Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Какие есть природные сообщества. Конспект урока по окружающему миру на тему "природное сообщество болото"

Основная форма связей организмов в природном сообществе - это пищевые связи. Начальным, основным звеном в любом природном сообществе, создающим в нем запас энергии, являются растения. Лишь растения, используя солнечную энергию, могут из находящихся в почве или воде минеральных веществ и углекислого газа создавать органические вещества. Растениями питаются растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные. Ими, в свою очередь, питаются плотоядные животные - хищники. Так в природных сообществах возникают пищевые связи, цепь питания: растения - растительноядные животные - плотоядные животные (хищники - прим. biofile.ru). Иногда эта цепь усложняется: первыми хищниками могут питаться другие, а ими, в свою очередь, - третьи. Например, гусеницы поедают растения, а гусениц поедают хищные насекомые, которые, в свою очередь, служат пищей насекомоядным птицам, а теми питаются хищные птицы.

Наконец, в состав природного сообщества входят еще различные организмы, которые питаются отходами: отмершими растениями или их частями (ветками, листьями), а также трупами погибших животных или их экскрементами. Ими могут быть некоторые животные - жуки-могильщики, дождевые черви. Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые грибы и бактерии. Именно они доводят разложение органических веществ до минеральных, которые опять могут быть использованы растениями. В общей сложности в природных сообществах происходит круговорот веществ.

Смена природных сообществ может проходить под влиянием биотических, абиотических факторов и человека. Смена сообществ под влиянием жизнедеятельности организмов длится сотни и тысячи лет. Главную роль в этих процессах играют растения. Примером смены сообщества под влиянием жизнедеятельности организмов может служить процесс зарастания водоемов. Большинство озер постепенно мелеет и уменьшается в размерах. На дне водоема со временем накапливаются остатки водных и прибрежных растений и животных, частички почвы, смываемые со склонов. Постепенно на дне образуется толстый слой ила. По мере того, как озеро мелеет, его берега зарастают камышом и тростником, затем осоками. Органические остатки накапливаются еще быстрее, образуют торфянистые отложения. Многие растения и животные замещаются видами, чьи представители более приспособлены для жизни в новых условиях. Со временем на месте озера образуется иное сообщество - болото. Но на этом смена сообществ не прекращается. На болоте могут появляться неприхотливые к почве кустарники и деревья, а в конечном итоге болото может смениться лесом.

Таким образом, смена сообществ происходит потому, что в результате изменения видового состава сообществ растений, животных, грибов, микроорганизмов постепенно изменяется среда обитания и создаются условия, благоприятные для обитания других видов.

Смена сообществ под влиянием деятельности человека. Если смена сообществ под влиянием жизнедеятельности самих организмов - постепенный и длительный процесс, охватывающий период в десятки, сотни и даже тысячи ле

Прочитайте материал и напишите конспект.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме


Сложившийся комплекс живых организмов, характерный для данных конкретных условий, представляет собой единую природную целостность. Такое взаимодействующее единство комплекса разнообразных организмов и условий абиотической среды (т.е. неживой природой) называют природным сообществом , или биогеоценозом (от греч. биос – "жизнь", гео – "земля", койнос – "общий").

Природное сообщество (биогеоценоз) – это совокупность растений, животных, бактерий, грибов и условий абиотической среды на определенной территории. Лес, луг, поле, болото – это особые биогеоценозы или биосистемы.

Одни организмы из неорганических веществ и солнечной энергии создают органические вещества и запасают в них энергию. Это многочисленная группа зеленых растений – автотрофы. Другая группа организмов – гетеротрофы – потребляют созданные растениями органические вещества и энергию. Это животные и грибы. Третья группа – тоже гетеротрофы (это бактерии, грибы, животные), но они разлагают мертвые органические вещества до неорганических веществ (соли, углекислый газ, вода). В результате образовавшиеся неорганические вещества возвращаются снова в окружающую среду, где они вновь поглощаются зелеными растениями в процессе их фотосинтеза и почвенного питания. В итоге такого взаимодействия в биогеоценозе создается круговорот веществ и поток энергии : движение веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (к растениям), от них – к другим организмам (различным гетеротрофам), а от них – вновь в окружающую среду.

В характеристике любого биогеоценоза важной его частью выступает совокупность зеленых растений, которую называют растительным сообществом , или фитоценозом (от греч. фитон – "растение" и койкос – "общий").

Измененная живыми организмами внутренняя среда сообщества называется местообитанием, или биотопом (от греч. биос – "жизнь" и топос – "место"). Местообитание (биотоп) – это не территория, занимаемая сообществом, а присущий ему комплекс экологических условий среды ("внутренняя среда"), в создании которого сами организмы тоже принимают участие.

Все скопления многочисленных и различных по форме растений распределяются в пространстве, занимаемом сообществом, в соответствии со своими потребностями и особенностями формы тела. Внешне это выражено в строении природного сообщества. Оно представлено в виде ярусов (этажей) , возвышающихся один над другим. В этих ярусах размещаются важнейшие органы растений, осуществляющие воздушное и почвенное питание, и органы размножения (рис. 129).

Первым подземным ярусом называют самый глубокий ярус, а третьим подземным ярусом – самый близкий к поверхности почвы.

Количество ярусов (подземных и надземных) в разных растительных сообществах неодинаково. Чем более благоприятны условия, тем бывает больше ярусов. Если в дубраве можно выделить 5-6 надземных ярусов, то в ельнике их обычно 3, а в тропических лесах насчитывается 9-10.

Сочетанием разных жизненных форм: деревьев, кустарников, трав, мхов, а также других обитателей – водорослей, бактерий, грибов, лишайников, животных – обеспечивается наиболее полное использование биогеоценозом природных условий на данной территории.

В разных ярусах наблюдаются неодинаковые условия местообитания. Так, например, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и дуют сильные ветры. Поэтому верхний ярус занимают светолюбивые виды растений, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распространение семян.

В ярусах ближе к почве значительно меньше света, так как кроны деревьев поглощают его, но в воздухе больше влаги, нет ветра. В этом ярусе леса могут нормально развиваться лишь сравнительно теневыносливые растения, с насекомоопыляемыми цветками и с плодами (семенами), которые распространяются животными (птицами, зверями). Поэтому многие животные размещают здесь свои гнезда.

У самой поверхности почвы много перегноя, теплее, чем в других местах, много углекислого газа и влаги, но мало света. Поэтому в самых нижних ярусах поселяются тенелюбивые виды растений. Их характеризуют широкие темно-зеленые листья, белая окраска цветков, самоопыляемость, распространение семян с помощью муравьев или на ногах крупных животных. В подстилке – перегнойном слое почвы – поселяется много организмов с сапротрофным типом питания (грибы, бактерии, черви и др.).

Таким образом, растения, в большом количестве входящие в биогеоценоз, различны по своим биологическим и экологическим свойствам, размещаются в разных ярусах, и потому они не создают трудностей друг другу, обитая на одной и той же территории. Все виды организмов природного сообщества как бы дополняют друг друга в использовании условий окружающей среды.

Природное сообщество (биогеоценоз) – это комплекс разнообразных живых организмов, приспособленных к совместной жизни.

Приспособленность к совместному существованию проявляется также в неодинаковых ритмах (т.е. темпах и сроках) развития. Во внешнем облике биогеоценоза это проявляется в виде чередования массового цветения то одних, то других видов растений. Так же "слоями", один сменяя другого, в течение лета появляются в биогеоценозе плодовые тела разных видов шляпочных грибов. Неодновременное цветение разных видов растений обеспечивает их достаточным количеством опылителей и других условий, которых в окружающей среде никогда не бывает в избытке. Расцветая как бы по очереди, виды один за другим получают "свою долю" ограниченных условий среды обитания.

Размещение живых организмов по ярусам в пространстве и их различное развитие во времени обеспечивают возможность размещения на небольшой территории земной поверхности большого количества видов из разных царств живой природы.

Смена природных сообществ

Смена биогеоценоза – это замена одного природного сообщества качественно иным природным сообществом.

Чаще всего смена природного сообщества начинается изменениями в составе растительных видов. Так как комплекс растений в природном сообществе более других влияет на условия обитания и видовой состав гетеротрофного населения, то вскоре изменяется и гетеротрофное население биогеоценоза.

Причины, вызывающие смену, бывают внешние для природного сообщества и внутренние , заключенные в нем самом.

Внешней причиной естественной смены сообществ могут быть изменения климата или рельефа, состава и структуры почвы, подтопление территории, извержение вулкана, обвалы и оползни, огонь.

Внутренней причиной смены является воздействие самих растений и других живых организмов, входящих в биогеоценоз, на условия его среды и на других его обитателей. Такое влияние называют средообразующим действием населения биогеоценоза.

Примером смены, происходящей под воздействием внутренних причин – в связи с жизнедеятельностью самих растений, может служить появление елового леса на луговых (или брошенных) землях в северных зонах нашей страны. Развивающиеся здесь вначале травянистые, а затем мелколиственные леса (березняки или осинники, ольховники) являются неустойчивыми, временными природными сообществами.

Такое событие происходит потому, что поселяющиеся здесь виды растений своим средообразующим влиянием создают условия, в которых не могут развиваться молодые особи. Подобные сообщества развиваются, но существуют недолго, потому их называют временными биогеоценозами. Во временное сообщество всегда начинают вселяться виды, среди которых оказываются такие сильные средообразователи, которые создают совсем иные условия существования на данной территории. Притом их молодые и взрослые особи оказываются способными хорошо развиваться в этих новых условиях среды, давать семена и надолго удерживать данную территорию. Так спустя много лет появляется еловый лес. В этом случае говорят, что появилось устойчивое, коренное , или конечное , природное сообщество .

Коренными биогеоценозами являются ельник, дубрава, торфяное болото, а березняк, осинник, ивняк, луга (лесные поляны) – временными.

Даже в случае одновременного попадания на какую-либо территорию семян ели и березы вначале разовьется временный – березовый – лес, а потом его сменит коренной – еловый (рис. 130). Дело в том, что береза растет быстрее ели. Опад листьев березы делает почву плодородной. В таких условиях под пологом березового леса на плодородной почве хорошо растут теневыносливые молодые ели. Спустя годы ель вырастает до больших размеров, выходит в верхний ярус. К этому времени старые деревья березы постепенно выпадают из древостоя, а молодые березки не появляются. Береза светолюбива и в затенении под еловыми кронами расти и развиваться не может. Так в растительном покрове путем смены лугового сообщества появляется вначале березовый лес с его особым населением, который затем сменяется еловым. Причиной смены сообществ в этом случае являются биологические свойства самих растений (быстрота роста, светолюбивость, перегной от опавших листьев). Такая смена происходит медленно, на протяжении многих десятков лет. При этом одно природное сообщество заменяется другим, каждый раз более сложным по видовому составу, и с обитателями, обладающими более сильными средообразующими свойствами.

Однако значительно чаще смена природных сообществ происходит по причинам внешним, не связанным с жизнедеятельностью населения биогеоценоза. Пожар от незатушенного костра, выпас скота, вырубка деревьев в лесу приводят к быстрым сменам. Изменения бывают настолько глубокими, что природное сообщество может полностью разрушиться, исчезнуть. Часто в северных районах России территория после вырубки ценного хвойного леса надолго (80-120 лет) оказывается занятой менее ценным осинником. А на местах выгоревшего леса могут быстро развиваться моховые болотные сообщества. Поэтому человек должен хозяйствовать в природе так, чтобы не разрушать живой покров, а наоборот, со знанием дела поддерживать естественное состояние всего разнообразия биогеоценозов в своем регионе.

Многообразие природных сообществ

Часто процесс возникновения природных сообществ происходит естественно, независимо от человека, поэтому их и называют естественными . На каждой достаточно обширной территории можно встретить разные типы природных сообществ: леса, болота, луга, степи. В ландшафте они хорошо различаются по внешнему виду, который определяется частью биогеоценоза – растительным сообществом . Вот почему о многообразии природных сообществ судят именно по растительным сообществам.

Леса – естественные биогеоценозы с преобладанием древесных растений. В умеренно холодном климате на территории нашей страны особенно широко представлены хвойные леса. В них преобладают ель, сосна, пихта, лиственница . Они как основные члены сообщества образуют еловые, сосновые (их называют борами), пихтовые и лиственничные леса.

Луг тоже естественное природное сообщество, в котором преобладают многолетние травы. Обычно это сообщество злаковых или разнотравных растений в местах с достаточным увлажнением почвы.

Есть луга пойменные – они тянутся вдоль рек, иногда их заливают весенние воды. леса агроценозами (от греч. агрос – "поле").

В культурных природных сообществах мало видов, поэтому они неустойчивы и могут существовать только при условии постоянной заботы человека о них. Человек определяет виды, которые целесообразно выращивать в культурном сообществе, создает и постоянно регулирует почвенную среду, водообеспечение, сроки посева (посадки) и уборки урожая.


Без помощи человека культурное сообщество быстро теряет устойчивость. На брошенных пашнях, садах вскоре начинается развитие естественных сообществ, чаще всего леса.

Бардадимова Н.В.

МОУ «Гимназия №1»

(г. Воскресенск, Московская область)

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболотский.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этом возрасте преобладает эмоционально - чувственный способ освоения окружающего мира; формируются качества личности, которые определяют сущность в будущем. В этом возрасте происходит формирование наглядно - образной картины мира и нравственно - экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению и самому себе. Яркость и чёткость эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком.

Одна из задач курса «Окружающий мир» по системе Л.В. Занковаи является: развитие исторического мышления, формирование экологической грамотности,обучение безопасному поведению в природе и обществе.

Возникновение экологических проблем связано с определённым этапом развития человеческого общества и очень ясно показывает реальное существование зависимости, с одной стороны человека от природы, с другой природы от человека.



Экологический материал содержится в следующих темах:

Природа живая и неживая.

Природа и человек.

Мы - часть окружающего мира.

Охрана окружающей среды.

Что такое экология.

Взаимодействие сил в природе.

Охрана воды и воздуха. Проблемы экологии.

Круговорот «отравленной» воды.

Охрана почв.

Природные зоны суши Земли.

Природные сообщества: луг, поле, озеро, болото, лес.

Охрана растений и животных.

Человек познаёт самого себя.

«Чёрная» смерть. Победа над эпидемиями.

Человек и природа.

Дыхание человека.
Знакомство с экологическими знаниями является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. У учащихся формируются следующие понятия: экология, эколог, экологические связи, экологическая безопасность, экологическая катастрофа.

Одним из способов формирования у младших школьников мотивации к обучению экологии является использование игровых форм обучения. Такой подход является естественным для данного возраста. К игровой деятельности можно отнести весь комплекс «игр по правилам».

Для закрепления темы «Природа живая и неживая» целесообразно провести прогулку на пришкольный участок.

Цель: выяснить с детьми, что такое живая и неживая природа, формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы. Подчеркнуть, что человек - это часть природы. Поговорить о личной гигиене, об ответственности не только за своё здоровье, но и за благополучие окружающих растений и животных.

Перед прогулкой следует рассказать о значении зелёных насаждений. Выяснить, где живут животные пришкольного участка, какие у них дома. Почему они живут здесь. Как распространяются семена некоторых растений (одуванчики, рябина и т.д.). Какие птицы улетают, а какие остаются. Побеседовать о необходимости заботиться о зимующих птицах. Обратить внимание детей на сезонные изменения в природе.

Такие прогулки можно обыграть, раздать роли детям.

Командир - умеет построить отряд, сдать рапорт, отвечает за общий порядок в группе.

Эколог - может рассказать о правилах поведения на пришкольном участке, о значении зелёных насаждений.

Штурман - знает обязанности направляющего, и выполняют их; с учителем разрабатывает схему маршрута.

Знаток медицины - отвечает за медицинскую сумку, может рассказать, почему необходимо мыть руки, овощи, фрукты, о режиме дня.

Знатоки природы - ведут наблюдения за погодой в течение всей прогулки.

Знатоки птиц - наблюдают и называют увиденную птицу и коротко о ней рассказывают.

Знатоки природы - определяют по внешнему виду дерево и коротко о нём рассказывают.

Задания подбираются по следующему алгоритму:

Рассмотри

Сравни (сходства и различия)

Сделай вывод

Зарисуй в тетрадь
Например:

1 Найдите дерево и кустарник.

2 Рассмотрите внимательно их.

3 Сравните их: сколько стволов, какие они по высоте, форме, какие у них листья.

4 Что вы можете рассказать о дереве и кустарнике. Как они называются?

5 Зарисуйте их в тетрадь.

Такие задания развивают у учащихся наблюдательность.

В завершение работы идёт обсуждение, в ходе которого делается вывод, что в природе всё взаимосвязано. Выпадение хоть одного компонента ведёт к нарушению «в слаженном оркестре» природы.

При изучении темы «Охрана окружающей среды» формируется понятие «окружающая среда»

Без чего невозможна жизнь на земле?
Можно составить кроссворд по вопросам.

Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце)

Что в руках не удержишь,

Что в решете не унесёшь? (вода)

Смесь газов. (воздух)

Плодородный слой земли, на которой растут растения, (почва)

Что называется окружающей средой?

Процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира расширяется и углубляется до выяснения причинно - следственных связей и взаимосвязей во взаимоотношениях людей с социо - природной средой.

Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе. Природа сама пытается бороться с загрязнением. Но не всегда у неё это получается. Выходит, человеку надо отказаться от книг, т.к. они сделаны из древесины, от еды, одежды. Но это не возможно. Может быть, будем искать другой выход? Природе надо помочь. А как? Дети предлагают свои решения этой проблемы. В ходе дискуссии переходим к проблеме утилизации отходов.

На втором году обучения предлагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определённый объём информации по экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приёмами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоёме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Перед учащимися ставится проблема: Люди хотят поострить новый город. Что они должны предусмотреть, чтобы им было удобно жить, но при этом не нанести ущерба природе?

Чтобы решить эту проблему, нужны знания о природе и знания о человеке. Этим занимается наука, которая называется экология.

Но не всегда человек разумно относится к природе. Потребление природных ресурсов без отдачи приводит к экологической катастрофе.

Экологическая катастрофа – это критическое состояние окружающей среды, вызванное загрязнением и неразумным использованием.

Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии. Для формирования понятия экологические связи предлагаю такие задания

Назовите 4 царства природы.

Составьте цепи питания.

Укажите, что относится к растениям, а что к животным
Это предварительная работа.

Какие объекты изображены?

Какой объект лишний?

А могут ли живые организмы существовать без неживой природы? Почему?

На основе расширяющихся и углубляющихся знаний у детей, формируется восприятие мира, как единого целого, как системы, в которой в которой взаимодействуют все объекты, осознаётся роль человека, как сына природы. Дети учатся выражать своё отношение к изучаемой природной системе.

Выходит, что в природе существуют экологические связи? Идёт работа по схеме.

В третьем классе образовательное пространство ещё более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах, как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов.

Для закрепления темы «Природные сообщества» учащимся предлагается такое задание:

Какое природное сообщество отражает данные этой диаграммы?

Составьте диаграмму, используя эти же данные, которая отражает а) лесное сообщество; б) болото.

Чтобы детям объяснить более доступно о сети питании, можно провести игру, которая даёт наглядное представление о том, что сеть питания образуется из многочисленных цепей питания. Ими связаны между собой растения и животные.

Оборудование: картинки с изображением растений, животных растительноядных, плотоядных, организмов-разлагателей; клубок верёвки и несколько отрезков верёвки (5 м)

Все играющие делятся на 5 групп в соответствии с видами живых организмов. Каждая группа получает карточки и составляет цепь питания, держа в руках верёвки (один конец у растений, другой у организма-разлагателя; растительноядные и плотоядные между ними). Затем все дети встают в круг. Какое-нибудь «растение» даёт клубок растительноядному, тот плотоядному, затем разлагателю. А он даёт клубок растению другой группы. И так до тех пор, пока не образуется сеть, связывающая всех игроков. Все игроки держатся за верёвку. Учитель предлагает всем «растениям» отпустить верёвку (растения погибли), цепь разрушилась. Можно обсудить с детьми, что произойдёт с остальными членами сообщества.

Изучение темы «Природные зоны» основывается на уже полученных знаниях о климате и почве. На нашей планете разнообразный климат и структура почв тоже разная. В соответствии с климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются животные. Такие территории получили название природные зоны.

А как же в природных зонах связаны между собой природные компоненты?

Работа по схеме.

Что служит в связях причинами, а что следствием?

Во многих жарких пустынях встречаются занесённые песком города. Раскопки показывают, что
здесь была богатая растительность. Какие причины привести к её гибели?

Рассмотрите карту природных зон. Сделайте вывод.

Были ли природные зоны на безжизненной Земле? Обоснуйте свой ответ.

Экологическая дискуссия.

Цель: установить взаимосвязь между природой и человеком; выяснить: человек хозяин или сын природы.

Работа идёт группах. Дети рассказывают о том, как природа влияет на человека и человек на природу, какие условия создаёт человек для природы, а какие природа. Всегда ли получается гармония?

Учащиеся спорят, доказывают, отстаивают свою точку зрения. Такая форма работы учит детей мыслить, рассуждать, делать умозаключения, общаться.

В 4-ом классе учащиеся знакомятся с анатомией человека. Раскрывается смысл экологического закона «Всё попадает в живой организм». Подчёркивается зависимость состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы. На примере судьбы «трубок дневного света» можно раскрыть экологический закон. Эти лампы выбрасываются на свалку. Где они разбиваются и ртуть, которая содержится в лампах, просачивается в почву, попадает в грунтовые воды, а затем в речку. В речке ртуть оседает на дно. Здесь её перерабатывают бактерии. Переработанная бактериями ртуть растворяется в воде и съедается рыбами. Рыбами питаются водоплавающие птицы, люди. Таким образом, ртуть попадает в организм и вызывает различные болезни.

Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле. Они договариваются о мерах по её сохранению: «Конвенция по ограничению торговли редкими исчезающими видами диких растений и животных».

Всемирный фонд дикой природы, выделяются средства на охрану редких видов животных и растений и на проведение исследований по их сохранению.

Активно работает международная организация «Гринпис», которая борется за чистоту окружающей среды.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов, который в 1963 году учредил Международную Красную книгу. В России она появилась в 1974 году.

В разных уголках мира образованы заповедники и национальные парки.

С Международными организациями учащиеся знакомятся обзорно, а по заповедникам России предлагается проектная деятельность. Форма работы - групповая.

1 группа готовит материал об Астраханском заповеднике. Это научная лаборатория, в которой изучают проблемы разведения ценных осетровых рыб.

2 группа рассказывает об Ильменском минералогическом заповеднике. Это Уральская кладовая: самоцветы, драгоценные камни в естественных условиях.

3 группа собирает сведения о Кандалакшском заповеднике (Полярный круг). На неприступныхкаменных утёсах гнездятся многочисленные птицы.

4 группа готовит материал о Приокско-Терасском заповеднике (г. Серпухов). Там можно встретить все природные сообщества.

5 группа рассказывает о Лосином острове, который находится в Москве. Этот заповедник охраняется со времён Ивана Грозного.

Защита проектов проводится в виде научной конференции. Дети оформляют стенгазеты, собирают фотографии, открытки, картинки, книги. Подбирается музыка: звуки природы, голоса птиц, животных.

Такая форма работы направлена на то, чтобы ребята самостоятельно добывали знания, работали с дополнительной литературой, развивали творческие способности.

Показателями сформированности экологической культуры у младших.школьников являются: доброжелательный интерес к окружающей и социальной среде, попытки анализировать
явления с позиции приобретённых экологических знаний. Ощущение красоты, восприятие цвета, звука, формы, стремление овладеть навыками художественного творчества.

Попытка управлять своим чувством, преодолевать себя (болезнь, усталость, плохое настроение).

Владение гигиеническими умениями и навыками.

Проявление активности в детских экологических акциях.

Стремление заботиться о растениях, животных, а также помогать окружающим людям.

Осознанное выполнение нравственно-эстетических норм и правил в природе и социальной среде.

Лекция №10. Общая экология 2

Лекция №10
Тема: Биоценозы

Понятие о биоценозе

Многообразные живые организмы встречаются на Земле не в любом сочетании, а в процессе совместного существования образуют биологические единства сообщества, или биоценозы.

Общая характеристика природных сообществ и их структуры

Основной единицей природных сообществ является биоценоз. Биоценоз – сообщество растений, животных, грибов и других организмов, населяющих одну и ту же территорию, взаимно связанных в цепи питания и оказывающих друг на друга определенное влияние. Биоценоз состоит из растительного сообщества и организмов, сопутствующих этому сообществу.

Растительное сообщество – совокупность растений, произрастающих на данной территории, составляющих основу конкретного биоценоза. Растительное сообщество образовано автотрофными фотосинтезирующими организмами, которые являются источником питания для гетеротрофных организмов (фитофагов и детритофагов).

Организмы, образующие биоценоз делят на продуцентов, консументов, редуцентов и детритофагов различных порядков. Биоценоз – это более высокий уровень организации, чем популяция, которая является его составной частью. Биоценоз обладает сложной внутренней структурой.

Биоценоз и биотоп оказывают друг на друга взаимное влияние, выражающееся главным образом в непрерывном обмене; энергией как между двумя составляющими, так и внутри каждой из них. Масштаб биоценотических группировок организмов весьма различен, от сообществ, например, подушек лишайников на стволах деревьев или разлагающегося пня до населения ландшафтов: лесов, степей, пустынь и т. д. Организация жизни на биоценотическом уровне иерархична. Увеличение масштабов сообществ усиливает их сложность и долю непрямых, косвенных связей между видами.

Естественные объединения живых существ имеют собственные законы сложения, функционирования и развития. Важнейшими особенностями систем, относящихся к надорганизменному уровню организации жизни, являются следующие:


  1. Сообщества всегда возникают, складываются из готовых частей (представителей различных видов или целых комплексов видов), имеющихся в окружающей среде. Способ их возникновения этим отличается от формирования отдельного организма, особи, которое происходит путем постепенного дифференцирования зачатков.

  2. Части сообщества заменяемы. Один вид или комплекс видов может занять место другого со сходными экологическими требованиями, без ущерба для всей системы. Части (органы) же любого организма уникальны.

  3. Сообщества существуют, главным образом, за счет уравновешивания противоположно направленных сил. Интересы многих видов в биоценозе прямо противоположны. Так, хищники – антагонисты своих жертв, и тем не менее они существуют вместе, в рамках единого сообщества.

  4. Сообщества основаны на количественной регуляции численности одних видов другими.

  5. Предельные размеры организма ограничены его внутренней, наследственной программой. Размеры надорганизменных систем определяются внешними причинами.

  6. Сообщества часто имеют расплывчатые границы, иногда неуловимо переходя одно в другое. Однако они вполне объективно, реально существуют в природе.
Та часть экологии, которая изучает закономерности сложения сообществ и совместной жизни в них организмов, получила название синэкологии. Синэкология как раздел экологии возникла сравнительно недавно – в начале XX столетия. Термин предложен швейцарским ботаником К. Шретером в 1902 г. Формальное выделение синэкологии произошло на международном ботаническом конгрессе в 1910 году.

Видовая структура биоценоза

Структура любой системы – это закономерности в соотношении и связях ее частей. Под видовой структурой биоценоза понимают разнообразие в нем видов и соотношение их численности или массы. Каждый конкретный биоценоз характеризуется строго определенным видовым составом.

Молодые, формирующиеся сообщества, как правило, имеют меньший набор видов, чем давно сложившиеся, зрелые. Биоценозы, созданные человеком (огороды, сады, поля и т.д.), обычно беднее видами по сравнению со сходными с ними природными системами (лесные, луговые, степные). Однако даже самые обедненные биоценозы включают несколько десятков видов организмов, которые принадлежат к разным систематическим и экологическим группам. При этом одни виды биоценоза могут быть представлены многочисленными популяциями, а другие малочисленными. Отсюда следует, что в любом биоценозе можно выделить один или несколько видов, определяющих его облик. Так, облик лесного или степного биоценоза представлен одним либо несколькими видами растений. В бору – сосна, ель; в, ковыльно-типчаковой степи – ковыль и типчак.

Для оценки роли отдельного вида в видовой структуре биоценоза используют разные показатели, основанные на количественном учете.

Обилие вида – это число особей данного вида на единицу площади или объема занимаемого пространства. Например, число птиц, гнездящихся на 1 км 2 степного участка, или число мелких ракообразных в 1 дм 3 воды в водоеме и т.д.

Частота встречаемости характеризует равномерность или неравномерность распределения вида в биоценозе.

Численность и встречаемость вида не связаны прямой зависимостью. Вид может быть малочисленным, но встречаемость довольно высокая, или многочисленным, но с низкой встречаемостью. В лесу, который состоит из десятков видов растений, обычно один или два из них дают до 90% древесины. Данные виды называют доминирующими и доминантными. Они занимают ведущее, господствующее положение в биоценозе. Наземные биоценозы, как правило, носят название по доминирующим видам: березовый лес, ковыльно-типчаковая степь, сфагновое болото.

Степень доминирования – это показатель, который отражает отношение числа особей данного вида к числу особей всех видов рассматриваемой группировки. Так, если из 200 птиц, зарегистрированных на данной территории, 100 составляют зяблики, степень доминирования этого вида среди птиц составит 50%.

Во всех биоценозах численно преобладают мелкие формы бактерии и другие микроорганизмы.

Однако не все доминантные виды влияют одинаково на биоценоз. В биоценозе есть и так называемые эдификаторы – виды, которые своей жизнедеятельностью в наибольшей степени создают среду для всего сообщества и без которых в связи с этим существование большинства других видов невозможно. Это строители сообщества. Удаление вида-эдификатора из биоценоза влечет за собой изменение физической среды, в первую очередь, микроклимата биотопа. Эдификаторами наземных биоценозов выступают определенные виды растений: в березовых лесах – береза, в сосновых – сосна, в степях – злаковые растения (ковыль, типчак и т.д.). Ель в таежной зоне образует густые, сильно затененные леса. Под ее пологом могут обитать только растения, которые приспособлены к условиям сильного затенения, повышенной влажности воздуха, кислых оподзоленных почв. В соответствии с этим в еловых лесах формируется и специфичное население животных. В данном случае ель выступает в роли мощного эдификатора, обуславливающего определенный биоценоз.

Виды-эдификаторы встречаются практически в любом биоценозе. В некоторых случаях эдификаторами являются и животные. На территориях, занятых колониями сурков, именно их роющая деятельность определяет большей частью характер ландшафта, микроклимат и условия произрастания растений.

Таким образом, все виды, слагающие биоценоз, в определенной степени связаны с доминирующими видами и эдификаторами.

Пространственная структура биоценоза

Пространственная структура биоценоза определяется прежде всего сложением его растительной части – фитоценоза, распределением наземной и подземной массы растений. Заселение организмами того или иного биотопа определяется его экологическими факторами и в первую очередь особенностями атмосферы, горной породы, почвы и ее вод. В ходе длительного эволюционного развития, приспосабливаясь к определенным абиотическим и биотическим условиям, живые организмы так разместились в биоценозе, что практически не мешают друг другу, их распределение носит ярусный характер. Ярусность – это вертикальное расслоение биоценозов на разновысокие структурные части. Особенно четко она выражена в растительных сообществах (фитоценозах). Фитоценоз приобретает ярусный характер при наличии в нем растений, которые различаются по высоте. Растения, особенно их органы питания (листья, окончания корней), располагаясь на разной высоте или глубине, легко уживаются в сообществе, что способствует увеличению числа организмов на единицу площади, ослаблению конкуренции между ними, более полному и разностороннему использованию условий среды. В лесу обычно выделяется 5-6 ярусов.

Ярусность выражена и в травянистых сообществах, но менее отчетливо и выделяется меньше ярусов, чем в лесах.

Подземные части растений также располагаются ярусно. Как правило, корни у деревьев проникают на большую глубину, чем у кустарников. Ближе к поверхности располагаются корни мелких травянистых растений, а непосредственно на ней – ризоиды мхов. В поверхностных слоях корней значительно больше, чем в глубинных. Ярусы определяют структуру и сложение фитоценоза.

В биоценозе вертикальное распределение организмов обусловливает и определенную структуру в горизонтальном направлении. Расчлененность в горизонтальном направлении получила название мозаичности и свойственна практически всем фитоценозам.

Обусловлена мозаичность такими причинами, как неоднородность микрорельефа почв, средообразующее влияние растений и их биологичсеские особенности Мозаичность может возникнуть как результат деятельности человека (выборочная рубка, кострища и др.) или животных (выбросы почвы и их последующее зарастание, образование муравейников, вытаптывание и стравливание травостоя копытными и т.д.), вывалов древостоя во время ураганов и т.д.

Отношения организмов в биоценозах

Разнообразные формы биотических отношений, в которые вступают те или иные виды в биоценозе (конкуренция, комменсализм, мутуализм, хищник-жертва и др.), определяют основные условия их жизни в сообществе, возможности добывания пищи и завоевания нового пространства.

Прямые и косвенные межвидовые отношения по значению, которое они имеют для занятия видом в биоценозе определенного положения, подразделяются на четыре типа:


  1. трофические.

  2. топические.

  3. форические.

  4. фабрические.
Трофические связи наблюдаются, когда один вид питается другим -либо их мертвыми остатками, либо продуктами их жизнедеятельности. Как стрекозы, ловящие на лету других насекомых, так и жуки-навозники, питающиеся пометом крупных копытных и пчелы, собирающие нектар растений, вступают в прямую трофическую связь с видами, которые предоставляют им пищу.

Значительная роль в создании или изменении среды для других организмов принадлежит растениям. Травянистая растительность также изменяет режим окружающего пространства. В результате положительных или отрицательных топических взаимоотношений одни виды определяют или исключают возможность существования в биоценозе других видов.

В биоценозе трофические и топические связи имеют наибольшее значение, составляют основу его существования. Эти типы отношений удерживают друг возле друга организмы разных видов, объединяя их в сравнительно стабильные сообщества разных масштабов.

Форические связи – это участие одного вида в распространении другого. В роли транспортировщиков выступают животные. Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией. Перенос же животными других, более мелких животных называют форезией (от лат. форас – наружу, вон).

Фабрические связи – это такой тип биоценотических отношений, в которые вступает вид, используя для своих сооружений (фабрикации) продукты выделения или мертвые остатки или даже живых особей другого вида. Например, птицы употребляют для постройки гнезд ветви деревьев, листья, траву, шерсть млекопитающих, пух и перья других видов птиц и т.д.

Экологические ниши

Экологической нишей называют положение вида, которое он занимает в общей системе биоценоза, комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды.

Экологическая ниша отображает участие вида в биоценозе. При этом имеется в виду не территориальное его размещение, а функциональное проявление организма в сообществе.

Существование вида в сообществе определяется сочетанием и действием многих факторов, но в определении принадлежности организмов к той или иной нише исходит из характера питания этих организмов, из их способности добывать или поставлять пищу. Так, зеленое растение, принимая участие в сложении биоценоза, обеспечивает существование целому ряду экологических ниш.

Специализация видов в отношении пищевых ресурсов уменьшает конкуренцию, увеличивает стабильность структуры сообщества.

Специализация вида по питанию, использованию пространства, времени активности и другим условиям характеризуется как сужение его экологической ниши, а обратные процессы как его расширение. На сужение или расширение экологической ниши вида в сообществе большое влияние оказывают конкуренты. Сформулированное Г.Ф. Гаузе правило конкурентного исключения для близких по экологии видов может быть» выражено таким образом, что два вида не уживаются в одной экологической нише. Выход из конкуренции достигается расхождением требований к среде, изменению образа жизни или, другими словами, является разграничением экологических ниш видов. В этом случае они приобретают способность сосуществовать в одном биоценозе. В Европейской части России существуют близкие виды синиц, изоляция которых друг от друга обусловлена различиями в местообитаниях, местах кормежки и размерах добычи. Экологические различия отражаются и в ряде небольших деталей внешнего строения, в том числе в изменениях длины и толщины клюва.

Зимой в смешанных стайках большие синицы ведут широкий поиск пищи на деревьях, в кустах, на пнях, а часто и на снегу. Синицы-гаички обследуют большей частью крупные ветви. Длиннохвостые синицы ищут корм на концах ветвей, а мелкие корольки тщательно обследуют верхние части крон хвойных.

Экологические ниши видов изменчивы в пространстве и во времени. Нередко в биоценозе один и тот же вид в разные периоды развития может занимать различные экологические ниши. Так, головастик питается растительной пищей, а взрослая лягушка – типичное плотоядное животное, и им свойственны различные экологические ниши и специфические трофические уровни.

Один и тот же вид растений в различных природных зонах может занимать разные экологические ниши. Седмичник и черника в лесах умеренной полосы являются типичными теневыми формами, а в лесотундре и тундре растут на открытых пространствах и становятся световыми. На экологическую нишу вида оказывают влияние межвидовая и внутривидовая конкуренции.

При наличии конкуренции с близкородственными или экологически сходными видами зона местообитания сокращается до оптимальных границ, т. е. вид распространяется в наиболее благоприятных для него зонах, где он обладает преимуществом по сравнению со своими конкурентами. Если межвидовая конкуренция сужает экологическую нишу вида, не давая проявиться в полном объеме, то внутривидовая конкуренция, напротив, способствует расширению экологических ниш. При возросшей численности вида начинается использование дополнительных кормов, освоение новых местообитаний, появление новых биоценотических связей.

Экологическая структура биоценоза

Биоценозы слагаются из определенных экологических групп организмов, выражающих экологическую структуру сообщества. Экологические группы организмов, занимая сходные экологические ниши, в разных биоценозах могут иметь разный видовой состав.

Таким образом, экологическая структура биоценоза – это его состав из экологических групп организмов, выполняющих в сообществе в каждой экологической нише определенные функции.

Пограничный эффект

Важнейшим признаком структурной характеристики биоценозов является наличие границ сообществ. Вместе с тем следует отметить, что они весьма редко бывают четкими. Как правило, соседние биоценозы постепенно переходят один в другой. И как результат, образуются обширные пограничные, или переходные зоны, отличающиеся особыми условиями.

Между двумя биоценозами пограничная зона занимает промежуточное положение, отличаясь от них температурным режимом, влажностью, освещенностью. Здесь как бы переплетаются типичные условия соседствующих биоценозов. По-другому, в переходной зоне произрастают растения, характерные для обоих биоценозов. Обилие растений привлекает сюда и разнообразных животных, поэтому пограничная зона обычно более богата жизнью, чем каждый из смежных биоценозов.

Пограничная зона нередко представляет собой особое местообитание со своими специализированными видами, например, в переходной зоне между наземными и водными биоценозами.

Таким образом, при пространственном переходе одного биоценоза в другой число экологических ниш возрастает, т.к. это случается на границах биотопов, обладающих свойствами стыкующихся ценозов, нередко дающих не простую сумму, а новое системное качество.

В таких переходных зонах возникает сгущение видов и особей, наблюдается так называемый краевой эффект, или эффект опушки. Правило экотона, или краевого эффекта, и состоит в том, что на стыках биоценозов увеличивается число видов и особей в них.

Чернова Регина Борисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ № 20 имени Васьлея Митты с углублённым изучением отдельных предметов»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект урока

Предмет: окружающий мир, изучение нового материала.

Тема: «Природное сообщество болото».

Продолжительность: 1 урок.

Класс: 3.

Технологии: мультимедийная презентация.

Аннотация: УМК «Развивающая система Занкова Л.В.». Урок знакомит учащихся с разнообразием растений и животных болота, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, развивает экологическое мышление, воспитывает чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы. К этому времени дети уже познакомились с природными сообществами: лугом, озером, лесом, полем. Дети знакомы с планом изучения природного сообщества. Активно используются на уроке методы групповой, парной работы. Работа в группах развивает коммуникативные навыки совместной деятельности, уважительного отношения друг к другу. На уроке используются проблемные ситуации, мультимедийная презентация, экспресс-тестирование.

Конспект урока

Цель: формирование представления о роли болот в жизни человека

Предметные задачи:

    создать условия для развития у учащихся умения:

Объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества;

Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации;

Знать правила поведения на болоте;

Устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте;

Оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, моделировать экологические ситуации, оценивать их последствия.

Метапредметные задачи:

    создать условия для развития у учащихся:

Интереса к новому учебному материалу;

Умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;

Коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).

Личностные УУД:

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, тесты, торф, ягоды клюквы, черники, гербарий растений болота.

Ход урока.

    Организационный момент. Постановка темы урока.

Просмотр фрагмента мультфильма «Летучий корабль».

Учитель: Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь.

Ученики: Болото. Учитель: Итак, вы ребята, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о болотах.

На сегодняшнем уроке нам понадобятся определённые умения. Оцените, пожалуйста, свои умения на листах самооценки.

Что вы знаете о болотах?

    Изучение нового материала.

а) Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Что такое природное сообщество?

Ученики: Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.

Учитель: Тайга бы не была тайгой, если бы заросли леса не перемежались болотами.
Раньше в природе все было одушевлённо. Болото имело своих духов. Немало людей и животных погибло - не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью. Люди пытались задобрить духов, оставляя хлеб, ягоды. Почему так происходило?
Если люди не могли объяснить многие явления происходящие на болоте. Откуда в темноте появляются огни, слышны стоны. Почему исчезают люди на болотах, почему тогда люди селились рядом с болотами?

б) Словарная работа.

Самые переувлажненные участки болота называются топи.

Трясина - зыбкое болотистое место.
б) Проектная работа групп.

Учитель: Выполним проектную работу. А что такое проект?

Ученики: Проект – дело, в результате которого получается продукт.

Учитель: Проект – это серьёзная работа над темой исследования, это идеи и замыслы, направленные на достижение результата. Тогда давайте вспомним этапы работы над проектом.

Проект - это "пять П":

1. Проблема (цель).

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

    Постановка цели исследования.

Учитель: Итак, у нас проблема. То есть цель нашего исследования.

Ученики: Цель нашего исследования: узнать о природном сообществе болото.

Учитель: А что ещё вы хотите узнать?

Ученики: (дети высказывают предположения, выдвигают гипотезы)

Какие растения растут на болоте?

Какие животные обитают?

Какие опасности могут быть на болоте?

    Планирование.

Учитель: Теперь мы должны спланировать, нашу работу? Заданий много – а времени мало. Что делать?

Ученики: Мы должны составить план работы. Разделится на группы.

Учитель: В группе работать по правилам. Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач у вас лежат на парте. А кто забыл, можете прочитать в памятке.

    Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

    Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

    Не бойся высказывать своё мнение.

    Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

    Думай сам, а не рассчитывай на других.

    Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

    В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

    Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

    Поиск информации.

Учитель: Тогда давайте разделимся с вами на группы и получим задания. Группа должна будет выполнить задание и сделать вывод. На выполнение работы вам будет предоставлено 10 минут. По окончанию работы вы должны будете показать о готовности и рассказать, о своей работе.

1 группа «Учёные».

    Как образовались болота?

Используя иллюстрации учебника с. 94 – 95 и текст учебника на с. 93, разберитесь, как озеро превращается в болото.


2. Ответьте на вопросы. Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них обязательно превратится со временем в болото? Почему?

Вывод: Болота образуются по-разному. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водоемами. В бессточном озере вода застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, осокой, мхами. Ручьи и реки несут в озеро песок и глину, от этого оно мелеет, покрывается толстым, зыбким, пружинящим, чавкающим слоем, ходить по которому опасно – можно провалиться и увязнуть.

Также болото может образоваться на лугу, в лесу, когда здесь застаивается вода. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают лес, или там, где прошли лесные пожары. Подпочвенные воды, которые испарялись листвой деревьев, начинают выходить на поверхность и заболачивают местность.

Бессточное озеро со временем неизбежно превратиться в болото, потому что в нём накапливаются вещества, которые не используют организмы озера.

2 группа «Ботаники».

    Из гербария выберите растения болота. Чем растения болот похожи по строению?

Вывод: - корень
- размер

Все растения болот невысокие, мелкие низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жёсткие, стебли длинные, цветки мелкие.

Основным ядовитым веществом, является эфирное масло, которое обладает парализующим центральную нервную систему действием. Отравление багульником болотным характеризуется угнетением дыхания, сухостью во рту, онемением языка, расширением кровеносных сосудов, замедлением сердечных сокращений, сильным падением АД, зрительными и слуховыми галлюцинациями, потерей сознания. Нахождение в плотных зарослях цветущего багульника болотного более чем на 15 мин, может вызвать отравление.

В воде болота мало нужных для растений минеральных веществ как: фосфор, азот, соли магния, натрия и калия, их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.

Просмотр видеофильма «Росянка».

    группа «Зоологи».

журавль аист кулик выпь

    Расскажите, как птицы приспособлены к жизни в болоте?

Вывод: - окраска
- размер

-форма клюва и ног
- поведение

У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Птицам длинные клювы помогают достать пищу из воды. Все летают, а утки и лебеди – еще и плавают. Окраска не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой.

    Много ли животных на болоте? Какие группы животных обитают на болоте?

Вывод: млекопитающие (гости), земноводные, насекомые, птицы.

Выпь, у выпи очень громкий крик, разносящийся на 2-3 километра в округе, напоминает рёв быка, за это её называют «водяной коровой» или «водяным быком». Такие звуки птица издаёт при помощи пищевода, который раздувается и действует как резонатор.

    группа «Исследователи».

Разрешите спор двух учеников. Один утверждает, что торф имеет разную окраску и легче воды, другой говорит, что цвет не может быть разным и торф тяжелее воды.
Ответ на этот вопрос поможет нам найти практическая работа.


Инструкция:
1. Рассмотрите кусочек торфа под лупой. Какого он цвета, из чего он состоит?
2. Что общего между растением «мох-сфагнум» и полезным ископаемым «торф»?

3. Если взять кусочек торфа и кусочек глины, что будет тяжелее?
4. Кусочек сухого торфа бросьте в стакан воды. Тонет ли торф? Что с ним произошло?

Вывод: торф тёмно-коричневого цвета, Состоит из остатков отмерших растений (мох сфагнум), которые легко отделить друг от друга. Торф лёгкий, он легче воды и глины. Сухой торф впитывает влагу и хорошо горит. Может быть хорошим горючим материалом и хорошим удобрением!


Мох сфагнум обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 г мха (а это вес одного спичечного коробка) может «выпить» целый стакан воды.

    группа «Экологи».

В народе говорят: «Болото, с одной стороны, беда, а с другой - кладезь добра».

Прочитайте отрывок и сделайте вывод, чем важны болота.

Болотом называется избыточно увлажненные участки суши со слоем торфа не менее 30 см, с особенным растительным и животным миром. Болота образуются в районах с влажным климатом, там, где неглубоко залегают грунтовые воды. Болото важное звено круговорота воды на земле, накопитель и регулятор пресной воды . Они, как губка, сохраняют влагу. Многие реки берут свое начало из болот. Когда много воды болота её впитывают, когда наступает засуха – отдают воду рекам. Без болот многие реки мелеют и пропадают.


Заполните таблички по кругу, каждый из вас должен записать хотя бы одно значение болота.

Вывод:

дом для растений и животных

накопитель пресной воды кладовая торфа


Болото

питают реки

источник ягод и грибов

    Презентация работы групп.

Учитель: Итак, вы провели планирование и поиск информации. Какой же продукт вы получили?

Ученики: Мы получили выводы, сделанные в результате исследования.

Учитель: Каждая группа сделала выводы. И вы обменяетесь своими умозаключениями.

Вы озвучите свои выводы, т.е. презентуете их. Как это сделать? Я предлагаю воспользоваться планом презентации.

План презентации:

1. Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?

2. Как вы проводили исследование?

3. К какому выводу вы пришли?

Учитель: Теперь вы сможете эти знания применить.

в) Экологическая проблема болот.

Издавна во всем мире ведется работа по осушению болот. Громадные площади болот пришлось осушить при строительстве Москвы и Санкт - Петербурга. Болота осушают не только для строительства, но и для добычи торфа, который используют как топливо и в медицинских целях. Но при неправильном осушении происходит истощение питательных веществ, растения испытывают недостаток влаги и усиливается опасность пожаров. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяются под землей и его очень трудно тушить.

Подумайте, спросите у родителей, прочитайте в дополнительной литературе, как нужно бороться с данной проблемой.

г) Основы безопасности на болоте.


Прочитайте в учебнике на с. 97 правила и нарисуйте предупреждающие об опасности знаки.

    Рефлексия.

Тест по теме «Природное сообщество болото»

I вариант.

1.Чем условия жизни на болоте отличаются от условий жизни в лесу? Обведи букву с правильным ответом.

а) На болоте не растут деревья.

б) На болоте всегда избыток влаги и недостаток кислорода.

в) Преобладают травянистые растения.

Болота - кладовые торфа

- ________________

- ________________

- ________________

Земноводные

Рыбы

Птицы

Земноводные

Звери

Птицы

Звери

Рыбы

сообщество ___________________

Растение – комар – лягушка – уж – _______________________.

Растение – мошки – ________________ – болотная сова.

I I вариант.

1. Почему болото является природным сообществом? Обведи букву с правильным ответом.

а) Потому что здесь могут жить некоторые растения и животные.

б) Потому что здесь живут растения и животные, которые тесно связаны между собой цепями питания и приспособлены к существующим условиям.

2. Каково значение болот в природе и жизни человека? Продолжи перечисленное.

Болота - природный домом для растений и животных

- ________________

- ________________

- ________________

Земноводные

Звери

3. Какие природные сообщества отражают данные этих условных диаграмм?

Птицы

Звери

Птицы

Земноводные

Рыбы Рыбы

сообщество ___________________ сообщество_______________________

4. Добавь пропущенные слова в каждой цепи питания.

Растение – комар – _____________ – уж – белый аист.

Растение – мошки – лягушка – _____________________.

    Подведение итогов. Самооценка.

Учитель: А сейчас оцените свои полученные знания в конце урока.

Ребята закрашивают рисунок клюквы в оценочных листах.

Если ты работал:

    дружно и очень хорошо, то закрасьте весь рисунок;

    хорошо – только ягоды;

    не очень хорошо – только листья.

Лист самооценки

Я знаю

Я узнал(а)

Что такое болото?

Какие растения растут на болоте?

Как животные приспособились жить на болоте?

О значении болота для человека и природы.