Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Сущность соц работы. Понятие и сущность социальной работы. Сущность социальной работы как принципиально нового вида деятельности. Принципы и закономерности социальной работы

Сущность и содержание социальной работы с семьей.

Современная семья призвана не только решать многочислен-ные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи-тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози-тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур-сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле-дующие функции:

Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

Социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

Координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со-циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61)..

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

v Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

v Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

v Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

v Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2. - Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

· содействие в открытии предприятий семейного типа;

· профессиональная ориентация детей и подростков;

· выплата пособий по временной не занятости;

· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

· оказание помощи в кадровом обеспечении;

· социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются:

1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).

5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

Повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;

Помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

Повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

Помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни;

Регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

Заключение.

В работе мы проанализировали типы семей, выделили среди них актуальные для социальной работы: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Перечислили основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно - бытовой, экономической, сфере первичного социального контроля, сфере духовного общения, социально - статусной, досуговой, эмоциональной, сексуальной. Тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте.

Описали проблемы современных семей, разбив их на несколько групп: Социально - экономические проблемы, Социально - бытовые проблемы, Социально - психологические проблемы, Проблемы стабильности современной семьи, Проблемы семейного воспитания, Проблемы семей группы риска.

Перечислили направления социальной работы с семьей и раскрыли их содержание: социальная защита семьи, социальная поддержка семьи, социальной обслуживание семьи. В рамках социального обслуживания семьи заострили свое внимание на Центрах социально помощи семье и детям.

Пришли к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Список литературы.

1. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. - 479 с.

2. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.

3. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004 - 692 с.

4. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с.

5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 236 с.

6. Технология социальной работы с семьей и детьми / Департамент труда и социальной защиты Ханты - Мансийского АО / Под общ. ред. Ю. В. Крупова. - Ханты -Мансийск: ГУИП «Полиграфист», 2003. - 117 с.

7. Словарь справочник по социальной работе. Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997. - 397 с.

8. Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.

9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире

Организация социальной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительном учреждении (на примере ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области)

Правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как одно из направлений деятельности специалиста по социальной работе

Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличиваться детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями...

Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом

Социальная адаптация в современных условиях

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды...

Социальная работа с многодетными семьями

Социальные проблемы военнослужащих

Реальную социальную работу с военнослужащим и его семьей можно осуществлять, используя определенные методы. Первая группа методов получила название организационных методов...

Технологии социальной работы с многодетной семьей

Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на: 1. экстренные...

Технология социальной работы с наркозависимыми и их семьями (на примере реабилитационного центра Екатеринбургской епархии)

Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы...

Технология социальной работы с семьей

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы социальной работы. Сущность и содержание понятий социальной работы

1.1. Анализ теоретических подходов к социальной работе

1.2. Социальная работа как наука

1.3. Социальная работа как дисциплина

1.4. Социальная работа как сфера практической деятельности

Выводы по главе I

Глава II. Особенности социальной работы как практической деятельности

2.1. Специфика социальной работы

2.2. Принципы социальной работы

Выводы по главе II

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современном обществе развитие научного знания и общества к целом обусловливает потребность в целенаправленном и систематическом изучении, в частности, таких научных проблем, как изменение жизненных циклов, защитных форм и механизмов жизнеосуществленим индивидов и групп.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В социальной сфере возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. Развитие социальной сферы становится стратегически важным направлением жизнедеятельности российского общества. Уровень профессионализма специалистов социальной работы во многом зависит от качества их подготовки в учебных заведениях, поэтому повышение их профессионализма, концептуальное проектирование программы обучения становятся необходимой функцией научных исследований. Однако в практике такого обучения существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов социальной работы усложнившимся условиям социальной жизни. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, концептуальных по реализации новых образовательных подходов, что и предопределяет актуальность избранной темы.

Проблема социализации личности, специфика профессионального становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей.

Актуальность темы исследования и необходимость совершенствования практики подготовки специалистов социальной работы определила постановку целей и задач, выбор

Объект исследования: Процессы и явления.

Предмет исследования: особенности социальной работы, как сфера профессиональной деятельности.

В диссертационной работе ставится цель выявить особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», и обосновать условия ее результативности.

Выдвижение данной цели обусловливает постановку следующих задач исследования:

1.Изучить определения, сущность, содержание и понятия социальной работы.

2.Выявление специфики социальной работы, как сфера профессиональной деятельности.

3.Изучение специфики принципов и направлений социальной работы, как вида профессиональной деятельности.

Глава 1. Сущность и содержание понятий социальной работы

1.1. Анализ теоретических подходов в социальной работе

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурологи. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

Исторический анализ зарубежного опыта становления социальной работы как науки также подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности. Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира развивается в двух направлениях. Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения поведения бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминировании познавательных ориентации. Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы [Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991].

Объектом исследования теории Социальной работы как науки являются социальные отношения {в данном случае происходит отождествление позиций с характеристикой предмета и объекта социологии как науки в одной из наиболее распространенных их интерпретаций.}. Но социальные отношения и как разновидность общественных, и как общественных в широком смысле многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию. Они имеют различные аспекты и исследуются многими общественными и специальными науками.

Предметом исследования в теории социальной работы считает, к примеру, Е.И. Холостова, являются закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психрлого-педагогических, экономических и управленческих факторов, воздействующих "реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе

В середине 70-х годов XX столетия в Швеции была сделана попытка определить социальную работу, как единство структурной и психо-социальной деятельности, в которой общественная организация и Усовершенствование форм общения признаются одинаково важными для обеспечения решения личных проблем клиента. Но, как подчеркивают Г. Бернер и Л. Юнссон, до сих пор понятие социальной работы и в Швеции остается "размытым", так как чаще всего речь идет лишь о "подходе к организации психосоциальной работы

Они считают, что социальная работа - одна из форм деятельности, направленная на достижение индивидуальных или общественных изменений. Подчеркивают при этом, что в Швеции различаются два направления (или две части содержания социальной работы - психосоциальная и структурная.

Шведские авторы отмечают, что целью психосоциальной работы является позитивное развитие общественных условий жизни и личных ситуаций людей. С. Хессле полагает, что психосоциальная работа это определение мотивов взаимодействия между индивидом и его окружением, ее -главная цель - усиление сопротивляемости индивида требованиям социальной среды, а также позитивные изменения, происходящие внутри самого индивида Другой шведский ученый подчеркивает, что социальная работа направлена на достижение значимых изменений, психосоциальная работа является ее составной частью [Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991]

Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

Основу содержания любой науки составляют базовые категории, «несущие" понятия, которые и определяют ее предмет. Здесь следует сказать, что вопрос о категориях социальных наук является непростым, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, тесно переплетаются друг с другом, многообразны, по-разному интерпретируются, что и обусловливает относительность границ между этими категориями, полипарадигмальность социальных

Поэтому в данном плане следует говорить прежде всего о двух группах категории социальной работы.

1. Категории, которые не являются специфическими категориями в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы "изучаются также другими науками (естественно, что явления, обозначаемые этими категориями, должны рассматриваться каждой наукой исходя из ее предмета). Например, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность и др.

Наряду с категориями, в содержание любой науки, естественно и социальной работы тоже, включаются основные проблемы, представляющие различные стороны предмета этой науки. Например, отношения "личность - личность", "социальный работник - клиент", "личность - среда"; общественная роль и функции социального работника и др.

Существуют, как известно, разные основания для выделения отдельных групп методов. Так, можно говорить, во-первых, о методах сбора информации и методах ее обработки; во-вторых, о методах эмпирического исследования и методах теоретического моделирования; в-третьих, об общенаучных методах и специфических методах конкретных наук и т.д.

Вопрос 3. Сущность, цели и принципы социальной работы: современные подходы к пониманию сущности и целей социальной работы, принципы социальной работы: генеральные, общефилософские, специфические

Сущность социальной работы в России

Рассматривать сущность социальной работы начнем с базового слова «работа», которое вы­ражает тот факт, что она организуется, инициируется госу­дарством, обществом, органом, учреждением, специалистом. В соответствии со смыслом слова «работа» инициатором и организатором, проводником становится специалист со­циальной работы. Но и клиент не должен играть лишь пассивную роль, он дол­жен в меру своих возможностей сотрудничать со специали­стом. Иначе говоря, социальная работа строится по формуле «субъект-субъектные отношения».

Предметная сущность социальной работы воплощена в сложнейшем феномене "социальная", который выражает много­образные способы и формы существования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа, классы). В цивилизованном обществе такое существование и взаимодействие должно строиться на началах равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий обеспечения самоутверждения входящих в общество социальных субъектов. Все эти условия, составляющие сущность понятия "социальная", являются важнейшим ориентиром социальной работы.

Что касается определения понятия и сущ­ности социальной работы как вида деятельности, то в изданной литературе бытуют различные трактовки социальной работы. Сущность социальной работы можно свести в несколько определений:

Вид социальной помощи отдельным лицам и (или) группам населения, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью достижения гармо­нии между человеком и средой.

Оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные права весьма многогранны и обеспечива­ют социальное функционирование личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа, весьма обширны и разнообразны;



Разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать (т.е. выбрать наилучший из возможных вариантов) осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Вид профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, на создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

Средство и форма социального контроля в интересах общества или государства, во имя благородных или враждебных человеку целей с одной стороны. С другой стороны, жизнедеятельность человека представляет собой органическое единство различных про­цессов, сторон и явлений, которые в разное время при раз­ных обстоятельствах могут выходить на первый план или уступать приоритет другим процессам.

Это динамич­ная, развивающаяся профессия, опирающаяся на достижения социальных наук и результаты практики. Она представляет со­бой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена обще­ства.

Социальная работа не является бла­готворительностью, со стороны общества, государства по отношению к индивидам, группам, общинам - это обязатель­ный механизм функционирования благоустроен­ного современного социального государства.

В работах профессора Е.И. Холостовой ис­пользуется следующее определение: «Социаль­ная работа - специфический вид профессио­нальной деятельности, оказание государствен­ного и негосударственного содействия челове­ку с целью обеспечения культурного, социаль­ного и материального уровня его жизни, пре­доставление индивидуальной помощи челове­ку, семье или группе лиц». Это определение имеет своим достоинством широкий охват явле­ния, подчёркивание как государственных, так и не государственных начал подобной деятельности.

Также социальная работа - междисциплинарное направление научных знаний, изучающее содер­жание и закономерности этой деятельности. Кро­ме того, можно говорить о комплексе учебных дисциплин, освоение которых необходимо для подготовки специалиста по социальной работе. Помимо этого, можно отметить роль социальной работы как общественного явления.

Вероятно, на данном этапе развития теории социальной работы невозможно сформулировать определение, которое исчерпывало бы всё содер­жание понятия. Но смысл (суть) социальной работы ясен - это деятельность по оказанию помощи ин­дивидам, семьям, группам в реализации их соци­альных прав и в компенсации физических, психи­ческих, интеллектуальных, социальных и иных не­достатков, препятствующих полноценному соци­альному функционированию.

Социальная работа призвана оказывать содействие в доступе к имею­щимся социальным ресурсам, в их создании или в их восполнении.

Социальная работа позволяет информиро­вать своих клиентов о наличии у них определён­ных прав и возможностях их реализации, диагно­стировать их нарушение или неполное осуществ­ление, наконец, оказать помощь в том, чтобы по­тенциальные права превратились в актуальные. В связи с этим социальная работа нужна всем ин­дивидам и группам - у активных, образованных, благополучных клиентов эта потребность в дан­ный момент меньше или вообще свёрнута, у менее способных к самостоятельности, менее информи­рованных, социально слабых по каким-то показа­телям - она более выражена.

Социальная работа носит:

♦ превентивный характер - предусматривает осуществление профилакти­ческих мер по предупреждению девиантного по­ведения.

♦ активный характер - ори­ентированный на сохранение условий, позволя­ющих включать в работу самих клиентов как субъектов действия;

♦ целевой характер - выра­жается в выработке положений и правовых норм, обеспечивающих социальную защиту раз­ных групп населения, в осуществлении мер по поддержке достойных условии существования с учётом индивидуальных потребностей людей, в соответствии с установленными критериями);

2. При определении целей социальной работы недостаточно сформулировать их только как «адаптация к обществу» или «содействие соци­альному функционированию».

Цель со­циальной работы - это результат соотнесения ценностных пред­ставлений о долге общества (государства) перед гражданином с ситуацией, в которой он оказался. Статья 7 Конституции Российской Федерации констатирует: «Россия - социальное государство». Конечно, любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» лишь под­черкивает способность государства осуществлять социальную по­литику: заботиться о трудовом устройстве населения, правах че­ловека, создавать системы здравоохранения, социального обеспе­чения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с пре­ступностью и негативными конфликтами и т.д. Один из важней­ших принципов социального государства таков: следует помогать лишь тем, кто в данный момент сам не может справиться со сво­ими проблемами, и помогает таким образом, чтобы в дальней­шем человек мог справляться с проблемами самостоятельно. Таким образом, цель социальной работы - достижение объек­том состояния, характеризующегося оптимальным использовани­ем личностных и общественных ресурсов в соответствии с соци­альными эталонами и индивидуальными представлениями о нор­мах социального функционирования.

Цель, преломленная в условиях той или иной ситуации, стано­вится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной характери­стики социальной работы как особого вида общественной практи­ки.

Социальная работа как профессия появилась в России сравнительно недавно. Появление новой специальности было вызвано масштабными изменениями в нашем обществе, связанными с социальным кризисом и, как следствие этого, появлением уязвимых групп населения, нуждающихся в профессиональной помощи и поддержки - и не только материальной. Социально-экономический кризис сопровождался идейным: разрушались идеологические принципы и догмы, привычные для общества, происходила утрата чувства внутренней определенности и стабильности.

В течение непродолжительного периода существования социальной работы в России можно наблюдать возрастающий интерес к этой профессии. Об этом свидетельствует не только создание большого количества общественных организаций, предлагающих услуги по решению социальных проблем различных групп населения, но и возникновение почти тридцати кафедр, где готовят социальных работников. Сейчас уже мало кто сомневается в том, что социальная работа необходима в любом обществе, - а не только в том, где существуют сложные социально-экономические проблемы. Ведь она является одной из самых распространенных профессий в развитых странах Европы и Северной Америки Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сервина. - М.: ИНФРА - М.: 2010. - С. 32..

Социальная работа - это профессиональная практика, которая основывается на системе соответствующих теоретических знаний. Она имеет целью обеспечение гуманизма и социальной справедливости путем активизации и поддержки наименее защищенных групп и членов общества и противодействия факторам социального исключения. Социальная работа является инструментом реализации социальной политики и может осуществляться через социальную диагностику, социальную коррекцию, социальную педагогику, социальную профилактику, социальную реабилитацию и другие механизмы Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. -М.: ИТК Дашков, 2011. - С. 132..

Задачами социальной работы являются:

  • 1. Расширение возможностей и самостоятельности клиентов в преодолении их жизненных проблем;
  • 2. Установление связей клиентов с социальными службами и другими организациями, которые имеют необходимые ресурсы, оказывают соответствующие услуги;
  • 3. Содействие развитию служб, которые отвечают потребностям клиентов, и влияние на формирование эффективной социальной политики Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы. Учебное пособие для студентов заочного отделения факультета социальной работы. - Новочеркасск: Прайм, 2010. - С. 86..

Социальная работа как профессиональная деятельность выполняет такие основные функции:

  • 1. Диагностическая - изучение, анализ и оценка жизненного поля клиента (индивида, группы, общества), оценка результатов, достигнутых в процессе работы;
  • 2. Прогностическая - разработка последовательного плана решения проблемы клиента или социальной проблемы в обществе с учетом возможных альтернатив, перспектив и вариантов изменений;
  • 3. Организаторская - деятельность социальной службы и ее работников относительно обеспечения взаимодействия всех участников и учреждений, привлеченных к работе с клиентом;
  • 4. Коммуникативная - установление, продолжение и прекращение необходимых профессиональных контактов, обмен информацией;
  • 5. Правозащитная - использование законов и правовых норм для обеспечения прав и интересов клиентов;
  • 6. Превентивная - предотвращение возникновения негативных жизненных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
  • 7. Корректирующая - конструктивные изменения в микросоциуме и системе жизнеобеспечения человека;
  • 8. Социально-экономическая - удовлетворение материальных интересов и потребностей малообеспеченных клиентов;
  • 9. Другие функции (правотворческая, исследовательская, учебная и тому подобное) Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. - С. 63..

Основными принципами социальной работы являются Технологии социальной работы / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 211.:

  • 1. Уважение к достоинству личности: каждый человек является неповторимым и уникальным, что необходимо учитывать социальным работникам, не допуская ни одного проявления пренебрежения к клиенту. Каждый человек имеет право на самореализацию, которая не приводит к нарушению подобных прав других. Социальная работа несовместима с прямым или опосредствованным принуждением клиентов к любым действиям, даже в пользу клиента или его близкого социального окружения;
  • 2. Приоритетность интересов клиентов: социальные работники направляют все свои усилия, знания и навыки на помощь отдельным гражданам, семьям, группам, сообществам и общинам для их совершенствования, а также с целью решения возникших конфликтов и преодоления их последствий;
  • 3. Толерантность: социальные работники должны проявлять терпимость к разным эмоциональным проявлениям клиентов, при любых обстоятельствах сохранять равновесие, воспринимать проблемы и обстоятельства клиентов независимо от образа жизни последних, их поведения, социального и национального происхождения, пола и тому подобное;
  • 4. Доверие и взаимодействие в решении проблем клиента: социальные работники сотрудничают с клиентами, пытаясь решать любые задачи, с которыми они сталкиваются, наилучшим образом с целью удовлетворения интересов клиентов; способствуют добровольному участию клиентов в процессе предоставления социальной услуги, а также максимальной самостоятельности клиентов в решении их социальных проблем; создают доброжелательную атмосферу общения с клиентом;
  • 5. Доступность услуг: социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за защитой, поддержкой, консультацией или советом, без любой дискриминации на основании пола, возраста, физических или умственных ограничений, социальной или расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, имущественного состояния, сексуальной ориентации. Право на получение того или другого вида услуг гарантируется клиентам и регулируется соответствующим законодательством;
  • 6. Конфиденциальность: социальные работники в любой ситуации информируют клиентов о том, как обеспечивается конфиденциальность, для чего она необходима, а также об ограничении относительно ее соблюдения. Обязанность социальных работников заключается в неразглашении любых сведений о клиентах, за исключением тех случаев, когда это делается с их согласия или в установленном законом порядке;
  • 7. Соблюдение норм профессиональной этики: социальные работники способствуют формированию и реализации мероприятий в пределах социальной политики, обеспечению благополучия человека, несут ответственность за развитие и использование профессиональных норм при решении практических задач социальной работы Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. - М.: ИТК Дашков, 2011. - С. 191..

Социальные работники используют в своей работе разнообразные средства и методы:

  • - социально-экономические (предоставление натуральной и денежной помощи; помощи в использовании льгот, компенсаций и выплат; присмотре и бытовом обслуживании и тому подобное);
  • - организационно-предписывающие (установление регламентов и норм деятельности социальных служб, консультирования клиентов относительно порядка получения услуг; эти методы опираются на нормативно-правовые документы, регламентирующие акты);
  • - психолого-педагогические (непосредственное взаимодействие с клиентом через механизм социально-психологического, педагогического изменения его поведения, самочувствия и тому подобное - поддержка, предоставление информации, разъяснение, рекомендации, моральное поощрение и другие формы работы) Социальная работа: история, теория и практика: Науч.-уч. - Метод. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и специалистов в области социальной педагогики, социальной работьи / Харченко С. Я., Кратинов Н. С., Ваховский Л. Ц., Кратинова В. А., Песоцкая А. П., Покладов В. В. В 2 ч. - Ч. 1. - Луганск, 2009. - С. 49..

Общими подходами к процессу предоставления помощи, которыми руководствуются социальные работники в своей деятельности, есть:

  • - прямое вмешательство (присмотр, социально-психологическое консультирование, обучение, изменение поведения клиентов);
  • - опосредствованное вмешательство, направленное на изменение среды, в которой находятся клиенты (планирование, администрирование, сбор данных, управления, исследования);
  • - комбинированное вмешательство (содействие работе группы, мобилизация, представительство интересов, консультирования, взаимодействие с другими специалистами) Основы социальной работы Учебник. 3-е изд., испр. и доп. (Серия: "Высшее образование") (ГРИФ). Под ред. Акмалова А.А., Павленок П.Д., Бабкин Н.И., ред., Аникеева О.А. - М.: Инфра-М, 2010. - С. 202..

Таким образом, социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. Главной целью профессиональной деятельности специалиста по социальной работе считается забота о качестве жизни и раскрытия возможностей личности человека, семьи, общества.

Аннотация. Тема посвящена изучению сущности и содержания соци­альной работы в современных условиях политического и социально-эко­номического развития Российской Федерации и ее связи с государствен­ной социальной политикой. Определяются особенности социальной рабо­ты в условиях модернизации современного российского общества.

Цель: познакомить студентов с особенностями социальной работы как общественного явления, при этом социальная работа в концептуаль­ном плане рассматривается как система теоретической и практической деятельности, которая базируется на определенной научно-методологи­ческой основе и представляет собой органичное единство теории и прак­тики.

Российская Федерация, являясь согласно Конституции социальным государством, реализует социальную политику, ориентируясь на общегосударственные интересы и согласуя свою деятельность с экономической, внешней и оборонной политикой. Эта политика направлена на удовлетворение ин­дивидуальных потребностей граждан в жилье, образовании, медицинском обслуживании, социальной защите. Для свое­го успешного функционирования общество нуждается так­же в поддержании гражданского согласия и общественного порядка. Поэтому с помощью социальной политики государ­ство создает систему поддержки семьи, облегчая ее задачу ухода за детьми, престарелыми и больными.

Таким образом, социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, направленная на ре­ализацию гражданских прав, свобод и потребностей граждан и воплощенная в социальных программах и практике регули­рования социальных отношений в обществе.

Субъектами социальной политики являются государство, осуществляющее свою социально-политическую деятельность посредством функционирования государственной власти, и ор­ганы власти федерального, регионального и местного уровней.

С точки зрения объекта приложения усилий, социальная политика ориентирована на решение проблем различных ка­тегорий населения, нуждающихся в социальной поддержке и помощи государства.

Элементами реализации социальной политики являются социальное обеспечение, социальная помощь, социальная за­щита, социальная работа. Основной из них - социальная рабо­та, которая непосредственно на практике реализует принципы социальной политики.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимо­связаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимо­обусловленными сторонами: научно-познавательной и практи-ко-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. Социаль­ная политика - более широкое понятие, определяющая сторо­ны социальной работы. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более ди­намична, подвижна, богата по своему содержанию в сравне­нии с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерас­торжимо. Какова социальная политика, такова и социальная Работа. Реализация содержания, форм и методов социальной

работы целиком и полностью определяется социальной поли­тикой. В то же время социальная работа - деятельность по со­циальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом - не может не сказаться (в конечном счете) на ориентирах соци­альной политики, ее целях и задачах.

Обычно социальную работу рассматривают как деятель­ность, направленную на оказание помощи и поддержки соци­ально уязвимым группам населения. Однако ее можно (и нуж­но) рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении и жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев населения.

В наиболее общем виде под социальной работой в обще­стве понимается системная гуманитарная деятельность, на­правленная на обеспечение социальной защиты, социальной помощи, самореализации личности и коллектива.

Социальная работа как самостоятельный вид професси­ональной деятельности получила признание в России в 1991 г. Предпосылками ее становления и развития являются попечи­тельство, благотворительность, различные формы социаль­ной помощи и поддержки человека, оказавшегося в слож­ной жизненной ситуации, имевшие место в России на всех этапах ее исторического развития. Официальное «рождение» профессии «социальная работа», регистрация ее в Квалифи­кационном справочнике должностей руководителей, специ­алистов и служащих является юридическим оформлением того, что было накоплено теорией, практикой, историей наро­дов России.

В практическом плане социальная работа - это осущест­вляемая профессионально подготовленным специалистом де­ятельность по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизнен­ные проблемы (личностные, семейные, групповые, производ­ственные и др.).

Основное назначение социальной работы - это обеспе­чение достойного материального, социального и культурного уровня жизни граждан, восстановление в случае необходи­мости их способности к функционированию в обществе.

Профессиональная социальная работа предполагает за­щиту потребностей, интересов, человеческого достоинства, прав личности на достойную жизнь.

Основными признаками и характерными особенностями социальной работы являются: целенаправленность, предмет­ность и преобразующий характер, детерминированность об­щественными условиями и превентивный характер.

Таким образом, цели социальной работы отражают ее конструктивный характер и многоплановое содержание. В своей основе они направлены на создание социальных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности социума; активизацию собственных сил клиентов для реше­ния трудных социальных задач; оказание помощи тем, кто не в состоянии сам справиться со своими жизненными пробле­мами.

Социальная работа - это инструмент реализации поли­тических установок субъектов социальной политики, как бы практическая область (срез) социальной политики. Полити­ка является ее организационной основой, выполняя важную методологическую функцию. Такая постановка проблемы от­нюдь не принижает значимость социальной работы, а, наобо­рот, подчеркивает ее утилитарный характер, практическую на­правленность, без чего политические установки превратятся в декларацию.

Но вместе с тем социальная работа - это и самостоятель­ная область деятельности со своими субъектами и объектами. В рассматриваемом аспекте социальная работа является тем средством социальной политики, набором инструментов, кото­рые позволяют ей выйти на конкретного человека, что и явля­ется целью любой социально-политической деятельности.

Социальная работа как разновидность профессиональной деятельности имеет уже достаточную историю накопления эм­пирического материала как в России, так и за рубежом. Обоб­щение и теоретическое осмысление опыта ее организации позволяют сделать вывод о том, что социальная работа уже заявила о себе как целостная система научных знаний 1 .

Научно-теоретичесние основы социальной работы представляют собой совокупность научных положений и вы­водов комплекса общественно-гуманитарных научных дис­циплин, характеризующих различные стороны становления, функционирования и развития социальной работы. К ним прежде всего относятся парадигмы исследования проблем социальной работы, а также научно обоснованные сведения о закономерностях и принципах, целях и задачах, структурах и функциях, формах и методах, ресурсах и средствах, мето­диках и приемах социальной работы. Кроме того, к научно-теоретическим основам относятся выводы о путях развития нормативно-правовой и материально-технической базы со­циальной работы.

Научный анализ событий и явлений общественной жизни, всесторонний учет тенденций развития практики социальной работы обеспечивают политический подход к решению обще­ственно-социальных задач, соответствие содержания социаль­ной работы современным требованиям. Чтобы правильно, с на­учных позиций организовывать и проводить социальную работу, в единстве теории и практики решать задачи социальной защи­ты граждан, руководители всех органов управления должны овладевать теорией социальной работы, которая в концентри­рованном виде представляет собой современную концепцию ее организации и проведения в обществе.

1 См.: Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985-2001. - М.: МГСУ, 2002.

Концепция социальной работы отражает систему на­учных взглядов, вытекающих из официальных руководящих документов и практического опыта жизнедеятельности совре­менного российского общества. Она определяет понимание сущности и содержания, целей и функций социальной рабо­ты, а также процессов ее реализации, единого замысла ее проведения с различными категориями и группами граждан. Междисциплинарный характер теории социальной работы объективно требует системного подхода к исследованию ее содержания, структуры, функций, способа обоснования и пос­троения целостной системы научных знаний.

Социальная работа в концептуальном плане может рас­сматриваться как система теоретической и практической деятельности, которая базируется на определенной научно-методологической основе и представляет собой органичное единство теории и практики.

Наличие основополагающих теоретических положений имеет определяющее значение для познания закономерностей социальной работы, развития ее принципов, форм и методов.

Методологической основой социальной работы являют­ся целостная научная система философских, экономических, социально-политических взглядов, составляющих мировоз­зрение людей; наука о познании и преобразовании мира, о за­конах развития общества, природы и человеческого мышле­ния. Знание теории социальной работы вооружает кадры со­циальной работы методологией анализа и оценки сложных об­щественно-политических явлений и процессов, позволяющей научно прогнозировать пути решения социальных проблем 2 .

Знание основных положений современной концепции со­циальной работы, ее теоретических и практических.аспектов дает возможность глубоко проникнуть в сущность самой со­циальной работы, исследовать ее закономерности и принци­

пы, проследить основные тенденции ее развития, определить наиболее целесообразные формы, методы и средства соци­альной поддержки и защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа имеет свою организацию, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодей­ствует с другими, выполняет те или иные функции. Такого ро­да организация называется целостной системой, состоящей из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов. Это субъекты и их полно­мочия, подсистема управления, формы и методы реализации, объекты и связующие их цели, принципы, средства и функции.

Концептуальное видение социальной работы предполага­ет рассмотрение ее как системы. В связи с этим необходимо выделить основные компоненты, из которых складывается система социальной работы в современных условиях в Рос­сии. Кратко рассмотрим их сущность и содержание.

Объекты социальной работы - это те граждане и катего­рии населения и члены их семей, которые нуждаются в соци­альной поддержке, помощи и защите. Кроме того, к ним отно­сятся негативные тенденции и социальные процессы, а также острые проблемы в обществе, которые возникли в силу ряда объективных неблагоприятных социально-экономических ус­ловий в стране и требуют разрешения или урегулирования со стороны государства.

Субъекты социальной работы - это должностные лица и специальные структуры (органы и силы), призванные осу­ществлять функции социальной работы среди различных ка­тегорий и групп граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Методологическая база социальной работы включает в себя совокупность конституционных и правовых норм, под­законных актов государства и научно обоснованных теорети­ческих положений, принципов и методов, категориальный ап­парат, на основе которых строится теория и практика социаль­ной работы в обществе.

Цели и задачи социальной работы - это предполагаемые промежуточные и конечные результаты, которые выступают системообразующей основой для ее организации, управления и проведения среди граждан.

Принципы социальной работы представляют собой руко­водящие положения, нормы и правила, регламентирующие деятельность должностных лиц по ее управлению, организа­ции, определению содержания, форм и методов проведения мероприятий.

Функции социальной работы представляют собой основ­ные разновидности деятельности ее субъектов, направлен­ные на решение тех или иных социальных проблем граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. К ним относятся социальная защита, социальная поддержка, социальная по­мощь, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование и др.

Социальные потребности - это совокупность их нужд, запросов и интересов в социальной сфере жизнедеятельности общества, которые стимулируют людей к социальной актив­ности и требуют своего удовлетворения в процессе социаль­ной работы.

Ресурсы социальной работы - это система правовых норм, льгот, финансовых средств, материальных благ и дру­гих социальных привилегий, которые вытекают из социального статуса гражданина и используются субъектами социальной работы для решения широкого круга задач и проблем в соци­альной сфере.

Технологии социальной работы - это механизмы выра­ботки и реализации социальных программ, а также комплексы Форм, методов и материально-технических средств, применя­емые для достижения целей и решения задач социальной ра­боты в обществе.

Социальная работа в узком смысле слова может быть представлена как совокупность целенаправленных и строго регламентированных действий, операций и процедур, осу­ществляемых должностными лицами и специальными струк­турами государственных органов власти в соответствии с ее целями и задачами.

Управление системой социальной работы - это деятель­ность органов государственного управления, которая наце­лена на выработку и принятие решений, руководство силами и средствами, планирование, организацию и координацию усилий субъектов, а также на контроль за результатами со­циальной работы в целях оптимального функционирования ее системы.

Организация социальной работы представляет собой структуру органов, подразделений и должностных лиц вместе с установленными между ними отношениями, правами и обя­занностями (полномочиями), а также порядком распределе­ния ресурсов и средств, выделяемых на социальную работу в обществе.

В концептуальном плане система социальной работы может быть представлена как интегрированная совокупность сил и средств социальной деятельности в обществе, ее прин­ципов и функций, а также разнообразных организационных форм и методов, объединенных общностью целей и задач со­циальной поддержки и защиты граждан 1 .

Научные основы социальной работы базируются на тео­ретических и социально-политических началах и организуются в соответствии с присущими ей закономерностями и принци­пами.

Социальной работе присущи свои закономерности, вы­текающие из общих закономерностей развития государства,

" Здесь уместно отметить, что понятие «работа» употребляется как тож­дественное понятию «деятельность». Такое уточнение поможет избежать мно­гозначности в трактовке таких часто встречающихся в научной и специальной литературе понятий, как «социальная работа» и «социальная деятельность».

совершенствования социальной работы в Российской Феде­рации. Эти закономерности представляют собой выражение существенных, устойчивых, повторяющихся связей между яв­лениями и процессами в области социальной работы в армии и на флоте, в повседневной деятельности командиров, офице­ров воспитательных структур.

Важнейшей закономерностью социальной работы явля­ется обусловленность ее целей, задач и содержания государ­ственной политикой. Суть этой закономерности состоит в том, что цели, задачи и содержание социальной работы определяются на основе законодательства России, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также приказов руководителей социальных организаций и учреждений.

Одной из закономерностей социальной работы является соответствие ее содержания, форм и методов конкретным условиям жизни и деятельности граждан. Эти задачи играют определяющую роль по отношению к содержанию, выбору наиболее целесообразных, соответствующих сложившейся обстановке форм, методов и средств социальной работы.

Важной закономерностью социальной работы является зависимость ее состояния от уровня подготовленности ее организаторов, их компетентности и деловых качестве

Бесспорно, что к числу основных закономерностей сле­дует отнести взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также - взаи­мосвязь между целями социального развития и уровнем раз­вития социальной работы. Закономерности социальной рабо­ты носят объективный характер и проявляют себя независимо от желания, знания и воли людей.

Таковы основные закономерности социальной работы. Их отражением и практическим преломлением являются прин-

1 См.: Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. - М., 2009.

ципы - научно обоснованные и проверенные на практике ру­ководящие положения. Принципы позволяют правильно опре­делить содержание, организацию, формы, методы и средства социальной работы, обеспечить ее высокую эффективность.

Принципы социальной работы можно определить как ос­новные руководящие положения, отражающие объективные закономерности деятельности по реализации прав, свобод и льгот военнослужащих и членов их семей.

В своей деятельности руководители и управленцы соци­альной работы руководствуются следующими основными прин­ципами социальной работы: законность; справедливость; предметность; адресность и персонификация; комплексное использование правовых, организационных и воспитательных средств; тесное взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и общественными объеди­нениями; системность; активность; гибкость и др.

Кроме названных, исследователи выделяют следующие группы принципов социальной работы.

Общефилософские принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: детер­минизм, отражение, развитие, единство сознания и деятель­ности, историзм, неразрывная связь индивида и его социаль­ной среды.

Социально-политические принципы выражают требова­ния, обусловленные зависимостью содержания и направлен­ности социальной работы от социальной политики государства: единство государственного подхода в сочетании с региональ­ными особенностями социальной работы, демократизм ее со­держания и методов, учет конкретных условий жизнедеятель­ности личности или социальной группы при выборе содержа­ния, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Организационные принципы отражают сложность и мно­гообразие организационных, функционально-иерархических связей и отношений: социально-технологическая компетент­ность кадров, единство прав и обязанностей и др.

Психолого-педагогические принципы выражают требова­ния к выбору средств психолого-педагогического воздействия и взаимодействия с клиентом: комплексный анализ оценки ус­ловий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними, индивидуальный подход, целенаправленность и адресность социальной работы.

Специфические принципы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг: универсаль­ность, охрана социальных прав, социальное реагирование, профилактическая направленность, клиентоцентризм, опора на собственные силы, максимизация социальных ресурсов, конфиденциальность, толерантность.

Наряду с теоретическими основами для практики социаль­ной работы важное значение имеют социально-политические основы ее организации и проведения.

В современной теории социальной работы различают ши­рокое и узкое толкование этой деятельности. В широком смыс­ле социальная работа - это влияние государственных органов власти, органов государственного и муниципального управле­ния, должностных лиц организаций и учреждений социальной сферы и общественности на социальное благополучие населе­ния через формирование и реализацию социальной политики, направленной на создание благоприятных условий жизнеде­ятельности каждого человека и членов его семьи.

В узком понимании социальная работа - это професси­ональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи гражданину, его семье или группе лиц через информирование, консультирование, прямую, нату­ральную помощь, педагогическую и психологическую поддер­жку, ориентирующую на проявление собственной активности по разрешению трудных ситуаций и способствующую этому.

С практической точки зрения такой подход к определению понятия «социальная работа» позволяет сделать ряд актуаль­ных ВЫВОДОВ.

Во-первых, социальную работу необходимо рассматри­вать как самостоятельный вид деятельности, имеющий спе­цифическую цель - максимально использовать правовые, организационные, воспитательные средства при выполне­нии ее субъектами возложенных на них обязанностей и пре­доставленных им полномочий по социальной защите насе­ления.

Во-вторых, есть все основания ставить вопрос о компе­тентности руководителей всех уровней и звеньев и их ответ­ственности за состояние социальной работы среди различных категорий и групп граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В-третьих, целесообразно выработать критерии оценки социальной работы и определить возможности (пути и спосо­бы) повышения ее эффективности.

Социальная работа как практическая деятельность на­правлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Соци­альная работа осуществляется на профессиональном и не­профессиональном уровне. Непрофессиональный уровень со­циальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь; профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, на­правленных на решение конкретных проблем человека (ме­дицинских, юридических, экономических, воспитательных и т.д.).

Социальная работа является своеобразным социальным механизмом регуляции поведения и деятельности личности и коллектива (социальной группы). Функциональными процес­сами, отражающими действия данного механизма, выступают: моделирование социальных условий и способа их восприятия;

адаптация системы субъекта (живого социума) к социаль­ной действительности. Социальная работа - это деятельность по согласованию социального и психологического процессов регуляции поведения и деятельности личности и социальных групп общества.

Социальная работа (вид деятельности в обществе) проя­вляется в единстве предметного и технологического содер­жания.

Предметное содержание социальной работы определяет­ся целями, в направлении которых осуществляется сосредо­точение усилий в социальной деятельности, это - обеспечение социальной защиты, помощи, самореализации.

Технологическое содержание - функционирование модели социальной работы как системного социального явления, это процесс превращения цели в результат, который отражается в двух взаимосвязанных факторах: моделирование социаль­ных перспектив; адаптация к феноменальности социальных условий.

Критерием системности «образа» социальной работы яв­ляется ее ценностный императив (требование): «Социальная потребность (источник содержания социальной работы) под­лежит реализации».

«Образ» функциональной парадигмы (модели) социаль­ной работы проявляется в предметном содержании ее функ­ций - последствий, обладающих социально значимой ролью для общества, индивида (любой социальной группы). К ос­новным функциям социальной работы можно отнести: эти­ческую, прогностическую, профилактическую и коммуника­тивную.

Этическая функция социальной работы проявляется в том, что по своему потенциалу (наряду с социальной политикой) со­циальная работа способствует утверждению в обществе со­циальной жизненной философии, формирует этические нормы социального поведения и деятельности, создает воспитатель­

ный стимул общества (армии), социальной группы для отдель­ной личности или коллектива.

Прогностическая функция социальной работы отражает ее диагностический потенциал. Практика социальной рабо­ты в обществе позволяет выявлять приоритеты в социальных потребностях, интересах, мотивах соответствующих социаль­ных групп, диагностировать уровни социальных ожиданий граждан, предвидеть направления закономерных социаль­ных трансформаций и появление зон социального напряжения и риска. В этом отношении социальная работа выступает как метод социального мониторинга (непрерывное наблюдение), функционирования и развития общества.

Профилактическая функция выступает регулятивной гра­нью социальной работы (как естественное продолжение про­гностической функции). Опираясь на результаты социального прогнозирования, социальная работа дает возможность пре­дупредить нежелательные социальные явления (критический уровень социального напряжения, разрушительные формы проявления социальных конфликтов и т.д.). Данная функция предъявляет повышенные требования к уровню компетенции и профессионализма социальных работников.

Коммуникативная функция социальной работы способ­ствует жизни общества по нормам социального согласия. Че­рез механизмы данной деятельности осуществляется оздо­ровление, укрепление социальных отношений между людьми, коллективами, социальными группами в обществе. Социаль­ная работа позволяет взаимоинтегрировать социальные пот­ребности и интересы во взаимозависимые нормы социального поведения и действия людей. В этом отношении она выступа­ет регулятором формирования социальных традиций (своеоб­разный «социальный клей» общества) и методом социальной политики государства.

Требования к высокопрофессиональному уровню соци­альной работы в современных условиях вытекают из остроты социальных процессов на этапе реформирования и модерни­зации российского общества. Основными проблемами соци­альной сферы сегодня являются:

    усиление стратификации общества (рост числа бедных и богатых);

    развитие депопуляции населения (старение нации);

    нарастание криминализации общественных отношений (особая динамика роста детской преступности);

    всплеск числа социально одиноких и отверженных лю­дей (феномен утраты социального смысла жизни).

Действительность такова, что общественно значимые цен­ности уходят на «второй» план. У части молодежи смещен ак­цент к асоциальному поведению.

Профессиональный подход в социальной работе предо­пределяется новым содержанием на современном этапе.

Во-первых, социальная работа основана на концепции са­мореализации, самопомощи человека, развития его личност­ных ресурсов. В практике социальной работы это проявляется в утверждении холистического (целостного) подхода к виде­нию человека в обществе. «Биопсихосоциальное» единство человека - основа функциональной парадигмы современной социальной работы, позволяющей обеспечивать реализацию программы ортобиоза (разумный образ жизни человека) в со­циальной среде. Обеспечение социального здоровья обще­ства предусматривает единство трех основных направлений: Укрепление физического здоровья (рекреация); снятие психи­ческого напряжения (релаксация); укрепление ментального здоровья (катарсис).

Во-вторых, современное видение социальной работы позволяет выделить ряд аспектов, отражающих специфику ее содержания. Основными аспектами выступают:

    географический - социальная деятельность осущест­вляется в определенных границах: страна, регион, учрежде­ние;

    политический - учет особенностей политической систе­мы в практике социальной работы;

    экономический - основу интересов человека образуют надлежащие условия его жизни;

    культурный - признание и уважение в социальной прак­тике культуры отдельных людей и групп;

    духовный - принятие системы ценностей конкретного общества, коллектива, личности.

В-третьих, социальная работа расширяет поле своего влияния и это требует большого отряда высокопрофессио­нальных специалистов соответствующей квалификации. Осо­бо востребованы такие специальности и специалисты, как:

    организатор социальной защиты населения (организа­ция социальной защиты);

    экономист социальной службы (социально-экономичес­кая поддержка населения);

    юрист социальной службы (социально-правовая поддер­жка населения);

    психосоциальная работа с населением (психолог соци­альной службы).

Требования к деятельности социальных работников изло­жены в «Этическом кодексе профессионального поведения», который принят в Афинах Генеральной ассамблеей Паблик Рилейшнз в мае 1965 г.

Таким образом, социальная работа-качественно новый вид деятельности в российском обществе. Характерным свойством этой деятельности выступают гуманитарологический, управлен­ческий и профессиональный ее потенциал. Совокупность дан­ных свойств социальной работы выражает ее фундаментальное качество - сложноорганизованную систему.

Темы для семинарских занятий

    Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина.

    Социальная работа как особый вид деятельности.

    Цели и задачи социальной работы.

    Методы социальной работы и особенности их применения.

    Субъекты и объекты социальной работы.

    Система управления социальной работой в стране.

    Исторический опыт социальной работы в России.

    Современная практика социальной работы за рубежом.

Темы для написания докладов и рефератов

    Актуальность развития социальной работы как науки на совре­менном этапе развития общества.

    Взаимосвязь социальной работы с философией, историей, поли­тологией, социологией, психологией, конфликтологией, педагогикой, меди­циной, правоведением, экономикой, культурологией и другими научными дисциплинами.

    Институционализация социальной работы в современный период.

    Объекты социальной работы (пожилые люди, инвалиды, мало­обеспеченные семьи, безработные, беспризорные дети, лица без опреде­ленного места жительства и занятий и другие категории населения).

    Опыт подготовки специалистов в области социальной работы в России.

Список литературы

    Жуков В.И., ТавадовГ.Т. Большой этнологический словарь. - М.: Изд-во РГСУ; Омега-Л., 2010.

    Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология пре­образований: В 3 т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007.

    Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Инфра-М., 2009.

    Холостова Е.И. Основы социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2005.

    Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: ВЛА-ДОС, 2000.

    ТопчийЛ.В. Основы социальной работы. - М., 2009.