Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Деятельность социального работника в волонтерском движении. Что такое волонтерская организация

1.3 Организация волонтерского движения в молодежной сфере

Организация и развитие молодежного добровольческого движения возможны только на основе и при учете объективной информации об интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтеров.

Волонтеры - не только альтруисты. Они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность - это прямой путь к оплачиваемой работе, всегда - проявить и зарекомендовать себя.

Обычно участие в добровольном труде аргументируется ощущением потребности в общении с другими, желанием быть кому-то нужным, своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и самореализация, самоутверждение.

Добровольный труд может удовлетворять и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства, приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Данная деятельность позволяет молодому человеку, не «ломая» свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью - реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Некоторые волонтеры со временем начинают реализовывать свои авторские социальные проекты.

Н. А. Тернова среди мотивов, на основании которых личность включается в волонтерскую деятельность, называет следующее: желание помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых знаний и новых навыков в работе; гражданские чувства; желание «попробовать» другую специальность; сострадание нуждающимся; желание узнать о проблемах других людей; интерес к предложенной новой работе; групповая работа с друзьями; чувство обязанности вернуть людям то, что получил сам; религиозные соображения; желание почувствовать свою необходимость; приобретение нового опыта; отсутствие другого способа применить имеющийся опыт работы; стремление приобрести новых друзей, развеять скуку; отсутствие общения; получение признания в обществе.

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении людям нравится ощущать, что они выполнили что-то важное;

3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;

4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать одно и тоже;

5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении - потребность человека принадлежать к какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;

7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;

8) потребность быть единственным – это потребность человека

чувствовать себя особенным и значимым .

На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие-либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшего поколения - получить эмоциональ-психологический комфорт.

Таким образом, для того чтобы привлечь молодого человека к участию в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые и коммуникативно-насыщенные формы работы.

Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и достаточно более или менее длительное участие в волонтерской деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий срок и на короткий срок.

Мотивация добровольца на долгий срок - достижение цели и сопричастность. Лучшее признание для него выражается в предоставлении большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности, а стилем взаимоотношений равноправное партнерство. Характерные черты добровольца на долгий срок: преданность идее или организации, которая позволяет ему испытывать чувство сопричастности, такой волонтер, как правило, находит работу сам либо «растет» внутри организации; стремится самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы, приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в решении проблемы; он предпочитает проблемы «глобального» характера .

Мотивация добровольца на короткий срок - признание личного достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с таким добровольцем - подготовка для него четкого задания, поддержание в нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко определенную работу в ограниченном от резке времени .

Мотивы молодого человека, связанные с обучением, приобретением опыта или возможным дальнейшим трудоустройством в организации, создают основу для долговременного сотрудничества.

Молодежь как наиболее активная социально демографическая группа может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране. Опыт деятельности по созданию добровольческих групп, существующих на сегодняшний день, стал основой выявления некоторых технологических основ развития волонтерского движения среди молодежи.

Молодежное волонтерское движение, как правило, организуется на базе образовательных учреждений (общего или профессионального образования), учреждений молодежной сферы (например, молодежного центра), молодежных общественных объединений и организаций.

Технологию создания волонтерского движения можно разделить на несколько этапов. Предварительный этап создания волонтерской группы заключается прежде всего в определении целей, содержания и направленности добровольческой деятельности.

В процессе работы на предварительном этапе организатор должен задать себе ряд вопросов и как можно более конкретно ответить на них:

Зачем нам добровольцы?

Чего мы хотим добиться с их помощью: привлекать других добровольцев, увеличить объем и виды оказываемых услуг, увеличить число подопечных организаций?

Есть ли у нас ясное представление о том, какие нужны добровольцы?

Сколько добровольцев нужно: 10, 50 или 100 человек?

Целесообразно определить для себя, что будут делать добровольцы, какие навыки работы требуются от них, где и с кем они будут работать.

Далее необходимо попытаться описать работу добровольца. Четкая проработка названных вопросов позволит: определить типы работ и виды ответственности за осуществляемую деятельность; более подробно объяснить добровольцам суть обращения к ним, какой вклад они могут внести в работу организации; разработать план оценки эффективности использования добровольцев.

Планировать и осуществлять добровольческие программы должен руководитель (может быть из числа добровольцев), способный постоянно взаимодействовать со штатными сотрудниками организации, выяснить их потребности и организовать работу по набору добровольцев, постоянно ее анализируя: что может быть в организации сделано силами добровольцев, что может быть для них достаточно привлекательным и т.д.

Эффект работы руководителя добровольческой программы зависит от грамотного общения с людьми, понимания их нужд и желаний, гибкости и умения приспосабливаться к изменяющимся требованиям и интересам, способности к достижению компромиссов, умения определять потенциальные возможности людей и создавать условия для их осуществления.

Сфера ответственности руководителя добровольческой программы может включать: планирование программы по набору добровольцев; описание работы для каждой добровольческой должности; собеседование, отбор и расстановку добровольцев; ориентацию и обучение добровольцев; ведение повседневной регистрации работ добровольцев; распространение информации о программе среди общественности; оценку хода добровольческой программы; поддержку связей с добровольцами.

Для привлечения волонтеров можно использовать разные методы, включая: публичные объявления (в том числе в образовательных учреждениях); «личные» письма-приглашения (разосланные на основании информационных баз учреждений, образования, молодежных учреждений); наглядную агитацию; информирование через средства массовой информации, Интернет, индивидуальные беседы и др.

Основным элементом эффективного обращения является четкое определение содержания работы волонтера. Для молодого человека очень важна социальная значимость выполняемой им работы, поэтому не следует привлекать волонтеров, например, просто для приготовления еды ля бедных и пожилых. Лучше привлечь людей к решению проблемы недоедающих и одиноких престарелых, для обеспечения нормальных жизненных условий для безнадежно больных.

Если же волонтеры нужны, например, для офисной или административной работы, следует подчеркнуть возможность этих функций для решения проблемы в целом.

Отправным этапом начала работы волонтера является собеседование, которое чаще всего проводится штатным работником и специалистом. Интервьюер должен спросить: «Знаете ли Вы особенности организации, ее цели и ценности?»; «Почему Вы заинтересовались этой работой?»; «Каковы Ваши ожидания, связанные с работой в нашей организации?»; «Работали ли Вы волонтером раньше?»; «Сколько времени Вы можете уделять работе?»; «Хотели бы Вы пройти подготовительный тренинг?»; «Есть и у Вас специальные интересы, хобби?»; «Есть л у Вас какой - либо опыт, полезный для этой работы?»; «Вы предпочитаете работать в команде или индивидуально?»

Опыт проведения собеседования с будущими волонтерами позволяет предположить, что существуют некоторые вопросы, которые может задать и сам волонтер во время собеседования: «Чем я буду заниматься?»; «В какое время Вы хотите, чтобы я работал?»; «Часы работы фиксированные или изменяемые?»; «С кем я могу постоянно контактировать?»; «Будет ли какой- либо тренинг?»; «Есть ли у Вас группа поддержки волонтеров?»; «Будет ли у меня возможность расширить круг моих обязанностей?»; «Что произойдет, если у меня не получится?»; «Могу ли я тогда обратиться к кому-либо за поддержкой?»; «Если мне надоест работа, позволите ли мне уйти без проблем?»

Получив полные ответы на данные вопросы, волонтер может освободиться от страха попасть в зависимость от организации, стать «обязанным», это позволяет увеличить процент привлеченных лиц, поэтому во время собеседования интервьюер должен побудить потенциального волонтера задать как можно больше интересующих его вопросов (М. Олчман, П. Джордан, 1997).

Основным этапом организации волонтерского движения является включение молодых людей в практическую добровольческую деятельность. Деятельность, которая предлагается потенциальным волонтерам, может быть и должна быть разнообразной, однако любой ее вид должен отвечать важному требованию: быть направленной на решение проблем, близких и понятных волонтеру.

Для организации волонтерской группы среди молодых людей нужно изучать их представления об актуальных социальных проблемах и поставить их решение в центр добровольческой деятельности.

Потребность общения и признания значимости в группе, которая является одной из актуальных потребностей молодежи, делает групповую форму работы волонтера самой приемлемой и эффективной.

Кроме того, предлагаемая добровольцу работа должна быть:

Результативной (т.е. иметь видимый результат, не отсроченный во времени);

Четко локализованной во времени и объеме (учитывать рабочую и учебную занятость молодого человека);

- «живой» (не носить характер рутинной, «бумажной» работы, часто несообразной с возрастными особенностями молодежной группы).

Волонтерство должно стать гармоничным дополнением к основной занятости, а не навязанной извне обузой. С другой стороны, плохо, если юноша или девушка забрасывают учебу для своей общественной деятельности.

Заключительным этапом работы с волонтером является его поощрение за проделанную работу. Организаторам волонтерского движения необходимо продумать методы поощрения волонтеров. Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает безвозмездно. Поощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд.

Самая важная награда - слово «спасибо». Создание благоприятной атмосферы для работы, обращение к ним по имени, посвящение им свободного времени - тоже награда. Хотя бы один раз в год координаторы молодежного волонтерского движения должны организовать общее собрание волонтеров и выразить благодарность по итогам работы за год.

В этот момент очень важно напомнить каждому о цели деятельности, которой волонтеры занимаются. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре добровольческой деятельности. Такое отношение особенно важно в рамках рутиной работы, например при заполнении базы данных. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов движения, волонтер получает эффективную мотивацию.

Другие формы поощрения волонтеров включают: празднование Дня волонтеров; поздравление с днем рождения; вручение значка с логотипом организации; включение имени в доклад организации; приглашение волонтера на неофициальные встречи; рассылка открыток с добрыми пожеланиями; помощь волонтеру в повышении квалификации.

Кроме того, учитывая, что молодой человек находится в высококонкурентной среде в начале своей профессиональной карьеры, очень значимыми для него становятся благодарственные письма на места учебы или работы.

Выражение благодарности принесет желаемые результаты, если: выражать благодарность очень часто; использовать разные формы выражения признательности; быть честным; выражать удовлетворение человеком, а не только работой; соизмерять признательность в соответствии с достижениями; использовать одни и те же награды для одинакового уровня успехов; обращать особое внимание на те достижения, которые волонтер оценивает наиболее высоко.

Важно использовать разные формы поощрения волонтеров, например не каждому человеку нравиться, когда его хвалят в присутствии большой аудитории; вручают дипломы или берут интервью.

Можно выделить ряд технологических этапов организации волонтерского движения и реализации добровольческой программы.

Предварительный этап: сбор информации о мотивации, интересах и потребностях потенциальных волонтеров; определение потребностей организации в добровольцах; формулирование и принятие полномочий руководителя добровольческой программы.

Начальный этап – проведение собеседования, составление

описания работы, назначение индивидуальных кураторов для добровольцев.

Основной этап - выполнение работы.

Завершающий этап - оценка эффективности проделанной работы, поощрение добровольцев, планирование дальнейшей деятельности.

Эффективность реализации данной технологии во многом зависит: от степени ясности представлений о будущей деятельности у организаторов и добровольцев; от степени эффективности взаимодействия между добровольцами и штатными сотрудниками; от качественных характеристик предлагаемой работы и учета индивидуальных интересов, потребностей и способностей добровольца; от форм поощрения добровольцев .

Таким образом, для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:


2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

2.1 Организация исследования

Цель исследования: организация волонтерского движения в условиях средней общеобразовательной школы

Этапы исследования:

1. Подготовительный

Подбор диагностического инструментария

Разработать программу «Мы – за здоровый образ жизни» (приложение 4)

2. Основной

Проведение методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Разработать положение о волонтерском отряде (приложение 5)

Реализация программы «Мы – за здоровый образ жизни»

3. Заключительный

Обработка и анализ результатов, написание выводов.

Выборка: 13 человек, возраст от 14 до 16 лет

Пол: 7 юношей, 6 девушек.

База исследования: МОУ «Демьяновская основная общеобразовательная школа» Бабушкинского района

Диагностический инструментарий:

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков представляется «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования). Она содержит семь шкал:

1. Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов.

2. Шкала склонности на социальную желательность - 17 пунктов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов.

7. Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.

В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).

На подготовительном этапе нами была разработана программа «Мы – за здоровый образ жизни»

Цель программы: создание комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимости и пропаганды здорового образа жизни.

Задачи программы:

ü профилактика употребления психоактивных веществ и асоциальных явлений среди подростков;

Ожидаемые результаты:

Формы работы:

В ходе осуществления программы использовались следующие формы работы: тренинги, лекции, дискуссии, беседа.

2.2 Анализ результатов и выводы

В ходе исследования нами было реализовано три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе мы провели методику склонности к отклоняющемуся поведению среди подростков с целью выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении и получили следующие результаты:

1. У группы, с которой проводилось исследование, ярко выражена склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

2. Склонность к агрессии и насилию находиться выше норы.

3. Следует отметить результаты по каждой шкале: первая шкала установки на социальную желательность находится в норме, значит, результатам диагностики можно верить.

Шкала склонности к преодолению норм и правил не выражена, склонность к аддиктивному поведению находится на низком уровне, слабо выражен волевой контроль эмоциональных реакций, не выражена склонность к делинквентному поведению.

На втором этапе мы реализовали программу «Мы – за здоровый образ жизни». В реализации программы принимало участие 13 человек, 7 юношей и 6 девушек в возрасте от 13 до 16 лет.

Цель программы заключается в создании комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимости и пропаганды здорового образа жизни. Время, затраченное на занятия около 10 часов.

Тематика занятий была направлена на ведение здорового образа жизни.

На протяжении 8 недель в реализации программы нам помогал волонтерский отряд, созданный на базе школы.

В волонтерский отряд входили социальный педагог и трое учащихся 9 класса. Предполагаем, что созданное нами волонтерское движение будет активно работать по данному направлению.

После реализации программы мы подошли к третьем этапу – это контрольный, в ходе которого мы провели повторно методику склонности к отклоняющемуся поведению и получил следующие результаты.

На основании данных повторного диагностического исследования можно сделать вывод, что группа, с которой проводилось исследование склонность к отклоняющемуся поведению, находится в норме. (приложение 3).

Динамику изменения склонности к отклоняющемуся поведению можно проследить по рисунку 1.

Рис.1 Динамика изменений результатов методики СОП

Обработав результаты по шкалам, мы внесли все полученные результаты в сводные таблицы и вычислили средние показатели

Таким образом, на констатирующем этапе исследования показатели по шкалам превышали норму, то есть у подростков проявлялась склонность к тем или иным видам девиации, результаты на контрольном этапе исследования стали в норме.

Обработав и проанализировав результаты исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Сравнив результаты констатирующего и контрольного эксперимента мы выяснили, что показатели снизились до пределов нормы.

2. Причину таких положительных изменений мы видим в работе волонтерского отряда, которое приводит к формированию активной жизненной позиции подростков.

3. Гипотеза исследования подтвердилась частично.


Заключение

Волонтерская деятельность широко распространена в всех странах мира. Причем труд волонтеров с каждым годом становится все более значимым ресурсом мировой экономики.

На основе изученного материала мы можем сделать следующие выводы, во– первых, что волонтерская деятельность относиться к непрофессиональному уровню социальной работы.

Во–вторых, волонтеры – это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

В-третьих, для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:

Наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;

Наличие институциональной «принадлежности» волонтерского движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность);

Учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;

Стремление избежать администрирования и бюрократизации волонтерского движения;

Обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение в молодежной среде(это возможно прежде всего в среде образовательных учреждений);

Использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства;

Использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Исследование мы проводили на базе МОУ «Демьяновская основная общеобразовательная школа» Бабушкинского района. Для подтверждения нашей гипотезы мы разработали и реализовали программу по профилактике здорового образа жизни.

Мы считаем, что работа волонтерского отряда в образовательном учреждении может влиять на формирование активной жизненной позиции подростков и ведение здорового образа жизни.

Программа и положение имеет практическую значимость, так как могут быть использованы руководителями волонтерских отрядов, волонтерами, социальными педагогами и педагогами в современных школах.


Список литературы

1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. – Вологда, 2007.

3. Бодренкова Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. – 2006. №1. – С. 52-56.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13.

6. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.

7. Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000.

8. Лысакова В. И. Привлечение волонтеров к профилактике домашнего насилия / В. И. Лысакова // Работник социальной службы. – 2007. - №3. – С. 14-16.

9. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.

10. Макеева А. Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотивизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А. Г. Макеева; Под ред. М. М. Безруких. – М.: Просвещение, 2003. С. 159-185.

11. Моров А. В. Опыт привлечения студентов – волонтеров г. Йошкар-Олы к профилактике подростковой девиации в рамках международной программы / А. В. Моров // Вестник. – 2006. - №2. – С. 45-48.

12. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

13. Основы социальной работы / Под. Ред. Павленок // 1999. – С 27-30.

14. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.

15. Перцовский А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. / А. Н. Перцовский // Работник социальной службы. 2004. – №5. – С. 45-49.

16. Предупреждение табакокурения у школьников: Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

17. Профилактика злоупотребления психоактвными веществами. / Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивыми веществами среди несовершеннолетних и молодежи // 2002.

18. Тетерский С. В. Непрофессиональный уровень социальной работы. / С. В. Тетерский // Введение в социальную работу. – 2000. – С. 44 - 55.

19. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.

20. Шульга Т. И. 2001г – Международный год добровольцев / Шульга Т. И. // Работник социальной службы. – 2006. №6. С. 10-12.

21. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. – 2006. №7. С. 6-9.

22. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.

23. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов

2. Бывает, что откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сыночком и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нес хорошо заплатили,

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда немного хвастаюсь.

9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком - истребителем.

10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

13. Я всегда говорю только правду.

14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества это вполне нормально.

15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17. Если меня обидят, то я обязательно должен отомстить.

18. Человек должен иметь право выпивать сколько хочет и где хочет.

19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23. Иногда я не слушаюсь родителей.

24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

21. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28, Иногда мне очень хочется сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33. Бывает. Что мне очень хочется выругаться.

34. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов. То я бы обязательно в них поучаствовал.

38. Иногда я говорю неправду.

39. Терпеть боль назло бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.

46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям это нормально.

47. Иногда я скучаю на уроках.

48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что думаю о нем.

50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, что бы преступник ушел от преследования.

54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.

60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61. Меня раздражает, когда девушки курят.

62. Не нравиться состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66. Я мог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

71. Я могу вспомнить случаи, когда был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям - это нормально.

78. Я часто не могу сдержать свои чувства.

79. Бывало, что я опаздываю на уроки.

80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83. Иногда я не выполнял школьное домашнее задание.

84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить

95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Ключи и процедуры подсчета тестовых баллов:

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше, чем на 18, измеряемую психологическую характеристику можно читать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 18, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подборки.

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 1! (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (да). 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).

5. Шкала склонности к агрессии и насилию; 3 (да), 5 (да), 35 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет). 42 (да). 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да). 65 (да). 66 (да). 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да). 85 (да), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет). 36 (да), 49 (да). 56 (да), 57 (да), 69 (да). 70 (да). 7) (да), 78 (да). 84 (да). 89 (да). 94 (да).

Шкала склонности к делинквентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да). 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет). 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты методики СОП (констатирующий этап)

Ф. И. 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала 6 шкала 7 шкала
М. Н 3 10 7 15 20 9 8
П. А 3 5 2 10 12 2 8
Р. А 1,5 4 2 13 15 9 7
К. А 3 4 4 12 10 4 5
П. А 3 6 5 11 14 9 8
Ч. А 1 4 4 14 12 6 2
Д. О 2 4 8 11 16 9 4
К. О 3 4 3 12 13 5 8
Г. Н 3 6 10 11 15 9 8
Ш. А 2 3 3 10 20 5 6
А. А 1 4 3 12 13 2 4
А. Ю 2 4 6 14 17 9 3
П. И 3 3 7 10 14 8 3

не выражена

выше нормы


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты методики СОП (контрольный этап)

Ф. И. 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала 6 шкала 7 шкала
М. Н 3 7 7 10 12 9 8
П. А 3 8 2 10 13 8 8
Р. А 2 6 2 11 11 9 7
К. А 3 8 4 10 12 5 5
П. А 3 7 5 11 13 9 8
Ч. А 3 8 4 12 12 8 6
Д. О 2 8 8 11 13 9 8
К. О 3 8 3 10 14 5 8
Г. Н 3 5 10 11 12 9 8
Ш. А 2 8 3 10 11 5 6
А. А 3 8 3 11 13 6 4
А. Ю 3 6 6 13 12 9 7
П. И 3 7 7 10 13 8 8

не выражена

выше нормы


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»

Программа

«Мы – за здоровый образ жизни».

Тотьма 2009

Пояснительная записка

Подростковый период характеризуется стремлением подростков к увеличению своей свободы и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлением к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно референтная группа становиться для подростков местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважении. И часто именно авторитетный член группы становиться сознательно или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, чьими жизненными ценностями являются здоровье, самосовершенствование, помощь и поддержка других людей. Таким человеком может стать подросток – волонтер. Говоря на одном языке со своими сверстниками, он может создать условия для открытого, искреннего общения, обсуждения и осознания многих вопросов, «на равных», подросток – волонтер помогает принять участнику занятий на себя ответственность за свои решения и выборы.

Цель работы: создание комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимости и пропаганды здорового образа жизни.

ü профилактика употребления психоактивных веществ и асоциальных проявлений среди подростков;

ü повышение творческой активности подростков;

ü создание волонтерских групп, проводящих работу по позитивной профилактике и пропаганде здорового образа жизни;

ü провести мероприятия, направленные на развитие и укрепление здоровья.

Принципы:

Ø добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

Ø уважение интересов, достоинств и мнения каждого члена;

Ø коллективность в работе, коллегиальность принятии решений.

Ожидаемые результаты:

Уменьшение факторов риска, приводящих к злоупотреблению алкоголя, ПАВ

Формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни;

Правильная организация свободного времени подростками.

Объект: подростки от 12 до 16 лет.

Тезаурус:

Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

Подросток – мальчик или девочка в отроческом возрасте.

Волонтер – доброволец, осуществляющий социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающий свою помощь безвозмездно.

Здоровый образ жизни - все, что благоприятно влияет на образ жизни.

Пропаганда – распространение в обществе и разъяснение, каких – нибудь воззрений, идей, знаний.

Психоактивные вещества – химические и фармакологические вещества, влияющие на психическое и физическое состояние, вызывающее болезненное пристрастие.


План работы

Мероприятия Цель Сроки проведения Ответственный
«Зачем мы здесь сегодня собрались?» Знакомство участников друг с другом; принятие правил работы в группе; формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий. 2 февраля Коточигова М.И
«Мы – команда» Повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды 9 февраля Коточигова М.И
«Твори свое здоровье сам» Формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни как способе сохранения и укрепления здоровья; воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развитие здоровьесберегающих умений и навыков. 13 февраля Коточигова М.И,
«Неделя здоровья и спорта» (приложение 7) Пропаганда здорового образа жизни. 16 – 22 февраля Коточигова М.И., Анфалов А.А.
«Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков» Дать понятие устойчивого здорового развития личности, объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход; объяснить, что табак и алкоголь – вещества, приносящие вред здоровью. 24 февраля Коточигова М.И
«Суд над курением: «за» и «против» Отработка умения формулировать свое суждение и обосновывать его при помощи фактов. 2 марта Коточигова М.И
Умей говорить «НЕТ» Отработка навыка отказа. 10 марта Коточигова М.И
Тренинговое занятие «Все в твоих руках» Определение участниками собственной позиции по отношению к ПАВ. 13 марта Коточигова М.И, Черепанова А.С.
Заключительное занятие, конкурс плакатов «Мы – за здоровый образ жизни» Пропаганда здорового образа жизни 17 марта

Занятие №1

Тема: «Зачем мы здесь сегодня собрались?»

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Цель: знакомство частников друг с другом, принятие правил работы в группе, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

Литература: Т.Г. Кобякова, О.А.Смердов «Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения».

Оборудование: ватман, цветные карандаши.

Ход работы

Группа сидит в круге.

Представление волонтеров: рассказ о себе, о своей деятельности. Знакомство участников с целями, задачами предстоящих занятий и с их программой.

Следующим шагом становится знакомство участников. Даже если они уже знакомы друг с другом, эту процедуру провести все равно целесообразно по следующим причинам:

Ø познакомиться с группой необходимо самому ведущему;

Ø в ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участники предпочитают при обращении к ним на тренинге;

Ø знакомство не сводится к представлению по именам, участники получают и дополнительную информацию друг о друге.

1. «Имя – движение»

Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.



Учащихся. В школе есть Общешкольный родительский комитет, Совет старшеклассников, Совет учащихся. Рассмотрим работу данного образовательного учреждения по защите прав ребенка согласно основным законам детства. 2.2 Анализ деятельности общеобразовательного учреждения по правовой защите детей 2.1.1 Закрепление прав учащихся в нормативных документах общеобразовательного учреждения: анализ и...

Практически мало учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев социальной работы с молодым поколением. 1.2. Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи В настоящее время социальная поддержка молодежи, ...

21. Государственная система охраны материнства и детства. 22. Социально-педагогическая виктимология Социально-педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в социальную педагогику А.В. Мудриком. Более конкретно...

Современная Россия несет груз проблем в социальной сфере, которая требует своего разрешения. Именно в сфере социальной политики необходимы высоко квалифицированные специалисты социальной работы, однако в связи с достаточно молодым «возрастом» профессии в России, таких специалистов в данной области не хватает. Хорошим выходом из положения является волонтерство. Для государства с экономической стороны - это совсем малозатратно, так как работа добровольцем - добровольная, т.е. неоплачиваемая, а в социальном плане - это большая польза и помощь квалифицированным социальным работниками, специалистам социальных служб, а так же большой охват социальных проблем. Для волонтеров, обучающихся по специальности социальная работа, и не только - это отличный шанс получить трудовой опыт, представление о профессии и сделать благое дело.

Еще одним грамотным ходом в сфере развития социальной политикисталозадействие студенческой молодежи различных специальностей в развитии волонтерской деятельности России. Среди студенческой молодежи возникают и развиваются волонтерские отряды, организации и движения. В силу своих возрастных и психологических особенностей молодое поколение тяготеет к разнообразию видов деятельности и мобильны по отношению к новым профессиям. Активная позиция студентов, которая оказывает социализирующее влияние на субъект деятельности и осуществляется без какого-либо принуждения, является основой развития молодежного волонтерства в нашей стране.

Вопрос о потенциале развития молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно - историческую ситуацию, которая складывается в обществе; влияние волонтерства на личность молодого человека, который включился в благотворительную деятельность.

За последние годы в нашей стране было создано большое количество призрачных мифов о молодежи, с одной стороны, идеализирующие современную молодежь, а с другой стороны, которые негативно оценивают жизнь и поведение подрастающего поколения в целом. Но для предположения настоящих и будущих процессов необходимо знание реального положение вещей в обществе молодежи, углубленное изучение интересов и жизненных планов, мотиваций, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается на данный момент.

Молодежь во все времена отличалась от других возрастных групп своим стремлением быть всегда на пике моды. Этот факт положительно влияет на вовлечение в добровольческие инициативы молодых людей. Неважно, мода ли в одежде, в кулинарных пристрастиях, или проведение досуга. Ведь на данный момент, когда волонтерство в нашей стране только развивается распространить образ, к которому потянутся молодые люди. Отсутствует точный идеал, к которому стоит стремиться. Важная сторона этой проблемы - имидж и восприятие организации, предлагающей место для добровольца.

На поворотном этапе развития общества, когда жизнь чрезвычайно динамична, важно закрепить и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

Одной из доминирующих тенденций становится дифференциация молодежи. Возрастает ее расслоение по социально-экономическим характеристикам. Адаптированность и жизнеспособность молодежи различаются не только по категориям и социальным группам, но и по регионам России.

Однако не все слои населения России оказались способны к реализации своих прав и к проявлению социальной активности. Это относится не только и не столько к старшим поколениям, но еще в большей степени к современным поколениям молодежи, о чем свидетельствуют данные многих социологических опросов. В этих условиях жизнеспособное поколение молодежи должно иметь совокупность качеств, обеспечивающих ему выживание, адаптацию к новым социально-экономическим условиям позволяющих целенаправленно преобразовывать окружающую реальность.

Организация и формирование молодежного добровольческого движения может исполняться только на основе объективной информации об интересах, потребностях и целях потенциальных волонтеров. Волонтеры - это не только альтруисты. Молодые люди работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность - это открытый путь к получению оплачиваемой работы, всегда есть возможность проявить себя. Обычно участие в добровольном труде аргументируется потребностью в общении с другими, желанием помочь нуждающемуся и быть кому-то нужным. Добровольный труд удовлетворяет такие интересы как получение образования, появление важных знакомств, приобретение новых деловых контактов.

Обстановка которая сформировалась в сфере развития молодого поколения неоднозначна. Современную молодежь отличает высокий рост самостоятельности, резкое увеличение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, которое повлияет на дальнейшее трудоустройство и развитие карьеры.

С другой стороны, молодежи свойственен низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. Не спадает острота проблемы социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями, детей сирот, подростков из неблагополучных семей.

Исследование ценностных ориентаций молодежи позволяет не только определить духовные источники развития общества, удерживающие его от саморазрушения, но и выявить, идет ли оно в направлении социокультурной модернизации или трансляции традиционных для России ценностей.

Ценностная структура сознания молодого поколения, являющаяся элементом общественного сознания, необыкновенно сложна, и различные ее составные части оказывают содействие в ускорении социальных процессов, а также в консервации социально важных устойчивых состояний общества.

За длительный период исследования ценностных ориентаций общества или его конкретных групп было сформулировано довольно большое количество определений этого важного понятия социологии.

Система ценностных ориентаций делится на три группы:

1) Материально - экономические ценностные ориентации.

Предпочтение одной или другой группы обуславливается экономическим статусом человека, его адаптацией к конкретной социальной группе. Если данная социальная группа является объектом опеки со стороны государства и поэтому ей необходима его особая поддержка, она весьма заинтересована в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Эта конкретная группа, являющаяся объектом экономически зависимым элементом общества, борется за социально ориентированную экономику. Молодежь является именно такой социальной группой.

2) Духовно - гуманитарные ценностные ориентации обычно разделяют на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации в контексте молодежной транзитивности распределяют по вертикальной оси «практицизм - духовность» и горизонтальной оси «коллективизм - индивидуализм».

Практицизм этических ориентаций молодежи связан с различными факторами как отрицательного, так и положительного характера, которые определяют направление развития современной молодежной культуры. Так называемое «падение нравов» или потеря духовных идеалов, стали основой в формировании мировоззренческих установок. Они определяющим образом влияют на самоидентификацию молодежи.

3) Рационально - ценностные ориентации основываются на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Рационально - ценностные ориентации определяются самим субъектом как имманентные понятия и предметы в виде продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления, однако являются немыслимыми без своего выражения вовне.

Рассматривая опыт организации добровольческой деятельности, Л.Е. Сикорская выделяет социально значимые мотивы.

Первая группа мотивов - самореализация личностного потенциала. Для молодых людей, которые заняты волонтерской деятельностью, наиболее существенная роль отводится возможности реализации своего потенциала, проявлению своих скрытых способностей и возможностей в значимой социально-общественной деятельности. Также добровольческая работа помогает молодому человеку получить реальное представление о возможной будущей профессии или выбрать её направление. Добровольческая деятельность помогает приобрести незаменимый опыт, который необходим и в повседневной жизни. Также очень сильны мотивы, связанные с получением рекомендаций для приема на оплачиваемую работу. Зачастую это связано с тем, что работодатели предпочитают соискателей, уже имеющих какой-то трудовой опыт.

Активное участие в волонтёрской деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как:

1. опыт ответственного взаимодействия;

2. развитие коммуникативных способностей;

3. самоорганизация;

4. исполнительская дисциплина;

5. лидерские навыки;

6. защита и отстаивание прав и интересов;

7. инициативность;

8. профессиональное ориентирование;

9. общение с единомышленниками и многие другие.

Вторая группа мотивов - общественное признание и чувство социальной значимости. Для каждого крайне необходимо получить положительный отзыв о своей деятельности от людей, стоящих выше в иерархии или важных конкретно ему, чтобы самоутвердиться, почувствовать собственную причастность к общественно-полезному делу. В основе этой мотивации лежит потребность человека в высокой самооценке и в положительной оценке от других людей. Данная оценка играет немаловажную роль для человека при выборе целей и задач его деятельности, направления личностного роста.

Выполнение общественного долга. Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность является следствием осознания религиозного и этического долга и указывает на высокое личностное развитие.

Возможность коммуникации, взаимодействия с единомышленниками. Волонтёрская деятельность позволяет найти интересный для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Среди молодого поколения, особенно когда оно попадает в непривычную среду, к примеру, в другой город и другое учебное заведение, сильно распространена потребность расширения круга общения. Когда человек попадает в то или иное сообщество, он для того, чтобы освоиться в группе, начинает преследовать мотивы, характерные для этого сообщества. При появлении нового волонтёра в организации крайне необходимо установить и обозначить те мотивы, приведшие его в волонтерскую деятельность, с тем чтобы человек стремился остаться в коллективе, и захотел стать его постоянным членом.

Приобретение опыта лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая, общественная работа дает молодому человеку возможность проявить себя в разных видах социального взаимодействия, получить навыки, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Для молодого поколения основной потребностью является востребованность обществом, его социализация. Значительное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении с равными.

Организация свободного времени. Существенным мотивом к участию в добровольческой деятельности является возможность организации личного свободного времени с пользой для общего дела и для души. Однако она не должна быть ведущим мотивом, хотя при наличии других мотивов она может стать эффективным стимулом для участия в общественной, добровольческой деятельности.

Последняя группа мотивов определяется автором как самоопределение и самовыражения. Добровольческая работа дает шанс проявить себя, сообщить о своей жизненной позиции, помогает человеку выразить свое внутреннее «Я» и утвердиться в жизненных ценностях. Один из аспектов самовыражения - альтруизм. Альтруизм очень сильно распространен в добровольческой работе. Альтруизм предусматривает, в первую очередь, бескорыстную заботу о благополучии окружающих.

Способность выразить свою гражданскую позицию. Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто через декларацию собственных взглядов, но с помощью активной деятельности, которая направлена на защиту собственных ценностей, - важнейшее условие социализации и личностного развития молодого человека. Волонтерство - это исполнение наших личностных качеств, которые довольно часто остаются нераскрытыми в нашей повседневной жизни. Включаясь в систему различных видов деятельности, человек не только совершенствует их с каждым днем, но и совершенствует себя. Другими словами испытывает на себе ее серьезные эффектыВолонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. - Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-С111.. Волонтерская деятельность не является исключением. При постоянном взаимодействии человека с окружающим миром имеет место тот психологический эффект, который выражается в изменении личных качеств, мотивационной и когнитивной сферы, включая ценностные ориентации, интересы и черты характера.

Если мотивы новых участников волонтерской деятельности на начальном этапе скорее индивидуальны или сосредоточены на группе, то при получении первого опыта они в большей мере становятся все более широко социальными и направлены на других, даже незнакомых людей. Именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте формирует мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду. В совместной деятельности, которая является общественно значимой, происходит развитие ответственного поведения, а также развивается терпимость и самоконтроль в различных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность и анализировать её результаты.

Для того чтобы привлечь молодого человека к участию в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые формы работы, которые способны развивать коммуникабельность.

Для привлечения волонтеров можно использовать различные способы, включая: публикация объявлений, которая включает информирование через стенды информации; наглядную агитацию, в качестве ярких буклетов; информирование через социальные сети и интернет-источников и др.

На современном этапе развития волонтерских движений использование социальных сетей и другие популярные сайты один из мощнейших способов привлечения новых волонтеров. Именно в социальных сетях можно размещать необходимую информацию, фотографии с различных проектов. Все это помогает сделать молодому человеку выбор в пользу определенного волонтерского движения.

Молодежное движение сейчас развивается на основе разнообразных видов деятельности, полезных как для общества, так и для личности молодого человека: охрана окружающей среды, милосердие, спорт, участие в общественных акциях, проводимых по инициативе муниципальных структур. Есть возможность помогать удаленно. В 21 веке очень популярно использование востребованных знаний в информационных технологиях. Молодой человек, который имеет необходимые знания в графическом дизайне или в создании сайтов может также предложить свою благотворительную помощь, которая поможет систематизировать информационную работу различных волонтерских организаций, для молодого волонтера будет возможность начать создавать портфолио своих работ и совершать благое дело.

Необходимо уделить внимание тому моменту, что имидж волонтера из современного молодого поколения играет важную роль. Очень часто волонтеры работают совершенно с разными людьми, которых не стоит провоцировать своим внешним видом. Работодатели часто отказывают в рабочих местах людям, которые имеют популярные среди молодежи средства проявления себя и демонстрации своего отношения к определенной субкультуре. В определенных случаях такой внешний вид молодого добровольца является выигрышным. Яркая половина молодежи является носителем субкультуры и это подразумевает наличие определительных атрибутов (футболок, браслетов, татуировок, пирсинг) - ее нельзя ограничивать в своем выборе, запрещать носить то, в чем они чувствуют себя уверенно, ведь доброволец, это не работник, это человек, отдающий частичку себя и ему гораздо комфортнее заниматься делом, чувствую себя комфортно и защищено.

Эти моменты выделены как наиболее важные, ведь от них производится первое впечатление. Добровольчество, это не работа, молодой человек должен и может выглядеть так, как он себя позиционирует, чувствовать себя наиболее комфортно при своем внешнем виде, но при этом не нарушать нормы того направления добровольной работы, в которой он хочет себя проявить.

Для молодого человека принципиальна социальная значимость работы, которую он выполняет, поэтому не следует привлекать волонтеров, например, просто для приготовления еды для бедных и пожилых. Эффективнее будет указать проблему, с которой предстоит работать волонтеру. Например, привлечь человека к решению проблемы недоедающих и одиноких престарелых, для обеспечения нормальных жизненных условий для безнадежно больных. Следует подчеркнуть для волонтеров возможности решения проблемы.

Следующим этапом организации волонтерского движения и основным, является включение молодых людей в практическую добровольческую деятельность. Деятельность, которую могут предложить будущим волонтерам, должна быть разнообразной, но цель должна отвечать важному требованию: быть направленной на решение проблем, которые понятны молодому волонтеру.

Для создания волонтерской организации среди молодых людей стоит изучать их представления о современных социальных проблемах, которые актуальны в данный момент и поставить решение выделенных проблем в центр волонтерской деятельности.

Потребность общения и признания значимости в группе, которая считается одной из актуальных потребностей молодежи, делает групповую форму работы волонтера самой приемлемой и эффективной.

Кроме того, предоставляемая волонтеру работа должна быть:

Результативной (т.е. иметь видимый результат, не отсроченный во времени);

Четко локализованной во времени и объеме (учитывать рабочую и учебную занятость молодого человека);

- «живой» (не носить характер рутинной, «бумажной» работы, часто несообразной с возрастными особенностями молодежной группы).

Волонтерство должно стать гармоничным дополнением к основной занятости и не является навязанной обузой. Негативно на имидже волонтерской деятельности скажется, если юноша или девушка забросят учебу для своей общественной деятельности.

Последним этапом работы с волонтером является его поощрение за проделанную работу. Организаторам волонтерского движения следует взвесить положительные и отрицательные стороны методов поощрения волонтеров. Люди, которые находятся в управлении организации или небольшого движения, забывают насколько важно поощрять тех, кто трудится безвозмездно. Поощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей.

Одна из важных наград - слово «спасибо». Хотя бы один раз в год координаторы молодежного волонтерского движения должны организовать общее собрание волонтеров и выразить благодарность по итогам работы за год. Благоприятная атмосфера, которая создана для добрых дел, обращение к волонтерам по имени, посвящение им свободного времени - тоже награда.

Важным элементом общих собраний является напоминание каждому о цели деятельности, которой волонтеры занимаются в данной организации. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре добровольческой деятельности. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов движения, волонтер получает эффективную мотивацию и мотивацию для привлечения знакомых и друзей в волонтерскую деятельность.

Существуют и другие способы поощрения волонтеров: празднование Дня волонтеров; поздравление с днем рождения; вручение значка с логотипом организации; включение имени в доклад организации; приглашение волонтера и его друзей на неофициальные встречи; помощь волонтеру в повышении квалификации.

Кроме того, учитывая, что большинство молодых людей находится в конкурентной среде на старте своей профессиональной карьеры, благодарственные письма на места учебы или работы не будут лишними.

Выражение благодарности принесет желаемые результаты, если: выражать благодарность профессионально и часто; использовать разные формы выражения признательности; быть честным; выражать удовлетворение человеком, а не только работой; уделять особое внимание на те достижения, которые сам волонтер оценивает наиболее высоко.

Поэтому для развития волонтерского движения в молодежной среде необходимо выполнение ряда условий:

Наличие группы единомышленников, которые выступают инициаторами и координаторами волонтерской деятельности, занимаются управлением;

Наличие институциональной «принадлежности» волонтерского движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность);

Наличие учета специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;

Стремление избежать бюрократизации волонтерского движения;

Обеспечение комфортного морального климата, создание популярности на волонтерское движение в молодежной среде(это возможно прежде всего в среде образовательных учреждений);

Использование значимых для молодых людей деятельности как основы волонтерства;

Использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека.

Волонтерская деятельность оказывает положительное воздействие на изменения мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам. Молодые люди посредством волонтерской деятельности способны развить свои умения и навыки до высокого уровня, также способны удовлетворить потребность в общении и самоуважении, осознать свою полезность и нужность обществу, развить в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и раскрывают духовную сторону жизни своей жизни.

Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса. Студент каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В России накоплен большой опыт социализации студентов. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов студентов. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение - новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтеры (от англ.volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

В силу сложившихся социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России плохо приживается и не пользуется одобрением большинства населения. В задачи современных общественных и благотворительных организаций входит популяризация волонтерства, пропаганда идей добровольчества и создание позитивного имиджа волонтера.

В Российской Федерации говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом помогать людям. С 1998 года в России работает волонтерская ассоциация World4U , которая занимается молодежными и студенческими обменными программами и обеспечением авиабилетами молодежи, студентов, аспирантов и преподавателей. World4U - член Молодежного Движения за Мир (Youth Action for Peace, associated group ) и партнер еще многих международных волонтерских организаций.

В Москве существует группа «Доноры - детям», представляющая собой полностью волонтерское объединение. У участников нет постоянного состава или «членства в обществе». Волонтеры устраивают занятия кружков в гематологическом отделении, детские конкурсы и походы в театр для детей и родителей, организовывали сбор средств на поиск доноров костного мозга и лекарства. И просто приходят поиграть с детьми и пообщаться с их родителями. Все эти люди - доноры, и неважно, сдают они кровь или нет.

Существует также объединение волонтеров (Отказники.Ру), оказывающих помощь детям, волею судьбы вынужденным проводить свое детство в больнице. У каждой больницы есть свой координатор, который отвечает за организацию помощи конкретному медицинскому учреждению. Это совершенно разные люди, зачастую не знакомые между собой. Сайт проекта - это платформа для объединения усилий по решению этой проблемы и более эффективному сбору помощи. Отказники.Ру собирают для детей самое необходимое. Постоянно обновляют список больниц, которым нужна помощь, быстро пополняется. Ребята всегда ждут волонтеров, которые хотят присоединиться проекту и оказывать помощь детям сиротам больниц.

Волонтерская группа «Мир в ладошке» - это некоммерческое, неполитическое, неформальное, добровольное объединение людей, оказывающее помощь социальным учреждениям в основном по работе с детьми. Дружина охраны природы им. В.Н. Тихомирова биологического факультета МГУ - добровольная общественная молодежная природоохранная организация, одна из старейших организаций Движения дружин охраны природы - общесоюзного движения за сохранение живой природы. ДОП МГУ работает как в Москве и МО по своим основным кампаниям («Заказники», «Журавлиная родина», «Первоцвет»), так и участвует в решении «горячих» экологических проблем России и всего мира.

Трансатлантические партнеры против СПИДа (ТППС) – независимая неправительственная организация, которая мобилизует политические, гражданские, научные и экономические ресурсы североамериканских, европейских и евразийских партнеров в борьбе против быстрого и разрушительного распространения ВИЧ/СПИДа в России, в Украине и в соседних странах. Целями ТППС является: замедление темпов распространения эпидемии ВИЧ через поддержку всеобщих стратегий в области профилактики; Улучшение жизни людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, через разработку правильной политики в области лечения, ухода и поддержки; Укрепление международного сотрудничества в области терапии, лечения и разработки вакцины.

Любой человек, живущий в Москве или Санкт-Петербурге, может стать членом постоянной группы волонтеров Гринпис (Greenpeace - общественная неправительственная и некоммерческая экологическая организация). В других городах тоже можно участвовать в деятельности Гринпис, через Интернет или самостоятельно организуя свои практические природоохранные проекты. Например, практически в любом регионе можно заниматься образовательной работой в рамках Движения «Возродим наш лес», можно организовать работы по уборке мусора, пропагандировать энергоэффективные технологии и раздельный сбор и переработку отходов.

Существует волонтерское движение в благотворительном Фонде брошенных младенцев «Я без мамы» в Ростове-на-Дону, где волонтеры ведут активную работу с детскими домами и больницами, помогая детям всем, чем могут. Сюда входят сбор вещей для детей, организация досуга и многое другое. Кроме этого, волонтеры помогают многодетным семьям и семьям, попавшим в тяжелые жизненные условия. Помогают нуждающимся людям решить социальные проблемы. Оказывают активную помощь людям инвалидам.

Согласно письму министра спорта, туризма и молодёжной политики В.Л. Мутко (выпускника нашего университета), «оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вовлечению молодёжи в социальную практику осуществляется по целевому показателю «доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодёжи (процентов)», который на 2010 год установлен на уровне 11 процентов, а на 2011 год - 18 процентов», что определяется принятой правительством РФ стратегией развития страны до 2020 года. Согласно письму министра, предполагается массовая регистрация волонтёров на интернет сайте jaba.ru, с последующей выдачей «Личных книжек волонтёра».

В Российской Федерации волонтеры не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.

Таким образом, в основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.

А. В. Петрова

студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова