Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Разделение труда пооперационно в швейном цехе. Конспект урока "пошив наволочки с пооперационным разделением труда". Понятие о ткацком производстве

20 марта 2012

Трудовые операции можно разделить на основные и вспомогательные.

Основная трудовая операция является частью технологического процесса по изготовлению отдельных деталей или сборки из них изделий (например, сверление одним и тем же отверстий в заготовке).

Технологической операцией называется отдельная законченная часть процесса обработки или сборки, выполняемая на одном рабочем месте одним или несколькими рабочими.

Вспомогательные трудовые операции представляют собой главным образом предварительную ориентировку в работе, организацию рабочего места, настройку и наладку станков, инструментов.

Чтобы научиться выполнять трудовые операции так, как выполняют их слесари на заводах, надо иметь знания, умения и навыки в работе.

При изготовлении металлических изделий слесарю приходится размечать, рубить, опиливать заготовки, резать ножовкой, клепать, нарезать резьбу, сверлить и выполнять другие операции.

В школьных мастерских каждый ученик в основном изготовляет изделие от начала до конца. При этом у школьников вырабатываются навыки в выполнении многих операций.

Окончив школу, такие учащиеся работают на металлообрабатывающих заводах, заводах по ремонту автомобилей, тракторов, троллейбусов, в мастерских по ремонту бытовых металлических изделий.

Работая в школьной мастерской, вы замечали, что много времени затрачивается на вспомогательные трудовые операции. Так, чтобы выполнить отверстие для ручки в заготовке молотка, надо подобрать сверло нужного диаметра, проверить и наладить станок, крепежное приспособление, затратив на сверление двух отверстий 15 — 20 минут.

На заводах изготовляют детали по операциям. Один рабочий на станке выполняет операцию сверления многих одинаковых деталей, другой снимает на них фаски и т. д.

Таким образом, технологический процесс — от заготовки до готового изделия — осуществляется на нескольких станках и не одним рабочим. Так, при изготовлении крепежных болтов один токарь протачивает заготовки до заданного размера; другой — обрабатывает головку болта; третий —нарезает резьбу на стержне. Такая пооперационная организация труда позволяет изготовлять больше изделий, быстрее и лучшего качества.

Каждый рабочий должен хорошо управлять станком, на котором он работает, уметь быстро налаживать инструмент, контролировать качество выпускаемой продукции.

При операционной работе ошибка, допущенная одним рабочим, отражается на работе других.

Невнимательность, неточность приводят к браку и к невыполнению плана бригадой, цехом.

На заводах выполнение плана, а следовательно, и заработок рабочих зависят от слаженности, умения рабочих быстро и качественно работать. Руководит работой в бригаде бригадир. Он помогает молодым рабочим осваивать профессию, контролирует работу каждого, распределяет работы. Бригада в цехе работает по принципу: «Один за всех, и все за одного».

Подробнее об операционной работе вы узнаете, когда будете проходить производственную практику на заводе.

Вопросы

  1. Что значит пооперационное изготовление изделий?
  2. Что называется технологической операцией?
  3. Как понимать слова: «Один за всех, и все за одного»?


«Слесарное дело», И.Г.Спиридонов,
Г.П.Буфетов, В.Г.Копелевич

Изготовляя несколько одинаковых деталей, ученик быстрее овладевает операциями. На этих занятиях работают напряженнее, чем на обычных занятиях. Действовать быстро, четко, организованно необходимо каждому работающему в коллективе. Перед началом работы надо познакомиться с техническими требованиями, предъявляемыми к изделию, а по технологической карте и чертежу проверить себя, понятно ли задание. Не забывайте, что при выполнении отдельных операций…

Поточное производство — наиболее прогрессивный метод организации производства, характерный для промышленных швейных предприятий. Основные характеристики поточного производства:

  • разделение труда между исполнителями;
  • разделение процесса на несложные операции, равные или кратные по времени;
  • закрепление каждой технологической операции за определенным рабочим местом;
  • значительное повышение производительности труда за счет специализации рабочих мест, многократной повторяемости выполн
  • соблюдение специализации потоков, секций, групп и рабочих мест;
  • улучшение качества продукции благодаря специализации рабочих;
  • рабочие места и оборудование размещают в технологической последовательности обработки изделия;
  • непрерывное изготовление изделия — последовательная передача полуфабрикатов с операции на операцию немедленно после их выполнения;
  • сокращение длительности производственного цикла (время пребывания швейного изделия в цехе от момента подачи его в крое до сдачи на склад готовой продукции) за счет повышения производительности труда и ритмичности работы;
  • рациональное использование оборудования ввиду его полной загрузки;
  • благоприятные условия для комплексной механизации и автоматизации производства.

При организации поточного производства руководство швейного предприятия решает следующие важные вопросы:

  • бесперебойное снабжение потока кроем, полуфабрикатами, фурнитурой, вспомогательными материалами;
  • смена ассортимента и моделей требует значительной перестройки всего производственного процесса;
  • безаварийное снабжение рабочих мест электроэнергией, паром, налаженная работа оборудования;
  • усиление контроля за своевременностью отшива полуфабрикатов.

В зависимости от количества подаваемых на рабочие места деталей кроя и полуфабрикатов различают потоки с поштучным, пачковым и комбинированным (поштучно-пачковым) питанием.

При поштучном питании на рабочие места подают по одному полуфабрикату. Такой способ питания применяют в конвейерных потоках со строгим ритмом.

Пачковое питание используют в потоках со свободным ритмом. Размер пачки зависит от вида изделия и стадии его готовности. Величина пачки должна быть такой, чтобы не появлялась монотонность в работе. Время обработки одной пачки не должно превышать 30 мин. В таблице 1 приведены типовые размеры пачек. Для эффективной работы пачку не разбирают, а обрабатывают с зажатыми с одной стороны деталями, или цепочкой, не отрезая нитки.

Таблица 1. Типовые размеры пачек

Вид материала

Величина пачки по группам обработки, ед.

заготовка

монтаж

отделка

Плательные шерстяные ткани

Хлопчатобумажные ткани типа ситца

Ткани типа фланели

Шелковые ткани

Потоки бывают сквозные и секционные — с выделением секций заготовки, монтажа, отделки. Обычно в потоках организуют заготовительную, монтажную и отделочную секции. Не исключена и другая организация пошива: два монтажа, общая отделка на несколько потоков.

Преимущества секционных потоков перед несекционными:

  • повышение качества продукции и производительности труда за счет специализации рабочих мест;
  • обеспечение бесперебойной работы потока при переходе на новые модели за счет межсекционных запасов;
  • в потоках большой мощности возможен различный ритм работы по секциям;
  • чтобы избежать операций с повышенной кратностью, в монтажной секции выделяют два-три параллельных однотипных потока с суммарной мощностью, равной мощности заготовительной секции.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И ОПЕРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ШВЕЙНОГО ЦЕХА

За организацию производства, прием-передачу, выдачу работникам заданий отвечают руководитель цеха, технологи, технический директор (главный инженер). На финансово-экономическую службу возлагают:

  • обеспечение документального фиксирования и отражения в учете движения кроя, фурнитуры, готовой продукции;
  • контроль объемов выполненных работ и начисление работникам сдельной зарплаты;
  • планирование, оперативное диспетчирование пошива изделий, регулирование производственного процесса для выхода на нормы производственной программы;
  • контроль показателей сдачи готовой продукции.

Учитывая обозначенную специфику, рассмотрим учетно-контрольные аспекты организации швейного производства , а также ситуации, которые требуют оперативного регулирования (поточное производство с пачковым запуском кроя).

Шаг 1. На запланированные к пошиву изделия от технологов затребуют нормативы. Это Конфекционная карта, Спецификация деталей кроя, Технологический процесс. Они нужны для планирования производственной программы.

Шаг 2. Составляют и выверяют Производственную программу . При необходимости программу корректируют с учетом ее выполнения в предыдущем месяце, поступления новых заказов, аварийной поломки оборудования и других факторов.

Ассортимент швейных изделий часто меняется. Применяют последовательно-ассортиментный или последовательно-цикличный запуск моделей. По мере запуска и выполнения работ отмечают факт в Производственной программе.

При расхождении сроков принимают оперативные меры. Выше показано положение дел в производстве на 12.07.2018. Видно, что блузы «Манго» сдали на склад готовой продукции с опозданием — фактически 08.07 (согласно плану их должны были сдать 05.07). Также на три дня позже начали пошив блуз «Вишня». Расхождений можно избежать, если контролировать поступление кроя в швейный цех.

Шаг 3. Контролируют поступление кроя из раскройного цеха в швейный согласно производственной программе.

Передачу кроя швейным цехам, учет кроя в процессе пошива и отделки, а также передачу готовых изделий на склад организуют по Маршрутным листам . Маршрутный лист выписывают в раскройном цехе на основании Карты раскроя . На крой по одной карте раскроя может выписываться несколько маршрутных листов. Количество изделий, на которое выписывают маршрутный лист, зависит от вида ассортимента и особенностей производства. Маршрутный лист сопровождает пачку кроя всех деталей из основной ткани, подкладки и приклада изделий одного размеророста.

В маршрутный лист вносят следующие данные:

  • номер цеха, смены и бригады, для которых предназначен крой;
  • номер карты раскроя и номер раскладки, по которым выполнен раскрой ткани;
  • код изделия, номер модели и заказа;
  • размерные признаки;
  • количество единиц изделий и их номера;
  • характеристику ткани, процент содержания волокон;
  • номер цвета и др.

Представим Маршрутный лист на блузу «Цитрус» в количестве 26 шт., пошив которой предусмотрен на втором потоке.

Первый раздел маршрутного листа заполняют в раскройном цехе и используют для оформления передачи кроя в швейный цех. Приемщик принимает крой согласно маршрутным листам, путевке возчика и конфекционной карте.

Второй раздел заполняют в швейном цехе при сдаче на склад законченной партии готовой продукции. Заведующий складом расписывается во втором разделе маршрутного листа о получении. При обнаружении изделий с текстильными или производственными пороками заполняют строку «Списывается с маршрутного листа по акту-накладной №___», указывают дату и количество изделий.

Маршрутный лист выписывают в трех экземплярах. Количество экземпляров маршрутных листов соответствует количеству технологических переходов. На каждом из них остается один экземпляр с подписями, подтверждающими сдачу полуфабрикатов или изделий.

Первый экземпляр маршрутного листа оставляют в раскройном цехе для учета выдачи кроя в швейный цех, второй — в швейном цехе для отчета за полученный крой швейных изделий. Третий экземпляр после оприходования готовой продукции на складе передают сначала в плановый отдел для учета выполнения производственной программы, а затем в бухгалтерию для учета сдачи готовых изделий. Сдачу маршрутных листов в плановый отдел и бухгалтерию организуют по Сопроводительным реестрам .

В швейном цехе все поступившие Маршрутные листы вносят в Накопительную ведомость учета кроя в швейных цехах . Ведомость ведут по наименованиям, шифрам и моделям изделий. При необходимости экономист по планированию или бухгалтер сверяют учетные данные с записями в накопительной ведомости.

Шаг 4. Оперативно направляют запросы в швейный цех.

В производстве важно обеспечить ритмичную работу всех подразделений, равномерную их загрузку и выполнение программы. Координацию работ по обеспечению ритмичности производства выполняет плановый отдел или диспетчерская служба. Информацию о поступлении кроя в швейный цех плановикам передают в форме Сводок , которые формируют из сведений накопительных ведомостей учета кроя.

Руководство швейного цеха предоставляет сводку в плановую службу. По cводкам определяют, как выдерживаются сроки производственной программы и объем загрузки рабочих. Из Сводки на 05.07.2018 видно, что в швейный цех поступили комплекты кроя на блузы «Коралл», начало работ по пошиву которых запланировано на 05.07.2018 в производственной программе.

Шаг 5. Контролируют движение пачек кроя по рабочим местам и ведут учет объемов выполненных работ.

Для сопровождения пачек кроя по рабочим местам и учета выработки рабочих в швейных цехах применяют ведомости учета выработки рабочих, привязанные к маршрутным листам. Ведомости выписывают в раскройном цехе по реквизитам маршрутных листов в одном экземпляре. Комплектовщица кроя заполняет все реквизиты ведомости:

  • номера маршрутных листов;
  • номер модели;
  • размеры и порядковые номера изделий;
  • количество единиц изделий.

Ведомости учета выработки вместе с кроем поступают в швейный цех. Приемщица кроя проверяет правильность заполнения ведомостей и количество изделий, складывает пачки на стеллажи по группам обработки, вкладывая в каждую пачку деталей ведомость соответствующей группы.

Подборщик кроя доставляет пачки кроя вместе с ведомостями на рабочие места. Рабочий, обработав пачку кроя, проставляет под номером своей операции табельный номер, указывает количество обработанных изделий и дату.

Мастер проверяет правильность заполнения ведомостей, подбирает ведомости по порядку маршрутных листов и передает их в бухгалтерию для расчета заработной платы.

Рассмотрим Ведомость учета выработки рабочих № 14/3 от 05.07.2018 , которая относится к Маршрутному листу № 14. В зависимости от срочности работ, количества изделий в пачке и квалификации рабочих одну пачку могут брать в работу два и более рабочих. Тогда каждый рабочий напротив своей закрепленной операции указывает выполненное количество (операции 33 и 35).

О закреплении операции рабочих уведомляют заранее при запуске и выстраивании потока на новую модель (номер операции, содержание работ, норма времени, сдельная расценка, закрепленное оборудование, требуемая оснастка). Операции, как правило, типовые, а ряд изделий отличается цветом и фурнитурой. В таких случаях в ведомостях не пишут полное содержание операций, указывают только номер. Это упрощает заполнение ведомостей рабочими.

Ведомости важны не только для начисления сдельной зарплаты. Ведомость учета выработки поступит в экономическую службу только после завершения по пачке последней операции (часто это упаковка продукции). Оценить уровень незавершенного производства, движение кроя, процент готовности заказа в производстве поможет оперативная Сводка о незавершенном производстве от мастера швейного цеха. При необходимости в Сводке указывают номера пачек, маршрутных листов. Сводку мастер формирует на основании ведомостей и фактического просчета пачек по рабочим местам.

Рассмотрим несколько производственных ситуаций на основе Сводки от 11.07.2018 .

Производственная ситуация № 1

Необходимо выяснить, сможет ли цех в срок сдать на склад блузы «Цитрус».

  • сколько продукции находится на каждой операции техпроцесса (информацию берут из Сводки от 11.07.2018);
  • нормы времени на выполнение каждой операции (по техпроцессу, см. Шаг 1);
  • численность бригады/смены. Оптимально уточнить «живую» численность у мастера, а не опираться на штатную, так как рабочие могут уйти в отпуск, на больничный.

Расчет начинают с табл. 2.

Таблица 2. Оценка уровня незавершенного производства по блузе «Цитрус»

№ операции по техпроцессу

Количество изделий в НЗП

Объем работ до готовности на единицу продукции, н/ч

Необходимый фонд рабочего времени на объем, н/ч

4 = [ 2 ] × [ 3 ]

Итого

Аналогичные расчеты выполняют по всем моделям, которые находятся в запуске. Необходимый фонд рабочего времени для завершения работ составляет: блузы «Коралл» — 250 ч, блузы «Вишня» — 963 ч.

Согласно производственной программе на 15.07 запланирована завершающая сдача блуз «Цитрус», а на 13.07 — блуз «Коралл». Это две первоочередные задачи, которые нужно выполнить. Одновременно в работе остается блуза «Вишня» (ее сдача запланирована на более поздний срок, в данном расчете эту модель не учитываем). Необходимый фонд рабочего времени составляет 738,2 ч (488,2 + 250).

Поток № 2 швейного цеха работает в две смены, в каждой смене по 12 работников. Режим — пятидневка. Значит, осталось три рабочих дня (11, 12 и 13 июля). Фонд времени составит 576 ч (12 × 2 × 3 × 8). Времени недостаточно . Если организовать выход в выходной день (суббота, 14 июля), то располагаемый фонд времени увеличится до 768 ч (12 × 2 × 4 × 8). Разница между необходимым и располагаемым фондом незначительная — 29,8 ч (768 - 738,2). Рабочие в простое не окажутся, после выполнения операции по двум срочным моделям вернутся к пошиву блуз «Вишня».

Вывод по расчетам: для сдачи в срок блуз «Цитрус» и «Коралл» необходимо:

  • организовать выход рабочих в выходной день (действовать согласно трудовому законодательству);
  • отложить пошив блуз «Вишня», которые также идут в запуске, и прогнать в первую очередь блузы «Цитрус» и «Коралл».

Важная деталь: ситуация рассматривалась упрощенно, без учета других факторов.

Производственная ситуация № 2

На одной из операций находится большое количество пачек, поэтому есть угроза срыва сроков сдачи продукции. Узкое место — операция № 34 (15 пачек, 370 шт.). Пропускная способность рабочего места — 50 шт. в смену, или 100 шт. в сутки. В уже оговоренные три рабочих дня (до 15.07) выход с операции составит 300 шт., а еще нужно учитывать блузу «Коралл», срок сдачи которой 13.07.

Принимают следующие меры для решения ситуации:

  • организуют дополнительного рабочего на операцию № 34;
  • передают часть пачек для выполнения операции № 34 на поток № 1 (при условии, что такое организационное решение не нарушит работу еще одного потока).

Шаг 6. Организуют выписку и контроль расходования фурнитуры.

Выдачу фурнитуры швейным цехам организуют по Заборной карте на количество полученного цехом кроя по установленным нормам расхода. Заборную карту на каждую модель в двух экземплярах выписывает плановый отдел на основании норм расхода. Один экземпляр — складу, второй — швейному цеху.

При выдаче фурнитуры производят запись в обоих экземплярах заборных карт. Прием-передачу материальных ценностей подтверждают подписями представителей цеха-получателя и склада. Дополнительная выдача или замена фурнитуры производится с письменного разрешения технического директора компании по требованиям-накладным .

Заборные карты закрывают в конце отчетного периода (декады, месяца) и передают в бухгалтерию для проверки и учета фурнитуры. В заборной карте должны быть указаны:

  • цех-получатель;
  • дата выписки и номер заборной карты;
  • цифровое значение лимита, на какое количество продукции рассчитан лимит;
  • подробная информация о продукции.

Максимальное количество фурнитуры, которое может быть отпущено со склада, указывают в графе «Лимит». Документ подписывают руководитель подразделения, которое устанавливает лимит, и материально ответственные лица подразделений цеха-получателя и склада. По окончании месяца подводят итог отпуска фурнитуры. Подсчитывают общее количество выданных материальных ценностей и вычитают из них возвраты.

Рассмотрим Заборную карту на получение фурнитуры № 83 от 01.07.2018 .

Заборная карта № 83 выписана из расчета на 800 единиц готовой продукции. Лимиты указаны с учетом процента технологических потерь. Например, этикетка брендовая — 820 шт. Отклонение от лимита допускается только в меньшую сторону. Ленту отделочную передали в количестве 365 м вместо 370, так как это был остаток рулона.

Для учета и контроля фурнитуры ведут . На основании Заборной карты № 83 получение цехом материальных ценностей отражено в графах 7 и 8, возврат на склад — в графах 21 и 22.

В графе «Списание затрат на себестоимость готовой продукции» отражены фурнитура и материалы, включенные в себестоимость выпущенной продукции. В графах 15 и 17 проверяют выдерживание норм.

В материальном балансе отражают все виды движения, которые могут иметь место в условиях швейного цеха. Это может быть передача между потоками для ускорения сдачи модели (графы 9, 10, 21, 22), излишки и недостачи по инвентаризации (графы 11, 12, 19, 20).

ООО «Аршин»

Материальный производственный баланс по фурнитуре

За период: 01.07-31.07.2018

Изделие: Блуза «Манго» 12-183

Подразделение: Швейный цех/Поток № 2

Объект учета

Остаток на начало периода

Приход

Расход

Остаток на конец периода

наименование

ед. изм.

артикул

цена, руб.

получено со склада

получено от другого цеха/потока

взяты в учет излишки по инвентаризации

итого

списание затрат на себестоимость готовой продукции

акт списания/брак/дефекты

Списана недостача по инвентаризации

Возврат на склад/передача в другой цех/поток

Итого

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

количество

сумма, руб.

Этикетка брендовая

Лента отделочная

Застежка-молния

Застежка-молния

Тремпель

Нитки «Манго»

Пакет упаковочный

Итого

Начальник ПЭО Суворова Е. С. Суворова

Контроль материального баланса позволит предпринять следующие оперативные меры реагирования:

  • организовать пересмотр норм. Например, на указанные 800 шт. блуз «Манго» ленту отделочную списали на себестоимость меньше нормы (336 м). По результатам инвентаризации выявили и взяли в учет излишки. Такие факты говорят о завышенных нормах и необходимости срочно их проверить;
  • организуют работу с материальными остатками после завершения пошива всей запланированной партии. Например, нитки и ленту отделочную сдают на склад, так как их цвет не подходит для другой выпускаемой продукции. Пакеты и этикетки перенаправляют на продукцию, пошив которой ведут (блуза «Вишня»);
  • организуют работу по повышению сохранности материальных ценностей. За отчетный период провели списание застежки-молнии и тремпеля из-за наличия дефектов. Проверяют организацию работы на рабочих местах, предусматривают дополнительные тележки и стеллажи для фурнитуры, готовой продукции. Следует обратить внимание и на существенную недостачу: застежка-молния — 60 шт. Важно исключить хищения, пошив неучтенной продукции.

Шаг 7. Контролируют сдачу готовой продукции, соответствие объемов запуска и выпуска.

Как уже обозначено в Шаге 3, сдачу готовой продукции на склад ведут по второму разделу маршрутного листа. По маршрутным листам для контроля объемов выпуска целесообразно организовать . По маршрутным листам указывают количество продукции, которую запланировано получить из комплектов кроя (графа 5), и количество фактически сданных на склад изделий (графа 9).

В отдельных случаях брак продукции может быть выявлен уже на складе. Тогда готовую продукцию возвращают в цех на доработку. Сдачу на склад исправленной продукции отражают в учете дважды (графы 7 и 9). Чистая сдача на склад, то есть сдача за минусом возвратов на исправления брака, отражается в графе 10.

По отдельным моделям окончательного брака не избежать (например, в изделиях из шелка). Брак отражают в графе 11. В отчетном месяце по модели «Цитрус» списали 24 шт. Как правило, при составлении производственной программы учитывают вероятный неисправимый брак и организуют запуск в большем количество, чем нужно передать заказчику.

При организации производства и запуске изделий даже опытным технологам и экономистам не всегда удается предусмотреть все производственные факторы. Для оперативной корректировки объемов работ, соблюдения сроков сдачи при отставании от плана часть работы передают от одного потока (цеха, бригады, филиала) на другой. Такое движение кроя в производственном балансе вносят в графу 6. По блузе «Цитрус» в июле получен крой от потока № 1 в количестве 270 ед.

Сравнивают сдачу на склад (графа 10) с программой выпуска (Шаг 1). По блузам «Манго» и «Коралл» отклонений нет, программа выполнена. Блуза «Цитрус »: план — 1700 ед., на склад сдали 1650 ед. Выясняют и устраняют причину. Могла быть ошибка в документах на 50 единиц.

Блуза «Вишня »: существенное нарушение программы в 600 ед. При плане 2000 ед. на склад сдали 1400 ед. Оценивают процент готовности и определяют, сколько нужно рабочих дней для вхождения в план (см. Шаг 5). Принимают меры, корректируют производственную программу августа с учетом недовыполнения в июле.

ООО «Аршин»

Производственный баланс по объекту учета — крой/готовая продукция

За период: 01.07-31.07.2018

Подразделение: швейный цех

Изделие

Ед. изм.

Расчетный остаток готовой продукции в запуске на начало периода

Приход

Расход

Расчетный остаток готовой продукции в запуске на конец периода

Получены комплекты кроя на расчетное количество изделий

Возврат готовой продукции со склада в цех

Итого приход

Готовая продукция сдана на склад

В том числе готовая продукция с учетом исправлений

Готовая продукция списана/брак

Итого расход

наименование

шифр

от раскройного цеха

от цеха/потока

Блуза «Манго» 12-183

Блуза «Цитрус» 12-184

Блуза «Вишня» 12-185

Блуза «Коралл» 12-186

Итого

Начальник ПЭО Суворова Е. С. Суворова

Типовые причины невыполнения производственной программы в швейных цехах:

  • не отлажен технологический процесс;
  • некорректное нормирование, невыполнимый план;
  • устаревшее оборудование, когда есть узкое место в виде одной машины на весь поток, и малейшее замедление в этом месте приводит к срыву сроков;
  • недопоставки фурнитуры;
  • отсутствие уполномоченного по принятию от заказчика (при пошиве на условиях контрактного производства);
  • отсутствие рабочих по причине больничных листов;
  • нехватка квалифицированных рабочих, неукомплектованность кадрового состава (часто из-за низкой зарплаты и высоких требований к качеству пошива и объемам выработки).

В производственном балансе контроль ведут укрупненно — по моделям. На практике всегда нужно учитывать много факторов. Для недопущения просрочек организуют контроль пошива по пачкам.

В Карточку учета пачек вносят данные о количестве пачек, поступивших в швейный цех. С учетом длительности производственного цикла рассчитывают дату сдачи на склад. По фактической сдаче продукции на склад также делают отметку в карточке.

ООО «Аршин»

Из Карточки № 7 видно, что в срок сдали только пачку № 21, остальные сдают с отставанием. Оценивают, насколько критично нарушение сроков.

Пачка № 27 на склад не сдана, при этом пачки, которые поступили в цех позже, уже отшиты. Выясняют, на какой операции находится проблемная пачка, принимают меры по ускорению работ.

Часто сдачу задерживают из-за допущенного брака, неправильной расстановки приоритетов, бесконтрольности со стороны мастера. Если причина в браке, то оперативно организуют подкрой нужного количества деталей, используя для этого Акт на подкрой забракованных деталей.

Чтобы исключить нарушения сроков пошива, оптимизировать производственный цикл и повысить согласованность производительности рабочих потока, принимают следующие меры:

  • изменяют продолжительность операции за счет передачи ее части предыдущей или последующей операциям;
  • используют параллельное включение рабочих мест, вводят дополнительные рабочие места для операции;
  • производят замену оборудования, улучшают организацию труда на операции для сокращения ее времени;
  • распределяют рабочих по рабочим местам в соответствии с требованиями к производительности и индивидуальной приспособленности рабочего;
  • за каждой операцией закрепляют конкретное рабочее место, но не рабочего (рабочие могут выполнять в потоке любую работу);
  • выработку учитывают по отрывным купонам, прилагаемым к пачке деталей;
  • на каждом рабочем месте создают оптимальные условия для эффективной работы, предусматривают рациональную оргтехоснастку (бобинодержатели), плоскости для наращивания крышки промышленного стола и т. д.;
  • при комплектовании операций важную организационную роль отводят мастерам цеха, которые должны оперативно регулировать ситуацию с учетом многочисленных факторов; вводят показатели эффективности для мастера;
  • для оперативного отражения производственных данных в учете организуют автоматизированное рабочее место мастера и диспетчера, применяют штрих-кодирование в маршрутных листах.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

  1. Достоверный, полный и оперативный производственный учет — необходимая часть всей организационной работы от запуска до выпуска продукции. В швейном цехе нужно контролировать сроки и объемы сдачи продукции, не допускать узких мест, правильно реагировать на отклонения.
  2. Постановка производственного учета требует профессионализма. Важно выполнять три главных правила:
  • обеспечивают порядок на производстве — наличие техпроцесса, нумерация мест хранения, упорядоченное размещение пачек, исполнительность мастеров, исключение хищений и т. д.;
  • вырабатывают требования и отлаживают первичный документооборот (маршрутные листы, ведомости выработки, заборные карты);
  • на основе «первички» формируют группировочные документы, материальные балансы, тематические сводки, проводят анализ показателей.

Эти правила справедливы для любой формы организации учета — ручной, в Excel или программе отраслевого учета с широким функционалом.

О. С. Полякова, эксперт

Цель урока: Учить приёмам изготовления изделий промышленным способом.
Задачи:
1. образовательные:
- ознакомить учащихся и дать сведения о пооперационном разделении труда
- развивать качественные и скоростные показатели при выполнении
определённой операции;
- закрепить навык выполнения шва вподгибку с закрытым срезом;
- закрепить навык выполнения задания по образцу изделия;
- учить самостоятельному применению знаний по теме.

2. коррекционно-развивающие:
- развивать зрительный и глазомерный контроль;
- развивать связную устную речь при анализе выполненной работы
с использованием специальной терминологии;
- развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении
- операции;

3. воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении задания;
- воспитывать чувство коллективизма и товарищеской
взаимопомощи, взаимовыручки.

Материально – техническое оснащение: оборудование учебной мастерской, инструменты, образец изделия (полотенце).

Тип урока: комбинированный.
Ход урока.

1.Организационный момент.

Сдача рапорта;
проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводный инструктаж.
Сообщение темы урока.
Сегодняшний урок – урок практического повторения. А как вы знаете, на этих уроках мы выполняем заказы школы. Поступил заказ следующего характера: наша задача – пришить на полотенце метку из ткани в виде треугольника. Но прежде чем выполнять его, необходимо вспомнить все, что знаем о полотенце:

3.Повторение:
1. Из какой ткани шьют полотенце?
(х.б., лен).
2.Почему полотенце шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей?
(хорошо впитывают влагу).
3.Из скольких деталей состоит полотенце?
(одна).
4.Какую форму может иметь полотенце?
(прямоугольник).
5.Какие срезы есть у полотенца?
(поперечные, долевые).
каким швом обрабатывают срезы полотенце?
(шов вподгибку с закрытым срезом).

Очень скоро перед вами будет стоять задача выбора профессии.
Некоторые из вас думаете, что вам этот урок не нужен. Потому что вы не будете швеей.
Но в жизни всем пригодятся полученные вами знания, хотя бы при обработке мелких деталей.
Вы должны знать, где можно заказать нужное вам изделие.

По пройденным темам мы знаем, что есть пошив массовый и индивидуальный.

Какие предприятия выполняют массовый пошив изделий?
Массовый пошив изделий выполняют на крупных швейных предприятиях.

Какие предприятия занимаются индивидуальным производством одежды?
Индивидуальным пошивом и ремонтом одежды населения занимаются ателье и швейные мастерские службы быта.

Чем отличается массовый пошив изделия от индивидуального?
При массовом пошиве изделия одинакового фасона шьют большими партиями, а при индивидуальном пошиве фасон выбирает заказчик, с заказчика снимают мерки, изделие шьют с примерками.
При массовом пошиве изделия кроят по лекалам, а при индивидуальном пошиве выкройку выполняют по меркам заказчика.
Что такое пооперационное разделение труда?
Пооперационное разделение труда это когда швея выполняет одну технологическую операцию.

4. Работа с карточками.
Необходимо собрать схему пошива изделия при массовом и индивидуальном пошиве.
Массовый пошив.
Индивидуальный пошив.

Раскрой деталей изделия по лекалам.

Соединение деталей по надсечкам.
Построение выкройки.

Подготовка изделия к примерке.

Проведение одной или двух примерок.

Исправление дефектов после примерки.

А есть между ними сходство?
И на фабриках и в ателье занимаются пошивом одежды.

5.Изложение нового материала.
Учитель предлагает рассмотреть образец изделия. Учащиеся определяют, каким швом обработаны срезы полотенца и где необходимо вшить заготовленную деталь наметки. Учитель сообщает, что для обработки срезов применяют шов вподгибку с закрытым срезом. Преподаватель объявляет, что сегодня будем работать пооперационным разделением труда.

Разбор по инструкционной карте технологии вшивание заготовленной детали в готовое изделие.
1. Вырезать квадрат из ткани 7 на 7 см.
2. Заутюжить квадрат сложив его по диагонали дважды, придав ему форму треугольника.
3. Приметать заготовленную деталь метки
4. Прострочить по смётки
5. Убрать смётку, сложить

Представим, что наша мастерская является одним из цехов швейной фабрики, где каждая швея-мотористка выполняет определенную операцию по пошиву изделия. (Учитель распределяет виды операций между членами бригады.) У нас одна бригада, в каждой бригаде свой бригадир, который отвечает за качество и количество изготовленных изделий. Но выполнение всей работы зависит от каждого из вас, от того с какой ответственностью, вы отнесетесь к порученному вам делу.

6.Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения со словами:
Мы, девчонки, все умеем: чертим, шьем, рисуем, клеем.
К нам, друзья, спешите смело, здесь всегда найдется дело.

7.Практическая работа. Пришить на полотенце метку из ткани в виде треугольника.
Перед работой повторим правила безопасной работы с иглой, ножницами, на швейной машине и электрическим утюгом.
Контроль за выполнением работы.
Оказание индивидуальной помощи.
Оценивание практической работы.
Закрепление пройденной темы.

8.Итог урока.
Анализ работ.

Выставление оценок.

Тема: «Пошив наволочки с пооперационным разделением труда».

Цели: - ознакомить учащихся с пооперационным разделением труда, приемами выполнения пошива;

Учить составлять план работы и работать по нему, сравнивать скорость и качество пошива с индивидуальным и пооперационным выполнением пошива изделия;

Развивать умение слушать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать,

Корригировать и развивать зрительную и слуховую память, связную речь;

Формировать и развивать сознательное отношение и интерес к учебе, труду;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, трудолюбие, дисциплинированность, уверенность в своих действиях.

Оборудование: план пошива наволочки, детали кроя, коллекция тканей, словарная работа, иглы, ножницы, утюг, швейные машины, спецодежда, магнитофон и карточки для выполнения физминутки.

Ход урока .

I Организационный момент .

1. Психологический настрой на работу в классе. Взаимоприветствие.

Прозвенел долгожданный звонок!

Начинать пора урок!

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поэтому мы должны с вами продемонстрировать свои знания и умения, мастерство и организованность. Давайте сделаем наш урок ярким и запоминающимся.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Дежурный, класс готов к уроку?

II Повторение пройденного материала.

1. Вопросы для повторения.

- Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке.

(тема прошлого урока «Наволочка с клапаном»).

- Какие виды изделий относятся к постельному белью?

(к постельному белью относятся простыни, пододеяльники, наволочки)

- Какие ткани идут на пошив наволочки? Покажите на образцах .

(для пошива применяют хлопчатобумажные: ситец, бязь, сатин)

- Какие свойства имеют хлопчатобумажные ткани?

(хлопчатобумажные ткани легкие, прочные, впитывают влагу, быстро сохнут, переносят мыльные растворы и высокую температуру при утюжке и кипячении)

- Какие размеры бывают у наволочек и от чего они зависят ?

(размер наволочки зависит от размера подушки, размеры могут быть: 60 X60, 65 X65, 70 X70, 75 X75)

- Какие швы применяют при пошиве наволочки?

(при пошиве применяют шов в подгибку с закрытым срезом, им обрабатывают поперечные срезы, и двойной шов при обработке боковых сторон)

- Из скольки деталей состоит наволочка?

(наволочка состоит из 1 детали: наволочки с клапаном, длина клапана не менее 25 см.)

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с повторением пройденного материала.

2. Анализ проверки домашнего задания.

III Сообщение темы и целей урока .

Тема нашего урока «Пошив наволочки с пооперационным разделением труда».

Мы с вами уже выполняли пошив наволочки индивидуально, а сегодня мы выполним пошив с пооперационным разделением труда, научимся планировать свою работу, разделять пошив на операции, сравнивать способы пошива.

IV Изучение нового материала.

1. Объяснение материала учителем .

Многие из вас, закончив школу, могут пойти учиться на швею, а работая на фабрике швейной промышленности, пошив выполняют пооперационно. Что же такое пооперационное разделение труда?

На швейной фабрике одежду изготавливают по непрерывно- поточному способу. Весь пошив разбит на большое количество мелких операций, следующих одна за другой. Каждую операцию выполняет один человек, вшивая свой рабочий номер. Перемещение полуфабрикатов производит конвейер- это движущаяся лента. К концу потока пошив изделия заканчивается. В конце конвейера- рабочее место контролёра ОТК (отдела технического контроля). Контролёр проверяет качество изделия и если находит брак, то по рабочему номеру швеи приносит изделие на исправление брака.

2. Работа с планом пошива. Коллективная беседа.

Как же нам разбить пошив на мелкие операции?

Давайте вспомним, с чего мы начинаем пошив наволочки?

(ответы учащихся: работу начинаем с обработки поперечных срезов швом в подгибку с закрытым срезом).

Верно, это и есть первая операция.

(отметить длину клапана, заложить его и заколоть булавками).

Это второй этап операции.

Назовите следующий этап работы.

(вывернуть изделие и проверить качество)

Правильно, это четвертый этап. Что далее?

(провести влажно-тепловую обработку и сложить по стандарту)

Молодцы, это пятая операция.

3. Вывод.

Работая с пооперационным разделением труда, у швеи вырабатывается скорость до автоматизма, поэтому увеличивается производительность труда, качество, и соответственно, зарплата швеи.

4. Словарная работа.

Ребята, работая, мы встретили новые слова:

Пооперационное разделение труда- пошив изделия разбит на мелкие операции.

Полуфабрикат- несшитое до конца изделие.

Конвейер- лента, которая передвигает изделие.

Брак- некачественно выполненная работа.

Контролер ОТК- человек, который отвечает за качество изделия.

Проговаривание, объяснение смысла слов и запись их в тетрадь.

V Закрепление материала .

1. Работа по вопросам.

Ребята, давайте вспомним, что такое пооперационное разделение труда?

(пооперационное разделение труда- это когда пошив разбит на множество мелких операций).

Почему швея должна шить быстро и качественно?

(швея должна шить быстро и качественно, потому что от её работы зависит работа остальных)

Кто следит за качеством пошива?

(за качеством следит контролер ОТК. Он по рабочему номеру швеи определяет брак, если он есть, делает возврат изделия для устранения брака)

Подумайте, когда можно исправить брак?

(брак можно исправить в свободное время или когда следующий работник снабжен работой)

2. Игровое задание «Самый быстрый и умелый».

Ребята, сейчас я предлагаю немножко поиграть. Задание называется «Самый быстрый и умелый». Я вызову 2 человека. Их задачей будет- быстро и правильно расположить последовательность этапов операции.

Приступаем. А остальные внимательно следят и в конце исправляют ошибки, если таковые будут.

3. Физминутка.

VI Практическая работа.

1. Повторение правил безопасной работы.

Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав, расскажите о правилах безопасной работы с этим инструментом.

Наша матушка – игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку, строчка в строчку-

Будет платье вашей дочке.

(швейная машина)

Весь мир обшивает,

Что сошьёт- не надевает.

(игла)

То взад, то вперед

Ходит- бродит пароход.

Остановишь-горе!

Продырявит море!

(утюг)

Два кольца, два конца,

Посередине- гвоздик.

( ножницы)

2. Распределение операций среди учащихся.

3. Одеть рабочую форму.

Выполнение практической работы под контролем учителя.

4 . Анализ практической деятельности.

VII Домашнее задание.

Повторить план пошива наволочки.

VIII Итог урока.

Какую тему мы изучили?

(мы изучили пооперационный пошив наволочки с клапаном)

В чем преимущество этого пошива перед индивидуальным?

(при пооперационном пошиве развивается скорость, улучшается качество изделия, повышается норма выработки)

Как понять выражение «сложить отутюженное изделие по стандарту»?

(это значит сложить правильно: соединив долевые срезы и сложить втрое, чтобы изделие имело товарный вид)

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал, плодотворно потрудились.

Оценивание работ учащихся.

Спасибо за внимание. Всего доброго.