Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Проект изготовление швейного изделия фартук. Тема проекта: изготовление фартука. Цветовой круг Гёте

МБОУ «Аловская средняя школа»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Фартук на поясе»

Выполнила: ученица 5 класса

Пелагейкина Настя

Руководитель: Сорокина П.Н.

с.Алово, 2015

ПЛАН ПРОЕКТА

Исследование

ВЫВОД: Для того чтобы точно

представить процесс

проектирования, необходимо

составить план - схему

выполнения проекта.

Потребность

Есть люди, от которых зависит, как мы будем

выглядеть, как нас будут воспринимать

окружающие. Все очень просто - ведь

«встречают по одежке».

А эту самую одёжку из различных

материалов шьёт человек с профессией «портной».

Мне тоже очень нравится шить и вышивать.

Благодаря моей учительнице Сорокиной Полине Николаевне,

я приобрела некоторые навыки шитья. Вместе с ней на

уроках технологии мы научились вышивать крестиком,

вязать крючком, изучили многие виды ручных

декоративных швов.

В новом учебном году мы решили сшить фартук.

Фартук является символом

домашней одежды, он символизирует чистоту

и опрятность. Новый фартук пригодиться также и

на уроках труда.

Я уверена, что смогу самостоятельно сшить фартук!

Задача

Разработать и изготовить фартук.

Исследование:

Цветовой круг Гёте.

Вывод: Я исследовала цвета
и

решила подходит белый цвет,

если я захочу сделать контрастную отделку,

то возьму холодные оттенки тесьмы и

аппликаций.

Дизайн-спецификация.

Предназначено

Для девочки 10 лет

Практические

Время выпол.

Стоимость

Не дороже 100 руб

Изготовить

Детали кроя фартука

на поясе.

1. Нижняя часть фартука, 1деталь

со сгибом

2. Карман, 1 деталь со сгибом

3. Пояс,2 детали

Технологическая последовательность

изготовления фартука

на поясе.

    Приготовь детали кроя к сметыванию

    Обработай накладной карман

    Соедини карман с нижней частью фартука

    Обработай нижний срез,боковые срезы

фартука

    Обработай верхний срез

    Обработай пояс

    Обработай верхний срез фартука приточным

поясом

Расчет себестоимости.

С и = С 1 + С 2 + С 3

С 1 = стоимость материала=50 руб

С 2 = стоимость электроэнергии

1 квт/ч=5 руб

С 3 = затраты труда ученицы1час/5руб

(10час * 5руб=50)

Вывод: стоимоть фартука=105руб

Оценка проделанной

работы.

Мне всегда очень нравилось шить куклам наряды.

И вот, наконец, я попробовала сшить и для себя.

С помощью полученных знаний на уроках трудового обучения,

я изготовила фартук. Выполнила его с учетом своих

индивидуальных особенностей и требований всего

технологического процесса. Пошила несложную модель

фартука, приобрела необходимые знания и навыки. Научилась

применять полученные знания по моделированию, подбору

цвета, по художественному оформлению одежды. Я получила

огромное удовольствие от качественно проделанной работы –

машинные строчки прямые, ровные по всей длине, удалены все

временные строчки, одинаковая ширина кармана и пояса по

всей длине, выполнена влажно-тепловая обработка.

В дальнейшем я планирую разработать и сшить более

сложный фартук, но уже не для себя, а в подарок маме. Ведь

она так вдохновляла меня все это время. Благодаря ей и моей

учительнице, я приобрела свой кусочек

«ДАМСКОГО СЧАСТЬЯ» .

Самооценка фартука.

Изделие выполнено:

  • Приятно выглядит

Оценка мамы.

Воспитывать ребенка – значит не только

указывать на его ошибки,

а еще и обязательно поощрять его,

если ему что-то удалось.

Добрые слова, ободряющие и одобряющие,

делают ребенка крепче эмоционально и увереннее в себе.

Эти слова не нужно экономить – только хвалить

надо правильно, от души!

Сейчас я хочу похвалить свою дочь за проделанную работу,

которая внесла в её жизнь новые знания, умения, эмоциональное

довольство собой. Мне очень понравился сшитый Настей фартук.

Теперь она часто пользуется им по назначению.

Оцениваю работу своей дочери на

отлично и желаю новых успехов в достижении поставленных целей!


Последовательность выполнения проекта: Обоснуй возникшую проблему и потребность.Обоснуй возникшую проблему и потребность. Выбери модель. Составь описание внешнего вида модели.Выбери модель. Составь описание внешнего вида модели. Выбери ткань.Выбери ткань. Выбери необходимые инструменты, приспособ- ления и оборудование.Выбери необходимые инструменты, приспособ- ления и оборудование. Выполни конструирование и моделирование изделия.Выполни конструирование и моделирование изделия. Выполни раскрой изделия.Выполни раскрой изделия. Составь технологическую последовательность изготовления изделия.Составь технологическую последовательность изготовления изделия. Рассчитай себестоимость изделия.Рассчитай себестоимость изделия. Оцени проделанную работу.Оцени проделанную работу. Защити проект.Защити проект.














Модель 4. Фартук из льняной ткани с цельнокроеным нагрудни­ ком и карманами в рельеф- ных швах. В качестве отдел- ки на карманах и нагруд- нике предлагается апплика- ция. Модель рекомендуется для практических занятий на урокахтехнологии Модель рекомендуется для практических занятий на уроках технологии


Модель 5. Фартук из хлопчато­ бумажной ткани с печатным рисунком, с мягкими складками от верхнего среза, карманами-вставками из отделочной ткани. Верхний срез обработан притачным поясом, нижний швом вподгибку с закрытым срезом. Модель рекомендуется для практических занятий на уроках технологии




Выбор модели. Из нарисованных мной моделей фарту­ков я выбрала модель 5. Этот фартук имеет вместительные карманы, в нем будет удобно работать на практических занятиях по технологии. Для изготовления фартука этой модели потребуется минимальное количество ткани.Выбор модели. Из нарисованных мной моделей фарту­ков я выбрала модель 5. Этот фартук имеет вместительные карманы, в нем будет удобно работать на практических занятиях по технологии. Для изготовления фартука этой модели потребуется минимальное количество ткани. Выбор ткани. Для изготовления фартука я выбрала хлопчатобумажную ткань ситец: в качестве основной с печатным рисунком, в качестве отделочной гладко­крашеную.Выбор ткани. Для изготовления фартука я выбрала хлопчатобумажную ткань ситец: в качестве основной с печатным рисунком, в качестве отделочной гладко­крашеную.

Паршина Алина

Творческий проект " Фартук" Предназначен для учащихся 5 класса по программе В. Д. Симоненко.Содержит краткую историю фартука, технологическую карту, экономическое и экологическое обоснование. Может быть полезен для учащихся 5 класса при выполнении проекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Пояснительная записка к творческому проекту

Выполнила: ученица 5 «А» класса

Паршина Алина

Руководитель: учитель технологии

Паршина Л.М.

с. Б. Елховка

2011

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1 Конструкция изделия …………………………….....................................7

1.1.Обоснование выбора проекта…………………………………………………….7

1.2.Обоснования выбора материалов……………………………………………….11

1.3.Декоративное оформление…………………………...........................................12

……………………………………..13

2.1. Выбор технологии изготовления………………………………………………..13

2.2. Инструменты и приспособления……………………………………………….15

2.3. Техника безопасности……………………………………………………………15

Глава 3 Экономическое обоснование проекта …………………………………..17

3.1. Расчёт себестоимости…………………………………………………………….17

3.2.Экономическая оценка…………………………………………………………….17

…………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………………….. 20

Приложение

Введение

Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.

Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.

С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

А так же известно, что в Древней Греции мужчины сначала тоже носили передник, повязанный вокруг бедер, а поверх его надевали хлену (большой шерстяной платок). Позже передник стали повязывать поверх хитона.

Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.

Начиная с эпохи средневековья передник, становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.

Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.

Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.

Изучив историю возникновения фартука, я решила попробовать свои силы в создании собственного творческого проекта «Фартук».

Поставила перед собой цель: изготовить фартук для домашней работы.

Сформулировала задачи:

  • Разработать фартук из хлопчатобумажной ткани;
  • На основе изученных технологий разработать несложный процесс изготовления фартука;
  • Изготовить изделие в установленный срок.

Глава 1 Конструкция изделия

1.1Обоснование выбора проекта

Я начала с анализа существующих моделей. Фартук состоит из нескольких деталей: нагрудника, пояса, бретелей, нижней части и карманов, но может быть и без нагрудника. Мой фартук будет с нагрудником.

Сначала я сняла мерки.

Последовательность работы и обозначение мерок

Название мерок

Как снимать мерки

Назначение мерок

Мои мерки, см

C т

Полуобхват талии

Измеряется по самому узкому месту туловища

Для расчёта длины пояса

38 см

C б

Полуобхват бёдер

Измеряется по линии бёдер горизонтально

Для расчёта ширины фартука

46 см

Д и

Длина изделия

Измеряется от линии талии до желаемой длины

Для определения длины фартука

49 см

B н

Высота нагрудника

Измеряется от линии талии вверх до желаемой высоты

Для определения высоты фартука

17 см

Затем я выполнила чертёж, согласно разработанной технологической карте

Название отрезка

Расчёт

Построение

Линия талии

В точке Т построить прямой угол

Линия низа

Д и = 49 см

От точки Т вниз отложить величину мерки Д и и поставить точку Н

Ширина фартука

С б : 2+6= 29 см

От точек Т и Н отложить влево полученную величину. Поставить точки Т 1 и Н 1

Место расположения кармана

Постоянная величина

1.От точки Н вниз отложить 6 см и поставить точку К.

2.из точки К вниз провести горизонтальную линию.

3. от точки К влево отложить 7 см и поставить точку К 1

4. из точки К 1 вниз и влево отложить по 15 см и поставить точки К 2 и К 3 .

5. соединить точки К 1 и К 2 прямой.

6. из точки К 2 влево и из точки К 3 вниз отложить по 15 см и поставить К 4

Построить квадрат К 1 К 2 К 4 К 3

Высота нагрудника

Постоянная величина

Через точку Т продлить прямую и отложить на ней 15см. поставить точку Г.

Ширина нагрудника

Ширина = 7 см

1.Из точки Г провести прямую и отложить на ней 7 см. поставить точку Г 1

2.Из точки Т отложить влево 7см и поставить точку Т 2.

3.соеденить точки Г 1 и Г 2 прямой линией.

Ширина пояса

6 см

От точки П вверх отложить 6 см. поставить точку П 1

Длина пояса

С т х 2 + 20=96 см

От точки П1 вправо отложить 80 см. Построить прямоугольник П П 1 П 2 П 3

Ширина бретели

7 см

От точки Б вверх отложить 7 см. Поставить точку Б 1

Длина бретели

50 см

От точки Б 1 вправо отложить 50 см. Построить прямоугольник Б Б 1 Б 2 Б 3

Построила чертеж в М 1:4

Выполнила моделирование, согласно выбранного эскиза.

Выкройка детали фартука получена на основе базового чертежа путем моделирования.

От точки Т 1 отложила вниз 10 см.

Через точки В, В 1 ,Т, Т 1 , Т 2 , Т 3 построила новую линию верхнего, бокового срезов фартука.

Используя выкройку половины детали фартука, я построила на бумаге основную деталь изделия в полную величину.

1.2Обоснования выбора материалов

Для фартука я выбрала хлопчатобумажную ткань – ситец. Эта ткань имеет красивый внешний вид при малой себестоимости. Хорошие гигиенические свойства этой ткани (высокая гигроскопичность, средняя пылеемкость) обеспечивают человеку комфорт в такой одежде. Кроме того, ситец достаточно прочен и при стирке не требует никаких особых условий. А хорошие технологические свойства хлопчатобумажных тканей (средняя осыпаемость, малое скольжение, средняя усадка) позволяют даже начинающей швее сшить аккуратные и красивые вещи.

К недостаткам этой ткани относят сильную сминаемость, небольшую стойкость к истиранию, что приводит к тому, что ткани при носке теряют красивый внешний вид.

Расход ткани: при ширине ткани 80 см потребуется 60 см хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком.

В качестве декоративного оформления я выбрала косую бейку красного цвета. Ей обработала срезы фартука и карман.

Глава 2. Технология изготовления изделия

2.1. Выбор технологии изготовления

Произвела раскрой фартука.

Перед раскроем деталей я сначала проверила: не линяет ли ткань.

Затем я продекатировала ткань, определила долевую нить и наличие ткацких дефектов.

Раскладку деталей фартука на основной ткани произвела по следующей схеме:

Технологическая последовательность пошива фартука с цельнокроеным нагрудником.

  1. Подготовка деталей кроя к обработке.
  2. Соединение всех деталей фартука с основной деталью.
  3. Обработка фартука косой бейкой.
  4. Обработка нагрудника косой бейкой и изготовление завязок.

№ п/п

Название операции

Технология выполнения

Обозначение шва

Обработка верхнего среза кармана

Отогнуть на изнаночную сторону припуск на шов, заметать и застрочить шов вподгибку с закрытым срезом

Соединение кармана с основной деталью

Приметать карман к основной детали и по швам на кармане настрочит его на основную деталь.

Обработка косой бейкой боковых и нижних срезов нижней части фартука

а) Наложить на изнаночную сторону нижней части фартука лицевую сторону подкройной обточки, приметать. Обтачать срезы шириной шва 1 см, обрезать концы ниток

б) Срезать ткань в уголках, вывернуть обтачку на лицевую сторону, шов выметать. Необработанный срез обтачки отогнуть на изнаночную сторону на величину припуска на шов, предварительно нарезать ткань, заметать. Настрочить обтачку на основную деталь. Обрезать концы ниток.

Влажно тепловая обработка шва

Приутюжить обтачку, предварительно слегка увлажнив её

Обработка срезов нагрудника с одновременным притачиванием бретели и образованием завязок

Обработать боковые и верхние срезы нагрудника окантовочным швом, образуя одновременно завязки. Закрепить строчку. Обрезать концы ниток.

Влажно - тепловая обработка изделия

Слегка увлажнив, отутюжить готовое изделие.

  1. Инструменты и приспособления

Для изготовления своего изделия необходимо оборудование, с помощью которого я добилась результата, т.е. сшила фартук и косынку это:

1. Швейная машина

2. Доска гладильная, утюг с пароувлажнителем, проутюжильник.

3. Нитки хлопчатобумажные №45 для машинных работ, №50-60 – для сметочных работ.

4. Ручная игла для сметочных работ №3, машинная игла №70.

5. Сантиметровая лента.

6. Линейка закройщика.

7. Бумага для выкроек.

8. Ножницы.

2.3 Техника безопасности

Правила техники безопасности при работе с утюгом:

  • Перед включением утюга в электросеть нужно проверить изоляцию шнура и положение утюга на подставке.
  • Включение и выключение утюга производить путем захвата пальцами за корпус вилки, а не за шнур.
  • При работе с утюгом необходимо иметь под ногами резиновый коврик.
  • По окончании работы электропитание утюжильных столов должно быть отключено.

Запрещается:

  • Допускать падения утюга, переключение провода с образованием петель и узлов, перегрев утюга.
  • Охлаждать перегретый утюг погружением в воду или с помощью пульверизатора.
  • Ставить утюг на электрошнур.
  • Работать с неисправным утюгом и самостоятельно исправлять неисправности утюга и электропроводку. Расход

    Всего

    Ткань

    35 руб.

    35 руб.

    Нитки

    5 руб.

    Косая бейка

    3 руб.

    15 руб.

    Итого

    55 руб.

    3.2.Экономическая оценка

    Так как я сшила фартук в школьной мастерской, то не учитывала расходы на электроэнергию, не платила за аренду помещения и не платила себе зарплату. Итак, полный расчет себестоимости изделия составил 55 рублей. Отсюда следует, что пошив фартука обошелся мне дешевле, чем аналогичное в магазине.

    Глава 4 Экологическая оценка проекта

    В наше время одной из актуальных проблем является проблема экологии. Человек должен использовать экологически чистые продукты и материалы для безопасности своей жизни. Так же должны быть использованы такие материалы для создания одежды. Сейчас много различных материалов

    Фартук изготовлен из натуральной ткани – сырьем для получения, которой служит волокна хлопка, т. е материала вечного из-за своего постоянного возобновления.

    Изготовление фартука на швейной машине – это экологически чистое производство, так как:

    1. Не загрязняется атмосфера.
    2. Нет выбросов вредных веществ для здоровья человека.
    3. Практически безотходное производство.

    Хлопок в процессе эксплуатации не оказывает вредного влияния на организм человека и окружающую среду. Поэтому, изготовление и дальнейшее использование фартука не влечет за собой изменения и нарушения в жизнедеятельности человека.

    Заключение

    Большую работу я проделала, проявляя творчество, умение, старание и мастерство, пусть ещё не самое совершенное. Мой фартук порадует глаз каждой хозяйке, да и мужской половине будет приятно видеть меня в привлекательном переднике. Красота и польза, красота и целесообразность переплелись, таким образом, в моей работе.

    Список использованной литературы

    1. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [Ю.В. Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В. Литикова и др.]; под ред. А.Д.Симоненко. – 4-е изд., перераб., – М.: Вентана-Граф, 2009. – 192 с.: ил.

    Интернет-ресурсы: yandex. ru

    • Vikipedia.org.
    • http://tehnologia.ru

МОУ «Акбулакская СОШ №1»

ПРОЕКТ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ «ФАРТУК»

Выполнила:

Журавлёва Татьяна

ученица 5 «А» класса,

Акбулакской СОШ № 1

Руководитель:

Журавлева

Марина Анатольевна,

учитель технологии,

Акбулакской СОШ №1

Акбулак

Введение……………………………………………………...……….………….3

Основная часть……………………………………………………....…………....4

1 Исследование проблемы………………………………………………….….4

2 Банк идей и предложений……………………………………………....……6

3 Технологическая часть…………………………………………………….…8

а) Чертёж…………………………………………………………………...…8

б) Технологическая карта………………………………………………..…...9

4 Экономическая и экологическая оценка…….…………………………….15

Заключение......………………………………………………………………….16

Литература..……………………………………………………………………..17

Введение

В каждом доме есть комната, в которой каждый день собирается вся семья - это кухня. Долгое время люди находятся на кухне когда готовят кушать. Когда они готовят пишу, они могут испачкать одежду. Для того чтобы одежда оставалась чистой, необходим - фартук. Поэтому он есть в каждом доме. У мамы и бабушки есть фартук, а у меня же его пока еще нет и поэтому, я решила его сшить себе сама. Я хочу сшить фартук правильно и аккуратно, а в будущем научиться шить другую одежду.

В процессе выполнения проектной работы я ставлю перед собой следующие задачи:

Изучить, что такое фартук;

Узнать, когда появились первые фартуки, какие они были раньше;

Исследовать ткани для пошива фартука;

Описать процесс изготовления фартука;

Сшить аккуратный фартук.

Основная часть

1 Исследование проблемы

Фартук – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI веке два фартука составляли юбку. В XVII веке фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения.

Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV () повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

Оказывается, в XVIII веке в России фартук называли передник или занавеска, и его носили только женщины. Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.

в своем толковом словаре русского языка дает такое определение фартуку: «Фартук – передник, запон».

В наше время фартуки носят и женщины и мужчины. Возможно, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он используется людьми самых различных профессий не только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.

Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т. п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую одежду.

Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.

Фартуки можно шить из различных тканей: из льна, из шёлка, из хлопчатобумажной ткани.

Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.


Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Из таких тканей очень трудно шить, не имея навыков и опыта.

По данным историков и археологов, ткани из хлопка производились в далекой Индии еще в XI веке до нашей эры.

Во время похода Александра Македонского греки были восхищены искусством индусов, умеющих получать ткани из «шерсти, добытой из орехов»

(так они называли хлопок). До конца XIII века в Европу ввозились только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии началось производство хлопчатобумажной ткани. Она отличалась своеобразной фактурой и окраской.

Название «ситец » пришло к нам таким, что трудно даже сразу понять его первоисточник. Бенгальское название пёстрой хлопчатобумажной ткани «читс» было переделано голландцами на «ситс», а у нас она стала называться ситцем.

Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.

2 Банк идей и предложений

Модель №1. Фартук из льняной, однотонной ткани. Состоит из основной детали с нашитыми на нее накладными карманами.

Акбулакская СОШ № 1,

тел. служебный 224-61

I Подготовительный этап________________________________3

Выбор и обоснование проекта

Требования к модели
Выбор инструментов и материалов

Выявление традиций, истории и тенденций

II Технологический этап__________________________________________5

Конструирование и моделирование

Технология изготовления

III Заключительный этап_________________________________9

Экономический расчет

Экологическое обоснование

Вывод

Использованные ресурсы_____________________________________10

I Подготовительный этап

Выбор и обоснование проекта:

На уроках технологии мы изучали тему: «Технология изготовления фартука». Возникла проблема, как изготовить фартук для кулинарных работ. Я решила разработать и изготовить не только фартук, но прихватку.

Цель моего проекта: изготовить фартук и прихватку для кулинарных работ.

Задачи:

1). Разработать модель фартука.

2). Подобрать материалы, сочетающиеся по фактуре и цвету.

3). Из остатков ткани после шитья фартука изготовить прихватку в одном стиле с фартуком.

4). Выбрать способы соединения деталей.

5). Оценить проделанную работу.

Требования к модели:

Выбор инструментов и материалов:

МАТЕРИАЛЫ:

бумага для чертежа и моделирования, ткань, нитки.

ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

линейка, сантиметровая лента, ножницы, игла, распарыватель швов, швейная машина, утюг, гладильная доска.

Выявление традиций, истории и тенденций:

Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.

Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.

С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

А так же известно, что в Древней Греции мужчины сначала тоже носили передник, повязанный вокруг бедер, а поверх его надевали хлену (большой шерстяной платок). Позже передник стали повязывать поверх хитона.

Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.

Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV(1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.

Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.

Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.

II Технологический этап

Эскизы моделей:

Я выбрала модель №1, так как она мне показалась более нарядной и интересной. Теперь я постараюсь подобрать необходимую ткань.

Конструирование и моделирование:

  1. Снятие мерок:

Ст = 28 см.

Сб = 35 см.

Дн =16 см.

Днч = 42 см.

  1. Моделирование:

разрезать и раздвинуть

разрезать и раздвинуть

отрезать

Образцы ткани:

Технология изготовления:

1). Раскрой деталей.

2). Обработка отдельных деталей.

Обработка нижнего среза оборки швом вподгибку с закрытым срезом,

Присбаривание оборки,

Обработка бретелей и концов пояса обтачным швом,

Обработка накладных карманов швом вподгибку с открытым срезом.

3). Соединение деталей.

Соединение оборки с нижней частью фартука стачным швом взаутюжку,

Обработка боковых срезов нижней части фартука швом вродгибку с закрытым срезом.

Соединение карманов с нижней частью фартука накладным швом,

Соединение бретелей с нагрудником,

Соединение нагрудника с нижней часть фартука и с поясом.

4). Окончательная обработка.

нитки

40 руб. (1 катушка)

40 руб.

игла

0 руб.

Была дома

электроэнергия

60 Вт х 10ч х 0,04руб

24,00 руб.

24,00 руб.

работа

100 руб.

Всего:

444 руб.

Сравнив изготовленные изделия с образцами из магазина, можно сделать вывод, что моё изделие дороже по стоимости. Но такого фартука как у меня больше нет ни у кого.

Экологическое обоснование:

  • Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.
  • Рациональное использование природных ресурсов.
  • При работе нет вредного для организма человека запаха.
  • При эксплуатации не вредно для кожи человека.

Ателье «СЕВИЛЬ». Наши фартуки и прихватки из натурального хлопка представлены в разнообразных расцветках. Ваша одежда будет всегда чистой, а вы будете выглядеть как настоящий шеф-повар.

Заказы принимаются по адресу: ул. Дружбы народов 10/1 каб 101.

Вывод:

Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели.

Изготовленные мною фартук и прихватка получились красивыми и удобными. Кроме того, они получились очень экономичными. Изготовить такие изделия было нелегко, но я справилась, а значит приобрела навыки шитья и буду дальше их совершенствовать.

Использованные ресурсы:

1. Технология, Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательной школы (вариант для девочек)/Под редакцией Сасовой, М.: Вентана-Граф, 2015г.

2. Технология, Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательной школы (вариант для девочек)/Под редакцией В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Граф, 2010г.

3. http://www.myshared.ru

4. http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p61aa1.html