Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Эволюция сельскохозяйственных кооперативов в рыночной экономике. Фундаментальные исследования. Дмитрий Зубов: мы не конкуренты – мы партнеры

Под таким девизом состоялся IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов. В мероприятии приняли участие более 360 делегатов из 73 регионов России, а также представители власти, науки и общественных организаций.

О господдержке и несовершенстве законов

Открыл съезд сельхозкооперативов 10 ноября первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов по поручению министра сельского хозяйства Александра Ткачева.

«Перед нами стоит задача выстраивания эффективной системы кооперативов с хорошей рентабельностью и созданием новых рабочих мест. Многим сельским территориям требуется поддержка, мы должны укреплять российское село, развивать его инфраструктуру до уровня современных требований», - сообщил Джамбулат Хатуов.

В своем выступлении первый заместитель министра отметил, что в системе сельскохозяйственной кооперации накопилось немало проблем, среди которых несовершенство законодательной базы, а также недостаточность финансовых и кредитных ресурсов.

Среди главных тем, которые требуют совместного обсуждения между государством и кооперативным сообществом, Джамбулат Хатуов обозначил регулирование законодательной базы. Он сообщил, что по поручению Александра Ткачева создана специальная рабочая группа по совершенствованию законодательства в области кооперации, в состав которой входят представители кооперативных союзов и объединений, науки, региональных органов управления АПК.

При этом он призвал участников и делегатов Съезда принять активное участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере кооперации и внесению их на обсуждение рабочей группы.

На Съезде было отмечено, что сегодня сельскохозяйственные кооперативы могут получать почти все виды государственной поддержки, предусмотренные для сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, с 2015 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы Минсельхозом России реализуется грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

По итогам 2015-2016 гг. гранты на строительство, реконструкцию производственных помещений, приобретение техники и оборудования, уплату части взноса по договорам лизинга получили 238 кооперативов, в регионы направлено 1,3 млрд рублей. В 2017-2020 годах из федерального бюджета (по паспорту Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы) сумму на поддержку сельхозкооперативов планируется увеличить до 1,5 млрд рублей ежегодно.

Делегаты высказывали мнение, что перспективным направлением развития сельскохозяйственных кооперативов является объединение их с перерабатывающими предприятиями, выстраивание агрологистической цепочки и вовлечение кооперативов в работу с оптово-распределительными центрами (ОРЦ), создание и развитие экспортно-ориентированных кооперативов.

Другим важным условием развития кооперации Джамбулат Хатуов назвал образовательную, информационную и идеологическую поддержку, которая должна оказываться всеми уровнями власти в доступной форме.

«Необходимо рассказывать населению о преимуществах и возможностях кооперативов, о мерах поддержки, тиражировать лучшие практики развития кооперации», - сообщил первый замминистра сельского хозяйства РФ. Он призвал к активной работе в данном направлении, высказался за необходимость проведения обучающих семинаров, форумов, вовлечение в кооперативное движение молодежи, а также создание позитивного образа кооперации на селе.

Джамбулат Хатуов напомнил, что по поручению министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева до регионов доведены планы-задания по созданию в 2016-2017 годах не менее 1500 сельхозкооперативов с учётом региональной специфики и особенностей.

Пленарное заседание провел президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников:

«Кооперация в России все больше и больше развивается, дальнейшее, эффективное и успешное развития АПК без развития кооперации невозможно. Вчера на секциях обсудили основные направления. Первое связано с развитием законодательства, новыми законами, второе - с необходимость наполнить эту сферу деятельности реальными финансовыми ресурсами. Данные направления необходимо серьезно развивать».

С докладом о государственной поддержке развития сельскохозяйственной кооперации выступил председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин. Он проанализировал причины, которые тормозят объединение крестьян в кооперативы. И это, в первую очередь, недостаточная господдержка и несовершенство законодательной базы.

Кооператорам приходится решать проблемы с кредитованием, вопросы двойного налогообложения, преодолевать административные барьеры, в частности, двойное сертифицирование продукции.

АККОР считает исключительно важным оказание сельхозкооперативам государственной поддержки, которую необходимо усиливать, ведь большая часть кооперативов, целые направления по-прежнему ее не имеют. Необходимо поддерживать все виды кооперации, так как они взаимодополняют друг друга, помогают друг другу развиваться, подчеркнул Вячеслав Телегин.

Председатель Совета АККОР изложил предложения по корректировке правил выделения грантовой поддержки, в частности, меры господдержки должны быть распространены на вновь создаваемые сельскохозяйственные кооперативы.

Следует изменить соотношение средств гранта, чтобы средства федерального и регионального бюджетов в нем составляли 80%, а собственные средства - 20% и увеличить сроки освоения гранта до 24 месяцев. Кроме того, разрешить направлять средства гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, на уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам.

Также кредитная кооперация должна быть включена в Госпрограмму и обеспечена достойным финансовым ресурсом. Делегаты согласились с предложениями Ассоциации российских фермеров. На Съезде было отмечено, что только в тесном сотрудничестве с государством можно создать эффективно работающую систему сельскохозяйственной кооперации.

Она станет важнейшим условием развития фермерских хозяйств и сельских территорий, повышения уровня жизни крестьян. Об этом, в частности, говорили многие участники предсъездовских межрегиональных конференций по развитию сельхозкооперации и на секциях съезда.

Новый механизм льготного кредитования

Выступления директора Департамента экономики и господдержки АПК Минсельхоза РФ Натальи Чернецовой ждали как манны небесной. И это понятно. За сухими цифрами доклада делегаты съезда выстраивали свою дальнейшую жизнь, отношения с банками, с чиновниками. Она рассказала:

Федеральным бюджетом на 2016 год на развитие малых форм хозяйствования (далее - МФХ) предусмотрено 10,2 млрд рублей. Сельхозтоваропроизводителям перечислены на счета федеральных казначейств в субъектах 9,8 млрд, в том числе: на субсидирование процентных ставок по кредитам - 1,7 млрд, начинающим фермерам - 3,8 млрд, семейным животноводческим фермам - 3,4 млрд и на развитие материально-технической базы сельхозкооперативов - 845 млн. Размер использования федеральных денег равен 99,8%, а региональная часть хромает. В основном это касается возмещения части процентной ставки по заемным ресурсам, привлеченным МФХ. Из региональной части до сельхозкооперативов, КФХ и ЛПХ доведено всего…58%.

Это одна из причин, которая повлекла за собой необходимость пересмотра Госпрограммы, структура которой вызывала критику на всех уровнях. В первую очередь, за невозможность оперативного реагирования на изменения, которые происходили на уровне регионов в течение года.

Действующее бюджетное законодательство ограничивало перераспределение средств между направлениями господдержки, как того требовала жизнь, подчеркнула докладчик. Для того чтобы повысить качество управления деньгами, были приняты решения, которые легли в основу новой структуры Госпрограммы.

Сегодня в структуру Госпрограммы входят пять подпрограмм и две федеральные программы. Удалось отстоять целевые программы по устойчивому развитию сельских территорий и мелиорации. Единая субсидия, о которой много говорят, включала 27 мер поддержки.

Для того чтобы не было соблазна обидеть МФХ, заметила директор, разработаны правила предоставления субсидий, проект которых находится в правительстве. «Мы предусмотрели увеличение гранта для начинающих фермеров с 1,5 до 3 млн рублей, семейных животноводческих ферм - с 21,6 до 30 млн», - сказала Наталья Чернецова.

Еще одно из новшеств - с 2017 года намечено ввести механизм льготного кредитования. Будут прекращены расходы товаропроизводителя на обслуживание кредитов в два раза. Сейчас он, получая кредит в банке, приходит в органы АПК. Там его могут не принять, ссылаясь на отсутствие денег, и он находится в постоянном режиме ожидания: возьмут у него заявку на возмещение процентной ставки или нет.

А льготный механизм кредитования предполагает, что заемщик приходит в банк, берет кредит под 5%. Дальше вступают в силу взаимоотношения между федеральным органом исполнительной власти и банком, в который перечисляются субсидии в размере 10% (ключевая ставка ЦБ на данный момент). Новшество позволяет сократить время оформления документов.

И самое важное, чтобы обеспечить доступ МФХ к заемным ресурсам, мы предусмотрели в правилах необходимость предоставления 20% субсидий на кредиты, полученные МФХ, - подчеркнула Наталья Чернецова. - Это облегчит равный доступ к заемным ресурсам, как крупным заемщикам, так и мелким. Для работы определены 10 системно значимых банков, потом их будет больше.

Почему кооперация не оправдывает ожиданий?

Доклад на тему «Сельскохозяйственная кооперация в России: препятствия и стимулы» прочитал академик РАН, директор ВИАПИ им. А.А. Никонова Александр Петриков.

Основной вопрос, на который я постараюсь ответить в своем выступлении, заключается в следующем. Почему сельскохозяйственная кооперация, о большом значении которой у нас говорят буквально все, в развитии которой заинтересовано большинство и производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции; для которой созданы пусть не все, но необходимые законодательные предпосылки; осуществляются пусть и не в достаточном объеме, но осуществляются специальные меры поддержки, - почему при всех этих условиях кооперация развивается медленно и не оправдывает наших ожиданий?! Этому есть несколько причин как объективного, так и субъективного порядка.

Сначала академик рассказал об объективных трудностях. Кооперативы развиваются в условиях жесточайшей конкуренции, им приходится буквально отвоевывать себе «место под солнцем», конкурируя с крупными торговыми сетями, агрофирмами и холдингами, крупными перерабатывающими, снабженческими и обслуживающими предприятиями и другими рыночными интеграторами, занимающими монопольное положение на том или ином рынке.

Вместе с тем, потенциальные участники кооперации (фермеры, малые и средние предприятия, высокотоварные личные подсобные хозяйства) территориально разбросаны и заметно различаются по масштабам производства и экономическому положению. Их объективно трудно объединить. На это накладываются субъективные трудности, как со стороны государства, так и кооперативного сообщества.

Средства поддержки из федерального бюджета направляются исключительно на поддержку отдельных кооперативов, а не институтов развития кооперативной системы в целом, - фондов финансовой помощи, информационно-консультационной сети, специализированных центров подготовки и повышения квалификации кооперативных кадров.

В ряде субъектов России (например, в Липецкой, Белгородской области) эта федеральная диспропорция сглаживается, но не более того, что имеет крайне неблагоприятные последствия. Возникает сильная зависимость кооперативов от господдержки, риски создания лже-кооперативов только для того, чтобы «эффективно» освоить правительственные субсидии. Не формируется инфраструктурная сеть саморазвития кооперативной системы.

Государство действует разрозненно. Вот, например, на нашем съезде нет представителей Минфина, Минэкономразвития, Минюста, других ведомств. А без их участия нельзя разработать и реализовать действенную кооперативную политику, - считает докладчик.

Он продолжил разговор о кооперативном сообществе. Оно, к сожалению, по-прежнему разобщено и слабо отмобилизовано. Например, не выполнено решение ещё первого кооперативного съезда по созданию координационного совета (ассоциации) различных видов кооперативов.

Сельскохозяйственные кооперативы не стали объединяющей силой для всей сельской кооперации (что, кстати, нашло отражение и в названии нынешнего cъезда, собравшего не сельские, а сельскохозяйственные кооперативы).

Что, на наш взгляд, необходимо сделать для преодоления перечисленных трудностей? - продолжил академик. - Прежде всего, предстоит большая работа по переформатированию государственной кооперативной политики. Кооперативные элементы, меры по реализации кооперативных интересов должны быть составной частью не только агропродовольственной и сельской политики, но и политики общеэкономической, налоговой, социальной, региональной, образовательной и т.д.

Об этом говорит опыт Приоритетного национального проекта по развитию АПК, когда удалось реализовать не узковедомственный, а межведомственный подход, на федеральном уровне работала правительственная комиссия, а в регионах за кооперацию отвечали губернаторы.

А в настоящее время в оценке деятельности глав регионов нет ни одного показателя по развитию кооперации и вообще отдельных показателей по развитию сельской местности. Губернаторы отвечают за регион в целом, без разбивки на город и село.

Если говорить сугубо об аграрной политике, то государству необходимо усилить ее антимонопольную направленность и, в частности, удержаться от преференций в пользу конкурентов кооперативных организаций. По мнению Александра Петрикова, субсидируемые инвестиционные кредиты и компенсации понесенных капитальных затрат должны направляться на строительство исключительно кооперативных хранилищ и кооперативных оптово-логистических центров, развиваемых как единое целое. В противном случае центры могут стать местом перевалки импортной продукции.

В итоге должна быть сформирована федеральная кооперативная товаропроводящая и розничная сеть, кооперативный торговый бренд - достойный конкурент существующему крупному ритейлу.

Часть средств от кооперативного бюджета целесообразно направить на формирование институтов развития кооперации, а именно региональных фондов финансовой поддержки, центров консультирования и повышения квалификации.

Назрела также необходимость создания соответствующей федеральной структуры - Агентства кооперативного или в целом сельского развития, которое бы на постоянной основе занималось разработкой и реализацией проектов и программ по устойчивому развитию сельских территорий и прежде всего сельских кооперативов.

В специальной поддержке нуждаются сельскохозяйственные производственные кооперативы. Это особая организационно-правовая форма, построенная на обязательном трудовом участии своих членов. Производственные кооперативы сохраняют занятость своих работников порой в ущерб конкурентоспособности, но зато решают важную социальную задачу. Государству выгодно компенсировать их потери, чтобы затем не тратиться на борьбу с сельской безработицей.

В целях укрепления социальной базы кооперации важно увеличить поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, сохранив финансирование кооперации и малых форм в рамках Госпрограммы отдельной строкой. Включение этих направлений господдержки в единую субсидию существенно усилит риск к перераспределению средств на другие цели.

По-особому следует подойти к регулированию сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Среди них есть много мелких, деятельность которых столь незначительна, что по определению не несёт в себе никакого риска для финансового рынка. Такие кооперативы по существу являются ссудо-сберегающими кассами, а не мини-банками с сельской спецификой, как думают многие, они должны работать исключительно в системе саморегулирования.

При этом нельзя подменять сложившуюся систему саморегулирования новой и настаивать на переходе кредитных кооперативов в специализированные саморегулируемые организации. Это не только вызовет дополнительные, неподъемные для большинства кооперативов, издержки, но и разорвет единую систему сельскохозяйственной кооперации.

В заключение академик сказал о кооперативном сообществе. Настало время, считает он, для консолидации усилий. Координационный совет или Ассоциация, не формально, а реально объединяющая различные виды кооперации, должна быть создана. Это повысит эффективность кооперативной работы, поможет защищать кооперативные интересы.

Председатель Совета Центросоюза Дмитрий Зубов:

Выступления были по делу, острые и конкретные. Надо выбрать рациональный путь движения, потребкооперативам и сельхозкооперативам консолидироваться. Мы звенья одной цепи, между нами не должно быть конкуренции. Очень важно вместе работать над единым законодательством по кооперации, позволяющим людям объединяться в кооперативы и работать на село, на обеспечение продовольственной безопасности России.

Работая в своей сфере, должны стать партнерами. Тогда дело пойдет. Производители - производят, и не должны ломать голову, как продать сделанное. Потребкооперация сохранит, переработает и реализует продукцию. Вот этот паровозик пустить.

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров:

В Республике создано 11 кооперативов. К примеру, сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив «Индейка» работает с фермерскими и личными подсобными хозяйствами, имеет полный цикл - от вывода птенцов до реализации мяса индейки.

Один из самых острых - нерешенный земельный вопрос. Надо создать комиссию, чтобы работать с Госдумой по изменению законодательства. Необходимо скорректировать схему софинансирования сельхозкооперативов: 60% должны составить средства федерального бюджета, 20% — регионального, 20% - сельскохозяйственного потребительского кооператива.

1

В начале ХХ века Россия являлась мировым лидером по развитию кооперативных форм хозяйствования и занимала первое место в мире по числу кооперативов и их членов. Этим объясняется рождение в тот период мощного потока литературы по кооперации. Анализ современного кооперативного движения в нашей стране говорит о том, что кооперативы имеют в своей основе значительный нереализованный потенциал и должны занять более значительное место в решении долгосрочных экономических за­дач общества в целом. Перспективными направлениями по стабилизации и развитию сельскохозяйственных кооперативов должны стать: совершенствование мер государственной поддержки сельских кооперативов, включая поддержку кооперативов через предоставление земель, государственных гарантий, налоговых преференций; модернизация материально-технической базы действующих кооперативов; поддержка мероприятий экономически значимых региональных программ по развитию кооперации и логистических центров; развитие федерального союза сельскохозяйственной кооперации; широкая популизация и распространение идей сельскохозяйственной кооперации среди населения и др.

сельскохозяйственная кооперация

сельскохозяйственный производственный кооператив

сельскохозяйственный потребительский некредитный кооператив

сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив

1. Бруцкус Б.Д. Аграрный вопрос и аграрная политика. – СПб.: Право, 1922. – 234 с.

2. Мартынов В.Д. Фермерская кооперация в системе АПК Скандинавских стран и Финляндии. – М.: ВНИИТЭИагропром, 1988. – 55 с.

3. Матусевич В. Фермерство и сельскохозяйственная кооперация в США. – М.: Знание, 1991. – 48 с.

4. Серова Е.В. Сельскохозяйственная кооперация в СССР. – М.: Агропрмиздат, 1991. – 160 с.

5. Югай Г.А. Средний путь России и евразийство // www.politology.vuzlib.org/book_o165_page_2.htm (дата обращения: 13.03.13).

6. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

Надежды на возрождение сельского хозяйства в нашей стране в последние годы все больше связываются с кооперацией. На это есть основания. Отечественный опыт начала XX века и существующая мировая практика доказывают, что вне кооперации сельское хозяйство перспектив не имеет. Однако советский период развития сельскохозяйственной кооперации явился периодом скорее разрушительных, чем созидательных экспериментов в области кооперативного движения по заранее начертанному теоретическому плану. Сохранившаяся до наших дней сельскохозяйственная кооперация, по существу, утратила свои принципы и содержит лишь некоторые ее неосновные элементы. Недостаточное развитие в настоящее время сельскохозяйственной кооперации в России подтверждается многими учеными и практиками. Поэтому целью исследования является изучение современного состояния сельскохозяйственных кооперативов и определение перспектив их развития.

Материал и методы исследования

В качестве информационной базы для проведения исследования были использованы данные официального сайта АККОР. Исследование основано на использовании методов монографического, логического анализа, а также экономико-статистических методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Начиная со второй половины XIX в., сразу после отмены в России крепостного права в 1861 г., быстро набирало темпы кооперативное движение. По наблюдениям С. Прокоповича, за 10 лет, с 1902 до 1912 гг. число различных товариществ возросло более чем в десять раз. К началу 1917 года кооперативное движение России располагало многообразной, в значительной степени развитой организационной сетью и объединяло широкие массы населения. По числу кооперативов и их членов в то время Россия занимала первое место в мире. В кооперативы были вовлечены около полутора миллионов крестьянских хозяйств по преимуществу средних и бедных слоёв деревни.

Широко утвердилось мнение о важной роли кооперативного движения в экономической и общественной жизни страны. Н. Тотомианц отмечал, что ни одно другое общественное движение в России не может сравняться с кооперацией в смысле популярности и мощи. Б. Бруцкус писал о том, что развитие кооперативного движения вызвало у русской интеллигенции, активно участвовавшей в нём, огромное моральное удовлетворение, а среди широких её слоёв - большие надежды на воплощение будущих преобразований общества .

Г.А. Югай уже в современных условиях отмечает: «Вот где проявление в жизни на практике русского логоса - тождества материи и духа - свободного, соборного, кооперативного. Вот где приоритет и где-то даже первичность духа, идеального по отношению к материальному бытию. И не эта ли практика, жизнь вдохновляли русских писателей, поэтов, философов, историков и других мыслителей и деятелей на воспевание русской души, её величия и благородства! Это было продолжением традиций русской культуры, сформировавшейся в начале XIX в., больше на духовной, идеальной, нежели на материальной и материалистической основе или на философии меркантилизма и западного утилитаризма, потребительства» .

Этим объясняется рождение в тот период мощного потока литературы о кооперации, которое не может никоим образом сравниваться с сегодняшним. Главный научный вывод, сделанный еще одним крупным ученым того времени А. Чаяновым, заключается в том, что только кооперирование крестьян способно обеспечить создание и развитие сбалансированного по всем параметрам производственного потенциала аграрной сферы, коммерчески выгодное его использование, устранить противоречие между преимуществами индивидуального труда и в то же время преимуществами крупных форм производства в сельском хозяйстве. Причем кооперативная концентрация оказывается тем более экономически выгодней, чем дальше отстоит подлежащая кооперированию сфера аграрной деятельности от непосредственной работы крестьянина с биологическими организмами .

В нашей стране эти фундаментальные положения были незаслуженно забыты, кооперирование крестьян-собственников не получило достаточно широкого распространения. Советский период развития сельскохозяйственной кооперации явился периодом скорее разрушительных, чем созидательных экспериментов в области кооперативного движения. Государство регламентировало все стороны деятельности кооперативов, включая колхозы, которые фактически стали одними из звеньев общегосударственной системы хозяйствования. В советской экономической науке долгие годы проблемы кооперативного движения исследовались преимущественно с идеологической и социально-политической точек зрения, только в связи с потребкооперацией и колхозами .

В настоящее время предпринятых аграрных преобразований кооперация не приобрела еще былой славы, несмотря на то, что о широких возможностях и функциях кооперации, многообразии ее форм свидетельствует и опыт зарубежных стран. Во многих из них весьма существенную роль в системе взаимосвязей аграрной сферы со смежными отраслями экономики играют кооперативы. Практически стопроцентное участие в фермерских кооперативах традиционно для стран Северной Европы, Нидерландов, Ирландии, Японии. В ряде государств континентальной Европы, в США в кооперативы объединены примерно 80 % всех фермерских хозяйств. Несколько меньшее распространение получили кооперативы в Великобритании и Италии, где в них участвуют примерно 35-40 % всех фермерских хозяйств .

Анализ современного кооперативного движения в нашей стране говорит о том, что кооперативы имеют в своей основе значительный нереализованный потенциал и должны занять более значительное место в решении долгосрочных экономических за-дач общества в целом.

В настоящее время деятельность кооперативных формирований в России регламентируется преимущественно Федеральным законом № 193 «О сельскохозяйственной кооперации» и Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

В табл. 1 представлена современная структура и количество сельских кооперативов по состоянию на 1 января 2012 г.

Как следует из табл. 1, наиболее массовой организационной формой сельскохозяйственной кооперации в современных условиях является сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК). СПК - это коммерческая организация, созданная гражданами в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов и личном трудовом участии членов кооператива. Динамика СПК за 1995-2012 гг. представлена в табл. 2.

Таблица 1

Количество сельскохозяйственных кооперативов в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2012 г.

Вид кооператива

Зарегистрировано кооперативов

В т.ч. работающих

процентов

СПК (на 01.01.2011 г.)

Как следует из табл. 2, несмотря на то, что СПК является наиболее распространенной формой организации сельскохозяйственного кооперативного производства, их численность имеет тенденцию к снижению. В 2012 году их число составило 10319, что на 33 % меньше по сравнению с 2001 годом. Одной из основных причин, объясняющей такую тенденцию, является тот факт, что согласно сложившейся классификация СПК не относится к «малым формам хозяйствования на селе», даже если они отвечают критериям, установленным для субъекта малого предпринимательства. Это лишает их возможности использовать определенный льготный режим, предусмотренный для малых форм хозяйствования на селе. Они имеют право на те же формы государственной поддержки, что и сельскохозяйственные организации иных организационно-правовых форм. Хотя им сложнее, чем иным организационным формам, осуществлять свою производственную деятельность. Большинство СПК работает на арендованной земле. Нередки случаи хищнического присвоения отдельными лицами имущества СПК путем их незаконного преобразования в различные акционерные общества, умышленного банкротства, рейдерских захватов. В результате члены СПК нередко остаются без своих имущественных паев, без земли и без работы. В настоящем же сельскохозяйственном кооперативе, даже если он является производственным, право на долю в совместном имуществе должно быть незыблемым. В противном случае это будет означать обобществление, огосударствление, ликвидацию экономической самостоятельности членов кооператива.

Таблица 2

Динамика численности сельскохозяйственных производственных кооперативов в Российской Федерации в 1995-2012 гг., единиц

Сельскохозяйственные потребительские некредитные кооперативы (СПоК) - некоммерческие объединения граждан - владельцев ЛПХ, крестьянских (фермерских) хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, создаваемые для снижения своих затрат или получения дополнительных доходов путем передачи кооперативу функций по реализации, снабжению, переработке продукции, строительству, страховому обслуживанию и иной деятельности по обслуживанию участников. Данные кооперативы, как правило, именуются сбытовыми, снабженческими, перерабатывающими, обслуживающими или их комбинацией. В числе обслуживающих выделяются в последние годы строительные кооперативы.

По оценочным данным, роль кооперативов существенно различается по регионам страны. Развитие такого рода сельскохозяйственных кооперативов имеет место прежде всего в тех из них, в которых им оказывается определенная финансово-экономическая поддержка. Прежде всего, речь идет о финансировании капитальных затрат кооперативов. Поскольку такие затраты осуществляются однократно, а деятельность на основании этого ведётся на протяжении многих лет.

На федеральном уровне сельскохозяйственные потребительские некредитные кооперативы получают поддержку в форме возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы этой формы находятся на самой ранней стадии своего развития. Динамика их численности представлена в табл. 3.

Как следует из табл. 3, численность потребительских некредитных кооперативов в Российской Федерации в 2006-2012 гг. постоянно возрастала, что свидетельствует о перспективности данной формы организации сельскохозяйственной кооперации в нашей стране.

Таблица 3

Динамика численности сельскохозяйственных потребительских некредитных кооперативов в Российской Федерации в 2006-2012 гг., единиц

Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы (СПКК) являются некоммерческими объединениями сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения, осуществляющими выдачу займов своим членам за счёт средств, привлекаемых от членов, ассоциированных членов, кредитных организаций и иных источников.

В современных условиях СПКК более чем на 6 % удовлетворяют потребности малого сельского предпринимательства в заёмных средствах, занимая при этом третье место после ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк России». Однако трудности получения банковских кредитов в некоторых случаях делают сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы единственным доступным для сельского жителя источником заёмных средств для организации и ведения предпринимательской деятельности. Динамика численности данных видов кооперативов представлена в табл. 4.

Таблица 4

Динамика численности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в Российской Федерации в 1996-2012 гг., единиц

Как видно из табл. 4, развитие сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в Российской Федерации сильно активизировалось, начиная с 2006 г. Это объясняется тем фактом, что сначала СПКК формировались преимущественно за счёт собственных финансовых ресурсов. Условия их деятельности значительно изменились с началом реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В ходе реализации данного проекта СПКК получили доступ к кредитам ОАО «Россельхозбанк», который предоставил ряду кооперативов значительные средства в качестве взноса ассоциированного члена. К примеру, за 2006-2009 гг. эта сумма составила порядка 710 млн руб. В настоящее время непосредственной финансово-экономической поддержки на федеральном уровне СПКК не получают, что и объясняет их неравномерное скачкообразное развитие.

Таким образом, кооперативное движение в аграрной сфере страны развивается медленно и противоречиво. Развитию ко-оперативных основ во многом препятствует недостаточность и неэффективность государственной поддержки и государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации, отсутствие адекватных финансово-экономических условий для создания и развития кооперативов, недостаток понимания и навыков хозяйственного самоуправления на демократических кооперативных началах, кооперативная неграмотность населения, недостаточная пропаганда идей и принципов кооперации и др. Положение осложняется также нерешенностью ряда кардинальных проблем дальнейшего развития рыночной экономики, принципы построения которой являются непременным условием развития сельскохозяйственной кооперации.

Перспективными направлениями по стабилизации и развитию сельскохозяйственных кооперативов должны стать:

Совершенствование мер государственной поддержки сельских кооперативов, включая поддержку кооперативов через предоставление земель, государственных гарантий, налоговых преференций;

Модернизация материально-технической базы действующих кооперативов;

Поддержка мероприятий экономически значимых региональных программ по развитию кооперации и логистических центров;

Развитие федерального союза сельскохозяйственной кооперации;

Широкая популизация и распространение идей сельскохозяйственной кооперации среди населения.

Указанные и другие направления должны носить комплексный характер, иметь четкие целевые ориентиры, увязанные с конкретными сроками, этапами и возможными ресурсами для их достижения, сочетать федеральные и региональные подходы в рамках единой системы.

Рецензенты:

Полушкина Т.М., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск;

Имяреков С.М., д.э.н., доцент, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск.

Работа поступила в редакцию 22.04.2013.

Библиографическая ссылка

Маслова С.И. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-3. – С. 704-708;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31578 (дата обращения: 24.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© Объедкова Л.В., 2011

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

УДК 338.436 ББК 65.321.8

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Л.В. Объедкова

Рассмотрена роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в реализации аграрной политики региона в составе агропромышленного комплекса России. Показана практика хозяйствования кооперативных форм организации аграрного производства в Волгоградской области. Отмечается, что импульс возрождению сельскохозяйственной потребительской кооперации -снабженческо-сбытовой, перерабатывающей и кредитной - дал приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Ключевые слова: организационные формы, кооперативные формы, национальный проект, аграрно-промышленный комплекс, сельскохозяйственная потребительская кооперация, сельскохозяйственный потребительский кооператив.

Переход от административно-планового хозяйствования к рыночному для российской кооперации проходил сложно и противоречиво. Приходится признать тот факт, что потенциал кооперативного сектора России в последние годы вряд ли можно назвать полностью или хотя бы в значительной мере раскрытым. «Если во всем остальном мире кооперация является одной из составных частей экономической системы, где она заполняет уготовленную ей нишу, обслуживая те или иные слои населения, у которых есть потребность выхода на рынок, но которым не под силу это сде-

лать без взаимодействия с другими носителями таких же потребностей, то в нашей стране кооперация либо исчезает из социальноэкономической жизни, либо объявляется панацеей от всех бед» . Однако, несмотря на данное обстоятельство, кооперация продолжает выступать в качестве объединяющей силы российского общества, прежде всего в аграрной сфере.

За последние годы в агропромышленном комплексе (АПК) России произошли существенные изменения, связанные как с реформированием отношений собственности, так и с реорганизацией сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий. Это вызвало к жизни не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-иному воспринимать традиционные для экономики советского пе-

риода хозяйственные формы. Одной из таких традиционных форм хозяйствования в аграрном секторе остается сельскохозяйственная кооперация. В настоящее время теоретики и практики кооперативного движения продолжают вести дискуссии относительно процесса моделирования организационных форм современной системы сельскохозяйственной кооперации. В целом этом процесс исходит из следующих методологических принципов: адекватности кооперативной деятельности природе и базовым ценностям кооперации, адаптации кооперации к внешней среде, использования кооперативных преимуществ и применения инновационного подхода.

Суть принципа адекватности кооперативной деятельности природе и базовым ценностям кооперации означает для сельскохозяйственной кооперации прежде всего ориентацию на заложенные в ней собственные возможности на основе традиционных для нее ценностей. Речь идет не только о ценностях экономических или материальных, но и ценностях нравственных и духовных. Именно они играют значимую роль в жизни кооператива и показывают особую идеологическую связь с его хозяйственным механизмом. В документах Международного кооперативного альянса указано, что главными ценностями кооперации в третьем тысячелетии являются: кооперативная этика и деловая компетенция; демократия в управлении; гибкость и конкурентоспособность; выдвижение на первое место человека и его потребности, а не выгоды . История нашей страны начала 90-х гг. XX в. показала, что отказ от «своих духовных корней» привел к ликвидации разных форм кооперации.

Второй принцип - это принцип адаптации. Для сельскохозяйственной кооперации он предполагает приспособление к различным условиям экономической деятельности. Если обратиться к истокам возникновения кооперации за рубежом и в России, то исторический опыт показывает, что своим возникновением она обязана именно неблагоприятной социально-экономической обстановке в обществе и государстве. Особенностью кооперации является то, что ни форма собственности, ни идеалы кооперации не являются созданными раз и навсегда, поэтому уникальность кооператив-

ной формы хозяйствования заключается в ее постоянной адаптации к доминирующим формам собственности и к сотрудничеству с ними. Вопрос о выборе организационной формы сельскохозяйственного кооператива в нашей стране возникает всякий раз, когда меняется экономическая и социально-политическая среда, в которой они существуют. Например, в период командно-административой экономики - это колхозы и совхозы. В современных условиях - это сельскохозяйственная производственная кооперация. Кроме того, принцип адаптации кооперативных структур к современной социально-экономической среде представляет собой своеобразный «защитный процесс», который способен, сохраняя свои ценности, ассимилировать рациональные элементы других организационных форм рыночного хозяйства, к примеру агрофирм, агрохолдингов и иных интегрированных формирований.

Третий методологический принцип основывается на использовании кооперативных преимуществ. Традиционно к конкурентным преимуществам сельскохозяйственной кооперации относят: выполнение коммуникационной роли в сельской местности, наличие собственной социально-экономической базы, многоотраслевой характер деятельности, способствующий созданию интегрированного хозяйства, наличие сохранившейся еще с советских времен собственной инфраструктуры на локальном и региональном уровнях.

Содержание принципа применения инновационного подхода состоит в том, что для сельскохозяйственной кооперации характерен постоянный поиск новых решений и вариантов приложения данной формы хозяйствования к потребностям сельского населения. Этот подход прежде всего связан с созданием эффективной системы профессионального менеджмента в самом ее низовом звене -сельскохозяйственном кооперативе. В мировой теории и практике управления кооперативным производством уже сформулированы основные методы решения названной проблемы в концепции «агентских отношений». Ответственное лицо (работодатель) нанимает агента и использует его способности и знания для получения желаемых для себя результатов. Так, в сельскохозяйственном потребительском кооперативе пайщики выступают в каче-

стве работодателей, а исполнительные руководители, члены правления - в качестве агентов. Поэтому главная трудность, с которой сталкивается современный сельскохозяйственный кооператив, - разграничение функций общественного и профессионального управления. За органами общественного управления закреплены преимущественно законодательные и контрольные функции, а за органами профессионального управления - предпринимательские функции. На наш взгляд, эффективная система управления сельскохозяйственным кооперативом, помимо разделения функций общественного и профессионального управления, должна включать в себя организационно-экономическое, технологическое и социальное направления в работе кооператива. Организационно-экономическое направление означает определение оптимальной структуры производства, выбор организационной структуры, внедрение методик бизнес-планирования и др. Технологическое направление связано с повышением эффективности использования земли, а также основных и оборотных средств, с внедрением ресурсосберегающих технологий, обеспечением конкурентоспособности продукции и т. д. Социальное направление среди прочих задач занимается улучшением социальной инфраструктуры села, к примеру решает проблему безработицы.

В центре внимания современной сельскохозяйственной кооперации находятся не только принципы построения организационных форм кооператива, но и формирование эффективного механизма распределения сельскохозяйственной продукции. Обусловлено это тем, что российские рыночные реформы в аграрном секторе вызвали значительные и глубокие структурные сдвиги в системе производства и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя. Наиболее жизнеспособными оказались крупные агропромышленные предприятия (объединения), которые занимаются производством, хранением, переработкой, транспортировкой и реализацией готовой продукции. Кроме того, произошло изменение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции. Если в дореформенный период основными покупателями продукции сельского хозяйства были государственные струк-

туры - перерабатывающие, заготовительные и торговые предприятия и организации, то в настоящее время появились новые каналы сбыта. Это прежде всего реализация продукции на рынке, через собственную торговую сеть, в том числе через перекупщиков сельскохозяйственной продукции. Подобного рода перестройка хозяйственного механизма привела к изменению в системе связей между производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции. Несомненным фактом является то, что лидером в аграрном секторе останутся такие агропромышленные предприятия, как агрофирмы. Однако функционирование сельхозпредприятий, основанных на личном интересе и частной собственности, не отрицает их совместной деятельности,

а, наоборот, предполагает ее необходимость и целесообразность. В этой связи правомерно говорить о том, что у сельхозтоваропроизводителей одним из наиболее эффективных способов «выживания» остается кооперация в разных формах ее проявления - сельскохозяйственная, потребительская, сбытовая, кредитная и др.

Поэтому в современных условиях цель сельскохозяйственных кооперативов как социально ориентированных форм хозяйствования состоит в том, чтобы оптимально сочетать экономические интересы всех ее участников с повышением эффективности производства и реализации сельхозпродукции. Достижение этой цели обеспечивается путем решения таких задач, как закупка сельхозтехники и орудий, минеральных удобрений и семян; ремонт, обслуживание техники, выполнение определенного вида работ, требующих специальной техники; организация рассадников, исследовательских и показательных полей, племенных ферм и целых хозяйств; организация дешевого кредита на производственные цели; обеспечение консультативно-информационными услугами и т. д. Основным результатом решения этих задач становится увязка в единую технико-экономическую цепочку производства, переработки и реализации сельхозпродукции.

Однако складывается парадоксальная ситуация - есть опыт, мотивация и материально-техническая база для развития сельскохозяйственных кооперативов, но модели, струк-

туры, направления и процедуры создания их в достаточной мере не отработаны. Подавляющая часть населения не воспринимает кооперативные организации как более привлекательные и альтернативные иным организационноправовым формам бизнеса. Подобные взгляды на кооперативные хозяйственные структуры сформировались под влиянием таких советских форм кооперации, как бывшие колхозы и совхозы. Проведенные в большинстве из них формальные процессы приватизации не способствуют их участию в развитии кооперации. Именно возникшая дифференциация и усиливает стремление сельхозтоваропроизводителей к защите своих условий жизнедеятельности, способствует их самоорганизации и создает основу для формирования такой организационной структуры, которая не позволила бы допустить исключения и отторжения данной группы людей от участия в социально-экономической жизни общества. Поэтому, говоря о проблемах адаптации сельхозпроизводителя к рыночным условиям, вновь следует подчеркнуть, что развитие сельскохозяйственной кооперации в сложившихся условиях является эффективным направлением как развития производства и сбыта сельхозпродукции, так и развития аграрного сектора в целом. В настоящее время из всех форм сельскохозяйственных кооперативов торгово-заготовительные, снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы оказывают наиболее существенное влияние на рост производства и реализацию сельскохозяйственной продукции и как следствие этого - на организацию и стабильное функционирование отечественного продовольственного рынка.

Очередной подъем сельскохозяйственных кооперативов стал особенно заметен после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N° 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» , а также в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Несмотря на наличие таких негативных явлений, как активное продвижение промышленного и торгового капитала в аграрную сферу, снижение количества производственных коопера-

тивов, в том числе и в землепользовании, первые достижения в этой сфере убедительно свидетельствуют о сохранении российского сельскохозяйственного кооперативного движения. Так, по данным Росстата на 1 января 2008 г., в стране насчитывалось 5,6 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: кредитных - 1 634, перерабатывающих -880, заготовительных и снабженческо-сбытовых - 1 974 . За последние годы ощутимо возросла и финансовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Так, ОАО «Россельхозбанк», выступающий основным кредитором этих объединений, выделил для помощи им 6 млрд руб., в том числе: кредитным кооперативам - 1 352 млн руб., перерабатывающим, закупочно-сбытовым и обслуживающим - 3 977 млн руб. Значительный вклад в финансовую поддержку сельскохозяйственных кооперативов внес Фонд развития сельской кредитной кооперации, который предоставил кооперативам займы на сумму свыше 8 млрд руб. . Среди прочих лидирующие позиции по созданию сельскохозяйственных кооперативов продолжают занимать республики Мордовия и Чувашия, Красноярский край, Волгоградская, Белгородская, Калужская, Пензенская области. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в сферу сельскохозяйственной потребительской кооперации стали вовлекаться личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, а в ряде регионов делается попытка создавать сельскохозяйственные потребительские кооперативы на базе приватизированных перерабатывающих предприятий.

Как показала практика развития кооперативных форм хозяйствования в Волгоградской области, на 1 января 2010 г. в регионе создано 216 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Так, в Михайловском муниципальном районе Волгоградской области создано 18 сельскохозяйственных кооперативов. Кроме того, в рамках проекта интенсивного развития мелкотоварного производства муниципального образования в Михайловском районе предусматривается создание в 2011 г. в Безымянском сельском поселении в качестве пилотного проекта 8 семейных молочных ферм по 100 коров и одного молокоперерабатывающего кооператива .

Именно здесь наиболее развито товарное производство молока в личных подсобных хозяйствах и созданы условия для реализации федеральной программы «Семейные молочные фермы», в частности имеется незанятое население, готовое создать семейные фермы, есть необходимые пастбищные угодия и фермерские хозяйства, готовые производить зернофураж и другие корма. Также указанный проект предполагает на базе сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива (СПОК) «Троицкий» организацию бизнес-инкубатора по обучению кооператоров ведению снабженческой, заготовительной и перерабатывающей деятельности.

В Чернышковском районе Волгоградской области в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» был создан обслуживающий потребительский сельскохозяйственный кооператив «Виктория-Агро». В его состав вошли 11 фермерских хозяйств, 11 ЛПХ и 3 юридических лица. Для них кооператив стал «главным помощником» при осуществлении технической и технологической модернизации. В Суровикинском районе Волгоградской области 37 фермерских хозяйств создали сельскохозяйственный сбытоснабженческий кооператив «АККОР». В результате у членов кооператива появилась возможность не только к совместному использованию техники и оборудования, но и к внедрению интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственной продукции .

В Быковском районе Волгоградской области сельскохозяйственная кооперация представлена сельскохозяйственными обслуживающими потребительскими кооперативами «Простор» и «Заря», которые фактически являются единственным «градообразующими предприятиями» на селе. Они занимаются обеспечением личных семейных подсобных хозяйств топливом, удобрениями, семенами, кормами и др., а также оказывают услуги производственного характера. Так, в состав кооператива «Простор» вошли 25 личных семейных подсобных хозяйств, каждый член кооператива внес свою имущественную долю, которая им досталась при выходе из совхоза «Красносельский» в процессе его реформирования. СПОК «Заря» организован на базе четырех свинарников, осуществляет не только организацию услуг по обеспечению пайщиков

племенными поросятами для доращивания и откорма с последующей заготовкой и реализацией свиней по различным каналам, но и закупает у фермеров-пайщиков зерно и изготавливает из него комбикорм.

О важности развития сельскохозяйственных кооперативов для аграрного сектора свидетельствует также зарубежный опыт многих стран с развитой рыночной экономикой. Наиболее эффективно они функционируют в Швеции, Италии, Франции, Дании, Германии и др. При этом специфика кооперативной формы настолько велика, что, например, во французской правовой системе, в которой общества делятся на гражданские и торговые, сельскохозяйственные кооперативы не относятся ни к тем, ни к другим. Основная цель, объединяющая сбытовые потребительские кооперативы за рубежом, заключается в обеспечении защиты интересов фермеров в национальном производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, особенно не выдерживающей ценовой конкуренции с импортной аналогичной продукцией. Практика кооперативного движения в России только отчасти использует накопленный кооперативный опыт развитых стран. Одним из перспективных направлений развития сельскохозяйственной кооперации в сельской местности выступают обслуживающие кооперативы по оказанию помощи участникам кооперации в приобретении топлива, семян, удобрений, химикатов, техники, получении кредитов. Также необходимо отметить и комплексную застройку пилотных сельских поселений, и повышение территориальной доступности товаров сельским жителям путем стимулирования развития через систему потребительской кооперации и частного сектора в сельских населенных пунктах, мелкорозничных торговых предприятий, и создание системы государственного информационного обеспечения, информационно-консультационной службы, и меры по содействию сбыту сельхозпродукции через создание торговой и логистической системы на кооперативной основе .

Возникающий в кооперативных структурах эффект синергизма обеспечивает не только увеличение производительности труда, снижение издержек производства, повышение финансовой устойчивости предприятия, но и способствуют развитию сельских территорий, повышению занятости трудовых ресурсов села, сохранению и

обновлению материально-технической базы АПК. Так, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, доля сельскохозяйственных кооперативов среди всех сельхозтоваропроизводителей составляет более 45 % за 2009 г. . Следовательно, современная мировая практика и накопленный российский опыт новейшей истории свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие сельского хозяйства в значительной степени будет определяться использованием преимуществ кооперации, а наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания семейных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание сельскохозяйственных кооперативов.

Возрождающаяся российская сельскохозяйственная кооперация в современных условиях - это не просто тип производства или форма хозяйствования, а экономически обоснованная идеология выживания сельскохозяйственного производителя в жестких условиях рыночной экономики и глобализации экономического пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анциферова, О. Развитие кооперативных форм организации аграрного производства / О. Ан-

циферова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 3. - С. 18-20.

2. Беликова, Е. В. Кооперация мелкотоварного производства как условие обеспечения продовольственной безопасности и повышения занятости сельского населения / Е. В. Беликова, А. С. Черкашина // Эо-номика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 8. - С. 58-61.

3. Гутман, Г. В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации / Г. В. Гутман, Н. И. Чукин, В. В. Калмыков. -М. : Маркетинг, 2002. - 176 с.

4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. // Экономика сельского хозяйства. - 2009. -№ 3. - С. 64-80.

5. О развитии сельского хозяйства: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ. - М. : Юрист, 2006. - 26 с.

6. Толмачева, Н. Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации при переходе мелкотоварного производства на инновационную модель развития / Н. Толмачева, Н. Оксанич // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2008. -№6. - С. 17-19.

7. Ткач, А. Развивать кооперацию в России / А. Ткач, А. Рассказов // Экономика сельского хозяйства. - 2009. - № 2. - С. 26-35.

8. Файн, Л. Е. Перспективы возрождения российской кооперации. Производственные кооперативы в России на пороге XXI века. В 2 т. Т. 2 / Л. Е. Файн. - М. : ЛИКОП, 1996. - 320 с.

AGRICULTURAL COOPERATION DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA

The author discusses the role of agricultural consumers’ cooperative society as part of the agroindustrial complex in Russia and shows its realization in the agrarian policy of Volgograd region in terms of managing co-operative organizational forms of agrarian production. It is marked that a revival of agricultural consumers’ cooperation - purchase-sale, processing and crediting ones - has been given by implementing the priority national project «The development of the AIC» and the State program «The 2008-2012 development of agriculture and regulation of markets of agricultural produce, raw stuffs and food».

Key words: organizational form, co-operative forms, national project, agro-industrial complex, agricultural consumers’ cooperation, agricultural consumers’ cooperative.

21 мая в Министерстве сельского хозяйства России состоялось селекторное совещание по вопросу координации деятельности и задач, стоящих перед региональными центрами компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации.

В совещании принял участие директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец, генеральный директор - председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Браверман, представители региональных органов управления АПК, АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк», а также кооперативных союзов и ассоциаций.

Владимир Свеженец сообщил, что Минсельхоз России ведет планомерную работу по развитию сельхозкооперации, регулярно разрабатывает новые механизмы поддержки и стимулирует увеличение средств на эти цели.

Директор департамента напомнил, что сегодня максимальный размер гранта для сельхозкооперативов составляет 70 млн рублей, из них 60% - средства федерального и регионального бюджетов, 40% - собственные средства кооператива.

В 2017 году из федерального бюджета на грантовую поддержку кооперативов было направлено 1,5 млрд рублей. В результате поддержку получили 174 кооператива в 61 регионе, средний размер гранта составил 10,7 млн рублей. (В 2016 году из федерального бюджета было выделено 900 млн рублей; грант получили 164 кооператива в 44 регионах, средний размер господдержки - 7,5 млн рублей).

«Интерес к развитию сельхозкооперации год от года возрастает. Сегодня мы представляем регионам совместный продукт Минсельхоза России, АО «Корпорация «МСП», АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк», который позволит развивать сельхозкооперацию более эффективно. Задача регионов - детально разобраться в этом и довести информацию до каждого фермера», - сообщил Владимир Свеженец.

Александр Браверман рассказал о комплексе мер поддержки для сельхозкооперативов и фермеров-членов кооперативов.

По его словам, с 2016 года АО «Корпорация МСП» совместно с Минсельхозом России реализуется приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в части развития сельхозкооперации в регионах России.

В рамках приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы АО «Корпорация «МСП» совместно с Минсельхозом России разработаны рекомендации по разработке государственных программ (подпрограмм) развития сельхозкооперации на основе лучших региональных практик. Одновременно в рамках приоритетного проекта проводится работа по определению региональных центров компетенций, с этой целью АО «Корпорация «МСП» разработаны Методические рекомендации по определению положения о центре компетенций в сфере сельхозкооперации.

В настоящее время в регионах определено 36 центров компетенций.

«Центры компетенций в сфере развития сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне будут ключевыми объектами инфраструктуры развития этого направления. Их основная задача - информационно-консультационная и методологическая помощь кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сопровождение их при подготовке бизнес-планов и технико-экономических обоснований, заявок на получение субсидий из федерального и регионального бюджетов, организация и проведение семинаров и сессий; консультирование по использованию сервисов Портала Бизнес-навигатор, разработанного АО «Корпорация «МСП» и многое другое», - сообщил Александр Браверман.

Генеральный директор АО «Корпорация «МСП» рекомендовал регионам ускорить разработку программ и оперативно довести их до непосредственных потребителей.

Предполагается, что центры компетенций обеспечат эффективную (многоуровневую) поддержку и развитие системы сельскохозяйственной кооперации.
Кроме того, центры позволят систематизировать работу по развитию сельхозкооперации, а также будут способствовать увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства заинтересованных в создании сельскохозяйственных кооперативов.

Представители регионов доложили о готовности центров, а также рассказали о проблемах и преимуществах данного направления.

ВВЕДЕНИЕ Термин «сельскохозяйственная кооперация» все чаще встречается в аграрной сфере, в сельскохозяйственной литературе, на полосах газет. Это явление почти незнакомо современному человеку, что негативно сказывалось на развитии всего сельского хозяйства. Это происходило на фоне масштабного развития сельскохозяйственной кооперации в ведущих странах мира с интенсивными высокоразвитыми аграрными технологиями.

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, составляющие тем неменее, индивидуально-семейный сектор сельского хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.

В стране функционирует 261,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (общая площадь земли 19200,4 тыс. га, в среднем на хозяйство 73 га); 16,0 млн. личных подсобных хозяйств (7014 тыс. га; 0,44 га); 14,5 млн. семей занимаются садоводством (1259 тыс. га, 0,09 га), 4,3 млн. семей огородничеством (408 тыс. га, 0,10 га), 19,3 тыс. малых сельскохозяйственных организаций (в них занято 203 тыс. работников) .

В перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего, крестьянских (фермерских) хозяйств и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усиливается, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией).

В результате реформирования крупных и средних неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в крестьянские (фермерские) и высокотоварные личные подсобные хозяйства.

В настоящее время производственный и социальный потенциал фермерских хозяйств, и других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем. Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание сельхозпроизводителями потребительских кооперативов.

В данной работе мне бы хотелось рассмотреть:

1. Что же такое «потребительский кооператив»

2. Определить проблемы, тормозящие развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

3. И роль государства в поддержке потребительских кооперативов.

1 .Основные понятия сельскохозяйственной потребительской кооперации

В данной работе используются определения понятий данные в действующем Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» . Приведем несколько понятий необходимых для данной работы:

Сельскохозяйственная кооперация - система сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов;

Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также - кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также - производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также - потребительский кооператив);

Член кооператива - принимающее личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива физическое лицо либо принимающее участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива физическое или юридическое лицо, удовлетворяющие требованиям настоящего Федерального закона и устава кооператива, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке, принятые в кооператив с правом голоса и несущие по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность;

Ассоциированный член кооператива - физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

Паевой взнос члена кооператива - имущественный взнос члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в паевой фонд кооператива деньгами, земельными участками, земельными и имущественными долями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос члена кооператива может быть обязательным и дополнительным;

Обязательный паевой взнос - паевой взнос члена кооператива, вносимый в обязательном порядке и дающий право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами, предусмотренными уставом кооператива, и на получение полагающихся кооперативных выплат;

Дополнительный пай - паевой взнос члена кооператива, вносимый им по своему желанию сверх обязательного паевого взноса, по которому он получает дивиденды в размере и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

Пай - часть имущества кооператива, отражающая размер участия члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитываемая в стоимостном выражении. Пай члена кооператива складывается из его паевого взноса и приращенного пая. Пай ассоциированного члена кооператива равен его паевому взносу;

Неделимый фонд кооператива - часть имущества кооператива, не подлежащая в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе и используемая на цели, определенные уставом кооператива;

В мировой практике сложились два типа сельскохозяйственных кооперативов: потребительские кооперативы и производственные кооперативы.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов . Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - некоммерческие организации граждан – владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции для снижения затрат или получения дополнительных доходов путем передачи кооперативу функций по реализации, снабжению, переработке продукции и иной деятельности по обслуживанию участников.

Для реализации переданных кооперативу функций его члены формируют паевой фонд за счет денежных и иных взносов. Имущество кооператива является его собственностью. Члены кооператива ведут самостоятельную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции в рамках своих хозяйств, пользуясь услугами кооператива. Деятельность кооператива ведется в интересах его членов, доходы от деятельности кооператива распределяются между его членами. Для осуществления содержания штата наемных работников, укрепления его материально-технической базы члены кооператива вносят ежегодные членские взносы. Потребительский кооператив может обслуживать также любые хозяйства, владельцы которых не являются членами кооператива. Прибыль, полученная от этого вида деятельности, является собственностью кооператива и подлежит налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Характерными признаками (принципами) кооперативных форм деятельности являются:

Добровольность членства, основанного на экономическом интересе, осознании хозяйствующими субъектами необходимости и выгодности объединения;

Самоуправляемость, экономическая и административная независимость предприятия, предполагающая функционирование на свой страх и риск в интересах своих членов (пайщиков);

Равноправие членов кооператива между собой по принципу "один член - один голос";

Подконтрольность выборных органов кооператива своим членам и построение организационной системы кооперации по принципу "снизу вверх";

Объединение членами кооператива на добровольной основе финансовых и материальных ресурсов, необходимых для функционирования совместного предприятия путем участия в формировании паевого капитала, создании общих фондов, самофинансировании, материальной ответственности;

Непосредственное участие членов кооператива в его операциях, распределения полученного дохода пропорционально этому участию, а не размеру паевого капитала.

Главная цель деятельности кооперативного предприятия или организации - не максимизация прибыли, а обслуживание экономических интересов объединившихся товаропроизводителей, достижения определенных выгод для своих членов (в том числе повышение прибыльности хозяйств).

Основные отличия сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, зафиксированные в российском законодательстве, представлены в табл. 1.