Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Экологический проект «Цветы вокруг нас. Экологический проект «Цветы Цветочная композиция к году экологии

Экологический проект "Мир цветов"

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники: дети 5-6 лет.

Взаимодействие педагогов: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, педагог дополнительного образования.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели) .

Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов» .

Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива и ухода) .

Цель:

  • Закреплять представления о многообразии мира цветов;
  • Продолжать формировать навыки экологически грамотного поведения в природе (в частности, при общении с миром цветов) ;
  • Развивать творческие способностей детей.

Задачи:

  • Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
  • Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
  • Упражнять в классификации цветов (садовые, луговые, лесные цветы) .
  • Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  • Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
  • Воспитывать любовь к красоте окружающего мира.

Формы работы по проекту:

  • Беседы;
  • Наблюдения за растениями;
  • Экологические досуги и праздники;
  • Участие в экологической акции;
  • Трудовая деятельность в цветнике;
  • Конкурс рисунков на экологическую тематику;

Ожидаемые результаты проекта.

  • Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
  • Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе) .

Этапы проекта:

  1. этап. Подготовительный.
  2. этап. Разработка проекта.
  3. этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом) .
  4. этап. Подведение итогов (презентация) .

Беседа на тему: «Такие разные цветы» (Садовые цветы. Луговые цветы. Лесные цветы) .

Развлечение «Бал цветов» .

Выставка рисунков «Цветочный калейдоскоп» .

Реализация проекта

Практическое занятие «Царство на клумбе»

Цели: Продолжать знакомить с миром растений; дать представление о культурных растениях, об особом отношении к ним человека; воспитывать трудолюбие и любовь к живой природе; развивать внимание и связную речь

Совместная деятельность:

Дидактические игры.

  • «Найди растение»
  • «Найди, что опишу»
  • «Собери цветок»
  • «Найди такое же растение»
  • «Какого цветка не стало?»
  • «Собери букет»
  • «Четвертый лишний»

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

«Я садовником родился»

«Опиши цветок»

Развлечение

«Вечер Загадок»

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Коллективная художественно - эстетическая деятельность:

Коллаж «Цветочное царство» . Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности. упражнять в умении создавать коллаж.

Коллективная аппликация .

Цель: побуждать детей заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Рисование «Мой любимый цветок»

Цель. побуждать детей рисовать любимые цветы. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

  • «Солнышко и дождик»
  • «Цветы и ветер»

Трудовая деятельность.

Посадка рассады цветов.

Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.

Наблюдения.

Наблюдение за цветами в цветнике

Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.

Конкурс чтецов «Любим и бережем природу»

Цель. Развивать интерес к литературе, поэзии; развивать речь, внимание.

Стихи о цветах.

Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.

Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.

Стихотворение «Цветик-колокольчик» и др.

  • Самостоятельная игровая деятельность детей.
  • Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с цветами.
  • Раскрашивание цветов в раскрасках.
  • Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика) ; «Собери комнатное растение» ; «Собери букет» ; «Цветочное лото»
  • Участие родителей в выставке «Цветочная калейдоскоп» .

Заключительный этап:

Участие в экологической акции «Шиповник сажаем – лето привечаем» с библиотекой им. А.Пешкова

Досуг «День цветов»

Расширять и обобщать знания о растениях (цветах) Развивать познавательные способности; воспитывать гуманное отношение ко всему живому

Загадки о цветах

Конкурс «Кто быстрее соберет цветок» .

Конкурс «Кто быстрее составит композицию из цветов» .

Чтение стихов о цветах.

Импровизация под «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик» .

Исполнение песен о цветах.

Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые» .

Игра «Аукцион цветов»

Результат проекта: Дети с удовольствием включается в поисково – исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослыми, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.

Откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями на цветнике, охотно вместе с воспитателем, оказывает посильную помощь рыхлении и прополке цветника. Различают и правильно называют достаточно большое количество цветущих растений.

Литература:

  • Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  • Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.
  • Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
  • Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
  • Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
  • Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов * начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
  • Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.
  • Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
  • Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
  • Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.
  • Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.

Фотоотчет проекта «Мир цветов»

  • Выставка совместного творчества «Цветочный калейдоскоп»
  • Коллективная аппликация «Фея цветов»
  • Коллективная аппликация «Надели лужайки цветные рубашки»
  • Конкурс чтецов «Любим и бережем природу»
  • Участие в акции «Шиповник сажаем, лето привечаем»
  • Досуг «День цветов»
  • Участие в конкурсе рисунков и труд в цветнике д/с

Обоснование необходимости разработки экологического проекта

«Цветы вокруг нас»

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Воспитание у дошкольников осознанного – бережного отношения к природному миру, чувство взаимопомощи, сотворчества, инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип интеграции образовательных областей. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам. Поэтому в основе проекта лежит интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка

Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.. Участие в экологических акциях, субботниках, в благоустройстве территории, её озеленении - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Цветы – сама жизнь.

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан познавательно-исследовательский- творческий проект «Цветы вокруг нас».

Цель: Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного мира, развитие экологического и эстетического воспитания детей, их творческих способностей.

Задачи:

    дать понятие, что такое цветок;

    учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

    познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством;

    учить детей правильно сажать и выращивать цветы;

    отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых;

    развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства;

    развивать умение сравнивать и анализировать;

    развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

    развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках, пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных;

    воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них;

    воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: познавательно- творческо- исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий индивидуальный (совместно с родителями).

Участники проекта:

    воспитатель;

    дети подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет;

    родители.

Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»

Методы проекта:

    исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

    самостоятельное наблюдение;

    коллективное наблюдение;

    наглядные: театральное представление, словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, словесные инструкции;

    технология моделирования;

    релаксация;

    аромотерапия;

    слушание музыки.

Формы организации проекта:

    познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

    экскурсии;

    дидактические игры;

    трудовая деятельность детей;

    экологические викторины.

Ресурсное обеспечение проекта:

    уголок природы в группе, цветник на участке детского сада;

    методический инструментарий;

Материально – техническое обеспечение проекта:

    компьютер;

    фотоаппарат;

    канцелярские принадлежности;

    фонотека;

    посуда для экспериментов (колбы, горшочки, баночки, индивидуальные блюдца для экспериментов);

    календарь песочные часы;

    пластмассовые ножи для опытов;

    салфетки;

    садово – огородный инвентарь;

    рассадники;

    спортивный инвентарь.

Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры по экологии;

г) библиотечка юного цветовода часы;

д) альбом « легенды о цветах»;

Сроки реализации проекта: март - апрель

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами сбор семян). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Новизна экологического проекта состоит в том, что для реализации данного проекта воспитатель использует интеграцию образовательных областей, согласно требованиям ФГТ, использование информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия:

Ответственные

I . Подготовительный этап

Март

1 неделя

    Сбор и анализ литературы по данной теме;

    Разработка плана реализации проекта;

    Разработка дидактических игр, пособий;

    Подборка иллюстративного материала;

    Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;

    Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме;

    Подготовка утилизированного материала, материала для изобразительной деятельности;

    Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям;

    Приобретение семян цветов;

    Задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах;

    Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме проекта.

Воспитатель родители

II. Основной этап

Март

2-4 недели

Апрель

1 неделя

2 неделя

    Беседа «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы – талисманы»;

    Занятие «Путешествие в царство комнатных растений», «Красная книга Мордовии растения»

    Экскурсия в парк, цветочный магазин;

    Цель: знакомство с цветами моего края;

    Загадывание загадок, ребусов;

    Заучивание и чтение стихотворений;

    Чтение художественной, познавательной литературы;

    Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»;

    Занятие «Растения лечат» (дать представление о лекарственных растениях; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и; обогащать словарь);

    Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов;

    Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты);

    Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок);

    Дидактическая игра «найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений);

    Занятие «комнатные растения уголка природы» (закрепить Знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями);

    Беседа «красота спасет мир», (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире);

    Занятие «Одуванчик и растения луга»

    Подвижные игры;

    Слушание музыки. Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. Произведения: Ю. Антонов “ Не рвите цветы”, В.Моцарт “Цветы”, П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”, Ю. Чичков “Волшебный цветок”, “Это называется природа”, М. Протасов “Одуванчики”.

Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:

    Если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает;

    Где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей);

    Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «букеты цветов»;

    Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах;

    В каких случаях дома дарят цветы?

Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.

Работа с родителями:

    Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)».

    Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».

    Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать осенью?)».

Художественно-творческая деятельность:

а) Активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;

б) Изготовление цветов из бумаги;

в) Рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы:

г) Принимать участие в выставках в детском саду;

д) Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам);

е)Портрет “ Растение улыбается”;

ж) Лепка барельефа “Цветок-это чудо”;

Картотека дидактических игр:

    «Цветок – твой талисман»;

    «Угадай цветок по описанию»;

    «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

    «Собери цветок из геометрических фигур»;

    «Укрась цветами ковер»;

    «Посади луговые и садовые цветки»;

    «Назови лишний цветок»;

    День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам);

    Вечер загадок «Загадки лесной феи»;

    Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев);

Работа с родителями:

    Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».

    Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».

Воспитатель

3 неделя

    Защита детьми мини-проектов (совместно с родителями);

    Оформление фотоальбома «Дети и цветы»;

    Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»;

III. Заключительный этап

4 неделя

    Открытое занятие «Цветы вокруг нас»;

    Викторина с детьми и родителями «Знатоки цветов»;

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Непосредственно-организованная деятельность. Путешествие в царство комнатных растений.

Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами, вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться.

Предлагает встать в круг, сплести из цветов венок.

Дидактические игры

«Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же»

«Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», Магазин «Цветы», «Найдите цветок по его описанию»

Словесные игры

Цель: Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

«Я садовником родился»,

«Опиши цветок»,

«Загадай, мы отгадаем».

Загадывание загадок.

Цель: Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Сборник загадок про цветы

А теперь друзья-ребятки,

Отгадайте-ка загадки

Все стихи здесь про цветы

Я их знаю, ну а ты?

Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,

Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать

(Подснежник) (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок Белый цветок,

Сладкий медок. Кислый цветок

И в названье мед таиться… В суп пригодиться,

Узнаете? Зовут его…?

(Медуница) (Кислица)

Продуктивные виды деятельности

Коллаж «Цветочное царство»

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.

Аппликация «Волшебные цветы».

Цель. Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Васильева Ольга Евгеньевна
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 127 г.Данилова Ярославской обл.
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-04-20 Проект по экологии на тему “Цветы волшебной красоты” Васильева Ольга Евгеньевна МБДОУ детский сад № 127 г.Данилова Ярославской обл. Данный проект рекомендуется для детей средней группы детского сада и направлен на глубокое изучение разнообразия растительного мира.

Просмотреть свитедельство о публикации


Проект по экологии на тему “Цветы волшебной красоты”

Подготовила: Васильева Ольга Евгеньевна – воспитатель МБДОУ детский сад № 127 г.Данилова Ярославской обл.

Идея проекта: Создание на территории участка для прогулки цветочной клумбы.
Вид проекта: Познавательно – исследовательский, творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: февраль – август 2017 г.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, но и приумножать.


Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, какие бывают цветы и как за ними ухаживать.
Задачи:
1) Образовательные:
Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
Дать понятие –садовые, луговые цветы.
Познакомить с окружающим миром.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
2) Развивающие:
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Обогащать словарный запас детей.
Развить творческий и исследовательский интерес к цветам.
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3) Воспитательные:
Привитие трудовых навыков, взаимопомощи.
Организация совместного творчества родителей и детей.
Бережное отношение к природе.

Методы проекта:
1. Беседа
2. Развивающие игры
3. Наблюдения
4. Опыты, исследовательская деятельность
5. Труд

6. Экскурсия

7. Презентация


Ресурсное обеспечение:
Информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая и художественная литература по данной проблеме);
Материальные ресурсы (экспериментальный участок, посадочный материал (семена садовых цветов, цветочная рассада, средства ухода (пакетированная почва, вода, контейнеры под рассаду, вёдра, совочки, лопата, грабли, лейки), материал для оформления творческих работ.


Этапы работы:
Организационно-подготовительный этап.
Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература, иллюстрации. Разработаны необходимые материалы: конспекты образовательной деятельности, алгоритм составления описательного рассказа, план работы по теме Проекта. В рамках взаимодействия проведена работа с родителями.
Основной этап – исследовательский. Непосредственная реализация проекта. Знакомство с садовыми цветами. Посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой. Работа на огородном участке: высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, сбор семян.
Заключительный итоговый . Выставка творческих работ по теме, составление гербария, презентация итогов Проекта.


Ожидаемые результаты.
1. Дети самостоятельно наблюдают и замечают красоту растительного мира.
2. У детей сформирован познавательный интерес к природе, они умеют устанавливать причинно-следственные связи.
3. Сформированы трудовые умения и навыки по уходу за растениями, бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
4. В непосредственно-образовательной деятельности (лепка, рисование, аппликация) пытаются изображать объекты природы – цветы.

Реализация проекта:
Этап 1 – подготовительный

– подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме Проекта;
– подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
– адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
– целевые прогулки по территории детского сада, разработана экскурсия в “Летний сад” города Данилова;
– беседы о цветах, составление описательных рассказов;
– рассматривание фотографий и картинок цветов;
– подготовка контейнеров с землей, семян.

Этап 2 – исследовательский
В группе детского сада произвели рассматривание и посев семян садовых цветов, подписали контейнеры с названиями растений. Зарисовали в тетради наблюдений. Уход за растениями и полив.
Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Зарисовывали в тетради наблюдений. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Беседы:
– «Какие бывают цветы?»

– «Как рождаются цветы?»

– «Первоцветы»

– “Какой должна быть клумба”

– “Почему цветы осенью вянут?

Опытно-экспериментальная деятельность:

– Опыт «Может ли растение дышать?”

Цель: Выяснить поглощает ли растение кислород.

– Опыт «Как растение ищет свет?»

Цель: Выяснить как влияет на растение свет и тень.

– Опыт «Влияние солнечного света на рост растений»

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Опыт “Растения «пьют» воду”

Цель: доказать, что растения поглощают воду.

Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.


Наблюдения:
– «Растения нашего участка».
Осмотр участка, нахождение растений, определение их названий.

– «Какие они – растения? » Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.

– «Кто помогает растениям расти?» Дети обсуждают, почему растения выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам «помогают»: солнце, дождь, земля и люди.

«Нужно ли собирать семена дикорастущих растенийДети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др., устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.

– «Соберем семена садовых цветов» Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.


Игры по экологии:
«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух – названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Кто ошибётся – выбывает из игр, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Какого растения не стало? »
На стол выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.


Этап 3 – заключительный
– Презентация «Как мы выращивали цветы»
– Выставка творческих работ «Цветы волшебной красоты»
– Сбор семян цветов

– Составление гербария

– Лэпбук по экологии “Цветы”
– Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей

Календарно-тематический план

Месяц

Тема

Цели и задачи

Формы работы

с детьми

с родителями

февраль

Какие бывают цветы?

Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

– Беседа «Какие бывают цветы?»;

– НОД Рисование с натуры «Комнатное растение в горшке»;

– Опыт «Может ли растение дышать?»;

– Игра-викторина «Мои зелёные друзья».

Консультация для родителей «Неприхотливые комнатные растения»

март

Рождение цветка – настоящее чудо!

Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.

Дать понятие – садовые, луговые цветы.

– Беседа «Как рождаются цветы?»;

– Посадка цветочных семян в комнатных условиях, выращивание рассады, полив и рыхление;

– НОД Аппликация «Букет для мамы»

– Опыт «Как растение ищет свет?»;

– Д/игра “Цветочная поляна”.

– Беседа «Какие садовые цветы выращиваете на своей клумбе?»

апрель

Первые цветы

Формирование познавательного интереса к природе, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

– Беседа «Первоцветы»;

– НОД Лепка «Подснежники»

– Опыт «Влияние солнечного света на рост растений»;

– полив и рыхление цветочной рассады, наблюдение за ростом;
– П/игра «Земля, вода, огонь и воздух».

Консультация для родителей «Секреты флористики»

Волшебная клумба

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

– Беседа «Какой должна быть клумба?»

– Наблюдение «Растения нашего участка»;

– Создание на территории участка для прогулки цветочной клумбы

(высадка рассады в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом);

– НОД Рисование «Полевые цветы»;

– Опыт «Растения «пьют» воду»;

– Д/игра «Какого растения не стало».

июнь

Цветочные помощники

Развивать творческий и исследовательский интерес к цветам.

– Наблюдение «Какие они – растения?», “Кто помогает растениям расти?»;

– Уход за цветами, наблюдение за ростом и цветением;

– НОД Аппликация «Поднос с цветами»;

– Загадки о цветах.

Беседа «Помогают ли вам дети в саду»

июль

Растения нашего участка

Привитие трудовых навыков, взаимопомощи.

Привитие бережного отношения к природе.

– Наблюдение “Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?” ;

– Изготовление ЛЭПБУКА по теме;

– Экскурсия в Летний сад;

– НОД Рисование «Любимые цветы»;

– Викторина «Что мы знаем о цветах»;

– Уход за цветами, наблюдение за ростом и цветением.

Анкета «Какой я цветовод»

август

Садовые цветы волшебной красоты

Формировать трудовые умения и навыки по уходу за цветами.

– Беседа «Почему цветы осенью вянут?»;

– Наблюдение «Соберем семена садовых цветов»;

– Сбор семян и растений для гербария;

– Составление гербария из цветов;

– Д/игра «Четвёртый лишний»;

– Выставка творческих работ;

– Презентация по итогам совместной работы.

Помощь в составлении гербария

, . .

Экологический стиль или по-простому эко сад – это не только выращивание экологически чистых томатов, огурцов и зелени в соответствии с принципами органического земледелия. Это еще и направление в садовом дизайне, где выстраиваются грамотно подобранные экологические композиции, имитирующие природный ландшафт той местности, где расположен садовый участок. Давайте разберемся, так ли сложно создать экологический сад, и какие сочетания растений наиболее выигрышны в его оформлении.

Экологический стиль в саду

Каноны экологического стиля предполагают, чтобы в саду были выстроены наиболее естественные связи между растениями. Для подбора растений желательно детально изучить рядом расположенную с участком флору, и попытаться выстроить совпадающий с этой природой ландшафт.

Эко-сад редко включает в себя экзотические растения. Но это не говорит о том, что их необходимо полностью исключить. Просто высаживая экзотов, вы должны быть готовы к тому, что они потребуют более пристального внимания в уходе. Но лучше из этих растений не делать слишком яркие группы, ведь в природных композициях важны полутона.

В целом суть экологического стиля заключается в том, что все посадки должны быть сгруппированы по своим естественным нишам: солнцелюбивые растения не должны попасть в тень, влаголюбивые – в засушливые места и так далее (подробно о подборе растений по их требованиям можно посмотреть ).

Правильно выполняя требования по освещенности, кислотности, составу почвы и влажности вы достигнете эффекта естественности в экологическом саду. Ведь растения будут выглядеть великолепно без лишнего вмешательства с вашей стороны – им не нужны будут подкормки, подщелачивание, защита от ветра и прочее.

Декоративные элементы в экосаду

Чтобы достичь ощущения естественности в саду, старайтесь избегать симметрично расположенных объектов, будь то растительные посадки, дорожки, камни или ручейки. Покрытия дорожек должны быть неяркими, более приближены к натуральным цветам. Желательно выстраивать их плавными линиями, слишком прямые дорожки подходят больше формальному саду.

Уместны в таких садах небольшие водоемы, и хотя в них наверняка появятся комары, их численность будут регулировать стрекозы и водомерки. А если где-то рядом с прудом посадить клещевину, то отряд комаров будет еще меньше, или вообще не появится. Клещевина – очень красивый и полезный атрибут прибрежной зоны.

Хороши в экологическом саду валуны, они создают площадки, где греются на солнце ящерицы. Это замечательные помощники, регулирующие численность слизней. Также камни при ночных и дневных перепадах температуры воздуха собирают конденсат, под ними всегда больше влаги.

Удачные экологические композиции в эко саду

Декоративные злаки

Очень выигрышно для экологически ориентированных садов выглядят композиции из декоративных злаков и трав . Посмотрите в природе: на опушках, где много света, именно травы создают сочные гармоничные группы. Тут уместны мискантусы, перистощетинники, просо, осоки, ковыль, императа. А как красива хаконехлоя? Переходы между группами можно заполнить садовой геранью, тысячелистником, зверобоем продырявленным, буквицей, душицей, мятой, котовником, чабрецом.


Папоротники

Создать имитацию парка юрского периода в нашем регионе, конечно, невозможно. Но всегда в саду найдется глухая тень, будь то северная сторона глухого забора, или зона у стен дома. При должном увлажнении из папоротников разных видов можно создать совершенно неповторимые джунгли. Разбавить такой набор можно хостами, астильбами , и даже рододендронами . Кстати, вайями папоротников хорошо переслаивать фрукты при закладке на зимнее хранение яблок и груш .

Хвойники и верещатник

Красивы и востребованы в эко саду хвойники. Они создают фактуру сада даже зимой. Полезны и выделяемые хвоей фитонциды, которые успешно подавляют болезнетворные бактерии, да и отпугивают многих вредителей. Из хвойников с разной окраской хвои можно создать очень естественные композиции, напоминающие горный ландшафт.

В малых садах обычно комбинируют горную сосну, карликовые ели, можжевельники, кипарисовики. Зону посадок мульчируют сосновой корой, а так как хвойники подкисляют почву, то такие композиции подбивают эрикой, вереском. Туда же можно включить рододендроны, гортензии и даже высокорослую голубику – она вкусна и удивительно декоративна. Между прочим, сосновая хвоя, рассыпанная между кустиками земляники , улучшают вкус ягод.

В целом, построение сада в Эко-стиле – очень интересная затея, она заставляет присматриваться к нюансам роста растений, многое подмечать. Например, раньше мы для своих собак покупали капли и масла от блох, часто мазали им холку. Теперь в саду создана и поддерживается такая среда, что этих кровопийц вообще не стало. И все это благодаря подбору растений и использованию натуральных удобрений и репеллентов .

Тема большая, и здесь затронуты только три вида грамотных композиций, которые можно смело применять при закладке экологического сада. Но в экосаду их гораздо больше – это создание живых изгородей , посадка пряных трав, выращивание грибницы, поэтому далее публикуем продолжение этой темы. Оставайтесь с нами и делитесь своим опытом в комментариях.