиком. Она всегда была оптимистом и, обладая колоссальным запасом энергии, заставила всерьез заговорить о начале эпохи семейной психотерапии. На семинарах, многочисленных показах и даже с помощью книг Сатир удавалось производить коренные изменения на психологическом уровне; она обладала редким даром превращать унылый процесс психотерапевтической работы в триумф возможностей человека, способного стать хозяином своей судьбы.

Оставаться безучастным к ее показательным интервью и семинарам было просто невозможно. Даже если вы прятались в толпе, надев маску равнодушия, ей удавалось незаметно ослабить вашу оборону и задеть вас за живое. Она могла заставить человека поеживаться от внутреннего дискомфорта, когда на него устремлены любопытные взгляды всех сидящих вокруг, или же говорила спокойно и на редкость убедительно об огромном скрытом человеческом потенциале, в любом случае никто не оставался в стороне.

Когда прошлой осенью (1988) весть о ее смерти от рака поджелудочной железы дошла до людей, их скорбь была глубоко личным чувством. Ушел из жизни не просто врач-оратор или автор любопытных психотерапевтических методик. Потеря была гораздо серьезней. Как будто целый яркий и ни на что не похожий мир прекратил свое существование. Будто навсегда исчезло знакомое с детства явление природы.

Вирджиния Сатир оказала огромное влияние на массу людей, для которых была психотерапевтом, учителем, коллегой, другом и примером для подражания»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение теории коммуникативных стилей В. Сатир, ее практическое использование для полноценного межличностного общения (достижение психологического комфорта коммуникаторов). Описание, анализ условий провидения эксперимента. Формы поведения коммуникаторов.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    Проблема социализации воспитанников детских домов. Исследование уровня развития детей и состояния здоровья в приемных семьях. Основная проблема детдомовских детей школьного возраста, позиция приемных родителей. Сущность понятия "семья" по Вирджинии Сатир.

    практическая работа , добавлен 29.08.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного канадско-американского учёного, специализирующегося в экспериментальной психологии и когнитивных науках Стивена Пинкера. Анализ исследований автора в его книге "Язык как инстинкт".

    анализ книги , добавлен 11.04.2010

    Основные биографические факты личностного и творческого становления известного американского психолога Эрика Эриксона, место феномена идентичности в его научных изысканиях. Исследования Эриксоном бытовых условий и традиций индейского племени Сиу.

    доклад , добавлен 23.05.2009

    Основные типы семейного воспитания, их эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики. Особенности родителей, имеющих черты агрессивной, авторитарной модели общения. Влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Тренинг как возможность получить навыки нового взгляда на мир, дающего более эффективное взаимодействие с ним. Цели и задачи "Тренинга личностного и творческого развития", сроки и место его проведения, этапы проведения мероприятия, полученный эффект.

    отчет по практике , добавлен 19.09.2009

    Изучение видов мотивации и анализ состояния проблемы мотивов и мотивации в психотерапии на современном этапе. Исследование влияния мотивации на эффективность психотерапии: клинические случаи и анализ конструктивного и деструктивного вклада мотивации.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Понятие и характеристика семейного воспитания, описание и отличительные черты его типов и форм, основные факторы. Причины дисгармонии семейных отношений и влияние ее на личностное становление и развитие ребенка в младшем и подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2010

    Влияние смысло-жизненных ориентаций на становление самосознания и особенности Я-концепции. Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности. Сравнительный анализ гендерных особенностей личностного самоопределения юношей и девушек.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Становление личности в концепции Эриксона. Периодизация генетической определенности стадий развития личности: младенчество, раннее и среднее детство, подростковый и юношеский период, ранняя и поздняя зрелость. Влияние неполной семьи на развитие ребенка.

Вирджиния Сатир. Почему семейная терапия?

1. Семейные терапевты имеют дело с семейными трудностями.

а) Когда один из членов семьи (пациент) испытывает трудности, которые проявляются в определенных симптомах, то эти трудности так или иначе затрагивают всех членов семьи.

б) Многие терапевты считают полезным называть члена семьи, у которого проявляется симптом, «выделенным пациентом» 1 , а не«больным»или«странным»или«виноватым», как его обычно называют в семье.

в) Это делается по той причине, что терапевт рассматривает симптомы «выделенного пациента»как исполняющие определенную функцию и для семьи, и для самого индивида.

2. В ряде исследований было показано, что семья ведет себя так, будто она представляет собой единое целое. В 1954 г. Джексон ввел термин «семейный гомеостаз».

а) Согласно концепции семейного гомеостаза, семья действует таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие.

б) Члены семьи способствуют сохранению этого равновесия не только явными способами, но и скрытыми.

в) Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических, предсказуемых паттернах коммуникации в семье.

г) Когда семейный гомеостаз оказывается под угрозой, его участники прилагают много усилий, чтобы его сохранить.

3. Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза.

а) Супружеские отношения –это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Супруги являются«архитекторами»семьи.

б) Затрудненные супружеские отношения порождают расстройство в воспитании детей.

4. Выделенный пациент –это член семьи, на которого наиболее заметно повлияли затрудненные супружеские отношения, и на нем больше всего отразилось расстройство в родительском воспитании.

а) Его симптомы служат сигналом «СОС»о трудностях его родителей и о нарушении семейного равновесия, происходящем в результате.

б) Симптомы выделенного пациента представляют собой сообщения о том, что он искажает свое собственное развитие, пытаясь принять на себя и облегчить трудности своих родителей.

5. Многие терапевтические подходы называются «семейной терапией», но отличаются от предлагаемого здесь метода, поскольку эти подходы в основном ориентированы не на семью как единое целое, а лишь на отдельных членов семьи. Например:

а) У каждого члена семьи может быть свой собственный терапевт.

б) Или у всей семьи может быть один и тот же терапевт, но они видятся с ним отдельно друг от друга.

в) Или у пациента может быть свой терапевт, который время от времени встречается с другими членами семьи «ради»пациента.

6. Все большее число клинических наблюдений приводит к выводу, что семейная терапия должна быть ориентирована на семью в целом. Этот вывод сначала опирался на наблюдения, показавшие, как члены семьи реагируют на индивидуальное лечение одного из членов семьи, обозначенного как «шизофреник». Но дальнейшие исследования показали, что и семьи с малолетними правонарушителями реагируют на индивидуальное лечение этого члена семьи таким же образом. В обоих случаях оказалось, что:

а) Другие члены семьи мешали индивидуальному лечению «больного»члена семьи, пытались включиться в лечение или саботировали его, как будто семья была заинтересована, чтобы он оставался«больным».

б) Госпитализированный или заключенный пациент часто чувствовал себя хуже или регрессировал после посещения членами семьи, как будто семейное взаимодействие имело прямое влияние на его симптомы.

в) Другим членам семьи становилось хуже, когда пациенту становилось лучше, как будто болезнь одного из членов семьи была необходима для функционирования этой семьи.

7. Эти наблюдения заставили многих психиатров и исследователей, ориентированных на индивидуальное лечение, переоценить и подвергнуть сомнению некоторые предпосылки.

а) Они заметили, что если пациент рассматривается как жертва его семьи, слишком легко отождествиться с ним или чрезмерно защищать его, упуская из виду, что:

– пациенты, в свою очередь, столь же способны превращать в жертвы других членов семьи;

– пациенты способствуют закреплению своей роли как больных, странных или виновных.

б) Они заметили, в какой значительной мере им приходится опираться на явление переноса, чтобы произвести изменения.

– возможно при этом, что многое в так называемом переносе пациента в действительности было подходящей реакцией на поведение терапевта в неправдоподобной, бедной взаимодействиями терапевтической ситуации;

– кроме того, терапевтическая ситуация с большей вероятностью закрепила бы патологию, чем представила новое положение вещей, вызывающее сомнения о прежнем восприятии;

– если поведение пациента до некоторой степени представляет собой перенос (т.е. характерное для него отношение к матери и отцу), то почему бы терапевту не помочь пациенту общаться с семьей более прямо, встречаясь с пациентом и его семьей вместе?

в) Они заметили, что терапевты проявляют больший интерес к тому, что происходит в воображении пациента, чем к его реальной жизни. Но даже если они проявляли интерес к реальной жизни пациента, пока они встречались лишь с самим пациентом в терапии, им приходилось руководствоваться его версией этой жизни или пытаться строить догадки о том, что в ней происходит.

г) Они заметили, что стараясь изменить образ действий одного из членов семьи, они старались, в сущности, изменить образ действий всей семьи в целом.

– это возлагало ношу инициатора изменений в семье на одного лишь пациента, а не на всех членов семьи. Пациент и без того являлся именно тем членом семьи, который старался изменить ее образ действий, а когда его побуждали приложить к этому еще больше стараний, то в ответ он получал лишь все более резкую критику со стороны своей семьи. Тогда его ноша становилась еще тяжелее, и он чувствовал себя еще менее способным.

8. Как только терапевты начали видеться со всей семьей в целом, раскрылись другие аспекты семейной жизни, порождавшие симптомы, аспекты, которые раньше упускались из виду. Другие исследователи семейного взаимодействия сделали подобные открытия. С точки зрения Уоррена Броуди, супруги ведут себя с нормальным ребенком иначе, чем с симптоматическим:

. . .в присутствии своего « нормального » ребенка родители способны относиться друг к другу с такой свободой, гибкостью и широтой понимания, в которую трудно поверить, учитывая ограничения в отношениях между родителями, когда они общаются с симпто-матическим ребенком. Любопытно, почему это происходит именно так. 2

9. Но психиатры, все больше склонявшиеся к семейной терапии, не первыми признали межличностную природу психической болезни. Первооткрывателями в этой области исследований были Салливан и Фромм - Рейхман, наряду со многими другими психиатрами, психологами и социальными работниками. Движение «Защита ребенка»было другим важным шагом вперед; оно помогло нарушить традицию выделения одного из членов семьи для лечения.

а) Терапевты из центров «Защиты ребенка»включали в лечение и ребенка, и мать, хотя они чаще всего встречались с матерью и ребенком в разное время, в отдельных терапевтических сессиях.

б) Они все больше осознавали важность участия отца в терапии, хотя они обнаружили, что его трудно вовлечь в работу; обычно им не удавалось вовлечь отца в терапевтический процесс.

– по рассказам терапевтов, отцы чувствовали, что воспитание ребенка –это скорее работа жены, а не мужа; если ребенок ведет себя беспокойно, то терапевту нужно встретиться с женой;

– терапевты из центров «Защиты ребенка», поскольку они с самого начала были ориентированы на взаимоотношения между матерью и ребенком, легко поддавались доводам отца, так что им трудно было его убедить в том, насколько важна его роль в семье для здоровья ребенка;

– клиники «Защиты ребенка»продолжали сосредотачивать свое внимание на«материнстве», хотя они все больше признавали важность«отцовства». И независимо от того, включали ли они отца в свой подход к терапии, они продолжали фокусироваться на муже и жене в их родительских ролях, а не на их супружеских отношениях. При этом многократно отмечалось, насколько сильно супружеские отношения влияют на отношения родительские. Мюррей Боуэн пишет, например:

Поразительным было следующее наблюдение: когда родители близки друг к другу, эмоционально уделяют больше времени друг другу, чем пациенту, то состояние пациента улучшается. Когда любой из родителей становится больше эмоционально связан с пациентом, чем с другим родителем, то состояние пациента немедленно и автоматически ухудшается. Когда между родителями есть эмоциональная близость, то они не могут выбрать неправильный подход к воспитанию пациента. Пациент хорошо реагирует на твердость, мягкость, наказание, « разговоры начистоту » или на любые другие воспитательные меры. Когда родители « эмоционально разведены » , любая и всякая воспитательная мера не приносит успеха. 3

10. Семейные терапевты обнаружили, что им легче заинтересовать мужа в семейной терапии, чем в индивидуальной, потому что сам семейный терапевт убежден в важности участия обоих «архитекторов»семьи.

а) Как только терапевт успешно убеждает мужа, что он значим для терапевтического процесса и что никто не может говорить за него или занять его место в терапии или в семейной жизни, то он с готовностью вовлекается в процесс.

б) Жена (в своей материнской роли) может инициировать семейную терапию, но через несколько терапевтических встреч, муж вовлекается в нее так же сильно, как жена.

в) Семейная терапия воспринимается как нечто нужное и осмысленное всей семьей. Муж и жена говорят: «Теперь, наконец, мы вместе и можем разобраться в сути происходящего».

11. Начиная с первого контакта, семейные терапевты исходят из определенных предпосылок о том, почему один из членов семьи обратился за терапевтической помощью.

а) Обычно первый контакт происходит потому, что кто-то за пределами семьи обозначает Джонни ярлыком «трудного»ребенка. Первой за помощью обычно обращается встревоженная жена (мы назовем ее Мэри Джонс). Она действует в роли матери«трудного»ребенка Джонни. Раз ребенок обеспокоен, то мать чувствует себя виновной в этом.

б) Но беспокойное поведение, вероятнее всего, появилось у Джонни задолго до того, как взрослый, не принадлежащий к их семье, обозначил его ярлыком «трудного»ребенка.

в) До тех пор, пока постороннее лицо (часто учитель) не назовет Джонни «трудным», члены семьи Джонс наверняка будут вести себя так, как будто они не замечают поведения Джонни; его поведение устраивает его близких, потому что оно исполняет определенную семейную функцию.

г) Обычно какое-то событие или происшествие вызывает у Джонни симптомы; из-за этих симптомов посторонним становится очевидно, насколько ребенок обеспокоен. События могут быть такими:

– изменения, влияющие на малую семью (т.е. семью, состоящую из родителей и детей) 4 извне: война, экономическая депрессия и т.д.

– изменения в семье со стороны жены или в семье со стороны мужа: болезнь бабушки, финансовые затруднения дедушки и т.д.

– приезд или отделение кого-то из членов малой семьи: бабушка переезжает и начинает жить вместе с семьей, семья сдает комнату постояльцу, семья увеличивается в размере с рождением еще одного ребенка, дочь выходит замуж;

– биологические изменения: у ребенка начинается переходный период, у матери начинается менопауза, отец попадает в больницу;

– большие социальные изменения: ребенок поступает в школу, семья переезжает в другой город, отец переходит на новую должность, сын поступает в колледж.

д) События такого рода могут повлечь за собой симптомы, потому что супругам необходимо адаптироваться 5 к этим изменениям. Эта необходимость создает дополнительную нагрузку на супружеские отношения; отношения в семье переосмысляются, а это, в свою очередь, влияет на равновесие семьи.

е) Семейный гомеостаз может быть функциональным (или «подходящим») для членов семьи во время одного периода семейной жизни и нефункциональным в другие периоды, так что события влияют на семью по-разному.

ж) Но если событие влияет на одного из членов семьи, то оно в некоторой степени влияет на каждого в ней.

12. После первого разговора с Мэри Джонс терапевт уже может построить догадки о взаимоотношениях между Мэри и ее мужем, которого мы назовем Джо. Если считать верным предположение, что нефункциональные супружеские отношения являются главной причиной симптомов ребенка, то отношения между мужем и женой становятся главным объектом терапии.

а) Что за люди Мэри и Джо? В каких семьях они воспитывались?

– когда-то они были двумя отдельными людьми, выросшими в разной семейной обстановке;

– теперь они стали архитекторами новой семьи, своей собственной.

б) Почему из всех людей на свете они выбрали себе в супруги друг друга?

– то, как они выбрали друг друга, дает большое понимание, почему теперь они разочарованы друг в друге;

– то, как они выражают свое разочарование друг в друге, дает ключ к пониманию того, почему Джонни необходимы симптомы, чтобы семья Джонсонов оставалась вместе.

Сатир (Satir) Вирджиния (1916, Винсконсин 1988) американский психолог. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии.… … Психологический словарь

Сатир (Satir) Вирджиния - (1916, Винсконсин 1988) американский психолог. Биография. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии. Занималась… … Большая психологическая энциклопедия

САТИР - (Satir) Вирджиния (1916 1989) американский психолог, семейный психотерапевт. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

Одна из статей на тему Нейролингвистическое программирование (НЛП) Основные статьи НЛП · Принципы · История Новый код · НЛП и наука · Библиография Принципы и методы Раппорт · Рефрейминг · Милтон модель Репрезентативные системы · Нейрологические… … Википедия

Статья посвящена истории нейролингвистического программирования. Одна из статей на тему Нейролингвистическое программирование (НЛП) Основные статьи НЛП · Принципы · НЛП психотерапия · История Новый код · НЛП и наука · Библиография · Словарь… … Википедия

Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

Одна из статей на тему Нейролингвистическое программирование (НЛП) Основные статьи НЛП · Принципы · НЛП психотерапия · История Новый код · НЛП и наука · Библиография · Словарь Принципы и методы Моделирование · Метамодель · Милтон модель Позиции… … Википедия

Книги

  • Семейная терапия. Практическое руководство , Вирджиния Сатир, Р. Бэндлер, Д. Гриндер. Книга основоположницы семейного консультирования Вирджинии Сатир посвящена важнейшей теме - работе с семьей. На примере тщательного разбора собственных случаев ислучаев своих…
  • Психотерапия семьи , Вирджиния Сатир. Поведение человека во многом определяется сложной системой правил, принятых в его семье. Но правила эти зачастую не осознаются, и, чтобы разобраться с ними, необходима помощь…

Вирджиния Сатир (Virginia Satir) (1916-1988) - американский психолог. Родилась в Висконсине 26 июня 1916г. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). . В 1942 г. получила степень магистра психологии. Занималась частной психотерапевтической практикой. С 1955 по 1958 г. участвовала в программе психологии семьи Института психиатрии штата Иллинойс, затем работала в Калифорнийском научно-исследовательском институте психиатрии в Пало Альто. С 1973 г. - профессор университетов Винсконсин и Чикаго. Одной и первых обратилась к исследованию проблемы психологии семьи и семейной терапии (Совместная семейная терапия. 1964).

Книги Сатир Вирджиния

Видео автора

Долго и счастливо: все о мужчине, Женщине и семье (1/11)

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (2/11)

Муж и женщина.

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (3/11)

"Делай, как мы. Родительские послания".

Долго и счастливо: все о мужчине, Женщине и семье (4/11)

"Родословное древо - яблоко от яблони". Речь в этим видеофильме посвящена генограмме - родословной, в которой отмечены важные события в жизни наших предков и их влиянию на нашу жизнь.

Долго и счастливо: все о мужчине, Женщине и семье (5/11)

"С больной головы на здоровую" (Родителям о детях).

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (6/11)

"Чужой среди своих - подросток в семье".

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (7/11)

"Не в деньгах несчастье".

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (8/11)

Роли выживания - привычные модели поведения, усвоенные в детстве, которые человек использует всякий раз, когда оказывается в стрессе.

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (9/11)

Современный мир фантастически тревожен по отношению к семье - общество то безудержно поддерживает семью, то безутешно хоронит.

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (10/11)

"Голова против тела" Современный человек воспринимает тело как нечто совершенно отдельное от себя.

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (11/11)

"Гимнастика мозга" (Упражнения по снятию стресса для детей и взрослых).