Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Рисование в технике "Батик" поэтапно для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото. Техника батик: основные этапы техники, мастер-класс и советы для начинающих Как сделать горячий батик в домашних условиях

Мастер-класс для начинающих по технике "батик" от Elleplatz.

Е сли кто то думает, что в изготовлении батика самое трудное нанести краску на ткань, то он ошибается, - это самое легкое и интересное из всего процесса изготовления работы. А весь процесс - это несколько последовательных этапов. И не все из них являются очень интересными. Судите сами.

Этап первый. Натягиваем ткань.

Рамки. Они могут быть различными по размерам, от маленьких до больших, и даже простые пяльца для вышивания подойдут. Принцип один, на рамку должна закрепляться ткань таким образом, чтобы все пространство для рисования было на весу. То есть рамка должна иметь профиль, проще сказать, бордюрчик по краям, как на фото. И эта сторона с бордюрчиком и будет лицевой стороной работы.

У меня несколько рамок, самая большая из них 135х135 см, ее я использую для росписи одежды, другие, которые поменьше, использую для изготовления шарфов и картинок (50х100), для шарфа натягиваю в два приема и он получается в готовом виде длиннее метра, и есть маленькие для картинок.

Рамки многоразового использования!

На них мы рисуем, но готовую работу реализуем не на них, иначе весьма накладно получится. Но об этом позже, сейчас мы еще только ткань натягиваем.
Если Вы начинающий исполнитель батика, то Вам достаточно одной рамки, или можно попробовать на больших пяльцах.
Кнопки я использую обычные канцелярские. Они прокалывают ткань и оставляют следы. Поэтому, в тех местах, где ткань не будет впоследствии обрезана, нужно использовать зажимы. Это Вам понадобится только в случае изготовления росписи, превышающей размеры Вашей рамки. Вот, например, когда я расписываю длинную юбку-солнце, она даже на мою большую рамку 135 х 135 см не умещается, и я расписываю ее частями в четыре приема, или в два приема, в зависимости от длины изделия. Я использую простые канцелярские зажимы для бумаги. Продаются и специальные в магазинах для художников, они, наверняка, очень хорошие и удобные, только я не пробовала.
Этими простыми кнопками я накалываю ткань по периметру рамки с торца вгоняя кнопки, или с обратной стороны, как душе угодно, но ткань при этом должна быть натянута руками достаточно туго, чтобы не провисала на рамке .

Теперь ткань.

Все рекомендации написаны в защиту шелка натурального. Это правильно. Натуральный шелк - красивая дорогая ткань и т.п. Я ее использую только на одежду и только на заказ!
Я использую любую тонкую ткань! Любую синтетику, хлопок, лен, атлас, все что угодно, и что недорого. Сейчас качество синтетических тканей таково, что полиэстер по своим свойствам может храниться дольше натурального шелка. Для одежды, конечно, он не обладает всеми свойствами натуральных волокон, но для картинок самый раз, да и для шарфиков вполне, и для юбки тоже хорошо.
Все ткани по-разному воспринимают резерв и краску, На одних растекается мгновенно, на других замучаешься размазывать, но любую можно в итоге разукрасить. Для начинающих рекомендую ткань с названием креп. Это оптимальный вариант, на котором и резерв хорошо ложится, и краска хорошо растекается до контуров.

Этап второй. Рисунок.

Вот мы и добрались до резерва. Ткань натянута на рамочку, и на нее нужно нанести рисунок.
Уберите подложку из бумаги, отложите ее, может, еще понадобится.
Поскольку все нормальные люди есть нормальные люди, то я не рекомендую брать пример с меня и наносить рисунок резервом на ткань сразу без предварительного рисунка карандашом на бумаге.
Поэтому, берем лист бумаги такого размера, которого у нас должен получиться готовый рисунок. И рисуем рисунок карандашом на этом листе. Затем подкладываем этот рисунок под ткань так, чтобы он просвечивал через нее, закрепляем в нескольких местах булавками, чтобы не съезжал, и обводим по контуру. Через креп, шифон, и другие ткани рисунок будет просвечивать. И через тонкий хлопок будет. А плотные ткани - это несколько сложнее, для начинающих лучше пробовать на тонких. Для специалистов: под рамку с плотной тканью ставим лампу направленного света и сводим рисунок.
Теперь у нас ткань с рисунком на рамке. И этот рисунок мы будем обводить резервом.
Резерв - это состав, который не позволяет краске растекаться по ткани. Мы будем делать холодный батик, потому что это проще и доступнее всем желающим.
Небольшое отступление для информации: Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Чем же отличается холодный батик от горячего?

В технике Холодный батик роль резерва выполняет специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Узелковый - это когда ткань окрашивается анилиновыми красителями, а перед окрашиванием складывается определенным образом, завязывается узелками.
Свободная роспись - это чем кто хочет кто во что горазд и красителями и резервом и краской масляной все в кучу, у художников получаются замечательные оригинальные неповторимые результаты.

Продолжаем. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Их легче купить, чем приготовить. Было когда то советское время, и все было страшным дефицитом, и мешали мы бензин с парафином. А сейчас все просто - пошел и купил за 40 - 50 рублей баночку резерва бесцветного. Если хочется цветной, тоже пожалуйста, хотя я делаю цветные резервы путем добавления в бесцветный небольшого количества масляной краски. Цвет получить можно любой, если получился густой, то разбавляется бензиномочищенным (для зажигалок). Но это мой каприз, потому как выбор большой всех цветов в продаже есть. Они продаются в баночках и в тюбиках.

Из баночек наносятся на ткань рейсфедером - стеклянными трубочками с резервуаром, из тюбиков просто выдавливаются сразу на ткань. Резерв наносим непрерывной линией. Принцип такой: Лучше несколько раз по одному месту, чем ни разу! Если Вы первый раз, то возьмите подкрашенный или цветной резерв, его лучше видно, чем бесцветный.
Для картинок можно использовать любые резервы. А для одежды лучше те, что в баночках, потому как красивые объемные резервы из тюбиков могут облезть при стирке изделия. Кроме того, те, что наносятся рейсфедером, жидкие, хорошо пропитывают ткань насквозь, и вероятность дальнейшего протекания краски минимальна. А из тюбика резерв обычно объемный и красивый, он проще наносится, но сложнее контролировать сквозное пропитывание ткани. Есть, конечно, способы: например, мыльным раствором можно проверить, но начинающим рекомендую нанести контур жидким резервом, а объемным из тюбика, если хочется, обвести контуры в конце работы, поверх нанесенной краски.

Контуры рисунка должны быть замкнутыми!

От резерва до резерва растечется краска, и она заполнит всю огороженную для нее поверхность. Если контур не замкнуть, то потечет краска дальше куда сама захочет, и поймать ее будет очень трудно.
Нанесли контур и поставили его сохнуть. До полного высыхания жидкого резерва обычно час, густого из тюбиков три, пять часов. Но Вам торопиться некуда, поставьте работу до завтра и будьте спокойны, за ночь точно высохнет.
А потом возьмете краски для батика, палитру в виде тарелочки или формочек из коробок с конфетами, и разукрасите свой батик по своему вкусу, как Вам нравится.

Если сомневаетесь, как его разукрасить, то достаньте отложенную бумагу с рисунком, возьмите акварельные или другие краски для бумаги и разукрасьте сначала бумагу. Посмотрите. Если понравилось, то также разукрашиваем ткань. Техника разукрашивания проста, кисточкой краску капнул - она течет себе до контуров. Это на крепе, на других хуже течет, но все равно растечется в итоге. Главное, не заехать кисточкой за контур на те места, где не должно быть краски.
Про краски. Они тоже разные. Есть такие, которые нужно запаривать, их лучше использовать для горячего батика, но можно и для холодного на картинки, которые стирать и мочить никто никогда не будет. А есть с меткой акрил, они запариваются утюгом. Вот их очень удобно использовать для росписи одежды. Они чуть дороже, но ассортимент!!! Даже если Вы никогда не умели и не умеете и не собираетесь учиться смешивать краски, то ими можно получить любой цвет в готовом виде за Ваши деньги. В моей палитре 10 баночек и этого достаточно много даже при моих бесконечных экспериментах.
Вот и все, самая приятная часть работы закончилась. Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками…

Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками. Быстро сохнет. Если Вы не захотели сверху на вашу картинку нанести контур из объемного резерва в тюбиках, или какой другой объемный контур, то через пару часов ваш батик высохнет. Если же нанесли какую обводку, то, соответственно, подольше будет сохнуть.
Когда рисунок высох его снимаем с рамки и проглаживаем утюгом очень хорошо для закрепления краски. Температура подбирается по максимальной температуре для данного вида ткани. Я еще потом через мокрую марлю утюжу, чтобы уж точно пропарилось хорошо. Если использовали объемный контур, то гладится изделие только с изнанки, эти контуры температуры совсем не любят, плавятся и могут прилипнуть к доске, так что удачи при утюжке.

Вот закрепили, а теперь все зависит от того, как вы собирались использовать данное изделие дальше. Это платок на голову? подол юбки? штора на окно? картина на стену? Понятно, что от этого зависит дальнейшая обработка и оформление изделия. Здесь я опишу самый сложный вариант - вариант картины на стену. Почему он для меня самый сложный? Да потому что он начинается так: Уговариваем два дня мужа, чтобы он сделал рамочку! Можно и три дня уговаривать. Вот для юбки или шторки проблем нет, села и сшила, а вот рамочку... Уговорили.

Вот он берет брус подходящего сечения и длины и делает из него рамку для батика. Подходящее сечение - это такое, чтобы как можно меньше, но готовая рамка бы при этом бы не вибрировала, а держалась жестко. Делать это так: Брус напиливаем на четыре части: по сторонам рамки, причем, концы спиливаем под углом 45 градусов, эти стыки и будем теперь склеивать. Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.

Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.

Обязательно выравниваем углы, чтобы все углы рамки были прямыми. На фото показан простой и всем доступный инструмент для выравнивания углов - это коробочка из под дисков.

Когда углы немного подсохли, вырезаем уголки из плотного картона и приклеиваем на углы, закрепляя их таким образом.

И теперь сушим рамку. Сохнет рамка на этом столе от пяти до десяти часов, много не мало, чтобы все хорошо приклеилось и закрепилось. А на следующий день, у меня обычно получается именно так, натягиваем на готовую рамку ткань с готовым рисунком. Это делается просто: намазывается клеем одна сторона и прикалывается ткань кнопками, потом противоположная сторона, а потом остальные. Если изделие большое, то первую сторону начинаем прикалывать с угла, а последующие от центра к краям. Теперь опять сушим. И опять сушим не менее пяти часов, а лучше 24 часа. Теперь кнопки можно убрать .

У нас получилась картина в технике батик на рамке, готовая для оформления ее багетом.

Техника окраски ткани холодный батик это очень творческий и интересный процесс. Вы можете создать картину любой сложности на ткани. Все зависит от навыков и фантазии художника. Сейчас вы узнаете, что вам потребуется для работы и ознакомитесь с процессом.

Материалы для холодного батика

Нам нужен материал, на котором можно рисовать. Обычно для батика используется шелк. Он идеально подходит для техники холодного батика. Но можно использовать и другие материалы, такие как хлопок или сатин, а в некоторых случаях вы можете использовать шерсть. Холодный батик лучше всего рисовать на ткани из натурального волокна. Если вы новичок, лучше используйте хлопок или сатин, а в будущем с практикой вы сможете переключиться на шелк.

Краски для холодного батика

Красители для тканевой живописи в технике холодного батика это краски на водной основе. Существует широкий спектр производителей и большое разнообразие цветов, доступных на рынке. Для новичка удобнее сразу приобрести комплект красок с основными цветами. В процессе рисования вы можете смешивать краски и получать желаемые оттенки и цвета. Существуют красители для шелка и универсальные, которые подходят для любой ткани. Внимательно почитайте руководство по применению, прежде чем покупать краски! Все производители красителей для ткани указывают, какие материалы подходят для этой краски, независимо от того, устойчивы ли они к вымыванию воды и необходим ли метод фиксации.

Резерв для холодного батика

Резерв является основой для техники холодного батика. Резерв представляет собой полужидкое адгезивное вещество, которое отделяет окрашенные области на ткани. Существует прозрачный резерв, который затем можно смыть теплой водой и контурами разных цветов для окрашивания тканей, а также резерв, который становится частью изображения и фиксируется (устойчив к вымыванию) вместе с красителями.

Кисти и губки для батика

Для нанесения красителей на ткань вам понадобится:
  • Контейнер с водой для мытья кистей
  • Бумажные салфетки для сухих щёток
  • Палитра для смешивания цветов.

Процесс изготовления холодного батика

Давайте рассмотрим основной принцип техники холодного батика. Этот метод довольно прост. Изображение переносится на ткань, очертания областей ткани резервируются, а затем ткань окрашивается. Важно помнить, что резерв и краски должны наноситься равномерно и аккуратно. Опишем процесс в 6 шагов:

1. Выбор рисунка

Вам нужно выбрать шаблон, который можно разделить на ограниченные замкнутые области одного цвета. Идеально подходят рисунки из детских раскрасок.

2. Перенос рисунка на ткань

Рисунок переносится на ткань тканевым карандашом или исчезающим маркером, который затем смывается. Просто закрепите рисунок под своей тканью и обведите контуры. Если ткань толстая, лучше подсветить узор лампой.

3. Закрепите ткань на раме

Возьмите раму соответствующего размера и прикрепите к ней ткань. Ткань должна быть прочно натянута, от этого зависит качество картины.

4. нанесите резерв на ткань

Заполните стеклянную трубку резервом или возьмите предварительно изготовленную контурную трубу с соответствующим диаметром сопла. Сначала попробуйте на кусочке ткани, плотно прижмите контурную трубу или стеклянную трубку к ткани. Помните, что наш резервный контур должен следовать шаблону равномерно и четко. Каждый цвет должен быть замкнут, чтобы предотвратить случайное просачивание краски. Высушите поверхность феном или просто подождите пока резерв высохнет.

5. Роспись батика красками

Перед заливкой контуров вам необходимо проверить их на замкнутость. Чтобы сделать это, возьмите губку, пропитанную чистой водой с каплей шампуня и промокните область. Если вода не выходит за пределы контура, то все сделано правильно. В областях, где контур не был замкнут, снова нанесите резерв и снова проверьте целостность контура.


Красители наносят кистью или ватным тампоном. Чтобы краска равномерно растекалась, смочите область заливки водой.

6. Фиксация красителя на батике

Дайте вашей картине полностью высохнуть, затем ее можно снять с рамки. Возможно, вам придется поправить некоторые области. Ознакомьтесь с инструкциями производителя по фиксации красителя. Некоторые красители фиксируются путем глажки утюгом. Другие красители фиксируются феном или в духовке.
Ваше прекрасное творчество завершено. Используйте технику батика для создания картин, украшений для дома, домашней мебели, одежды и многого другого. Это восхитительное хобби и приятный способ выразить свою креативность и раскрыть талант.

Узнайте, как сделать ткань батик горячим, холодным, узелковым способом, чтобы изготовить из него красивый шарф или сделать из старой футболки дизайнерскую вещь.

Виды батика


Батик представляет собой ручную роспись по ткани (на синтетике, шелке, шерсти, хлопке) для которой используют резервирующие составы.

Вкратце о технологии этого рукоделия: на полотно наносятся краски, чтобы на стыке оттенков получить четкие границы, применяют закрепитель, называемый резервом. Он изготовлен на водной основе или с использованием бензина, парафина, его состав зависит от выбранной ткани, техники, красок.

Слово «батик» в переводе с индонезийского «капля воска». Есть несколько способов получения рисунка на ткани по данной технологии:

  • холодный;
  • горячий;
  • окрашивание скрученной и связанной ткани;
  • свободная роспись.
Более детально рассмотрим их отличия:
  1. В горячем батике в качестве резерва используют воск. Его наносят специальным инструментом, который называется чантингом. Воск ограничивает распространение краски, так как не поглощает её. Его расплавляют, поэтому данный вид называется горячим батиком. Краска наносится в несколько слоев. По окончании работы воск удаляют. Таким способом чаще всего расписывают хлопчатобумажную ткань.
  2. Холодный батик прекрасно подходит для декорирования шелка, искусственных тканей. В этой технологии используются краски на основе анилина. Резерв может быть жидким, когда он приготовлен на основе бензина и густым, если имеет резиновую составляющую. Есть бесцветные и цветные резервы. Резиновые наносят из тюбиков, а бензиновые посредством стеклянных трубочек с резервуарами. В холодном батике однослойное нанесение краски, поэтому работа требует большей аккуратности по сравнению с горячим способом.
  3. Свободная роспись применяется на тканях из синтетических волокон и натурального шёлка. Для нее чаще всего используют анилиновые красители и масляные краски.
  4. При узелковом батике на окрашиваемой поверхности сначала завязывают много мелких узелков, перевязывая их ниткой. После окрашивания их удаляют.
  5. Складной батик или «сибори» - это перевязывание ткани определенным образом с последующим окрашиванием.

Как декорировать шарфик своими руками?

Перейдем от теории к практике. Попробуйте сделать такой очаровательный шарф, изготовив ткань батик холодным способом. Для этого возьмите:

  • прямоугольник белого шелка размером 0,5х1 м;
  • кнопки;
  • рамку для натяжения ткани;
  • прозрачный резерв и трубочка для него;
  • специальные краски для батика голубого и синего цвета;
  • бензин, который используют для зажигалок;
  • емкости, чтобы разводить краски;
  • 2 кисточки;
  • крупную соль.
Увлажните ткань водой, используя кисть. Натяните полотно на раму, прикрепите к ней кнопками. Чтобы сделать ткань батик, нанесите на полотно кистью голубую краску.

Если у вас рамка меньшего, чем полотно, размера, красьте его секторами. Для этого приколите одну часть, оформите ее, затем - вторую и последующие.


В данном случае роспись по ткани начата со среднего сектора. Здесь по плану должны находиться облака. Разбавьте краску небольшим количеством воды, нанесите на полотно, а сверху посыпьте крупной солью. Такая манипуляция нужна для того, чтобы соль впитала воду, при этом на ткани останутся эффектные разводы.


Посушите этот участок струей теплого воздуха, держа фен не близко к полотну, затем стряхните соль. После оформления середины, переходим к краю, на котором изобразим море.

Также намочите этот участок ткани водой, натяните его на раму. Осторожно, чтобы не проглотить резерв, втяните его в трубочку. Выдувая на полотно, изобразите волны или другой рисунок моря. Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб.


Просушите резерв, вновь увлажните ткань водой, покрасьте этот участок голубой и синей краской.


Натяните другой край шарфа, на котором будет изображена земля и растения на ней. Нарисуйте резервом цветы, например, ромашки, траву, просушите. Увлажните ткань, раскрасьте эти цветы.


Высушите шарф феном, снимите с рамы. Чтобы закрепить краску, несколько раз прогладьте оформленное полотно с лицевой и изнаночной стороны утюгом. После этого нужно прополоскать изделие в холодной воде, чтобы ушла соль. В заключение - опять несколько раз прогладить утюгом. Все, можно красиво завязать шарф на шее и полюбоваться тем, каким замечательным он получился.

Роспись по ткани: холодный способ

Посмотрите, какие еще удивительные полотна получаются благодаря данной технологии.


Такое можно заключить в красивую раму и повесить на стену. Для работы использовались:
  • натуральный шелк - крепдешин;
  • черный резерв, стеклянная трубочка для него;
  • кнопки;
  • подрамник;
  • анилиновые краски;
  • простой карандаш;
  • каланоковые кисти.
Начнем с выбора эскиза. Очень эффектно смотрятся цветы. В конце статьи показано, как рисовать некоторые из них, которые вы можете включить в свою композицию.

При нанесении элементов на полотно, рисуйте их так, чтобы каждый имел замкнутый контур. Наносите на контуры резерв не задерживаясь, но и не спеша, чтобы он успел пройти внутрь ткани, но не оставлял кляксы.

  1. Постирайте ткань, хорошо натяните ее на подрамник, закрепив кнопками.
  2. Наполните стеклянную трубочку резервом, нанесите этот состав на контуры элементов картины.
  3. Чтобы было больше оттенков, одну и ту же краску разбавьте разным количеством воды. Для этого удобно использовать одноразовые стаканчики или баночки из-под йогурта.
  4. Сначала распишите цветы - от светлого до темного тона, затем - фон.
  5. Присыпьте полотно солью, дайте ему подсохнуть, затем стряхните соль.
  6. Когда ткань батик высохнет, снимите ее с подрамника. Через сутки прокипятите в течение 3 часов, постирайте в мыльной теплой воде. Прополощите, добавив в воду немного уксуса.
  7. Осторожно отожмите, прогладьте полотно влажным.

Техника батик - горячий способ


Такой подойдет для тех, кто не хочет кропотливо закрашивать каждый фрагмент полотна, проявляя усидчивость. Даже если особо не стараться, все равно получатся эксклюзивные, сделанные в технике батик костюмы, юбки, платки, если затем из полученной ткани сшить эти изделия. Познакомимся с данным способом декорирования ткани поближе.

Традиционно мастерицы сначала наносят на полотно любое из этих веществ в расплавленном виде:

  • парафин;
  • воск;
  • стеарин;
  • либо смесь этих веществ.
Для нанесения раствора на ткань используют специальный инструмент - чантинг, он представляет собой леечку с тонким кончиком.


Сейчас широко используют кисти, при помощи которых наносят точечные капли, мазки на ткань. После этого сверху покрывают краской.


Затем можно снова нанести на определенные участки воск и другую краску. Если вы хотите, чтобы узоры были упорядоченными, можете окунать в расплавленный воск штампы и наносить его таким образом.


Можно использовать 2–3 тона или больше - 4–5, тогда получится полотно такого типа.


Когда краска высохнет, нужно избавиться от воска. Для этого на полотно кладут газету, проглаживают ее. Она впитает расплавленный парафин. Затем кладут еще одну, проглаживают. Используют и другие газеты, если есть остатки воска.


Ознакомьтесь с мастер-классом, в котором рассказано, как эффектно будет выглядеть выполненная по принципу батик одежда. В данном случае вы будете декорировать шаль.


Для работы вам понадобятся:
  • натуральная ткань (шелк, хлопок, шерсть);
  • трафарет из картона;
  • краски для росписи по ткани;
  • стакан воды;
  • кисточки;
  • воск;
  • целлофан, газеты;
  • резиновые перчатки;

При работе наденьте одежду, которую не жалко испортить, так как краска для ткани не отстирывается. Лучше надеть непромокающий фартук, который защитит вещи.

  1. Застелите рабочую поверхность газетами, целлофаном, чтобы она не испачкалась.
  2. Желтую краску разведите в воде в емкости. Опустите сюда ткань.
  3. Когда она окрасится, отожмите руками в перчатках, просушите феном, чтобы быстрее высохла.
  4. Положите на полотно трафарет. Это могут быть не только осенние листья, но и бабочки, цветы, сердечки и т.д.
  5. Поместите кусочки воска в небольшую кастрюлю или ковш, растопите на водяной бане. Можно использовать свечи.
  6. Приложите трафарет к выбранному участку на ткани, нанесите сюда кистью расплавленный воск.
  7. Если хотите, стряхните воск с кисти, чтобы на платке появились красивые капли и разводы. Для этого можете растереть их кисточкой.
  8. Добавьте в водный раствор желтой краски немного зеленой, покройте ткань этой салатовой краской.
  9. Промокните губкой капли краски с листьев (они не окрасятся салатовым, так как покрыты воском). Просушите полотно феном.
  10. Прогладьте полотно через тряпочку. Чтобы платок стал мягче, прополощите его в воде, в которую добавьте кондиционера.
  11. Осталось высушить палантин и можно примерять обновку, любуясь тем, как краски для батика и ваше трудолюбие помогли создать дизайнерскую вещь.

Раскраска футболки

Ее нам также поможет создать техника батик. Вы можете нарисовать цветы, животных, используя холодный, горячий способ или сделать вот такой абстрактный рисунок.


Его поможет сделать узелковый способ. Для него вам будут нужны:
  • краска для батика;
  • белые нитки;
  • техническая миска;
  • вода;
  • кисть;
  • хлопковая или шелковая ткань.


Завяжите узелки вот таким образом:


В поэтапном мастер-классе показано, как действовать дальше.


В такой технике можно сделать узоры не только на футболках, но и раскрасить леггинсы.


Посмотрите на несколько способов сворачивания полотна, чтобы сделать ткань батик.


На первом рисунке показано, что нужно сперва прошить наметкой, затем затянуть эту нить и накрутить ее на данное место. На втором рисунке уже 3 наметочных шва - два из них делают справа, а третий - слева. Останется затянуть нить, намотать ее, и можно красить ткань, чтобы получился батик.


Чтобы сложить полотно, как рис. 3, вам понадобятся:
  • ткань;
  • деревянная дощечка;
  • нить;
  • ножницы.
Сначала ткань сворачивается «гармошкой». Теперь к лицевой стороне нужно приложить дощечку, перевязать ее в двух местах нитями. Ткань на рис. 4 также сначала складывают «гармошкой». Затем ее нужно перемотать нитью и придать заготовке форму елочки, также при помощи нитей. Таким образом можно изготовить детский батик, декорируя футболку для ребенка.

Следующий образец получается путем складывания полотна несколько раз и перевязывания веревкой крест-накрест.

Как нарисовать цветы?

Вы можете воспользоваться следующими идеями, когда будете создавать в технике батик детскую или взрослую одежду, полотно для декорирования помещения. Композиции из цветов прекрасно смотрятся на таких вещах.

  1. Чтобы нарисовать фиалку, сначала начертите окружность, чуть вытянутую к левому и правому краям.
  2. В ее центре обозначьте сердцевину, из которой наверх выходит маленький овал, который впоследствии будет цветоножкой. Не забудьте изобразить стебель.
  3. Вот как нарисовать цветы дальше. Изображаем 3 симметричных лепестка, а за двумя верхними - еще по одному.
  4. Нарисуем на одном стебле 2 зубчатых листа.
  5. Сотрите овал. Вот таким образом можно раскрасить ткань батик, нарисовав на ней фиалки.
Если вы хотите, чтобы на полотне красовался целый букет, следующий мастер-класс вам поможет.

  1. Начертите 3 овала разного размера. В центре каждого изобразите волнистую сердцевину цветка, а внизу - стебель.
  2. Теперь нужно нарисовать вокруг каждой сердцевины по цветку, а справа наверху – бутон.
  3. Изобразите стебли более объемными. Подрисуйте к каждому листья, нарисуйте их и вокруг цветков.
  4. Сотрите вспомогательные окружности.

На полотне нужно сразу рисовать букет цветов, без вспомогательных линий, поэтому лучше сначала потренируйтесь в этом на бумаге, а затем вы уже сможете создать детский батик или взрослый на ткани.


А вот как нарисовать розы.


Сначала на бумаге начертите несколько окружностей, затем преобразуйте каждую в многослойный распустившийся бутон. Поэтапные фото помогут в этом. Потренировавшись на бумаге, вы с первого раза нарисуете резервом розы на ткани и создадите красочное полотно в технике батик.

Мне часто приходят на почту письма о том, что человек мечтает, но не верит в то, что батик в домашних условиях сделать возможно.

В письмах вы, дорогие читатели, пишите, как восхищает вас этот вид декоративно-прикладного искусства, как хочется иметь в своем гардеробе парочку эксклюзивных вещей ручной работы, как мечтается делать для близких красивые подарки.

Но это не так сложно, как кажется на первый взгляд! Перед глазами МНОЖЕСТВО историй о том, как человек, не имея никакого художественного рисования творил кисточкой и краской настоящие шедевры! Почитайте такие истории подробно в рубрике «Мастера батика» и сами все поймете. Главное в этом деле, на мой взгляд — желание творить, восхищение текстильной росписью, время на обучение и на любимое хобби. Я всем советую постоянно просматривать работы тех, кто рисует батик давно и талантливо — это необыкновенный источник вдохновения, кладезь идей! Как часто я не могла заснуть после того, как листала такие галереи работ, в голову лезла туча самых разных идей, мыслей, образов!

Лично я не вижу ничего зазорного в том, чтобы пробовать учиться у мастеров, даже где-то порой используя их готовые решения и идеи (главное, не использовать чужой опыт с коммерческой целью, конечно). Например, я встречала в Интернете массу вариаций на тему маков Марии Каминской:

Я и сама когда-то копировала ее картину, чтобы научиться хотя бы чуточку рисовать так красиво.

Итак, вы полны желания и целеустремленности? Я задумала сей пост, чтобы дать вам готовую план-схему, как научиться рисовать батик с отсылкой в мои прежние посты. Готовы? Тогда поехали!

Первое, что вам нужно сделать: купить . Подробности прочтете, если пойдете по ссылке.

Второе: определитесь с техникой, лучше для начала выбрать , а уж потом постепенно продвигаться дальше.

В моей коллекции собрано множество шаблонов и для того, чтобы вы сумели создать свой собственный шедевр, поищите, обязательно найдете как простые рисунки, так и сложные.

Поэтому говорю вам, как человек, прошедший через все это: у вас получится научиться рисовать на ткани самому! Хотя курсы, конечно, дадут также много информации и возможность пообщаться с единомышленниками.

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость - резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики .

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому , но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

  • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.